Саамские подвижные игры для детей школьного возраста. Использование саамских игр при ознакомлении дошкольников с бытом и традициями коренного населения кольского полуострова презентация на тему. На новое стойбище

18.10.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 общеразвивающего вида «Светлячок»»

Г. Гаджиево, Мурманская область

Музыкально-литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«По сказкам Кольской земли»

Цель: воспитание толерантности через обогащение культурного опыта дошкольников в (в рамках регионального компонента).

    Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста об особенностях и содержании саамского фольклора.

    Продолжать знакомить детей с особенностями обрядовой культуры и музыкального эпоса саамов.

    Воспитывать уважение к культурному наследию иных наций и народностей РФ в общем и коренных народов Кольского полуострова в частности.

Перед входом в музыкальный зал оформлена выставка детских работ по теме праздника (Приложение 1, фотографии из личного архива авторов)

Дети в саамских костюмах заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

В центр зала выходят Ведущая в саамском костюме и два ребенка.

Ведущая: Заполярье – край северной сказки
Заполярье – край белых ночей

Заполярье – брусника, морошка

Заполярье – круг добрых людей.

Земля крутая, снежная

Метельная, колючая.

А для меня вот – нежная,

А для меня вот – лучшая.

И ничего в ней броского,

И ничего в ней зримого,

А вот попробуй, брось её,

Когда она любимая!

1 ребенок: Всем ребятам – северянам

Шлют саами свой привет,

И задорней наших танцев

Ничего на свете нет.

2 ребенок: В нём и севера сиянье,

И оленей быстрый бег.

Посмотреть саамский танец

Приглашаем мы вас всех!

Танец «Северное сияние» (под муз. М.Фрадкина «Увезу тебя я в тундру»).

Ведущая: Север песнями богат,

Льются песни без помех.

Только вот все мои ребята

Любят эту больше всех!

«Северные частушки» (Приложение 2).

Ведущая: А вы знаете, ребята, представители какой северной народности являются коренными жителями нашего Кольского полуострова? (ответы детей). Это саамы. Издавна живут саамы в тундре занимаясь оленеводством, охотой и ловлей рыбы. И ежегодно только у нас на Севере проходит замечательный праздник - День саамской культуры.

Расскажите мне об этом празднике, когда он бывает? Что в нем особенного?

Дети: Зимой в феврале, спортивные соревнования, лыжники, оленьи упряжки, игрища, закликали солнце.

Ведущая: Так давайте и мы поиграем.

(саамские игры «Веревочка, «Куропатки и охотник». Приложение 3).

От шума просыпается гном Чахкли, и сердито ворчит.

Чахкли: Чего вы тут расшумелись? Почему мой покой нарушили.

Ведущая: Ты прости нас Чахкли, что мы тебя случайно разбудили. Это мы с ребятами собрались поиграть, да солнышко закликать, чтобы оно поскорее появилось.

Чахкли: Я тоже очень люблю веселиться и жду с нетерпением солнце. Можно и мне с вами солнышко закликать.

Ведущая: Мы только будем рады.

Саамский танец «Под бубен» (муз. народная)

Дети все вместе произносят закличку:

Солнышко, покажись,

Обогрей и улыбнись.

К нам на праздник приди

Да тепло принеси.

Растопи снега и лёд.

Пусть скорей весна придёт!

Входит взрослый в костюме Солнца

Солнце: Привет вам солнечный друзья!

Вас очень радо видеть я.

Как только вы меня позвали,

Я сразу появилось в зале!

«Песня Солнышка» (Приложение 4).

Ведущая: Посмотрите, ребята, как изменилось все в нашем зале с приходом солнышка, как засияли улыбки на лицах всех присутствующих! Появление солнышка ждут люди, ждет северная природа.

Солнце: Ребята, я к вам пришла не с пустыми руками, я приготовила для вас сюрприз.

- Чахкли крадет сундук.

Солнце прощается (под музыку).

Ведущий : Чахкли! Солнце нам приготовило сюрприз, а где же он, ты не видел? Ребята, а вы не видели?

Дети: Его Чахкли забрал.

Чахкли: Ничего я не брал, не видел!

Ведущий : Как тебе не стыдно Чахкли. Солнце принесло сюрприз для всх, а ты его один забрал.

Чахкли: Я его Вам отдам. Но вначале я хочу проверить, что вы знаете о крае, в котором вы живете?

Ответы детей.

Чахкли: А сказки саамские вы знаете?

Дети: Да!

Чахкли: Вы знаете саамские сказки? Ха-ха-ха! Вот я сейчас и проверю. Есть у меня большая книга саамских сказок.

Дети делятся на две команды «Хэйро – солнышко» и «Олененок». Выбираются капитаны команд. Каждая команда представляет свой девиз.

Чахкли задает вопросы, каждая команда за правильный ответ на мольберте выкладывает по лучику солнышка.

1.Как прозвали оленя в саамской сказке и почему? (Олешек – золотые рожки)

2. Как называется жилище, в котором живут саамы? (кувакса, чум)

3. Из чего старик сделал Глиняшку?

Из дерева

- из глины

Из веревки

4. С кем осталась жить собака из сказки «Как собака себе товарища искала?

С медведем

С зайцем

- с человеком

С волком

5. Как по-саамски будет «варежки» («койбицы»).

6. Почему лягушку в сказке назвали «бедной»?(она много работала и не отдыхала)

7. Как лиса из сказки «хитрая лиса» добралась до берега? (по мосту из спин морских животных)

8. Как называются сани, на которых саамы передвигаются на оленях? («кирёжи, нарты»)

9. Какое число часто встречается в сказке «Олешек – золотые рожки – три , четыре или пять?

10. Почему мать в сказке «Кукушка» превратилась в кукушку и бросила своих детей? (они не подали ей воды)

11. Сколько детей было у рыбки в сказке «Как рыбы в воде стали жить»? (3)

12. В какой сказке девочка превратилась в гуся? (Айога)

Чахкли: Ребята, вы, оказывается, все сказки о родной Северной земле знаете! Какие молодцы! Мне даже стало стыдно, что я так поступил.

(Чахкли выносит сюрприз)

Ведущий : Посмотрим, что же нам солнце приготовило.

(Чахкли дарит детям подарки солнышка).

Песня «Нарядилось солнышко» (Приложение 5).

Литература:

    Журнал «Колокольчик», № 41, 2008 год.

    Журнал «Музыкальная палитра» № 1, 2009 год.

    Играют дети Заполярья. Методическое пособие по саамской народной игре. – Мурманск, 2006.

    Играют дети Заполярья. Методическое пособие по саамской народной игре. – Мурманск, 2007.

    Праздники и развлечения с детьми на Севере. Сборник сценариев. – Мурманск,2002.

Приложение 1.

Приложение 2.

«Северные частушки»

(сл. Г.Володькиной, муз. Е.Сафроновой)

Мы на Севере живем,

Вам о нем сейчас споем.

Здесь все больше холода,

Но мы не едем никуда.

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

Полюбил всей душой

Север наш дорогой!

Нет прекраснее зимы,

Чем на севере страны.

Долго снег у нас не тает

И сияние сверкает.

И рыбалка, а охота

Здесь у нас круглый год.

Вот за что богатый Север

Очень любит наш народ!

Приложение 3.

Саамская игра «Веревочка.

Веревочку, украшенную треугольниками из сукна и связанную за концы, берут в руки и становятся по кругу. Водящий – в центре. Все идут по кругу, взявшись за веревочку извне и поют. Водящий, который находится в кругу, должен постараться запятнать своей рукой тех, кто держится за веревочку. Играющие быстро убирают руки. Тот, кого запятнают, становится на место водящего.

Саамская игра «Куропатки и охотник».

По считалке выбирается ребенок, который будет охотником. Может быть два охотника. Охотники становятся в центре, рядом – корзинка с мягкими мячами (раньше у саамов это был мох, позже – мячики из оленьей шкуры). При условном сигнале охотник бросают мячи в детей, изображающих куропаток. Задача охотников – запятнать как можно больше куропаток. Те, в свою очередь, не могут стоять на месте, а должны двигаться. Тот, кого запятнали, считается пойманным.

Приложение 4.

«Песня Солнышка»

(муз. Ю.Слонова, сл. З. Петровой)

Я хожу по белу свету,

Мен ходить-светить не лень.

Там, где солнце, ночи нету,

Там, где солнце, всюду день.

Припев (поют дети):

Здравствуй, здравствуй, солнышко!

Ярче нам свети!

Помогай нам, солнышко,

Крепнуть и расти!

Я в любое время года

Передышки не прошу.

И хорошую погоду

За собою привожу.

Освещаю, согреваю,

С каждым листиком дружу,

И ребят не забываю,

Очень верно им служу.

Приложение 5.

Песня «Нарядилось солнышко»

(сл. и муз. С.Н. Хачко)

Солнышко к нам в гости

Утром собиралось

В розовое платье

На зорьке наряжалось.

Утром солнышко

Из-за тучки катится.

А на нем, а на нем

Розовое платьице.

Поднялось на небо,

Ярко заблестело.

И скорее платье

Желтое надело.

В полдень солнышко

Из-за тучки катится.

А на нем, а на нем

Желтенькое платьице.

К вечеру устало,

На ночлег собралось.

В платье ярко-красное

Солнце наряжалось.

К ночи солнышко

Вновь за гору прячется.

А на нем, а на нем

Красненькое платьице.

(сентябрь) в Мурманской области .

Саамские игры
Статус международные
Тип национальные
Основатели А. А. Антонова
Количество участников 400 человек
Частота проведения ежегодно
Расположение
Город проведения Ловозеро (июнь)
Лопарская (сентябрь)
Страна Россия

Мероприятие направлено на развитие и популяризацию культуры коренного малочисленного народа саами , их самобытных промыслов и национальных видов спорта.

История

В 1985 году инициатором возрождения Саамских национальных игр стала советская и российская саамская писательница и исследователь саамского фольклора Александра Андреевна Антонова . Программа форума была составлена Антоновой с учётом особенностей традиционных саамских промыслов - оленеводства, рыболовства и охоты .

В списке соревнований - прыжки через нарты, метание аркана («няртола») «на хорей» (чучело оленя), бег с палкой по пересеченной местности, гребля на весельной лодке, перетягивание каната и стрельба из арбалета . На берегу реки проходит борьба в символической ловле рыбы «на банку». Победителем становился тот, кто дальше всех закинет в реку леску с блесной. Фестивальный день заканчивается игрой в саамский футбол (женский) . Гостям февстиваля предлагаются национальные саамские блюда - саамская уха, картошка с селёдкой и другое.

В последние годы гостями и участниками Саамских игр стали саамы Норвегии и Финляндии .

Примечания

  1. Саамские игры в Мурманской области собрали 400 участников (неопр.) . Проверено 17 июня 2017.
  2. В Ловозере начались традиционные «Саамские игры» (неопр.) . Проверено 17 июня 2017.
  3. Тимохина Л. А. Традиционные Саамские национальные игры // Трибуна молодого ученого: Актуальные проблемы науки глазами молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием 16-19 апреля 2012 года / Отв. ред. А. А. Челтыбашев. - Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - Т. 1. - С. 145-148. - 330 с. - ISBN 978-5-4222-0093-1 . (недоступная ссылка)

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.

Чистякова Екатерина Сергеевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 "СКАЗКА"
Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"
Дата публикации: 18.11.2017
Раздел: дошкольное образование

«Подвижные игры коренных народов Крайнего

Севера в физическом развитии детей»

Консультация для педагогов

Подготовила:

инструктор

по физическому воспитанию

МБДОУ д/с № 12

Чистякова Е.С.

Движение – это

главное проявление жизни ребенка. Неподвижность

детей приводит

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста, задержке умственного развития.

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных

движениях

обеспечить

климатические

региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в

отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие

температуры

осенне-зимний

ограничивают

возможность

двигательной

деятельности,

необходимой

нормального

ф у н к ц и о н и р о в а н и я

о р г а н и з м а,

п р и в е с т и

гиподинамии, «моторному голоду».

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния

здоровья детей проживающих

районе Крайнего

вызывает

озабоченность и тревогу. В поиске эффективных средств по решению задач

укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного

населения Крайнего Севера, в частности народов – саамы.

народные

важнейший

передачи

богатства

традиции

поколения

направлена

познание

окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а

также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в

материальную,

духовную

культуру

народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного

Проживая

экстремальных

условиях,

Крайнего

научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как

естественные

закаливания.

народным

подвижным

обогащаем

физические

активизируем их речь новыми словами, названиями спортивных состязаний,

игр. Детям всегда интересно узнавать что-то новое о родном крае. И наша

задача, сделать так, чтобы этот интерес не терялся.

проводить

саамские игры, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных

атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запомнят и усвоят. Находка

данной темы состоит в том, что много знакомых нам игр, у народов Севера

играются немного иначе. Например: «Море волнуется» очень похоже на

саамскую игру «Солнце», «Веселые ребята» на «Смелые ребята и т.д.

Основной

направленностью

промысловая,

приобщение

трудовой

деятельности

рыболовству,

собирательству, ведению домашнего хозяйства). Самым главным, тотемным

животным, которому была подчинена все жизнь саамов является северный

олень. Саамы так сами про себя и говорят, что они «олений народ». Зимой

саамы-пастухи

оленьими

Олени для саамов это пища, одежда и кров.

Суровые жизненные условия Севера, требуют от народа саамы, чтоб

возраста

активно развивали

важнейшие

физические качества,

воспитывали

специфические

двигательные

психологически

закаляли.

возрастного

привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное

обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них

стараются

выработать

мужественность,

выносливость,

трудолюбие,

правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага,

воспитывается

хозяйственность,

женственность,

ловкость,

быстрота, хороший глазомер. Что касается более младшего населения, детей

3-4 лет, здесь большинство игр способствуют развитию навыков ходьбы, бега,

а также других видов движений и носят подражательный характер. С 3 - 4 лет

дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту

и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и

прячется в них.

Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием,

способствуют

упражнению

основных

движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости,

кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться

в заданном ритме и темпе.

Подвижные

организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке.

С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к

прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение,

активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать

их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к

кататься

разносторонность воздействия на детский организм делают народные игры

севера незаменимым

средством

воспитания

подрастающего

поколения. Использование таких игр в определенной системе и в сочетании с

средствами

обеспечивает

эффективность

воспитания

важных черт характера ребенка.

У каждого коренного малочисленного народа есть свой собственный национальный праздник и даже не один. У саамов Кольского полуострова таких праздников несколько. Один из них - саамские игры. Он проходит летом (чаще всего в июне) и чем-то напоминает день рождения любимого дедушки: пропустить нельзя - не поймут, но все знают, что там будет и чем дело закончится.

По сложившейся традиции, саамские игры проходят в селе Ловозеро (Ловозерский район), центре саамской культуры Мурманской области, и станице Лопарская (Кольский район). Эти два населенных пункта можно смело назвать колыбелью современных национальных саамских праздников.

Исторически повелось так, что именно в Ловозеро приезжает наиболее представительная делегация зарубежных саамов из Скандинавии (в основном из Норвергии и Финлянции). Вот почему ехать в Ловозеро фотографу в несколько раз интереснее, чем в Лопарскую, тем более, что первыми проходят игры именно в Ловозере (июнь), тогда как в Лопарской они приходятся на осень (сентябрь).

Что же собой представляют игры? Помимо вездесущих речей и официальных поздравлений со свершениями и достижениями, игры - это прежде всего фольклорное и спортивное мероприятие. Оно включает соревнования по традиционным для коренных жителей Кольского полуострова видам развлечений. К ним относятся прыжки через деревянные нарты, стрельба из арбалета, метание аркана на хорей, бег с палкой по пересеченной местности, гребля на весельной лодке и саамский футбол.

В этом месте стоит сделать небольшую паузу для создания интриги. Разумеется, саамы не изобретали футбол, им было просто не до этого. Однако коренные народы севера тоже любят азарт. В саамский футбол играют только женщины. С поистине заполярным минимализмом, они гоняют по кочковатому полю впятером в длинных сарафанах (такая вот спортивная форма). Кстати, без сарафанов никуда - неудобно, при беге приходится задирать подол юбки, но что поделаешь - национальный спорт!

Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Да, и тут минимализм по-северному. Мяч в саамском футболе шьется из оленьих шкур и набивается либо оленьей шерстью, либо кусочками оленьей кожи. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом, но его точно также нельзя трогать руками. Голкиперу, разумеется, можно. Причем если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились в ворота. Все, что в ворота влетает, - это футбол большой, а в саамском правила иные. Количество забитых мячей ведет счет от нуля до бесконечности, ведь эта игра прежде всего для удовольствия, а уже потом для призов и мест. В Мурманской области саамский футбол пользуется невиданной популярностью, и на игры съезжаются со всей округи, чтобы посмотреть забавные матчи.

По сравнению с футболом, стрельба из арбалета выглядит обычной забавой, хотя год от года организаторы стараются разнообразить эти состязания. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. В полном соответствии с охотничьими традициями, важно, куда именно волк получит мячиком - от этого зависит количество набранных очков: одно дело - хвост, и совсем иное - голова.

Много лет тому назад состязания по прыжкам через нарты существовали только для взрослых, но сейчас в эпоху зрелищ и развлечений к соревнованиям подключились дети. Специально для них создают длинную полосу препятствий из миниатюрных деревянных саней-кереж. Кережа представляет собой узкое заостренное к носу корытце с единственным полозом на дне. В нее исстари запрягали оленей или собак и использовали для передвижения по тундре людей или небольших грузов.

Еще один вид северного спорта - метание аркана. По-саамски аркан называется «няртола». Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав таким образом свою меткость и ловкость. Это чучело называется «хорей». В быту хореем нередко называют длинную палку, при помощи которой погонщик управляет ездой оленей. Ее же время от времени используют в соревнованиях вместо оленьего муляжа. Каждому участнику дается три попытки: считается, что этого достаточно для полного триумфа либо для безапелляционного позора.

Саамские игры хороши для фотографа тем, что практически не требуют аккредитации, ведь это в первую очередь праздник, достаточно теплый и почти семейный. На нем, разумеется, есть меры безопасности, но они настолько условны, что любой, кто захочет снять игры, сможет сделать это без особого труда. Кроме того, согласно правилам, стать участником также может каждый желающий, независимо от его национального статуса и принадлежности.

Из техники пригодятся как широкоугольные, так и телеобъективы. При подготовке нужно исходить из банального здравого смысла: соревнованипя любительские, проводятся днем на достаточно ограниченной территории, поэтому тяжелые светосильные сверхтелевики остаются дома. Гораздо эффективнее будут зум 70-200 со стабилизацией изображения и светолсильный широкоугольник или широкоугольный зум.

Андрей Безлепкин

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты