Конспект НОД для детей подготовительной группы. Моя семья. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: Семья

12.08.2019

Образовательная область . Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

Воспитатель: Кривенцева О.М. МБДОУ д/с №6

Цель: совершенствование диалогической речи детей, умения составлять рассказы на заданную тему.

Задачи:

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

развивать связную речь.

Закреплять и расширять представления детей о семье;

- воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами; прививать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий,

Составление рассказов на тему «Моя семья»,

Чтение рассказов, сказок и стихотворений о папе, маме, разучивание стихов;

инсценирование стихотворений; знакомство с пословицами о семье;

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери»;

Рисование портретов членов семьи.

Оборудование:

Карточка с ребусом;

Семейные фотографии;

Предметы для подвижной игры.

Ход занятия.

1.Организация детей.

2.Разгадывание детьми ребуса (7 я).

Если вы отгадаете слово, которое здесь спрятано, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

3. Беседа.

Как вы понимаете, что такое «семья»?

Кто вы для мамы?

Кто вы для папы?

- Кто это «Мамина мама»?

- Кто это «Папин папа»?

- Кто вы для бабушки?

- Как называют в семье девочку и мальчика?

3.Рассматривание стенда «Моя семья».

Расскажите о своей семье: кто изображён на фотографии, как зовут, где работают, что любите делать вместе.

4.Рассказ детей о своей семье (3 - 4 человека).

Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы.

5.Дидактическая игра с мячом «Комплименты».

А какие они родные и дорогие вам люди?

Мама … (красивая, милая, дорогая, любимая и т.д.).

Папа … (умный, строгий, сильный, смелый и т.д.).

Бабушка …

Дедушка…

Братик…

Сестрёнка…

6. Физкультминутка «Семейная зарядка».

7.Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье».

А сейчас мы отправимся к одной семье в гости и посмотрим, что там происходит.

Как вы думаете, о чём подумал Миша?

Как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?

8.Подвижная игра «Мы – помощники».

- Мама хочет сварить борщ. Принесите то, что ей для этого нужно. Назовите предметы.

- Папа решил сделать скворечник. Принесите то, что ему потребуется. Назовите предметы.

- Бабушка пошла в сад сажать цветы. Принесите, что ей для этого необходимо. Назовите предметы.

- Дедушка собирается на рыбалку. Принесите то, что ему нужно. Назовите предметы.

8.Пословицы о семье из «сундучка».

Назовите пословицы о семье.

При солнышке тепло, при матери добро.

В гостях хорошо, но дома лучше.

Не будет добра, если в доме вражда.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Какая пословица вам больше всего понравилась, и как вы её понимаете?

9. Итог.

-Вы –самые счастливые дети, потому что у вас есть дружная и счастливая семья.

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу.

Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Задачи:

— обогащать обобщенные представления о составе семьи, нормах этикета, принятых в семье;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи;

— формировать навыки проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким людям;

— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : проектор, слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном»^ Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»), настольнопечатная игра «Правильно — неправильно», аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцков- ского), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, в нашей группе проводится конкурс газет на тему «Моя дружная семья». Вам нужно будет вместе с родителями рассказать в своей газете о важных и интересных событиях, которые произошли в вашей семье, семейных правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. А чтобы газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о семье.

Человек рождается в семье благодаря своим родителям. Скажите, пожалуйста, ваши родители всегда были родными людьми?

Дети. Нет, не всегда.

Воспитатель . Да, ваши родители не всегда были родными людьми. Где они жили до того, как встретиться друг с другом?

Дети отвечают.

Они жили в разных семьях, иногда — в разных городах и даже в разных странах. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?

Дети . Женихом и невестой.

Воспитатель . Как их называют после свадьбы?

Дети. Мужем и женой.

Воспитатель . Что такое свадьба?

Дети . Это праздник, в этот день жених и невеста надевают свадебные наряды, женятся.

Воспитатель. Свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Как вы думаете, в газетах, которые вы будете делать вместе со своими родителями, нужно рассказать о свадьбе родителей?

Дети . Да.

Воспитатель . Я согласна с вами, потому что этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. О каких еще интересных событиях, которые происходят в жизни семьи, вы можете рассказать в своих газетах?

Дети . О дне знакомства родителей, о днях рождения: своем, сестры, брата.

Воспитатель . Ребята, в газетах нужно будет рассказать не только об интересных событиях, но и о правилах поведения, поступках, которые ценятся в вашей семье. И чтобы рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить о том, что такое семья.

Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, на котором демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»).

Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?

Дети . На этих картинах изображены семьи.

Воспитатель . Почему вы решили, что на картинах изображены семьи, они ведь такие разные?

Дети. На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.

Воспитатель . Да, ребята, в семье бывает много людей, родственников. Слово «семья» состоит из двух частей — «семь» и «я». Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как художникам удалось передать их любовь, нежность, заботу?

Дети . Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица, они вместе отдыхают, вместе делают домашние дела.

Воспитатель. В семье все любят друг друга, а это значит, что все делают так, чтобы другому человеку было хорошо: радуются при встрече, скучают, когда надолго расстаются, вместе переживают успехи и неудачи. Вместе делают домашние дела, отдыхают. Вы правильно сказали, что любовь родителей к своим детям проявляется в их заботе. А как дети могут выразить свою любовь к старшим?

Дети . Они могут быть послушными, внимательными, помогать, не капризничать.

Воспитатель. К сожалению, не каждый человек может показать, что он любит своих родственников, а ведь им это очень приятно. Послушайте стихотворение о мальчике, который любит своих родных и умеет выразить свою любовь.

Ребенок читает стихотворение С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».

Ребята, кто из вас умеет превращаться дома в такого же доброго волшебника, как этот мальчик?

Дети отвечают.

Ребята, ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы часто их радуете?

Дети отвечают.

А как поступает мама, когда вы болеете?

Дети. Дает лекарство, покупает что-нибудь вкусненькое, говорит нам добрые и ласковые слова.

Воспитатель . А что вы делаете, если болеет мама? Или сестренка, или бабушка?

Дети отвечают.

Наверно, вам всем знакомо стихотворение «Посидим в тишине», которое написала Елена Благинина. Но я хочу, чтобы вы послушали его еще разок и ответили: кто из вас поступает так, как поступила эта девочка.

Ребенок читает стихотворение.

А можете ли вы заметить, что у мамы грустные глаза? Или только мама может заметить, что вы устали или приболели?

Дети отвечают.

Все маленькие дети очень часто плачут. Вот так, наверное, и вы, когда были маленькими, тоже часто плакали. А мамы вас утешали, успокаивали, да? А как они это делали? Что они вам говорили?

Дети отвечают.

И вот вы подросли. Можете ли вы утешить, успокоить свою маму, когда заметите, что в ее глазах блеснули слезинки? Как вы поступите? Сейчас, ребята, я открою вам один секрет: я знаю лекарство от грусти и слез. Оно помогает всем: и мамам, и бабушкам, и сестренкам. Я могу вам его подарить, но унесет его с собой только тот, кто запомнит его наизусть. Итак, если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что:

Ходит ежик во лесу,

Барабулька на носу!

Ежик ей ладошкой машет,

А она поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою

Завтра тоже в лес пойдем

И такую Барабульку

Обязательно найдем!

Н. Пикулева

Только рассказывать эту прибаутку нужно радостным голосом. Очень важно, когда человек видит настроение другого, может сообщить о своем состоянии и его правильно поймут. Чтобы в семье жили дружно, все выполняют правила. Давайте вспомним поведения детей в семье.

Игра «Правильно — неправильно»

Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинки, на которых изображены правила культурного поведения ребенка в семье: следит за тем, чтобы быть чистым и опрятным (стирает одежду, чистит обувь, умывается, принимает душ), следит за порядком (вовремя убирает игрушки, помогает убрать посуду).

Воспитатель. А еще какие правила культурного поведения в семье вы знаете?

Дети. Желать всем доброго утра и спокойной ночи.

Воспитатель . Почему нужно выполнять эти правила?

Дети . Чтобы у всех было хорошее настроение, ведь людям приятно слышать такие слова. Очень важно, чтобы в семье всем было хорошо и уютно.

Воспитатель. Ребята, а как в ваших семьях узнают что-то новое?

Дети. Читают книги, газеты, смотрят фильмы.

Воспитатель . Все верно, чтобы узнавать новое, родители покупают книги, газеты, читают их вместе с детьми, смотрят фильмы. А что делают в семье для того, чтобы научиться видеть красивое?

Дети . Слушают музыку, украшают дом цветами.

Воспитатель. Да, ребята, чтобы научиться видеть красивое, в семье слушают музыку, покупают картины, украшают свой дом цветами. Как в вашей семье заботятся о том, чтобы все были здоровыми?

Дети . Делают зарядку, занимаются спортом, летом купаются в речке, загорают, плавают в бассейне.

Воспитатель . Чтобы беречь свое здоровье, в семье занимаются спортом, делают зарядку, проводят выходные дни на природе, закаляются, посещают бассейн. Вот мы и вспомнили о том, что в крепкой дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Какие пословицы, поговорки вы знаете о таких семьях?

Дети . «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна».

Воспитатель . Молодцы, ребята, интересные рассказы придумали о своих семьях, много пословиц, стихов вспомнили! Я думаю, что у вас получатся замечательные газеты о семьях. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней Ю. Антонова о дружных семьях.

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

Открытое занятие для детей подготовительной группы «Моя семья»

Программное содержание:

  • Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
  • Воспитывать желание заботиться о близких.
  • Закрепить навык связной речи.
  • Закрепить знание пословиц о семье.

Использованные материалы: иллюстрации «Ребенок заболел», «Дети дарят бабушке цветы», «Поздравляем маму», «Семья в гостиной», карточки с пословицами, ленты гофрированной бумаги шириной 5 см, длиной 20 см и медная проволока длиной 25 см на каждого ребенка.

1. Орг. момент (В кругу)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.

2. Беседа о семье (Сидя за столами)

– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)

3. Рассказ по картинкам

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)

– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!

– Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

4. Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу )

(дети выполняют движения по тексту)

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:

Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.

Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!

Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.

Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.

Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.

Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.

Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:

Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.

В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.

Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!

Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!

5 . Игра на развитие творческого воображения

– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?

6 . Беседа по пословицам (На стульчиках)

– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье)

7. Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя.

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

8. Изготовление цветка из проволоки (За столами)

– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (изготовление цветка из гофрированной бумаги и проволоки).

– Я хочу вам пожелать, чтоб этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!

НОД в подготовительной группе «Мой дом, моя семья»

Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие семья.

Предварительная работа: Беседы о семье, просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети входят в группу, прежде чем мы начнем занятие давайте поздороваемся с нашими гостями.

Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (ребус на экране проектора)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья) .

Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья- это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.

2. Вы узнали тему нашего занятия и сейчас я хочу пригласить вас в гости к мальчику Пете. (Дети рассаживаются на стульчики) .

А живет он в этом красивом доме (дом на экране проектора). Чтобы узнать с кем живет Петя вам надо отгадать загадки (при правильных ответах в окнах дома появляются картинки членов семьи)

Загадки: Перед сном надев пижаму,

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

И подскажет как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый (папа)

Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (братишка)

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя младшая (сестренка)

Семья- это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о старших.

3. Вы побывали в гостях у мальчика Пети. А теперь мне хочется узнать о ваших семьях, у вас было домашнее задание, нарисовать портрет своей семьи, кто хочет рассказать о своей семье по вашему рисунку.

(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)

Вопросы: С кем ты живешь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Чем занимаются твои папа и мама?

Как ты заботишься о своей семье?

(Прослушать 2-3 человека)

Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.

4. Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

Верно, а еще мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль), на солнышко или на тучку. Сейчас поиграем в игру: Я буду называть поступки, если вы считаете, что ваш поступок огорчит маму, то поднимаете тучку, а если порадует, то солнышко. (на экране пректора)

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку.

Молодцы!

5. Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»(на экране проектора)

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим, дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо влево делает мой братик Сава,

А я сам бегу трусцой и качаю головой.

6. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные- это ваш род, ваша большая семья. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье, давайте расскажем их нашим гостям. (дети рассказывают)

Молодцы ребята, я думаю нашим гостям было интересно послушать новые поговорки и пословицы о семье.

7. Сейчас я хочу рассказать вам о то что, есть праздник, который так и называется - День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. (на экране проектора)

Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.

Давайте сделаем красивую открытку:

«Семейная ромашка»

Используемые материалы

1. Картон зелёного цвета

2. Заготовки кружков из бумаги жёлтого цвета (серединка ромашки) .

3. Длинные полоски белой бумаги (лепестки ромашки) .

4. Клей, кисточки для каждого ребёнка.

5. Бумажные салфетки.

Изготовление открытки

1. Концы длинных полос белой бумаги склеиваем на концах. Получаются

«петельки» - лепестки ромашки. Один желтый кружок приклеиваем на середину картона, на него наклеиваем «петельки»- лепестки ромашки, сверху приклеиваем желтую серединку.

Теперь эта замечательная открытка может стать украшением комнаты где собирается вся ваша семья.

Игог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить наше занятие красивым стихотворением, прочитает Арина.

Волшебный символ жизни- семья,

В нем капелька Отчизны, в нем-Я,

В нем папа, мама, братик сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем солнце, и березка, и дом,

В нем все согрето теплом.


© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты