Способы организации коллективной деятельности на занятиях. Организация коллективной деятельности старших дошкольников

26.07.2019

Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Оксана Добродон

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города , можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа .

Цели коллективных занятий :

Формировать умения и навыки работать вместе , строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи :

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы .

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

- работать вместе , уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе , ее содержании;

Планировать свою работу , определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы .

Подводя итог, выполненной работе , мы проводим обсуждение творческой работы с детьми . Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых . Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы , которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества , ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему .


Публикации по теме:

Сегодня я познакомлю вас сразу с тремя населенными «ситцевыми» пунктами: Снежинкино, Крошкино и Зайчиково. Эти деревеньки- подарок ребят.

Воспитатель Баранникова Г. И. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Ниткография - это одна.

В детском саду планируются коллективные работы по аппликации, они предполагают участие нескольких детей. В создании сюжетной аппликации.

Дети в моей группе очень любят заниматься творчеством. Одно из любимых занятий - коллективная аппликация. Всем известно, что коллективная.

Вот и наступило самое волшебное время года! Когда все вокруг превращается в сказку. Преображается город, украшают квартиры и детские.

В детском саду проводится много занятий на развитие творческих способностей детей. Одним из видов творческих работ, является создание коллективной.

Не успел начаться новый год, а мы с ребятами уже сделали несколько коллективных работ. Коллективные работы мы, в основном, делаем во второй.

Ольга Демина
Коллективное творчество дошкольников

ВСЕ в тысячу раз интересней

Когда мы все делаем вместе…

Развитие у детей - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мир, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе .

Как организовать коллективную деятельность детей ? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» .

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива .

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей . В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ . Созданную коллективную работу , мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга : «Мы не волшебники, мы только учимся»

На занятиях использую разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создания своего образа.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу . И это вызывает у всех море радости и восторга.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример : «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы

Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей . У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия (уроки)? Такой вопрос часто задают педагоги.

Прежде всего о времени их проведения. Работа может осуществляться как на занятиях (в детском саду), так и на уроках (в школе), а также в свободное от занятий время и в группе продленного дня. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2-3 занятия или урока.

Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет (в рисовании или аппликации) узор для середины ковра, другая - разрабатывает украшение поля, третья - готовит части узора для каймы, углов. На другом занятии дети создают картину уголка природы в детском саду. При этом также можно организовать работу по подгруппам: одна - вырезает и наклеивает растения, другая - готовит обитателей клеток, аквариума, еще одна группа может вырезать камешки для аквариума, клетки, веточки для птиц и другие необходимые для уголка предметы. Затем все части объединяются в общей композиции. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдется дело по силам. Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Вот так, например, можно провести занятие по рисованию коллективной картины «Лес» (эта тема приемлема для создания коллективной композиции детьми всех возрастных групп детского сада и учащимися начальной школы). Конечно, сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Для картины подбирается лист бумаги, цвет которой зависит от того, в какое время года изображается лес (для зимнего пейзажа может быть использован белый или голубой лист, для весеннего - светло-зеленый, светло- желтый или светло-голубой, для осеннего больше подойдет светло-желтый, золотисто-охристый, светло-оранжевый и др.).

Разумеется, созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

Выполнение коллективной композиции на тему «Лес» может быть организовано так: большой лист бумаги прикрепляется к доске или мольберту на высоте, удобной для рисования детей. Одновременно рисовать могут двое-трое детей. Остальные сидят перед доской полукругом (такая организация целесообразна, когда ребят в группе немного, иначе создание композиции затянется во времени и дети будут изнывать в ожидании своей очереди выхода к доске). Можно использовать два листа для создания двух композиций. В этом случае дети делятся на две подгруппы и каждая создает свою картину. Обе картины затем могут быть объединены.

Организация может быть и другой. На составленные в длинный ряд (или два, в зависимости от числа присутствующих детей) столы помещается длинный лист бумаги (можно использовать обратную сторону обоев). Дети садятся или стоя выполняют композицию. Каждый ребенок рисует столько деревьев и других объектов леса, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отступают на шаг или два от столов, чтобы лучше было видно нарисованное всеми и можно было всем вместе полюбоваться картиной. Если кто-то из детей изъявит желание дополнить сюжет изображением солнышка, облаков или падающим снегом, идущим дождем, лесными обитателями, надо предоставить им эту возможность. Если время урока (занятия) не позволяет, это можно осуществить в группе продленного дня, в свободной деятельности. Мы уже говорили, что коллективную композицию на эту тему можно предложить детям любой возрастной группы. Содержание изображаемого будет зависеть от возрастных особенностей детей. Готовую картину хорошо повесить в групповой комнате, в раздевальной, в вестибюле, зале детского сада, чтобы можно было еще и еще полюбоваться своим произведением и чтобы ее могли рассмотреть другие дети, родители, сотрудники учреждения.

Законченная композиция может быть использована в качестве декорации для игр-драматизаций по сказкам, в которых действие происходит в лесу. Она может послужить украшением зала к зимнему празднику, вечеру досуга. Подобным образом могут быть выполнены композиции на другие темы («Цветущий сад», «Подводное царство» и т. п.), которые тоже могут быть использованы в жизни детей, в их играх.

Примерно так же может быть организовано занятие по рисованию, аппликации картины цветущего луга (реки, где плывут лодки, купаются дети и т. д.). Очень хорошо выбор цвета бумаги и всю композицию обговорить с детьми. Вообще, советуясь с детьми, педагог способствует развитию их активности, творческой самостоятельности. Дети при таком руководстве учатся коллективному обсуждению предстоящей творческой деятельности, ее планированию, распределению усилий между всеми участниками, понимают участие каждого в общей композиции, учатся прислушиваться к мнению других. Постепенно дети «покрывают» луг цветами. Лист бумаги круглой формы подойдет для клумбы. Так на глазах детей их общими усилиями создается яркая, вызывающая эстетическое чувство радости, картина. Коллективная композиция на тему «Цветы» может быть выполнена и как «Корзина цветов», «Букет в вазе», «Гирлянда цветов» и т.п. Корзину или вазу можно вырезать заранее.

В средней группе (а также в старшей и подготовительной) на коллективном занятии дети могут в аппликации изобразить «Веселый поезд», «Голубую стрелу» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком. Цветовое решение каждой композиции зависит от того образа, который создают дети, и это надо обсудить с ними.

С детьми старшей группы может быть создана в рисунке, аппликации декоративная композиция по мотивам народного искусства. Организовать такое занятие можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате (распределение бумажных заготовок, на которых будет создаваться узор, может быть сделано воспитателем, с учетом уровня овладения детьми изобразительной деятельностью или предлагается на выбор детям). Когда составление узоров закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Вообще местный компонент народного искусства должен стать основой работы и в школе и в детском саду.

Работу над декоративной композицией можно организовать и по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещен узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, а затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить двое-трое или четверо детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

О Коллективная декоративная композиция может быть и более сложной: «Сказочный домик» - дети создают орнаментальные композиции, которыми украшается фасадная часть домика: стена, окошко, фронтон и др. По мотивам дымковской игрушки или Городецкой росписи может быть создана композиция на тему: «Веселая карусель», «Веселый хоровод». Для их создания воспитатель готовит из белой бумаги силуэты дымковских игрушек или из охристой (можно другого цвета, в соответствии с используемым в качестве фона в городецких изделиях), которые дети затем расписывают. В этом занятии могут участвовать дети разных возрастных групп. Когда роспись выполнена, дети вместе с воспитателями изготовляют карусель, хоровод и т.п.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожок. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу. Большего эффекта при этом можно добиться не прямыми указаниями, волевым решением, основанным на авторитете взрослого, типа: «Алеша интересно придумал узор для варежек, рисуйте так, как он». А предложить каждому из участников сделать набросок своего узора для варежек, а потом договориться, какой из них украсит кайму внизу рукавички, какой - середину внешней стороны, а какой - верхнюю часть, где «прячутся» пальчики.

Декоративные композиции могут выполняться и в аппликации. Работу можно осуществлять на занятии и в свободное от занятий время.

Интересное коллективное занятие мы наблюдали в г. Кинешма Тверской области. Местная художница, которая часто приходит к детям, подарила им изготовленных ею кукол. И на занятии дети решили сделать для них сказочный домик. Воспитатель вместе с детьми (старшая группа) приготовила брусочки из плотной бумаги с прорезанными дырочками в верхней и нижней стороне бруска. Дети расписывали одну сторону бруска (кирпичика). И расписанные узором кирпичики нанизывались на заранее изготовленную конструкцию. На глазах детей возникла декоративно расписанная стена сказочного дома, которая завершается расписанными ранее фронтоном и крышей (роспись фронтона может осуществляться педагогом совместно с детьми в свободное время).

Q Опишем еще одно коллективное занятие, проведенное в старшей группе детского учреждения № 371 г. Москвы. Тема коллективной аппликации - «Цирк». Занятие проводилось в зале. Дети входят в зал под звуки известной песни «Цирк*. После того как дети прошли по залу и остановились, воспитательница беседует с ними о цирке. Спрашивает, были ли они в цирке (все дети ходили в цирк, а некоторые не один раз). «А правда ли,- спросила воспитательница,- что в цирке можно встретить настоящих диких зверей?* Дети наперебой стали называть зверей, которых они видели в цирке (медведь, тигр, львы, пантеры и др.). «А что же они там делают?» - удивляется воспитательница. Дети рассказывают, как выступают звери, танцуют, прыгают в горящие обручи и т.п. Воспитательница спрашивает, кто всему этому учит зверей. Дети отвечают. Затем педагог предлагает детям сделать цирк: «Представьте,- говорит воспитательница,- что к нам пришел добрый волшебник и превратил наш зал в цирк. Посмотрите, вот уже готова арена цирка*. Показывает большой лист бумаги, на котором нарисован или наклеен большой зеленый круг - арена. «Давайте поможем доброму волшебнику и вырежем разных диких зверей». Дети с радостью соглашаются. Им предлагают сесть за столы, где все приготовлено для вырезания и склеивания разных животных. Лист - арена раскладывается на другом столе, где тоже все приготовлено для наклеивания. Дети начинают работать. Воспитательница подходит к детям, обговаривает с каждым, кто что вырежет. На мольберте прикреплены картинки, изображающие разных диких животных, если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит то или иное животное, то они подходят к мольберту, рассматривают иллюстрации. По мере готовности изображений дети подходят к столу, где расположена арена, и раскладывают вырезанных ими животных. Педагог подходит к этому столу, вместе с детьми советуется, как лучше расположить изображенных зверей. Наконец картина готова. Дети радуются вместе с воспитателем. В это время вновь звучит музыка, в зал вбегает веселый клоун. Он приглашает детей в хоровод. Все весело танцуют.

Дети старшей подготовительной группы и начальных классов могут создавать декоративные композиции по мотивам разных видов народного декоративно-прикладного искусства, а также в свободной манере, используя элементы растительного или геометрического орнамента.

Темы таких занятий: «Город мастеров», «Дымковский хоровод», «Сказочные животные», «Сказочные птицы» и другие.

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное от занятий время в группе продленного дня композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Мы заметили, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.

О предстоящей коллективной работе следует сказать детям и учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям. Содержанием коллективной работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие, о чем говорилось выше. Продумывая темы коллективных композиций, педагог должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов. Важно, чтобы предложение педагога выполнить коллективную работу вызывало у детей положительный эмоциональный отклик. А это возможно только тогда, когда тема будет близка детям, связана с их жизнью, с разнообразными детскими играми, когда тема соответствует детским впечатлениям.

Если в группе воспитываются дети разных возрастов, полезны разновозрастные объединения. Методика таких занятий разработана кандидатом педагогических наук Т.Н. Дороновой и кандидатом психологических наук С.Г. Якобсон. Совместно выполняя рисунок, лепку, аппликацию, малыши учатся у старших, старшие дети учатся терпеливо относиться к неумению младшего, объяснять, как лучше выполнить работу. Важно только обращать внимание на то, чтобы старшие не лишили младших самостоятельности, не брали на себя самую интересную часть задачи и т.д. Интересно отметить, что объединение детей в пары для создания общей композиции широко используется в работе по изобразительной деятельности с детьми в японских детских садах. Разнообразными могут быть темы таких занятий и формы организации. Так, дети могут создавать рисунок на одну тему: например, ?Лесная полянка летом», ?Бабочки летают над лугом» и многие другие. Дети, договорившись об общей композиции, рисуют или вырезают и наклеивают каждый на своей половине листа, можно на отдельных листках, сверяя ход работы и решение композиции, колорит картинки и т. п. ЗДесь каждый ребенок работает как бы отдельно. Один ребенок может изображать одни деревья и цветы, другой - другие; один может нарисовать лесных зверушек, а другой - летающих бабочек, пчелок и т.д. Если дети договорились об общем композиционном решении, о материалах, в которых будет исполнено изображение, общая композиция не только не пострадает, но и станет даже богаче и интереснее.

В другом случае содержание изображений двух детей может быть почти идентичным. Например, при создании в аппликации картины на тему: ?Мишки занимаются зарядкой», или?Мишки играют», или?Клоуны выступают в цирке» и т.д., каждый ребенок вырезает и наклеивает своего мишку, клоуна, а затем те предметы, которые они держат в ладонях или в которые играют.

Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть коллективной работы, которая не по силам детям (фактически часто воспитатели так и делают, но отдельно, без присутствия детей, и ребята не видят, как действует педагог). Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию?Птицы на ветке (дереве)» заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предстоит вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в подготовке такого изображения Вместе с тем, в таком виде работы и взрослый, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, дети имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, ее хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель и обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации, атрибуты для игр драматизаций по литературным произведениям: «Теремок», «Кот, петух, лиса», «Гуси-лебеди» и другие.

Интересной формой коллективного изображения может быть панорама. Этот вид изображения позволяет объединить детей разных групп: дошкольников, младших школьников. При этом панорама, являющаяся многоплановой и многофигурной композицией, создается на нескольких занятиях, уроках. Каждая группа детей может работать над изображением в разное время: так первоклассники или старшие дошкольники могут на уроке рисования на длинном листе бумаги рисовать пейзаж (его тема может быть разной, что определяется общей темой панорамы). Пейзаж будет (расположен вертикально) дальним планом и фоном панорамы. Затем оформляются ближние планы. Изображения этих планов располагаются на горизонтальной полосе, ширина которой может быть разной. Эта часть пейзажа может быть лесной опушкой, полянкой, частью сквера, улицей города и т.п. Соответственно содержанию она и разрисовывается, а затем на ней располагаются изображения, содержание которых определяется задуманной композицией. Для передачи ландшафта (горки, бугорки, кочки и др.) можно использовать технику папье-маше. Изображения передних планов могут быть объемными, их дети уже других классов или групп детского сада создают из глины, пластилина. Они могут быть изготовлены из бумаги (плоскостными или в технике оригами). Так могут быть созданы панорамы по содержанию разных сказок. И их можно использовать для показа театрализированного представления, для рассказывания сказок детьми. Созданная совместно с другими детьми панорама позволит детям ярче представить происходящее, глубже пережить сюжет, лучше его запомнить.

Темой панорамы могут быть не только сказки, но и другие литературные произведения, жизнь детей, например, зимние забавы, события, происходящие в мире (спортивные соревнования, праздники, отдых людей, космодром и т. п.).

Какие темы коллективных композиций могут быть использованы в работе с детьми разных возрастных групп?

Далеко не всегда можно четко распределить темы и отнести их к конкретной возрастной группе детей. Многие темы могут быть решены детьми разного возраста, и младшего, и старшего. Различие будет заключаться в сложности разработки темы: содержании изображений, их композиции, цветовом решении, деталировке изображений и т.д. К таким темам можно отнести, например, пейзажи: «Лес» - в разные времена года, «Цветущий луг», «Птицы на ветке» (или на кормушке) и другие. Тем не менее назовем некоторые возможные темы для коллективных композиций применительно к разным возрастным группам. Разумеется, темы, предлагаемые нами, следует рассматривать не как обязательные, а как возможные варианты. Каждый педагог может определить темы коллективных работ для своей группы детей, исходя из уровня развития их изобразительной деятельности, окружающего детей мира, их интересов, жизненного опыта.

Назовем примерные темы коллективных композиций для детей разных возрастных групп.

Темы для группы детей 3-4 лет:

  • ? Разноцветные шары (аппликация, рисование).
  • ? Зимний лес (рисование).
  • ? «На деревья, на лужок тихо падает снежок» (рисование).
  • ? Неваляшки гуляют (лепка, аппликация).
  • ? На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация. В этом случае изображение дерева при детях создает воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья).
  • ? Расцвели красивые цветы (аппликация или рисование).
  • ? Цыплята гуляют по травке (лепка, аппликация, рисование).
  • ? Украсим нашу группу к празднику весны (шарами, цветами, флажками).

При создании последней работы можно сочетать и рисование, и аппликацию. Подобное занятие может быть проведено и к новогоднему празднику. Вместе с детьми воспитатели могут создать новогоднее панно. Воспитатель вырезает и наклеивает большую елку или Деда Мороза, Снегурочку. Делать эту часть общей композиции нужно при детях, чтобы дети были пусть даже пассивными участниками этой деятельности педагога. А затем дети могут наклеить готовые украшения на елку, костюм Деда Мороза или Снегурочки, а также шары, гирлянды огоньков, бус, флажков и т. д.

Некоторые из тем занятий, предложенных для малышей, могут быть использованы в работе с детьми средней группы, например, украшение групповой комнаты к празднику, но при этом дети 4-5 лет некоторые украшения могут вырезать сами.

Примерная тематика коллективных работ в средней группе может быть такой:

  • ? Осенний лес (рисование).
  • ? Осенний ковер (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам).
  • ? Птицы на кормушке (лепка).
  • ? Птицы на ветке (дереве).
  • ? Веселая карусель (по мотивам дымковских игрушек. Для этой композиции воспитатель готовит силуэты дымковских игрушек из белой бумаги, а дети их расписывают. Затем конструируется карусель).
  • ? Сказочное дерево (рисование, аппликация).
  • ? Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке или аппликации).
  • ? Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные ими домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, про- тонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.).
  • ? По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация).
  • ? На клумбе расцвели красивые цветы. Для этой картины хорошо подобрать бумагу зеленого цвета в форме круга. Цветы дети могут нарисовать или вырезать и наклеить. Чтобы облегчить детям решение темы и способствовать разнообразию изображения цветов, целесообразно в группе поставить большой букет цветов, тогда каждый ребенок сможет разнообразить свои впечатления. Если трудно найти разнообразные цветы, можно воспользоваться иллюстрациями, репродукциями с картин художников. Подобное занятие может быть проведено и в старшей группе.

Мотивом коллективной композиции может послужить литературное произведение. Например, стихотворные строчки:" «На пруду камыши, расплескались там ерши, круг постарше, круг помладше, круг - совсем малыши» могут стать темой общей композиции, в которой будет передан образ пляшущих рыб, объединенных в хороводы.

Темы коллективных композиций для детей старшей и подготовительной группы и 1-2-го классов школы:

  • ? Витрина магазина игрушек. Композиция может быть выполнена в аппликации и рисунке.
  • ? Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами) - аппликация.
  • ? Наш уголок природы (аппликация).

Все названные композиции могут быть выполнены при совместно-индивидуальной форме организации детей или при совместно-последовательной деятельности.

Композиции могут быть сюжетными:

  • ? Осенний парк (волшебный сад).
  • ? На катке (аппликация или рисование).
  • ? В зоопарке (аппликация).
  • ? Веселый поезд (аппликация или рисование. Сначала дети вырезают и наклеивают вагоны, а затем рисуют пассажиров, которыми могут быть куклы, животные и т. п.).
  • ? Зимние забавы (аппликация).
  • ? Наш город.
  • ? Сказочное царство (при создании этой композиции могут быть использованы все виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация).

Разумеется, все предлагаемые темы являются примерными. Педагоги, исходя из специфики окружения детского сада, школы (а целый ряд тем, рекомендованных для старших дошкольников, как показывает наш опыт, вызывает интерес и у младших школьников), могут менять как тематику коллективных композиций, предлагаемых детям, так и материалы, в которых они будут воплощаться.

Широкое включение в работу по изобразительной деятельности коллективных форм позволит сделать ее интересной и привлекательной для детей. И что тоже важно, эти занятия очень значимы для формирования личности ребенка, его отношения к миру, людям, искусству.

Коллективные детские композиции, так же как и индивидуальные, должны быть тесно связаны с жизнью детей, получаемыми ими впечатлениями. Но по сравнению с индивидуальными рисунками, лепкой, аппликацией эти работы в силу их широкой масштабности, многопредметности, необходимо привлечь в многообразный детский опыт.

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Творческая коллективная деятельность рассматривается как созидающая творческая деятельность, когда ребенок, обученный творчески действовать в одной области деятельности, распространяет это в другую область деятельности.
Творческая коллективная деятельность подразумевает одно из важнейших направлений развивающего обучения - формирование и развитие творчества в регулярной деятельности детей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

В процессе выполнения коллективных работ осуществляетсянравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, под­сказывать;

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последова­ тельность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

На занятиях по рисованию, лепке и аппликации в старшей группе дошкольники усваивают навыки совместной деятельности. Они учатся договариваться о содержании коллективной работы, обсуждать приемы и композиционные решения, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
До начала занятия воспитатель должен четко спланировать этапы работы, продумать, как разместить материалы и оборудование. При распределении заданий учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, уровень умений и навыков.

Беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций на подготовительном этапе расширят знания детей по теме, сформируют у них яркие образы и желание воплотить их в рисунке или аппликации. При обсуждении будущей работы важно подчеркнуть необходимость совместных усилий для достижения наилучшего результата и невозможность воплотить масштабный замысел без помощи других детей.
Во время занятия основной задачей педагога является создание условий для творческого взаимодействия детей, для формирования умений совместно решать художественные и технические задачи. Доверительная атмосфера в процессе работы (при обсуждении деталей оформления, выборе места их размещения), желание помочь товарищу и умение принять эту помощь - все это сближает детей и сказывается на качестве работы.
На заключительном этапе занятия воспитатель должен не только обсудить результаты деятельности детей, но и отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет дошкольникам ощутить преимущество совместной деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Пример из опыта педагогической работы. Рисование по представлению «Планеты и ракеты» (создание коллективной композиции).

Цель : изготовить красочную композицию для украшения интерьера группы к 50-летию со дня полета в космос Ю.А. Гагарина.

Предварительная работа : в совместной с воспитателем беседе дети делились тем, что они знают о космосе. Воспитатель в доступной форме рассказала ребятам о космосе и космонавтах, сопровождая повествование красочными фотографиями, записями песен о космонавтах.

В группе педагоги организовали выставку детских книг: «Просторы звездного неба».

Дети дружно рассматривали иллюстрации и обсуждали их.

Разучили подвижную игру «Путешествие к звездам».

В игре «Запуск ракеты» тренировались в обратном счете, сравнивали числа, стоящие рядом в числовом ряду 1-10.

Коллективная работа по созданию композиции «Планеты и ракеты» была организована в течение двух из последующих дней.

Ход работы.

Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции – большой черный лист бумаги, читает строчки из стихотворения В.П. Лепилова «Космическая сказка»:

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны…

Сейчас на этом большом черном листе ничего нет. Но скоро появятся звезды, планеты, кометы, космические корабли. И сделаем всё это мы с вами – создадим свой «маленький космос». Подумайте, что из космических объектов вы хотели бы нарисовать. Поделитесь друг с другом об этом, какие краски будете использовать в рисунке.

Дети договариваются между собой о том, кто что будет рисовать: звезды, планеты или другие космические объекты.

Ребята воплощают задуманное в рисунке на отдельных листках.

Готовые рисунки сохраняются до следующего дня.

На следующий день, когда запланировано занятие рисованием или аппликацией, воспитатель выставляет рисунки детей и спрашивает о том, каким образом можно поместить нарисованные ракеты, звезды, планеты и кометы на большой черный лист.

Дети отвечают, что рисунки можно вырезать и наклеить.

Ребята, которые умеют хорошо вырезать, помогают тем, у кого это не очень хорошо получается.

Из вырезанных рисунков составляется и наклеивается композиция на большой черный лист.

«Россыпь» звезд можно нарисовать кончиком тонкой кисточки белой гуашью.

Готовая композиция вывешивается в группе для общего обзора и обсуждения.(см. приложение 7)

Воспитатель или подготовленный ребенок читает строки из стихотворения Л. Алейниковой «Ракета и салют»:

Взял я краски почудесней,

И веселой кистью, с песней

Чудно все разрисовал, -

Праздник сам себе создал!

В небо вырвалась ракета,

Из нее летит сноп света, -

Звезды радостно снуют,

Сыплют сказочный салют.

Мероприятие заканчивается записью песен о космонавтах.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты