9 месяцев что умеет. Физические показатели развития. Психическая сфера: развитие важнейших навыков

17.07.2019


В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет "загребать" в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца. Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому -- малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.

Двигательные навыки


К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах. В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки -- умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, -- другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады. Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения. Девять месяцев -- это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше "работают" руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.

Учим ходить

Предвидим ваши вопросы: Зачем учить ходить? Не опасно ли учить ходить? Не искривятся ли у ребенка ноги и позвоночник? Все равно ведь он пойдет, нужно ли ускорять этот процесс?..

Сами мы абсолютно уверены, что НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ребенка не нужно насиловать ходьбой, поднимать его к стенке кровати и смотреть, как он дрожит, будто тростник на ветру. Для того, чтобы ребенок мог учиться вставать, стоять, ходить, вы должны много с ним заниматься. Тогда это будет легким, безболезненным, совершенно естественным процессом, который не может повредить ребенку.

Как только вы почувствуете, что ребенок легко стоит (опираясь руками, выпрямляет ноги, или подползает к решетке и поднимается с колен), можете начинать интесивно учить его ходить. Если вы занимаетесь с ребенком напряженно с самого рождения, этот момент может наступить в четыре месяца (возраст, по прежним представлениям, совершенно невероятный). Чему же начинать учить?

Стоять без поддержки, спиной к опоре. Мягкая поверхность позволяет весело падать.

Много раз в день самостоятельно подниматься и вставать, держась за горизонтальные бары.

Мы сужаем ширину кровати дополнительной стенкой, которую укрепляем только на момент занятия, или толстой рейкой. Это помогает ребенку в четыре месяца делать попытки продвигаться по узкому коридору. Поставив такую стенку, вы сразу увидите, что ребенок получил возможность поочередно поднимать ноги, приседать. Ему удобно держаться руками за “перила” по бокам, а не перед собой.

Походы по кровати за движущейся осью вперед-назад, вперед-назад: пусть только она будет не очень толстой, чтобы ребенок уверенно зажимал ее рукой (мы описывали ее в главе “Спортивный уголок”). В первый месяц ее можно не закреплять, просто водите ее по бортам (без грузов по краям). Подворачивайте палку, если у ребенка соскальзывают пальцы.

Нужно много ходить по полу, держа ребенка за две руки и принимая на свои руки часть веса, чтобы это была ходьба хотя и с нагрузкой, но обязательно не максимальной.

Ребенку, который ходит вдоль кровати и за руки уже 1-2 месяца, можно придумать “поводок”, широко захватывающий живот и плечи. Вы придерживаете его сзади и сверху, готовые страховать падения. Такой поводок можно сделать из старой рубашки, прорезав отверстия для рук ребенка, а за пустые рукава вы будете держать его во время ходьбы.

К пяти месяцам мы начинаем практиковать прогулки в ходунке, вводя это короткими порциями. Когда вы заведете ходунок, проверьте, не свисают ли где-нибудь провода, иначе лампы начнут неожиданно падать на пол. Следите, чтобы на диване не валялись, например, газеты, потому что их непременно засунут в рот... Вместо этого повесьте интересные и неопасные предметы, вроде звенящих шариков, коробок, блестящих крышек, чтобы ради них стоило обходить квартиру. Уже два-три дня походов в ходунке совершенно преображают ребенка, ощущается невероятный прогресс. Очень скоро он уже начинает контролировать направление движения и добирается, куда хочет (мы говорим о возрасте 4,5 месяца!). Хорошо бы только он не мог добраться до кухонной плиты - не забывайте об этом.

Доман пишет, что не нужно приучать ребенка ходить за руку, чтобы вестибулярный аппарат ребенка полагался только на себя. Но это никак не относится к возрасту четыре, пять, шесть месяцев, когда нужно стараться много ходить по полу (хорошо бы еще босиком - слово “холодно” мы не хотим слышать!). У вас нет никакой спешки, вестибулярный аппарат еще успеет всему научиться, если ваш ребенок пойдет к шести с половиной - семи месяцам. Нам кажется,что это оптимальный возраст, в котором тренированный “домановский” ребенок должен делать свои первые самостоятельные шаги.

Для того, чтобы спровоцировать эти первые шаги, мы сужаем ширину кровати (используя подвижную стенку) ровно на размер разведенных в стороны рук, так что ребенок может по желанию перейти к любой из стенок. После этого мы укрепляем на одной из стенок кровати какую-нибудь новую очень интересную игрушку и по миллиметрам начинаем увеличивать ширину этого пространства. Так что ребенку нужно потянуться, потом сделать полшага и потянуться, и в какой-то момент оторвать руки и сделать первый шаг без поддержки. Помните о смягчении всех углов в кровати, помните о защите лба и затылка. Несколько дней таких занятий приводят вас к победе: ребенок понимает, что отпускать руки можно.

Еще раз повторяем, что упражнения, когда он стоит спиной к опоре, не держится, а только ощущает опору спиной и затылком,и не боится упасть вперед на мягкое - очень ускоряют первый шаг.

ХОДЬБА РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА. И, кроме того, у вас появился активный союзник. Он САМ теперь совершает сложнейшие движения, начав ходить в возрасте, когда цивилизованное человечество еще едва начало ползать. Счастливое детство кончилось. В следующих главах мы начнем заниматься спортом.

Несомненно, это настоящее чудо света, когда ребенок делает свой первый самостоятельный шаг - привыкнуть к этому нельзя.

Способность видеть, слышать, чувствовать



Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать "любимая игрушка", эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого "друга", потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника - завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит -- это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет "планировать" свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить "барьер" в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы -- подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго. Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опы- тов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит -- как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры "в прятки". Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты "пряток". Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры -- ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка



Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: "Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа "дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово -- это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше. В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа "туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей -- снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" -малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша, а тот "обороняется" от нападения. Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в "телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубку ребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положить трубку. Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

Занятия с ребенком



Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать". Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, з"а какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются. Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть -- передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.

Время игр



Новые открытия Позвони в колокольчик Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него зво- нить. "Осязательная" игра Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно. Переверните игрушки Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей. Липкая лента Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту. Шляпа на голове ребенка Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу. Улучшение координации Поиграйте с ребенком в ладушки Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются. Покатайте мячик Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение. Дайте ребенку "пирамиду" Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону. Игрушки в прозрачной коробке Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания. Перевернутая кастрюлька Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее пе- ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы. Поиграйте в "дай мне игрушку" Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг. Вытягивание шарфиков Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.
Пища для развития Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке. Время переодевания Как переодеть непоседу Поменять подгузники девятимесячному ребенку -- задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю". Как поймать ребенка Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его. Пуховичок для пудры Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.). Паучок, паучок Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом по жнвоти-ку. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры. Время купания Пусть ребенок "самостоятельно" помоется Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени. Оп-оп Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего" малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать", перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка. Время отдыха Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку

Малыш уже совсем вырос, он уже не такой маленький карапуз, каким был при рождении. С каждым месяцем он учится делать что-то новое, познает мир, радует успехами. В данной статье вы узнаете, что умеет ребенок в 9 месяцев, как его развивать и на что нужно обратить внимание родителям, чтобы помочь ребенку осваивать новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка на 9 месяце

На 9 месяце жизни вес мальчиков достигает от 7,9 кг до 10,5 кг, рост от 68,2 см до 75,1 см. Вес девочек от 7,5 кг до 9,7 кг, рост от 67,5 см до 74,1 см. Окружность головы у мальчиков достигает от 44,0 см до 47,4 см, грудь от 44,4 см до 50,8 см. У девочек соответственно от 42,9 см до 46,4 см – окружность головы, от 44,5 см до 49,3 см окружность груди.

Рост и вес на 9 месяце развития являются основными показателями физического состояния ребенка. При измерении данных параметров можно посмотреть тенденцию роста, и сделать выводы как развивается ребенок.

Начиная с 9 месяца, малыш растет примерно на полтора сантиметра вплоть до года. Раньше младенец рос быстрее, однако с каждым месяцем показатель прироста немного уменьшается.

К девяти месяцам у малыша уже должны были начать расти зубки. В течение этого периода должны показаться вторые (боковые) верхние и нижние резцы. Но это не обязательно и зависит от генетической предрасположенности, эти зубки могут начать показываться и немного позже (до 12 месяцев).

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Способности детей зависят от их индивидуальной предрасположенности, одни дети развиваются быстрее, другие же – немного медленнее, поэтому если вы заметили, что развитие ребенка в 9 месяцев не совпадает с развитием его сверстников, это еще не показатель его отклонений. Вашему вниманию предлагается список того, что умеет ребенок в 9 месяцев:

  1. Ребенок с интересом рассматривает себя в зеркале
  2. Сидит без опоры с ровной спинкой
  3. Ползет на четвереньках
  4. Играет в привычные игры «Ладушки», «Коза дереза»
  5. Запоминает последовательность действий
  6. Может привстать и с помощью опоры и передвигаться
  7. Сам берет игрушку из рук родителей, пробует ее на вкус, внимательно рассматривает
  8. Гремит игрушкой, стучит, бросает.
  9. Ребенок в 9 месяцев может брать игрушку уже не целой ладошкой или указательным и большим пальцами (пинцетный захват)
  10. Может открывать и закрывать крышки.
  11. Высыпает (вынимает) мелкие (сыпучие) предметы и засовывает их назад
  12. Может играть с двумя игрушками (которые находятся у него в обеих ручках)
  13. У малыша появляются любимые и нелюбимые игрушки
  14. Положительно реагирует на свои успехи (например, радуется, если открывает баночку)
  15. Реагирует на музыку, может двигаться в такт.
  16. Интересуется игрой других детей
  17. У малыша уже проглядываются эмоции, которые выражаются у него на лице (можно определить по выражению лица рад малыш или расстроен, заинтересован или скучает).
  18. Реагирует на свое имя (поворачивает голову, подползает, что-то лепечет в ответ)
  19. Когда младенца спрашивают, где какой-то предмет, может его показать или просто поворачивается в его сторону. То же касается и частей тела.
  20. Понимает определенный набор простых слов (на, ложись, брось, выплюнь)
  21. Умеет пользоваться ложкой и чашечкой для кормления (не обязательно)
  22. Много лепечет, знает простые слова (мама, папа и т.д.).
  23. Может подражать звукам, которые слышит (мяуканье, лай собаки и т.д.)
  24. Умеет подносить ко рту детское печенье, ломтик хлеба.

Если ребенок в 9 месяцев не умеет чего-то из данного списка, не расстраивайтесь, все нормально. Ему просто нужно немного больше времени, так бывает у очень многих детей. Если врач не говорит о наличие каких-то отклонений, то все хорошо и накручивать себя не стоит. Ребенку нужно внимание и любовь родителей, а не их порицание за то, что он чего-то пока не умеет.

В 9 месяцев лепет ребенка еще нельзя полностью понять, однако уже прослеживаются понятные взрослому слова. Стоит все время разговаривать с ребенком, постоянно комментировать действия, все показывать и объяснять ребенку. Можно подносить его к полкам, на которых стоят интересующие его предметы. Так как малыш уже быстро ползает, стоит с поддержкой и даже может ходить, держась за опору (в 9 месяцев бывает не часто), стоит убрать все шнуры, мелкие, тяжелые или легко бьющиеся предметы, купить предохранители на углы столов.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Конечно же, все дети развиваются по-разному, кто-то из детей осваивает новые навыки раньше своих сверстников, а кому-то нужно больше времени, чтобы сравняться умениями с ровесниками. Но все-таки есть перечень действий, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Следует проконсультироваться с педиатром, если ребенок в 9 месяцев:

  • Не может удерживать равновесие в положении сидя.
  • Не умеет переворачиваться и ползать вперед.
  • Не пытается пить из кружки.
  • Не постукивает игрушкой об игрушку.
  • Не пытается повторять слоги за окружающими.
  • Не испытывает чувства стеснения и страха перед чужими людьми.
  • Не злится при отнимании у него игрушки.

Как развивать ребенка в 9 месяцев. Развивающие игры

Ребенок в 9 месяцев становится более активным, лепечет свои первые слова. В такой период самое время начинать играть с ребенком в развивающие игры. В какие же игры оптимально играть с ребенком на 9 месяце развития?

  1. Рисование пальчиками. В 9 месяцев ребенок все еще пробует все на вкус (тащит в рот). Обычные краски – не самое безопасное для ребенка вещество. Чтобы не возникло лишних проблем, можно заменить обычные краски фруктовым пюре. Так можно быть уверенным в том, что ребенок не отравится, даже если решит облизать пальцы.
  2. Нужно насыпать какую-нибудь крупу (фасоль, горох, гречку) в тару и дать играть ребенку. Он будет пересыпать крупу, играть. Это также положительно сказывается на развитие ребенка в 9 месяцев.
  3. В 9 месяцев малыш уже может раскладывать фигуры по размеру и форме. Самое время купить ему пирамидку. Такая была почти у каждого ребенка. Такая игрушка также хорошо помогает интеллектуальному развитию малыша.
  4. Самое время купить ребенку игрушку, которая будет приходить в движения после вмешательства ребенка. Например, игрушку на веревочке. Это вызовет неимоверный восторг у малыша.
  5. Играйте с малышом в «ладушки», катание мячика, совместное собирание пирамидки, башенки из кубиков, поиск, спрятанных под одеяло игрушек. Игры такого характера придутся по душе девятимесячному ребенку.
  6. Учите ребенка самостоятельно раздеваться. Пусть малыш сам снимает носки и шапку, расстегивает замок на куртке, вытаскивает руки из рукавов.
  7. Можно поиграть с ребенком, создав видимость звонящего телефона. Возьмите трубку и в шуточной форме говорите простые фразы «здравствуй», «чем занимаешься?», «как поживаешь?» и пр. После этого передайте трубку ребенку, предложив и ему «поговорить». Со временем он осознает, что можно разговаривать посредством телефона.
  8. Детей этого возраста очень привлекают другие дети, желательно создавать ситуации, при которых малыш будет контактировать с ними или просто наблюдать. Пусть к вам в гости приходят знакомые с детьми, заводите новые знакомства с мамами и их малышами на детских площадках.

Режим дня для ребенка в 9 месяцев

  • 6:00-6:30 Ребенок просыпается и кушает.
  • 6:30-8:30 Ежедневный утренний туалет: умывание, смена подгузника, нанесение крема легкими массажными движениями.
  • 8:30-10:00 Прогулка на улице, желательно совместить ее с периодом сна.
  • 10:00-10:30 Второй завтрак.
  • 10:30-14:00 Время для изучения ребенком всего вокруг, включает гимнастику и различные игры для общего развития.
  • 14:00-14:30 Очередной прием пищи.
  • 14:30-16:00 Сон, совмещенный с прогулкой.
  • 16:00-18:00 Восполнившуюся у ребенка энергию тратим на физические занятия и развивающие игры.
  • 18:00-18:30 Вечерняя трапеза.
  • 18:30-20:30 Хорошее время для совместной прогулки в кругу родных.
  • 20:30-22:00 Общение с близкими людьми, спокойные игры; купание малыша.
  • 22:00 Поздний ужин.
  • 22:30-6:00 Период ночного сна.

Питание малыша на 9 месяце развития

На 8 месяце ребенка уже должны были познакомить с мясом. На 9 месяце можно начать давать ребенку кисломолочные продукты. Естественно, постепенно, в определенном количестве.

Самыми популярными кисломолочными продуктами для малышей является творог и кефир. Раньше творог советовали давать грудничку уже в полугодовалом возрасте. Однако, переизбыток белка – не самое лучшее для детского организма.

У девятимесячного ребенка происходят кардинальные изменения во внешности и развитии. Он очень активен, проявляет любопытство, и не любит оставаться надолго один в своей кроватке. Любимое занятие малютки – это игра на полу со своими игрушками. Поэтому у мамы появляется все больше свободного времени, и ее задача состоит в том, чтобы следить за малышом и общаться с ним.

В 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается костная и мышечная системы, поскольку начинается подготовка к прямохождению. Когда исполняется ребенку 9 месяцев развитие и питание его несколько изменяется.

Норма роста и веса

Так как малыш начинает активнее двигаться, то набор веса у него происходит гораздо медленнее, чем раньше. За этот месяц он может набрать от 300 до 550 граммов и подрасти на 1-2 сантиметра. Таким образом, девятимесячный малыш к началу 10 месяца имеет вес, который равняется 8,5 или 9,5 килограммов и рост от 69 до 73 сантиметров.

Педиатрами используются специальные таблицы, в которых указываются средние статистические параметры, характерные для данного возраста, в том числе вес и рост ребенка 9 месяцев. Однако примерно один карапуз из десяти его сверстников не будет соответствовать указанным интервалам, и при этом это не следует считать патологией.

На массу тела, его длину и обхват головы влияет ряд факторов, и их нельзя не учитывать. Чаще всего это наследственные особенности и национальность родителей. Кроме того, у малышей мужского пола веса и роста несколько больше. Когда измеряется рост и вес ребенка в 9 месяцев норма у малышей мужского пола несколько больше, чем у девочек.

Нормальный режим дня в 9 месяцев

Распорядок дня у девятимесячного малыша практически такой же, как и у восьмимесячного малютки. Однако следует заметить, что некоторые изменения у него происходят в рационе, и расширяется количество игр для развития.

Поэтому режим дня 9 месячного ребенка по часам выглядит приблизительно следующим образом:

  1. Около 6 или 7 утра малыш просыпается и получает первое кормление.
  2. От 6.30 и до 8.30 он бодрствует, а в это время мама проводит обязательные гигиенические процедуры, воздушные ванны и массаж.
  3. От 8.30 до 10 часов утра (или по другим данным от 9.30 до 11) следует сон при этом желательно проводить его на свежем воздухе.
  4. В 10 или 11 часов проводится второе кормление.
  5. После этого карапуз на протяжении двух часов проводят время, активно познавая мир, выполняет с мамой зарядку, играет.
  6. Около 2 часов дня наступает очередное кормление.
  7. После еды можно совершить вторую прогулку в это время малыш должен спать.
  8. В 16 00 до 18.00 проводятся познавательные игры и зарядка.
  9. В 6 или 7 часов вечера наступает время снова подкрепиться.
  10. После еды можно погулять с малышом пару часов, очень хорошо, если при этом будут присутствовать и другие члены семьи.
  11. Приблизительно в 9 вечера можно проводить общение с ребенком и спокойные игры, а также купание. В данный период происходит подготовка ко сну.
  12. В 10:00 ребенок кушает последний раз и ложится спать.

Такой приблизительный распорядок следует соблюдать, но обязательно с учетом того, какие индивидуальные физиологические потребности существуют у малыша. Самое важное в расписании – выдерживать 4-часовые промежутки между кормлениями и гулять не менее двух раз в день. А в остальное время, которое ребенок проводит активно, выполнять с ним физические упражнения, совершать гигиенические процедуры, заниматься развивающими играми.

Режим сна

Как уложить ребенка спать в 9 месяцев? Обычно теперь это не составляет труда, если ребенок не голоден и нормально себя чувствует. Важно при этом продолжать соблюдать определенный режим и не слишком утомлять его играми. Груднички по-прежнему могут просыпаться по ночам и просить еду, но не потому, что они хотят есть. Таким способом они удовлетворяет свою психологическую потребность близости с матерью. У некоторых детей такие пробуждения продолжаются до тех пор, пока не заканчивается грудное кормление.

Существуют определенные нормы сна в 9 месяцев. В этом возрасте спать следует дважды днем по два часа и десять часов в ночное время. Режим дневного сна может несколько измениться, так как ночью маленький человек уже спит гораздо дольше, чем раньше и позже просыпается. Хотя у некоторых детей график сна не меняется по сравнению с прошлым месяцем.

Особенности кормления

Кормление включает в себя грудное молоко или молочную смесь, а также введение новых продуктов питания. Молоко должно составлять приблизительно около четверти всего суточного рациона малыша в девятимесячном возрасте.

Вот таблица примерного рациона питания ребенка в 9 месяцев:

  • сок из фруктов и овощей около 80 граммов;
  • пшеничный хлеб 5 граммов;
  • творожок или кефир около 40 граммов;
  • каши из круп до 180 граммов;
  • половинка желтка дважды в неделю;
  • мясо 50 граммов;
  • пюре из овощей до 180 граммов;
  • пюре из фруктов до 80 граммов.

Лучше всего творог давать вместе с кефиром во время вечернего кормления перед сном. Кроме того, в 9 месяцев следует постепенно вводить в прикорм нежирную рыбу, паровые фрикадельки из мяса. Для пюре можно использовать несколько овощей с добавлением небольшого количества зелени. Каши следует варить из смеси злаков, при условии отсутствие непереносимости. Но не рекомендуется использование манной каши в этом возрасте, поскольку до одного года малышу ее трудно будет переварить, и могут возникнуть проблемы с кишечником.

Из приведенного рациона становится ясно, что в девять месяцев постепенно малыш начинает привыкать к обычной взрослой пище. У него в это время усиленно развиваются челюсти и начинают появляться зубы, поэтому карапуз испытывает потребность в постоянном жевании. Для повышения жевательной нагрузки рекомендуется время от времени давать ему твердые кусочки пищи – яблоко, морковь, сухарик.

Режим 9 месячного ребенка на грудном вскармливании не слишком отличается от искусственника, за исключением только того, что первый получает грудное молоко два раза в день, а второй – адаптированную смесь.

Навыки и умения

У многих мам может возникнуть вопрос о том, как развивать ребенка в 9 месяцев? Прежде чем ответить на него, рассмотрим, что он уже должен уметь в данном возрасте:

  • ребенок 9 месяцев должен сам уметь садиться и ложиться, и в этом положении доставать игрушки;
  • держать игрушки в обеих ручках, отдавать предпочтение одним и игнорировать другие;
  • передвигаться в ходунках в течении 10 минут без признаков усталости, при этом подпрыгивать и приседать;
  • идти, опираясь на спинку стула и передвигая его;
  • хорошо ползать по пластунски, а некоторые дети уже могут свободно передвигаться на четвереньках;
  • брать предметы двумя пальчиками, аккуратно дотрагиваться до них, рвать бумагу;
  • держать уверенно в руках некоторые предметы, но при этом пальцы он разжимает с большим трудом, поэтому забрать у него игрушку довольно сложно;

Изменяется и психическое развитие малютки:

  • начинает проявлять характер и выражать свое отношение к происходящему путем перемены интонации;
  • хорошо знает свое имя и отзывается на него, поворачивается, улыбается;
  • может смеяться, обижаться или гневаться;
  • показывает пальцем на предмет, который спрятан в шкафу, и просит достать его;
  • начинает осознавать себя как отдельную личность, с интересом рассматривает свое отражение в зеркале;
  • хорошо понимает простые просьбы, умеет кивать головой, как бы говоря «да» или «нет»;
  • может подражать некоторым звукам («чихать», «мяукать», «лаять»);
  • когда мама одевает его, он уже просовывает ручки в рукава и самостоятельно снимает головной убор;
  • во время игры в прятки может найти человека, не только когда видит его, но и по звуку;
  • активно пополняет лексический запах, и запоминает некоторые моменты, поэтому в данный период взрослым следует внимательно следить за своим поведением и словами, произносимыми в его присутствии;
  • нередко использует игрушки для того чтобы ударять их одна в другую или подкидывать, смотря как они падают.


Игры и занятия для развития

Игры с малышом в 9 месяцев должны носить не только развлекательный, но и обучающий характер. В этот период маме рекомендуется продолжать носить его на руках, так как это благотворно влияет на психику ребенка.

Для развития речевых навыков нужно вести с ним постоянные разговоры, как с взрослым, рассматривать картинки и комментировать то, что нарисовано. Желательно пытаться обсуждать, показывая их карапузу.

Чтобы малютка начинал учиться ползать, можно изготовить простое приспособление. Для этого следует взять одеяло или большое полотенце, скатать его в рулон, и пропустить под грудью малыша. Потом положить неподалеку игрушку или интересный для него предмет и помочь доползти до него, придерживая за концы одеяла. Если он пытается становиться на четвереньки, то нужно подпирать его ножки по очереди.

Большой интерес вызовет у малютки домик с тоннелем, по которому он может передвигаться. Его следует приобрести в магазине, или сделать самостоятельно, используя ненужные коробки.

Развивающие игры для 9 месячного ребенка заключаются в его участии в построении сооружений – пирамидок или башенок. В том возрасте у него это получается еще плохо, поэтому, если малютка смог удачно разместить сверху кубик или колечко, то его за это следует похвалить. Нужно разрешать разрушать ему то, что уже построено, так как на данный момент ему очень нравится рассматривать, как падают предметы.

Тренировать мелкую моторику поможет обычный рулон туалетной бумаги. Его следует дать ребенку для разматывания и разрывания бумаги на клочки. Такое занятие не только вызывает восторг, но и является хорошей тренировкой для пальчиков на руках.

Первое знакомство со строением тела человека проходит при помощи куклы. Она в этом возрасте нужна и мальчику, и девочке. Идеальным вариантом в данном случае является игрушка, максимально похожая на самого карапуза. Поставив ее напротив, следует рассказывать и показывать, где у нее ручки, ножки, носик, и прочее. После малыш по указке мамы должен показывать это сам.

В ванне полезно взять два пластиковых стаканчика, и учить ребенка для развития координации переливать воду из одного в другой.

Мелкая моторика становится лучше, когда берется емкость с крупой, и туда зарываются небольшие предметы или игрушки. Задача малыша – найти их там и вытащить на поверхность.

Полезно играть в «ладушки»как на видео выше, хлопать ладошками в такт какой-нибудь веселой музыке, или в ритм детской песенки.

Когда ребенку 9 месяцев развитие и питание малыша полностью зависят от его родителей, особенно важно, чтобы мама все делала правильно.

Нарушение развития малыша нередко приводит к формированию хронических заболеваний. Чтобы это исключить их, мама должна соблюдать сроки профилактических осмотров и выполнять рекомендации, полученные от педиатра. Рассмотрим, как происходит развитие ребенка в 9 месяцев, назовем ключевые навыки для этого возраста.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Главными показателями физического развития грудного малыша являются его рост и вес. Непосредственно эти показатели учитываются педиатрами при оценке скорости данного процесса. Стоит отметить, что каждый маленький организм индивидуален, и зачастую отмечается некоторое несоответствие действительных значений с установленными. Все зависит от:

  • наследственности (телосложение мамы и папы);
  • особенностей рациона;
  • установленного режима дня.

Нормы развития ребенка в 9 месяцев устанавливаются ВОЗ. При этом педиатры, проводя осмотр малыша, опираются непосредственно на эти данные. Небольшое отставание или напротив, – увеличение значений таких показателей, как рост и вес, не является поводом для беспокойства. Чтобы исключить возможные нарушения, медики всегда проводят комплексный анализ физического развития малыша, оценивая его состояние, рацион питания. Это помогает установить на начальном этапе задержку, и принять меры к ее коррекции.

Вес ребенка в 9 месяцев

Малыш каждый день получает необходимые ему, полезные вещества и микроэлементы, масса тела его увеличивается. Так за 9 месяц жизни грудничок прибавляет 500 г. При этом масса тела у мальчиков и девочек несколько отличается. Из-за этого всегда указывается отдельные нормы для обеих полов. Вес в 9 месяцев достигает:

  • мальчики – 9-9,5 кг;
  • девочки – 8,25-8,75 кг.

Рост ребенка в 9 месяцев

Правильное развитие ребенка в 9 месяцев предполагает сбалансированное питание. Так за 9 месяц своей жизни грудничок прибавляет 1,5-2 см. При этом, врачи указывают не присутствие зависимости данного параметра от наследственного фактора. У высокорослых родителей, на свет рождаются дети, рост которых превышает установленные нормы. Если мама и папа невысокие, то и их малыш будет иметь рост ниже показателей нормы. Рост в 9 месяцев у детей:

  • мальчики – 71-71,3 см;
  • девочки – 69,5-70,5.

Ребенку 9 месяцев – развитие и питание

Питание грудничка в 9 месяцев должно быть разнообразным и сбалансированным. К этому возрасту в рационе присутствует несколько прикормов, в том числе и мясные блюда. Это способствует правильному росту скелета и мышц. Питание должно быть пятиразовым, с интервалом в 4 часа. Такой режим приема пищи является рациональным для детей данного возраста. Однако возможны некоторые корректировки. Связано это с привычкой самого младенца, который в таком возрасте может выражать свое желание.

Как кормить грудничка в 9 месяцев?

Грудничок 9 месяцев должен принимать пищу по установленному распорядку дня. К такому возрасту у младенцев он уже установлен и налажен. Большинство детей просыпается рано, поэтому первый прием пищи может приходиться на 6-7 часов утра. Если кроха находится на грудном вскармливании, то в это время мама кормит его грудью. Малышам, которые находятся на искусственном питании, утром дают молочную смесь. В качестве альтернативы, для первого приема пищи подходит и молочная каша.

При составлении рациона необходимо учитывать распределение калорийности предлагаемой малышу пищи. Так на 1 и 2 завтрак грудничок должен съедать примерно 30 % от суточной нормы, обед 30 %, полдник и ужин – по 20%. Распределять продукты необходимо с учетом усвояемости. Не стоит предлагать крохе на ужин мясные пюре. Это плохо отразится на его сне, из-за усиления процесса пищеварения. Последний прием пищи должен быть легким, идеальным будет молочная смесь или грудное молоко.

Таблица прикорма грудничка в 9 месяцев

Меню грудничка в 9 месяцев составляется согласно его предпочтениям. В рационе обязательно присутствуют мясные и молочные продукты, которые составляют основу. Так ежедневно кроха кушает молоко, нежирное мясо (кролик, индейка), желток, творог, фруктовые пюре. Для того чтобы разнообразить рацион, мама составляет меню по дням недели (таблица прикорма приведена в качестве примера).

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

При очередном профилактическом осмотре, педиатр зачастую интересуется у мамы, что умеет ребенок в 9 месяцев. Так проводится оценка сенсорных и моторных навыков, которые являются индикатором скорости умственного развития. Среди сенсорных навыков, которыми должен уметь обладать кроха к этому возрасту, педиатры выделяют:

  • ребенок способен брать обеими руками игрушки и подносить к себе;
  • малые предметы берет 1 рукой, те что побольше – двумя;
  • способен ползать, держа какой-нибудь предмет в руке;
  • способен хлопать в ладошки;
  • умеет разворачиваться назад при ползании;
  • может стоять держась за опору, с маминой помощью.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Существуют различные методики развития ребенка 9 месяцев. При этом вопрос целесообразности раненого развития младенца всегда дискуссионный. В этом возрасте задача родителей – привитие интереса у малыша к процессу познания, любознательности. Непосредственно на формирование данных качеств направлена методика Масару Ибука «После 3 уже поздно». Это книга рассматривает развитие ребенка в 9 месяцев, основные проблемы этого процесса, содержит конкретные примеры.

Автором второй известной методики раннего развития малыша является Мария Монтессори. Создатель придерживается мнения, что важными в процессе формирования личности являются первые 3 года жизни. Этот период она именует, как «психический эмбрион», утверждая, что непосредственно в это время формируется душа ребенка. При этом малыш полностью, зеркально отражает происходящее вокруг, которое в последствии становится частью его личности.

Интеллектуальное развитие ребенка в 9 месяцев

К данному возрасту младенец способен повторять короткие слова. При этом делает он это зачастую осознанно, выражая свою просьбу родителям. Кроме того, малыш может уже играть в простые игры. С их помощью развивается зрительное восприятие, формируется память. У младенца появляются любимые игрушки, которые он практически не выпускает из рук. Этот факт является индикатором активности зрительной памяти.

Чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в 9 месяцев, игры в которые мама с ним играет, должны полностью соответствовать его возрасту. Нельзя ставить перед малышом невыполнимых задач. Самые простые занятия способны не только завлечь малыша, но и доставить ему положительные эмоции. Доступны в таком возрасте «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока-белобока». Они направлены на развитие сенсорики. Это положительно отражается на мозговых структурах, активации речевого центра. В 9 месяцев ребенок произносит простые слова: папа, баба, мама, дай.

Психическое развитие ребенка в 9 месяцев

Развитие ребенка на 9 месяце жизни достигает новой ступени. Малыш постоянно повторяет отдельные слоги, пытается связывать их в короткие слова. При этом у младенца формируется ассоциация отдельных слов с окружающими объектами – постепенно он начинает называть предметы своими именами. Во время разговора ребенок способен менять интонацию, выражая тем свой восторг или недовольство, отношение к происходящему вокруг. Зачастую родители интересуются у педиатра, почему грудничок 9 месяцев стал капризным. Врачи говорят о начале формирования зачатков характера.

В 9 полных месяцев, грудничок:

  • знает свое имя и откликается на него – поворачивает голову в сторону говорящего, улыбается;
  • понимает простые просьбы – «иди ко мне», «возьми это»;
  • помогает одевать его;
  • указывает пальцем на предметы, которые хочет взять;
  • начинает осваивать жесты – кивает головой при положительном ответе.

Физическое развитие в 9 месяцев

Физическое развитие грудничка в 9 месяцев предполагает способность крохи самостоятельно садится. При этом он может без поддержки просидеть 10 минут. В положении сидя ребенок способен дотянуться до расположенной рядом игрушки. При желании легко изменяет свое положение тела – самостоятельно встает у опоры. Ножки становятся сильнее, поэтому в этом время многие начинают совершать первые шаги. Постепенно необходимость в исчезает, и грудничок теряет к ним интерес.

Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает активные двигательные движения. В таком возрасте многие дети уже . При этом делают это зачастую по-пластунски, из-за того, что быстро устают. Однако у многих малышей такое занятие самое любимое. Младенец изучает окружающие его предметы, свободно передвигается в пространстве. Не стоит переживать, если малыш в таком возрасте не проявляет интерес к ползанию – некоторые, после того как встают на ноги, начинают активно учиться ходить.

Если ребенку 9 месяцев, то родителям приходится сталкиваться с его проклевывающейся самостоятельностью. Изменения происходят на физиологическом и психологическом уровнях, важно не забывать о контроле этого процесса, чтобы не пропустить ничего важного.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Тело малыша укрепляется, готовясь к ходьбе, становится крепче мускулатура улучшает координация движений. Он учится выстраивать простейшие логические цепочки, соотносить привычные звуки с последующими действиями. Ребенок в 9 месяцев умеет проявлять эмоции, уже можно распознать не только радость и неудовольствие, по его реакциям становится понятна обида, заинтересованность, удивление и другие.

Вес и рост ребенка в 9 месяцев

О корректном развитии говорят не только вновь появляющиеся умения, но и результаты измерений физических параметров. Одним из самых важных является вес ребенка в 9 месяцев. По данным ВОЗ масса мальчиков в этом возрасте должна находиться в пределах 7,1-11 кг. Для девочек показатель находится между границами 6,5 и 10,5 килограмм. В этот период набор массы тела несколько замедляется из-за более высокой активности малыша.

Рост ребенка в 9 месяцев ВОЗ считается нормальным 67,5-76,5 см для мальчиков и 65,3-75 см для девочек. Прибавка в росте за этот месяц составляет 1-2 сантиметра. При сильных отклонениях от этих параметров требуется обследование. Задержка роста может говорить о болезнях печени, пороках сердца, эндокринных или генетических нарушениях. При сочетании с недостатком веса есть риск скрытого течения .

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

В этом возрасте дети начинают активно закреплять все, чему научились ранее. Они больше двигаются, становятся любопытнее. Педиатр может рассказать, что умеет ребенок в 9 месяцев, но эти пункты нужно воспринимать, как ориентир. Небольшие расхождения допускаются, беспокоиться надо, если нет даже намека на приобретение навыка.

  1. Не всем малышам удобно передвигаться на четвереньках, но по-пластунски они уже охотно подбираются к игрушкам или маме.
  2. Самостоятельно садится и может пробыть в этом положении до 10 минут, может доставать до интересующих предметов.
  3. Легко удерживает в руках кусочки пищи, ложку, но пальцы разжимает с трудом. Поэтому отобрать вещь у ребенка сложно.
  4. Когда ребенку 9 месяцев, он старается не брать предмет всей ладонью, а использовать пальцы. Подбирает крошки, рвет бумагу, старательно ощупывает все, что находится в зоне его досягаемости.
  5. Может стоять, держась за опору. Некоторые дети делают первые шаги при помощи стула. В ходунках перебирает ногами, не устает около 10 минут.
  6. Многим нравится слушать музыку, подпрыгивать и топать ногами в такт.
  7. Полностью слова произносить еще не получается, но слоги ребенок повторяет активно, подражает родителям, общается эмоционально.
  8. В это время дети пробуют свои силы, учатся притворяться и манипулировать родителями.
  9. Если ребенку исполнилось 9 месяцев, то он уже умеет узнавать свое имя. В ответ на оклик он посмотрит или подползет поближе. Может выполнять несложные просьбы – взять или бросить игрушку, встать, найти знакомые вещи или лечь.
  10. Осваивает жесты, указывает пальцем на место, которое хотел бы посмотреть. Может играть в прятки и находить родителей по голосу или шороху. Любимая затея – стучать игрушками или сбрасывать их на пол.

Питание ребенка в 9 месяцев


Этот момент индивидуален, в силу особенностей или заболеваний, могут быть составлены отдельные рекомендации. Если был начат в полгода, то вопрос, чем кормить ребенка в 9 месяцев не должен вызвать сложностей – все базовые продукты уже присутствуют в меню. Его можно делать более разнообразным, постепенно сокращая объем грудного молока или смеси. Оно должно составлять не более четверти всего рациона. При начале прикорма раньше 6 месяцев новинок в еде не появится, только увеличится размер порций.

Меню ребенка в 9 месяцев

К этому периоду в состав детской еды уже включены:

  • фруктовое и ;
  • мясо;
  • желток;
  • растительное и сливочное масло;
  • творог и кефир;
  • пшеничный хлеб;
  • каши.

Ребенок в 9 месяцев должен начать получать:

  • нежирную ;
  • мясные фрикадельки на пару;
  • каши из смеси злаков на молоке, кроме манной;
  • комбинированные овощные пюре.

Рацион ребенка в 9 месяцев не так сильно нуждается в материнском молоке или смеси. Их оставляют на первый и последний приемы пищи за день, и для запивания непривычных блюд. С их введением необходимо быть осторожными, потому что остается риск получения необычной реакции. Чтобы его снизить нужно начинать с небольшого объема. Лучше предлагать новое утром, чтобы было время оценить полученный эффект. если к вечеру все нормально, то пищу можно давать на постоянной основе.

Сколько раз кормить ребенка в 9 месяцев?

Определить объем пищи, которую должен получать малыш в сутки, нужно разделить его вес на 9. Цифра ориентировочная, аппетит детей может отличаться. Чтобы организовать ежедневное питание, рацион питания ребенка в 9 месяцев разбивают на 5 приемов. Промежутки между ними должны составлять 3-4 часа, чтобы еда была равномерно распределена на весь день. Желательно постепенно вводить мелкоизмельченную пищу, заменяя пюре на овощи, размятые вилкой.

Режим ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте увеличивается любознательность, желание исследовать окружающий мир обеспечивает длительное бодрствование. Малыш в 9 месяцев почти не просыпается ночью, а режим дневного отдыха может немного измениться. Прогулки рекомендуется совершать дважды в день – утром и после обеда, допускается организация сна в этот период. В летнее время можно дольше оставаться на улице, чтобы дать возможность узнать новое и получить необходимое закаливание.

Сколько спит ребенок в 9 месяцев?


Общее время сна составляет 15-17 часов. Оно разбивается на три промежутка:

  • ночное – 10-12 часов;
  • дневное – 2 раза по 1,5-2,5 часа.

Девятимесячный ребенок постепенно сокращает время своего отдыха. Нередко активные дети отказываются от одного дневного сна или сокращают его до 30-60 минут, педиатры не считают это неправильным. В этом случае родителям нужно следить за отсутствием переутомления. Малыш должен не капризничать до следующего укладывания, не терять аппетит и сохранять любознательность. Если все это сохраняется, то не стоит заставлять его спать днем второй раз.

Ребенок 9 месяцев плохо спит

Из-за увеличения активности дети могут с трудом укладываться, а потом просыпаться несколько раз за ночь со слезами. Это не всегда является признаком чего-то серьезного, даже пробуждение каждый час может быть нормальным.

  1. Грудное вскармливание. Ребенок 9 месяцев плохо спит ночью из-за привычки чувствовать тепло матери, а лишившись его, перестает чувствовать себя в безопасности.
  2. Прорезывание зубов. Этот процесс редко проходит беспроблемно, в такой ситуации плохой сон вполне обоснован.
  3. Заболевания. Простуда, колики и отит часто становятся причиной боли, которая и провоцирует повышенное беспокойство крохи.
  4. Неправильный распорядок дня. Ребенку 9 месяцев может не хватать дневной активности, которую он и восполняет вечером.
  5. Некомфортная обстановка. Духота или слишком низкая температура в комнате, неудобная одежда, раздражающие запахи могут мешать глубокому сну.
  6. Сильные впечатления и шумные игры вечером могут долго не давать успокоиться.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Период отличается большей самостоятельностью и любопытством, желанием исследовать все вокруг и узнавать больше. Поэтому главное в чем нуждается девятимесячный ребенок – развитие. Ему можно предлагать новые игрушки и более интересные занятия, помогая приобрести новые навыки. Чтобы он быстрее научился , можно попробовать:

  1. Попеременно подставлять руки для опоры ног.
  2. Подкладывать из одеяла под грудь и понемногу подталкивать вперед.
  3. Соорудить домик с тоннелем, в котором разложены любимые игрушки.

Игры с ребенком в 9 месяцев


  1. Кубики. Из них можно складывать башни и другие конструкции. Полностью повторить эти действия у детей не всегда получается, но наблюдают за родителями они с внимательно.
  2. Сундук сокровищ. В коробочку нужно сложить небольшие предметы с разной фактурой – куски ткани, картона, губки, крышки от бутылки. Малыш в 9 месяцев, развитие которого включает формирование хватательных функций, будет с удовольствием перебирать их.
  3. Игры в ванной. Во время купания можно научить переливать воду из стакана в стакан.
  4. Телефон. Сначала мама имитирует разговор по телефону, а потом предлагает повторить за ней.
  5. Рисование. Для этого используются пальчиковые краски. Ребенку может понравиться возиться с соленым тестом. Из него можно слепить лепешку, закатать мелкие предметы, а затем предложить достать их.
© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты