От зависит психологический климат в семье. «Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка. «Психологический климат» - что это такое

17.10.2019

Доклад на районном родительском собрании

« Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка».

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для воспитания ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

План:

1. Роль семьи.

2. Психологический климат в семье.

3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

4. Просмотр презентации «О воспитании детей».

5. Рефлексия.

Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», блог О.А.Николаевой «Беседочка» для работы по типам воспитания, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

ВЫСТУПЛЕНИЕ:

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка как дошкольного так и школьного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой называют психологическим климатом семьи. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате настроения всех членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В семье люди проводят большую часть жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Поэтому психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.


Выделяют 2 типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность, хорошо развита самокритика и доброжелательная критика в отношении любого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека. Важный показатель психологического климата семьи – это стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу.
В основном родители проводят большую часть времени на работе, где свои отношения, настроения и, придя домой, мы порой не задумываемся, что наши близкие, в основном, дети, страдают от того, что у родителей плохое настроение, не с кем поговорить. Порой все отрицательные эмоции мы приносим домой, срываясь на своих детях. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к ссорам, психологической напряженности, депрессиям.


А что же происходит с детьми? От учителей можно часто услышать, что ребенок плохо ведет себя на уроке, мешает вести урок и т.д. А ведь дома он совершенно спокоен, вежлив. Почему? Это происходит так же, как и у родителей. На работе мы стараемся выглядеть беззаботно, а, придя домой, становимся невыносимыми: нас все раздражает, ни с кем не хочется говорить, т.е. мы избавляемся от всех отрицательных эмоций, которые накопили за целый день, а ребенок страдает, т.е. мы переносим свои проблемы, заботы на своего ребенка. Это происходит постоянно и превращается в соответствующий образ жизни.
Еще с младшего школьного возраста мы можем наблюдать, каким образом живет ребенок в семье, как он в ней себя ощущает. Об этом можно не спрашивать, а посмотреть, как дети играют, во время игры они перевоплощаются в своих родителей, копируют их действия (ставят в угол, громко ругаются и т. д.)


По статистике, в сутки ребенку уделяется от 17 – 30 минут. С возрастом это время уменьшается.
Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, к труду, отдыху и др.
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, - писал Макаренко Антон Семенович – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тог7да, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о друг8их людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле, поэтому нет мелочей».


Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(НА БЛОГЕ задания)

10 основных ошибок родителей
в воспитании детей

    1. Непоследовательность . Это очень распространенная ошибка. Если малыш набедокурил, родители ругают его и предупреждают о всевозможных ограничениях. Но проходит некоторое время и мама, забыв о том, что недавно грозила ребенку, отменить прогулку в парке или просмотр мультфильмов, словно забыв о собственном обещании, ведет на аттракционы или включает мультсериал.

Последствия : ребенок растет своевольным, он перестает воспринимать всерьёз слова родителей. Получается, как в пословице: «Собака лает – ветер носит».

    2. Несогласованность требований со стороны взрослых . Часто встречается ситуация, когда в семье к ребенку предъявляются совершенно разные требования, например, мать добивается, чтобы ребенок убирал игрушки после игры, а бабушка – убирает сама. Часто споры о правильности той или иной позиции ведутся прямо при детях, в семье создаются противоборствующие коалиции.

Последствия : ребенок может вырасти конформистом, приспосабливающимся под мнения других. Также возможно проявление неуважения к тому родителю, чью позицию ребенок воспринимает, как невыгодную для себя.

    3. Неровное отношение к ребенку . Чаще встречается в семьях, состоящих из ребенка и одинокой матери. Мать то зацеловывает ребенка, играя с ним, то замыкается в себе, не обращая внимания на свое дитя, то кричит и злится на него.

Последствия : вырастет истеричная особа, не умеющая контролировать свое поведение. Часто наблюдается отстраненность от матери в силу того, что ребенок не знает, чего от нее ожидать.

    4. Попустительство . Ребенок делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением и желаниями окружающих людей. Например, приходя в гости, начинает требовать, чтобы ему дали приглянувшуюся вещь, хотя она является хрупкой, и хозяева ею дорожат, или во время воскресного обеда в кафе, начинает бегать по залу, приставать к чужим людям, пришедшим отдохнуть. Родители такого дитя приходят в недоумение: «Ну и что? Он же ребенок!»

Последствия : вы гарантировано вырастите махрового эгоиста и наглеца.

    5. Избалованность . Проявляется в том, что родители постоянно идут на поводу у ребенка, выполняя все его желания часто за счет ущемления собственных интересов или интересов других людей.

    Последствия : Этот просчет в воспитании приводит к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным и черствым.

    6. Излишняя требовательность, чрезмерная строгость . К ребенку предъявляются непомерные требования, ему не прощают самые безобидные шалости и ошибки.

    Последствия : неуверенность в собственных силах, , часто перфекционизм, который может стать невыносимым бременем для подрастающего человека.

    7. Дефицит ласки . Телесный контакт чрезвычайно важен маленькому человечку, впрочем, как и взрослому. К сожалению, иногда родители считают излишним проявлять нежные чувства к ребенку.

    Последствия : ребенок вырастает замкнутым, недоверчивым.

    8. Необузданные амбиции родителей. Взрослые в семье пытаются реализовать через ребенка то, чего не сумели достичь сами, не считаясь с его интересами и желаниями. Например, отдают его в плаванье не для того, чтобы он физически развивался и укрепил здоровье, а исключительно из желания сделать из своего чада чемпиона.

    Последствия : если ребенка не привлекает данная деятельность, то, вырастая, он будет протестовать любым способом. Если деятельность по душе, но он не оправдывает чаяния родителей, то формируется низкая самооценка, недовольство собой.

    9. Чрезмерный контроль . У человека должно быть определенное пространство, чтобы он мог самостоятельно делать выбор. Иногда родители полностью игнорируют желания ребенка, взяв под контроль любые жизненные проявления (выбирают друзей, отслеживают телефонные звонки и пр.)

    Последствия : как и в предыдущем случае, - протест против ненужной опеки в виде уходов

    10. Навязывание роли . Чаще наблюдается в семьях, где мамы одиноки или нет эмоциональной связи между родителями. Мать начинает рассказывать о своих неудачах, обсуждать других людей, навязывая проблемы, к восприятию которых ребенок не готов.

    Последствия : непосильные для ребенка психические нагрузки могут вызвать пессимизм и нежелание жить, стирается должная дистанция между взрослым и ребенком.

Методика «рисунок семьи»

дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи.
На основе анализа рисунков детей класса можно выделить несколько общих тенденций развития внутрисемейных отношений:
хотите узнать, как чувствует себя Ваш ребёнок в семье или как он относится к родственникам, предложите ему задание: «Нарисуй свою семью»

    Если ребёнок нарисовал себя в центре, не волнуйтесь – он рисует с позиции своего видения. Это его мир, в котором он главный чародей.

    Если он нарисует только себя, то ему одиноко.

    Обычно, после себя ребёнок рисует того, кого считает главным в семье. Если домашнее животное он нарисовал вторым, то ребёнку одиноко.

    Если кого-то не нарисовал, он может быть обижен на него.

    А если ребёнок нарисует всех родственников вместе держащимися руками, то в вашей семье он окружён любовью и вниманием близких людей.

    Если в семье мало общаются, то маму и папу ребёнок на рисует друг от друга далеко, с преградой.

    Если кто-то изображен безо рта, без рук или с очень длинными руками, то малыш испытывает страх перед этим человеком из-за того, что на него кричат, строго наказывают.

    Если кого-то нарисует с большими пальцами (как «пугало») – мир ребёнку кажется неуютным.

    Ноги непропорционально толстые – в семье напряженная атмосфера; очень длинные ноги – стремление к независимости.

    Для любимого человека ребёнок возьмёт те же краски, которыми и себя рисовал.

    Очень контрастное изображение – признак неразрешенного для ребёнка конфликта.

    Если ребёнок напорист, активен – цвета выберет тёплые.

    Холодные цвета – характеру ребёнка присущи мечтательность, задумчивость.

    Любовь к свободе, независимость – если раскрашивая, выскакивает карандашом за контур.

    Аккуратная штриховка, но при наличии неокрашенных полос говорит
    о неуверенности, беззащитности.

ТЕСТИРОВАНИЕ

(презентация)

ПОМНИТЕ! (презентация)

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

Характеристики, проявления:

родителями навязывается свое мнение ребенку.

«подавление» ребенка

Вечные указания, напоминания, соверы

Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

Возможные последствия:

снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Мотивы поведения родителей

На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

Гиперопекающий тип

Характеристики, проявления:

Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

Боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

Возможные последствия:

Способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

В критических случаях - пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

Ребенок будет малоадаптирован к взрослой жизни.

Инфантильно-потребительское отношение к миру, у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

Болезненное реагирование на любые требования и ограничения.

Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

Сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

Мотивы поведения родителей

Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики, проявления:

Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

Мотивы поведения родителей

Так могут вести себя родители:

Которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

Демократический тип

Характеристики, проявления:

Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

Родитель участвует во взрослении ребенка.

Возможные последствия:

Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей

Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)

Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.) .

Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)

Что делает это учение обширным и разносторонним, зависящим от множества факторов, взаимодействия участников и их характеристик как отдельных личностей.

Так же понятие семьи в психологии часто выступает как малая группа, или самоорганизующаяся система, в формировании и развитии которой особую роль играет психологический климат. И главной задачей всех участников играющих свою роль в семейных отношениях определить, как можно прогнозировать психологический климат в семье, и контролировать его влияние.

Что такое психологический климат?

Для начала рассмотрим, что такое психологический климат в семье, и почему он так важен.

Четкого научного определения понятию психологического климата, как такового не существует. В литературе при описании этого явления часто используются еще такие синонимы как «психологическая атмосфера», «эмоциональный климат» и прочее. Таким образом, можно сделать вывод, что это в своем роде характеристика, отражающая удовлетворенность всех членов семьи, а в особенности супругов общими аспектами жизнедеятельности. Проще говоря, это некий индикатор уровня счастья и благополучия семьи. Определение такого уровня и поддержание его на оптимальном уровне необходимо для полноценного развития, как супругов, так и их детей. Так как, психологический климат понятие не устойчивое, и его нельзя закрепить, то определяется система прогнозирования общего эмоционального состояния, и выделены определенные действия для его систематического поддержания.

Благоприятный психологический климат способствует снятию напряжения, регулированию остроты конфликтных ситуаций, созданию гармонии и развитию чувства собственной социальной значимости. При этом все эти факторы будут касаться не только семьи как обобщенной единицы, но и каждого ее участника отдельно. Вступая в брак, молодые супруги должны иметь определенный психологический настрой, готовность идти на компромисс и уступки, развивать в себе доверие, уважение и взаимопонимание по отношению друг к другу. Только в таком случае, можно говорить, о возможности хорошего психо-эмоционального состояния новой ячейки общества.

Создание психологического климата.

Как говорилось выше, психологический климат семьи – понятие не постоянное, не имеющее стабильной основы и требующее постоянной работы. В создании эмоционального состояния обязаны принимать участие все члены семьи, только в этом случае, возможен полноценный успешный результат. От степени стараний и желания в первую очередь супругов, будет напрямую зависеть длительность брака, его эффективность, и благополучие. По сравнению с прошлым тысячелетием, современные молодожены больше подвержены действию собственных эмоциональных факторов, нежели сложившимся устоям института брака, что так же отражается на стойкости семейных отношений и эмоциональном фоне в семье. Поэтому, можно смело заявить, что первым фактором, отвечающим за оптимальный психологический климат в семье, будет эмоциональный контакт. Так же на создание положительного или отрицательного психологического климата в семье будет влиять совокупность настроения всех членов семьи, их общий настрой, наличие душевных переживаний или волнений, наличие или отсутствие работы, материального достатка, отношения к занимаемой должности или выполняемой работе, а так же порядок построения отношений между супругами, а затем, между родителями и детьми. Только после оценки всех этих факторов можно говорить о стабильности или нестабильности климата в семье, и прогнозировать психологический климат на дальнейшее время.

Прогнозирование психологического климата.

Процесс прогнозирования психологического климата в семье является ничем другим, как обычным анализом, общего эмоционального состояния семьи, с учетом уровня семейной коммуникации и общего настроя.

Таким образом, определение, как можно спрогнозировать психологический климат в семье, сводится к обычному наблюдению, с вынесением определенных выводов. Таким образом, после выведения результата эмоциональный климат семьи можно прогнозировать как благоприятный и неблагоприятный.

Для прогнозирования благоприятного психологического климата необходимо наличие таких признаков: чувство защищенности, доброжелательность, умеренная требовательность, возможность всестороннего развития, сплоченность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность, гордость за семью. Таким образом, как результат, получаем надежную крепкую семью, в которой царит атмосфера любви и уважения, присутствует готовность помочь, желание проводить время вместе и общаться.

Но возможет и другой исход, когда для семьи, прогнозируется понижение уровня психологического климата до неблагоприятного. Основными признаками такого состояния семьи являются: тревожность, отчуждение, дискомфорт, эмоциональное напряжение, страх, стресс, необщительность и другие. В таком случае при длительном стабильно негативном положении в семье, прогнозируется неблагоприятный климат, который в дальнейшем приведет к дефициту положительных эмоций, развитию ссор, депрессий, постоянной психологической напряженности и негативно скажется на общем состоянии здоровья семьи, не только моральном, но и физическом.

При нарушениях психологического здоровья семьи, негативные последствия сказываются на каждом из ее участников. Изменить психологический климат, возможно только при стремлении всех членов семьи к достижению поставленной цели, а именно к урегулированию общего эмоционального состояния.

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

Семья в современном обществе становится малой группой.

Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь.

Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Это все научные мышления.

От семьи во многом зависит, каким будет индекс развития человеческого потенциала в будущем, что будет собой представлять человеческий капитал завтра и послезавтра. Общество должно осознавать важность процесса духовно-нравственного воспитания в семьях, ее значимое место в воспитании ценностей и любви к Родине. Чем прочнее, надежнее, стабильнее семья, тем сильнее наша Отчизна.

Долгое время в нашем Отечестве было распространено мнение о том, что семейное воспитание надо заменить общественным. Сторонники этой точки зрения выдвигали следующие аргументы: родители, как правило, не обладают педагогическими способностями.

Опыт счастливых, дружных семей наглядно свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустяшный подарок, элементарное проявление участие в делах и заботах близких людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, оздоровить обстановку, установить семейную, если не идиллию, то хотя бы известную гармонию, к общему благу не только старших членов семьи, но, прежде всего и главным образом самого молодого человека (и материально, и духовно, и морально).

С древних времен люди говорили:

Дом с детьми ― базар, без детей ― могила.

В семье особой радостью являются дети. Воспитывать их одно удовольствие. Хоть взрослые говорят, что с детьми ничего не успеваешь сделать, но они понимают, что без этого «базара» им не прожить.

Каков отец, таковы и дети

Дети учатся на примерах родителей. Порой, посмотрев на ребенка, можно судить о его родителях.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мама, как и земля, любит своих детей и старается сделать для них все, чтобы они ни в чем не нуждались.

У милого дитяти много имен.

Взрослые любят называть своих детей разными ласковыми именами.

Цели данного исследования:

1. Анализ социальных и общественных характеристик современных семей (на основе творческих заданий учеников 8-х классов);

2. Выявление семейных ценностей, семейных традиций и их роли в современной семье;

Задачи исследования:

1. Показать важность семьи в современном обществе;

2. Выявить взгляд детей на семью, на ее роль в их жизни;

3. Акцентировать внимание на значении традиций в семье.

Актуальность исследования:

2008 год объявлен президентом Российской Федерации в России «Годом семьи».

В настоящее время институт семьи переживает кризис, поэтому очень важно обратить внимание на ценность семьи для каждого человека. То, что молодежь многое не устраивает в жизни предшествующих поколений, своих родителей, ― очевидный факт, но из него не следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали соответственно их представлениям и понятиям.

Самый болезненный вопрос, камень преткновения в любой семье ― вопрос о том, кто, что и когда должен делать. При этом у каждого члена семьи собственное представление о справедливости распределения всех многочисленных обязанностей: мелких и больших, ежедневных и разовых. Подлинная справедливость, не ущемляющая интересов ни одного члена семейного коллектива, основывается на равноправном участии всех членов семьи. Это означает, что каждому должно принадлежать полновесное слово и в распределении домашнего бюджета и в распределении конкретных домашних обязанностей на день, на неделю, на месяц.

Психологический климат в семье

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли, Притом, не всегда роли членов семьи совпадают с групповой ролью. Часто роль лидера в семье принадлежит не отцу, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Прежде всего, психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива, именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем.

Психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний. Отношений к другим людям, к окружающим событиям. Для благоприятного климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье в семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно в такой обстановке страдают младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Учащиеся 8-х классов подготовили творческие задания, в которых рассматривались следующие вопросы:

Что такое семья в вашем понимании;

Рассказать о членах своей семьи, подчеркнуть их роль в семье;

Показать традиции семьи и наглядно представить через медиапрезинтации.

И вот, что получилось. Семья:

Семья – это одно целое, где родные заботятся друг о друге, помогают, а главное понимают, уважают и ценят. Всё вместе это называется ЛЮБОВЬ

Семья ― группа близких людей готовых в любой момент прийти на помощь друг другу.

Семья – это самые близкие тебе люди, которые поддержат тебя в трудные минуты жизни, где царит взаимопонимание, где уважают мнения друг друга.

Семья – это место, куда хочется приходить, где понимают и принимают тебя таким, какой ты есть.

Семья – это место рождения и становления. Семья формирует и проживает всю совокупность отношений к человеку, природе, труду, красоте, науке, искусству, обществу, деньгам, власти, сильному, слабому.

Семья - это ячейка общества, которая строится на кровном и духовном единстве, на любви и согласии, на бережном отношении друг к другу.

Семья ― это люди, которые ждут тебя, доверяют тебе, понимают тебя и поддерживают тебя в любых ситуациях.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место для меня – моя семья.

Семья-это святое. Семья это без чего не можешь жить.

А вот, что они пишут про своих членов семьи:

Мама ― это добрый и ласковый человек.

Мама - очень интересный человек, она всегда поможет разобраться, если ты запутаешься.

Мама ― жизнерадостная, стильная, общительная, хорошая хозяйка.

Мама - отзывчивый и чувствительный человек. Она дает разные советы, и помогает в сложной ситуации. И не просто советы, а дельные советы. Ведь, какая мама, пожелает своему ребенку плохого.

Моя мама меня всегда поддерживает, правда иногда мы с ней спорим в основном из-за того, как правильно произносятся слова. Наши споры, в большинстве, случаев решает бабушка. Ну, или Ожегов. Мама – всегда поможет разобраться с проблемами, мама учит меня самостоятельности, любви, настойчивости, не вешать нос, если что-то не получается. Я очень люблю свою маму!

У мамы я учусь культуре общения.

Я вижу, как устаёт моя мама, работая кассиром в «Мария – Ра», поэтому часть забот по дому лежит на мне. Я должен увести и забрать Настю из садика, заботится о ней, пока нет мамы. При всей загруженности моя мама может создать уют и комфортную обстановку дома.

Папа ― чуткий и отзывчивый отец.

Папа - это человек, которому можно довериться, который всегда тебя поймет. Но взамен требует порядка и самостоятельности.

У отца учусь отношению к труду, к своим обязанностям.

Мой папа серьёзный, он мне - пример для подражания. Он учит меня быть сильной, внимательной и легко переносить трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Папа - предприниматель. Сильный и серьезный человек. Учит меня быть мужественным и сильным.

Каждому ребёнку необходима бабушка. Ведь кто-то должен баловать и разрешать всё то, что не разрешают родители. Баба-Люба учит меня уважать взрослых и ценить то - что имеешь. Я восхищаюсь своей бабушкой, ведь не каждая бабушка в 60 лет работает, выбирает каждое утро костюм на работу (перемерив при этом ещё 3) , душится любимыми духами и с открытой душой идёт в колледж учить детей русскому, литературе ну и конечно жизни.

Вежливая и отзывчивая бабушка, которая учит правильному общению с другими.

Как моя бабушка говорит: «старушки сложили свои клубочки, забросили крючочки и спокойно разъезжают на мопедах по деревне». И действительно мы настолько привыкли к образу сидящей старушки с клубком в руках.

Сестры и братья:

Веселая и интересная девчонка.

Создаёт непринуждённую атмосферу в доме.

У брата учусь выдержке.

Считает себя очень важным человеком в этой жизни и держится наравне со взрослыми. Кому как, а ей точно наглости не занимать. Живёт под девизом: «Куда ж планета без меня?»

Брат: он ходит в детский сад «Пчёлка» он приносит в мою жизнь много радостных моментов.

Так, сестры и братья становятся маленькими человечками, которые берут и возвращают заботу и теплоту в том же количестве, в котором принимают.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

(С. Брант)

В каждой семье есть ценности:

Родители всегда вежливы друг с другом. Уважительное отношение к старшим - это самая главная ценность. А также учение правил поведения в обществе, и развитие моральных качеств.

Одна из традиций – собираться по праздникам всей семьёй, будь то день рождения или Новый год.

Нашу семью отличает взаимопомощь, совместное решение проблем, отдых, обсуждение житейских событий и поступков, активный образ жизни. Я – счастлив в своей семье.

В моей жизни два самых важных человека, моя сестра и мама. К сожалению, у нас нет папы, поэтому мне как единственному мужчине приходится не давать в обиду маму и сестру.

Недавно я понял, что забота «в одну сторону» - это «работа в холостую». Наверное, в семье всё должно делиться поровну, и забота тоже: детей к родителям и наоборот. Просто участие: сказанное спасибо, убранная без напоминания посуда, уборка комнаты, терпение в разговоре, доброе слово – вот, что главное в семье.

В нашей семье главная ценность – общение, потому что мы не так уж часто видимся. Также мы ценим взаимопонимание и свободу выбора.

Наша семья творческая, нам нравиться слушать зарубежную, красивую музыку. Эту ценность, в семью принес мой папа. Также папа привил нам чувства патриотизма к Родине. А мама учит меня и брата быть самостоятельными. Меня, в 10 лет, оставляли одну с маленьким братом, не боясь, что что-то случится. Моя мама полностью может положиться на меня. Мама приносит в наш дом море положительных эмоций.

Учащиеся в своих работах о семье пытались показать положительную сторону семейных отношений, что свидетельствует о важности семьи в глазах ребенка, гордости за своих родителей.

Заключение

Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого. (Сенека)

Социальное положение человека в решающей мере зависит от него самого, но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых приходиться действовать, та точка, с которой стартует человек, и здесь немаловажную роль играет семья. Социализация ребенка – одна из основных задач родителей. Прежде всего, она начинается в семье. От климата в семье зависит внутреннее состояние ребенка, его взаимоотношения с окружающими, его успехи в различных видах деятельности, то, как он построит свою будущую жизнь, его взгляд на семью. Человек проносит через всю жизнь традиции и ценности, привитые ему в детстве в семье, и старается построить свою семью на этих же принципах.

Мы считаем, что не только взрослые могут помочь в решении проблемы, но и дети могут сделать свой вклад в поддержании психологического климата в семье.

В любой семье есть определенные доминирующие взаимоотношения. Будучи как положительными, так и деструктивными, они задают общую атмосферу семейной жизни, предопределяют ее комфортность, сплоченность членов семьи, их взаимозависимость друг от друга. Речь идет ни о чем другом, как о психологическом внутрисемейном климате.

«Психологический климат» - что это такое

Говоря простым языком, семейный психологический климат – это то настроение, которое превалирует в отношениях. Не секрет, что в любой семье случаются и ссоры, и непонимание, однако если конфликты являются нормой («ни дня без скандала»), можно говорить о том, что психологический климат этой семьи является неблагоприятным. Напротив, если между супругами, детьми преобладают доверительные, уважительные отношения, и атмосфера будет соответствующей.

Хороший психологический климат дает членам семьи уверенность друг в друге, чувство поддержки, защищенности, ответственность за свою семью и гордость к принадлежности ей. С другой стороны, отрицательный климат формирует тревожность, отчуждение от семьи, эмоциональный дискомфорт. Поэтому формирование положительного внутрисемейного климата является необходимым для счастливого брака.

Налаживание внутрисемейной атмосферы

Для улучшения психологической атмосферы в семье нужно прежде всего отказаться (по возможности) от местоимений «твой», «мой», «я», заменив их на «наш» и «мы». Эта, казалось бы, мелочь действует на подсознательном уровне, устраняя эффект отчуждения от других членов семьи и в то же время не выделяя кого-то в отдельную единицу.

Еще один желательный атрибут психологического семейного комфорта – совместный прием пищи. Пусть ужин будет чуть позднее, однако за столом соберутся оба супруга, дети. Телефоны, компьютеры, телевизор при этом лучше исключить, отдав предпочтение личному общению. К примеру, можно обсудить, кто как провел день, выяснить планы на завтра или ближайшее время, решить сложные вопросы, требующие поддержки или участия близких. Подобная практика формирует чувство общности, «плеча», давая человеку ощущение принадлежности семье.

Огромное значение имеет совместное ведение быта. К сожалению, когда один из супругов работает допоздна, разделить домашние дела поровну вряд ли получится. И все же нужно определить какое-то дело, которое члены семьи будут делать только вместе. Пусть это будет субботняя уборка или приготовление воскресного обеда, а может, совместный поход за покупками, но обязательно предполагающий участие обоих супругов и всех детей.

Безусловно, свою роль играет и семейный отдых. Отмечено, что семьи, имеющие общее увлечение, семейные традиции, реже ссорятся по мелочам. Можно взять себе за правило ходить каждые выходные, к примеру, на футбол или в кино. А может, просто выбираться на прогулку всей семьей. Хорошо, если есть возможность куда-то выехать в летние или зимние каникулы – ожидание, предвкушение совместной поездки также положительно скажется на общей семейной атмосфере.

Однако не стоит забывать о личном пространстве, которое должно оставаться у каждого из супругов даже в самой дружной семье. Порой и мужу, и жене нужно побыть одному. Кому-то необходимо «сбежать» из дома, для других достаточно будет посидеть спокойно за книгой, забыв о семейных делах. Такая передышка позволит снять накопившуюся усталость, не вредя при этом брачным отношениям. Не зря ведь на любой работе положен отпуск – отдохнув, человек вернется к семейному очагу полным энергии и положительных эмоций.

Формирование благоприятного внутрисемейного климата – процесс ежедневный, требующий участия всех членов семьи, однако не предполагающий каких-либо денежных вложений или трудоемких действий. Достаточно лишь любить, уважать своих близких и ценить их присутствие. И тогда атмосфера внутри семьи будет наполнена светлыми чувствами.

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты