Родительское собрание по экологии в детском саду. Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри…

26.08.2019

Татьяна Сердюк
Работа с родителями по экологическому воспитанию. Родительское собрание в подготовительной группе

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Пояснительная записка.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу задачу по воспитанию экологических основ . В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Почему эта проблема стала актуальной? Причина – в деятельности человека в природе. Часто безграмотная точка зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия . Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему, так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании дошкольников . Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры . Что включает в себя понятие «экологическая культура » ? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой и многое другое). В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем , как традиционные формы работы : это родительские собрания , консультации, беседы. Так и нетрадиционные : это деловые игры, круглый стол в форме дискуссии, памятки, рекомендации, шпаргалки для родителей , домашнее задание, телефон доверия, совместные праздники, субботники. Работу проводим в двух направлениях : педагог – родитель , педагог – ребенок – родитель . Прежде чем выстраивать работу , надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей , психологическое состояние семьи, ее микроклимат, статус семьи). По результатам анкетирования, бесед, посещения семьи на дому, объединяем родителей по группам . Традиционные формы работы рассчитаны на большое количество людей и не всегда достигает целей, которые мы перед собой ставим. При выборе форм общения с родителями надо помнить : нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например : при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания » воспитатель проводит предварительное анкетирование, дает задание на дом, приглашает на открытое занятие в группу . С целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием . Родительское собрание мы можем начать с проведения КВН между командами родителей и детей , затем после ухода детей провести дискуссию с родителями , проанализировать данное мероприятия, сделать выводы, поставить перед родителями определенные задачи . Можем предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа : прислушайтесь к голосу птиц, полюбуйтесь красками заката, рассмотрите красоту цветка.

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. На занятиях, прогулках в индивидуальной работе с детьми мы не только учим, но и на практике показываем как нужно вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Мы предложили родителям домашнее задание , совместно с детьми составить правила поведения в природе. И придуманные правила должны соблюдаться. В работе с родителями по экологическому воспитанию , для приобретения опыта поведения в природе используем экологические ситуации . Например : Дети принесли домой ёжика, когда были на прогулке в парке. Хорошо ли это для ёжика? Человек не сможет обеспечить необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле. В беседе с родителями предлагаем словесные ситуации. Например : На ваших глазах ребенок взял камень и начал бросать в птиц. Дайте оценку этому поступку? Как бы вы поступили? Что надо делать, когда встречаете птиц? Надо ли помогать птицам? Как? В итоге вместе с родителями надо сделать вывод : показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение в природе, но и его участие. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Эффективной формой работы с родителями является , круглый стол. «Воспитание доброты к природе » . Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей , дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы не навреди. Для родителей , дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для родителей целесообразно организовать дискуссию. Еще одно форма работы с родителями это памятки , рекомендации, шпаргалки, домашнее задание, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например : что рассказать ребенку, чему его научить, на что обратить внимание. Воспитатель может предложить родителям серию вопросов , которые они будут решать с родителями на природе . Можно знакомить родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями. Например : проверь свои наблюдения и расскажи детям. На открытых мероприятиях с детьми и родителями . Например : «Лесные уроки вежливости» , в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель проводит беседу с родителями . Может дать им конкретные советы, порекомендовать родителям , совместно с детьми зарисовать о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть телевизионные передачи о животных. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям , какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологического воспитания . В старину был такой обычай : пришедшему в дом жениху подсовывали кошку, Если, он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел, если обходился с кошкой грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА : «ЭКОЛОГИЯ И МЫ »

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ .

1. Выступление на тему : «Экология и мы »

2. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей »

3. Совместная выставка рисунков «Доброта к природе» (домашнее задание) .

4. Памятки для родителей . «Словесные игры по экологическому воспитанию для разучивания и занятий с детьми дома».

Ход СОБРАНИЯ.

Уважаемые родители сегодня мы собрались , чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей в частности «Воспитание любви к родной природе в семье» . Мы рады, что Вы откликнулись на наше предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.

Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка, уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателем , но при этом навсегда останется с родителями . А вот когда ребенок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой : доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей . Недаром пословица гласит : «Умел дитя родить , умей и научить» . Родители должны определить для себя цели воспитания , каким они хотят видеть своего ребенка?

Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми .

За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы , угрожающие здоровью и жизни людей.

Как Вы думаете, почему это произошло, в чем причина?

С загрязнением окружающей среды.

С сокращением площади лесов.

С опустынивание почвы, ее засорение.

С изменение климата.

С озоновые дыры.

С этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей : это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и питания.

Трудно найти человека равнодушного к родной природе.

В наставники себе я взял природу-

Великую из всех учителей.

С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка : расширять его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитания желание помогать делом.

У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.

Как же приобщать ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение.

Прежде всего, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустом, кошкой и птицей. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает Загадать загадку о природе, поискать приметы времени года. Прочитать стихотворение, вспомнить песню. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить . Чуткая детская душа, которая с детства познала чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера.

Сколько бы мы не проводили бесед о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Что, прежде всего нам поможет? (ответы родителей ) Да, это прогулки и разнообразные наблюдения, труд в природе. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке. Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей, например : в зимний период – подкормить птиц, стряхнуть снег с веток деревьев. Весной развешивать скворечники. Осенью собирать корм для птиц и т. д.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка . На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим ребенком, понаблюдать за бабочкой, жуком, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.

А какое отношение к природе вы можете воспитывать в детях ?

Как часто вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?

(ответы родителей )

1. Конспект выступления на тему : «Экология и мы » .

Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он ещё учиться управлять собой, чтобы изменить окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня – воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения. Физическая активность ребенка – естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедура закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании . Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение,имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такое абстрактные слова, как «духовность» , «нравственность» , в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология , чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам.

Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявлять свои чувства, рассказывать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить – все это можно рассмотреть как экология чувств , как поведение, сберегающие собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

Экология пространства – это тоже обучающая ситуация : не сорить, не шуметь, эстетическое оформление помещения, не зашумленная обстановка (гармония линий, красок, стиля чистота и порядок, отсутствие лишних вещей и предметов). Культура грамотности звука (речи, музыки, телевизора и другое) .

Если внимательно относится к потребностям ребенка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которое прилагает ребенок, чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людей. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путем расширения прав ребенка : награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребенок уже вполне «взрослый» . Наказание должно носить, пожалуй, ещё более творческий характер, ибо обычно оно фиксирует поступок, а должно направляться на внутренние причины, приведшие ребенка к ошибочному действию. Тогда – то и оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует много терпения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получило подкрепления. Фиксируя своё внимание на поступке ребенка, мы тем самым фиксируем и внимание ребенка на этом действии, таким образом, осуществляется и тренировка того, чего на самом деле хотим избежать. И тогда малыш быстро усваивает, что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым поведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются. Взрослые часто убеждены, что так и должно быть – ребенок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания. Для ребенка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрослого к поступкам малыша, который в чём – то преодолел себя, поборол, например, желание что – то оставить только себе!

Поощрять можно и нужно все стороны поведения малыша. Воспитывает ребенка не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания ) .

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ »

Возрастная группа___

1. Знаете ли Вы, что такое экология , что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей ?___

3. Интересует ли Вас данная проблема?___

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в МДОБУ много внимания уделяется экологическому воспитанию ? В чем это проявляется? ___

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___

6. Поддерживаете ли вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию дошкольников ?___

7. В чем это проявляется? (беседовали с ребенком о природе, оборудовали дома уголок природы, приобрели животных, подкармливаете птиц, ходите с ребенком на экскурсию в природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, цветы, охраняете природу и другое). Нужное подчеркнуть. ___

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? ___

9. Нужно ли это делать? ___

10. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме?

11. как Вы оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?___

12. Ваши предложения, пожелания. ___

СПАСИБО!

4. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

ПОСЛУШАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ И СКАЖИ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.

1. Ходим, ходим по лужку, (Как выдумаете, что нам

Собираем по цветку, не нравится в этом стихотворении

Красный, белый, синий цвет (нельзя рвать цветы)

Замечательный букет.

2. Я кузнечика словил (нельзя ловить насекомых – они погибнут)

В банку с травою посадил,

Пусть покажет, как трещит

Как усами шевелит.

3. В лес зеленый я пойду. (нельзя брать никого из лесу домой)

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬ ДОРОГУ,

ЗАДАЧА. Уточнить экологические знания детей , раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а так же определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу на лугу и в других природных сообщениях.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор.

Ход ИГРЫ.

1. На первой тропинке – тлеющий большой костер.

2. На второй тропинке, можно наступить на муравейник.

3. На третьей, узкой тропинке, между деревьями паук сплел паутину.

4. На четвертой тропинке растет кустарник, а на нем гнездо с птенцами.

Дети обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала нужно потушить костер.

ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ С РЕБЕНКОМ.

Деревья украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи соловьи

Ни звери, ни ягоды, ни грибы.

Ни люди, ни птицы, и не слоны,

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

для родителей «Лечение чесноком»

Чеснок растет в средней полосе, и на жарком юге. Он был хорош еще в древности. Чеснок упоминается в Библии и Коране в качестве овоща, имеющего ритуальное значение. В Европе ежегодно в январе зубки чеснока вешали на деревьях церкви, чтобы избавить прихожан от болезней. И сейчас чеснок пользуется большой популярностью в качестве профилактического средства, предохраняющего от различных инфекционных заболеваний. Во время эпидемии гриппа ставят блюдечки с нарезанным чесноком, который ежедневно меняют.

Но чеснок не только убивает вирусы. Он избавляет от глистов, улучшает сердечную деятельность, стимулирует пищеварение и т. д.

Луковицы чеснока используют как в свежем виде, так и в виде различных препаратов, вырабатываемых фармацевтическими предприятиями.

В народной медицине кашица из чеснока заменяет горчичники при головных болях и болях в груди. Мазь или сок чеснока применяют при бородавках, мозолях. При застарелых гноящихся язвах употребляют настой чеснока на уксусе.

Чтобы от вас не пахло чесноком, достаточно пожевать кусочек свежего корня петрушки или квашеную капусту. Запах пройдет, а польза останется.

2. При первых признаках заболевания ангиной, при простуде и гриппе (головная боль, температура, ломота в теле) в стакан свежего морковного сока добавляют 2-3 зубка натертого чеснока и принимают за 40 минут до еды 2 раза в день в течение 2-3 дней. При этом нужно соблюдать постельный режим.

3. С целью профилактики гриппа детям полезно повесить на шею марлевый мешочек с мелко нарезанным чесноком. Поставить рядом с кроватью блюдце с чеснок.

4. Нередко используется сок чеснока при простудных заболеваниях, насморке : нужно смешать 1 часть свежеприготовленного морковного сока, 1 часть растительного масла и 0,3 части чесночного сока и закапывать по 3-5 капель в каждую ноздрю 3-4 раза в день.

Елена Корчагина

Цель : создать условия для сотрудничества детей и родителей , их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом .

Задачи :

Объяснить родителям необходимость экологического воспитания в дошкольном детстве ;

Создание позитива в отношениях детский сад – ребенок-семья ;

Ход собрания :

Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители ! Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно , в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход , опирающийся на идеи и законы экологии .

Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний , экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи :

Формировать элементарные экологические знания и представления;

Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;

-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;

Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники .

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса) .

Воспитатель : Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания . Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии .

Вопросы к деловой игре : «Компетентность родителей в сфере экологии »

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит : длина – 33, 5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей : переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится : «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?»

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник» , «ранник» , «чирьева трава» ? (подорожник)

25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)

26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

Воспитатель : Уважаемые родители , вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой : уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.




В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.



Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему : «Огород на подоконнике» , где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.


Воспитатель : Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада . И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию» , где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак, первый опыт :

«Лимон надувает воздушный шар» .

Для проведения опыта вам понадобятся : 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.



Опыт с яйцом и водой.

Материалы :

1. Две одинаковые банки с водой.

2. Два яйца.

3. Поваренная соль, ложка.

Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет. В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра) . Размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо. Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.

Опыт «Как вытолкнуть воду?»

Цель : Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал : Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед вами задача : достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок) . (Если родители затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.)

Вывод : камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.



Опыт «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель : Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.

1. Гуляя с родителями по лесу , Аня и Олег увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

Давай, - с интересом ответила Аня.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала :

Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…

Вопрос : Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

2. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш» . Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад , катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме : «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице» .

Вопрос : Правильно ли поступила девочка?

3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.

Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал :

А я и не знал об этом!

Вопрос : Что рассказала Вове старушка?

Воспитатель : Дорогие и уважаемые, родители ! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.

Спасибо за внимание!

Тема: « Экология и мы! »

Время проведения: Ноябрь

Форма проведения: Круглый стол

Участники: родители, педагоги, дети.

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;

Формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;

3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;

4. вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

1. Оформить родителям пригласительные билеты на собрание.

2. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

3. Организовать и провести выставку детских рисунков

4. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на экологическую тему.

5. Подбор музыкального сопровождения.

6. Подготовить памятки с советами для родителей.

7. Оформить фотовыставку «Природа – это сказка».

9. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.

1. Вступление . Презентация с фотографиями детей (музык а 1 )

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец? »

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев).

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце своего сообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова.

«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой,

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год, обучатся нужно

Нас, деревья всех пород

Весь большой лесной народ, Учит крепкой дружбе.

2. Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника..

Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование.

Исходя из увиденных результатов, мы пришли к выводу, что 85 % родителей знают что такое экология и интересуются её проблемами.15 % родителей или не знают, или просто не захотели отвечать на этот вопрос. По вопросу о наличии растений и животных в доме ответило 60 % родителей. Это значит что в большинстве семей есть любимые животные а так же растения за которыми они ухаживают. Очень активно отвечали родители на вопрос о том, чем они могут помочь детскому саду или группе для развития экологической среды-75 %. А это принести цветы, посадить саженцы, поучаствовать в субботнике на территории ДОУ.30 % родителей любят бывать с семьей на природе, в лесу.55 % родителей дают возможность своим детям просматривать телепередачи об экологии. Лишь не большой процент имеют родители по такому вопросу как чтение литературы об экологии. Всего 25 % По остальным вопросом, все родители давали положительные ответы, это означает что работа по экологическому воспитанию ведётся, родители беседуют с детьми, что можно сделать, а что делать нельзя, как во время прогулки, так и дома.

У нас с вами одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

3. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.

Просим вашего внимания, посмотреть видеоролик, о том

«Как появилась наша планета!»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

4.Разминка для родителей. « Разложи по своим местам» Музыка 2

В разных странах мира проблема сбора и утилизации мусора стоит довольно остро, но ее активно пытаются решить. Вводятся новые технологии его переработки. Проводятся социальные проекты, направленные на развитие у населения сознательного отношения к сбору и сортировке отходов. Все эти меры направлены на уменьшение загрязнения окружающей среды. Каждая страна в борьбе с мусорной проблемой имеет свои результаты и достижения.

В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. Нормативными актами четко регламентируются требования к мусорным площадкам, транспортировке, таре для сбора и перевозки мусора, его складированию и классификации.

5. Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания .

А теперь мы предлагаем Вам подумать и продолжить высказывание:

«Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я… »).

Каждый из родителей даёт свой ответ, что бы они сделали, чтобы их ребёнок бережно относился к природе.

5. 6. Видеовопросы от детей.

Наши ребята подготовили вопросы, на которые вы, родители должны ответить.

1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому что молодые)

2.Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная

смородина.)

3.Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)

4.Растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)

5.Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

6.Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

7.Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой

8.Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)

9. Назовите растения,которые носят человеческие имена. (Роза,вероника, Иван-да-Марья,

маргаритка, Иван-чай, василёк и т.д)

10. У кого есть уши на ногах? (У кузнечика)

7.Стихи детей. Музыка 3

А теперь Уважаемы родители мы хотим Вас порадовать стихами, которые расскажут Вам тоже дети!

1-й ребенок.

Берегите, друзья вы природу,-И цветы, и деревья, и луг,И животных, и почву, и воду.Ведь природа надежный наш друг.

2-й ребенок. Дерево, трава, цветок и птица. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

3-й ребенок.

Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встаетСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.Золотая целина…Родина бывает разная,

Но у нас она одна.

4-й ребенок

Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется – природа, Давайте же всегда ее беречь!

5-й ребенок

Я узнал, что у меня Есть огромная родня. И тропинка, и лесок, В поле – каждый колосок, Речка, небо надо мною – Это все мое, родное!

6-й ребенок

Наша планета Земля очень щедра и богата, Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

Дети хором: Береги свою планету, Ведь другой на свете нет.

8.Совместная деятельность родителей и детей. Музыка 4

«Раскрась планету в яркие цвета»

Уважаемые мамы и папы давайте с вами создадим планету будущего, какой она должна быть и в этом Вам помогут ваши дети.

Материал: Раскраска «планета Земля», картон голубого, фиолетового цвета, Манная крупа, предварительно окрашенная с помощью гуаши.

Посыпать на раскраску манную группу голубого, жёлтого, зелёного цвета, на определённые границы на планете- океан, суша и т.д.

9.Сюрпризный момент. Уважаемы гости для Вас мы приготовили тоже сюрприз. Исполнение родителями песни Юрия Антонова « Не рвите цветы, не рвите » ( Плюсовка)

Песня, исполняемая родителями «Не рвите цветы, не рвите». Ю. Антонов .

Итог собрания: Спасибо огромное за исполнение такой замечательной песни, за то, что мы с Вами сегодня собрались.

10. Наше собрание подошло к концу и хочется сказать :(Музык сопровож .)

Музыка 1

Ведущие: 1) Нам жить в одной семье,Нам жить в кругу одном,Давайте будем мы дружны и сохраним наш дом.

2) Чтоб каждый маленький юнец, Сорвав цветок, сломав дубок.Подумал, что же сделал он? И дал ответ на свой вопрос -Я погубил все там где рос!

Оба: Давайте же, родители, подумаем и мы,-Как заложить в детишках фундамент доброты. Как научить их край любить,

Природу охранять.

Всегда защитниками быть

И никого не обижать!

Музыка 4

Собрание заканчивается в музыкальном сопровождение

Родителям раздаются работы, сделанные совместно с детьми.

Приложение 1

Экологические задачи

Оцените ситуации, что в них сделано не так. Первая ситуация. - Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, – предложил Ваня.Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, – возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара). Вторая ситуация. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. Третья Ситуация Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).Четвёртая ситуация Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. -Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, – предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками).

Пятая ситуация.

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет

у нас дома.

-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

(Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился

летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.)

Шестая ситуация

Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу

плавало много маленьких рыбок.

Дайте мне баночку, я наловлю рыбок – попросил Сережа родителей.

Нельзя их ловить, – сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

(Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а

в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет

мало рыбы.)

Седьмая ситуация

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

Давай поймаем ее, – попросил Витя.

Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.

От них, все равно, ни какой пользы – ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?

(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.)

Восьмая ситуация

В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели

птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей

не разрешила. Почему?

(Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же,

в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если

срывать цветы, насекомые останутся без домиков.)

Подведение итогов. Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Приложение 2

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Ф.И.О_______________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ________________________________________________________________________________________________________

2. Интересует ли Вас лично данная проблема?_________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

3. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _____________________________________________________________________

4. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?_______________

____________________________________________________________________________________________

5. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?____________________________

____________________________________________________________________________________________

6. Посадили ли Вы дерево?______________________________________________________________

7. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?____________________________

8. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?__________________________________________

9. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?______________________________

10. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?_____________________________________________

11. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?____________________________________________

12. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?___________________

______________________________________________________________________________________________

13. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

14. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

15 .Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

16 .Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

17. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии? __________________________________

________________________________________________________________________________________________

18. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

В чем это проявляется?_________________________________________________________________

19. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ________________________

Нужно ли это делать? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Родительское собрание «Природа и мы»

Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе. Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде. Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Содержание родительского собрания:

Сообщение на тему «Обострение экологических проблем на современном этапе».

1.Анкетирование по экологическому воспитанию.

2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».

4.Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка».

5.Конкурс «Народная мудрость».

Список литературы:

1.Журнал «Ребенок в д\с» №5 - 2002г.;

2.Малыгина А.С. «Играя, учимся»;

3.Молодова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми»;

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 - 2003г. З.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой».

1.Сообщение «Обострение экологических проблем на современном этапе» воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.

В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологиче¬ская. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

Физическая активность ребенка - естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья - важные шаги в экологическом воспитании.

Психическая активность - это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3-7 лет у ребенка осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.

Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить - все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

Может возникнуть вопрос: для чего объяснять детям, а в особенности родителям забивать голову данной проблемой? Нужно ли детям дошкольного возраста знакомится проблемами окружающей среды?

Возможно это и так, но необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок мал и ходит по всюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим воспитанием. Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с природным окружением необходимо начинать именно на этом этапе развития детей. И для того чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы?

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако на современном этапе, в эпоху технического прогресса усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека.

Чрезмерные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящие к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у людей нет никакой экологической культуры, именно поэтому работу по ознакомлению детей с экологией необходимо начинать так рано.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Деловая игра «Природа – наш дом»

1. Анкетирование по экологическому воспитанию. (приложение №1)

2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа»

Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:

а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?

б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?

в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?

г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка».

Воспитатель: Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.

А какие народные приметы Вы знаете? (Ответы родителей)

3.Игра «Ассоциации».

Участники по очереди называют объекты природы, животного и растительного мира, связанные какой-либо ассоциацией, таким образом выстраивается ассоциативная цепочка.

4.Игра «Вершки-корешки».

Ведущий называет или показывает овощи, играющие делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

5. «Народная мудрость»

Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

Сломать дерево не долго \ растить годы

Много леса не губи \ мало леса береги

Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое

В поле свез навоз \ с поля хлеба воз

Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром

Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка

Весной дождь растит, \ а осенью гноит

Весна красна цветами, \а осень хлебами

Рощи да леса \ родного края краса.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

Приложение №1.

Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Родительское собрание во 2 младшей группе

Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде. Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

План проведения:

Вступительное слово.

воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание детей с раннего детства – одна из актуальных тем нашего времени. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.

О том, какая работа проводится с детьми по экологическому воспитанию в группе расскажет Светлана Александровна(Презентация)

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.

В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

2 . Как говорил известный эколог » (В. А. Алексеев).

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе. .

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.

Давайте же, родители, подумаем и мы,

Как заложить в детишках фундамент доброты.

Как научить их край любить,

Природу охранять.

Всегда защитниками быть

И никого не обижать!

Сейчас мы посмотрим познавательный фильм,который поможет нам повысить экологические знания и применить их в воспитании детей.

Просмотр Фильма

После просмотра

Вывод: У нас с вами одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.

2.Игры с деревом.

3.физминутка

4.Решение экологических задач

Первая ситуация .- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня. Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

(Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара).

Вторая ситуация .Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Третья Ситуация Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей ).

Четвёртая ситуация .Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. -Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками).

Пятая ситуация .Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила ?(Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.)

Шестая ситуация .Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа ?(Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.)

Седьмая ситуация Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.-Давай поймаем ее, - попросил Витя.-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.-От них, все равно, ни какой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?

(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.)

Восьмая ситуация В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему ?(Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же,в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.)

а вот как поступила мама в стихотворении Асадова,согласны ли вы?

4. Прослушивание стихотворение Асадова "Царица -гусеница"

Смотри, смотри, какая раскрасавица.

Мальчишка смотрит радостно на мать –

Царица – гусеница! Правда нравится?

Давай её кормить и охранять.

И вправду, будто древняя царица,

Таинственным сказаниям сродни,

На краснобоком яблоке в тени

Сияла золотая гусеница.

Но женщина воскликнула:- Пустое!-

И засмеялась: - Ах ты мой сверчок!

Готов везде оберегать живое,

Да это же вредитель, дурачок!

В четыре года надо быть мужчиной!

Соображай. Ты видишь: вот сюда

Она вползёт, испортит сердцевину,

И яблоко хоть выброси тогда.

Нет нам с тобой такое не годится.

Сейчас мы глянем что ты за герой –

Она стряхнула с ветки гусеницу:-

А ну-ка размозжи её ногой!

И мальчик мину напуская злую

И подавляя в тайне тошноту,

Шагнул ногой на тёплую, живую

Жемчужно-золотую красоту…

Вот это славно! Умница, хвалю –

И тот стремясь покончить с добротою,

Вскричал со зверски поднятой ногою.

Кидай ещё! Другую раздавлю!

Мать с древних пор на свете против зла.

Но как же этой непонятно было,

Что сердцевину яблока спасла,

А вот в мальчишке что-то загубила.

воспитатель:Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

5.Загадки

Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

6.Игры с бусами экологического содержания

«Дорожка»

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).

«Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

«Бабочка»

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

воспитатель: как вы думаете почему рисование бусами полезно для детей?

7.Итог

Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх обсудили ситуации, которые так важны. Наша задача: обогащать и расширять знания детей.

Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Спасибо за внимание!


© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты