Технология исследовательской деятельности в детском саду. Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

24.07.2019

Технология исследовательской деятельности в детском саду

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С. Гин

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Учебное исследование в детском саду рассмотрено в рамках программы «Одаренный ребенок в массовой школе» А.И. Савенковым. Автор определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной зарубежной педагогике:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, которыйпозволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента , в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающегомира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование ». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Н.К. и Е.И. Рерих проповедуют творчество, радость, преодоление преград несовершенства, созидание, неприятие отрицания и гнева. Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы , поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Разрабатывая содержание и технологии руководства экспериментальной деятельностью детей, мы ориентировались на принцип единства фило- и онтогенеза. Данный принцип предполагает, что ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет культурно-исторический путь человечества. Исторически экспериментирование возникает в деятельности, когда субъект (человечество, ребенок) противопоставляет себя объекту (природе, предметам, физическим явлениям). С этого момента освоение действительности выступает как процесс постоянного совершенствования собственной деятельности и обогащения творческого опыта. Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребенка.

Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования , как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальнуюактивность илюбознательность ребенка.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специальноорганизуемыйпедагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка , обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия -таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого,созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами - позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи :

  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
  • знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
  • Формировать у детей элементарные географические представления.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • В отличие от существующих работ по умственному развитию детей (И.С. Фрейдкин «Ознакомление с неживой природой», В.Н. Аванесова, Г.В. Урадовских «Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности» и др.), данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.

    При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному». При разработке методов обучения мы опирались на теоретические положения Ю.К. Бабанского, который указывал на необходимость соблюдения следующих связей, обусловливающих создание целостного образовательного процесса: «Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями. Связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, воспитания и развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания. Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации образовательного процесса». Эти теоретические положения позволили нам построить содержание программы «Детское экспериментирование» и развивающие технологии работы с детьми. Данная программа содержит разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества», «Человек и законы природы». Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений» по таким критериям, как создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира; знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; знакомство с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); знакомство с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т.п.); развитие любознательности и поддержка инициативы детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.); создание условий для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями; рассказы о Земном шаре, атмосфере (знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр.); знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказы о тайге, тундре, пустыне и пр.; использование художественной литературы, картин, слайдов для ознакомления детей с условиями жизни на Крайнем Севере, в джунглях и т.д.); рассказы о природных богатствах недр Земли (добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.); создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением и пр.); создание условий для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.

    Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

    Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    1. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

    деятельности:

    Эвристические беседы

    Постановка и решение вопросов проблемного характера

    Наблюдения

    Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

    Природе)

    Опыты

    Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

    трудовой деятельности

    - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

    Использование художественного слова

    Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

    ситуации

    Трудовые поручения, действия

    Создание условий для развития у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями

    О физических свойствах окружающего мира

    Географических представлений

    Элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях

    Знакомят детей с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.

    Знакомят с основными характеристиками движения: скорость, направление и др.

    Рассказывают о земном шаре и атмосфере.

    Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.

    Знакомят с разными видами ландшафта.

    Развивают представления о природных богатствах недр Земли.

    Показывают Солнечную систему, рассказывают и читают о затмениях Солнца и Луны и т. д.

    Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

    Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

    Читают о видах поселения люд

    Оборудование для исследовательской деятельности

    1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

    2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного

    размера, резиновые перчатки.

    3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

    4. Резиновые груши разного размера.

    5. Пластиковые, резиновые трубочки.

    6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

    7. Пластиковые контейнеры.

    8. Рулетка, линейка.

    9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,

    термометр.

    10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

    11. Цветные прозрачные стеклышки.

    12. Лупы, зеркала, магниты.

    13. Лопатки, грабли, лейки.

    14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для

    самостоятельной исследовательской деятельности.

    Материал, подлежащий исследованию

    1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

    уголь.

    2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские

    Шампуни, пенка для ванн).

    3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

    4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

    мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

    орехов.

    5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

    кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Правила безопасности жизнедеятельности детей

    1. Работа под наблюдением взрослого.

    2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

    3. Грязными руками не трогать глаза.

    4. Не брать руки в рот.

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

    ***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    ***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

    ***Развивать поисково - познавательную деятельность детей как интеллектуально - личностное, творческое развитие.

    ***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

    *** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.

    *** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.

    *** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы - вода, лёд, снег и т. д.

    Детская любознательность,

    постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

    У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.

    «Такая разная ткань» .

    Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.

    Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

    Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.

    Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

    «Рассматривание песка через микроскоп» .

    Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .

    Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

    «Потребность растений в воде» .

    Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.

    «Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .

    Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

    Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

    «Мир бумаги»

    Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

    Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

    «Измерение размеров изображения с помощью линз» .

    Цель : познакомить с оптическим прибором - линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

    «Мир насекомых» .

    Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

    Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

    «Что мы знаем о времени»

    Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .

    «Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

    Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

    «Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.

    Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

    «Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

    Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

    Конспект блока совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"

    Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

    Задачи:
    1.Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
    2.Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и способы их проявления: нагревание, йодная настойка.
    3.Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
    4.Развить у детей самостоятельность, умение осуществлять поисковую деятельность.

    Материалы:
    Проектор,фрагмент мультфильма «Маша и Медведь», сумка «Тысяча мелочей», книги «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедия», инструкция по изготовлению йодного раствора, клеенки для столов, чаша под раствор, рабочие листы на каждого ребенка, кисти на каждого ребенка, акварельные краски, фен, яблоко, лимон, молоко, йод, миски, фартуки, бандероль, ручки-невидимки на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.

    Ход
    Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Скажите, вы любите мультфильмы? А у вас есть самые любимые? Ответы детей. У меня любимый это «Маша и Медведь».
    Я тоже очень люблю эту непоседу Машу, которая все время ищет приключения.
    А вы знаете, что такое электронная почта?
    Сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Маши и видеоролик ее приключения. Я вам сейчас его покажу.
    Воспитатель показывает фрагмент мультфильма «Маша и Медведь» под названием «Фокус» (фрагмент, где у Маши вырастает длинный нос ), потом электронное письмо с просьбой о помощи (скриншот страницы с электронной почты: "Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Помогите вернуть на место мой нос. Высылаю записку, которую написал мне Мишка. Я не могу ее прочитать". и инструкцию от Мишки (инструкция – чистый белый лист бумаги, на котором невидимыми чернилами написаны волшебные слова ).
    Воспитатель распечатывает письмо и пытается его прочитать.
    Воспитатель: Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать?
    Дети пытаются понять, что же там написано.

    Воспитатель : Что же делать? Как нам прочитать инструкцию? Ответы детей.
    Может быть, нам поискать в какой-нибудь книге? Ответы детей. А что же это за книга должна быть? Ответы детей.
    Сейчас мы посмотрим в моей сумке «Тысяча мелочей», может быть там мы найдем нужную книгу, в которой будет ответ.
    Воспитатель ищет в сумке книгу и достает «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедию». Дети делают вывод о том, что им необходима книга «Юный исследователь». Они начинают её листать и находят в книге «Юный исследователь» вложенную страницу, где показано, как и из чего надо сделать раствор для проявления текста (на листе бумаги нарисован стакан, наполненный наполовину водой, шприц и йод)
    Воспитатель : В какой книге мы нашли инструкцию? (Книга «Юный исследователь») Сегодня мы сами превратимся в исследователей. Вы знаете кто это такие? Ответы детей. Наша группа сегодня будет лабораторией, где мы будем проводить наши исследования. Но прежде чем приступим к работе, давайте наденем передники, чтобы не испачкаться я напомню вам правила поведения в лаборатории.
    Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
    Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
    Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
    Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

    А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Скажем дружно: Удачи!»
    Воспитатель: Вот теперь мы готовы приступить к работе. Приступаем к приготовлению проявляющего раствора? Посмотрите в инструкцию, что нам понадобится? Дети смотрят инструкцию по приготовлению раствора.
    Дети : Нам нужна вода, йод и шприц. Надо смешать воду и йод для получения нужного раствора.
    Воспитатель : Что такое раствор? Ответы детей.
    Конечно же в моей сумке найдется йод и шприц. Вы пользуетесь йодом? Ответы детей.
    Воспитатель достает йод и шприц. Дети делают раствор согласно инструкции.
    Воспитатель: Теперь посмотрим, что у нас получилось? Давайте я попробую проявить текст.
    Воспитатель проявляет записку.
    Текст записки:
    «Фокус – покус – тру-ля-ля
    Нос, вернись на место!»

    Воспитатель : Ребята, мы смогли прочитать записку, но секрет чернил нам не известен. Давайте попробуем узнать секрет Мишкиных чернил.
    Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? Ответы детей. Давайте подумаем, что же Мишка мог использовать? Давайте порассуждаем: живет он в лесу. У него есть фруктовый сад. Что получают из фруктов? (Сок). Еще Мишка часто варит для Маши кашу. Что нужно для каши? (Молоко). Давайте еще возьмем белую краску, как вы предлагали и посмотрим, что получится.
    Я сейчас поищу всё это в своей большой сумке.
    Воспитатель достает бутылочки с яблочным и лимонным соком, молоко и акварель.
    Воспитатель : Ребята, я нашла яблочный и лимонный сок, молоко и акварель.
    Сейчас проведем исследования и узнаем, какой жидкостью Медведь написал секретное письмо. Приглашаю вас за столы.
    Послушайте внимательно, что вы сейчас будете делать.
    У вас на столах стоят стаканчики с картинками (рассмотреть и разлить жидкости), синяя мисочка для йодного раствора, салфетки для промокания кисточки, тряпочка, чтобы протереть стол, если вдруг что-нибудь прольется и рабочий лист. Давайте его внимательно рассмотрим. Лист разделен на 4 части. В каждой части есть своя картинка, которая обозначает, каким веществом вы должны сделать запись. А напишете вы первую букву своего имени. Там, где нарисованы краски, чем вы будете писать букву? Где нарисовано яблоко, чем будете писать? Что вы будете писать? Каждый раз, после написания буквы кисточку нужно промыть в чистой воде и промокнуть сухой салфеткой. Это очень важно, чтобы наш эксперимент получился!
    Когда напишите во всех 4-х частях, вы подойдете ко мне, и я феном высушу ваши буквы.
    После этого вы снова вернетесь за столы и кисточкой нанесете наш волшебный проявляющий йодный раствор на все буквы по очереди. Посмотрим, что получится, может, узнаем Мишкин секрет. Вам понятно задание?
    Самостоятельная работа детей. Дети выполняют задание .
    Воспитатель : Итак, чем Миша написал свою записку?
    Дети : Лимонным соком.
    Воспитатель : Молодцы, ребята! Вот мы и узнали секрет Мишкиных чернил. Вы знаете, что такое СМС? Давайте отправим Маше СМС с разгадкой, чтобы в следующий раз она смогла сама прочитать или написать такую записку.
    Воспитатель отправляет СМС от детей и получает ответ от Маши.
    Электронное письмо от Маши: видеоролик, где у Маши снова прежний облик + электронное письмо (скриншот страницы с электронной почты: "Спасибо, ребята, за помощь! Без вас я не смогла бы расфокусироваться!Отправляю вам бандероль с подарками."
    Воспитатель: Кто знает, что такое «бандероль»? Ответы детей.
    Воспитатель : Мне на телефон пришла СМС, что бандероль нам уже доставили. Пойду, посмотрю.
    Воспитатель из-за двери выносит бандероль, в которой находятся ручки-шпионы.
    Воспитатель : Но прежде чем мы узнаем, что же прислала Маша хочу у вас спросить. Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Спасибо ребята за помощь, без вас Маша бы не расфокусировалась и не вернула бы на место свой нос. Вы не бросили Машу в беде и помогли ей.
    Воспитатель раздает ручки-невидимки и блокнотики. Дети пробуют ими что-нибудь написать или нарисовать, и приходят к выводу, что ничего не видно.

    Название:
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

    Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

    Образовательная область: Познавательное развитие

    Вид деятельности: Познавательно-исследовательская

    Программное содержание:

    Закрепить , умение поэтапно проводить сбор информации, применять изученные методы, фиксировать графически информацию, используя в работе дневники исследователей;

    Учить детей определять где можно найти отражение и устанавливать от чего оно зависит;

    Развивать кругозор, экспериментальные, логическое мышление , память, внимание;

    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, аккуратность.

    Предварительная работа: изучение определений: отражение, искажение, серебро, ртуть, олово, фон, познакомить с историей возникновения этих понятий; чтение басни «Мартышка в зеркале…», «Королевство кривых зеркал»; игры малой подвижности «Найди свое отражение».

    Методические приемы: бесед а по вопросам, эксперимент, решение проблемных задач, работа с дневниками, работа в парах.

    Материал: карточки с символическим изображением «методы исследования»; на каждом столе: зеркала разной формы и размера, стекла, посуда с водой; ложки, вилки, ножи, пузырьки разной формы; головные уборы для « ученых — исследователей»; подготовленные дневники исследователей, фломастеры, карандаши,; стол для экспериментов, бейджики для каждого ребенка.

    Ход занятия.

    Сегодня мы снова будем работать на территории исследовательской станции. Уважаемые коллеги, прошу вас приготовиться к проведению исследования. Но для начала я хочу предложить надеть бейджики ученых-исследователей. Занять свои рабочие места, приготовить дневники.

    Начинаем исследование.

    — Мы уже с вами определили тему исследования. Назовите ее.

    — (Где можно найти свое отражение?)

    — Совершенно верно. Как ее обозначим в дневниках исследователей?

    — (Буквой «О»…)

    — Теперь необходимо вспомнить этапы исследования. Прошу пройти к исследовательскому экрану и показать этапы исследования ученого-исследователя Дмитрия.

    Что необходимо сделать на первом этапе исследования? Поднимите карточки…

    — (Подумать самостоятельно…)

    Подумаем, что такое отражение?

    — (То, что мы видим в зеркале…)

    Обозначим графически. Напишем цифру 1. Если смотримся мы, значит, в зеркале видим себя. Как мы можем обозначить эту мысль?

    — (Нарисуем фигуру человека…)

    — А как графически обозначить, что мы видим свое отражение?

    -(Рядом точно такую же фигуру, только в прямоугольнике, то есть в зеркале…)

    — Где еще можно увидеть свое отражение?

    — (В окне, стекле, воде…)

    Обозначим графически. Нарисуем окно, кран с водой.

    Следующим этапом нашего исследования станет наблюдение. Поднимите вверх карточку, обозначающую этот этап.

    — Пройдите по группе и найдите предметы, в которых вы можете найти свое отражение?

    — (В телевизоре, на столе…)

    Зафиксируем наши наблюдения. Цифра 2. Телевизор, стол – графически.

    На каких поверхностях вы видели свое отражение?

    — (Ровных, гладких….)

    — Как обозначим?

    -(Нарисуем ровную линию, гладкую…)

    — А теперь пройдите к столу в лаборатории. На столе находятся предметы, посмотритесь в них. Какое отражение вы в них видите?

    — (Не ровное, кривое, смешное….)

    — Как вы думаете, почему такое отражение?

    — (Так как предметы гладкие, но не ровные…)

    — Да, все эти предметы отражают изображение, но искажая его, делая не ровным, смешным. Как этот этап обозначим в дневниках исследователей?

    — (Обозначаем этап цифрой 3, рисуем предметы, в которых вы видели искаженное изображение: вилка, пузырек, а на них линию, но не ровную…)

    Физминутка (дети расходятся по группе в поисках предметов, которое искажает отражение.)

    Вам необходимо найти в группе предметы, которые могут отражать, но искажать отражение.

    А теперь проведем Эксперимент. Прошу вас поднять карточки, которые обозначают данный этап. Выясним, как же зеркала отражают предметы.

    На ваших столах лежат листы. Напишите на них красиво, ровно печатными буквами слово НОС.

    — Положите зеркала на стол и положите листы, на которых написано слово перпендикулярно, прочитайте слово. Что получается?

    — (Слово СОН)

    Зеркало меняет последовательность букв на обратную, поэтому в зеркале следует читать не слева на право, а наоборот.

    — Зафиксируем результаты эксперимент. Напишем большую букву Э (цифра 4). Запишем слово НОС поставим стрелочку и запишем слово СОН.

    — Где еще вы встречались с таким отражением? Отражением наоборот?

    — Еще один этап исследования поможет нам узнать что-то новое – это поиск в ИНТЕРНЕТЕ, но мы не имеем возможности им воспользоваться, а вот Марина И. вместе с папой и мамой поискала информацию и подготовила познавательное сообщение о предмете, в котором вы можете увидеть свое отражение.

    Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

    Познавательное сообщение.

    Что такое зеркало? Это гладкая поверхность, которая отражает свет и другие предметы.

    Возможно, древним людям зеркалом служила вода (в луже, в реке, озере), но мы, наверное, не узнаем, когда человек придумал зеркало. Но точно известно, что сначала зеркала делали из металлов, а отражение в таком зеркале было не точным, мутным.

    Позже зеркала стали делать из гладкого стекла со слоем металла сзади. Но само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает узкий слой серебра, а стекло только предохраняет его от царапин и повреждения.

    Первые стеклянные зеркала из олова и ртути стали делать в Венеции. Мы используем их и по сей день.

    Что полезного об отражении вы узнали из сообщения?

    — (Что сначала зеркала делали из металлов…)

    — Обозначим информацию из интернета буквой «И». Как мы ее зафиксируем?

    — (Можно нарисовать прямоугольник и закрасить его…)

    — Где начали изготавливать первое стеклянные зеркала из олова и ртути?

    — (В Венеции)

    — Поставим букву «В» — Венеция.

    — Уважаемые сотрудники, скажите, нужна ли нам дополнительные этапы исследования?

    — (Нет, мы все выяснили…)

    — Для данного исследования достаточно информации. Поэтому теперь приступим к презентации нашего исследования. (дети выступают по желанию, остальные задают вопросы выступающим).

    — Есть вопросы у сотрудников исследовательской станции?

    — Наша исследовательская станция на сегодня завершает свою работу. Хочу поблагодарить за помощь сотрудников и вручить им благодарственные письма за проделанную работу. Вы настоящие умелые научные сотрудники. Раздать благодарности).

    Рефлексия.

    Подойдите к столу и выберите себе смайлик с настроением, которое было у вас на протяжении всего исследования. Прикрепите его к своим благодарностям! Спасибо за работу.

    Название: Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»
    Номинация: Исследовательская деятельность в доу конспекты занятий по фгос, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

    Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ д/с №82 г. Белгорода
    Месторасположение: г. Белгород

    Подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний.

    Особенности проведения исследований у дошкольников

    У дошкольников элементы познавательной деятельности включены в ролевые игры. Многие психологи и педагоги в своих работах указывали важность их разнообразных видов. Именно игры помогают малышу понять связь отдельных деталей, действий, создать четкое представление об определенном объекте.

    Важность исследований для дошкольников

    По мере взросления ребенка происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности, в нее включаются более сложные элементы. Благодаря данным процессам, дошкольник удовлетворяет свою любознательность, расширяет запас знаний, меняет собственные представления об окружающем его мире.

    Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину.

    Функции познавательно-исследовательской деятельности в ДДУ

    Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка.

    1. Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы).
    2. Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений.
    3. Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности.
    4. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.

    Детей способствует расширению кругозора, освоению представлений о социальном и природном сообществе, формированию простейших исторических и географических знаний.

    Способы активизации познавательной деятельности дошкольников

    Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.

    Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации.

    Как выражается активность дошкольников

    Активность выражается в способности самостоятельного выбора ребенком определенных видов деятельности. Воспитатель или психолог наблюдает за поведением малыша во время ролевой игры, анализирует желание к общению с другими ребятами, лидерские качества. Затем проводится анализ полученной информации по специальным методикам и технологическим картам, и делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.

    Разновидности познавательной активности дошкольников

    В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников может проявляться в действиях по предложенному воспитателем образцу. Для подобного варианта наставник предлагаем малышам схемы, алгоритмы действий. Исполнительная активность состоит из принятия малышом определенной задачи, выбора варианта своих действий на основе предложенных образцов, получения личного результата.

    Приёмы стимулирования саморазвития дошкольников

    Познавательно-исследовательская стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче. Мудрый наставник делает вид, что сам не знает ответа на данный вопрос, и только малыш сможет помочь ему в этом, так и начинается совместная познавательно-исследовательская деятельность. по ФГОС также предполагает разнообразные виды проектов и исследований, проводимых под непосредственным руководством воспитателя. Постепенно педагог уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самостоятельного получения результатов эксперимента, опыта. Для стимулирования дошкольников по мере работы воспитатель задает им вопросы: «Как ты думаешь, чем закончится твой эксперимент?», «Что нового ты узнал на данном этапе работы?».

    Постепенно воспитатель становится тьютором, он уточняет алгоритм действий ребенка, помогает ему делать схемы, чертежи. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе подразумевает применение приемов творческого воображения. Ребенок учится представлять результат своей работы. Например, если перед дошкольником поставлена задача - вырастить кристаллы поваренной соли, он должен представить, как они будут выглядеть. После того как опыт будет успешно завершен, ребенок сравнивает свое первоначальное представление с реальной картинкой, делает выводы о сходстве, различии образов.

    Тот опыт, который позволила накопить малышу познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, станет его личным результатом, он сможет использовать его при обучении в школе.

    Пример исследований о хлебе в ДОУ

    Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. Назвать такое исследование можно по-разному: «Откуда пришёл хлеб?», «Что такое белое золото?», «Почему батон покрывается плесенью?».

    В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований.

    В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Старшая группа занимается поиском информации о составе хлеба. Воспитатель ставит перед ними задачу установить те компоненты, которые нужны для выпекания вкусных булочек и батонов. Итогом данного этапа будет перечень ингредиентов, без которых невозможно испечь хлеб.

    В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат. Они должны познакомиться визуально с технологией изготовления булок и хлеба, подтвердить ту информацию, которую собрали в сентябре о компонентах хлеба.

    В ноябре дети получают домашнее задание. Они вместе с родителями должны попробовать себя в роли настоящих пекарей, освоить основные этапы создания вкусного белого хлеба.

    В декабре завершается познавательно-исследовательская деятельность. Подготовительная группа приглашается на дегустацию тех вкусных пирогов и плюшек, которые вместе с мамами и папами сделали будущие первоклассники.

    Изучение времен года

    Интересным вариантом для исследовательской деятельности в детском саду можно считать изучение времен года. Основная цель, которую ставит при этом воспитатель - закрепить и углубить те знания, которыми уже владеют ребята. Проводить подобное исследование можно по группам. Малыши получают свои собственные задания, специальную карту наблюдений и журналы для оформления полученных результатов. Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Втора группа будет заниматься температурным режимом, привлекая себе на помощь родителей. Третьей части предстоит выяснить, насколько сильными за это время были ветра. После того как ребята завершат свои наблюдения, составляется полная картина. Итогом такого индивидуально-коллективного проекта будет полная характеристика погодных условий в определенный сезон. Для развития творческого воображения малышей воспитатель дает им дополнительное задание - придумать подходящую одежду для этого времени года, выполненную из нетрадиционных материалов. Лучшие работы можно «внедрить в реальность», сделав на совместном празднике родителей и детей настоящий модный показ.

    Анализ продуктов питания

    Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания. Это актуально, ведь по новым стандартам особое внимание уделяется формированию у будущих школьников навыков здорового питания, привитию им интереса к здоровому образу жизни. Для начала вместе с воспитателем ребята анализируют состав разных продуктов питания, узнают о том, какие важные химические вещества, микроэлементы, витамины, обязательно должны присутствовать в дневном рационе каждого человека. Для повышения мотивации начинающих исследователей воспитатель проводит ролевые игры. Дети становятся поварами, кондитерами, докторами, чтобы понять, насколько важно правильно и своевременно питаться. Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Во время прогулок малыши предлагают своему воспитателю активные игры, вместе придумают шуточные задания для спортивных соревнований. Итогом работы могут стать спортивные старты, где будут представлены смешанные команды детей и их родителей. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты.

    Заключение

    Познавательная деятельность должна начинаться со средней группы детского дошкольного учреждения. При четком планировании подобной работы можно будет рассчитывать на развитие у детей самостоятельности.

    © sblogg.ru, 2024
    Сонник. Восточный календарь. Интересные факты