Как сшить сарафан в народном стиле. Русская народная одежда с выкройками

05.09.2019

Не только знаменитые имена и значимые события составляют основу национальной истории любого народа. Отличается она и национальной одеждой, которая есть у всех без исключения. И если в большинстве случаев она так и остается просто декоративным элементом для выступлений и представления в музеях, то русский народный сарафан сегодня становится все более популярным в качестве повседневной одежды.

Несмотря на популярность, купить его не так просто, да и стоит он немало, но если Вы хотите иметь такой сарафан, сшейте его сами.

Выкройка русского народного сарафана

  • Для построения выкройки нужно снять 3 мерки: длина от плеча до груди, обхват груди, длина от груди до пола. Затем построить большой прямоугольник. Его ширина должна равняться полуобхвату под грудью, а высота - длине изделия. Необходимо также оставить по 4 см на припуски для швов.
  • Далее сделать выкройку верха. Нужно начертить трапецию, высота которой равняется длине от верха груди до линии, где начинается подол сарафана, закруглить ее боковые стороны под проймы. Затем построить выкройку бретели любой ширины. Длина ее должна равняться размеру от плеча до начала груди, умноженный на 2 с добавлением припусков на швы. Выкройку следует перенести на ткань, после чего вырезать по 2 детали.

  • Для выкройки русского народного сарафана по старинному способу шитья понадобится 8 м шелка вискозы - для сарафана, 5 м полотна - рубаха, 4 м белой бязи - нижняя юбка, 3 м белой бязи - подкладка, 3 м шелка маркизета - рубашка.
  • Классический русский народный сарафан состоит из 6 частей с подкладкой до бедер. 2 части идут на бока, перед и спину. Все швы в боках зашиваются по талии, на груди и спине - вытачки вместе с подкладкой. По центру спины, сзади, складка до талии зашивается, а затем идет свободно. В виде застежки ряд стеклянных цветных пуговиц обычно проходит по центру. Отделка сарафана представляет собой простое кружево с фигурной тесьмой.
  • Рубашка для сарафана по подолу вышивается. В бока рукавов и рубахи вводятся снизу клинья. Рукав, выкроенный из прямого полотнища, у плеча собирается несколько раз и, накладываясь, образует короткое плечо. У кисти рукава вырезаются зубцами, затем собираясь на резинке, образуют оборки. Застежки и ворот рубашки отделываются белой фигурной тесьмой и узким кружевом.

Русский сарафан для девочки

  • Начните процесс шитья с выбора материала, обратив внимание на яркость и качество ткани. Русский сарафан должен выглядеть одноцветным, ярким или быть с орнаментным рисунком. Если подобрана рубашка для сарафана, ткань можно подобрать под ее отделку. Теперь можно приступать к построению выкройки сарафана. Для этого измерьте рост девочки от пола до подмышек. Эта мерка станет длиной сарафана, но для девочки наряд сшейте не в пол, как для взрослых, а выше на несколько см.

  • Измерьте обхват груди и увеличьте размер в 2,5 р. Эта мерка станет шириной юбки. Если хотите сделать сарафан расклешенным книзу, сшейте его из 4 частей, которые расширяются к подолу.
  • После этого раскроите остальные части. Начертите кокетку, нарисовав полосу, длина которой совпадает с обхватом груди с прибавлением с каждой стороны по 6 см. Ее ширина составляет от 10 до 12 см. Лямки выкройте шириной 10 см, а длиной 40 см. Лишние части при примерке отрежьте. Боковые швы прошейте, а края обметайте. Первый шов расположите сзади, но не прошивайте его до конца, оставив небольшое место для застежки. Края застежки подогните и от края на 1 см в виде буквы «П» перевернутой прошейте.
  • По верху юбки сарафана сделайте строчку крупными стежками. Ее нужно стянуть так, чтобы длина стала меньше длины кокетки на 4 см. Складки распределите равномерно. Кокетку пришейте и выровняйте по центру. После этого стык должен быть в районе застежки. Вместе с верхним срезом юбки края кокетки обметайте.
  • Загните кокетку в 2 р., таким образом, чтобы прошить с изнанки торцы. После выверните их и, подогнув свободную сторону кокетки, вручную приметайте. Затем прошейте на швейной машинке. Чтобы шов получился ровным, изнаночную сторону кокетки можете перед этим пришить потайными стежками. Подол обметайте и подбейте. Пуговицу пришейте на кокетку и на другой стороне сделайте петлю.
  • Лямки по длине сшейте с изнанки и выверните. К переду пришейте их так, чтобы край изнутри оказался спереди. Сарафан наденьте на девочку и определите длину лямок, отрезав лишнее. Лямки пришейте сзади ближе к центру, так они не будут падать с плеч. Отделайте его декоративными оборками, атласными лентами по подолу, по лямкам и верху.

Сарафан в русском стиле

Вам понадобится 2,5 м при ширине 110 см сатина и однотонного ситца, 2 м шириной 90 см - цветной ткани в мелкий рисунок, 10 м кружева, бумага для выкройки, сантиметровая лента. Для начала измерьте ширину груди и спины. Постройте на бумаге выкройку с учетом этих размеров.

  • Вырежьте из цветной ткани по 2 детали, который станут лямками и кокетками сарафана. Из остатков ткани вырежьте ленты шириной 10 см, их можно использовать на отделку. Выкройте 2 трапеции из однотонной ткани и определите их высоту, учитывая нужную длину сарафана. Верхнее основание трапеции постройте разным, а длину низа равным 110 см. Также переднее полотнище должно равняться 8 см, а заднее быть больше ширины спины на 5 см. Боковые части кокетки сшейте, обработав верхнюю часть тесьмой.
  • Проложив цветную ленту по центру передней части и тесьму вдоль шва, пришейте их вместе. Боковые части заднего и переднего полотнища сшейте. Обработайте подол цветной отделочной лентой вместе с тесьмой, проложенной вдоль шва. Подол отгладьте. Прострочите крупным стежком верхнюю часть полотнищ, собрав по ширине нижней части кокетки «в кулиску».
  • Кокетку сшейте вместе с нижней частью сарафана. Все швы с изнанки прогладьте и обработайте. Сложите пополам лямки, прострочите и проложите тесьму по краю. Лямки прогладьте и, надев сарафан, отрегулируйте их местоположение. После чего пристрочите к кокетке. Ваш русский народный сарафан готов.

Если хотите приобрести для своего гардероба уникальную одежду, которая не оставит ни одного мужчину равнодушным, сшейте русский народный сарафан. Это исконно русская одежда всегда занимала особое место в гардеробе каждой женщины и сегодня вновь возвращается в моду. Разнообразный стиль выкроек, красивые ткани, декоративные элементы украшения - все это поможет обладательнице сарафана в русском стиле с легкостью создать воздушный и женственный образ.

Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.


Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.


Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.


Нарядный сарафан для знаменательных событий

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.


Талия чаще всего не обозначалась

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.


Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.


Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.


Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.


Старинные распашные сарафаны

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.


Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.


Более современная версия традиционного русского сарафана

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево. Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.


Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.


Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.


Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

Историческая справка

Сарафан - собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII - XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках - больших коробах из липы.

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант - глухой туникообразный сарафан - шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным - широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления - красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани - двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях - Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы - дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные - из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных - металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные - из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех - шести прямых полотнищ ткани - «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

Посмотреть каталог готовых выкрое к

Русский народный сарафан – безрукавный предмет одежды крестьянского женского этнического костюма. Модель простого кроя представляет собой цельную или состоящую из лифа и юбки удлиненную конструкцию на бретелях плотно прилегающего силуэта, расклешенную, с завышенным уровнем талии или отрезным поясом.

runivers.org

Традиционная модель претерпевала различные изменения с 12 до начала 20 века. В современной моде изделие существует в стилизованном виде. Популярный вариант длины изделия – в пол.

Особенности конструкции

Исторически каждый российский регион имел собственный фасон народного костюма. Выкройки русских сарафанов различались в зависимости от возраста, социального и экономического положения женщины.

moda.jofo.me

Изначально изделия были многосоставные и тяжелые. Модели шились из шерсти и окрашивались в темные цвета. В домашнем быту использовались сатиновые легкие варианты. Возможность шить модели из цветных тканей, произведенных фабричным способом, российские женщины-крестьянки получили в начале 19 века.

Фасоны традиционного изделия

  • Прямой, слегка расклешенный.
  • Прямой со сплошным швом спереди (с застежкой из ряда пуговиц).
  • Расклешенный (слегка или сильно), состоящий из лифа и юбки.
  • Расклешенный при помощи выкроенных по косой боковых клиньев.

Классическая модель складывается из шести частей и снабжается подкладкой, достигающей уровня бедер. Передняя, задняя и боковые полотна состоят из двух деталей. Боковые швы выполняются на уровне талии. Складка, расположенная в центре спины сзади, зашивается на уровне талии, а после ложится свободно.

При раскрое простой модели значениями обхвата талии и объема бедер можно пренебречь.

Застежка – сплошной ряд пуговиц цветного стекла – проходит по центру переднего полотнища. Отделкой модели служит кружево, дополненное тесьмой фигурного типа.

Изделие со сплошной застежкой

Широкая модель (либо конструкция с вытачками в области талии) снабжается передней сплошной застежкой из пуговиц.

club.season.ru

Перед тем, как сшить русский женский костюм подобного фасона, необходимо определиться с его длиной и снять основные мерки:

  • длина от края плеча до уровня груди;
  • грудной обхват;
  • длина от уровня груди до низа изделия (щиколотки).

Ход работы

  1. Основой кроя служит объемный прямоугольник. Его ширина определяется значением половины обхвата туловища под грудью. Высота прямоугольника – длина готового изделия. Припуски для обработки краев достигают 4 см.
  2. Верхняя часть модели представляет собой трапецию с высотой, равной длине от верхней точки груди до линии начала подола. Бока грудной линии следует закруглить, чтобы после построить пройменные вырезы.
  3. Ширина бретелей варьируется с учетом общей ширины. Длина равна удвоенному расстоянию от плеча до начала области груди.
  4. Чтобы грамотно скроить модель, детали построения переносят на ткань с учетом припусков.

Расклешенная широкая модель

Свободное изделие снабжается бретелями, берущими начало из центра переднего полотнища и заканчивающимися в области пройм на спине.

sarafany.narod.ru

В данном случае понадобится определить расстояние от подола до уровня пройменных вырезов (длина изделия). А также обхват груди, увеличенный в 2,5 раза (ширина юбочной части).

Детали выкроенного сарафана

  • Переднее полотнище – 1.
  • Заднее полотнище – 1.
  • Клинья – 4.
  • Бретели – 2.
  • Обтачки верха – 2.

Ход работы

  1. Юбку сшейте из двух полотнищ, и тогда изделие получится прямым. Модель А-силуэта создается с помощью четырех клиньев, выкроенных по косой. Клиновидные фрагменты соединяют основные полотнища по бокам. Их можно сложить из мелких тканевых отрезков (лоскутов). Полочки и спинка в данном случае могут снабжаться карманами накладного типа.
  2. Кокетка выглядит как полоса, длина которой соответствует мерке обхвата груди. С каждой стороны полоса удлиняется на 6 см. Ширина кокетки – 10-12 см.
  3. Ширина лямок составит 10 см, длина – 40 см.
  4. Сшиваемые детали в первую очередь объединяются по бокам.
  5. Первый центральный шов располагается сзади, но не закрывается полностью. В верхней части необходимо оставить незакрытое пространство для выреза и одной пуговицы над ним.
  6. Изделие аналогичного кроя предполагает использование бретелей-кокеток и отделки из цветной ленты.

Ход работы

  1. Из ткани одного цвета вырезаются две детали, которые будут одновременно выполнять функции бретелей и частей кокетки.
  2. Отделка изделия – лента того же типа шириной 10 см.
  3. Из ткани вырезаются две трапециевидных детали, их высота равна длине изделия.
  4. Необходимо проследить за тем, чтобы ширина заднего полотнища оказалась на 5 см больше мерки спинной ширины.
  5. Боковые края фрагментов кокетки соединяются. Верх обрабатывается с помощью декоративной тесьмы.

sukhum-moscow.ru

Модель «в пол», выполненная из шелка или хлопчатобумажного полотна яркой расцветки, дополняется белой рубашкой до уровня бедер (материал модели – шелк, лен). Хорошо, если она отдекорирована мелкой вышивкой «мулине». Нижний срез рубашки снабжается клиньями.

club.season.ru

Рукав прямого типа собирается и закладывается в области плеча. Длинный рукав (до кисти) оформляется резными зубцами и собирается с помощью эластичной ленты.

Горловина и застежка декорируются узкой кружевной полосой и тесьмой фигурного типа.

Традиционная одежда шьется чаще всего без выкройки, и это понятно, ведь шить ее должна была уметь любая женщина. Изначально русский сарафан шился из нескольких полос, поскольку отрез чаще всего имел небольшую ширину. Сейчас в магазине можно найти яркую хлопчатобумажную ткань любой ширины, так что крой можно при желании упростить. Сделайте лекало для кокетки. Измерьте обхват торса над грудью. Сантиметровая лента должна проходить через подмышки, параллельно полу. Разделите эту мерку пополам. Если у вас нормальная осанка, обе детали кокетки будут иметь одинаковую длину.

Для сутулой фигуры на пару сантиметров увеличьте заднюю часть, для перегибистой – переднюю

Ширина кокетки - 12 см. Постройте на бумаге прямоугольники с нужными размерами. Положите детали так, чтобы длинные стороны располагались горизонтально. По нижним сторонам обеих деталей отложите в сторону центра по 0,5 см с каждой стороны. Соедините верхние углы с этими новыми точками прямыми линиями. Задняя деталь готова, ее осталось только обвести. Переднюю деталь нужно немного достроить. Найдите середины горизонтальных линий и соедините их прямой, продолжив ее на 1 см вниз. Это отметку соедините с нижними углами плавной кривой. Лекало готово. Вам понадобится по 2 детали кокетки. Если сарафан будет на подкладке, внутренние части обеих деталей сделайте из подкладочной ткани . Задняя часть кокетки заканчивается почти на линии талии, так что можно ее сделать и шире.

Пошив летнего женского платья

  • Подробнее

Бретели и подол

Выкроите 2 прямоугольника для бретелек. Ширина их должна быть в 2 раза больше готовой детали, плюс по 1 см с каждой стороны на припуски. Полотнища сарафана представляют собой сшитые вместе полоски ткани. Кромки можно не обрезать. Вам нужно знать длину изделия от низа кокетки до низа. Классический сарафан шьется из 7 полотнищ – 3 спереди и 4 сзади. Задние полотнища намного короче передних, поскольку кокетка располагается ниже примерно на 20 см. Если сарафан на подкладке, подкладочная ткань должна быть той же ширины, что и основная.

Сборка народного сарафана

Сшейте 3 длинных полотнища для переда. Соберите вместе и полотнища задней части. Сшейте обе заготовки. По верхнему срезу прошейте детали швом «вперед иголку» и сделайте сборки. Сложив попарно детали кокетки изнаночными сторонами наружу, сострочите переднюю и заднюю половинки. Сложите детали кокетки попарно, лицевой стороной внутрь. Сметайте и сострочите верхний шов, выверните детали и заутюжьте швы. Подогните края открытых срезов внутрь на 0,5 см и тоже заутюжьте. Выверните кокетку на изнаночную сторону, сметайте и стачайте боковые швы. Вложите основную часть сарафана между слоями кокетки и аккуратно вметайте, укладывая красивыми сборками, а затем втачайте.

Если есть подкладка, сшейте ее так же, как и внешнюю часть, прошейте по верхнему краю и вложите между слоями кокетки вместе с основной частью так, чтобы совпали верхние срезы

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты