Методика холла эмоциональный интеллект интерпретация. Эмоциональный интеллект и его формирование в процессе обучения в высшем учебном заведении

02.03.2019

Шкалы: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей

Назначение теста

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. эмоциональная осведомленность;
2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
3. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);
4. эмпатия;
5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция к тесту

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:

Полностью не согласен (-3 балла).
. В основном не согласен (-2 балла).
. Отчасти не согласен (-1 балл).
. Отчасти согласен (+1 балл).
. В основном согласен (+2 балла).
. Полностью согласен (+3 балла).

Тест

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Шкалы Вопросы
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

14 и более - высокий;
. 8-13 - средний;
. 7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

70 и более - высокий;
. 40-69 - средний;
. 39 и менее - низкий.

Источники

Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59

Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина - психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная дл измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.

Теоретические основы

Основная статья: Эмоциональный интеллект

В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ:

Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре.

Валидизация

В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.

Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).

Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.

Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.

Внутренняя структура

В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:

  • Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
  • Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
  • Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
  • Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
  • Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
  • Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
  • Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
  • Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
  • Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций

Интерпретация

Сырые баллы

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Понимание чужих эмоций 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34 38, 42, 46
Управление чужими эмоциями 9, 15, 17, 24, 36 2, 5, 30, 40, 44
Понимание своих эмоций 7, 14, 26 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45
Управление своими эмоциями 4, 25, 28, 37 12, 33, 43
Контроль экспрессии 19, 21, 23 6, 10, 16, 39
Межличностный эмоциональный интеллект 1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36 2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46
Внутриличностный эмоциональный интеллект 4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45
Понимание эмоций 1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34 8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46
Управление эмоциями 4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37 2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44
Общий уровень эмоционального интеллекта 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46

Стенайны

Стенайны Сырые баллы по шкалам
МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ
1 31 и меньше 28 и меньше 31 и меньше 29 и меньше
2 32–34 29–32 32–34 30–32
3 35–37 33–36 35–37 33–36
4 38–40 37–40 38–40 37–40
5 41–44 41–44 41–44 41–44
6 45–47 45–48 45–47 45–47
7 48–51 49–53 48–51 48–51
8 52–55 54–57 52–56 52–56
9 56 и больше 58 и больше 57 и больше 57 и больше

Стимульный материал

  • Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
  • 1.1 Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)

    Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) – понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) – понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ). В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ.

    Обработка

    Шкала МП «+» 1,3,11,13, 20, 27, 29, 32, 34; «-» 8, 42, 46

    Шкала МУ «+» 9, 15, 17, 24, 36; «-»2, 5, 30, 40, 44

    Шкала ВП«+» 7, 14, 26; «-»8, 18, 22, 31, 35, 41, 45

    Шкала ВУ «+» 4, 25, 28, 37; «-» 12, 33, 43

    Шкала ВЭ «+» 19, 21, 23; «-»6, 10, 16, 39

    Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть МЭИ = МП + МУ; ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ. Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ, ПЭ = МП + ВП; УЭ = МУ + ВУ + ВЭ. Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ: ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ.

    Интерпретация.

    Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т. к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529).

    Межличностный ЭИ.

    Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

    Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

    Внутриличностный ЭИ.

    Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.

    Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

    Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

    Нормы

    Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: – очень низкие значения соответствуют 10 % самых низких баллов; низкие значения попадают в диапазон от 11 % до 30 %; средние значения – от 31 до 70 %; высокие значения – от 71 до 90 %; очень высокие значения – от 91 до 100 %.

    Инструкция: «Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение».

    Таблица 3 – Бланк для ответов к методике ЭмИн

    В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор .

    Тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.

    Испытуемым предлагалась следующая инструкция: " Чтобы приспособиться к меняющемуся миру, недостаточно интеллекта в его традиционном понимании. Для успеха решающее значение имеет наше искусство воспринимать перемены.

    Каждый день мы оперируем своим эмоциональным интеллектом - способностью максимально использовать свою интуицию и эмоции. Чтобы исследовать эту сторону вашей личности, вам предлагаются 42 утверждения.

    Определите, в какой степени вы их разделяете, и выберите формулировку, которая вам ближе: "верно" - "скорее верно" - "скорее неверно" - "неверно". Не задумывайтесь подолгу над каждым вопросом положитесь на интуицию".

    Затем результаты подсчитывались по ключу, и определялся суммарный балл по всем ответам (в диапазоне от 42 до 168 баллов). Это общий эмоциональный коэффициент (EQ). Он показывает, как вы используете эмоции в своей жизни.

    Интерпретация результатов: весь интервал суммарных баллов разбивается на 3 категории:

    Высокий уровень эмоционального интеллекта (121-168 баллов). Человек с высоким эмоциональным интеллектом по настоящему понимает себя на телесном и интуитивном уровне, что позволяет приспосабливаться к любой ситуации. Хорошо владеет собой и большую часть времени находиться в ровном и позитивном расположении духа. Отношения с другими людьми содержательны, использует свои эмоции и интуицию для того, чтобы понять себя и окружающий мир.

    Средний уровень эмоционального интеллекта (81-120 баллов). Человек с таким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимает других и успешно управляет своими эмоциями, но может делать это еще лучше. Людям со средним уровнем эмоционального интеллекта нужно работать над проявлением своих эмоций, обращать внимание на их физические симптомы и на свое настроение, искать их причину.

    Низкий уровень эмоционального интеллекта (42-80 баллов). Данный показатель свидетельствует о том, что человек с низким уровнем эмоционального интеллекта, оставляет в стороне существенную часть себя, непознанную и порой доставляющую неудобства, которую он плохо понимает и которая порой раздражает его. В результате возникает напряженность в отношения с самим собой и, следовательно, в отношения с другими. Это говорит скорее о недооценке эмоциональной сферы, чем об отсутствии соответствующих способностей. Нужно научиться понимать и использовать эмоции.

    Шкала отношения к себе - внутренний эмоциональный интеллект, или эмоции направленные на понимание себя.

    Наши эмоции являются выражением наиболее глубинной части нашего существа. Если мы ими пренебрегаем или гоним их, они все равно вырвутся наружу, но уже в искаженном виде. В этом случае мы будем действовать под влиянием эмоций, вместо того чтобы осознанно их использовать. Нужно уметь их распознавать и управлять ими, чтобы отрицательные эмоции не подчинили нас себе.

    Высокий уровень (43-56 баллов). У человека набравшего такое количество баллов эмоции редко перехлестывают через край - он умеет сделать их своими незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Такой человек хорошо знает себя и способен распознавать негативные чувства (гнев, грусть, беспокойство, тревогу), когда они только возникают, установить их причины и принять соответствующие меры.


    Методы психодиагностики мышления. Младшего школьника
    В младшем школьном возрасте под влия­нием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения про­исходят в развитии последнего вида мышления, которое в нача­ле данного периода жизни ребенка еще относительно слабо раз­в...

    Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей
    Зрительное ощущение – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающе...

    Полученные данные и обсуждение результатов
    Данные диагностики испытуемых мы сгруппировали в нескольких таблицах, отражающих варианты группирования. Это было сделано для удобства восприятия и сопоставления результатов и последующей разносторонней интерпретации. Данные, сгруппированные в Таблице 2.1 количественно отражают ведущие тенденции реакций испытуемых. Следует отметить, ч...

    Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина - психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная дл измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
    Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.

    Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51).
    Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.
    В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:

    МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект
    ПЭ Понимание эмоций МП Понимание чужих эмоций ВП Понимание своих эмоций
    УЭ Управление эмоциями МУ Управление чужими эмоциями ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии
    • Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
    • Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
    • Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
    • Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
    • Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
    • Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
    • Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
    • Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
    • Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций

    Опросник:

    1.Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

    2.Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

    3.Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

    4.Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

    5.У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

    6.Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю

    7.Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди

    8.Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

    9.Я умею улучшить настроение окружающих

    10.Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

    11.Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

    12.В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

    13.Я легко понимаю мимику и жесты других людей

    14.Когда я злюсь, я знаю, почему

    15.Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

    16.Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

    17.Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии

    18.Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

    19.Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

    20.Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

    21.Я контролирую выражение чувств на своем лице

    22.Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

    23.В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

    24.Если надо, я могу разозлить человека

    25.Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

    26.Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю

    27.Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

    28.Я знаю как успокоиться, если я разозлился

    29.Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

    30.Я не умею управлять эмоциями других людей

    31.Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

    32.Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

    33.Мне трудно справляться с плохим настроением

    34.Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает

    35.Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

    36.Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

    37.Я умею контролировать свои эмоции

    38.Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

    40.Если близкий человек плачет, я теряюсь

    41.Мне бывает весело или грустно без всякой причины

    42.Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

    43.Я не умею преодолевать страх

    44.Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

    45.У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

    46.Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

    Для фиксирования ответов используются такие бланки:



    утверждения
    Совсем не
    согласен
    Скорее не
    согласен
    Скорее согласен Полностью согласен
    утверждения
    Совсем не
    согласен
    Скорее не
    согласен
    Скорее согласен Полностью согласен
    1 24
    2 25
    3
    26
    4
    27
    5 28
    6 29
    7 30
    8 31
    9 32
    10 33
    11 34
    12 35
    13 36
    14 37
    15 38
    16 39
    17
    40
    18
    41
    19 42
    20 43
    21 44
    22 45
    23 46

    Обработка и интерпретация результатов:

    Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) . Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть

    МЭИ = МП + МУ
    ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

    Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ.

    ПЭ = МП + ВП
    УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

    Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.

    ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ

    Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т.к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529)

    Межличностный ЭИ
    Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
    Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

    Внутриличностный ЭИ
    Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
    Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
    Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

    Нормы
    Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.

    Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
    МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
    МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
    ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
    ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
    ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
    МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
    ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
    ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
    УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
    ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше

    © sblogg.ru, 2024
    Сонник. Восточный календарь. Интересные факты