Перспективный план ознакомление с родным городом. Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группы. Перспективный план по ознакомлению с родным городом
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего типа № 150 города Хабаровска |
«Родной свой край – люби и знай!» |
Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с городом Хабаровском и Хабаровским краем |
Воспитатель МДОУ № 150 Рыбакова Ирина Владимировна |
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и городу и их истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов)
Приобщать к культуре и традициям русского народа и народов Дальнего Востока, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Подготовка воспитателей по данной теме:
1 Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края
посетить краеведческий музей, художественный салон, геологический музей,
военно-патриотический музей, музей «рыбы Амура».
2. Изучить статьи об истории города Хабаровска и Хабаровского края.
3.Изучить краеведческую литературу, пополнить книжные уголки в группах
литературой и иллюстрациями о городе и крае.
Вместе с родителями оборудовать в группах региональные уголки (предметы быта народов края, фотографии, слайды, значки, открытки о Хабаровске)
Подобрать библиотечку произведений писателей Хабаровского края, чьи имена отражают быт, культуру, национальные традиции.
6. Сшить для куклы женский нарядный костюм народов Хабаровского края.
Собрать и систематизировать фольклор русского народа и народов Хабаровского края: пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера и народов края: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
Изготовить творческие развивающие игры: «Собери вид Хабаровска» (мозаика), «Пройди по городу» (лабиринт), «Помоги добраться до указанного места» (карта-схема).
Организовать сюжетно-ролевые игры: «Мы пришли в музей», «Путешествие по городу» с целью закрепления полученных знаний по теме.
Разучить с детьми подвижные игры народов Хабаровского края.
Посетить детскую библиотеку №1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы поданной теме.
Первый этап работы
2-я младшая группа
Темы | Пути достижения цели | Формы и методы закрепления |
Я и моя семья, мой дом, мой адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду. | Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдения за трудом сотрудников детского сада, целевые прогулки в ближайшем окружении. | Дидактические словесные игры: «Расскажи мне о себе», «Радио», «Кто потерялся». Развлечение вместе с родителями «Поле чудес» |
Природа на территории детского сада. | Экскурсия по территории детского сада, наблюдения на прогулке, экологические занятия, работа и наблюдения в уголке природы, чтение произведений о природе Чарушина, Пришвина, стихов, пословиц, загадок. | Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края. |
Фольклор: народные сказки, пословицы, | Использование их на занятиях, в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый, настольный театр. | Театрализованные игры по сказкам народов Дальнего Востока. Музыкальное развлечение «Бабушкины сказки» |
Знакомство с предметами быта народов Дальнего Востока, упоминаемых в | Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе занятиях), рассматривание иллюстраций Павлишина к сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми. | Рассматривание и обследование предметов быта в свободное время, сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в музей» (роли: экскурсовод, кассир, смотритель музея) |
Средняя группа
Темы | Пути достижения цели | Формы и методы закрепления |
Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, пляски. | Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий в свободное | Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность. |
Знакомство с нанайским национальным костюмом (общий вид) | Рисунки детей, игры. |
|
Знакомство с народно- прикладным искусством народов Приамурья. | Рассматривание орнаментов на одежде, предметах быта, обуви. Рассматривание изделий народного творчества (амулетов, рукояток, сувениров) | Оборудование в группах региональных уголков. |
Знакомство с деятелями культуры- земляками- писателями: художником Павлишиным или писателем Г.Ходжер. | Рассказ воспитателя о писателе, его жизни. Рассматривание картин, портрета. | Театрализованные и творческие игры по сказкам народов Приамурья, отражение впечатлений в рисунках. |
Второй этап работы Старшая группа
Тема | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
Хабаровск-это улицы, площади, памятные места. Наш район- Индустриальный. | Занятие, экскурсия с родителями по городу, рассматривание фотографий с видами Хабаровска. Целевая прогулка по улице Космической | Сюжетно-ролевые игры: «Строим город», «Путешествуем по Развивающие игры: «Пройди до указанного места» (лабиринт), «Разбитая картина» (сложить виды Хабаровска из частей) |
Виды транспорта в железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. | Занятия, беседы с воспитателями, рассматривание карты города, экскурсии, наблюдения, целевая прогулка. | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествуем по городу», «На чем приехали к нам гости» рисунки детей, конструирование, лепка. |
Труд родителей- промышленность Индустриального района. | Занятия, беседы с воспитателями, посещение мест работы родителей, рассматривание альбома «Хабаровск-город трудовой» | Творческая игра: «Мы строители», строительные и конструктивные игры. Сюжетно-ролевые Игры. «Торговый центр», красоты», «Ателье», «Больница» |
Леса, реки, края - элементарные географические сведения. | Занятия по экологии, наблюдения, опыты, труд в природе и в уголке природы. Рассматривание физической карты края, иллюстрации к книгам о природе Хабаровского края. Чтение, заучивание стихов о природе. | Творческие игры: «На уроке географии», «Путешествуем по реке Амур», «Что увидели в |
Краеведческие сведения о Хабаровске. | Рассказ воспитателя на занятии, посещение краеведческого музея, исторических мест Хабаровска. Сбор краеведческого и познавательного материала о городе и крае для своего регионального уголка в группе. Рассматривание иллюстраций в исторических книгах о Хабаровске. | Творческие игры; «Мы пришли в музей», «Путешествуем в прошлое города на машине времени». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд.) |
Знакомство с историей края через народные сказания, сказки. | Чтение и рассказывание сказок о защитниках. Рассматривание картин. Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах. Отражение истории в названиях селений. | Театрализованные игры, игры по сказкам. Отражение впечатлений в ИЗО деятельности. Развлечение: «Что за прелесть эти сказки» |
Музыкальное творчество русского народа и народов Приамурья | Обучение детей пению народных песен, исполнению народных мелодий. Знакомство с народными инструментами. Танцы, фольклор русского народа и народов Приамурья. Народные игры. | Самостоятельное исполнение детьми песен, игра на музыкальных инструментах. Театрализованная игра: Концерт». Спортивные народные игры:» Перетягивание каната », «Борьба». |
Знакомство с жизнью выдающихся деятелей культуры (Кола Бельды) И земляками-героями. | Рассказ воспитателя на занятии, чтение произведений, рассматривание портретов, беседа о творчестве и жизни писателей, певца, их вкладе в культуру края, культуру России. Заучивание стихов. | Тематический вечер: «Певец- нанаец К.Бельды.» (с участием родителей) Рассматривание иллюстраций. Рисование фантиков к конфетам «Хабаровск» |
Отражение полученных знаний и впечатлений в изобразительной и трудовой деятельности. | Занятия по ИЗО деятельности. Работа с детьми по теме: «Народно-прикладное искусство» Работа с берестой, соломкой (панно)по мотивам сказок, аппликация из кожи совместно с воспитателям или с родителями, вышивание бисером. | Совместная художественная деятельность детей. Выставка работ: «На Амурских просторах», «Любим город свой родной» (город в разные времена года, в праздники и будни) Выставка творческих работ детей и родителей (вышивка орнамента и вышивание |
Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей. | Ответственный за Подготовку - муз. руководитель | Досуг, основанный на фольклоре. Семейные викторины: «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир: «Знаете ли вы природу родного края» |
Третий этап
Подготовительная группа
Пути достижения цели | Формы, методы закрепления. |
|
Хабаровск-город трудовой славы. | Беседа с детьми о предприятиях тяжелой и легкой промышленности, где работают их родители, рассматривание фотографий, продукции предприятий. | Посещение детьми и родителями краеведческого музея(экспозиция, посвященная современной промышленности города. Рассказы родителей, рисунки детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту» |
Скотоводство, рыболовство Хабаровского края, его значение для России. | Рассказы воспитателя, | Посещение родителями и детьми краеведческого музея, музея «Рыбы |
Полезные ископаемые | Рассказы воспитателя, беседы с детьми - главное богатство края -золотодобыча. | Посещение родителями и детьми геологического |
Места боевой Славы Хабаровска. | Рассказ воспитателя о мужественной борьбе русского народа в Великой Отечественной войне, в Гражданской войне, о героях - Хабаровчанах, чьими именами названы улицы. | Посещение музея. Творческая игра: «Мы пришли в музей». |
Хабаровчане - герои | Места боевой Славы: памятник Партизанам, площадь Славы, Утес. Комсомольская площадь. Экскурсия на площадь Славы и возложение цветов к вечному огню. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций. | Пение детьми песен военных лет. Концерт для ветеранов. Рассматривание фотографий родных, которые были на войне. |
Экскурсия в музей лесхоза с. Некрасовка. | Рассказ экскурсовода, осмотр экспонатов, беседа с детьми о впечатлениях от увиденного | Творческие игры «Путешествие в лес» |
Заповедники Хабаровского края, их значение для охраны | Экологическое занятие, Рассказ воспитателя о природоохранной деятельности хабаровчан, редкие реликтовые животные наших заповедников (тигр, росомаха, косуля, бобер). | Посещение с детьми Дендрария и зоосада на Воронеже. Рассматривание иллюстраций о Большом Хихцирском заповеднике. |
Заповедники Хабаровского края | Редкие дендрологические экземпляры растительного мира в Дендрарии. Лотос Петропавловского | Тематическое развлечение: «Край родной, навек любимый». |
Знакомство с гербом Хабаровского края и города Хабаровска | Рассказ воспитателя на занятии, посещение краеведческого музея. Рассматривание герба в исторических книгах. | Творческие игры: «мы пришли в музей». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка) Выставка фотографий и рисунков о Хабаровске. |
Знакомство с флагом Хабаровского края | Рассказ воспитателя на занятии. Рассматривание флага. Рассматривание иллюстраций в исторических книгах. | Беседа в свободное Рисование флага. Выставка рисунков «Я рисую флаг Хабаровского края» |
Комплексные занятия: «Почему так назвали улицу», «Прогулка породному городу», «Что я покажу в городе друзьям из других стран» | Рассказы воспитателей об улицах Серышева, Постышева, Муравьева- Амурского, площади Славы и др. Рассматривание открыток, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен. | Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фотографии, рисунки Творческая игра: «Машина времени» (путешествие в будущее) |
Хабаровск - культурный центр Хабаровского края. | Рассказ воспитателей о современных художниках, композиторах, прославивших город. Показ картин, слушание музыки М. Журавлева, оркестра под управлением В. Тица. | Экскурсия вместе с родителями в Художественный салон, в выставочный зал, в ТЮЗ, в кукольный театр. Работа творческой гостиной в детском саду с участием артистов театра драмы, театра кукол и филармонии. Самостоятельное художественное творчество детей. |
Экскурсия в детскую библиотеку им. Гайдара. Знакомство с произведениями современных детских писателей, живущих в Хабаровске. | Рассказ библиотекаря о творчестве Хабаровских современных поэтов и писателей. Осмотр выставки книг. Чтение детям стихов Дальневосточных поэтов, книг о Хабаровске. | Чтение отрывков из книг Н. Наволочкина «Кот Егор и другие». |
Художественное творчество детей, посвященное родному городу и краю. | Конкурс работ на тему: «В моей душе твой образ сохраню» | Выставка творческих работ детей: «Город мой любимейший на свете», «На Хабаровских просторах широки поля», «Животный и растительный мир Хабаровского края» |
Тематические праздники, вечера с привлечением родителей. | Ответственный за подготовку - муз. руководитель | Фольклорный праздник (игра на музыкальных народных инструментах, пение народных песен, исполнение танцев) Вечер народных игр и забав. Обобщающая викторина: «Что? Где? Когда?» «Колесо истории»-заключительный костюмированный праздник с вручение дипломов (с участием родителей) |
План работы с родителями:
1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения. 2.Провести семинары- практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»
3. Организовать консультации:
Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу
Куда повести малыша в выходной день
Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания
Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.
Устное народное творчество - кладезь народной мудрости
О мудрости народной педагогики
Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.
Провести вечер вопросов и ответов: «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».
Творческая гостиная: «Воспитаны ли ваши дети?»
Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».
Подготовить вместе с родителями фотовыставку: «Мы из Хабаровска» -фотографии детей в самых красивых местах города.
Организовать видео съемку различных мероприятий в ДОУ.
Проводитьежемесячнос20 по25число «Дни открытых дверей».
Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав (игры и
упражнения в смекалке, ловкости).
11. Провести викторину: «Что? Где? Когда?»
12.Организовать работу кружков:
Вырезывание орнамента
Вышивание бисером
Выжигание по дереву
13. Оформить выставку творческих работ детей.
Программа «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.
С изучения территории родного края - начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.
Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.
Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.
Цель : Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.
Задачи:
- Расширить представление детей о родном городе, крае.
- Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
- Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
- Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.
Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.
В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Осень. Овощи. Фрукты |
Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года |
1) Игра «Чудесное лукошко» 2) Игра «Фрукты и овощи» 3) Смотр-конкурс «Дары осени» 4) Беседа «Осень - пора золотая» 5) Чтение худ. Литературы: А.Плещеев «Осень - пора золотая» Бальмонт «Осень» 6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень» |
Октябрь Растительный мир Марийского края |
Формирование элементарных представлений о растениях родного края |
1) Занятие: «Путешествие в марийский лес» 2) Чтение художественной литературы 3) Рассмотрение серийных открыток |
Ноябрь Животный мир Марийских лесов |
Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках |
1) Игра «Где мой дом?» 2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы) 3) Игра «Кого встретил Степка?» 4)Загадки марийского края 5) Оформление альбома «Обитатели леса» 6) Игра «Летает, плавает» |
Декабрь Марийского края |
Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним |
1) Игра «Что за птицы?» 2) Оформление альбома 3) Изготовление кормушек для зимовки птиц 4) Наблюдение за птицами 5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?» 6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках» |
Январь Праздничное украшение города |
Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках |
1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм» 2) Праздничное украшение елки 3) Рассмотрение альбома «Маски» 4) Изготовление игрушек 5) Совместная прогулка с родителями 6) Рассмотрение построек изо льда |
Февраль Зимние забавы, место отдыха детей |
Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах |
1) Оформление альбома «Зима» 2) Оформление газеты: «Мой выходной день» 3) Конкурс: «Лучший снеговик» 4) Чтение стихов, сказок про зиму 5) Рассмотрение иллюстраций |
Март Йошкар-Ола - любимый город |
Учить детей называть и любить родной город |
1) Игра «Путешествие по городу» 2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом» 3) Чтение стихов о городе |
Апрель Выходной день в родном городе |
Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…) |
1) Оформление альбома «Мой выходной день» 2) Рассматривание фото «Красивые места в городе» |
Выходной день на даче |
Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде |
1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода» 2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче» 3) Рассмотрение фото «Растения сада» |
Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительный мир Марийского края |
Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей |
1) Беседа «Лесная аптека на службе человека» 2) Проект «Очаровательный сорняк» 3) Игра «Лекарственные растения - средство оздоровления организма» 4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края» |
Октябрь Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов |
Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни |
1) Конкурс загадок о животных 2) Настольная игра «Животные и их детеныши» 3) Рассмотрение иллюстраций 4) Классификация диких и домашних животных 5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним 6) Игра «У медведя во бору» |
Ноябрь Йошкар-Ола, знакомство с городом |
Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем |
1) Рассказ детей: «Мой выходной день» 2) Игра-путешествие по городу 3) Настольная игра «Строим город» |
Декабрь Улица, на которой расположен детский сад |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах |
1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад» 2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные» 3) Красивые уголки улицы |
Январь Улица, на которой расположен дом |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети |
1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает? 2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу» |
Февраль Государственные праздники |
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках |
1) Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто» 2) спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья 3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок |
Март Достопримечатель ности города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях |
1) Знакомство с бульварами 2) Киноафиша города 3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам» 4) Заочное путешествие к музею |
Апрель Самые красивые места города |
Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города |
1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе» 2) Игра «Путешествие по родному городу» 3) Разучивание стихов о любимом городе |
Знакомство с рекой Кокшага |
Расширить представление детей о водоемах своего региона |
1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства» 2) Рассмотрение иллюстраций 3) Прогулки по набережной реки 4) Знакомство с правилами поведения на воде |
Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»
Месяц Тема |
Цель |
Мероприятия |
Сентябрь Растительность Красной книги |
Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу |
1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу» 2) Оформление альбома «Защити растения» 3) Конкурс знатоков природы 4) Разгадай кроссворд 5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги» 6) Красная книга нашего региона - сигнал опасности |
Октябрь Правила поведения на природе |
Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней |
1) Занятие-праздник «Охранять природу - значит охранять родину» 2) Инсценировка «Правила поведения в природе» 3) Рассмотрение знаков поведения в природе 4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу» 5)Составление правил поведения в природе с детьми 6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу» |
Ноябрь Животные Красной книги |
Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека |
1) Проект: «Красная книга» 2) Игра «Мы из Красной книги» |
Декабрь Река Кокшага - легенда |
Расширить представление детей о реке |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок» 3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей 4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская» 5) Оформление альбома «Правила поведения на воде» 6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город» |
Январь Флаг и герб г. Йошкар-Ола |
Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город |
1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы» 2) Беседа «Триколор флага республики» 3) Игра «Собери герб» (пазлы) 4) Конкурс «Семейный герб» |
Февраль Знакомство с достопримечатель ностями города |
Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости |
1) Игра «Такси» 2) Аппликации «Наш город» 3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе» |
Март Народные традиции, обычаи |
Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине |
1) Знакомство с марийскими народными играми 2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем» 3) Аппликации «Марийский национальный костюм» 4) Разучивание марийских народных загадок 5) Прослушивание марийских песен |
Апрель Знакомство с марийскими писателями |
Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости |
1) Чтение марийских сказок 2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке 3) Конкурс стихов 4) Рассмотрение портретов марийских писателей 5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам |
Государственные праздники |
Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине |
1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества» 2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто» 3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны 4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями 5) Парк Победы |
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей средней группы.
Дата
Тема
Сентябрь
День рождение города
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,
- выставка детского рисунка «Мой любимый город»
Октябрь
Моя малая Родина
- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»
-
Ноябрь
История возникновения города
- изготовление альбома «Природа моего края»,
- оформление стенда «Нижний Новгород теперь и прежде»
Декабрь
Знакомство с гербом города
- изодеятельность – «Нарисуй герб семьи»,
- знакомство с флагом, гербом и гимном России
Январь
Экскурсия по городу
- изготовление макета города,
- дидактическая игра «Путешествие по городу»
Февраль
Они прославили наш город
- «Магазин сувениров»,
- беседа о важности труда всех людей
- викторина «Город, в котором мы живём»
Март
Папа, мама, я – Нижегородская семья
- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,
- заучивание стихотворений о Нижнем Новгороде
Апрель
Нижний Новгород - спортивный
- спортивный фестиваль «Радость движения»
Май
Боевая слава города
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы.
Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности
Сентябрь
Наша родина - Россия
- рассматривание географической карты
- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
- знакомство с Нижегородскими художественными промыслами
Октябрь
Мой город, дороже которого нет
- прогулки по городу,
- рассказы о
достопримечательностях
г. Нижнего Новгорода, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,
- звание «Почетный гражданин»,
- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город – моя судьба»,
- конкурс «Знатоки Нижнего Новгорода»
Ноябрь
Площадь Минина и Пожарского
- изготовление коллажа «Кремль»,
- история возникновения площади «Раньше и теперь»:
- Герб города
- конструирование «Мосты через реку»
Декабрь
Знакомство с государственной символикой.
Герб. Флаг. Гимн России.
Герб Нижнего Новгорода.
- чтение стихов о Родине,
- прослушивание песен,
- закрашивание изображения герба Нижнего Новгорода
Январь
Дружная семья
Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»
- Викторина «Нижегородские художественные промыслы»
Февраль
Нижегородская история
- посещение Краеведческого музея,
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения об архитектуре старого Нижнего
конструирование «Когда город был маленьким»
- раскрашивание ложек хохломской росписью
Март
Страна спортивная
- история проведения соревнований,
- спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»
- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
- беседа «Самое любимое место в городе»
Апрель
Вот моя улица
- экскурсия по микрорайону,
- знакомство с улицами:
- рисование «Вечерний Нижний»
- дидактическая игра «Раньше и теперь»
Май
Нижний Новгород – город автомобилестроения
- рассказ о труде автозаводцев,
- чтение стихов, рассказов,
- конструирование из бумаги «Автомобили»
- викторина «Я люблю свой город»
Перспективный план работы по ознакомлению с ближайшим окружением детей младшей группы.
Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности
Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
Изготовление поделок из природного материала.
Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».
Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».
С/р игра «Детский сад».
Октябрь
«Я и моё имя»
Беседа «Для чего человеку имя?»
Игра «Назови ласково».
«Полное» и «неполное» имя.
Игра «Кто я?»
Составление рассказов: «Я люблю, когда», «Я боюсь, когда», «Когда мне плохо».
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Ноябрь
«Моя семья»
Рассказы детей о членах своей семьи.
Выставка семейных фотографий.
С/р игра «семья».
Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».
Декабрь
«Моя семья»
Беседа «Что значит любить родителей?»
«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».
Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.
«Мои друзья»
Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,
Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».
Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».
Разучивание стихов о дружбе.
Февраль
«Наши защитники»
Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Изготовление подарков для пап.
Рисование «Самолеты летят»
Пение песен, заучивание стихов об армии.
С/р игра «Мы солдаты»
Март
«Моя мама»
Беседа с детьми о своих мамах.
Изготовление подарков для мам.
Аппликация «Красивое платье для мамы»
Пение песен, чтение стихов о маме.
С/р игра «Дочки – матери».
Апрель
«Моя улица»
Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.
Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.
Рисование «Моя улица».
Май
«Мой город»
1. Беседа «Город, в котором я живу».
2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».
3. Аппликация «Герб моего города».
4. Рисование «Деревья и кустарники»
5. Конструирование «Дом для куклы»
6. С/р игра «Автобус»
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы.
Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности
Сентябрь
Мой Нижний Новгород
- чтение стихов о Нижнем Новгороде,
- найти город на географической карте России и мира
- назвать соседей Нижегородской области
- с/р игра «Путешествие по городу»
Октябрь
Путешествие по Нижнему Новгороду
- прогулки по городу
- рассказы о
достопримечательностях г. Нижнего Новгорода
- просмотр документального фильма «На земле Нижегородской»
- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен
- викторина «Папа, мама, я – Нижегородская семья»
Ноябрь
Волга и Ока
- Закрепить знание детей о главных реках нашего города
- охрана рек
Декабрь
Улицы Нижнего Новгорода
- обзорные экскурсии по городу
- д/игра «Назови столицу»
- рисование «Вечерний Нижний»
Январь
Город славный, город древний
Рассматривание книги Ю. Андрианов «Старый Нижний»
- музыкальной развлечение «Путешествие на машине времени»
- конструирование «Когда город был маленьким»
Февраль
Промышленность города
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения о предприятиях города
- конструирование из бумаги «Мастерская мебели»
- С/р игра «Ярмарка - выставка» изделий предприятий города
Март
Памятники Нижнего Новгорода
- рассматривание иллюстраций «Памятники города»
- экскурсия на улицу Маршала Рокоссовского, возложение цветов.
- беседа «Каким бы я хотел видеть Нижний Новгород»
Нижний Новгород – культурная столица
Рассматривание альбома «Театры Нижнего Новгорода»
- мини концерт «Я тебе пою, мой город»
Май
Промыслы Нижегородской области
- рассказ о промыслах Нижегородской области
- чтение стихов, рассказов
- КВН «Юные Нижегородцы»
- экскурсия в музей «Нижегородские промыслы»
Авторы:
Шарипова Фируза Агзамовна, Усманова Назира Кадыржановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ Детский сад № 325
Населённый пункт:
город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Перспективный план по ознакомлению с родным городом во 2 ой младшей группе
Дата публикации:
12.02.2017
Раздел:
дошкольное образование
Перспективный план по ознакомлению с родным городом
во 2 ой младшей группе
Форма работы
Цели
Сентябрь
1.Беседа на тему: «Кто ты?»
тему: «Кто
рядом с нами»
3.Беседа на тему: «Мой дом - моя
Сюжетно-ролевая
5. Дидактическая игра «Мое имя»
6.Фотовыставка «Моя семья»
1 . В о с п и т ы в а т ь
дружелюбное
отношение
общаться, дружить.
Обогащать представление детей
о себе и своих сверстниках; учить
различать людей по полу, возрасту,
индивидуальным
особенностям.
вспомнить,
семья это все, кто живет вместе с
ребенком.
3.Повторить с
р од с т в е н н и ко в
(р о д и т е л е й,
Воспитывать
любовь и заботливое отношение к
членам своей семьи.
4.Продолжать повторять с
б л и з к и х
р о д с т в е н н и к о в,
воспитывать
своей семьи.
5.Содействовать
облегчению
адаптационного периода, создание
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциона льной
о б с т а н о в к и.
Закреплять знания детей имен.
блегчение
адапт ационного
периода, создание благоприятной,
социально-эмоциональной
обстановки.
Закреплять
называть
р о д с т в е н н и ко в,
Воспитание любви к членам своей
мои соседи»
Рассматривание иллюстраций.
2. Беседа на тему: «Нас окружают
разные дома»
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом»
1.Формирование представлений об
улице, ознакомление с различными
видами улиц.
представление
больших и маленьких постройках
(домах различных конструкций).
3.Развивать
распределять
обязанности
дому (убирать
4. Выставка фотографий «Улица
на которой я живу»
Составление
(Фотографии
детей у себя дома, во дворе.)
5. Рисование на тему: «Моя
игрушки, помогать накрывать на
стол и т. д.)
4 .Развит.
коммуникативных
ф о т о г р а ф и и.
П р о д о л ж а т ь
знакомить детей с таким понятием
как улица.
5.Воспитывать в детях гуманные
чувства по отношению к своему
дому, улице.
1. Беседа на тему: «Мой детский
2 . Б е с е д а
домашний адрес»
3. Прогулка «Двор детского сада»
4 . С ю ж е т н о - р о л е в а я
«Детский сад»
5.Создание коллажа: «Домик –
сад" (с фотографиями
воспитанников)
1.Познакомить детей с некоторыми
помещениями
детского
рассказать об их назначении; дать
профессиях
работающих в детском саду, учить
ценить их труд и заботу.
2.Беседа о необходимости знания
домашнего адреса, а также адреса
детского сада: в городемного улиц
название,
каждого дома свой номер.
Знакомить
участками
дет ского
в о с п и т ы в ат ь
желание поддерживать порядок на
участках,
относится
оборудованию
участков,
4.Воспитывать
уважения к людям труда, интерес к
профессиям.
5.В о с п и т а н и е
д р у ж е с к и х
отношений между детьми, а также
бл а г о п р и я т н о й
с о ц и а л ь н о -
эмоциональной обстановки.
в городе»
Экскурсия «Природа зимой»
3. Беседа на тему: «Праздничное
украшение города»
4. «Зимние забавы»
1.Объяснить
к о т о р ы е
называются " горожане",
… которым необходимо следить за
ч и с т о т о й
к р а с о т о й
нашего города.
Знакомить
растительным миром зимой.
3.Беседа о том, как выглядит город
праздничные
новогоднее представление.
4. Организовывать вместе с детьми
подвижные игры с правилами на
Побуждать
участвовать в катании с горки на
Создание коллажа «Наш город
зимой»
украшении
построек.
Развивать
надевать
П р о д о л ж а т ь
р а с ш и р я т ь
п р е д с т а в л е н и я
характерных особенностях зимы.
наиболее
впечатлений
закрепить
представления
время года.
Беседа на тему: «Транспорт
вгороде»
2.Целевые
прогулки
р о д и т е л я м и
достопримечательным
местам города.
Беседа «Мой родной город»
Проигрывание и рассматривании
ситуации «Мы в городе»
Рассматривание
в городе».
Фотовыставка
место в городе».
1.Знакомить
транспорта.
Наблюдение
прогулке за транспортом в городе.
добраться
конца города
другого(показ
ф о т о г р а ф и й) автобусами,
маршрутными
Фотографии
транспорта в городе.
Воспитывать любовь к своему
дому, улице, городу. Воспитание у
к родному
чувства гордости за его красоту.
Беседа на тему: «День
защитника Отечества»
2.Экскурсия
комнату-музей
3.Ц е л е в а я
п р о г у л к а
б л и з л е ж а щ е й
«Экскурсия по микрорайону»
строительным материалом
«Улица, улица родная»
1. Воспитывать любовь к Родине,
з н а к о м и т ь
в о е н н ы м и
профессиями.
Р а з в и т и е познавательных
интересов
детей,
знакомство
видами военной одежды.
3.Познакомить д е т е й
микрорайоном, его объектами.
4. Развитие фантазии и творческих
с п о с о б н о с т е й
конструктивных
способностей.
Расширить и уточнить некоторые
п р е д с т а в л е н и я
расположении
улиц. (Построить
у к р а с и т ь
название.)
1.«Достопримечательности
города» - рассматривание
иллюстраций, альбомов.
первое слово»
Рассматривание фотографий
наших мам.
Пословицы и поговорки о семье.
стихотворения
Прививать
2.Средствами
э с т е т и ч е с ко го
в о с п и т а н и я
ф о рм и р о ват ь
сознании
с а м о г о
д о б р о г о
ч е л о в е к а.
Побуждать
восхищаться
красотой, добротой матери, ценить
ежедневную заботу мамы о своей
Воспитывать
нравственные чувства.
1.Беседа на тему: «Труд взрослых
в родном городе
2. Прослушивание на СD гимна
1. Познакомить детей с названиями
профессий
взрослых жителей родного города.
Формировать
уважение
направленному
Формировать
Беседа на тему: «В городе День
Победы»
2 . Б е с е д а
нашего города»
Создание
нашего города»
1.Рассказать детям о нашей стране,
название.
отмечает
Р а с с м о т р е т ь
и з о б р а ж е н и я
страны, родного города.
п р е д с т а в л е н и е
реках города,
растительном
животном мире. Учить соблюдать
правила поведения возле реки.
3.Закрепить
реках города, их обитателях.
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Немкина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №2 Пермский край, г.Кунгур
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
- анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- совместные мероприятия с детьми разного возраста,
- экскурсии по городу,
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.
Дата |
Тема |
|
Сентябрь |
Моя малая Родина |
Изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу» |
День рождение города |
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, Выставка детского рисунка «Мой любимый город» |
|
История возникновения города |
Изготовление альбома «Природа моего края», Оформление стенда «Кунгур теперь и прежде» |
|
Знакомство с гербом города |
Изодеятельность - «Нарисуй герб семьи», Знакомство с флагом, гербом и гимном России Изготовление макета стеллы |
|
Экскурсия по городу |
Изготовление макета города, Дидактическая игра «Путешествие по городу» |
|
Они прославили наш город |
Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», Беседа о важности труда всех людей |
|
Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина) |
Дидактическая игра «Край, в котором мы живём», Заучивание стихотворений о Кунгуре |
|
Кунгур - спортивный |
Спортивный фестиваль «Белый медвежонок», Выставка детского рисунка «Мы любим спорт» |
|
Боевая слава города |
Изготовление праздничных открыток, Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) , Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне |
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.
Дата |
Тема |
Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь |
Наша родина в России |
Чтение стихов о Пермском крае, Рассматривание географической карты Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира |
Мой город, дороже которого нет |
Прогулки по городу Кунгуре, Рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе, Звание «Почетный гражданин», Изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба», Чтение стихов о родном городе, прослушивание песен |
|
Изготовление коллажа «Гостиный двор», История возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города |
||
Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России. Герб Кунгура. |
Чтение стихов о Родине, Прослушивание песен, Закрашивание изображения герба Кунгура |
|
Дружная семья |
Изготовление фотоальбома «Семейные традиции» |
|
Кто такие саамы и где они живут |
Посещение Краеведческого музея, |
|
Кунгур - спортивный |
История проведения соревнований, Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья» |
|
Вот моя улица |
Экскурсия по микрорайону, Знакомство с улицами: |
|
Кунгур - город рыбаков |
Рассказ о труде рыбаков, Чтение стихов, рассказов, Посещение Краеведческого музея, выставок |
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей,
- повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Литература.
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.