Триз в экологическом воспитании дошкольников. Инновации в образовании триз - педагогика педагогический совет использование приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста подготовила: воспитатель. Игра “Поймай жучка”

16.10.2019

Татьяна Борисовна Гулько
Экология и ТРИЗ (из опыта работы)

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологическое воспитание подразумевает ознакомление детей с природой. Природа-неиссякаемый источник обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужайки. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает интерес их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

Я задаюсь вопросом : «Что знают дети о природе? Каково их отношение к ней?»

Мои наблюдения показали, что дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают порой отрывочны и бессистемны.

Я стала искать пути решения этих проблем, определив основное содержание экологического воспитания как формирование осознанно-правильного отношения к природе, к ее явлениям и объектам.

Я предлагаю непростое накопление знаний об окружающем мире, а частично самостоятельное понимание, с подачи воспитателя, нужной информации для последующего решения природных противоречий; объяснения происходящих явлений и имеющихся свойств в живом мире; для накопления знаний о природе и умения жить в ладу с ней.

Всем известно, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача, которую я ставлю перед собой в работе с детьми – это сначала заинтересовать объектом, а потом уже о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность, взаимосвязи в окружающем мире.

Я отобрала некоторые методы и приемы и предлагаю учить детей решать экологические задачи с помощью ТРИЗовских противоречий . Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить саму суть : проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу, так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, его «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе.

Большое значение для развития умственных способностей детей имеют наблюдения за различными явлениями природы. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться.

Например, наблюдение за «живыми облаками» . Задаю детям вопросы : «Куда они плывут?» , «Какие вести несут?» , «О чем мечтают?» , «О чем расскажут, что покажут?» . Затем предлагаю детям «оживить ветер» . Подумать, порассуждать : Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем? Во время наблюдения использую прием эмпатии- предлагаю детям представить себя на месте наблюдаемого.

Наблюдая за падающим снегом и рассматривая снежинки, они сравнивали их с палочками, крупинками, красивыми звездочками, используя прямую аналогию. Замечали, что снежинки быстро тают на ладошке, хорошо видны на темных предметах. Я знакомила детей со свойствами снега в разную погоду. Наиболее доступно и точно показать детям свойства воды помог ТРИЗ- ский прием «Моделирование маленькими человечками» .

М. М. Ч. позволяет каждому из играющих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект. Сущность в том, что нужно представить себе : все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков.

Интересно проходит отгадывание загадок по моделям : дается готовая (или составляется детьми) графическая модель, дети отгадывают, что изображено на модели.

Например : я предлагаю детям карточку с графическим изображением и спрашиваю : «что может быть здесь изображено?»

Ответы детей :

Газ в трубе, пустая банка, вулкан, пустой холодильник, вход в пещеру.

В.: а если в эту загадку прибежит водный человечек и встанет рядом с воздушным?

Д.: вода под водой, кастрюля с кипящей водой, шприц с лекарством, шланг с водой.

При обсуждении я стараюсь не показывать детям готовые ответы, ситуации,-а подвести их вопросами к правильному решению, так, чтоб у них создалось впечатление, что они это придумали.

Это позволяет воспитывать в детях такие необходимые качества, как уверенность в себе, умение разрешать жизненные задачи самостоятельно, без помощи взрослого, снимает боязнь придумать что-то совершенно новое, до сих пор ребенку не известное

Публикации по теме:

«Система работы по привлечению родителей в образовательный процесс» Из опыта работы подготовительной группы Образовательный процесс – это социально-организованная деятельность, развивающаяся во времени и рамках определенной педагогической системы.

Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Из опыта работы «Совместный досуг как одна форм работы с родителями» Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Семьею нужно дорожить! Право на жизнь и воспитание в своей семье. Правовое воспитание дошкольников. Без семьи надежной людям не прожить помните! Право на отдых. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют.

«Игры для дошкольников» - Моторика. Зачем? 7.Режиссёрская игра. Структура сюжетно-ролевой игры. Ранний возраст. Речевые функции. Виды высказываний. Словно горе с надеждой Позовут из окна... Колокольней нездешней Ольга Игоревна... Экспериментирование с языком, знаковыми системами. Кудинова Юлия. Р.тел. 66-50-72. Родитель. Х. Ребенок.

«Развитие памяти у дошкольников» - Результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Задачи: Влияние коррекционной работы на процесс развития произвольной памяти. Условия проведения диагностического обследования: Особенности развития памяти детей с ЗПР. Требования к дидактическим играм: Следствия нарушения памяти: Комплекс игр.

«Экология для дошкольников» - Экологическое воспитание через ознакомление дошкольников с живой природой. С праздником 8 МАРТА. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста. Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

«Психологическое здоровье дошкольника» - В переходный период из дошкольного в младший школьный возраст основным процессом является процесс подготовки к школе. Объектом исследования является психологическое здоровье выпускников дошкольных образовательных учреждений и младших школьников. Результаты исследования по методике самооценки «Дерево» Лампен Д.

«Нравственное воспитание дошкольников» - Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Изменилось и отношение людей к Родине.

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов.

Например: когда расцвела в группе кливия, то она произвела на детей впечатление бутоном цветов, многие дети быстро запомнили название цветка, до этого цветок ещё не разу ни цвёл или, когда расцвела ветка черёмухи в группе, дети все нюхали её и высказывали своё мнение. Инна задала вопрос, а почему она расцвела? Потому что дети также в первый раз увидели, что дерево зацвело в группе… Так мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).

Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы:

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

На познание и классификацию «Назови, одним словом»

На развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

На самосознание «Что будет, если …»

На развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы».

Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:

Не сдерживать двигательную активность детей

Вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Программа ТРИЗ состоит из 4 разделов, в каждом разделе 2 части: обучающая – первоначальные сведения о природе, воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.

1 раздел. Мир вокруг нас – наблюдение, экскурсия по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Используя богатства природы, человек научился готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. Как человеку отблагодарить природу за её щедрые дары? Главный принцип: «Не навреди!». Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим мы с детьми учились различать предметы природного мира дерево, камень, шерсть, мех и рукотворного мира пластмасса, стекло, железо - дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов. Занятие «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты» - дети узнали, что из свежих фруктов, можно получить сухофрукты и варить компот. После занятия у детей появился интерес, часто спрашивали из чего ещё можно получить сухофрукты (апельсин, помидор) т.е. используя богатства природы, человек научился создавать окружающий мир во благо себе. Полученные знания закрепляем играми: «Узнай по вкусу». «Из чего сделано». «Цепочка» (мяч - резиновый, круглый, лёгкий, синий и т. д.).

2 раздел. Живая природа – наблюдая за растениями, животными, обитателями уголка природы, развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой. Даём представление детям, о том, что животные и растения так же имеют анализаторы, как мы ощущают своё присутствие в мире, только они не могут об этом рассказать. Они так же чувствуют боль, холод, страх, тепло и как люди рождаются, растут, взрослеют, стареют, болеют и умирают. Рассказы детей из личного опыта: (Линиза, Даша, Вика, Лера и Руслан). Чтобы растения росли и были здоровыми им тоже нужны свет, тепло, вода и чистый воздух, если человек не будет заботиться о природе, то может случиться экологическая катастрофа. В старшей группе было проведено занятие – опыт «Растения просят помощи» - мы с детьми посадили цветы, наблюдали и ухаживали за ними, через некоторое время один цветок расцвёл, первой обратила внимание Инна, что цветок расцвёл – после рассматривания мы с детьми провели обсуждение, почему он расцвёл? Потому что мы за ним ухаживали. В группе и на прогулке закрепляем знания детей с помощью игр «Что где растёт» - плоскостные игры – задачи. «Хорошо – плохо» - ситуационные игры – задачи. «Зоопарк» линейные игры – задачи «Назови и покажи» - объёмная – игра задача дети называют цветок в группе и показывают где стоит. «Береги природу» и другие игры.

По изодеятельности дети изображают живую природу разными приёмами и материалом: салфетки, обрывная аппликация, мятая бумага, ткани, крупы, пластилином барельеф, рисование пальчиками. Объёмные работы из природного материала птицы, цветы, деревья, траву, животных, насекомых.

3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано. Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т.е. состояние погоды природные явления снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, в группе дети отмечают в календаре погоды. Проводим опыты по состоянию жидкости (вода, снег, лёд). Растворимые и не растворимые вещества (краски, соль, сахар, песок). Тонущие и не тонущие, впитывающие и не впитывающие воду материалы, например; губка и кубик, дерево и железо. Также закрепление проводим с помощью игр на познание «Когда это бывает», «Назови соседей», «Из чего сделано», «Да – нет» на развитие внимания. По изо - дети часто работают по замыслу и личным впечатлениям.

4 раздел. Планета наш дом и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада - признаков деятельности человека. Рассказываем детям, что деревья и кустарники на участке, цветы на клумбе всё это посадили сотрудники детского сада и что они за всем этим следят, заботятся о них, поливают, пропалывают, рыхлят землю, пересаживают, убирают старые и сажают молодые и новые растения, чтобы было красиво. Играя в познавательные игры, дети легко запоминают правила поведения в природе «В лесу, в городе», «На лугу, на воде», «Назови одним словом», «Что лишнее». Заходя с прогулки в группу, дети сами предлагают поиграть в слова, «а давайте будем называть слова на букву, и т.д.» (Даша, Вика, Азалия, Владик, Лера)

В рисовании дети по собственному опыту и замыслу передают своё отношение к окружающей природе «Берегите лес», «Мы друзья природы». Дети любят составлять рассказы на заданную тему и по сказкам самостоятельно (я знаю эту сказку, можно я сама расскажу сказку по картинкам).

Чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.

В современном мире роль экологического воспитания нельзя переоценить. Происходящие негативные процессы в природе напрямую связанны с деятельностью человека. Поэтому очень важно дать детям первоначальные знания о природе и лучше это сделать в форме интересной игры. С этим очень хорошо справляется технология ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для воспитания личности.

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании используются не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание.

Используя в своей работе методы и приёмы технологии ТРИЗ, я предположила, что использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даёт возможность детям проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует в технологии ТРИЗ целая система игровых и сказочных задач.

Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра но и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика» .

Цель: развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.

Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста, которые возможно использовать в экологическом воспитании

Название игры, описание

Цель игры

«Чем был - чем стал»

1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

Ход игры:

Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

Проблемные вопросы: Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка). Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди); есть выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? (так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков). Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

Ведущий: Телевизор. (Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей)

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства

"Хорошо-плохо"

Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

"Робинзон Крузо"

Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

Ход игры:

В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?

Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи?

Учить выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

"На что похоже"

Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?

Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

В : На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Д: Еще на колючки у ежика, кактуса, колючки боярышника, крыжовника, рыбы-ежа, дикабраза и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

«Цепочка»

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

«Да – нет»

Ведущий загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах?), ведущий отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Конкретизировать знания детей о животных и растениях, побуждать к составлению загадок

«Черное-белое »

Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: гусеница это хорошо, это корм для птиц, гусеница –это плохо, гусеница вредит растениям)

Развитие представлений о взаимосвязях в природе

«Что-то для чего-то»

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция, система, преобразования во времени

Выделение функции (свойства) объекта, явления, рассматривание его места и взаимосвязи с другими объектами

«Сказка наизнанку»

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете

Обучение одновременно операции декомпозиции и композиции

«Теремок»

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик:

Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Бабочка. А ты кто?
- А я Синица. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

(У меня есть крылья, я умею летать, в моём оперении есть жёлтый цвет)

Развитие аналитического мышления, умения выделять отличительные признаки путем сравнения

«Найди друзей»

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд).

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

Обучение сравнению разнообразных систем

«Если бы я был…»

Ведущий называет объект, дети рассказывают об объекте от первого лица.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

«Что будет, если …» («Мозговой штурм»)

Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию: «Откуда пожар пришел? », «Как помочь сломанному деревцу? », «Кто съел белкины запасы? », «Кто медведя весной разбудил? » и другие, с использованием опорных картинок, фотографий, слайдов.

Обучение детей инициативным высказываниям, работе в группе без критики

«Найди целое и части»

Вишня – косточка, сад; Рак – клешня, озеро; Кошка-усы, тигр; дерево - лес, ствол и т.д.

Учить детей выделять в предложенном объекте часть-целое, целое-часть

«Найди главное»

Предлагается система, к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы:

Лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих

«Что с чем связано»

Дерево - вода (без воды дерево жить не может).

Рыба – рука (рыбу ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Учить находить связи между объектами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано.

«Назови предмет по свойствам»

Звонкий + Громкий =

Пушистый + Серый =

Усложненный вариант:

Гладкий + Серый + Тихий =

Белый + Съедобный + Мягкий =

Красный + Легкий + Вкусный =

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

«Путешествие на машине времени»

Ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила игры: нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было.

закреплять знания об окружающем мире, о взаимосвязях в природе

«Природный мир бывает разный»

Ведущий предлагает детям карточки с разнообразными объектами, дети объединяются в группы и рассказывают про свою систему.

познание и классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

В заключении можно сказать. Что использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников позволяет непринуждённо, в игровой форме привить детям необходимые знания, повысить их экологическую культуру.

Литература:

1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7.

3. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.

4. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

5. ФГОСТ ДО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. //[Электронный ресурс] www.base.garant.ru


ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между – значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ – технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно – экспериментальной), бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх.

Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии определила цель и задачи:

Цель : создание условий для экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

    Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;

    Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

    Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.

Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов , я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них:

- Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делила детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо.

В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения.

На примере животных:

    Волк злой, а лиса хитрая (повадки)

    Волк серый, а лиса рыжая (внешность)

    Олень большой, а заяц маленький (размер)

    Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания)

    Петух - птица, а кошка - животное (вид)

В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим» .

Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься.

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.

Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной , фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

- Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста.

Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож? », «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д.

В старших группах эти сравнения усложняются.

- Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.)

Очень интересный

- Прием фантастическая аналогия . Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.

- Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.

Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления. Итогом было самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том. Что представил или почувствовал ребенок в роли объекта.

Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). («Что было бы, если бы…..?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.

Как мы с детьми проводили эту игру. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) сама фиксировала. То что говорят дети. Потом я предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.

- Метод «Системный анали з» . Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод я использую с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных я использовала системный анализ по горизонтали:

Зайчонок - заяц - зайчище

Волчонок - волк - волчище

По вертикали, знакомила с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов.

- Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».

Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют.

Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности – это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли.

Все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы.

Выводы о результатах моей работы по формированию экологических знаний и представлений у детей можно будет сделать в конце года на основании диагностического обследования.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты