Почему ребенок дерется. Материал (1 класс) на тему: Агрессивный ребенок в школе

17.08.2019

К сожалению, число детей с агрессивным поведением с течением времени не снижается, а неуклонно растет и является актуальной проблемой не только для педагогов и психологов, но и конечно для родителей.

Это связано с конгломератом целого ряда разнообразных факторов. Причиной агрессивного поведения у детей может быть и определенный тип воспитания, взаимоотношений в семье, индивидуальные особенности ребенка, некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга и т.д.

Неожиданные агрессивные реакции могут также появляться в период возрастного кризиса. Безусловно, «увлечение» телевизором и компьютером тоже вносят свою лепту.

Как правило, распознать агрессивного ребенка не составляет труда. Хотя бы один ребенок-«ежик» есть в каждом классе.

Несмотря на трудности совладения с маленьким агрессором, он, как и любой другой ребенок, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Если Вы не уверены, повышен ли уровень агрессивности у Вашего малыша, воспользуйтесь критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер



Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Если хотя бы 4 из 8 признаков проявлялись в поведении ребенка в течение не менее чем 6 месяцев, можно предположить, что Ваш малыш агрессивен.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста.

Как реагировать при агрессивном поведении ребенка.

1. Сохраняйте спокойствие. Контролируйте свои негативные эмоции.

Легко сказать -- подумаете Вы. Дорогие друзья, если Вы сами будете отвечать агрессией на агрессию ребенка - ничего хорошего не выйдет.

Иногда довольно сложно сдержаться и не ответить ребенку тем же. Мы начинаем испытывать раздражение, возмущение, даже гнев, а также беспомощность или страх.

Однако наше преимущество заключается в том, что мы - взрослые и уже научились контролировать свое поведение (в том числе и агрессивное), а малыш еще не умеет этого делать.

Наша задача - принять негативные переживания ребенка, постараться понять «откуда ноги растут» и научить ребенка контролировать свои эмоции.

Следует отметить, - именно контролировать, а не подавлять свою агрессию, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Нужно научить ребенка отстаивать свои интересы, защищать себя адекватным способом, не причиняя вреда окружающим.

Для начала покажите ребенку образец конструктивного поведения. Дети довольно быстро перенимают модель неагрессивного поведения, если, конечно, взрослые ее демонстрируют.

Дети учатся тому, как следует реагировать на поведение окружающих и взаимодействовать с ними, прежде всего, путем наблюдения за собственными родителями.

Итак, первое, что можно сделать, - не выдавать агрессию в ответ. Выдерживаем паузу, переключаем внимание ребенка на деятельность, в общем, успокаиваем себя и ребенка, снимаем напряжение.

Дорогие друзья, пауза - это пауза.

Во время паузы постарайтесь воздержаться от повышения голоса, использования физической силы (подзатыльников и т.д.), угроз наказания, насмешек, требований, высказываний типа «Будет так, как я сказала!» или «Ты как всегда…» и т.д

С ребенком бесполезно разговаривать, пока он не успокоился. Сам по себе период успокоения является эффективным способом изменить плохое поведение.

Не спорю, иногда хорошая встряска помогает и начинает казаться, что и ребенку это пошло на пользу, но не спешите радоваться.

Отрицательные последствия агрессивного поведения родителя в ответ на детскую агрессию не заставят долго ждать. Для ребенка это сигнал - ага, значит можно применять силу к тем, кто меньше и слабее тебя.

Если наказывать детей за агрессивные поступки, они будут избегать вести себя подобным образом, по меньшей мере, в присутствии того человека, который их наказывал.

Однако их общий уровень агрессивности может повыситься. Например, может понизиться количество агрессии, проявляемой ими дома, но их поведение станет более агрессивным в школе.

Они могут выражать агрессию различными способами, например, ябедничая и обзываясь или, поскольку они не могут тягаться с Вами, переключить внимание на кошку, младшего брата, сестру и т.д.

Наша задача в том, чтобы не подкреплять агрессивное поведение ребенка, сохранить хорошие отношения с «агрессором» и продемонстрировать, как с ним можно взаимодействовать.

2. Ребенок должен знать, что Вы любите его в любой ситуации.

Мы неоднократно говорили в разных выпусках о том, что важно заверить ребенка в том, что Вы любите его в любой ситуации, не за что-то, а просто за то, что он есть. А Вы недовольны не им самим, а его действиями, поступками.

Акцентируйте внимание именно на действиях, а не на личности. Ребенок должен понять, что Вы любите его, но против такого поведения.

После того, как ребенок успокоится, спокойно, не обзывая и не оскорбляя ребенка, обсудите с ним его поведение.

При этом не нужно припоминать все его прошлые «заслуги», чтобы не вызвать новую вспышку агрессии или обиды. Не стоит также использовать эмоциональные высказывания типа «Как тебе не стыдно!».

В разговоре постарайтесь показать негативные последствия агрессивного поведения малыша, расскажите, как можно конструктивно отреагировать в конкретной ситуации.

Беседовать с ребенком о проступке лучше без свидетелей. Как мы говорили в предыдущих выпусках, дети очень не любят, когда их публично стыдят.

Не навешивайте на ребенка ярлыки. Публичное осуждение и негативная оценка может закрепить за ребенком ярлык агрессора и впоследствии стать самостоятельной силой для враждебного поведения.

Провожая ребенка в школу, постарайтесь воздержаться от высказываний типа «Только попробуй подраться» и т.д., - этим Вы можете вызвать противоположный результат.

3. Научите ребенка выражать свои чувства.

Подавление или запрет на агрессивное поведение может привести к ее «накоплению», к аутоагрессии (ребенок начнет наносить вред самому себе) или даже нанести серьезный вред здоровью. Мы ведь этого не хотим?

Поэтому нужно научить ребенка выражать негативные переживания социально приемлемым способом.

Нарисуйте, слепите, проиграйте или просто проговорите различные ситуации агрессивного поведения и как с ними можно КОНСТРУКТИВНО справляться.Только делать это нужно в спокойной атмосфере, когда ребенок не нервничает.

Ребенок узнает, что о своих чувствах можно говорить (а не сразу давать в глаз) и постепенно научится это делать, рассказывая Вам, что он расстроен, обижен, разозлен.

Однако, родителям в этом случае не стоит занимать позицию «я лучше знаю, что ты чувствуешь», дайте ребенку высказаться, помогите ему рассказать о СВОИХ чувствах.

4. Обеспечьте ребенку возможность разрядиться.

Частенько бывает так, что ребенок, которому не хватает двигательной активности, начинает злиться. Поэтому побольше играйте в подвижные игры, займитесь спортом.

Найдите в Вашем доме какую-то вещь, которую можно поколотить в случае раздражения. Например, спортивную «грушу» или подушку. Ребенок злится? Пойдем и подубасим «сердитую» подушку.

5. Регулярно играйте с ребенком.

Безусловно, агрессивные дети, также как и тревожные, о которых мы говорили в Выпуске № 10, нуждаются в помощи.

Если Вы осознали, что Ваш ребенок агрессивный, засучите рукава и приступайте. Есть масса несложных упражнений и игр, которые помогут малышу. Главный залог успеха - регулярность.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

В одном из выпусков в следующем году мы обязательно расскажем подробнее, как и во что можно и нужно играть с агрессивными детьми.

Если Вы нуждаетесь в помощи прямо сейчас - рекомендую почитать книгу Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.2004. 136 c.

А также книгу Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с.

Агрессивный ребенок в школе

Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 107»

г. Новокузнецка

Агрессивное поведение - одно из самых распростра­ненных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретичес­ком плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных мо­мента:

  1. Что такое агрессия;
  2. Каковы возможные причины ее появления;
  3. Как ее корректировать.

Можно с большой уверенностью предполагать, что ре­шающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведе­ния, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия - вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физичес­кие наказания или не препятствуют проявлениям агрес­сии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность ребенка может быть физически и пси­хически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно от­рицательно, так как она играет еще и защитную функ­цию - функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появ­ляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нужда­ется в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций мо­жет быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему прису­ще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не при­знают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессив­ность, простимулированная обидой, ущемленным само­любием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может прикле­иванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха на­падения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, уни­жениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им воз­можные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привлече­ния внимания окружающих, причина использования которого - неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движе­нии, в активной деятельности. Педагоги, которые не зна­ют или не хотят по какой-либо причине учитывать есте­ственную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и сто­ять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

Таким образом, первым шагом в работе с аг­рессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребен­ка дома, в общественных местах.

Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  • Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
  • Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
  • Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  • Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  • Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
  • Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок в школе

Чепурных Т.Н. учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 107»

г. Новокузнецка

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных момента:

  1. Что такое агрессия;
  2. Каковы возможные причины ее появления;
  3. Как ее корректировать.

Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной: агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные затруднения и он нуждается в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у школьника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка дома, в общественных местах.

Двигательно-расторможенным детям трудно быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребенку разрядить психическое напряжение, повозиться вместе с ним в шумной игре. И стремиться избегать ситуации перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Бывает так, что ребенок часто грубит, но не всем, а только родителем, знакомым ему людям. Наверное, в этих взаимоотношениях что-то не так: родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Нужно решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо бороться со страхами, моделировать, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Надо стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, нужно приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь, иди, извинись», «пожми руку» и т.п.).

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык». А в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если предоставить им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения: «Штангист», «Камень и веревочка», «Веселый и злой» и т.д. Игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева, снятия мышечного напряжения.

В заключении хотелось бы дать несколько советов родителям, для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла быстрее и проявления агрессии свести к минимуму:

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
  2. Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
  3. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
  5. Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
  6. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
  7. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
  9. Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка и сейчас, надо уметь их увидеть.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.


Насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.

Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Под агрессией мы понимаем любое действие, поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

АГРЕССИВНОСТЬ — ЭТО ИНСТИНКТ ?

Именно так думали в свое время З. Фрейд и К. Лоренц.

Фрейд считал, что злоба, ненависть связаны с энергией разрушения, и это один из мощных человеческих инстинктов. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции.

По теории инстинктов человечество обречено на агрессивное поведение и никогда не сможет с ним совладать.

Сегодня эта теория психологами всерьез не принимается.

АГРЕССИВНОСТЬ ДИКТУЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ

Людям свойственно стремление к первенству, соревновательная борьба.

Э. Фромм различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.

Оборонительная агрессия способствует выживанию человека, а потому считается доброкачественной. Примером может служить мать, защищающая своего ребенка. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и любая опасность.

Деструктивная агрессия обусловлена психологическими и социальными факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная агрессия, проявляющаяся в жестокости, напрямую связана с характером.

ТЕОРИЯ «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ»

Представьте себе ребенка, который не хочет надевать шапку. Родители настаивают, ребенок сопротивляется. Родители нервничают, ругают ребенка, он, в свою очередь, тоже неспокоен.

Если существует препятствие на пути к достижению цели, у человека возникает психическое состояние, получившее название фрустрация. В качестве защитной реакции на фрустрацию возникает агрессивное поведение.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Согласно этой теории, агрессивное поведение усваивается путем наблюдения соответствующего способа действия. Родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка агрессивному поведению, потому что именно родители — первые посредники между ребенком и обществом. Именно эта теория более всего предсказывает агрессивное поведение. Кроме того, она утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль.

Агрессия проявляется в поведении и может быть вербальной, то есть словесной — угрозы, оскорбления и прочее, и физической — физическое нападение (драка, побои), разрушение и повреждение предметов.

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Дети, склонные к физической агрессии . Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

2. Дети, склонные к вербальной агрессии . У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей они замкнуты, в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии . Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес, обидчивы, подозрительны.

4. Дети, склонные к негативизму. Ранимые, впечатлительные, в то же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением. Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

Как видно, далеко не все дети склонны к агрессии, если мы говорим о детях без психопатологии — о так называемых «нормальных». В «боевой готовности №1» к агрессивным вспышкам окажутся тревожные, вспыльчивые, импульсивные дети, то есть дети, предрасположенные к агрессивному поведению.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ Я

Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Задумывались ли вы, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения?

СИТУАЦИЯ 1 Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!

А все ли хорошо? Так ли безобидны действия бабушки?

СИТУАЦИЯ 2 К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!»...

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Перед нами два очень простых и достаточно ярких примера того, как происходит научение ребенка агрессивным действиям. Если это превращается в систему, можно с уверенностью прогнозировать развитие агрессивного поведения, которое со временем превратится в устойчивую черту личности — агрессивность. Ребенок, а затем подросток усвоит, что сила — оружие победы, и если ты не побьешь — побьют тебя.

Вспомните великолепную иллюстрацию воспитания агрессивности в ребенке в фильме П. Чухрая «Вор», где герой В. Машкова целенаправленно и методично внушает мальчику, что в жизни нужно нападать («Всегда держи соль в кармане, чтобы в случае чего «сыпануть» кому-нибудь в глаза»).

От того, каковы взаимоотношения родителей, родителей и детей, братьев и сестер, зависит, какими вырастут дети.

Жертвы агрессии зачастую сами начинают моделировать агрессивное поведение из поколения в поколение внутри одной семьи.

В раннем детском возрасте у детей можно наблюдать приступы упрямства, неуправляемость, драчливость в ответ на ситуацию, которая ребенку не нравится. Можно ли назвать это агрессивностью? Очень условно, ибо у малыша нет намерения причинить вред, это скорее защитная реакция.

В более позднем возрасте у детей возникают конфликты с ровесниками, связанные с желанием обладать, например, игрушками. Здесь уже наблюдается реакция нападения. Дети в возрасте 1,5 — 2 лет не отдают своих игрушек добровольно, потому что рассматривают их как часть собственного «Я». Попытка взять игрушку у ребенка воспринимается им как попытка отнять его руку или ногу.

По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, и здесь очень большую роль играет поведение родителей. Если они нетерпимы к любым проявлениям агрессии, «хитрые» дети избирают иные формы поведения, символические — в виде упрямства, непослушания вместо прямого нападения.

В возрасте от 3 до 11 лет у детей преобладает рукоприкладство (в среднем от 9 агрессивных проявлений в час). В более старшем возрасте физическое нападение сменяется более приемлемыми в обществе способами выражения недовольства — вербальной агрессией (соперничество, оскорбление, обвинение, критика, угрозы, замечания).

У подростков «взыгрывает» негативизм — немотивированное поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других.

Замечено, что выраженное агрессивное поведение в основном совпадает с моментами возрастных кризисов.

Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:

  • частота и легкость их возникновения;
  • степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
  • фиксируемость на агрессии;
  • степень напряженности в агрессивных действиях;
  • форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
  • степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.

Нужно понимать, что при тяжелом типе агрессивности не поможет психологическая коррекция. Необходимо прибегать к медикаментозной терапии.

Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Мы проводили опрос в школе в параллелях

с 1-го по 8-й класс на тему, как наказывают детей дома. В среднем из 30-35 детей в классе лишь 2-5 человек отвечали, что их не наказывают.

А примерно 15-20 детей сетовали, что их бьют, ругают, используя словесные оскорбления.

В понятие «жестокое обращение» входит физическая жестокость (побои), психологическая жестокость, сексуальная жестокость, оставление ребенка без внимания, надзора или заброшенность.

В понятие «психологическая жестокость» вмещаются эмоциональное насилие — угроза в адрес ребенка, оскорбления, унижение его достоинства, непринятие, постоянная критика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов, вовлечение в алкоголизм и наркоманию.

Сюда же относится грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Кроме того, в понятие «психологическая жестокость» входит моральная жестокость — отсутствие элементарной заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, заботы, внимания и любви.

Следствием такого обращения с ребенком является появление агрессивности в качестве защитной реакции.

СИТУАЦИЯ 3 Дима Г., 11 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Дима растет в семье с отчимом, мама не работает и зависит от своего нового мужа. Поэтому, когда отчим бьет Диму, мама на защиту не бросается. Нигде не работая, она, впрочем, не особенно много времени уделяет воспитанию сына, не очень тщательно за ним ухаживает. Свободное время, а его немало, уделяет мужу, подругам, хождению по кафе. В такой ситуации мальчик чувствует себя «недолюбленным» и понимает, что им пренебрегают. Часто у него не бывает тетрадей и ручек — «мама сказала, что у нее нет денег» (странно, что на кафе при этом хватает).

Вот и растет неудовлетворенный мальчик, который прекрасно понимает, что ему не очень повезло. С какой стати, например, он должен терпеть побои отчима? Свою неудовлетворенность Дима «разряжает» на сверстниках.

Совершенно очевидно, и это подтверждается как западными, так и отечественными исследованиями, что в агрессивных семьях растут агрессивные дети. Сколько приходилось наблюдать в школе за поведением детей и констатировать, что они драчливы, вспыльчивы, агрессивны, не стесняются в выражениях, и всегда оказывалось, что в семье их либо строго наказывают, либо мало любят.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия — хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Ребенок, которого наказывают, будет избегать родителей или сопротивляться.

Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали».

Часто дети повинуются только до тех пор, пока за ними наблюдают, то есть они скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется.

Достоверно чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым данным, около 60 процентов выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье подсудимых.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ

Иногда наказание может оказаться действенным средством изменения поведения, при этом необходимо учесть следующее.

  • Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно!
  • Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка.
  • Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей.
  • Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны!
  • Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан.
  • Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка.
  • Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или членам семьи.

СИТУАЦИЯ 4 Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Ребенок воспитывается в полной семье, но мама хронически находится на заработках за границей. Даже когда она и бывает дома, относится к ребенку весьма прохладно. Создается впечатление, что сын для нее обуза.

Папа вниманием не балует, работает водителем, поэтому контакт с ребенком эпизодический. Свое отсутствие компенсирует подарками в виде роликов, сладостей и даже мобильного телефона.

В арсенале имеется бабушка, которая принимает на себя весь шквал недовольства внука родительским неучастием в его жизни. На ровесников Максим смотрит свысока, кичится всем, чем только можно, часто словесно оскорбляет: «Да я вас всех по стенке размажу!» — кричит он, перекидывая из рук в руки мобильник.

Папа, надо сказать, регулярно звонит по этому мобильнику, причем в самое неподходящее время — то на уроке во время контрольной, то во время репетиции (учитель старается направить энергию Максима в мирное русло и всячески задействует его в школьных мероприятиях).

По словам бабушки, ребенок с детства был драчлив, но родители его никогда не останавливали. По сути, агрессивное поведение получало подкрепление. А в результате агрессия трансформировалась в агрессивность — устойчивую личностную черту. Помимо этого, эмоциональная отгороженность родителей является мощным провоцирующим агрессивность фактором.

СИТУАЦИЯ 5 Ваня Б. (10 лет) ученик 5-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию.

В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»

Что делать, если ребёнок агрессивен?

Личностные особенности

Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Им свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.
Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворения в причинении боли окружающим - они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действием, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие.

Ребенок, испытывающий подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.
Серьезное отставание в учебе может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, у них низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которое может перерасти в протест, агрессивное поведение.

Особые случаи

Восьмилетний Даня ведет себя плохо всегда и везде. По словам мамы, с ним было очень трудно с самого раннего детства.

Специалисты называют такие проявления патологией характера, или психопатией. Психопатия часто бывает наследственной, то есть обнаруживается у детей, имеющих родственника с таким же несносным характером.
Для профилактики подобных отклонений также необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы. Но одной медицинской помощи в таких случаях мало, нужны серьезные воспитательные усилия со стороны родителей.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая, в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Именно недружественное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. То поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой восстановить социальные связи. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимания.
Вполне естественны проявления агрессии у ребенка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, заканчивающихся взаимными оскорблениями или дракой. Кроме того, причиной агрессивного поведения ребенка могут стать чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, безразличное отношение к детям, принятое в семье отрицание авторитетов.

Стили родительского воспитания и детская агрессивность

Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Рассмотрим некоторые примеры стилей родительского воспитания и проанализируем их влияние на развитие личности ребенка.

  • Авторитарный стиль воспитания. Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.
  • Либеральный стиль воспитания. Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто ведут себя на людях неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
  • Отвергающий стиль воспитания. Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
  • Индифферентный стиль воспитания. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.
  • Гиперсоциальный стиль воспитания. Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.
  • Эгоцентрический стиль воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.
  • Авторитетный стиль воспитания наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Наказание и агрессия

С одной стороны, данные исследований указывают на то, что если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, то он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Но применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности.

Если детей наказывают за агрессивные действия, то скорее всего в дальнейшем они не будут вести себя подобным образом, по крайней мере в присутствии того, кто может их за это наказать. Однако они могут направить свои агрессивные чувства и действия по другим каналам.

К примеру, ребенок может стать менее агрессивным дома, зато более агрессивным в школе или выражать свою агрессию другими способами - не драться, а выдумывать про других детей обидные истории или давать им клички. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности. Родители, прибегающие к физическому наказанию для усмирения детской агрессии, подают ребенку яркий пример эффективности агрессивного поведения. Обычно если ребенок реагирует вызывающе на родительское замечание, то взрослый усиливает угрозы и наказания. Это приводит к тому, что детская агрессия нарастает, а не сходит на нет. Она может быть подавлена в конкретном случае, но проявится в другой раз.
Педагог Ли Страссберг и его коллеги в 1994 году изучали связь между шлепками, которыми родители награждали своих маленьких детей за разные провинности, и степенью агрессивного поведения, которое эти дети демонстрировали в отношениях со сверстниками, когда стали ходить в детский сад. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, вели себя более агрессивно по сравнению с теми детьми, которых не наказывали физически. При этом чем строже было наказание, тем агрессивнее было поведение детей по отношению к сверстникам.

Однако совсем отказываться от наказаний не стоит. Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами, но можно использовать приемы так называемой поведенческой терапии.

Справедливое и уместное применение системы поощрений и наказаний помогает добиться в воспитании неплохих результатов. Можно, например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отменить чтение книжки или покупку мороженого. Если же ребенку удалось успешно справиться с каким-то трудным для него делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение.

Чувство вины

В процессе развития и воспитания у ребенка складывается определенное представление о добре и зле и чувство ответственности - все это принято называть совестью. Именно совесть останавливает человека, когда он порывается действовать под влиянием сильных чувств. Однако, если ребенок проигнорирует «советы» своей совести, у него возникает чувство вины, которое заставляет помнить о совершенных ошибках и стремиться не повторять их в будущем. Но слишком сильное чувство вины может, наоборот, спровоцировать асоциальное поведение ребенка. В таком случае это чувство, как и страх наказания, только усиливает агрессивность ребенка.
Часто дети открыто проявляют непослушание родителям, а потом долго переживают свой поступок, чувствуя себя виноватыми. Собственная агрессия вызывает у них боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность, и возникает порочный круг- ребенок подавлен не только родительским отношением, но также собственными чувствами вины и страха. В таком случае агрессия ребенка направляется на другие объекты.
Получается, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он ссорится с родителями, теряет друзей, использует лишь минимальную часть своих интеллектуальных возможностей и живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и чувства вины.
Родителям не стоит «загонять ребенка в угол» постоянными упреками и напоминаниями о том, что он провинился. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Чаще всего достаточно просто объяснить малышу, почему окружающие не одобряют то или иное его действие, сделав это кратко и спокойно. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, заостряя внимание именно на них.

Никогда не говорите ребенку, что вы его больше не любите и вообще «отдадите вон той тете». Что бы ни случилось, ребенок должен быть уверен в любви своих родителей. Иначе в приступе отчаяния он решит, что раз его все равно не любят, то и вести себя можно как угодно.

Ребенок в гневе

Часто ребенка воспринимают как агрессивного, если он попросту выражает свой гнев. Это чувство обычно является результатом незащищенности, тревоги или обиды.
Американский психотерапевт Кларк Мустакас проводил лечение тяжело больного семилетнего Джимми. Добрый и кроткий в жизни, Джимми выказывал сильные приступы агрессии во время сеансов психотерапии: ломал и разбрасывал игрушки, кидался глиной и песком, со зверским лицом набрасывался на специального клоуна, бил его до полного изнеможения. Мустакас пишет, что, выражая таким образом свой испуг и гнев, мальчику «удалось прийти к чувству гармонии и восстановить внутренний мир, начинавший рушиться на глазах, когда снова и снова вспыхивала страшная болезнь, когда усиливались страх и боль». Джимми не смог полностью избавиться от боли и страха, но они перестали накапливаться.
Не только тяжелая болезнь, но и менее значимые события в жизни ребенка могут вызывать у него реакцию гнева. Специалист по семейному и детскому консультированию Вайолет Оклендер писала: «В минуты сильного гнева мне становится легче, если я двигаюсь, топаю ногами, кусаю ногти или усиленно жую резинку. Я знаю также, что, сдерживая невыраженные чувства, я не могу как следует сконцентрироваться на чем-либо другом». Так происходит с каждым человеком, и дети не исключение. Поэтому психологи склоняются к мысли, что для полноценного развития родители должны позволять ребенку время от времени «выпускать пар».
Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает отношение к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Хорошо никогда не злиться!» Дети очень рано понимают необходимость научиться подавлять свои эмоции, испытывая вину за собственный гнев. Кроме того, наблюдая проявления гнева по телевизору (преступления, войны, драки), ребенок начинает бояться этого чувства. Гнев становится чудовищем, которого надо избегать, подавлять. Асоциальное поведение, в том числе агрессия, рождается из подавленного чувства гнева. Легче «сбросить» отрицательную эмоциональную энергию через использование протеста, бунта, сарказма, круша все вокруг, оскорбляя окружающих.
Бывает, что подавленные отрицательные эмоции проявляются в виде тика, недержания мочи и кала, заикания. Избавиться от этих невротических реакций бывает очень и очень сложно.
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни из них помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируют гнев или уныние своих детей, третьи осуждают детей за подобные чувства, четвертые согласны с тем, что дети имеют право злиться и выходить из себя, и никак не реагируют на проявления гнева. Исследования показали, что дети, которым родители помогали справиться с отрицательными эмоциями, обгоняют своих сверстников в интеллектуальном и физическом развитии.
Дети, испытывающие частые приступы гнева и не умеющие найти этому чувству правильный выход, становясь взрослыми, испытывают множество неудобств из-за своей гневливости. Им бывает трудно сохранить работу, а их браки часто распадаются.

Психологи говорят, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать. Детям необходимо смириться с гневом как с неотъемлемой частью себя. А родители должны помочь им научиться перенаправлять свои эмоциональные реакции. В таком случае гнев станет движущей силой, способом преодоления препятствий или средством, позволяющим постоять за себя и других.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).
Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрениее.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. В других случаях только принятия и сочувствия ребенку бывает недостаточно. Профессор Готман описывает ситуацию, когда отец, чтобы успокоить и утешить заплаканную дочку, покачал ее и усадил посмотреть мультфильмы, но «не спросил девочку, что ее печалит и что она может предпринять здесь и сейчас, чтобы почувствовать себя лучше». А девочка поссорилась со своим братом и была сильно обижена и разозлена на него. В этом случае отцу надо было сказать дочери: «Ты не можешь ударить своего брата, но ты можешь поговорить со мной, когда тебя что-то беспокоит».

Как помочь ребенку стать менее агрессивным

Самое главное - научить ребенка разряжаться - избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный всплеск агрессивности целого первого класса. Обычно воспитанные и миролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. В агрессивном классе были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы, наборы для рисования. На переменах учителя организовывали для них игры-соревнования, каждому было чем заняться. Агрессивность в классе постепенно сошла на нет - ребятам стало некогда да и незачем выяснять отношения.
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.

Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

  • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
  • Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. Согласно исследованиям американских социологов, в массовой культуре США проявление агрессии и жестокости часто оценивается высоко и преподносится как средство достижения целей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем пять-шесть раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. В нашей стране ситуация с пропагандой агрессивного поведения не сильно отличается от американской. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.
Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики - ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.

Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.


В самой обычной школе может учиться совсем не обычный ребёнок. Это одноклассник ребенка. Вашего ребенка. Он здоров, может, умён, но он не просто мешает учиться детям, он угрожает, плюётся, он совсем не похож на других. Такие дети далеко не всегда учатся в коррекционных классах, они могут оказаться за одной партой с любым. - о том, как можно справиться с малолетним агрессором легально и «по-детски».

Одноклассник сына обещал заколоть его вилкой

Мишу не принимали за «своего». Ребята называли его «противным» и не звали играть. Мальчик гулял на переменках один, вдали от шумных забав одноклассников.

Начиная со второго класса Миша изменился. Сначала учителя обратили внимание на то, что ребёнок в 8 лет заинтересовался нацистской тематикой. В гардеробе ученика появился галстук с фашистской символикой, а парта начала пестрить свастикой. Одновременно Миша стал срывать уроки. Во время занятий он доставал еду и начинал есть, иногда безмятежно засыпал. В итоге одноклассники отвлекались от объяснений учителя, шумели и пытались подражать.

Однако этого Мише показалось мало, и он как-то раз решил разбавить уроки очередным «творчеством». Мальчик встал на парту и начал танцевать стриптиз, пока поражённая учительница не остановила его. Конечно, внимания одноклассников было предостаточно. Но, видимо, не совсем.

Постепенно учебный процесс стал чередоваться с драками. Во время занятий Миша мог броситься с кулаками на своего обидчика, реагируя таким образом на любую шутку. Дня не проходило без боёв. Учителю приходилось останавливать урок и разнимать драчунов. К третьему классу это становилось уже не так легко. Из-за природной агрессии, взрывных мышц в драке Мишу никто в его возрасте не мог обойти, а взрослому человеку порой было тяжело оттащить мальчика в сторону. При этом ученик после драки мог не реагировать на своё имя и закатывать глаза.

Во втором классе, после бесчисленных приглашений в школу и жалоб на поведение сына, мама Миши принесла медицинскую справку. Согласно документам, ребёнок признавался психически здоровым, только гиперактивным. Рекомендация от врачей была лишь одна: давать ребёнку 1 день на учебной неделе как выходной.

С третьего класса агрессивное поведение Миши стало набирать обороты, несмотря на то что мальчик хорошо учится, а в школе проводит большую часть времени. Мама работает допоздна, а брат учится в институте.

Я боюсь, что мой ребёнок учится рядом с таким мальчиком. Он сказал моему сыну, что принесёт вилку и заколет его, - с волнением рассказывает мама одноклассника. - Бывает, пишет на школьной доске имя кого-то из одноклассников и рядом угрозу: «Убью».

Все родители сильно обеспокоены за безопасность своих детей.

Мы собирали подписи, чтобы мальчика убрали из нашего класса. Но на родительском собрании сказали, что школа не имеет права исключить ребёнка из школы, пока родители сами его не переведут, - рассказывает мама одноклассника грозного Миши. - На собрании нам пообещали, что на занятиях будет присутствовать школьный психолог. Но сын говорит, что так никто и не приходил. Лишь пару раз на урок наведывался инспектор по делам несовершеннолетних. Ребята рассказывали, что чиновник в общих фразах объяснил, что драться плохо и нельзя срывать уроки.

Когда не знаешь, чего ожидать

Вместе с моим сыном учится не самый приятный мальчик - Илья. С первого класса он является главным зачинщиком драк. Девочкам достаётся не меньше - то жевательную резинку к волосам приклеит, то толкнёт изо всех сил. У кого длинные косички - привязывает незаметно к стулу, девочки не замечают, вскакивают, а из глаз искры летят от боли, - рассказывает мама третьеклассницы Алины. - Родители грубияна защищают, говорят, что другие дети провоцируют на драки. Он у них «талантливый, занимается рисованием и изучает английский язык».

На родительских собраниях «гвоздём программы» всегда был Илья, но и у него было алиби - справка. Тем не менее «адекватный» третьеклассник со временем дошёл до того, что принёс в столовую тарелку с человеческими фекалиями.

Мой сын очень впечатлительный, - говорит мать одноклассника Ильи. - Его чуть не стошнило тогда. Он чувствует себя беззащитным, переживает, что хулиган может его обидеть, «запачкать».

По ту сторону баррикад

Мой брат Дима - очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать: «Не кричи на меня!» и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, - рассказывает Мария, сестра «узаконенного» агрессора.

С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом - за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружён в «свой мир»: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его «другом», которого он всё время затрудняется назвать, - делится Мария.

Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка - но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.

Сейчас Дима учится в пятом классе, ему 10 лет. В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка - и мир мальчика изменился. Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.

Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, - признаётся его сестра.

Забудьте о «правиле школьного двора», но дайте сдачу

Эксперты единодушны во мнении, что дети с асоциальным поведением действительно могут быть опасными, а то, что происходит в школе, - первые шаги к реальной агрессии в обществе.

По справкам, такие ребята психически здоровы, но в силу того, что они ещё дети, их эмоции опережают сознание. Поэтому они могут привести свои угрозы в действие. Дети ещё не знают цену жизни. У них всё в игровом формате. Тем более современные ребята воспитаны в виртуальном мире, на основе компьютерных игр. Есть вид интеллекта умственный, есть эмоциональный - в частности, умение сопереживать. И последний недоразвит не только у детей, - говорит психолог Наталья Варская.

По её словам, агрессивное поведение начинает развиваться у детей ближе к третьему классу.

Первые два класса это некий период адаптации. Ребёнок недавно покинул семейное гнездо и пошёл в школу. Потом он осваивается, и часто поведение оставляет желать лучшего, так как контролировать себя его ещё не научили родители, - сказала Варская. - Если поведение реально социально опасно, то одноклассники не должны страдать от поведения маленького агрессора. Родители такого ребёнка должны перевести своё чадо на домашнее обучение и доводить воспитание до ума.

Как пояснила Варская, вопреки «хорошим справкам», родители одноклассников агрессора могут найти управу на грубияна.

Сейчас в каждой современной школе установлены видеокамеры. На родительском собрании видеосъёмка может оказаться фактическим доказательством асоциального поведения драчуна. Таким образом родительский комитет может настоять на том, чтобы баламута перевели в другой класс или на домашнее обучение. Как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

В то же время психолог обратила внимание, что нужно учить детей рассказывать родителям о фактах в школе, которые мешают им учиться или жить.

- Ребята должны отстаивать свои права. Рассказывать взрослым о притеснениях - это не значит ябедничать или предавать. Предать можно Родину или друга, а донести до преподавателей и близких о том, что кто-то не даёт возможности спокойно учиться в школе, подавляет физически и психологически, - это абсолютное право каждого, - советует Варская. - Однако стоит ли учить своего ребёнка давать сдачи - спорный вопрос. Получается, мы говорим человеку на агрессию отвечать агрессией. Ребёнок может не рассчитать силы и так физически ответить на провокацию, что последствия могут быть очень печальными для всех.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов в свою очередь заявил, что в детских вопросах корни проблем необходимо искать в семье.

Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. Конечно, у взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски. Они видят саму модель поведения и копируют её в своём мире.

При этом Виноградов говорит, что сдачу давать, хоть и не очень сильную, но стоит.

Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться, - говорит психиатр. - Дети с асоциальным поведением - это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята. Почему они выбирают грязные способы привлечь к себе внимание? У каждого в зависимости от характера и восприятия мира, от ситуации в семье свои способы вымещать свою злобу.

Как донести проблему до директора

В случаях, когда речь идёт о жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, - объясняет директор одной из столичных школ.

Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю.

Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: «Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей». Это заявление - сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.

Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы.

Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты. Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников. На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, - рассказывает руководитель школы.

Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то одноклассник ребенка выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК). Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником. Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объёме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребёнка в центр реабилитации детей.

Каждый случай - это отдельная история со своими особенностями и моментами.

Перевод ребёнка в другой класс - это не решение проблемы, так как ситуация часто повторяется. Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, так как зачастую все проблемы идут из семьи, - говорит директор. - Отчислить же ребёнка из школы можно лишь по решению районной ПМПК либо по заявлению родителей ребёнка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребёнку другой образовательный маршрут.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты