Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении. Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности Живопись как средство экологического воспит

16.10.2019






Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть изобразительную деятельность как одно из средств экологического воспитания дошкольников. 3. Изучить методику использования изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. 4. Провести анализ опыта работы педагогов по использованию изобразительной деятельности как средства экологического воспитания. 5. Выяснить роль изо деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников с помощью педагогического эксперимента.


Для анализа опыта педагогов использовала опыт отраженный в издании журналов «Дошкольное воспитание» за период с годов.


Всего проанализировано 68 журналов в них выявлено 53 статьи по теме экологического воспитания дошкольников из общего числа журналов, из них с содержанием материала по использованию изобразительной деятельности как средство экологического образования выявлено 21 статья, общего количества журналов.







Текстовая часть публикации

Обобщение педагогического опыта

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности»

Составитель: воспитатель

Шутемова Наталья Геннадьевна
1

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности

Введение
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский. Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе». В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря и озёра, в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения Землян! Под будущим понимается время, отдалённое от нас отнюдь на столетиями. Учёные не уверены в том, смогут ли дети следующего столетия купаться в реке, море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов и трав, любоваться звёздным небом. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь они обращаются к учению В.Н. Вернандского о биосфере. Он впервые сформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее биосферы – это сфера разума. Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой. 2
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XI век наречён мировым сообществом «Столетием окружающей среды». С принятием Законов Российской федерации «Об охране окружающей среды» и « Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента России «По охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. В регионах страны созданы системы непрерывного экологического образования, первым звеном которых является дошкольное, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В настоящее время происходит изменение традиционной иерархии ценностей, социокультурных установок, целей, человеческой меры разумности в отношении к природе утверждающих человека творящего, а не человека потребляющего. Происходит понимание первостепенности экологической деятельности во взаимодействии человека с природой, необходимости гармонии между ними. К.Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её и бережно к ней относиться. Для этого необходимо осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, формировать у детей экологическое сознание, являющееся ядром экологической культуры, включающее в себя эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. Таким образом, экологическое воспитание помимо воспитания гуманного отношения к природе (развитие экологической культуры, нравственное воспитание), формирования системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), предполагает также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, 3
желания сохранить её), определяющих и обуславливающих прежде всего заинтересованное отношение к природе. Особенностями восприятия детьми прекрасного в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию: Л.Шлягер, В.Шмидт, Е.Тихеева и др. Можно предположить, что применение художественно- эстетических средств способствует формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Поэтому ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – повышение эффективности формирования экологической культуры дошкольников за счёт применения художественно-эстетических средств. Её решение определяет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение влияния художественно-эстетических средств на процесс формирования экологической культуры. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают художественно- эстетические средства, используемые в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является роль художественно- эстетических игр в процессе формирования экологических знаний детей о живой и неживой природе. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ предполагает, что если применять художественно-эстетические средства, то формирование экологической культуры дошкольников будет проходить более эффективно. Учитывая объект, предмет, цель и гипотезу исследования, мы сосредотачиваем внимание на решении следующих ЗАДАЧ: -анализировать научную и методическую литературу по исследуемой проблеме; -определить влияние художественно-эстетических средств на формирование экологической культуры и экологических представлений о живой и неживой природе детей дошкольного возраста; -создавать условия для развития способности художественного видения мира, развития эстетических чувств, экологических представлений дошкольников; -предложить технологию формирования экологической культуры детей, основанную на использовании художественно-эстетических средств в экспериментальном исследовании. Теоретическую основу работы составили следующие положения: 4
-о важности дошкольного этапа развития ребёнка как первой ступени формирования экологической культуры личности (С.Д. Дерябо, С.Н. Николаева); -о дошкольном детстве как о самом ценном периоде развития личности (Концепция дошкольного воспитания);
2.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка). Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение. Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Проанализировав литературу, могу сказать, что для дошкольного возраста характерны особенности, позволяющие развить экологическую культуру: это и эмоционально-положительное восприятие природы, проявляющееся в интересе к прекрасному и воплощению воспринятого в творчестве; и эстетическое бескорыстие в процессе общения детей с природой, и готовность к элементарному, но в то же время ответственному поведению и деятельности в природной и социальной среде. В это же время закладываются предпосылки и для экологического воспитания, без которого немыслимо полноценное формирование личности ребёнка и которое предполагает развитие внутреннего эмоционального состояния под воздействием окружающей его действительности. 5
Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «… детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение. Исследования психологов и педагогов доказали, что чем активнее будут, по их мнению, движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков. 6
Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Однако, данная проблема ещё недостаточно исследована. Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выявил некоторые противоречия: -между стремлением повысить экологическое сознание детей и отсутствием необходимых для этого условий; -между желанием сформировать у детей бережное отношение к природе и непониманием взрослыми важности данной проблемы. Складывающаяся сегодня экологическая ситуация, говорит о необходимости формирования человека нового типа, с новым экологическим мышлением, человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Таким образом, традиционно проводимая работа по природному окружению и экологическому воспитанию детей оказывается недостаточной.
2.2

Теоретическое обоснование проблемы.
Давно принято считать, что педагог – сеятель, что он призван «сеять разумное, доброе, вечное». Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля. Однако в тени остаётся вопрос, как вырастить посеянное. Особое внимание в последние годы уделяется развитию чувственно- эмоциональной сферы и её основе – становлению ценностных ориентаций. Помогая каждому ребёнку развивать умения слушать и слышать, смотреть и видеть, познавать и понимать язык природы, педагог вместе с детьми открывает в себе то, что к сожалению, сегодня утрачивается – СО-чувствие, СО-переживание, СО-причастность с миром, осознание того, что ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться и прислушаться, присмотреться, задуматься. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым 7
мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Нравственность нельзя привить механически. Поэтому наши основные педагогические усилия направлены на активное присвоение детям общечеловеческих ценностей и нормативов поведения, уважительное отношение к «Земле – матушке», «Земле – кормилице». Не секрет, что бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. Вся культура человечества строилась и строится на основе взаимодействия человека с окружающим миром. Если человек ощутит себя в гармонии с внутренним и внешним миром, он испытывает позитивные чувства и хочет их продлить. Радость и ощущение счастья, а также удовлетворённость творчеством выступают главными мотивами человеческой личности. Они стимулируют и познание, и наслаждение красотой, и постоянное созидание её сфер, побуждают к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, потому что человеку хочется сохранить, что вызывает позитивные чувства. Художественные средства помогают направить внимание ребёнка на самые красивые и завораживающие явления природы и их таинственную целесообразность. Умелое сочетание художественного слова, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости разработки целостной и целенаправленной системы экологического развития и формирования познавательных действий у дошкольников.
2.3
Результаты диагностики. Сегодня невозможно представить воспитательно – образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результатов, выражающихся в развитии ребёнка. На первом этапе своей работы я провела обследование детей по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ -знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе; -владеет элементарными знаниями о животных и растениях родного края; -называет 3-4 названия комнатных растений, самостоятельно ухаживает за ними. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -умеет объяснить экологические связи в природе; -охотно участвует в выполнении творческих заданий по придумыванию загадок, сочинении сказок и рассказов. 8
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -эмоционально откликается на литературные произведения о природе; -умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; -создаёт индивидуальные рисунки и композиции, используя различные материалы. Проанализировав знания детей в начале года, через наблюдения, дидактические и настольные игры, беседы, целенаправленные занятия по экологической тематике обнаружила, что дети 45% детей не проявляют интерес к природе; , 70% детей не могут объяснить происходящие в природе перемены, не проявляют инициативу в творческих придумываниях; 30% детей равнодушны к произведениям о природе, не могут сопоставить характер музыкального произведения реальным событиям в природе; не могут передать в рисунке цвет и форму природного объекта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что требуется провести немалую работу по экологическому воспитанию детей, особенно в области художественно-эстетического развития. Мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Это поможет ребёнку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира.
2.4Формы и методы.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм и методов работы: -непосредственная образовательная деятельность; -экскурсии; -практическая деятельность в природе; -природоохранные акции; -проведение экологических викторин; -совместный выпуск экологических листовок; -просмотр мультимедийных фильмов. Для активации детской деятельности в условиях эколого-развивающей среды проводятся: -оформление тематических выставок («осень в городе», «наши домашние любимцы», «берегите цветы»…); -совместная деятельность и сотворчество («кошкин дом», «выставка кактусов»…); -исследовательская деятельность (опыты, расширяющие эстетический опыт детей: смешивание краски, рисование свечей, отпечатки листьями, рисование « по мокрому», лепка из глины…); 9
-составление разнообразных «коллекций»: гербария растений, семян, камней, ниток, пуговиц, лоскутков… В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация)
2.4
ИНТЕГРАЦИЯ. В процессе ознакомления детей с природой интегрируется содержание разных образовательных областей. БЕЗОПАСНОСТЬ Во время прогулок и экскурсий в природу дети учатся соблюдать правила безопасного поведения (ядовитые растения и пр..). МУЗЫКА Слушают звуки природы, сопоставляя их со звуками музыкальных инструментов. ЗДОРОВЬЕ Дышат свежим воздухом, узнают о свойствах лекарственных растений, учатся одеваться « по погоде». ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве, упражняются в выносливости. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Знакомятся с природой родного края, профессиями… ТРУД Знакомятся с трудом взрослых в природе, оказывают посильную помощь. 10
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Чтение, придумывание произведений о природе: загадки, сказки и рассказы. Узнают пословицы, поговорки и приметы об окружающей действительности. КОММУНИКАЦИЯ Участвуют в познавательно- исследовательской деятельности. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Изображают объекты природного окружения в рисунках и поделках при помощи различных материалов и техник.
2.5 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Успешность экологического образования в ДОУ зависит от программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, от характера и качества созданных условий. Одним из условий реализации экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей пространственно- предметной среды, которая способствует развитию ребёнка, как личности. Вопросами воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и созданием эколого-развивающей среды в ДОУ занимались такие педагоги, как Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева. содержание экологического воспитания реализуется через образовательную область «Познание». Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: -познавательного развития ребёнка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых вопросов); -эколого-эстетического развития ребёнка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм); -оздоровления ребёнка (озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятия на свежем воздухе); -формирования нравственных качеств ребёнка (создание условий для эмоционального отношения к природным объектам); 11
-формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков ухода за животным и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту); -экологизация различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.). ДОУ №358 находится в очень красивом месте Чкаловского района нашего города – микрорайоне Елизавет. Растительный мир разнообразен как на территории детского сада и микрорайона, так и на находящихся по близости смешанном лесу и реке. На протяжении всего года мы организуем выход детей на экскурсии в лес, целевые прогулки. Дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон. Экскурсии позволяют донести разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире. Практическое взаимодействие с живой природой нельзя заменить или восполнить – только непосредственно в лесу дети приобретают навыки правильного поведения в природе, учатся действительно соблюдать правила посещения леса. К сожалению люди, порой бездушны к природе, что бросается в глаза даже детям: мусор, сломанные ветки на деревьях, мойка машин в реке и пр. всё это видят и оценивают наши дети. Так рождаются «листовки», напоминающие о правилах поведения в природе, природоохранные акции: « Ёлочка-зелёная иголочка», «Берегите лес от пожара», «Накормите птиц зимой»… Походы, экскурсии дают много эмоциональных впечатлений – их необходимо закрепить, поэтому все участники похода «фотографируют» всё интересное, красивое и удивительное, а возвращению в группу дети «проявляют» фотографии – рисуют, составляют рассказы., детям предлагается догадаться: о чём шелестит трава, о чём поют птицы, кому достанется найденная нами ягода (животное или птица) и т.д. Манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями на огороде, цветами, «лечат» сломанную веточку и т.д., 12
а также наблюдают за трудом взрослых в природе Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы. Ребёнок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. Театральные праздники и развлечения экологической направленности, также обладают богатым потенциалом в экологическом воспитании дошкольников, такие мероприятия активизируют полученный опыт и художественно-творческие способности детей. На чувства детей также оказывает большое влияние музыкальное сопровождение, художественное слово. Большую роль в работе по ознакомлению детей с природой, воспитании любви к ней играет художественная литература, которая способствуетразвитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Прослушав стихотворение или рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться ко всему, что живёт вокруг них. Роль педагога в процессе создания эколого-развивающей среды и сопровождения развития ребёнка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребёнком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Для полноценного процесса экологического воспитания групповое помещение оформлено растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др. Центр краеведения (Книги, иллюстрации, открытки о Урале). Центр «наша библиотека» (энциклопедии о животном и растительном мире). Итак, для формирования экологической культуры и развития художественно- эстетических способностей созданы: -центр экспериментирования; -центр краеведения; -центр «Наша библиотека»; -территория детского сада; -экологическая тропа; 13
-эстетическое оформление помещения детского сада; -экологическая тропа; -центр творчества. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности, которая способствует формированию целостного восприятия ребёнком окружающей действительности.
2.6.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ. Делюсь своими знаниями с коллегами. Предлагаю в пользование подобранный для занятий по природному окружению демонстрационный материал. Разработала и провела консультации на тему «Совместное творчество из природного материала», «Животный мир Урала», «Рисование нетрадиционными способами»,…. Организовала и оформила выставку «Цветы нашей планеты». Мастер-классы: «Уральская керамика» лепка из глины, « Поделки своими руками». Принимаю активное участиев подготовке сценариев к природоведческим развлечениям «День Земли», «Осень в гости просим».
2.7
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Главный вектор воспитания экологической культуры направлен не на то, чтобы взять у природы все её богатства, а на формирование сознания, при котором человек одновременно ощутил бы себя и садовником и рачительным хозяином. В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание детей в этом направлении, таков и воспитательный эффект. В этом отношении наибольший воспитательный потенциал заключает в себе семья – её образ и стиль жизни. Признавая важность проблемы экологии для благополучия своих детей, большая часть родителей оказалась неподготовленной в вопросах личного участия в её разрешении: как развивать познавательные интересы в области экологии, какую деятельность предложить детям? Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей с педагогами. 14
Главное сегодня – совместные мероприятия: пешие прогулки в лес и парк, загородные поездки, туристические походы, участие в сельхозработах на даче или в саду. Конечно, здесь имеет значение и личный пример родителей. Можно отметить ряд мероприятий, которые проводились в нашем МАДОУ: -фотовыставка «Наши домашние любимцы»; -родительское собрание «Родителям об экологии» ; -выставки «Дары осени», «Осенняя фантазия» (цветочные композиции); -«Новогодняя ёлочка»; -участие в озеленении участков, подготовка грядок на огороде; Также вниманию родителей предложены консультации и рекомендации о том, в какие игры можно поиграть вместе с детьми, гуляя по лесу, о чём вести беседу, какие поделки из природного материала можно смастерить. «Развитие творческих способностей ребёнка через изготовление игрушек-самоделок», «Зелёное царство на окне», «Яблоко-от яблони…». Не без участия родителей были оформлены альбомы «Как прекрасен этот мир», «Здоровые рецепты»… Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в том, что перспективы сотрудничества между ДОУ и родителями есть и это способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА. В ходе проведённой работы уровень интегративных качеств детей повысился. Дети: -любознательны и активны; -эмоционально-отзывчивы; -способны управлять своим поведением и планировать свои действия; -способны решать интеллектуальные и личностные задачи; -имеют первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, природе. Анализ результатов педагогической диагностики показывает выраженную положительную динамику уровня развития воспитанников по направлениям развития. СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ развитие –повысился на 60% ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ развитие – повысился на 60% 15
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ развитие –повысился на 80% ФИЗИЧЕСКОЕ развитие – повысился на 70 %
3
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально- окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры. В своей работе по развитию основ экологической культуры, я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения: умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры; способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним; умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; умение работать с гуашью, акварелью, восковыми мелками, с глиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными и бросовыми материалами т.п. готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно. Таким образом, если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ 16

1.
Обобщить и систематизировать педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников.
2.
Разработать серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.
3.
Разработать картотеку художественных произведений о природе.
4.
Разработать консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.
5.
Повышать свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методобъединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, Узнать, Полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши!

Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
Литература: 1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская.- М.: Лайда, 1995.- 95 с. 2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 1.- С. 48- 52 . 3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001. 4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова и др.]; под науч. ред. Т.С. Комаровой.- М.: Пед.о-во России, 1999.- 150 с. 5. Копцева Т.А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду.- 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2.- С. 62- 66. 17
6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова.- Минск: Асар, 1996.- 127 с. 7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева.- М.: Академия, 1999.- 181с. 8. Ребенок и современный мир:межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; [редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др.].- Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001.- 223 с. 9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 32-36. 10. Рыжова А. Н. Я и природа / А.Н. Рыжова; Н.А. Рыжова.- М.: Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55, с.- (Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр.: с. 53- 56. 11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001. 12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 1.-С. 35-38. 18

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

"От красоты природы- к красоте слова, музыки и живописи."
В. А. Сухомлинский

«Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».
Т.С.Комарова

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах великих педагогов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского...
Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.
Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.
В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:
- формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности
через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги.
Работу осуществляю по 2-м направлениям:
1-е развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.
2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «.... во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.....»
В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуются закатом и удивляются отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными... верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».
Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можно говорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматривания художественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительности детских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.
Хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Примерное планирование мероприятий по изобразительной деятельности на учебный год
Средняя группа.

Осень.
Экологическая беседа "Откуда дождь берется?". Рассматривание картины "Дождливый день".
Рисование "Дождливый день" (гуашь).
Беседа об уборке урожая на огородах, в полях.
Экскурсия к огороду в детском саду.
Аппликация "Поможем зайчихе убрать урожай" (тележка для морковки).
Беседа о бережливом отношении к хлебу.
Рисование "Бараночки" (гуашь).
Лепка "Огурец и свекла".
Экологическая беседа "Почему нельзя засорять водоемы".
Экскурсия к пруду в поселке.
Рисование "Пруд в нашем поселке осенью" (восковые мелки).
Аппликация коллективная "Березка у пруда" (осенние листочки для березки).
Рисование "Нарисуй, как желтые и красные листья в воздухе кружатся" (гуашь).

Зима.
Беседа "Зимние фрукты". (Какие фрукты привозят к нам из жарких стран?)
Рисование "Ваза с апельсинами".
Беседа о любимых домашних животных, заботе о них.
Рисование "Мой котик" (нетрадиционная техника рисования "тычком", гуашь).
Лепка коллективная "Птицеферма" (уточки).
Раскрашивание вылепленных птичек.
Беседа о том, какую пользу человеку приносят домашние животные.
Рисование "Яички простые и золотые".
Наблюдение за аквариумными рыбками в группе, беседа об условиях их жизни, уходе за ними.
Аппликация "Рыбки в аквариуме".
Лепка "Колбаски на тарелочке для собачки".
Экологическая беседа "Нелегко птицам зимой".
Лепка "Кормушка для птиц" (глина, пшено).
Рисование "Сильный ветер спугнул птичек" (опустевшая ветка, порывы ветра; гуашь).
Беседа "Кого можно встретить в лесу зимой?".
Лепка "Белкины запасы" (орехи, грибы).
Аппликация "Пополним белкины запасы" (грибы).
Рисование "Орехи для маленьких бельчат".
Экологическая беседа "Кому от снега тепло?" (Как растения зимуют).
Рисование "На дворе белым-бело" или "Снегопад".
Аппликация "Снег-снежок" (нетрадиционная техника – аппликация из ваты на бархатной бумаге).
Лепка "Снеговик" (соленое тесто).
Рисование "Зимнее дерево".

Весна.
Беседа "Отчего снег тает?"
Рисование "Веселый ручеек".
Аппликация "Солнышко, поскорей всех ребяток обогрей!"
Рисование восковой свечой "Веселые зайчата".
Рисование "Травка для маленьких зайчат".
Аппликация "Знакомая березка у пруда" (зеленые листочки для березки).
Лепка "Мишка".
Экологическая беседа "С чем к нам весна пришла?".
Рисование акварелью "Светлый май".
Аппликация "Бабочка – красавица". Украшение силуэта.
Аппликация коллективная "Корзиночка с цветами".
Рисование пальчиками и кистью "Веселые цыплята".
Рисование "тычком" жесткой кистью "Расцвели одуванчики".

  • Головнева Елена Вениаминовна , доктор наук, профессор, заведующий кафедрой
  • Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет
  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В статье рассматривается роль изобразительного искусства в решении задач экологического воспитания детей. Подчеркивается необходимость формирования гуманистически ориентированного общественного сознания у человека с детства.

  • История создания и организации учебно-воспитательного заведения благородных девиц
  • Формирование основ нравственности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы
  • Формирование экологической культуры современной молодежи на примере города Белгорода
  • О методах проведения занятий по изобразительному искусству в школах

Задача экологического воспитания подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед современным миром. Это связано с развитием научно-технического прогресса, который способствовал истощению и загрязнению природной среды, обострением противоречий общества и природы, проявлением подчас достаточно жестокого отношения человека к природе. Разрешение этих проблем ученые, педагоги-практики связывают с необходимостью формирования гуманистически ориентированного общественного сознания у человека с детства. Необходимо развивать у подрастающего поколения чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы родного края.

Как показывают психологические исследования Выготского Л. С., Запорожеца А. В., Поддьякова Н. Н. и других в период дошкольного возраста наблюдается интенсивное развитие личности посредством освоения разных видов деятельности; становление целостности сознания, отражающее единство эмоциональной и интеллектуальной сфер. Художественно-эстетическая деятельность в этом плане выступает эффективным средством его воспитания и развития.

В этот возрастной период у детей можно сформировать нормы и правила поведения в природе; позитивное отношение растущего человека к живому, природе, родному краю; создать условия для познания среды обитания и окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников представлено в исследованиях Н. Ф. Виноградовой, Т.А. Виноградовой, С. Д. Дерябо, Я. Ю. Ивановой, Т. А. Марковой, С. Н. Николаевой, Т. И. Петровой, С.С. Петрова .

Исследования по развитию детского изобразительного творчества проводились Н. Э. Асадуллиной, Р.Ф. Берзиной, В. Б. Косминской, О.В. Пачгановой., Э.Э. Пурик, Е. А. Флериной. Над решением задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства работали: Л.В. Компанцева, Т.А. Копцева. Исследователи отмечают, что произведения изобразительного искусства имеют огромную ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значениях и являются значимым средством экологического воспитания детей.

Как показывает практика, вопросам экологического воспитания средствами изобразительного искусства у дошкольников отводится в детских садах скромное место. Педагогами недооценивается роль использования произведений изобразительного искусства в экологическом воспитании детей. Это свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Изобразительные искусства в энциклопедии определяются как раздел пластических искусств, который объединяет живопись, скульптуру и графику . Живопись занимает важное место в развитии дошкольников и используется в качестве средства экологического воспитания. Как один из видов искусства, живопись отражает создание художественных образов с помощью красок. Использование разных средств выразительности: цвет, пятно, мазок, контраст помогают художнику передавать живую реальность вещей, свет, воздух, характер людей, изображенных на картине.

По мнению Н. П. Костерина, изобразительная деятельность знакомит детей с особенностями художественного языка, способствует познанию окружающего мира; развивает у ребенка эстетическое чувство, зрительное восприятие, воображение, чувство красоты цвета, формы, движений, пропорций, необходимое для понимания искусства; творческие способности; умения наблюдать, анализировать; воспитывает художественный вкус, волевые качества .

Формы работы в детском саду по решению задач эстетического и экологического воспитания разноообразны - знакомство с произведениями искусства, экскурсии и беседы, направленные на приобщение детей к искусству; беседы о средствах изображения; создание эстетически организованной среды, выставки репродукций картин известных художников, выставки детских работ, посещение картинной галереи, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить инициативу, реализовать свои возможности.

Для решения задачи формирования представлений детей о прекрасном в природе Л. В. Компанцева рекомендует тщательно отбирать произведения изобразительного искусства, поскольку репродукции картин или иллюстрации о природе помогают педагогу добиться выразительности детских рисунков, пробудить эстетические чувства и желание выразить свои переживания в рисунке; понять красоту родного края .

Для этого возраста характерны эмоциональная непосредственность, повышенный интерес к окружающему, умение удивляться при встрече с прекрасным. Ребенок учится анализировать жизненные явления с их воспроизведением в изобразительном искусстве, изучать объект с разных сторон.

Многократное рассматривание помогает увидеть новые черты предметов и явлений, представленные на иллюстрациях, картинах, которые им ранее не воспринимались. Большую роль в этом имеет педагогическое руководство, которое побуждает их выразить эстетические эмоции, чувства в рисунке. Если в пять лет ребенку понятны иллюстрации, несложные репродукции, отмечает Компанцева Л.В., то на шестому году педагог использует не только иллюстрации, но и репродукции с картин, которые помогают осмыслить их содержание. Это способствует накоплению и обогащению чувственного опыта . Особо значимы здесь посещение музея или картинной галереи, экскурсии. Педагог стремится развивать у детей умение любоваться природой, видеть красоту пейзажа.

Художественные средства помогают передать определенный колорит пейзажа. Колоритом Э. Э. Пурик называет все богатство цветовых оттенков картины, ее цветовой строй. Слово «колорит» происходит от латинского слова «колор», которое означает «цвет». Колорит картины может быть теплым, если в нем преобладают теплые тона (красные, желтые, оранжевые). Колорит называют холодным, если в нем преобладают холодные тона (синие, зеленые, фиолетовые). Художник в своем произведении не просто передает краски природы, он выражает определенное настроение через цвет. Холодный колорит вызывает у зрителя грустное настроение, навевает печаль. Теплый колорит - более веселый и жизнерадостный. .

Работа педагога, направленная на включение детей в образовательную деятельность по развитию эстетического восприятия дошкольниками пейзажей, наблюдение за окружающей природой родного края, рассматривание репродукций и иллюстраций, беседы, способствует развитию детского творчества и выражаются в детских рисунках, в которых ребенок начинает выражать свое отношение к окружающей его природной среде. Овладевая элементарными навыками, умениями в области рисования ребенок приобретает опыт творческой изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство, а также изобразительная деятельность детей помогает педагогу решать задачи гармоничного развития детей, формировать ценностное отношение к окружающему миру и природе родного края.

Список литературы

  1. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.
  2. Копцева Т. А. Природа и художник // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 71-78.
  3. Костерин Н. П. Учебное рисование: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
  4. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 7. Жа-Ит. – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2015. – 256 с.
  5. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование экологической культуры у детей // Наука, образование и инновации: Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Сукиасян А.А. – 2015. – С. 168-170.
  6. Пурик Э. Э., Асадуллина Н. Э. Изобразительное искусство: учебник для уч-ся 3-4 кл. общеобразовательных учреждений РБ / под ред. Э. Э. Пурик. – Уфа: Китап, 2013. – 216 с.

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила: Ахметова Л.Ш.

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого - эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм, разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.

Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.

Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Как и взрослые дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.

Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.

Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества.

Мы поставили цель – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, эстетическом, творческом плане.

В нашем образовательном учреждении работают по основной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А.Васильевой и дополнительной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Работая с детьми в соответствии с современными требованиями воспитательно – образовательного процесса нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно назвать развивающие игры, приёмы ТРИЗ, мнемотехника.

В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении. Функционирует зимний сад, одно из любимых мест детей и взрослых, который привлекает изобилием экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений, бассейном с красноухими черепахами, аквариумами с разными породами рыб, вольерами с попугаями и амадинами, террариумами со степными черепахами, морскими свинками, хомяками. В зимнем саду имеется центр экспериментирования, мини- огород на подоконнике. С огромным интересом дети знакомятся с объектами и явлениями неживой природы, представленными в «звёздной» комнате, объёмной моделью города на фоне звёздного неба и светящихся планет солнечной системы.

Изостудия находится рядом с зимним садом. Впечатления от полученной информации на занятиях и экскурсиях дети отражают в своих рисунках. Свободное пространство изостудии позволяет детям выбирать удобное место при работе – стоя у мольберта, сидя за столом, лёжа на полу. Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

Наши дети любят рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. « свечой». Используют монотипию, «кляксографию», « точечный рисунок». Интересно рисуют краской из тюбика, по мокрой бумаге. Прекрасно справляются с коллажем, « клеевым рисунком».

Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, собраны тематические подборки картинок, фотографий на разные темы. Есть мини - музей, где собраны изделия мастеров народных промыслов России. Через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенночти объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Имеется и мини - библиотека в которой есть книги об искусстве, о творчестве художников, иллюстрации, альбомы по разным жанрам живописи, а также книжки-малышки, созданные детьми.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно- образного мышления мы используем разнообразие дидактических и развивающих игр. Также постоянно действует мини-выставка работ художников и самих детей, выполненных в разных техниках. Многие рисунки наших детей можно увидеть в интерьере учреждения.

В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.

Для реализации задач мы используем следующие методы и приёмы :

1- наблюдения явлений природы;

Рассматривание репродукций с картин;

Игровые приёмы с использованием кукол (карандаш, фауна, здравик, фырка)

Беседы на темы природы;

Чтение художественной литературы;

2 - обследование;

Игровые приёмы;

Экспериментирование с цветом;

Составление мнемодорожек;

Проблемные вопросы;

Вопросы для развития творческого замысла;

3 - проблемные ситуации;

Работа по неоконченному рассказу на темы природы;

Рисование музыки;

Элементы ТРИЗ и другие.

Важно отметить, что методы должны соответствовать общеё цели, специфике вида деятельности, возрастным особенностям.

Мы выделили следующие формы организации работы с детьми:

  • Занятия подгрупповые, интегрированные, комплексные.
  • Кружок.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы (например, рассматривание такого понятия, как « настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .

Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Структура интегрированного занятия строится следующим образом:

  1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (« Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога. Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.

Благодаря правильной организации и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности у нас решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Кружковая работа ведётся в двух направления: 1- с детьми со слабым художественным развитием, требующих особого внимания и помощи со стороны педагога; 2- работа с талантливыми детьми строится на углублении способов изображения, на развитии творческого воображения, расширение представлений об окружающем мире, развитие творческой индивидуальности, поддерживании интересов в их развитии.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель, мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, на речку, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей и друзей, декорации к постановкам театральной студии.

Для воспитателей регулярно проводятся консультации, семинары-практикумы, где они совершенствуют свои умения и навыки, знакомятся с новыми техниками изображения.

Для родителей проводятся консультации, праздники, создаются книги « Азбука рисования», работает творческая мастерская «Фантазия». Тесное сотрудничество с родителями помогает нам заинтересовать их в развитии художественного творчества своего ребёнка.

Мы через природу воспитываем детей, приобщаем их к нравственности, гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность – свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Объекты и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности. Общаясь с природой, старшие дошкольники стремятся в рисунке выразить своё отношение к ней и делают это с помощью выразительных средств. Умело используют цвет в передаче образа, гармонично сочетают цвета. Используют выразительность форм и линий. Правильно строят композицию рисунка. Используют традиционные и нетрадиционные техники рисования


© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты