«Социально-педагогическая поддержка и сопровождение учащихся и семей группы «Риска. «Правовое сопровождение семей группы риска в работе социального педагога». Начальные классы

29.07.2019

Общие сведения

Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья выполняет ряд функций: воспитательную, хозяйственно-бытовую, социализирующую, терапевтическую (поддержка) , духовную и др.

Главная функция семьи - репродуктивная, то есть обеспечение появления и воспитания потомства.

Воспитание детей в семье и забота о них - это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье» . Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, вы-бранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье. Благополучная семья - это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными и межличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и ал-коголизма, - снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.

Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении) , - это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.

Главной характеристикой этих семей является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, неудовлетворение его нужд. Это семьи, в которых ребенок испытывает не-благополучие:

  • переживает дискомфорт
  • стрессовые ситуации
  • жестокость
  • насилие
  • пренебрежение со стороны родителей

Голод и т. д.

К таким семьям относятся: асоциальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.

В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому семьи, испытывающие эти проблемы, и называют неблагополучными или проблемными. Кризисная ситуация, сложившаяся в этих семьях, оказывает непосредственное влияние на воспитывающихся в них детей через различные виды аномального воздействия

  • психические (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.) ;
  • физические (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.) ;
  • социальные (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают ребенка, забирают документы и шантажируют) .

Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д.

Для детей из таких семей характерны

  • задержка темпов интеллектуального и психического развития;
  • неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты;
  • негативное эмоциональное состояние (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервно- психическим расстройствам) ;
  • нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм) ;
  • низкий уровень сформированности игровых навыков;
  • отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены;
  • подверженность хроническим заболеваниям.

В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной де-ятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.

Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска» . В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска» . К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.

Важным условием оказания помощи является раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и в «группе риска» . Считается, что за 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Поэтому, чем раньше будет выявлена такая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Организация работы с семьями «группы риска» в условиях ДОУ

Главной целью работы МАДОУ № … является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ

Цель работы с такими семьями - формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.

Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.

Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

  • 1-й этап: выявление семей группы риска Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска» .
  • 2-й этап: установление контакта с семьей Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
  • 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитанияположение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семей-ного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использует следующие методы психологической диагностики: те-сты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости психолог посещает семьи воспитанников.

Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.

  • 4-й этап: составление картотеки семей «группы риска» . Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
  1. Социальный паспорт семьи
  2. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
  3. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
  4. Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения
  • 5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» . План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки) , в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.

Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатри-ческой и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей социальным педагогом в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консуль тации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.

Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации психолога.

Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки) .

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

  • 6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» .

Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи.

Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:

  • психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка) ;
  • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде) ;
  • педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку) ;
  • правовой (повышение правовой компетентности родителей) ;
  • медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей) .

Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:

  • воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода
  • создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

Осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.

Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, социальной за щиты населения, прокуратурой, органами опеки и попе-чительства, психолого-медико-педагогической комиссией, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, ГОВД и со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, психиатры) .

Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

Работа с детьми. С детьми работают воспитатель и все специалисты ДОУ. Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации.

Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.

Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников.

Музыкальный руководитель проводит занятия, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры.

Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, вы-носливость, ловкость и т. д.) , закаливание, самомассаж, кинезотерапию.

Работа с семьями воспитанников в рамках психолого-педагогического сопровождения семей «группы риска» с ними работают воспитатель и все специалисты ДОУ.

Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.

Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного -воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения.

Учитель-логопед проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению.

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОО.

В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска» . Этим занимается ответственный по работе с такими семьями (как правило, это заместитель заведующей по BMP) , психолог а также приглашенный сотрудник Управле-ния образования (социальный педагог) . Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы» , консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информа-ция (памятки, буклеты) , педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.

  • 7-й этап: анализ работы. Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.
  • 8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета.

Основанием для снятия с учета является:

  1. Улучшение положения в семье.
  2. Выбывание из детского сада.

Важно помнить, что семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.

Семья - основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой.

А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность; безнадзорность и беспризорность:

1.Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

2.Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3.Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей

Основной критерий классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций (М.А Галагузова):

семьи с низким материальным достатком; с

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие

Классификация группы риска по М.В. Шакуровой:

1. Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

2. Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой.


4. Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни - достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. 5. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

· выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

· определение причин семейного неблагополучия;

· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;

· помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

· профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;

· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;

постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

УДК 159.9 М. О. Егорова

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ

Социальная политика в сфере социальной защиты детства

Российская система защиты детства, как и многие сферы общественной жизни, в последние годы вступила в период активной модернизации, имеющей целью решение стоящих перед ней насущных вопросов. Президент РФ, Председатель Правительства РФ в своих выступлениях акцентируют внимание на демографических вызовах, актуальных для России в XXI веке, на нерешенных по сей день серьезных проблемах в сфере защиты детства. В послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. говорилось о поручении «Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях». «Нужно создать необходимую инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи... Везде, где это еще возможно, основная задача - стремиться сохранить ребенку его родную семью» (из вступления Д. А. Медведева на Всероссийском совещании «О работе органов государственной власти в сфере социального развития», 5 июня 2007). «Предлагаю провести специальную общенациональную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми. Думаю, что партии, представленные в Государственной Думе, общественные организации могли бы поддержать такую инициативу. Так же как и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мог бы выступать организатором этой работы» (из выступления В. В. Путина на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приориетных национальных проектов и демографической политике 14 августа 2009).

На фоне продолжающегося снижения численности детского населения доля неблагополучных детей и социальных сирот растет, в связи с чем встает вопрос о качестве будущих поколений и трудовых ресурсов. Перед системой стоит сложная и комплексная задача - обеспечить каждому ребенку, родившемуся в России, право на любящую и заботящуюся о нем семью, на наилучшие условия воспитания и развития, на защиту от любых нарушений прав и законных интересов, в том числе на защиту от насилия, пренебрежения нуждами, преступных посягательств.

В настоящее время в государственной социальной политике определены приоритеты деятельности по защите прав детей, среди которых ключевую роль играют следующие:

Раннее выявление семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения;

Создание комплексной системы реабилитации семьи и детей;

Принятие мер по защите детей от жестокости и насилия.

Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие со стороны родителей или лиц, их заменяющих,

© М. О. Егорова, 2011

Рис. 1. Влияние развития кризиса в семье на положение ребенка

в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода . Понятие жестокого обращения включает в себя не только различные виды насилия, такие как физическое, психическое, сексуальное, но и пренебрежение основными потребностями ребенка.

Жестокое обращение, сопутствующее семейному неблагополучию, является первопричиной многих негативных социальных явлений и в жизни ребенка, и в жизни взрослых членов семьи, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, социального сиротства .

На рисунке 1 схематично показано влияние развития кризиса в семье на положение ребенка. Когда мы говорим о раннем выявлении, имеется в виду выявление семей, допускающих нарушения прав ребенка, на ранней стадии кризиса (отмечено чертой).

Изученный Национальным фондом опыт российских регионов , практика совместного с органами исполнительной власти субъектов РФ построения моделей раннего выявления и развития профилактических услуг убедительно доказывают, что оказание семье и ребенку своевременной помощи (на ранней стадии кризиса), выстроенной на принципах межведомственной междисциплинарной работы с каждым случаем, позволяет предотвратить дальнейшие нарушения прав ребенка, а также необходимость лишения родителей прав и сиротство детей.

Налаживание раннего выявления необходимости в помощи и своевременное оказание ее, сохранение родной семьи для ребенка позволяют сэкономить огромные государственные средства, которые затрачиваются на дорогостоящие формы помощи семьям, находящимся в состоянии хронического кризиса, на содержание детей в стационарных учреждениях и их реабилитацию . Раннее выявление семей группы риска по социальному сиротству, реабилитация ребенка и семьи позволяют предотвратить в долгосрочной перспективе экономические потери от низкого качества человеческого потенциала. По данным исследований Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и Центра фискальной политики, проведенных в Томской области и Хабаровском крае в 2008 и 2009 гг. соответственно, меры по внедрению раннего выявления и профилактических услуг окупят себя уже в течение 5-8 лет .

Раннее выявление и организация реабилитационной помощи семьям с высоким риском жестокого обращения с детьми - ключевой фактор, который определяет модернизацию всей системы социальной защиты детства и переход на новый качественный уровень работы по защите прав ребенка.

Одним из важнейших видов реабилитации является организация сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в образовательном и социальном пространстве. В реальности практически всегда оказывается, что ребенок из семьи, в которой диагностирован средний или высокий риск жестокого обращения, не получает услуг учреждений дополнительного образования, плохо учится, пропускает школу. Выясняя анамнез ребенка, специалист выявляет, что ребенок приходил на занятия в кружки и секции, но бросал их и проводил время на улице. Семья не оказала должного внимания и поддержки ребенку, и в результате был запущен процесс школьной дезадаптации ребенка и начал формироваться уличный стиль его времяпровождения. Отсутствие вовремя организованной реабилитационной помощи может приводить к беспризорности ребенка, к правонарушениям со всеми вытекающими последствиями.

Депривация и дезадаптация детей в семьях, проблемы учебы и социализации

Жестокое обращение с ребенком является депривирующим фактором. Его последствиями являются неспособность ребенка освоиться в социальном пространстве, быть успешным в образовательном процессе, формировать отношения со сверстниками, конструктивно организовывать себя и свое время. Все эти умения не формируются или формируются слишком медленно, и дезадаптация ребенка усугубляется, вследствие чего ребенок непоправимо маргинализируется. Чтобы остановить этот процесс и помочь ребенку, недостаточно специальных консультаций или терапевтических занятий. Процесс приобретения навыков социализации должен протекать быстрее, чем это возможно в ходе терапии или консультирования. Необходимость организовать помощь большому числу детей из семей группы риска по социальному сиротству заставляет искать новые формы помощи, которых реабилитация могла бы осуществляться быстрее и для большого числа детей одновременно.

Наиболее экономным и по времени, и по ресурсам способом помочь ребенку является формирование навыков социализации в ходе тех процессов, которые имеют место в жизни ребенка: в ходе получения им образования, в установлении и поддержания его отношений со сверстниками, в ходе его времяпровождения. Для этого необходимо выйти за стены кабинета психолога и организовать психолого-педагогическое сопровождение

ребенка в образовательном и социальном пространстве. При организации сопровождения для групп детей необходимо сочетать индивидуальный подход и групповые формы работы .

Диагностика и выявление детей из семей группы риска по социальному сиротству

В ряде субъектов РФ (Томская, Новосибирская, Тамбовская область, Алтайский и Хабаровский край, Республика Бурятия, г. Санкт-Петербург, Хабаровск, Пермь и др.) началось внедрение технологии раннего выявление семей группы риска по социальному сиротству и технологии работы со случаем . Семьи группы риска по социальному сиротству диагностируются как семьи с высоким или средним уровнем риска жестокого обращения. Дети из таких семей в той или иной степени нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. В ходе диагностики выявляются проблемы ребенка в сфере общения, обучения, социализации. В результате при составлении плана реабилитации семьи и ребенка формируются конкретные задачи сопровождения. План согласовывается с семьей и ребенком, определяется ответственность каждого члена семьи в процессе совместной работы. Ребенок также знает, зачем она ведется, что ее цель - сохранить ему возможность жить в своей родной семье. План реабилитации обязательно предусматривает организацию психолого-педагогического сопровождения ребенка в объеме, определяемом задачами реабилитации.

Психолого-педагогическое сопровождение: принципы, подходы и задачи

Основные формы сопровождения разработаны, апробированы и внедрены в ряде субъектов РФ. По существу, они представляют собой комплексные междисциплинарные реабилитационные услуги, стандартизованные после апробации, включающие:

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном (школьном) пространстве (социальная гостиница);

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном (школьном) пространстве (тьюторство);

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в социальном пространстве на базе учреждений дополнительного образования.

При работе со случаями нарушений прав детей реабилитационная работа с семьями строится в соответствии с семейно-ориентированным подходом, поэтому психоло-го-педагогическое сопровождение ребенка всегда является частью общего процесса реабилитации всей семьи. У каждой из них есть куратор, который постоянно взаимодействует с ней и организует работу семьи с другими специалистами. Куратор является ответственным за выполнение плана реабилитации семьи, в том числе он отвечает за организацию процесса сопровождения ребенка в образовательном и социальном пространстве.

Общие принципы психолого-педагогического сопровождения предполагают:

1. Включенность значимого взрослого в социальную сеть ребенка. Травматизация детей из семей группы риска по социальному сиротству связана с тем, что они воспитывались в условиях материнской депривации. Поэтому они ищут привязанность и нуждаются в фигуре значимого взрослого, который мог бы установить с ними отношения, в которых они почувствовали бы свою значимость и ценность. Кроме того,

значимый взрослый помогает ребенку в усвоении социальной нормативности, демонстрирует позитивные ролевые модели поведения заботящегося взрослого и применение позитивных ценностных установок и моральных норм.

2. Нацеленность на решение актуальных и практически значимых для ребенка задач в ходе сопровождения. В связи со слабой мотивацией ребенка на новые пробы в ходе социализации или в процессе обучения в школе, задачи, которые будут решаться в ходе сопровождения, должны быть быстро достижимыми, признаваться самим ребенком значимыми, их решение должно приносить ощутимые плоды.

3. Стимуляция самостоятельности и активности детей. Необходимо уйти от объектного подхода в организации сопровождения ребенка из семьи группы риска. Стоит постепенно повышать ответственность самого ребенка за его жизнь, уменьшая долю ответственности значимого взрослого и других взрослых участников сопровождения. Отношения привязанности, которые формируются со значимым взрослым, создают условия для формирования ситуаций успеха, ощущения своих значимости, возможностей и влияния на собственную жизнь. Эти же отношения способствуют росту самостоятельности ребенка за счет создания пространства безопасности в отношениях, формирования доверия.

При любой форме психолого-педагогического сопровождения ребенка возникает педагогически организованная среда, которая выполняет реабилитационную функцию. Особенность такой среды заключается в ее способе работы с ребенком. Необходимо отказаться от прямого педагогического воздействия и влиять на личностные установки ребенка и принятие им социальной нормативности при помощи субъектов педагогически организованной среды - коллективов сверстников и педагогов.

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению ребенка

в социальной среде

Приведем пример разработанного, апробированного, нормативно закрепленного стандарта сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в социальном пространстве. Услуга по сопровождению регулярно в течение трех лет выставлялась на конкурс в форме стандарта. За право его реализации боролись учреждения дополнительного образования, средние общеобразовательные учреждения, общественные организации. Закупка услуги осуществлялась как областным Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области, так и муниципальными органами власти. Стандарт был реализован на различных базах, как в городских, так и в сельских условиях. Он предусматривает указание правовой основы и целей оказания услуги, описание целевой группы, требований к кадровому и материальному обеспечению услуги, включая стартовые расходы на организацию деятельности по оказанию услуги и др. В нем содержится также указание на режим оказания услуги и на порядок соблюдения конфиденциальности.

Остановимся более подробно на описании целевой группы. В стандарте указано, что целевой клиентской группой являются «дети школьного возраста (7-17 лет), состоящие на учете в КДН и на внутришкольных учетах, не имеющие противопоказаний к данному виду активности; на этапе реабилитации, не нуждающиеся в специализированной помощи, которая не предусмотрена в данном учреждении. Целевая группа включается в интегрированную группу в количестве, не превышающем 30% от общего количества

детей в группе». Реабилитационные задачи в области коррекции эмоционально-волевой сферы, развития межличностных отношений и привития социальной нормативности, отраженные в стандарте, должны быть скорректированы исполнителями с учетом особенностей психологического возраста детей целевой группы. Это важно для формирования межличностных отношений как со сверстниками, так и с взрослыми, а также навыков действий на основе новых социальных установок и ценностных ориентаций.

В отношении режима оказания услуги указывается, что «каждый ребенок, находящийся на реабилитации, должен посещать учреждение 2-3 раза в неделю по 1,5 часа. Недельная продолжительность реабилитационной программы - 4-6 часов».

Стандарт предусматривает следующую структуру. Деятельность описывается поэтапно. На каждом этапе ставятся задачи, указываются требуемые для их решения знания и навыки, описываются действия, необходимые для их решения и ответственный, предоставляется список необходимой документации, указываются временные затраты специалистов, результаты их деятельности, приводятся критерии оценки результатов и, наконец, указывается материальное обеспечение услуги. Требования к процессу оказания услуги сопровождаются расчетом норм и нормативов стоимости.

На предварительном этапе, до начала деятельности по сопровождению, происходит определение целевой группы детей. Для этого специалист связывается с КДН, ПДН, школами, органами опеки и попечительства по месту нахождения и получает сведения о наличии детей, нуждающихся в сопровождении. Результатом работы на этом этапе является составление первичного списка детей, соответствующего требованиям к целевой группе.

На этапе введения в деятельность (30 дней) по инициативе специалиста осуществляется личное знакомство с ребенком в «жизненном пространстве» ребенка, а также знакомство с его ближайшим социальным окружением (классный руководитель, социальный педагог, родители). Обязательно проводится ознакомление ребенка с пространством и возможностями учреждения по организации досуга.

Адаптационный этап небольшой и длится 2 недели. Его задача - помочь ребенку адаптироваться в новом для него пространстве. В этот период проводится тренинг по выработке правил совместной жизни в группе, который включает игры на сплочение, объяснение смысла совместной деятельности, знакомство с предметами, специфичными для данного вида деятельности. В течение этого этапа должны проводиться беседы с каждым ребенком, наблюдения за детьми. Эта деятельность дает материал для разработки плана реабилитационной динамики. В результате организуется психологически комфортное пространство, у детей целевой группы возникает чувство безопасности (защищенности). Это способствует формированию мотивации к регулярному участию в досуговой деятельности. Для отслеживания полученных результатов на этом этапе вводятся два показателя: динамика количества пропусков ребенка за неделю и отсутствие изменений в составе интегративной группы (без уважительных причин).

На начальном реабилитационном этапе, который длится 3-4 месяца, решается задача обеспечения безопасности ребенка (защиты ребенка от причинения серьезных увечий и от опасности жизни, здоровью, эмоциональному благополучию, от ненадежных контактов с другими детьми и взрослыми, от причинения самоувечий), принятие им руководства со стороны взрослых, соблюдения границ и стабильности отношений ребенка. Организация реабилитационных досуговых мероприятий происходит с учетом потребности ребенка в стабильности отношений, в безопасности и необходимости обе-

спечить ему защиту. Критериями достижения цели является динамика количества происшествий и случаев несоблюдения правил за короткий период времени (за 1 неделю), расширение круга социальных контактов ребенка, организация продуктивного времяпровождения. В результате у большинства детей наблюдаются позитивные изменения в количестве и динамике высказываний, расширение круга общения, совершенствуются способности регулировать свое поведение.

Основной реабилитационный этап длится 6 месяцев. В этот период решаются основные реабилитационные задачи. Критериями их достижения выступают:

Изменение времени, которое ребенок проводит вне дома;

Уходы из дома;

Изменение количества времени, проводимого ребенком на улице;

Уменьшение количества случаев несоответствия внешнего вида детей сезону и ситуации;

Уменьшение количества случаев порчи оборудования.

У детей формируются и закрепляются навыки соблюдения опрятности, контроля своего внешнего вида и здоровья, кооперации, выражения сочувствия, соучастия, происходят принятие детьми на себя ответственности за собственные решения и их последствия, строятся устойчивые отношения в детском коллективе

1. Раннее выявление и организация реабилитационной помощи семьям с высоким риском жестокого обращения с детьми - ключевой фактор, который определяет модернизацию всей системы социальной защиты детства и переход на новый качественный уровень работы по защите прав ребенка.

2. Организация сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в образовательном и социальном пространстве является одним из важнейших видов реабилитации. Основные формы сопровождения разработаны, апробированы, стандартизированы и внедрены в ряде субъектов РФ.

3. Психолого-педагогическое сопровождение основано на принципах включения значимого взрослого в социальную сеть ребенка, нацеленности на решение актуальных и практически значимых для ребенка задач в ходе сопровождения и на поощрении самостоятельности и активности детей.

4. В статье приводится пример стандарта сопровождения ребенка из семьи группы риска по социальному сиротству в социальном пространстве, в соответствии с которым помощь оказывается детям школьного возраста, состоящим на учете в КДН и внутришкольных учетах. Стандарт предусматривает поэтапное описание деятельности. Требования к процессу оказания услуги сопровождаются расчетом норм и нормативов стоимости. Сопровождение детей из семей группы риска по социальному сиротству позволяет оторвать их от асоциальной среды, наладить регулярные занятия продуктивной досуговой деятельностью, способствует их положительной социализация, а, значит, риск сиротства уменьшается или устраняется полностью, дети снимаются со специальных учетов.

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г Жестокое обращение с ребенком: причины. Последствия. Помощь. М., 2005.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

3. Дети социального риска и их воспитание: учеб.-метод. пособие / под ред. Л. М. Шипицы-ной. СПб., 2003.

4. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия: ребенок в кризисной ситуации. СПб., 2003.

5. Кошкорова Г. А. Опыт работы МОУ «Вороновская СОШ» по стандарту «Социальная гостиная».

6. Новикова М. В. Эффективные социальные технологии клубной работы с детьми из семей, страдающих алкогольной зависимостью.

7. Новикова М. В. О возможностях клубной работы // Социальная работа. 2008. № 3.

8. Оценка долгосрочных социально-экономических последствий реформирования системы социальной защиты детства в Томской области / под редакцией Е. И. Андреевой. ЦФП, 2007.

9. Перемитина Н. Н. Информация о ходе работы по реализации проектов «Реабилитационный спортивный досуг для детей группы риска // Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики социального сиротства: опыт Томской области: сб. статей и нормативно-правовых документов. Томск, 2009.

10. Прихожан A. M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб., 2007.

11. Раннее выявление семейного неблагополучия. Организация помощи семьям (работа со случаем): тематический обзор // Методические материалы Всероссийской конференции «Российская система защиты детства: ключевые проблемы, опыт, перспективы». М., 2009.

12. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики социального сиротства: опыт Томской области: сб. статей и нормативно-правовых документов. Томск, 2009.

13. Сорокова Л. А. Анализ результатов проекта по профилактике социального сиротства в общеобразовательной школе.

14. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.

15. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М., 2009.

16. Шипицына Л. М. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.

ДОКЛАД

«Социально-педагогическая поддержка и сопровождение учащихся и семей группы «Риска»

Цель: социально-педагогическое просвещение учителей с целью повышения их социальной культуры.

Ведущий: Бурдина М.С.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

Отчуждение детей от семьи, школы и общества,

    Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,

    Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,

    Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),

    Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков 13–16 лет, много учреждений дополнительного образования были закрыты, все это не способствует формированию здорового поколения),

    Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,

    Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

К внутренним факторам риска относятся:

    ощущение ребенком собственной ненужности,

    низкая самооценка, неуверенность в себе,

    недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

    незнание и непринятие социальных норм и ценностей,

    неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,

    неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Задача педагогов в работе с детьми группы «риска» - организация индивидуального сопровождения– это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты