Формы и методы досуга пожилых людей. Особенности организации досуга лиц пожилого возраста Организация культурно досуговой деятельности в доме престарелых

26.08.2024

Качество жизни в пожилом возрасте определяется не только здоровым питанием и медицинскими процедурами, но и образом жизни и способами проведения досуга. Приятный и познавательный отдых нужен пожилым людям для социализации, для тренировки памяти, внимания, остроумия. Досуг в пожилом возрасте отличается творческим содержанием, возможностью проявить свои лучшие качества, убедиться в собственной дееспособности. Проведение досуга в почтенном возрасте связано с общением с такими же людьми, имеющими те же проблемы и запросы. В процессе общения у многих из них повышается самооценка, появляется трудовая активность.

Особенности досуга пожилых людей

Форм проведения досуга в пожилом возрасте может быть несколько. Это могут быть новогодние или другие праздники. Таких праздничных дат в календаре сегодня достаточно. К этим событиям готовятся, их ждут. Но нужно рассматривать и повседневный досуг. Он имеет существенное значение для пенсионеров. Лучше всего, когда творческая деятельность и досуг хорошо сочетаются друг с другом. Также полезна физическая активность, прогулки на свежем воздухе. Хотя, конечно, у многих уже в этом возрасте просто не хватает физических сил для передвижения. Но можно найти другие формы активности для пожилых.

Спортивные мероприятия для людей с трудностями в физической активности больше связаны с ролью зрителей. Поэтому как таковой спорт исключается из программы досуга. Также пожилым людям приятно осознавать себя в роли организатор, кураторов и экспертов различных досуговых мероприятий.

Основное внимание пожилых людей в программе развлечений сводится к активной художественной деятельности. Многие примеры живописных картин, искусных поделок, плетенных и вышитых бытовых предметов, указывают на серьезные увлечения, которые появились в серой повседневности уже в преклонном возрасте. Из этого возникают настоящее хобби. Особую роль в жизни пожилых людей играет забота о животных, к которым зрелые люди сильно привязываются.

Стоит отметить и общественную досуговую деятельность. Порой кажется, что некоторым пожилым людям о возрастных ограничениях ничего не известно. Они с удовольствием (при сопровождении) посещают театральные постановки, музеи, галереи, кинотеатры.

Любое направление досуга должно быть доступным, соответствующим способностям пожилых людей. Также важно, чтобы досуговая деятельность включала в себя навыки самообслуживания, возможности для развития различных качеств, необходимых для адаптации в обществе.

Почему необходим досуг пожилым людям

Пожилым и немощным людям требуется больше времени на индивидуальный отдых. Регулярные творческие занятия, проведение досуга за любимым делом, прогулки и интересные, познавательные встречи наполнят жизнь пенсионеров новым смыслом. Стоит развенчать миф об отсутствии необходимости у пожилых людей в развлечениях. Просто в почтенном возрасте они имеют иной характер – больше направлены на творческую и познавательную деятельность, на разговоры и философию.

Сегодня есть разработки настольных игр, специально подобранных для пожилых людей и инвалидов-колясочников, а также конкурсы для пожилых людей. Эти разработки активно внедряются в программу проживания в пансионатах для престарелых . Суть таких игр сводится к тому, что выполняя одну простую задачу, пациент плавно подходит к разрешению другого, более сложного задания. Недаром пенсионеры так активно занимаются разгадыванием кроссвордов. Их времяпрепровождение тесно связано с тренировкой памяти, внимания, логического мышления. Возможно, поэтому многим удается сохранять светлый ум и рассудительность до конца жизни. При этом есть немало примеров людей, которые в пожилом возрасте усвоили работу за компьютером.

В силу возрастных ограничений некоторые способы приятно и с пользой провести время бывают для пожилых людей недоступны. Но для некоторых, например, для колясочников, и обычная прогулка в парке приносит массу позитивных впечатлений. Остается только обеспечить достойную старость близким людям, не забывать об их нуждах и потребностях, в том числе и в досуге.

Лица пожилого возраста и инвалиды, переходя какой-то рубеж в жизни, могут испытывать различные трудности, связанные с адаптацией к новым жизненным обстоятельствам. Например, это происходит при организации лечения и нахождения пожилого родственника в специализированном пансионате. Здесь сыграет свою роль и благоприятная атмосфера, и качество социального окружения, оказание необходимой помощи.

Конечно, некоторые постояльцы пансионатов отличаются специфическим характером и неудовлетворенностью окружающей действительностью. В этом случае к ним просто нужен особый подход и больше внимания. Им нужно знать, что их проблемы действительно обсуждаются, и к их мнению прислушиваются. Целевая организация досуговой деятельности пожилых людей основывается на том, что современные программы развития позволяют расширить границы деятельности для людей в возрасте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что изменение социального статуса человека в старости, прежде всего, сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения, увеличивается объем свободного времени, требующий заполнения его полезной, содержательной деятельностью для полнокровной жизни. По этой причине проблема организации свободного времени имеет большое значение, как способ реализации интересов, запросов, желаний, удовлетворенности жизнью людей «третьего возраста».

В течение последних десятилетий человечество столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и постоянным ростом численности людей «третьего возраста».

По прогнозам ООН к 2025 году население земного шара возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, численность людей «третьего возраста» - в шесть раз, а число людей в возрасте старше 80 лет увеличится в 10 раз.

В настоящее время в России практически каждый пятый житель старше трудоспособного возраста.

В наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте.

Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.

Учитывая эти реалии, цивилизованное человечество признало одной из гуманистических и культурных задач современного общества - обеспечение достойной старости его членам, что означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности людей «третьего возраста» в личностном социокультурном развитии.

Решение проблемы социокультурного развития людей «третьего возраста» в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.

Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности способна оптимизировать жизнедеятельность людей «третьего возраста», стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому реализация развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности людей «третьего возраста» является актуальной проблемой социального развития.

Досуг играет особо важную роль в жизни людей «третьего возраста», особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях люди «третьего возраста» занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни.

Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.

На фоне демографического старения России возрастает актуальность исследования социальной активности людей «третьего возраста». Особый интерес в этом плане представляет поиск путей активизации их социального поведения в связи с осознанием изменившейся роли людей «третьего возраста», которые в настоящее время стали более активны, деятельны.

Проблема исследования : заключается в организации досуга людей «третьего возраста» таким образом, чтобы это оказывало содействие продлению активного участия людей «третьего возраста» в жизни общества и в создании условий для повышения качества жизни пожилых людей и возможностей проведения досуга в дружеской атмосфере.

Цель исследования: изучить организацию досуга людей «третьего возраста» и разработать проект программы организации досуга людей «третьего возраста» на базе ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Кандалакша, Мурманская область.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть характеристику людей «третьего возраста».

2. Изучить организацию работы с людьми «третьего возраста».

3. Рассмотреть деятельность ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Кандалакша, Мурманская область.

4. Исследовать особенности и направления досуговой деятельности людей «третьего возраста».

5. Изучить предпочтения досуга людей «третьего возраста» на базе ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Кандалакша, Мурманская область.

6. Разработать проект мероприятий по организации досуга людей «третьего возраста».

Объектом - исследования являются люди «третьего возраста».

Предметом - изучение досуговых предпочтений людей «третьего возраста» на базе ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Кандалакша, Мурманская область.

Гипотеза исследования исходит из того, что разработка проекта клуба для людей «третьего возраста» будет способствовать расширению их возможностей меличностного общения и профилактике одиночества людей «третьего возраста».

Степень научной разработанности проблемы

Факторы социального поведения и самочувствия пожилых людей в обществе, проблемы активизации их поведения исследовали Е.И. Данилова, Н.Ф. Дементьева, А.В. Дмитриев, Н.Г. Ковалева, Т.З. Козлова, А.В. Писарев, Ж.Т. Тощенко и др. Вопросы социальной политики, управления в социальной сфере, теории и методики социальной работы, социального обслуживания граждан пожилого возраста глубоко проанализированы в работах В.И. Жукова, В.В. Маркина, Г.И. Осадчей, А.Б. Тугарова, Е.И. Холостовой.

Таким образом, была изучена и проработана литература, касающаяся проблемы исследования досуга людей «третьего возраста». Однако, при всем богатстве теоретических материалов, содержащих анализ культуры досуга людей «третьего возраста», специфика работы Центра с пожилыми людьми изучена недостаточно.

Методы исследования - системный метод, анализа и синтеза, метод наблюдения, анкетирования, сравнения и обобщения.

Теоретическая значимость исследования.

Исследование организации досуга людей «третьего возраста» позволило выявить его основную специфику, определить значимость досуга в жизни людей «третьего возраста» и особенностей его направленности.

Практическая значимость исследования:

Положения и выводы проведенного исследования, разработанный проект по организации досуга людей «третьего возраста» могут быть использованы для налаживания процесса взаимодействия и оптимизации общения пожилых людей в ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Кандалакша, Мурманская область. Также выводы и положения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности государственных предприятий по организации досуга людей «третьего возраста».

База исследования: ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Кандалакша, Мурманская область.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретико-методологические основы изучения организации досуга людей «третьего возраста»

1.1 Классификация людей «третьего возраста»

К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы.

Изучением процессов старения занимается геронтология - одна из наиболее сложных естественных наук, которая помимо медицинских аспектов включает в себя крупные разделы биологии, социологии, гигиены, экономики и психологии.

Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования и научного анализа: биологическим и социальным. Второй - социальный существует на основе и как следствие первого, биологического.

В развитии современной социальной науки о старости можно выделить три основных направления:

1) изучение старения как процесса в его биологическом и психологическом измерениях;

2) институциональный подход, акцентирующий проблемы социо-экономического статуса и социальных ролей престарелых;

3) историко-культурологический анализ различных представлений о старости, характерных для разных народов.

В рамках этих направлений создаются различные модели социогеронтологического знания, предметом которого являются процесс старения в его социоисторической динамике, а также социальное положение и психологический опыт пожилых как специфической социовозрастной группы.

Представление о старости как финальном этапе жизни не остается неизменным. Меняется возрастной порог старости.

В 1962 I. симпозиум геронтологов утвердил возрастные градации: 40 - 60 - средний возраст; 60-75 пожилой; 75-90 старческий; свыше 90 - долгожители. Цивилизация обеспечила среднюю ожидаемую продолжительность жизни - 70 лет, просто немыслимую в доисторическое время, когда она составляла лишь 35 лет.

Как показывает история, пенсионные возраста устанавливались не столько по физиологическим или демографическим критериям, сколько в зависимости от исхода борьбы работодателей, государства и профсоюзов. Так, при оформлении первых пенсионных систем конца XIX - начала XX века верх брали финансовые интересы государства. Поэтому возраст увольнения по старости был высоким (например, 70 лет - в Германии и Великобритании, 65 лет - в США и во Франции) и превышал соответствующие показатели продолжительности предстоящей жизни при рождении. В дальнейшем под давлением профсоюзов и частных компаний пенсионный возраст снизился. К тому же подталкивали экономические кризисы. Так, один из современников Великой депрессии отмечал: «Недавние времена сильной безработицы способствовали развитию теории, что более старых рабочих нужно принуждать оставлять оплачиваемую работу, чтобы дать место более молодым незанятым рабочим. В некоторых странах последовали требования снизить пенсионный возраст (обычно с 65 до 60 лет) и тем самым принудить или побудить большее число старых людей дать дорогу молодым». В частном секторе ранняя отставка всегда использовалась как способ сокращения персонала и экономии на пенсиях.

В современном обществе пожилых людей, как правило, объединяют в один возрастной слой, который часто называют «третий возраст» или «население третьего возраста». По отношению к представителям третьего возраста среди молодежи распространены разного рода предубеждения, корни которых уходят в далекое прошлое. Вероятно, в начальный период индустриализации в западном обществе, прежде всего среди молодого населения США, где новые мигранты были отделены от своих родителей океаном, негативное отношение к старости и к престарелым людям усилилось. Во многих исследованиях, посвященных пожилым людям в развитых странах, акцент невольно делался скорее на их отрицательных характеристиках. В современном обществе по-прежнему распространены стереотипы, приписывающие пожилым людям иждивенчество, физическую и психическую слабость, культурную отсталость, неспособность к усвоению новых идей, недоброжелательное отношение к молодежи.

Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60. Если следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, то они станут «старыми», достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90. Однако в последние 10-20 лет в зарубежной геронтологической литературе постепенно отказываются от терминов «старые» и «старики», все чаще речь там идет о пожилых и очень пожилых людях. Что касается слова «престарелые», то оно вышло из употребления, стало анахронизмом. Это объясняется не только резким повышением продолжительности жизни в развитых странах, но и изменением общественного мнения, которое все чаще склонно видеть в позднем возрасте потенциал развития.

Со временем концепция «третьего возраста» подверглась пересмотру, который инициировали геронтологи и демографы. Их исследования показывали, что пожилые люди в странах с высокой продолжительностью жизни делятся на две сильно различающиеся по своим социальным, экономическим, психологическим и физическим характеристикам возрастные группы. В начале 1970-х годов американские геронтологи Бернис Нейгартен и Этель Шанас впервые заговорили о молодых стариках (the Young Old) и старых стариках (the Old Old). В 1990-е годы английский демограф Питер Ласлетт предложил разделить жизненный цикл современного человека на четыре стадии. Две последние стадии - «третий возраст» и «четвертый возраст» - соответствуют «the Young Old» и «the Old Old». В то же время в демографических исследованиях и прогнозах с конца 1980-х годов специально выделяется быстро увеличивающаяся по численности группа «самых старых» - тех, кому было за 80 лет, а с 1990-х годов - группа столетних долгожителей.

«Молодые старики», к которым чаще всего относят людей «третьего возраста» в возрасте до 75 лет, отличаются от своих ровесников полувековой давности хорошим здоровьем и сравнительно высокой ожидаемой продолжительностью жизни, высоким образовательным статусом, относительно высоким уровнем благосостояния, основанным на получении устойчивого дохода в виде пенсий и накопленного за жизнь богатства. Их дети выросли и в своем большинстве покинули родительский дом. «Молодые старики» энергичны, активны. Получив от общества в дар свободное время, многие тратят его на занятие общественной деятельностью или путешествия. Их численность в странах с высокой продолжительностью жизни постоянно растет. Образ жизни этих людей не соответствует стереотипным ролям, приписываемым старикам.

Возрастной слой «молодых стариков» в большинстве развитых стран начал формироваться в 1940-1960-х годах. О наличии в стране третьего возрастного слоя можно говорить только в том случае, если выполняются два демографических условия: во-первых, вероятность дожития мужчин от 25 до 70 лет превышает 0,5; во-вторых, возрастная группа от 60 лет и старше составляет, как минимум, 25% в общей численности населения от 25 лет и старше. В России, других странах Восточной Европы и тем более в развивающихся странах с короткой продолжительностью жизни слой людей «третьего возраста» или «молодых стариков» со всеми вытекающими отсюда последствиями для политики в области социального обеспечения и увеличения пенсионного возраста еще не сформировался. Так, вероятность дожития от 25 до 70 лет у российских мужчин в начале XXI века составляет порядка 0,35. Подобное значение наблюдалось у мужчин в странах Северной и Западной Европы уже во второй половине XIX века.

Таким образом, в современном обществе нижняя граница старости формально определяется законодательно установленным пенсионным возрастом. Однако в результате существенного увеличения продолжительности жизни и улучшения состояния здоровья в развитых странах многие пожилые люди, или так называемые «молодые старики», не вписываются в сложившиеся рамки стереотипов восприятия стариков и являются заложниками приписываемых им возрастных ролей. Существующие предрассудки и законодательные акты часто не позволяют пожилым людям заниматься привлекательной для них трудовой или общественной деятельностью и тем самым препятствуют достижению ими более высокого качества жизни. Необходимость пересмотра возрастных границ старости в современном мире диктуется не только экономическими причинами.

Не всегда осознается, что старение - социально обусловленный процесс, происходящий в течение всей жизни, тесно связанный со степенью адаптации в предшествующие годы - в молодом и среднем возрасте. Большое значение в оценке старения имеет возрастная самопрезентация, т.е. возраст, с которым идентифицирует себя сам пожилой человек. Социальные аспекты самопрезентации связаны с представлениями значительной части общества о том, в каком возрасте мужчину или женщину можно считать пожилыми или людьми «третьего возраста», какое место в обществе должны они занимать. В «нормальный» процесс адаптации к старению включены различные механизмы компенсации, в том числе психологической и мотивационной. Мотивационная доминанта, направленная на сохранение успешной трудовой деятельности и социального признания, в пожилом возрасте может даже расти. А следовательно, в социальное обслуживание пожилых должна быть включена профориентация, профпереподготовка и поиск достойной работы для лиц предпенсионного возраста и пожилых первого десятилетия после выхода на пенсию. Она будет способствовать замедлению темпов старения и сохранению трудового потенциала, а также восстановлению уровня трудоспособности. Это особенно важно в России, где современная ситуация, дискриминирующая пожилых людей, сконструирована нормами пенсионирования, возникшими еще в 1950-1960-е годы, когда о возможности кризиса старения населения никто еще не подозревал. Женщины в РФ получают пенсию по старости с 55 лет, мужчины - с 60 лет. Из-за раннего возраста выхода на пенсию в России, как нигде в мире, велик разрыв между пожилым населением и населением пенсионного возраста и выражение «молодые пенсионеры» звучит уместно.

Исследования мотивации продолжения занятости в пенсионном возрасте проводятся в различных странах именно для предложения форм социального обслуживания, больше ориентированных на потребности самих пожилых. У нас принято считать, что люди «третьего возраста» работают только потому, что пенсия мала. Но в благополучных США в последние годы увеличивается число людей старше 65 лет, которые продолжают работать, причем и женщины, и мужчины. Более того, до 2020 года там должен быть осуществлен переход на пенсионирование с 67 лет. Он будет происходить в течение 25 лет, что совершенно оправданно, поскольку социальные изменения должны быть постепенными, чтобы население их принимало.

Существенным моментом является также то, что у людей «третьего возраста» в России нет навыков организации досуга и они не имеют социально значимых идентификационных ресурсов, кроме работы. Социальные контакты также во многом связаны с работой. Поэтому реально разные мотивы продолжения профессиональной деятельности сочетаются, при этом сохранение социального статуса имеет большее значение, чем сохранение доходов. Появление новых, высокотехнологичных и высокооплачиваемых профессий во многом обесценило накапливаемый годами опыт. Российские пожилые работают, как правило, в сфере обслуживания или низкоквалифицированного труда, поскольку у них рано возникает «мотивация к отставке». А вот по данным американских специалистов, пожилые работники умственного труда отстают от молодых в скорости работы, но существенно превосходят их в точности, тщательности, обоснованности выводов (особенно врачи и ученые). Девальвация ценностных установок и профессионального опыта драматизирует вопрос о смысле прожитой жизни в пожилом возрасте, когда жизненных шансов становится меньше.

Геронтофобия и эйджизм (боязнь, неприятие старости) пронизывают российское общество. Термин «эйджизм» первоначально был употреблен английским исследователем Р. Батлером в начале 1960-х годов. Он определялся как процесс стереотипизации и дискриминации, направленный против людей, потому что они пожилые, аналогичный расизму и сексизму. Контакт с людьми «третьего возраста» может рассматриваться как нежелательный, напоминающий более молодым людям об их собственном будущем старении. Отчасти это так, поскольку молодые люди не имеют непосредственного опыта старости и, следовательно, должны опираться на социальные стереотипы, как правило, негативные.

1.2 Модели социального обслуживания людей «третьего возраста»

третий возраст досуговый обслуживание

В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Проблемы социальной работы с людьми «третьего возраста» в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни людей «третьего возраста».

Работа с людьми «третьего возраста» всегда считалась и считается повсюду одной из самых тяжелых в психологическом плане, недаром так велика текучесть кадров. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медсестры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать с людьми «третьего возраста» в силу каких-то вынужденных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.

Особую роль в осуществлении социальной работы с людьми старшего возраста играют территориальные центры социального обслуживания, осуществляющие на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи пожилым и престарелым людям.

Отделение дневного пребывания центра социального обслуживания предназначается для бытового, медицинского, культурного обслуживания людей «третьего возраста», организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни. Также особое место занимает в социальной работе - организация социальной помощи на дому. Это отделение осуществляет постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание в надомных условиях пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию.

Органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности людей «третьего возраста» в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым находиться там не только постоянно, но временно, в них водятся недельное и дневное пребывание. В дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. В домах-интернатах для престарелых обеспечивается целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга, проводится работа по социально-психологической адаптации людей «третьего возраста» к новым условиям.

Социальные работники проводят большую работу в специальных жилых домах для одиноких людей «третьего возраста», в таких домах обеспечиваются благоприятные условия проживания и самообслуживания, предоставляют проживающим престарелым гражданам социально-бытовую и медицинскую помощь, создают условия для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности. Специальные жилые дома для одиноких людей «третьего возраста» и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем пожилых и престарелых граждан.

В социальной работе с людьми «третьего возраста» используются разнообразные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и т.д. в этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для людей «третьего возраста».

В современном мире увеличивается доля людей пожилого возраста. Это явление обусловлено, прежде всего, демографическими изменениями, связанными с уменьшением смертности среди населения и быстро прогрессирующим спадом рождаемости.

Социально-психологических проблем у людей «третьего возраста» действительно немало. Это и ухудшение здоровья, и малообеспеченность, и одиночество; проблемы, связанные с изменением статуса, потерей близких и другие. Человек устроен таким образом, что у него за долгую жизнь в мозгу образуются определенные взгляды на людей, события. «Неприязнь к непривычному» - сейчас явление очень частое, особенно у людей «третьего возраста». Все новое, малопонятное, необходимость пересмотра своих позиций, отношения к некоторым событиям и людям может у пожилых вызвать чувство протеста, тревоги, может даже привести к эмоциональным взрывам, депрессиям, серьезным болезням.

Как правило, пожилой человек не всегда может самостоятельно приспособиться к возрастным и социальным изменениям. Острая необходимость в профессиональной помощи возникает в случае, когда рядом с пожилым человеком нет его родных и близких. В этом ситуации функции защиты берет на себя государство, в лице которого выступают работники социальной службы.

Важность изучения проблем группы населения третьего возраста связана с тем, что эти люди столкнулись с проблемой адаптации не только к экономическим переменам, но и изменению своего социального статуса.

С переходом в категорию людей «третьего возраста», пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Люди «третьего возраста» уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива людей «третьего возраста».

Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, становятся жизненные личные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом, люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее.

Но возраст все-таки есть возраст. В старости происходят определенные изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровообращение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.

Содержание работы с людьми «третьего возраста» включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья, психосоциального благополучия и социальных услуг. Основными принципами работы с людьми «третьего возраста» является уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим его людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

1.3 Особенности досуговой деятельности людей «третьего возраста»

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом.

Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

Спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

Художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

Поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

Забота о животных;

Хобби (разнообразная деятельность по интересам);

Посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

Игры (настольные игры, компьютерные игры)

Развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

Общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей «третьего возраста», особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих людей «третьего возраста» невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования людей «третьего возраста» в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц старшего возраста, носят следующий характер.

Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.

Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.

Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.

Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха.

Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых - это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и / или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин «технологии социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». «Социальное» указывает, что данная технология обращена к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Социальное» предполагает выход пожилых на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» - подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пациентами культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социокультурной деятельности. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением людей «третьего возраста» в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии.

Культурно-досуговая деятельность людей «третьего возраста» включают в себя:

Занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

Досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

Спорт, активное движение, экскурсии, игры;

Деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

Спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.).

Досуг и отдых направлены на реабилитацию людей «третьего возраста» путем достижения жизненно важных для них целей.

Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).

Одним из основных элементов социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.

Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями.

В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию людей «третьего возраста», следует учитывать:

Личность самого человека;

Отношения и контакты людей «третьего возраста» с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;

Культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у людей «третьего возраста» улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни людей «третьего возраста» в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции людей «третьего возраста» в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. При проведении работы с людьми «третьего возраста» необходимо создать доступную, безбарьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

1.4 Основные виды досуга людей «третьего возраста»

Существуют различные реабилитационные виды досуга.

1) Библиотерапия

С библиотерапией тесно связана терапия литературным творчеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутреннее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Описание семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает пожилому стать более непринужденным в отношении к внешнему миру. Терапия литературным творчеством может проводиться индивидуально или в группе. При проведении групповых занятий их участники могут обсуждать творчество друг друга, общаться с людьми.

2) Изотерапия

Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.

3) Музыкотерапия

В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями пациента. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. В каждое занятие следует включать музыкально - ритмические упражнения развивающего характера и упражнения для развития отдельных частей тела, способствующие коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега. В структуру музыкального занятия полезно включать упражнения на развитие музыкальных способностей: координацию слуха и голоса, голоса и движений, мимики и жестов, эмоциональной выразительности. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений.

4) Игровая терапия

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра - любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с людьми «третьего возраста» обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

5) Глинотерапия

Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

6) Гарденотерапия

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что люди «третьего возраста» с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко -, изо -, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

7) Спорт, активный отдых и туризм

Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации людей «третьего возраста». Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у людей «третьего возраста» уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом вначале интенсивной и систематической физической активности пациентов.

Подобные документы

    Пожилые люди как социальная общность. Основные направления досуга пожилых людей. Характеристика Комплексного центра социального обслуживания населения Красногвардейского района, практические рекомендации по улучшению досуговой деятельности пожилых людей.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2013

    Пожилые люди как социальная общность. Направления досуга пожилых людей. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Организация досуга и свободного времени пожилых людей. Характеристика Комплексного центра социального обслуживания.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Пожилые люди как социальная общность. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Понятие досуга и досуговой деятельности. Анализ практики организации досуга пожилых людей в МУ "Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов".

    дипломная работа , добавлен 11.12.2009

    Социально-психологические и демографические характеристики людей пожилого возраста. Старость как социальная проблема. Государственная поддержка и модели социального обслуживания пожилых людей. Принципы и механизмы досуга людей пожилого возраста.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2008

    Исследование и анализ опыта работы по адаптации пожилых людей в современном обществе посредством реализации системы досуговой деятельности на примере железнодорожного комплексного центра социального обслуживания населения "Радуга" Забайкальского края.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2009

    Основы социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения. Содержание деятельности специалиста по социальной работе и социальному обслуживанию одиноких пожилых людей (на примере города Сухой Лог).

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей, их социально-психологические проблемы. Социальная поддержка пожилых людей в условиях Лунинецкого территориального центра социального обслуживания населения, диагностика их потребностей.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2013

    Рассмотрение понятия досуга и его составляющие признаков, видов. Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста. Анализ деятельности по организации досуга пожилых людей и учреждения. Рекомендации по совершенствованию данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2015

    Пожилой человек как объект социальной работы. Методика социального обслуживания и обеспечения пожилых людей. Характеристика технологий организации и специфики культурно-досуговой деятельности с пожилыми людьми как одного их видов социального обслуживания.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Понятие социальной технологии. Актуальность и значимость социального обслуживания пожилых людей. Социальные проблемы пожилых людей в современном российском обществе. Характеристика технологий социального обслуживания, определение эффективности.

  • Старые добрые праздники Развлекательные программы досуга пожилых людей в нашем пансионате учитывают все праздники, которых с нетерпением ждет каждый из нас. Праздники – это то что дарит людям преклонного возраста воспоминания о молодых годах, приносит в их жизнь нечто новое, а также это еще один повод для чаепития и общения. Все это крайне важно!
  • Прогулка, свежий воздух, посиделки на лавочке Все дни быть праздничными не могут, да этого и не надо, ведь есть и другие способы провести время приятно и с пользой, в частности прогулки на улице. Свежий воздух благоприятно влияет на человека. При пансионате есть где погулять, посидеть на скамейке, как в летнее, так и в зимнее время года. При этом сотрудники пансионата всегда присматривают за постояльцами. Досуг людей пожилого возраста в пансионате, должен максимально соответствовать их домашнему досугу.
  • Просмотр теленовостей и фильмов Быть в курсе того что происходит в окружающем нас мире, необходимо в любом возрасте. Так сложилось что в нашей стране люди пенсионного возраста обеспокоены политической обстановкой более других слоев населения. Поэтому распорядок для в пансионате для пожилых людей включает в себя регулярный просмотр теленовостей. Помимо этого, у нас есть большое собрание фильмов, подобранных специально под пожилую аудиторию, и каждый может выбрать ленту себе по душе.
  • Не без хлопот! Делать какие-либо хозяйственные дела в нашем пансионате совсем необязательно. Однако, любой труд также благотворно влияет на человека, как и отдых. Поэтому каждый постоялец может взять на себя некоторые обязанности касательно уборки комнаты, ухода за растениями и прочими бытовыми вещами способными доставить пенсионеру удовольствие.
  • Игры и творчество Есть стереотип, что в пожилом возрасте уже поздно чему-нибудь учится и развиваться, однако это далеко не так. Во всем мире есть случаи, когда старые люди учились играть на музыкальных инструментах, петь, рисовать и даже танцевать. И непросто учились, но и добивались в это значительных успехов. Возраст вообще не может помешать человеку, если у него есть желание. Все это улучшает эмоциональное состояние наших постояльцев, и мы работаем над тем чтобы досуг пожилых людей в пансионате был творческим. Если человек не стремиться к искусству, то всегда есть возможность поиграть в излюбленные настольные игры: домино, нарды, шашки и шахматы.

Разумеется, некоторые люди в пансионате обладают специфическим характером и не всегда довольны происходящим вокруг. В этом случае мы ищем к ним особый подход и уделяем соответствующее внимание, чтобы они также не чувствовали себя одинокими и неуслышанными.

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом.

Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

  • Ш спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);
  • Ш художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);
  • Ш поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);
  • Ш забота о животных;
  • Ш хобби (разнообразная деятельность по интересам);
  • Ш посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;
  • Ш игры (настольные игры, компьютерные игры)
  • Ш развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);
  • Ш общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер.

  • Ш Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.
  • Ш Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.
  • Ш Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.
  • Ш Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха.

При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:

  • Ш занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;
  • Ш досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;
  • Ш спорт, активное движение, экскурсии, игры;
  • Ш деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;
  • Ш спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.).

Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.). Одним из основных элементов социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.

Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями.

В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:

  • Ш личность самого человека;
  • Ш отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;
  • Ш культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

В настоящее время в Росси досуг пожилых людей в основном основывается и реализуется, исходя из возможностей пожилых людей. В летнее время многие пенсионеры предпочитают проводить время на дачах, фазендах. Для многих, кстати, дача является не только ресурсом досуга или отдыха, но и экономическим ресурсом. Многие пожилые люди продают овощи, фрукты, выращенные ими на дачах. Таким образом, дача - это и «отдых» и способ улучшить свое финансовое состояние, а также хорошее средство физических нагрузок.

С начала 2000 года изменилась и политика государства в отношении пожилых людей. Многим пенсионерам дают путевки в санатории, пансионаты, где они могут отдохнуть и поправить свое здоровье. Хотя, конечно, как ни печально, но в основном досуг пожилых людей в нашей стране ограничивается просмотром телевизора, разговорами по телефону и заготовкой на зиму.

Система досуга пожилого населения постоянно находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль. Плодотворное использование досуга пожилым человеком - важная задача общества, так как, он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, и главное, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие досуг включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Определение досуга делится на четыре основных группы:

Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между работой и не работой и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений .

Важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом выступает досуговая активность. Досуговые программы реализуются в разное время, в некоторых случаях считается рациональным проводить их после завтрака, в других - перед ужином. Зачастую пожилые люди предпочитают проводить свой досуг индивидуально или в групповой форме: чтение книг, просмотр телепередач и фильмов, прослушивание радиопрограмм, устраивание всевозможных посиделок. Правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью.

Досуг - это деятельное явление, подразумевающее не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, "кинетическую" сущность объекта .

В процессе организации досуга пожилых людей реализуются основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная функция.

Рекреативно-оздоровительная функция включает занятие лечебной физкультурой, витаминно- и фитотерапию, медицинские манипуляции по показаниям (массаж, аромофитотерапия, сеансы с люстрой Чижевского), дозированные прогулки, трудотерапию. Трудотерапия применяется и в качестве реабилитационной технологии в различных видах трудовой деятельности - от работы на приусадебных участках (огородничество, садоводство), уход за комнатными цветами, рукоделие. Трудотерапия, организованная в разумных пределах, обеспечивает занятость пожилых людей, поддерживает их психофизическую форму, а также приносит определённый доход. Очень важно предусмотреть, чтобы трудотерапия была организована, как совместный посильный труд, приносящий удовлетворение и пользу .

Известно, что времяпрепровождение у телеэкрана занимает значительную долю свободного времени пожилых людей. Телевидение является для них главным и зачастую единственным источником информации о событиях, родном городе. В то же время для пожилого человека ежедневные встречи у телевизора дают возможность выйти из малого круга привычных интересов, расширить сферу соприкосновения с окружающей средой, предоставляет повод для обмена субъективными представлениями реальности.

Огромную роль в досуговой деятельности данной категории играют учреждения культуры. В целях предотвращения деградации личности специалистам досуговых учреждений необходимо использовать вариативный досуговый модуль, включающий следующие дополнительные посильные виды деятельности:

сольное или совместное пение;

лекции образовательного характера;

настольные игры;

рукоделие (индивидуально);

рисование;

посильное изготовление поделок.

Исследователи психологии отмечают, что смех оказывает благотворное влияние на жизненные функции человека. Поэтому досуг следует наполнять содержанием, которое вызывает чувства радости, удовлетворения, повышает настроение. Формирование позитивного настроя является средством профилактики конфликтных ситуаций, способствует глубокому, спокойному сну, мотивирует человека к различным видам деятельности, в том числе социально-культурной. Желательно включать в программы вечеров, концертов, видео- и телепросмотров больше номеров с участием юмористов, пародистов, весёлых музыкальных фрагментов (особенно в стиле ретро), пластических мажорных танцев .

Многие программы могут быть построены исключительно на музыке: танцевальные вечера, "музыкальные гостиные", игра на музыкальных инструментах, пение, физкультурные занятия, демонстрация моделей одежды, концерты по заявкам.

В досуговых программах целесообразно задействовать возможности всех органов чувств. Например, использование в художественном оформлении программ светлых красок, ярких тонов, которые создадут приятное настроение. Значительную долю успеха досуговой программы может обеспечить оформление помещения, которое сразу включает пришедшего зрителя в атмосферу происходящего.

Большую помощь в организации социально-культурной и досуговой деятельности, в осуществлении досуговых программ оказывают сами же пожилые люди - единомышленники, инициативные и ответственные помощники. Лица, сохранившие достаточную активность (таких, к сожалению, немного), способные стать заводилами, за которыми потянутся более пассивные. С их помощью рождаются ансамбли, кружки, объединения, клубы по интересам, появляются друзья, образуются семейные пары.

Следует наполнять культурно-досуговые программы такими сюжетами, которые могут вызвать желание нравиться, выглядеть привлекательно. С учётом этой особенности можно построить работу "театра моды", исполнение художественных номеров.

Дружеские отношения способны стать хорошим подспорьем в организации досуга. Друг (подруга) всегда поможет включить пассивного пожилого человека в ту деятельность, которой он (она) занимается сам (сама). Трудно противостоять нежеланию быть активным, если у друга негативный настрой к жизни в целом. Здесь на помощь должна прийти коррекционная работа психолога.

Опыт работы многих учреждений показывает, что хорошие результаты в улучшении социального самочувствия граждан старшего возраста, снижении психологической напряжённости в их среде доставляет проведение фестивалей ностальгического кино - фильмов, выпущенных в прошлые десятилетия и повествующие о временах молодости и зрелости сегодняшних пожилых людей.

Многие пожилые люди используют свое свободное время в спортивных учреждениях с применением методик спортивно-оздоровительного характера. К ним относятся просветительские программы, оздоровительные занятия, спартакиады, соревнования, прогулки, экологические экскурсии, тренинги, гипносон, медитация . При умелой работе опытных специалистов данные мероприятия направлены на сохранение здоровья пожилого человека,

Отдельного внимания заслуживает анималотерапия - лечение с помощью общения с животными. Многие пожилые люди отдают предпочтение разведению и выращиванию растений, как на открытом участке, так и в помещениях.

Одной из наиболее острых проблем пожилых на сегодня является дефицит общения с родственниками, друзьями, младшим поколением. Одним из инструментов решения этой проблемы может стать совместное создание специальных центров - клубов пожилых людей на базе действующих учреждений культуры (библиотек, музеев, домов культуры и т.д.). Эти учреждения оснащённые оборудованием, создают совершенно новые ресурсы для резкого расширения возможностей старшего поколения пользоваться культурными, эстетическими и другими знаниями, а значит, и самому активизировать культурные потребности, создавая мотивацию к деятельности.

Большое значение для организации досуговых программ имеет активизация гражданской позиции пожилого человека. Такая возможность предоставляется в участии в социально значимых акциях: переписи населения, выборах, разнообразных фестивалях, разработке и реализации разноуровневых программ и проектов.

Особого внимания заслуживает арттерапия. Данное направление нацеливается на преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, признание его ценностей, реализацию им своего творческого потенциала. Проводится арттерапевтическая работа в виде музыкальной терапии. На сеансах музыкотерапии происходит активизация творческих сил, выброс негативных чувств через эмоции. Попытка передать словами свои ощущения - это творческое самонаблюдение. При этом проблемы, сливаясь с музыкой, превращаются в образы. Человек получает возможность прочувствовать "тёмные" эмоции и избавиться от них. Участие в групповых арттерапевтических занятиях вызывает в аудитории чувство сплочённости.

Музыкотерапия - это одна из технологий социальной реабилитации и представляющая собой метод, использующий музыку в качестве коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Правильный выбор музыкальной программы - ключевой фактор музыкотерапии. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Вышеперечисленные методы являются общими для всей социальной работы с пожилыми людьми. Социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей, и личных предпочтений персонала. В настоящее время система специальной подготовки кадров в области социальной терапии еще не сложилась, хотя потребность в специалистах данного профиля растет. Поэтому каждому социальному работнику необходимо овладеть знаниями и технологическими навыками применения терапевтических методов.

Таким образом, подведя итог теоретического исследования социально-культурной деятельности людей пожилого возраста необходимо отметить, что в настоящее время очень важно создать действенную систему социальной защиты населения, способную сгладить многие негативные последствия рыночных отношений. Для этого необходимо продолжать соответствующую законотворческую работу, создать социальные службы на различных уровнях, и с различной специализацией, обеспечить дифференцированный подход к отдельным слоям и группам населения. Несмотря на необходимость первоочередного внимания к нуждам и потребностям людей, выделяемые на социальную сферу материальные и другие ресурсы недостаточны и поэтому необходимо согласно законодательства разработать механизмы самофинансирования, страхования и благотворительности.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты