Конспект НОД для детей подготовительной группы. Моя семья. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: Семья
Образовательная область . Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие.
Физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Воспитатель: Кривенцева О.М. МБДОУ д/с №6
Цель: совершенствование диалогической речи детей, умения составлять рассказы на заданную тему.
Задачи:
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
развивать связную речь.
Закреплять и расширять представления детей о семье;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами; прививать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий,
Составление рассказов на тему «Моя семья»,
Чтение рассказов, сказок и стихотворений о папе, маме, разучивание стихов;
инсценирование стихотворений; знакомство с пословицами о семье;
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери»;
Рисование портретов членов семьи.
Оборудование:
Карточка с ребусом;
Семейные фотографии;
Предметы для подвижной игры.
Ход занятия.
1.Организация детей.
2.Разгадывание детьми ребуса (7 я).
Если вы отгадаете слово, которое здесь спрятано, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
3. Беседа.
Как вы понимаете, что такое «семья»?
Кто вы для мамы?
Кто вы для папы?
- Кто это «Мамина мама»?
- Кто это «Папин папа»?
- Кто вы для бабушки?
- Как называют в семье девочку и мальчика?
3.Рассматривание стенда «Моя семья».
Расскажите о своей семье: кто изображён на фотографии, как зовут, где работают, что любите делать вместе.
4.Рассказ детей о своей семье (3 - 4 человека).
Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы.
5.Дидактическая игра с мячом «Комплименты».
А какие они родные и дорогие вам люди?
Мама … (красивая, милая, дорогая, любимая и т.д.).
Папа … (умный, строгий, сильный, смелый и т.д.).
Бабушка …
Дедушка…
Братик…
Сестрёнка…
6. Физкультминутка «Семейная зарядка».
7.Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье».
А сейчас мы отправимся к одной семье в гости и посмотрим, что там происходит.
Как вы думаете, о чём подумал Миша?
Как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?
8.Подвижная игра «Мы – помощники».
- Мама хочет сварить борщ. Принесите то, что ей для этого нужно. Назовите предметы.
- Папа решил сделать скворечник. Принесите то, что ему потребуется. Назовите предметы.
- Бабушка пошла в сад сажать цветы. Принесите, что ей для этого необходимо. Назовите предметы.
- Дедушка собирается на рыбалку. Принесите то, что ему нужно. Назовите предметы.
8.Пословицы о семье из «сундучка».
Назовите пословицы о семье.
При солнышке тепло, при матери добро.
В гостях хорошо, но дома лучше.
Не будет добра, если в доме вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Не нужен клад, коли в семье лад.
Какая пословица вам больше всего понравилась, и как вы её понимаете?
9. Итог.
-Вы –самые счастливые дети, потому что у вас есть дружная и счастливая семья.
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу.
Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.
Задачи:
— обогащать обобщенные представления о составе семьи, нормах этикета, принятых в семье;
— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи;
— формировать навыки проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким людям;
— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование : проектор, слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном»^ Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»), настольнопечатная игра «Правильно — неправильно», аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцков- ского), аудиопроигрыватель.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, в нашей группе проводится конкурс газет на тему «Моя дружная семья». Вам нужно будет вместе с родителями рассказать в своей газете о важных и интересных событиях, которые произошли в вашей семье, семейных правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. А чтобы газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о семье.
Человек рождается в семье благодаря своим родителям. Скажите, пожалуйста, ваши родители всегда были родными людьми?
Дети. Нет, не всегда.
Воспитатель . Да, ваши родители не всегда были родными людьми. Где они жили до того, как встретиться друг с другом?
Дети отвечают.
Они жили в разных семьях, иногда — в разных городах и даже в разных странах. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?
Дети . Женихом и невестой.
Воспитатель . Как их называют после свадьбы?
Дети. Мужем и женой.
Воспитатель . Что такое свадьба?
Дети . Это праздник, в этот день жених и невеста надевают свадебные наряды, женятся.
Воспитатель. Свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Как вы думаете, в газетах, которые вы будете делать вместе со своими родителями, нужно рассказать о свадьбе родителей?
Дети . Да.
Воспитатель . Я согласна с вами, потому что этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. О каких еще интересных событиях, которые происходят в жизни семьи, вы можете рассказать в своих газетах?
Дети . О дне знакомства родителей, о днях рождения: своем, сестры, брата.
Воспитатель . Ребята, в газетах нужно будет рассказать не только об интересных событиях, но и о правилах поведения, поступках, которые ценятся в вашей семье. И чтобы рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить о том, что такое семья.
Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, на котором демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»).
Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?
Дети . На этих картинах изображены семьи.
Воспитатель . Почему вы решили, что на картинах изображены семьи, они ведь такие разные?
Дети. На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.
Воспитатель . Да, ребята, в семье бывает много людей, родственников. Слово «семья» состоит из двух частей — «семь» и «я». Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как художникам удалось передать их любовь, нежность, заботу?
Дети . Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица, они вместе отдыхают, вместе делают домашние дела.
Воспитатель. В семье все любят друг друга, а это значит, что все делают так, чтобы другому человеку было хорошо: радуются при встрече, скучают, когда надолго расстаются, вместе переживают успехи и неудачи. Вместе делают домашние дела, отдыхают. Вы правильно сказали, что любовь родителей к своим детям проявляется в их заботе. А как дети могут выразить свою любовь к старшим?
Дети . Они могут быть послушными, внимательными, помогать, не капризничать.
Воспитатель. К сожалению, не каждый человек может показать, что он любит своих родственников, а ведь им это очень приятно. Послушайте стихотворение о мальчике, который любит своих родных и умеет выразить свою любовь.
Ребенок читает стихотворение С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».
Ребята, кто из вас умеет превращаться дома в такого же доброго волшебника, как этот мальчик?
Дети отвечают.
Ребята, ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы часто их радуете?
Дети отвечают.
А как поступает мама, когда вы болеете?
Дети. Дает лекарство, покупает что-нибудь вкусненькое, говорит нам добрые и ласковые слова.
Воспитатель . А что вы делаете, если болеет мама? Или сестренка, или бабушка?
Дети отвечают.
Наверно, вам всем знакомо стихотворение «Посидим в тишине», которое написала Елена Благинина. Но я хочу, чтобы вы послушали его еще разок и ответили: кто из вас поступает так, как поступила эта девочка.
Ребенок читает стихотворение.
А можете ли вы заметить, что у мамы грустные глаза? Или только мама может заметить, что вы устали или приболели?
Дети отвечают.
Все маленькие дети очень часто плачут. Вот так, наверное, и вы, когда были маленькими, тоже часто плакали. А мамы вас утешали, успокаивали, да? А как они это делали? Что они вам говорили?
Дети отвечают.
И вот вы подросли. Можете ли вы утешить, успокоить свою маму, когда заметите, что в ее глазах блеснули слезинки? Как вы поступите? Сейчас, ребята, я открою вам один секрет: я знаю лекарство от грусти и слез. Оно помогает всем: и мамам, и бабушкам, и сестренкам. Я могу вам его подарить, но унесет его с собой только тот, кто запомнит его наизусть. Итак, если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что:
Ходит ежик во лесу,
Барабулька на носу!
Ежик ей ладошкой машет,
А она поет и пляшет!
Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в лес пойдем
И такую Барабульку
Обязательно найдем!
Н. Пикулева
Только рассказывать эту прибаутку нужно радостным голосом. Очень важно, когда человек видит настроение другого, может сообщить о своем состоянии и его правильно поймут. Чтобы в семье жили дружно, все выполняют правила. Давайте вспомним поведения детей в семье.
Игра «Правильно — неправильно»
Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинки, на которых изображены правила культурного поведения ребенка в семье: следит за тем, чтобы быть чистым и опрятным (стирает одежду, чистит обувь, умывается, принимает душ), следит за порядком (вовремя убирает игрушки, помогает убрать посуду).
Воспитатель. А еще какие правила культурного поведения в семье вы знаете?
Дети. Желать всем доброго утра и спокойной ночи.
Воспитатель . Почему нужно выполнять эти правила?
Дети . Чтобы у всех было хорошее настроение, ведь людям приятно слышать такие слова. Очень важно, чтобы в семье всем было хорошо и уютно.
Воспитатель. Ребята, а как в ваших семьях узнают что-то новое?
Дети. Читают книги, газеты, смотрят фильмы.
Воспитатель . Все верно, чтобы узнавать новое, родители покупают книги, газеты, читают их вместе с детьми, смотрят фильмы. А что делают в семье для того, чтобы научиться видеть красивое?
Дети . Слушают музыку, украшают дом цветами.
Воспитатель. Да, ребята, чтобы научиться видеть красивое, в семье слушают музыку, покупают картины, украшают свой дом цветами. Как в вашей семье заботятся о том, чтобы все были здоровыми?
Дети . Делают зарядку, занимаются спортом, летом купаются в речке, загорают, плавают в бассейне.
Воспитатель . Чтобы беречь свое здоровье, в семье занимаются спортом, делают зарядку, проводят выходные дни на природе, закаляются, посещают бассейн. Вот мы и вспомнили о том, что в крепкой дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Какие пословицы, поговорки вы знаете о таких семьях?
Дети . «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна».
Воспитатель . Молодцы, ребята, интересные рассказы придумали о своих семьях, много пословиц, стихов вспомнили! Я думаю, что у вас получатся замечательные газеты о семьях. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней Ю. Антонова о дружных семьях.
Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).
Открытое занятие для детей подготовительной группы «Моя семья»
Программное содержание:
- Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
- Воспитывать желание заботиться о близких.
- Закрепить навык связной речи.
- Закрепить знание пословиц о семье.
Использованные материалы: иллюстрации «Ребенок заболел», «Дети дарят бабушке цветы», «Поздравляем маму», «Семья в гостиной», карточки с пословицами, ленты гофрированной бумаги шириной 5 см, длиной 20 см и медная проволока длиной 25 см на каждого ребенка.
1. Орг. момент (В кругу)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.
2. Беседа о семье (Сидя за столами)
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
3. Рассказ по картинкам
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)
– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!
– Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
4. Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу )
(дети выполняют движения по тексту)
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:
Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!
5 . Игра на развитие творческого воображения
– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?
6 . Беседа по пословицам (На стульчиках)
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
7. Пальчиковая гимнастика (стоя)
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
8. Изготовление цветка из проволоки (За столами)
– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (изготовление цветка из гофрированной бумаги и проволоки).
– Я хочу вам пожелать, чтоб этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!
НОД в подготовительной группе «Мой дом, моя семья»
Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие семья.
Предварительная работа: Беседы о семье, просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети входят в группу, прежде чем мы начнем занятие давайте поздороваемся с нашими гостями.
Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (ребус на экране проектора)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «Я»-
И получится? (Семья) .
Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья- это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.
2. Вы узнали тему нашего занятия и сейчас я хочу пригласить вас в гости к мальчику Пете. (Дети рассаживаются на стульчики) .
А живет он в этом красивом доме (дом на экране проектора). Чтобы узнать с кем живет Петя вам надо отгадать загадки (при правильных ответах в окнах дома появляются картинки членов семьи)
Загадки: Перед сном надев пижаму,
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
И подскажет как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый (папа)
Кто веселый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой (братишка)
Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка-
Моя младшая (сестренка)
Семья- это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о старших.
3. Вы побывали в гостях у мальчика Пети. А теперь мне хочется узнать о ваших семьях, у вас было домашнее задание, нарисовать портрет своей семьи, кто хочет рассказать о своей семье по вашему рисунку.
(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)
Вопросы: С кем ты живешь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Чем занимаются твои папа и мама?
Как ты заботишься о своей семье?
(Прослушать 2-3 человека)
Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.
4. Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
Верно, а еще мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль), на солнышко или на тучку. Сейчас поиграем в игру: Я буду называть поступки, если вы считаете, что ваш поступок огорчит маму, то поднимаете тучку, а если порадует, то солнышко. (на экране пректора)
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку.
Молодцы!
5. Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»(на экране проектора)
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим, дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо влево делает мой братик Сава,
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
6. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные- это ваш род, ваша большая семья. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье, давайте расскажем их нашим гостям. (дети рассказывают)
Молодцы ребята, я думаю нашим гостям было интересно послушать новые поговорки и пословицы о семье.
7. Сейчас я хочу рассказать вам о то что, есть праздник, который так и называется - День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. (на экране проектора)
Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.
Давайте сделаем красивую открытку:
«Семейная ромашка»
Используемые материалы
1. Картон зелёного цвета
2. Заготовки кружков из бумаги жёлтого цвета (серединка ромашки) .
3. Длинные полоски белой бумаги (лепестки ромашки) .
4. Клей, кисточки для каждого ребёнка.
5. Бумажные салфетки.
Изготовление открытки
1. Концы длинных полос белой бумаги склеиваем на концах. Получаются
«петельки» - лепестки ромашки. Один желтый кружок приклеиваем на середину картона, на него наклеиваем «петельки»- лепестки ромашки, сверху приклеиваем желтую серединку.
Теперь эта замечательная открытка может стать украшением комнаты где собирается вся ваша семья.
Игог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить наше занятие красивым стихотворением, прочитает Арина.
Волшебный символ жизни- семья,
В нем капелька Отчизны, в нем-Я,
В нем папа, мама, братик сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем солнце, и березка, и дом,
В нем все согрето теплом.