Проблемы школы и школьного образования. Основные проблемы современного россиийского образования

29.04.2019

Можно выделить по крайней мере восемь проблем модернизации содержания школьного образования. Первая из них – проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности.

Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности. Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов, изучаемых в школе. Но содержание школьного образования нельзя сводить лишь к содержанию школьных дисциплин. Освоение социального опыта за годы учебы в школе происходит не только на уроках, но и в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Давно известно, что сам уклад жизни школы, существующая в школе система межличностных отношений являются весьма важными факторами освоения социального опыта, нередко не менее важными, чем изучение материала школьных предметов (об этом свидетельствуют, в частности, воспоминания школьников всех поколений – от гимназистов Х1Х века до выпускников современной школы).

Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся имеет несколько аспектов: соотношение времени на учебную (включая домашнюю работу) и внеучебную деятельность учащихся на разных этапах школьного образования; признание значимости внеучебной деятельности учащихся, его отражение в системе школьных оценок (формальных и неформальных); востребованность знаний по учебным предметам во внеучебной деятельности; востребованность опыта внеучебной деятельности при изучении учебных предметов.

Вторая проблема касается соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования. Иначе говоря, речь идет о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого совсем не обязательно во всех школах изучать одни и те же дисциплины. Развить у детей познавательные интересы, творческие способности возможно при определенной свободе выбора учебных предметов.

В самом общем виде можно сказать, что содержание школьного образования должно быть общим для всех в той мере, в какой это необходимо и достаточно для формирования у учащихся функциональной грамотности, общекультурной компетентности (включая научные представления о мире) и единой системы ценностей.

Понятно, что перечисленные критерии нуждаются в конкретизации. Для этого необходимо решить проблему соотношения трех компонентов современного общего образования – научного, технологического и гуманитарного. Оно может быть различным, и в связи с этим возможны существенные различия в характере образования, его направленности. Чрезмерная ориентация на изучение основ наук может стать фактором формирования технократического образования, чрезмерное увлечение технологическим компонентом приведет к развитию прагматического, узкоутилитарного образования; чрезмерный акцент на гуманитарной стороне образования может привести к ориентации на возрождение классического образования, которое вряд ли будет соответствовать современным образовательным запросам.

Оптимизация соотношения научного, технологического и гуманитарного компонентов содержания школьного образования поможет решить и проблему соотношения инвариантного и вариативного компонентов в структуре школьного образования. Ясно, что содержание научного образования не может определяться региональными особенностями, но в то же время региональные особенности могут иметь существенное значение при отборе содержания технологического и особенно гуманитарного образования. Понятно, что изучение закона Ома нельзя заменить изучением другого физического закона, но сущность импрессионизма можно рассмотреть на разных образцах изобразительного творчества.

Четвертая проблема модернизации содержания школьного образования, связанная с предыдущими, касается состава и структуры образовательных областей. Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность модернизации школьного образования. Примерно в трети проектов были сделаны попытки выйти за рамки принятого перечня образовательных областей. Наиболее заметна попытка включить в этот перечень область «человекознание».

Предлагается иной подход к определению состава образовательных областей – на основе выделения макрообъектов изучения (неорганический мир; органический мир; общество; технология).

Возникают вопросы относительно структуры отдельных образовательных областей. Так, область «естествознание» обычно рассматривается как совокупность курсов физики, химии, биологии, астрономии, экологии. Возникает вопрос: в какой мере данная структура области «естествознание» отражает современное состояние естественнонаучного знания, тенденции его дифференциации и интеграции, проблемную ориентацию современной науки?

Сложившаяся структура области «технология» охватывает лишь некоторые виды деятельности. Привычная структура областей «филология», «обществознание», «искусство» не дает возможности достаточно основательно изучить проблемы духовной культуры.

Проблема оптимизации структуры образовательных областей вряд ли может быть решена за счет дальнейшего увеличения числа учебных дисциплин. Возможно, что эту проблему удалось бы решить, отказавшись от жесткого закрепления учебного предмета в рамках одной образовательной области, – многие предметы, интегративные по своему характеру, могут принадлежать к разным образовательным областям (например, история мировой художественной культуры может «принадлежать» двум областям – «обществознанию» и «искусству»).

Пятая проблема модернизации содержания школьного образования касается содержания учебных предметов. В «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» выделен ряд аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы; исключение устаревших разделов.

К перечисленным аспектам следует добавить еще один – исключение избыточного учебного материала, не имеющего существенного значения для реализации основных целей школьного образования. Дело в том, что значительная часть школьных знаний нужна лишь тем, кто будет получать профессиональное образование соответствующего профиля. Школьные курсы содержат огромное число научных понятий, причем усвоение многих из них не является необходимым для понимания научной картины мира или для подготовки учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем. Следует помнить, что приобретение избыточных знаний может иметь своим следствием недостаток необходимых знаний.

Избавление учебных предметов от избыточного материала помогло бы решить шестую проблему модернизации содержания школьного образования – соотношения учебника и первоисточника. Учебник в современной школьной практике, как отмечается в Российской педагогической энциклопедии, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний. Специфика этого источника заключается в дидактической адаптации текста к возможностям учащихся. Но смысл образования заключается в приобщении учащихся к подлинным ценностям культуры, ее «первоисточникам», под которыми понимаются произведения художественной и научной литературы, произведения искусства (в том числе театрального и музыкального), музейные экспозиции, общение с выдающимися деятелями культуры, политиками, специалистами в различных сферах деятельности.

Естественно, что обращение к первоисточникам требует большего времени, чем изучение адаптированных текстов. Поэтому проблема оптимизации соотношения учебников и первоисточников в содержании образования может быть решена лишь при сокращении обязательного для изучения учебного материала. Но без решения этой проблемы невозможно достичь нового качества образования.

Еще одна проблема модернизации содержания школьного образования касается распределения учебного времени на изучение различных образовательных областей. Известно, что на изучение любого предмета выделенного учебным планом числа уроков «не хватает». Между тем в проектах Базисного учебного плана, представленных на федеральный конкурс, заявки на учебное время, необходимое для изучения того или иного предмета, существенно отличались друг от друга. Так, на образовательную область «филология» в основной школе (5–10 классы) в разных проектах выделялось от 37 до 64 часов, на изучение математики – от 18 до 30 часов, биологии – от 5 до 12 часов и т.д. Подобная «разноголосица» свидетельствует об отсутствии четких критериев распределения учебного времени между образовательными областями, о сохранении ориентации на разделение предметов на «главные» и «второстепенные».

За этой ориентацией стоит представление о том, что разные образовательные области имеют различное значение для развития личности. Такому подходу может быть противопоставлена идея равнозначности всех образовательных областей. Но тогда на каждую образовательную область надо выделять одинаковое учебное время (по крайней мере, в инвариантной части учебного плана).

В заключение отметим еще одну важную проблему модернизации содержания образования, которая касается «идейных основ» школьного образования. Идейной основой гимназического образования в российской школе середины ХIХ века была античная культура, ради ознакомления с которой и изучались древние языки. Считалось, что античная культура должна дать нравственные и духовные образцы, которые учащиеся освоят как собственные ценностные ориентации.

В советской школе роль идейной основы общего образования выполнял курс литературы, построенный на изучении образцов русской классической литературы ХIХ века и советской литературы. Именно этот курс поднимал философские, нравственные, эстетические, психологические проблемы, решение которых должно было иметь определяющее значение для формирования ценностных ориентаций учащихся.

Возможности этого курса значительны и сейчас. Вместе с тем нельзя не учитывать, что круг чтения детей и подростков меняется. Трудно рассчитывать на то, что школьники ХХI века в поисках духовного идеала будут обращаться лишь к произведениям русской классической литературы. Возникает необходимость в поиске по крайней мере «дополнения» привычных идейных основ школьного образования. Есть некоторые основания для вывода о том, что в среде молодежи растет интерес к философским знаниям. Возможно, что изучение курса философии могло бы помочь преодолеть «идейный дефицит» современного школьного образования.

Сформулированные в статье проблемы носят дискуссионный характер, они могут быть предметом обсуждения на педагогических советах, конференциях, «круглых столах». Такое обсуждение поможет сформировать общие взгляды на пути обновления содержания школьного образования.

Мой дедушка учился в школе очень давно, еще до войны. Для этого он каждый день проходил пешком 15 километров по проселочной сельской дороге - в холод, снег, дождь, грязь или жару. Каждый день три часа пешком в одну сторону. Ради школы.

Судьба распорядилась так, что сегодня я работаю учителем в обычной российской средней школе. Многие мои ученики не каждый день доходят до школы, хоть и живут от нее буквально в паре шагов. И, честно говоря, я не уверен, что современные школьники в чем-то хуже или менее усердны и трудолюбивы, чем мой дедушка.

Любой нормальный человек, в том числе школьник, не станет с охотой заниматься ненужным и неинтересным делом. Учеба в среднестатистической российской средней школе - та самая пустая трата времени. Нынешние подростки совершенно справедливо не видят смысла в сидении за партой, поэтому с радостью занимаются чем угодно, только не учебой. И дело тут не в них, а в проблемах современной российской системы образования.

Содержание учебных дисциплин оторвано от реальной жизни

К примеру, на уроках обществознания школьники узнают про существование бизнеса и предпринимательской деятельности и даже выясняют, в чем отличия правового статуса «индивидуального предпринимателя» от «общества с ограниченной ответственностью», но никто не рассказывает им о том, какие документы необходимо подать в налоговую службу для оформления ИП на свое имя или на что обращать внимание, набрасывая Устав своего ООО. По действующему стандарту гуманитарного образования выпускник средней школы должен четко знать отличия романо-германской правовой системы от англосаксонской, но он понятия не имеет, как составить банальное исковое заявление в суд.

Дети на уроках физики заучивают законы Бернулли и Гей-Люссака, но потом так и не понимают, почему самолет летает и как работает дизельный двигатель. Уверен, что 90% выпускников не смогут объяснить, как устроены лазер или микроволновка, хотя все принципы весьма дотошно разобраны на уроках.

Беда школы в отсутствии связи с внешним миром. Старательный ученик выучит огромное количество теоретической информации по дюжине учебных дисциплин, но не найдет ей практического применения. Ученик же несознательный просто не будет заморачиваться зубрежкой теории. Он все равно окажется в равных условиях с отличником - багаж опыта для жизни вне стен школы будет нулевым у обоих.

Некомпетентность преподавательского состава

Мне приходилось слышать, как заслуженные учителя с большим опытом гордо говорят что-нибудь вроде «Я работаю в школе 10-20-30 лет, в моей трудовой книжке одна-единственная запись». Это означает, что человек сам, добровольно признается в том, что не видел в жизни ничего, кроме школьных коридоров. Получится ли из такого хороший педагог?

Даст ли хорошие знания об иностранном языке человек, который последний раз общался с его носителем десять лет назад на вузовской практике? Можно ли преподавать географию, ни разу в жизни не выехав дальше соседней области? Можно ли разъяснять ученикам значение правовых норм, ни разу в жизни не выступив в суде?

Очевидно, что нет. Максимум, чему могут научить эти люди - это умению существовать в стенах школы. Но ведь задача школы не в учебе ради учебы, а в формировании полноправного и конкурентоспособного члена общества.

100% гарантия получения аттестата

Тем, кто заканчивал школу еще 10 лет назад, это может показаться диким, но финансирование теперь подушевое, и деньги из бюджета выделяют пропорционально числу учеников. На практике это означает, что руководство школы всеми правдами и неправдами держится за детей. Даже последний лодырь и откровенно отстающий ученик гарантированно получает аттестат. Прогуливает занятия? Приходит не то что без домашнего задания, а без тетради и ручки? Ничего, всё равно будет уверенно переходить из класса в класс до самого выпускного вечера. Учителя, повинуясь воли администрации школ, продолжат выставлять оценки по принципу «три пишем, два в уме».

Казалось бы, непреодолимой преградой для получения аттестата такими лодырями с условно троечными оценками должен стать Единый государственный экзамен.

Но и тут нужная мера оборачивается пустой формальностью. От выпускника требуется пройти ЕГЭ по русскому языку и математике. В Министерстве образования прекрасно понимают ситуацию с невероятно слабым уровнем подготовки школьников, и чтобы не оставлять без аттестатов каждого второго, установили минимальный требуемый балл на чудовищно низком уровне. Распоряжение Рособрнадзора № 794-10 от 23 марта 2015 года устанавливает минимальную планку на уровне четверти от общего объема тестовых заданий по обоим предметам. То есть семнадцатилетним парням и девушкам для получения документа о полном среднем образовании достаточно примерно помнить курс начальной школы.

Тогда какой смысл в остальных семи годах учёбы с 5-го по 11-й класс?

Конечно, можно возразить: кто хочет учиться, будет учиться всегда, невзирая на всё несовершенство системы образования.

Только вот эти знания будут добыты не благодаря школе, а вопреки ей. Нынешняя школа делает все возможное, чтобы отбить у подростка желание учиться. Начиная с устаревших учебных программ и непрофессионального педагогического состава, успевшего состариться еще при Брежневе (средний возраст учителя в России - 52 года, а кое-где старше 65 лет), и заканчивая целым морем сверстников-бездельников, которые ежедневно подают дурной пример, не прилагая к учебе ни малейших усилий и оставаясь при этом совершенно безнаказанными. Действующий закон об образовании вообще не позволяет администрации школы отчислить малолетнего лодыря, даже если тот до 15 лет вообще ни разу не явится на урок.

Действительно качественное школьное образование в России сейчас можно получить только в элитных учебных заведениях, работающих по авторским программам и строго отбирающих учеников. К сожалению, таких школ один или два десятка на регион. Выпускники всех остальных не в состоянии без дополнительной подготовки (репетиторы, курсы и прочее) сдать вступительные экзамены даже в провинциальных вузах. Именно с репетиторами многие буквально с нуля догоняют программу семилетнего курса средней школы по интересующим их предметам.

К нынешней средней школе закономерно возникают следующие вопросы:

Для чего каждый день в течение семи лет ходить в школу с 5-го по 11-й класс?

Почему выпускник школы может найти только неквалифицированную работу, для которой вовсе не нужно никакого образования?

Почему репетиторы готовят к ЕГЭ и поступлению в университет за год - два, а средняя школа не справляется с этой задачей за семь лет?

Школе придётся отвечать на эти вопросы уже сейчас, в ближайшие годы. От этого напрямую зависит судьба российского образования.


Их, на мой взгляд, по большому счету четыре. Начну с наименее важных к более серьезным.

1. Огромная тяжеленная и никому по сути не нужная бюрократия. Тонны бумажек, которые приходится заполнять учителям, на которые уходит масса времени, сил и нервов, которые бы лучше поберечь для непосредственной работы с детьми. Отчетность, статистика и т.д. и т.п. до бесконечности, только ради того, чтобы оправдать работу бюрократов в районных отделениях МинОбра, которые всю эту макулатуру разгребают.

2. Техническая отсталость оснащения большинства школ. У многих школьников, особенно в крупных городах, в карманах зачастую более современная техника, чем та, что стоит в компьютерном классе (если таковой вообще есть).

3. Разумеется, это недостаточная оплата труда учителей, но сюда я бы добавил еще и весьма низкую их квалификацию как правило (это вещи взаимосвязанные, безусловно, но не всегда).

Вот теперь о по-настоящему серьезных системных вещах. И это проблема далеко не только российской школы, она существует почти во всех развитых странах, но у нас ее публично даже толком не формулируют.

4. Сама методика школьного образования давно и беспробудно устарела. В первую очередь потому, что информация стала значительно более доступна. Учитель и учебник давно перестали быть основными доступными источниками информации для детей (ну кроме самых отсталых районов самой дальней глубинки) и больше никогда (если не случится апокалипсис) таковыми не будут. А большинство учителей продолжают считать своей главной задачей передачу знаний (а второй - проверку усвоения этих знаний и домашней работы).
Нет, друзья мои. Главной задачей учителя (так всегда было, но сейчас особенно) является привитие ребенку интереса к своему предмету. Если ученику будет интересно, он найдет и прочитает по этому предмету больше, чем написано в сотне учебников, причем не вставая со стула, просто выйдя в интернет. И тут вступает в силу вторая задача учителя - направить этот энтузиазм, научить разбирать, фильтровать, сопоставлять и анализировать информацию. Это очень важный навык и гораздо более полезный, чем все знания, полученные за 11 лет школы вместе взятые. И третья задача - ответить на появляющиеся вопросы, на которые ученик так или иначе не может найти ответ. При этом критически важно быть готовым самому сказать "я не знаю, давай посмотрим вместе", если действительно не знаешь. И только потом идет проверка знаний, выставление оценок и т.д.

Вот и все. Если школу строить вот на этих принципах, это была бы совершенно другая школа.

Проблема образования в России

образование воспитание обучение гражданин

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» . Данное подтверждает, что область образования является приоритетной.

Как целенаправленный процесс образование охватывает все возможные сферы развития личности: ценностно-смысловую сферу личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, семейные ценности, культурную, духовную и другие сферы. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 17.06.2010) «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 150.

Проблема образования в нашей стране с каждым днем приобретает все более глобальные вершины. Особенно это стало видно в кризис, когда очень много людей остались без работы или были уволены.

Если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что число студентов, которые трудоустраиваются по специальности, очень мало. В основном молодые люди предпочитают уходить в другие сферы деятельности, некоторые во время учебы создают свой бизнес или дело, которое приносит им доход и образование становится им нужно только для галочки, а иногда бывает, что люди вовсе и не видят дальнейшей цели в жизни. Так почему же так происходит? Ведь, если посмотреть на информацию при поступлении, у любого ВУЗА и на любой кафедре будет написано, что всем выпускникам обеспечено 100 процентное трудоустройство по специальности. Причин здесь очень много, но основных только несколько.

Первая причина кроется, конечно, в самом человеке, а именно в его отношении к образованию. В последнее годы, учащиеся ВУЗов поделились на три категории. Первая категория, это те, кому нужно образования для дальнейшей работы в этой сфере, но таких очень мало. Вторые это те, кому образование нужно просто для галочки, так как у них есть то дело, которое им приносит очень хороший доход. Третья группа это те, кому просто лень учиться. Обычно это люди, которые живут одним днем и не думают о будущем. Если бы мы вернулись на лет 20 назад, то увидели бы, что учащиеся тех лет в большинстве своем вообще не делились на группы. Все учились, для того чтобы дальше работать по специальности и изредка, кто учился для галочки, а уж третей группы и совсем не существовало. Мы, конечно, можем здесь сказать, что общество изменилось, да и жизнь стала совсем другой. В общем плане так и есть, но на самом деле, если повнимательней присмотреться к этой ситуации, то ярко наблюдается деградация нашего общества. Особенно это ярко выражено в Российском обществе, так как за рубежом такой ситуации все-таки не существует. Там все люди четко понимают, зачем им нужно образование и что оно им даст в будущем. Второй причиной здесь можно назвать проблему в структуре нашего образования. В первую очередь это кадры, те преподаватели, которые обучают студентов в ВУЗе. Их тоже можно разделить на несколько групп. Первая группа это будут преподаватели со стажем. Они закаленные, умелые, очень много знают. Но самая главная их проблема в том, что они уже устарели. Те знания, которые они дают нельзя применить в нынешней жизни. Вторая группа, это молодые преподаватели. Эта категория будет делиться на три вида. Первый вид, это те преподаватели, которым все равно на образовательный процесс. Они ходят в университет, читают лекции просто ради заработной платы. Они легко могут отменить пары, поставить зачеты без опроса и так далее. Второй вид, это преподаватели «теоретики». Их самое большое количество и не только в России, но и за рубежом. Их проблема в том, что они прекрасно владеют материалом, умеют управлять педагогическим процессом, но как только дело доходит до применения их знаний на практике, они теряются. А как мы знаем, наша жизнь это, прежде всего практика, а теории в ней очень мало. Третий вид преподавателей, их же самое малое количество, это педагоги «практики». Это самые лучшие преподаватели. Они могут больше всех помочь студентам и направить их в нужное русло.

Министерство образования, науки и молодежной политики РД является органом исполнительной власти РД, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего, начального профессионального, среднего педагогического, дополнительного и специального образования с учетом региональных особенностей.

Основные задачи: определение и осуществление комплекса мер, направленных на стабилизацию и развитие системы образования РД с учетом региональных особенностей, национально-культурных и исторических традиций. Создание условий для разработки и введения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Проблемы современного образования. Электронное периодическое издание. - 2010. - № 4.

«Если верить цифрам, то ситуация в российском высшем образовании - лучше некуда. С начала 90-х количество вузов в России удвоилось, а численность студентов выросла больше чем в 2,5 раза. В систему высшего образования широким потоком тeкyт деньги: большинство студентов в вузах - платят за свое обучение. Если в 2000 -2001 годах расходы бюджета составляли менее 10 тысяч рублей на студента в год, то в 2007-м - уже почти 60 тысяч, а в некоторых вузах достигают и вполне приличных $10 -15 тысяч в год. Беда в другом - в качестве образования».

Рассказывает Сергей Гуриев - ректор Российской экономической школы: «Количественными показателями хорошие новости и ограничиваются. Работодатели жалуются, что знания приходящих к ним выпускников даже лучших московских вузов не соответствуют требованиям рынка, и вынуждены создавать собственные корпоративные университеты . По разным данным, бизнес тратит сегодня на переобучение вчерашних выпускников 500 млрд. рублей - вдвое больше, чем все расходы федерального бюджета на высшее образование».

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты