Основные проблемы современного школьного образования. Социальные проблемы современного образования

28.01.2019

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Социальные проблемы современного образования


Социология образования

Актуальные проблемы образования в России

Болонский процесс

Тенденции развития российского образования

Заключение

Литература

Введение


Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.

Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Благодаря образованию в жизни индивида происходят социализация и инкультурация. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.

В социологии существует отрасль, которая исследует образование, - социология образования. Предметом исследования этой работы является образование и его проблемы в контексте социологии образования. Цель работы - выявление наиболее сложных проблем современного образования в России, а так же обоснование значимости образования как социокультурного феномена в формировании духовного потенциала нации.

1. Социология образования


Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология образования является специальной теорией среднего уровня.

Объект социологии образования - сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Эта отрасль социологии исследует социальную среду, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям: внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института, социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования; внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.


2. Актуальные проблемы образования в России


Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

Утрате привычных целей школьного образования;

Остром недостатке финансирования;

Инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

Проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

Проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

Проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

Проблема развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;

Проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса

а) Проблема социальной дифференциации и качества образования

Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, кселективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование - такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.

б) Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры

Ситуация в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеко от необходимого уровня.

Профессиональное образование - важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

в) Формирование нравственных ориентиров у молодёжи

Школа сейчас стоит перед непростым выбором - найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

Однако далеко не всегда школьное воспитание содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро - те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал.

г) Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования

Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.

Если придерживаться формальных критериев - наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов - женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов - тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.


3. Болонский процесс


Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса.

Болонский процесс - это процесс создания Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента. В основу Болонского процесса легла Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года.

Россия является страной, подписавшей Болонскую декларацию. Но образование в России существенным образом отличается от образования западного образца во многих моментах:

1) Средняя ступень образования, которой не существует аналогов. На Западе существует неуниверситетское высшее образование, но там в учебные заведения этого уровня принимают лишь тех, кто имеет полное среднее образование. В России же туда могут поступить выпускники и девятых, и одиннадцатых классов. Для того чтобы наше среднее профессиональное образование тоже имело право называться неуниверситетским высшим, нужно должны прекратить прием в техникумы и колледжи лиц, не окончивших полную среднюю школу.

2) Наличие аспирантуры и докторантуры. Если аспирантура - это аналог западного post gradient, то от докторантуры, следуя концепции Болонского процесса, следует отказаться.

Если произойдёт переход на двухступенчатую подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавр, магистр), то основным, массовым выпускником ВУЗа будет бакалавр. Отсюда вытекают и требования к выпускнику: он должен в значительно большей степени, чем нынешний выпускник, быть ориентирован на практическую деятельность. А это возможно только за счет уменьшения или гуманитарно-социального, или естественнонаучного блока. То есть высшее образование первой ступени станет массовым, общедоступным и придётся поступиться его фундаментальностью и перенести часть этой фундаментальности в магистратуру. Магистратура будет выступать в качестве элитного образования. Практически ни один ВУЗ не сможет реализовывать такого многообразия образовательных программ, готовя бакалавра и по направлению, и по специальности. На это не хватит финансов.

Если будет введена система зачетных единиц, или, как их иногда называют, кредитов, то это приведёт к коренной ломке, по крайней мере, в двух плоскостях. Во-первых, придется менять структуру всех ныне существующих стандартов. Во-вторых - всю нормативную базу, касающуюся законов не об образовании, а о труде. Потому что, если выбирать предметы для изучения станут сами студенты, придётся каждый год формировать содержание образования в зависимости от того, что они выбрали. ВУЗу уже не понадобится столько штатных преподавателей, как сегодня. Преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовывать в данном году большинство студентов. Это модельное образование более дорогое, потому что оно болееиндивидуальное.

Переход на двухступенчатую систему высшего профессионального образования потребует перелицензирования всех высших учебных заведений, выработки новых критериев реализации бакалаврских и магистерских программ, расчета конкретной стоимости подготовки бакалавров и магистров по различным направлениям подготовки, организации реального конкурсного (а не только за плату) отбора на магистерскую подготовку с предоставлением равных прав выпускникам других вузов, определения необходимого объема подготовки магистров.

Предполагается так же, что после присоединения России к Болонскому соглашению с новой силой встанет проблема “утечки мозгов”. Будущая конвертируемость на Западе российских дипломов подтолкнет многих молодых специалистов к отъезду из страны. Уже сейчас около 0,5% выпускников российских ВУЗов уезжают работать за границу, вследствие чего Россия теряет около 1,2 миллиарда долларов. Конвертируемые дипломы предоставят возможность уехать на работу за рубеж значительно большему, чем сейчас, количеству выпускников.

Несомненно, что полное соответствие всем аспектам Болонского процесса неприемлемо для России. Но и стоять в стороне от этого процесса так же невозможно. Требуется разумная политика, направленная на то, чтобы сочетать достижения прошлого и инновации, без которых невозможно вступление в будущее.


4. Основные тенденции развития образования в России. Пути преодоления существующих проблем


В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования - дело непростое. Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.

Поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое существование человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человечества рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Образование, являясь "культурным орудием", без которого наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы собой хаос и беспорядок, имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно подразумевает весь понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в определении своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория органически вплетается в ткань образовательного процесса школы. Понятие социализации как функции образования, понимаемое как "процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры...", сегодня должно быть расширено до уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.

Заключение


В данной работе рассмотрены основные проблемы в сфере образования современного российского общества. Ситуация в этой сфере достаточно сложная. Это обусловлено социально-экономическим кризисом, который до сих пор не преодолён. Несомненно, принимаются меры для улучшения ситуации в данной отрасли, но они не слишком эффективны. Основные проблемы образования в России:

Ненадлежащее финансирования со стороны государства

Ухудшение качества образования в связи с социальной дифференциацией населения.

Понижение социального статуса учителя.

Болонский процесс является неоднозначным явлением в сфере российского образования. Министр образования В.М.Филиппов, несмотря на явное одобрение им вступления России в Болонский процесс, всё же заметил, что при этом российские ВУЗы в большей степени потеряют. Так же он выразил уверенность, что при неблагоприятном влиянии Болонского процесса на национальное образование, Россия не будет следовать его концепции. Это очень важный момент. Невозможно следовать стандартам, мешающим развитию национального образования, и при этом ожидать благоприятных результатов.

Образование - это процесс, от которого зависит будущее нации. Именно поэтому особенно важно решать все проблемы, связанные с этой сферой общественной жизни.

Литература


1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. М.: «Педагогика», 1989.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документымеждународных форумов и мнение европейских экспертов). М., 2003.

3. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения/ Ф.Г. Зиятдинова. М., 1992.

4. Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы/ Н.П. Капуслен. - М., 1999.

5. Нечаев В.Я. Социология образования/ В. Я. Нечаев. - М.: МГУ, 1992.

6. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5.

7. Смелзер Н. Дж. Социология/ Н. Дж. Смелзер. - М., 1998.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/ П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992.

9. Социология: Хрестоматия. М., 1993.

10. Харчева А.Г. Социология воспитания/ А.Г. Харчева - М., Политиздат, 1990.

Социология: Хрестоматия. М., 1993.

11. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи состояние и перспективы // СОЦИС, 1996, №9, С.88-92.

12. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки// СОЦИС, 1996, № 6.

Похожие рефераты:

Образование как основной институт социализации в молодом возрасте. Общая характеристика, динамика, структура и проблемы ценностных ориентаций молодежи в современном обществе. Особенности и условия реализации воспитания в современном российском обществе.

Сфера высшего образования как одна из важнейших сфер развития евроинтеграции в современной Украине, место и значение Болонского процесса в данном направлении. Ключевые позиции и основные цели, этапы реализации Болонского процесса, его перспективы.

Регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования. Содержание и элементы российской системы образования. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования.

Принципы государственной политики в области образования. Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта "Образование". Реализация приоритетного национального проекта как путь к совершенствованию общества.

Особенности социальной работы в области образования. Изучение сущности и видов образования, как социального феномена. Анализ целей профессиональной деятельности социального педагога - создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка.

Современное образование как фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности. Развитие системы высшего профессионального образования Украины. История развития, основные цели и задачи Болонского процесса. Отношение украинцев к Болонскому процессу.

Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство, необходимость модернизации российской системы образования. Законодательные меры и уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в вузах России.

Некоторые теоретические подходы к исследованию образования

Формирование общего образовательного пространства, координация учебных программ повышения уровня фундаментальной, гуманитарной и экономической подготовки. Интеграция звеньев системы образования. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников.

Деятельность высших учебных заведений одновременно на двух рынках: труда и образовательных услуг. Реализация франчайзинговой модели (кредитование студентов). Необходимость формирования механизмов поиска и отбора сотрудников. Проблемы Болонского процесса.

Понятие и характерные черты негосударственного высшего образования, история появления и развития первых учебных учреждений данной категории и их дальнейшие перспективы в России. Предлагаемые специальности и направления подготовки в данных ВУЗах.

Образовательная политика России. Факторы девальвации духовно-нравственных ценностей населения. Образование как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений. Социокультурный институт образования и его онтологические составляющие.

Выявление и обоснование проблем и перспектив развития начального профессионального образования в Российской Федерации. Анализ разделов, отрицательных и положительных сторон проекта закона "Об образовании", относящихся к профессиональному образованию.

Общие сведения о болонской системе, сущность болонского процесса, его цели и задачи. Европейские студенческие движения. Болонский процесс в Украине и его оценка украинскими студентами. Определение недостатков проведения реформ и путей их устранения.

Основные направления в развитии системы ВО в Украине и в мире: возрастание академической мобильности, унификация учебных планов, применение информационных технологий, использование дистанционных методов. Образовательные реформы и Болонский процесс.

Incognito

Проблемы российского образования, качество знаний полученных в школе и потенциал в получении высшего образования

Качество знаний, полученных в школе, напрямую влияет на будущее развитие личности ребенка, на его потенциал в получении высшего образования, на уровень знаний в целом по стране. Систему советского обучения почти полностью устранили, не предоставив взамен ничего. В российском образовании на сегодня множество проблем, мешающих ученикам школ адекватно получать основы знаний.

Традиционная система образования - полный упадок

Методы подачи и восприятия материала в современных школах сильно устарели. Общество перестает быть индустриальным, перемещаясь в эру информационных технологий, но ученики продолжают зазубривать правила по учебникам, почти не понимая, что именно учат. Необходима полная переработка преподавания, от роли учителя в классе, до более глубокого изучения актуальных в современном мире предметов.

Теория без практики

Обучение в школах направлено, по большей части, на преподавание теоретического материала, не предусматривая практические навыки. Дети учат правила, запоминают информацию, но при необходимости не могут применить полученные знания, что делает их бесполезными. Основной причиной к такой ситуации стал устаревший метод подачи материала, а также отсутствие адекватного плана обучения.

Никаких денег

Финансирование школ в России всегда удивляет своей скудностью. Школы не могут позволить себе закупку современного оборудования, мебели, техники. Часть финансирования этих затрат берут на себя родители учащихся, но они не могут помочь решить проблему с чрезвычайно низкими зарплатами учителей. Тотальная бедность педагогов отвращает молодых абитуриентов ВУЗов от поступления на педагогические специальности. Учителями становятся те, кто не смог поступить на более престижные специальности, а страдает в итоге образование детей.

Где взаимосвязь?

Образование в России глобально делится на 3 уровня: детский сад, школа, университет. На каждом уровне ребенок обучается основным навыкам, необходимым ему и соответствующим программе обучения. Однако уровни образования не только не последовательны, они вообще никак не связаны между собой. Ученик каждый раз вынужден переучиваться и получать навыки из дополнительных источников. Например, будущие выпускники школ практически не в состоянии подготовиться к экзаменам на основе материала школы, вынуждены нанимать репетиторов.

Беззаконие

Законодательство в сфере образования проработано весьма плохо. В данный момент ФЗ «Об образовании» подвергается слабо помогающим изменениям, а попытки государства урегулировать эту проблему только умножают коррупцию и отсутствие любого соблюдения закона в школах. Особенно остро эта проблема стоит в школах провинциальных городов и сел. Большинство норм закона относительно общего образования имеют достаточно пространную формулировку, позволяя учебным учреждениям регулярно нарушать права учеников и их родителей.

Слишком много университетов

Повышенный спрос на высшее образование, создает эффект преумножения низкопробных ВУЗов, предоставляющих дипломы за практически полное отсутствие знаний. За последние годы спрос на колледжи и техникумы резко снизился, большинство абитуриентов направляются в университеты, еще больше увеличивая количество коммерческих ВУЗов без аккредитации и качественного образования.

Вечная проблема - коррупция

Взяточничество и коррупция в России - известная проблема во многих сферах социальной жизни, в том числе - в области образования. Сюда входят денежные сборы с родителей, начиная с детского сада, только растущие по мере взросления ребенка, а также «распиливание» средств из бюджета, продажа дипломов и оценок, и многое другое. Законодательные нормативы, направленные на борьбу с коррупцией, выпускаются с завидной регулярностью, однако особенного результата не приносят. Благодаря этим фактам, в большей степени страдает образование детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Отсутствие интереса к профессионально-техническим учреждениям

Учиться в техникуме или ПТУ чуть более, чем не престижно. Современная молодежь совершенно не желает связываться с обучением рабочим специальностям, по понятным причинам. Работа по таким направлениям оплачивается плохо, отправляются на нее только подростки, не имеющие амбиций и претензий на высокий уровень жизни. Итог такого положения дел очевиден: специалисты с высшим образованием подолгу не могут найти работу, в то время как рабочей силы в стране категорически не хватает.

Проблемы в российском образовании укоренились на всех уровнях, касаются почти всех этапов обучения. Только полная переработка системы образования сможет выровнять ситуацию, улучшить качество образования. Увеличение заработной платы помогло бы создать приток интереса к педагогическим и рабочим специальностям, однако в обозримом будущем поднять уровень образования в России не удастся.

Их, на мой взгляд, по большому счету четыре. Начну с наименее важных к более серьезным.

1. Огромная тяжеленная и никому по сути не нужная бюрократия. Тонны бумажек, которые приходится заполнять учителям, на которые уходит масса времени, сил и нервов, которые бы лучше поберечь для непосредственной работы с детьми. Отчетность, статистика и т.д. и т.п. до бесконечности, только ради того, чтобы оправдать работу бюрократов в районных отделениях МинОбра, которые всю эту макулатуру разгребают.

2. Техническая отсталость оснащения большинства школ. У многих школьников, особенно в крупных городах, в карманах зачастую более современная техника, чем та, что стоит в компьютерном классе (если таковой вообще есть).

3. Разумеется, это недостаточная оплата труда учителей, но сюда я бы добавил еще и весьма низкую их квалификацию как правило (это вещи взаимосвязанные, безусловно, но не всегда).

Вот теперь о по-настоящему серьезных системных вещах. И это проблема далеко не только российской школы, она существует почти во всех развитых странах, но у нас ее публично даже толком не формулируют.

4. Сама методика школьного образования давно и беспробудно устарела. В первую очередь потому, что информация стала значительно более доступна. Учитель и учебник давно перестали быть основными доступными источниками информации для детей (ну кроме самых отсталых районов самой дальней глубинки) и больше никогда (если не случится апокалипсис) таковыми не будут. А большинство учителей продолжают считать своей главной задачей передачу знаний (а второй - проверку усвоения этих знаний и домашней работы).
Нет, друзья мои. Главной задачей учителя (так всегда было, но сейчас особенно) является привитие ребенку интереса к своему предмету. Если ученику будет интересно, он найдет и прочитает по этому предмету больше, чем написано в сотне учебников, причем не вставая со стула, просто выйдя в интернет. И тут вступает в силу вторая задача учителя - направить этот энтузиазм, научить разбирать, фильтровать, сопоставлять и анализировать информацию. Это очень важный навык и гораздо более полезный, чем все знания, полученные за 11 лет школы вместе взятые. И третья задача - ответить на появляющиеся вопросы, на которые ученик так или иначе не может найти ответ. При этом критически важно быть готовым самому сказать "я не знаю, давай посмотрим вместе", если действительно не знаешь. И только потом идет проверка знаний, выставление оценок и т.д.

Вот и все. Если школу строить вот на этих принципах, это была бы совершенно другая школа.

Проблема образования в России

образование воспитание обучение гражданин

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» . Данное подтверждает, что область образования является приоритетной.

Как целенаправленный процесс образование охватывает все возможные сферы развития личности: ценностно-смысловую сферу личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, семейные ценности, культурную, духовную и другие сферы. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 17.06.2010) «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 150.

Проблема образования в нашей стране с каждым днем приобретает все более глобальные вершины. Особенно это стало видно в кризис, когда очень много людей остались без работы или были уволены.

Если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что число студентов, которые трудоустраиваются по специальности, очень мало. В основном молодые люди предпочитают уходить в другие сферы деятельности, некоторые во время учебы создают свой бизнес или дело, которое приносит им доход и образование становится им нужно только для галочки, а иногда бывает, что люди вовсе и не видят дальнейшей цели в жизни. Так почему же так происходит? Ведь, если посмотреть на информацию при поступлении, у любого ВУЗА и на любой кафедре будет написано, что всем выпускникам обеспечено 100 процентное трудоустройство по специальности. Причин здесь очень много, но основных только несколько.

Первая причина кроется, конечно, в самом человеке, а именно в его отношении к образованию. В последнее годы, учащиеся ВУЗов поделились на три категории. Первая категория, это те, кому нужно образования для дальнейшей работы в этой сфере, но таких очень мало. Вторые это те, кому образование нужно просто для галочки, так как у них есть то дело, которое им приносит очень хороший доход. Третья группа это те, кому просто лень учиться. Обычно это люди, которые живут одним днем и не думают о будущем. Если бы мы вернулись на лет 20 назад, то увидели бы, что учащиеся тех лет в большинстве своем вообще не делились на группы. Все учились, для того чтобы дальше работать по специальности и изредка, кто учился для галочки, а уж третей группы и совсем не существовало. Мы, конечно, можем здесь сказать, что общество изменилось, да и жизнь стала совсем другой. В общем плане так и есть, но на самом деле, если повнимательней присмотреться к этой ситуации, то ярко наблюдается деградация нашего общества. Особенно это ярко выражено в Российском обществе, так как за рубежом такой ситуации все-таки не существует. Там все люди четко понимают, зачем им нужно образование и что оно им даст в будущем. Второй причиной здесь можно назвать проблему в структуре нашего образования. В первую очередь это кадры, те преподаватели, которые обучают студентов в ВУЗе. Их тоже можно разделить на несколько групп. Первая группа это будут преподаватели со стажем. Они закаленные, умелые, очень много знают. Но самая главная их проблема в том, что они уже устарели. Те знания, которые они дают нельзя применить в нынешней жизни. Вторая группа, это молодые преподаватели. Эта категория будет делиться на три вида. Первый вид, это те преподаватели, которым все равно на образовательный процесс. Они ходят в университет, читают лекции просто ради заработной платы. Они легко могут отменить пары, поставить зачеты без опроса и так далее. Второй вид, это преподаватели «теоретики». Их самое большое количество и не только в России, но и за рубежом. Их проблема в том, что они прекрасно владеют материалом, умеют управлять педагогическим процессом, но как только дело доходит до применения их знаний на практике, они теряются. А как мы знаем, наша жизнь это, прежде всего практика, а теории в ней очень мало. Третий вид преподавателей, их же самое малое количество, это педагоги «практики». Это самые лучшие преподаватели. Они могут больше всех помочь студентам и направить их в нужное русло.

Министерство образования, науки и молодежной политики РД является органом исполнительной власти РД, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего, начального профессионального, среднего педагогического, дополнительного и специального образования с учетом региональных особенностей.

Основные задачи: определение и осуществление комплекса мер, направленных на стабилизацию и развитие системы образования РД с учетом региональных особенностей, национально-культурных и исторических традиций. Создание условий для разработки и введения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Проблемы современного образования. Электронное периодическое издание. - 2010. - № 4.

«Если верить цифрам, то ситуация в российском высшем образовании - лучше некуда. С начала 90-х количество вузов в России удвоилось, а численность студентов выросла больше чем в 2,5 раза. В систему высшего образования широким потоком тeкyт деньги: большинство студентов в вузах - платят за свое обучение. Если в 2000 -2001 годах расходы бюджета составляли менее 10 тысяч рублей на студента в год, то в 2007-м - уже почти 60 тысяч, а в некоторых вузах достигают и вполне приличных $10 -15 тысяч в год. Беда в другом - в качестве образования».

Рассказывает Сергей Гуриев - ректор Российской экономической школы: «Количественными показателями хорошие новости и ограничиваются. Работодатели жалуются, что знания приходящих к ним выпускников даже лучших московских вузов не соответствуют требованиям рынка, и вынуждены создавать собственные корпоративные университеты . По разным данным, бизнес тратит сегодня на переобучение вчерашних выпускников 500 млрд. рублей - вдвое больше, чем все расходы федерального бюджета на высшее образование».

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты