Интересные факты о деде морозе. Интересные факты о добром дедушке морозе Факты про деда мороза для детей

19.10.2019


18 ноября в России официально празднуется день рождения Деда мороза. Эта дата приурочена к наступлению зимы на родине новогоднего персонажа - в Великом Устюге, и была выбрана российскими детьми в 2005 году.

Но сам образ могущественного волшебника с бородой и посохом старше, как минимум, на две тысячи лет. Первобытный Дед мороз вовсе не был добродушным, он олицетворял собой лютый холод, ночь и связь с загробным миром.

1. Недобрый дедушка Мороз и жертвоприношения

Прямых упоминаний о Дедушке Морозе в славянской мифологии нет. Но есть различные версии его появления. Одна из них - существование зимнего духа, носившего такие имена как Морок, Трескун или Морозко. В преданиях кельтов описано аналогичное зимнее божество, злое и жестокое. Звали его Великим Старцем Севера, и он был причиной смертей и бедствий. В новогоднюю ночь он ходил по домам с огромным холщовым мешком, но в отличие от своего современного аналога, не раздавал подарки, а собирал кровавые жертвоприношения, которые не получил за текущий год.

2. Морок и колядки

О связи со смертью говорит и одно из имен этого духа - Морок. Ещё до появления христианства на Руси люди верили, что духи умерших охраняют свой род и заботятся о хорошем урожае. Чтобы отблагодарить и задобрить духов, их одаривали подарками. До нас этот древний обряд дошел в виде колядок. В канун празднества деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, где получала угощение от хозяев. Среди весёлой компании колядующих всегда был кто-то, одетый страшнее всех. Он представлял самого старого и самого грозного духа, ему запрещалось говорить, и звали его просто Дедом.

3. Сказка «Морозко» - о путешествии в мир мертвых

Отголоски старых преданий о суровом нраве владыки холода дошли до наших дней благодаря русским народным пословицам и сказкам, которые транслировались из поколения в поколения. Самым ярким примером является всеми любимая сказка «Морозко», написанная в XIX веке. По тексту сказки, с одной стороны, Морозко одаривает падчерицу золотом за хорошее поведение, а с другой - насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.
«В сказке зашифрован древний ритуал о путешествии в мир мёртвых. Загробный мир воспринимался как источник благоденствия для живых, и поэтому мачеха отправляет туда свою дочь. Но чтобы пройти испытания в загробном мире, нужно иметь добродетельные качества героя. И поэтому падчерица возвращается с дарами, а дочь мачехи погибает в мире мертвых. Конечно, сказка имеет и социальную основу, она учит, как надо отвечать старшим, не грубить, не лениться и так далее. Но текстуально сказка также связана и с девичьей инициацией. К примеру, в некоторых регионах России существовал обычай, где молодых девушек обкидывали снегом. Так что „Морозко“ - это ещё и рассказ о девической судьбе», - рассказала доцент кафедры фольклора и древней литературы УрФУ Наталья Граматчикова.

4. Снегурочка - это ожившая снежная баба

С образом Снегурочки тоже не всё так просто. По одной из версий, которую, в частности, упоминает фольклорист Александр Афанасьев, образ Снегурочки связан с происхождением облачных духов из тающих весною льдов и снега. Снегурочка здесь выступает как сезонный персонаж, находящийся на стыке зимы и весны, и отвечающий за смену времен года. Другая версия связывает образ Снегурочки с образом Костромы и славянским обрядом похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, топят в реке, или сжигают на костре. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы.
То есть, Снегурка - это ожившая снежная баба, она была одним из символов зимы (в переносном смысле - смерти), и была связана с загробным миром. Образ Снегурочки существует в таком виде только в России. Во всех остальных странах «деды морозы», как бы они ни назывались, действуют в одиночку. Видимо, родственные связи Снегурочки с Дедом Морозом ей стали приписываться позднее, когда сформировался художественный образ зимних персонажей сказок.

5. Вне закона

Между тем, Дед Мороз и ёлка довольно долго никак не были связаны с Новым Годом. Привычный нам образ Деда Мороза стал складываться только к началу ХХ века. Правда, после революции 1917 года Дед Мороз и Снегурочка стали «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель подверглись гонениям со стороны советской власти.
Решительное их изгнание произошло в канун 1929 года. Рождество было объявлено официальным рабочим днем, а специальные патрульные ходили по дворам и заглядывали в окна - не вздумал ли кто отмечать буржуйский праздник. Но уже в 1930-х годах Дед Мороз получил политическую реабилитацию. Первая официальная новогодняя елка в СССР прошла 31 декабря 1935 года, а в январе 1937 года детей на новогоднем празднике уже приветствовали Дед Мороз и Снегурочка. Большой вклад в современный образ доброго волшебника с бородой внесли советский кинематограф и мультипликаторы.

6. Новогодний хоровод - это замаскированное богослужение

У исследователей есть ещё одна интересная версия происхождения современных новогодних традиций, без которых не обходится ни одна детская елка. «Хоровод возле елки - это советская трансформация религиозного обряда богослужения. Ведь как это выглядит - дети водят хоровод и кричат „Елочка, гори!“, а Дед Мороз внимательно смотрит, кто не кричит. То есть подразумевается коллективное участие в этом ритуале. Блестящая одежда, мишура - это тоже отсылка к парчовым одеждам священнослужителей», - рассказала Наталья Граматчикова.

7. Самые необычные коллеги Деда Мороза

Тысячелетний образ Деда Мороза прослеживается и в других культурах. Аналоги новогодних дарителей есть во всех странах мира, за исключением разве что ряда африканских. Фактрум предлагает небольшой топ самых необычных коллег российского волшебника, среди которых - люди разных национальностей, вероисповеданий и даже пола. Объединяет их одно - именно они приносят детям подарки на Новый год или Рождество.

Так, например, в Голландии и Фландрии роль Деда Мороза исполняет Черный Пит. Это помощник Святого Николая, доставляющий через трубу подарки хорошим детям в День Святого Николая. Причем если Дед Мороз у нас доставляет подарки один, то Черных Питов в Голландии, по легенде, несколько. Кроме доставки подарков, Черный Пит способен выпороть хлыстом тех, кто плохо себя вел - именно он носит с собой список послушных и непослушных детей.

Дед Мороз-женщина есть в Италии. Подарки детям здесь разносит фея Бефана - старуха с крючковатым носом, в шляпе и на метле. Ученые настаивают, что Бефана происходит от языческой римской богини Strenia, а народная легенда гласит о некой старухе из Вифлеема, которая отказалась провожать волхвов до маленького Иисуса. Позже женщина осознала свою ошибку и с тех пор фея облетает всех малышей в надежде отыскать младенца Христа и подарить ему свой подарок.

Испании есть и Санта Клаус, и официальный Дед Мороз - Папа Ноэль, но интереснее всего персонаж - в автономной Стране Басков. Здесь подарки детям приносит Олентцеро - старик в бедной национальной домотканой одежде, черном берете и лаптях. Олентцеро всегда с трубкой во рту и бутылкой хорошего испанского вина в руках. Хорошим детям он дарит подарки, а провинившимся - кусочек уголька.
На Острове Свободы как такового Деда Мороза нет, зато есть сразу три короля, которые на Новый год дарят подарки - Гаспар, Мельхиор и Бальтасар. Эти три добрых волшебника, которые исполняют желания загаданные на Новый год, на самом деле являются волхвами. Именно они увидели Вифлеемскую звезду и, следуя за ней, пришли в Иерусалим, а затем и в Вифлеем, где поклонились Марии с младенцем и принесли дары. На Кубе этих волшебников называют королями, а сам Новый год, таким образом, - Днем королей.

В странах Азии принято отмечать Новый год по лунному календарю, праздник здесь и знаменует собой приход весны. Но без коллег-Морозов тоже не обходится. Например, в Китае дедушку зовут Шэнь Дань Лаожэнь. В новогоднюю ночь он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет лайси - конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо. Считается, что он также отпугивает злых духов.

В Японии сегодня волшебников сразу два. В роли Деда Мороза долгие века здесь выступала основная фигура новогоднего праздника - бог Хотей ошо, особенность которого в том, что он имеет огромные уши и глаза на затылке. Но с недавнего времени появилось два других рождественско-новогодних персонажа: Сегацу-сан и Одзи-сан. Сегацу-сана называют «Господин Новый год» или «господин Январь». А вот его «младший» брат Одзи-сан представляет собой «кальку» американского Санта Клауса. Одет он в традиционный красный тулуп, привозит подарки по морю, развозит их на оленях и раздаривает всем детям.

Добавим, что разные Дед Морозы есть даже внутри России. В Карелии Деда зовут Паккайне, в Башкирии и в Татарстане - Кыш Бабай; в Бурятии - Саган Убугун; в Марий Эл - Йушто Кугыза и Лумудыр; в Чувашии - Хeл Мучи. в Якутии - Чисхан или Эхээ Дыыл и Хаарчаана; в Ямало-Ненецком автономном округе (Россия, Сибирь) - Ямал Ири.

взято с big-rostov.ru

Где-то на краю земли в деревянном доме живет старичок. В его хоромах полно удивительных вещей: огромный трон, теплый камин, кровать с отдельными подушками на каждый день и даже комната желаний. С наступлением холодов, когда снег ложится уверенным покровом на землю, начинает дедушка обход владений. То речку заморозит, то дерево оденет в иней, а то вьюгу на дома людей пошлет. В новогоднюю же ночь он является с огромным мешком подарков за плечом. Достает оттуда разноцветные большие и маленькие сюрпризы и дарит детям счастье, радость и чудо. Самое настоящее волшебство. Кто же показывает его малышам? Без кого невозможно в наше время представить Новый год? И кто этот загадочный старичок с белой бородой? Конечно же, Дед Мороз! История его возникновения очень занимательная, а современная жизнь еще интересней.

Прообраз Дедушки Мороза

взято с bigslide.ru

Кто такой этот Мороз Красный нос и сколько ему лет − вопросы, которые волнуют и детишек, и многих взрослых. Много кто интересуется, но мало кто знает, что согласно многим источникам Волшебнику уже не менее 2 тысяч лет! Его прообразом наши предки славяне считали могучего и хмурого старика Трескуна. В народе называли его еще:

  • Зимник;
  • Морозко;
  • Морок;
  • Студенец.

Языческий бог обладал огромной силой. Он мог замораживать одним дуновением. Под его ногами замерзали реки и озера, а от взмаха палки в руках деревья покрывались инеем. Вот где был настоящий Дед Мороз! В те времена ни о каком добром новогоднем волшебнике и речи быть не могло. Внешне он был очень похож на современного гостя новогодних праздников, только ростом отличался маленьким. Деда остерегались, а встречи с ним очень боялись, ведь можно было остаться в лесу замороженным навсегда. Некоторые суеверные люди до сих пор при дуновении метели низко опускают голову и прячут глаза, чтобы не встретиться взглядом с повелителем зимы. Не верящие в подобные образы толкуют такие деяния просто осторожностью перед завирухой, когда не хочется ощутить вкус снега на губах и холод за воротом.

Подтверждением того, что история появления Деда Мороза не является выдуманной, является и факт существования вполне реального Святого – Николая Чудотворца. Старец жил в 4 веке в городе Патары (Малая Азия) и творил богоугодные дела. Он стал прототипом нынешнего Зимнего кудесника и благодаря внешнему сходству, и добрым деяниям.

В 1700 году указом Петра Первого Новый год стал официально отмечаемым праздником. Символом и гостем утренников, новогодних вечеров и гуляний вполне мог стать как раз Дед Мороз. Палку он в то время уже сменил на менее грозный посох, а послушным детям стал приносить подарки. Шалунам, которые баловались и огорчали родителей и учителей своим поведением, доставались «колотушки» розгами.

Если во все времена сказания о Дед Морозе были только на слуху, то в 1840 году впервые кудесник был упомянут в литературе. Он фигурировал в рассказе Одоевского, где читатели наконец-то узнали настоящее имя старика − Мороз Иванович. Нрав у него по-прежнему был крут, сам он отличался могуществом, но в характере появилась доброта, сочувствие и понимание.

В 20 веке в разные периоды отмечания новогодних праздников, как и установка елки, то запрещались, то снова возобновлялись. И уже с 1935 года официально при Сталине было объявлено торжество с 31 декабря на 1 января. Гостем программ обозначался именно Дед Мороз, который в этом же 35-ом году впервые показался на празднике в Москве со Снегурочкой.

Свой День Рождения русский Дедушка Мороз с недавних пор празднует 18 ноября. Дата эта является знаменательной с точки зрения изменений погодных условий. По данным, которые были получены в результате обобщения цифр за много лет, именно с этого дня в России наступает настоящая зима. Земля укрывается надежным слоем снега и приходят зимние морозы. Детишки любят праздновать день Рождения их кумира, а потому присылают ему открытки с поздравлениями и подарки, сделанные собственными руками.

Дед Мороз в разных странах

взято с classpic.ru

Тем, кто хотел бы узнать что-то из рубрики « Дед Мороз интересные факты», предлагается познавательная информация. В первую очередь, следует упомянуть о Деде Морозе и Санта Клаусе. В настоящее время на новогодних плакатах, как и в современных мультфильмах и кинолентах, эти два образа зачастую отождествляют или заставляют сродниться. Действительно, зимние старички очень походят друг на друга: те же белые борода и усы, глаза с усмешкой, теплое одеяние и подарки для деток. Вот только наш Мороз:

  • высок, могуч и статен;
  • не изменяет вкусом в одежде: носит длинную шубу и высокую шапку с меховой окантовкой;
  • всегда появляется с волшебным посохом;
  • кладет подарки детям под елку, пока те спят.

Санта Клаус же часто появляется в очках, носит курточку и штаны красного цвета, красный колпак с помпоном, а в дом к детишкам попадает через дымоход. Многие семьи нашей страны переняли американскую традицию развешивать у камина красочные носки, в которые Санта прячет подарки для деток. Это и дополнительное развлечение, и декорирование помещений к новогодним праздникам, и для ребятишек запоминающееся событие.

Санта Клаус в разных странах выглядит по-разному, да и способ доставки подарков малышам отличается. Так, во Франции Пер Ноэль помещает сюрпризы в башмаки, которые предусмотрительные хозяева домов оставляют перед камином. Приезжает же Волшебник в обители на осле, да еще и в деревянных башмаках. Вместо мешка у него имеется корзина с подарками, а кафтан оснащается капюшоном.

В Голландии кудесника зовут Синдерклаас. Он неизменно обут в белые сапоги и одет в кафтан. Перед Новогодней ночью волшебник пребывает в столицу на корабле, а подарки детишкам раздают приближенные Синдерклааса − мавры.

Фины называют Деда Мороза Йоулупукки. Он очень похож на Санта Клауса, только вот живет в Лапландии (север Финляндии) вместе со своей женой. Любимым занятием Дедушки является кормления любимого оленя Рудольфа лишайником и, конечно же, дарение подарков заждавшимся его детишкам.

В Италии Мороза называют Баббо Натале, в Грузии – Товлис Бабуа, в Армении он носит имя Дзмер Папи. Белорусские детишки встречают Зюзю или Дзэда, а эстонские − Йыулувану. На Гавайях Волшебнику разрешено являться не в длинной шубе и штанах, а курточке и шортах, а в Австралии Санта может нарядиться в смешную синюю шапку-тюбетейку из меха.

Где обитает зимний Волшебник?

взято с dvholidays.ru

Город Великий Устюг заслуженно носит свое величественное название. Он окружен великолепными пейзажами, чем олицетворяет истинную русскую природу. Населенный пункт является и родиной великих мастеров по дереву и серебру. Вот почему Великий Устюг стал вотчиной и Деда Мороза. Здесь в тишине, спокойствии и гармонии с окружающим миром живет Покровитель зимы, который каждый год с радостью встречает приехавших в гости ребятишек.

Резиденция Зимнего волшебника находится в 15 км от самого города. Сосновый бор, речка Сухона, деревянные терема способствуют созданию поистине сказочной атмосферы. В самом доме Дедушки царит волшебство. Находятся здесь:

  • гардеробная;
  • тронный зал (комната желаний);
  • спальня;
  • гостиная;
  • остальные из 13 комнат.

В гардеробной Дед Мороз хранит все свои наряды для разных событий. Здесь можно увидеть шубы разных цветов и узоров, летние кафтаны, а также спортивный лыжный костюм! В комнату желаний стремится каждый ребенок, который хочет, чтобы его мечты исполнились. Считается, что достаточно очень-очень чего-то захотеть и подумать об этом, а комната дальше сделает свое дело. Многие детишки и родители возвращаются в комнату повторно, дабы загадать следующее заветное желание. Интересно побывать и в помещении, где собираются многочисленные подарки для самого Дедушки мороза. Дети присылают ему поделки и красивые открытки, а друзья деды Морозы − забавные вещицы, например, шаманский бубен!

Кроме дома в Великом Устюге могучий Волшебник появляется в своих . Хоромы есть в Москве, Питере, Кемерово, в Крыму и в Екатеринбурге. Накануне новогодней ночи Дедушка Мороз вместе со своей любимой внучкой Снегурочкой и помощниками приезжает в гости к ребятам из разных уголков страны. Например, резиденция в Екатеринбурге является единственной на Урале, а потому здесь собираются жители городов близлежащих областей.

Для ребят очень важно провести новогодние праздники в компании Повелителя зимы. Для них Мороз со своей свитой всегда готовит массу развлечений. В резиденциях находятся аттракционы, площадки для игр, каток (в Московских апартаментах), а также увлекательное катание на санях, запряженных оленями!

Письма и подарки

взято с img.com

Дед Мороз в глазах малышей и школьников является олицетворением чудес, волшебства и того, что сказка может стать явью. В такие дни никак нельзя обойтись без главного сюрприза − подарков для ребят. В резиденциях Волшебника, на вотчине и на площадях в городах устраиваются массовые гуляния. Вокруг елки водят хороводы, зажигают гирлянды и пускают фейерверки.

К утренникам в детских садах и школах, как и мероприятиям в резиденциях Деда Мороза, дети готовятся основательно. Самые маленькие разучивают веселые и несложные четверостишья. Ребята постарше могут выучить смешные или повествовательные стихотворения, хором спеть праздничную песенку. За старания ребята одариваются подарками. Из огромного мешка, который Дед Мороз всегда носит с собой, он достает чудесные игрушки, конструкторы, куклы, мячи и много чего еще интересного и такого долгожданного.

Для ребят, которые точно знают, что же они хотели бы получить из этого волшебного мешка, существует почта Деда Мороза. Дети вместе с родителями могут написать письмо Кудеснику, вложить его в красивый и украшенный своими руками конверт и отправить адресату. Чтобы дедушка услышал ребят и подобрал для них подарки, следует быть вежливыми с ним, уважительно относится к нему и его свите, а также благодарить за новогоднее настроение.

Поверья и интересные наблюдения

взято с hmmasters.ru

Многие ошибочно сравнивают Дедушку Мороза со Снежной Королевой. Мол, оба повелевают холодом и вьюгой, замораживают и холодят. Только вот Снежная Королева превращает сердца людей в льдинки, потому что у нее самой вместо сердца в груди находится кусок замерзшей воды. Дед Мороз же, наоборот, согревает сердца своей добротой и теплотой. Он дает каждому шанс исправиться в наступающем новом году, оставить все плохое и неправильное в году уходящем. Он щедро одаривает детей подарками, а взрослых − радостью наблюдать за счастьем своих чад. Только благодаря ему зажигаются на елке разноцветные огоньки, деревья укутываются в иней, а в каждом доме под елкой в новогоднюю ночь появляются подарки.

Личная жизнь дедушки Мороза, по поверьям, сложилась довольно удачно. В женах у него − сама Зима. По одним суевериям у него в бороде живет вьюга, а метель подчиняется его воле, по другим же Вьюга − это его дочка. Любимой внучкой Мороза считается красавица Снегурочка, обладающая добрым сердцем и любовью к детишкам. Снежная девушка всегда сопровождает своего дедушку, помогает поздравлять ребят, водит с ними хороводы и поет песенки. В резиденциях страны для Снегурочки заготовлены личные терема, где она может отдохнуть и заплести свою красивую косу.

Существует еще несколько суеверий, которые определяют деда Мороза как величественного и могучего Повелителя холодов:

  1. Когда Мороз в холода обходит свои владения, он оставляет на стеклах окон неповторимые узоры. Где ступает его нога − льдом покрывается вода, а если посохом ударит он по избе, то треснет бревнышко на срубе.
  2. Кроме морозящего посоха в руках у Волшебника всегда находится мешок с подарками. Считается, что он бездонный. Дед Мороз никогда не роется в нем, дабы извлечь подарок. Он просто пускает туда руку, и в его варежку нужный подарок сам прыгает.
  3. Путешествует Мороз Красный нос на санях, запряженных тремя красавцами жеребцами. Зовут лошадей по именам зимних месяцев − Декабрь, Январь и Февраль.
  4. В гардеробе Кудесника имеются длинные шубы трех цветов: белая, синяя и красная. Все они украшаются сказочными узорами, оторачиваются белым мехом и подпоясываются широким поясом.

В настоящее время факты и поверья относительно этого Волшебника тесно переплелись и создали в тандеме чудесные легенды, предания и поверья. Что из всего правда, а что выдумка, определить довольно трудно. Легко узнать только одно: новогодние праздники, а особенно ночь, наполнены чудесами. И сбываются они особенно у тех, кто верит в них всей душой!

1. Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) – славянское божество, повелитель зимнего холода.
Мороз – сын Мары-смерти и мудрого Велеса.
Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака.

2. Супруга Мороза – сама Зима.
Помощники – Мароссы (Трескуны).
Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы – непременно бревно треснет.

3. Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством,
Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей.

4. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.
На праздник приходит с внучкой - Снегурочкой.

5. Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.
Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника «елки» стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

6. Новый год 1 января (пусть и по старому стилю) в Российской империи праздновали далеко не все подданные.
Ведь Новый год не был самостоятельным праздником, он был частью рождественских празднеств, длившихся до Крещения. Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в определенных слоях российского общества прижился, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество (которое, напомним, в ту эпоху праздновалось не после Нового года, как сейчас, когда мы живем по григорианскому календарю, а, конечно, до него). На Рождество люди ходили в гости, устраивали застолья, веселились, гуляя по улицам. На Новый год же собирались в основном в семейном кругу.

7. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза
- поначалу он собирал жертвоприношения, воровал нерадивых детей и уносил их в мешке.
Однако со временем, как это часто бывает, все стало «с ног на голову», и со временем Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР, в этот же период Дед Мороз “ обзавелся” внучкой – Снегурочкой, которая стала неотъемлемым спутником Деда Мороза на праздниках. Дед Мороз стал СИМВОЛОМ ПРАЗДНИКА НОВОГО ГОДА.

8. Родина всероссийского Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области
А где же жил Дед Мороз до того, как поселился в Великом Устюге?
До 1998 года всесоюзный, а потом и всероссийский Дед Мороз обитал в Архангельске. Тысячи писем от детей, адресованные Деду, согласно договоренности с Минсвязи СССР, приходили в Архангельск.

9. В 1998 году мэр Москвы Лужков и губернатор Вологодской области Позгалев усилием своей политический воли (при участии 50 миллионов долларов из столичного бюджета) поселили сказочного старика в Великом Устюге. Российский комитет по связи и информатике официально рекомендовал письма Деду Морозу, идущие со всей страны, отсылать прямиком в Великий Устюг.

10. На Кипре Деда Мороза зовут Василий.

Трескун, Морозко, Студенец - так звали наши древние предки сурового бога зимы и северного ветра. Назвать его добрым не смог бы даже самый оптимистичный славянин, ведь в божественные обязанности входило не только замораживание рек и создание метелей, но и похищение непослушных детей. А еще считалось, что от удара посоха Трескуна в избах трескаются бревна.

Сколько лет Деду Морозу

Ответить на этот вопрос нелегко, ведь как языческий бог он появился более двух тысяч лет назад и точную дату его рождения никто не зафиксировал. Впрочем, в привычном нам образе Дед Мороз впервые появился в 1935 году, так что можно смело считать годом его рождения именно этот.

Собирательный образ

Над образом Деда Мороза поработали люди из самых разных эпох. Невысокий злой дед с седой бородой, бывший богом славян, с приходом христианства подобрел, подрос и стал зваться святым Николаем. При Петре I наш дедушка стал все чаще приносить подарки и отличать хороших малышей от плохих. А вот в СССР подарки от Деда Мороза стали получать все дети, а появляться он начал не только в домах под покровом ночи, но и на торжественных елках в школах, детских садах и даже на заводах. Кстати, расшитая шуба до пят, валенки и боярская шапка Деда Мороза не менялись уже почти 700 лет.

Частые переезды

Вместе со своими образами Дед Мороз менял и место жительства. Первоначально зимний бог жил в лесу и покидал его лишь для того, чтобы сотворить очередную пакость. Его наследник, Николай Чудотворец, жил в городе Патаре, в Малой Азии. Советского Деда Мороза молва поселила в Архангельске, и именно туда ежегодно летели тысячи писем от детей со всей страны. И лишь совсем недавно зимний волшебник переехал в Великий Устюг в Вологодской области.

Семья

В отличие от своего зарубежного коллеги, Дед Мороз в семейной жизни вполне счастлив. В женах у него сама Зима, а уж о внучке Снегурочке знают даже самые маленькие дети. Происхождение же его не столь радужное - матерью Мороза считалась богиня смерти Мара, а отцом - бог мудрости Велес.

Дедушкины конкуренты и коллеги

Сейчас все больше детей путают Деда Мороза с Санта-Клаусом. Это и неудивительно: оба бородаты, таскают в мешках подарки и приходят под Новый год. Также путаница связана с тем, что в любой новогодней рекламе западного товара дети видят Санту. Помимо многочисленных различий в имидже конкурирующих дедушек, разница в том, что Санта - рождественский святой, а Дед Мороз чужд любой религиозной тематике.

Если Санту наш Дед недолюбливает, то с другими коллегами общается весьма охотно. В Великий Устюг часто приезжают не только украинский и белорусский Деды Морозы, но и якутский дед Чисхан, карельский Паккайне и чешский сказочник Микулаш.

20-летний запрет на Деда Мороза

Сложно представить, но почти 20 лет в нашей стране не было ни Деда Мороза, ни даже Нового года. Придя к власти, большевики быстро упразднили все эти «буржуйские» торжества. Лишь в середине 30-х годов было принято решение создать зимний праздник для детей, и образ политически правильного Деда Мороза был разработан несколькими идеологами.

Цена Великого Устюга

Очередной и, надеемся, последний переезд Деда Мороза обошелся стране в круглую сумму. На создание усадьбы в Великом Устюге и переселение туда дедушки со всеми удобствами из бюджета было выделено 50 миллионов долларов.

Дань моде

Несмотря на советское происхождение, считать Деда Мороза аскетом не стоит. В его усадьбе даже есть специальная гардеробная, которой позавидуют многие современные модники. Здесь хранятся расшитые тулупы, боярские шапки, валенки, летние кафтаны и даже лыжный костюм.

Лошади, олени и новогодний козел

Животных у Деда Мороза также предостаточно. Хотя считается, что русский дед обязан ездить на тройке лошадей, есть в усадьбе и другие упряжные. Например, живет здесь любимец хозяина - белый северный олень Лешка. Кстати, лошади и олени оказались не единственными новогодними копытными в истории. Например, в Финляндии зимний праздник олицетворяет козел, поэтому их волшебника зовут Йоулупукки, то есть «рождественский козел».

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

ТЫ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ САНТА-ХРЯКУСА.
- Зачем? Ради мира, доброй воли и звона волшебных бубенцов? Да всем наплевать! Он просто старый толстый клоун, который заставляет людей веселиться в страшдество! И я пережила все это ради какого-то старика, который лазает по детским спаленкам?
- НЕТ. РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОЛНЦЕ ВСТАЛО.
Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Dead Мороз

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.


Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

В книге Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» пропавшего духа Страшдества подменяет Смерть - потому что антропоморфные персонификации должны помогать друг другу

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

* * *

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты