Как делать массаж рук детям для развития мелкой моторики? Пальчиковая гимнастика и массаж рук избавят от речевых проблем

20.07.2019

Консультация будет интересна и полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей всех возрастных групп. В консультации описаны приемы массажа и самомассажа рук и пальчиков, а также, массаж с помощью грецких орехов, карандашей, иглбола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65 комбинированного вида, Красносельского района, города Санкт - Петербурга

Массаж рук.

Составитель:

Педагог - психолог

Васильева

Жанна Николаевна

Массаж позволяет активизировать

и синхронизировать работу

обоих полушарий мозга,

В.А. Сухомлинский утверждал,

что «Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.

Упражнения улучшают циркуляцию крови.

Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:

мизинец - с сердцем,

безымянный - с печенью,

средний - с кишечником и позвоночником,

указательный - с желудком,

большой - с головным мозгом.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам:

от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Очень полезен в таких играх массажный мяч - Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.

В технику массажа входят следующие приемы:

Поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика

До основания;
- похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев

До локтя;
- вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение

Кистивправо, влево;
- поворот руки ладонью вверх - ладонью вниз;
- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.

Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому

Суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые

Движения в центре ладони.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 3 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д.

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки,Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу -полетели!

На головку сели.

(Поднимите руки вверх, затем опустите их «домиком»на голову.)

4. «Домик»

Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики играются, Открываются,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закрываются.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столувместе или вразнобой.)

Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.

Массажот 3 до 7 лет

С помощью карандаша

Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
- перекатывать между ладонями;
- катать по тыльной стороне руки;
- раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
- удерживать одним пальцем руки;
- раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).

Массаж с помощью грецких орехов

С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
- прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж пуговицами

Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:
- проведите ладонями по поверхности пуговиц;
- зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в пуговичное "море" и поплавайте в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),

Захватите "щепотку" пуговиц и отпустите.
Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.

Растирание ладоней

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,Будем няне (маме) помогать.

Растирание пальцев

«Крепко пальчики сожмём,После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю,Искры, пламя выбиваю!»

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,Быстро мука мелется.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,Острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть,Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,Острый ножик наточили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,И терпения набраться.

«Сильным я родился,А ну, стена, подвинься!»

Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.

«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Комплексы по самомассажу и массажу

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава.

«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

Иглбол со стихами

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

* * *

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

* * *

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)
пальцы сначала на левой, потом на правой руке.

В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение

несколько раз.

Список литературы:

1. "Пальчиковые игры и упражнения для детей - пальчиковая массажная гимнастика

С иглболом",

Наряду с постоян­ной заботой о соматическом здо­ровье малыша, не меньших усилий требует от родите­лей и интеллектуальное развитие ребенка. Интел­лект - это не только на­копление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.


Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно на­учиться. И чем раньше вы с ребенком начнете зани­маться в этом направле­нии, тем больше надеж­ды, что проблем в школь­ном обучении у вашего ребенка не будет.

Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимос­ти от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две сто­роны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Разви­вая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.

Есть много различных способов, методов и ме­тодик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, вли­яющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.

Массируя определен­ную микросхему тела (ухо, рука), мы заставля­ем четко и слаженно работать все системы организма. Имен­но слаженная работа всех систем под­готавливает почву для лучшего разви­тия памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также спо­собствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.

Массаж можно применять с само­го раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из ва­шего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать это­му, помогая малышу самому осваи­вать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения само­стоятельно. Если массаж делается ре­гулярно (каждый день), ребенок при­выкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой ра­зумеющееся - как, к примеру, еже­дневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, зани­мает не более 10 минут. Время, потра­ченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.

Аурикулярный массаж для детей

Этот массаж помогает лучше ра­ботать и развиваться различным сис­темам организма, нормализует состо­яние нервной системы, усиливает кон­центрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.

Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Не­сложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позво­лили широко внедрить этот метод мас­сажа в детскую практику. Такой мас­саж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.

По утверждению восточных цели­телей, ушная раковина является пуль­том управления всего тела. Некото­рые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в пе­ревернутом виде: мочка уха соответ­ствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туло­вища и конечности.

Воздействуя на изве­стные сегодня 170 точек ушной раковины, мож­но активизировать рабо­ту всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «конт­ролирует» определен­ную систему организма человека. Так, определе­ны зоны для повышения силы концентрации вни­мания и улучшения па­мяти.

Самый простой вари­ант целенаправленного влияния на зоны внима­ния и памяти приводит­ся ниже.

  • противокозелок;
  • треугольная ямка;
  • зона перехода нож­ки завитка в его восходящую часть;
  • воронка, самая глу­бокая часть рако­вины.

Массаж аурикул можно проводить не­сколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выпол­нять его перед сном. По­лезно растереть уши сра­зу после сна, можно не вставая с постели. Безус­ловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.

Аурикулярный мас­саж целесообразно начи­нать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и да­лее - ножки завитка, по­вторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сна­чала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и ра­ковины в направлении от противоза­витка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной рако­вины надо хорошо отмассировать ко­зелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной рако­вины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.

Массаж ушных раковин нужно де­лать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - пра­вой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ре­бенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остано­вок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь пре­дыдущий эффект. Желательно при мас­саже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как пра­вило, выбор ритма происходит инстин­ктивно.

Эффект от массажа ушной ракови­ны усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.

Кисти рук - еще один «экран» со­стояния систем и органов человека.

Знаете ли вы, что пальчики ваше­го малыша, еще такие неловкие и не­умелые, помогают ему учиться мыс­лить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их ко­ординация, тем быстрее у него разви­вается речь, а следовательно, и мыш­ление.

Считается, что если ребенок в 7-ме­сячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится рече­вых расстройств, сложностей в разви­тии мышления.

Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в воз­расте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).

Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.

Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладош­ка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсив­нее, с большими усилиями, чем тыль­ную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладош­ки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ре­бенка в кулачок, и безымянный па­лец будет указывать место располо­жения этой точки.

Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со сторо­ны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выпол­нять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала не­обходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом ра­стираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввин­чивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж за­канчивается поглаживанием пальчи­ка, его растягиванием.

Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдаю­щихся частей ладони у основания это­го пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на пра­вой руке, а затем на левой, безымян­ный на правой - на левой и т. д.

Общий массаж кисти заканчивает­ся растиранием запястий, что улучша­ет лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способ­ствует повышению им­мунитета.

Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!

Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференциро­ваннее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслитель­ная деятельность, речь.

Обращайте внима­ние на ведущую руку ре­бенка. У людей с доми­нантным (ведущим) ле­вым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доми­нантным правым полу­шарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и пра­вой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости за­ставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут вы­явиться негативные проявления пси­хики ребенка.

Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.

А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.

Своеобразные «занятия» вы мо­жете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.

Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спе­шите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробо­вать застегнуть еще более мелкие пуговицы.

Очень полезна для развития ко­ординации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыро­колом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и пока­зать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дыроч­кам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти за­нятия развивают зри­тельную память, учат концентрировать вни­мание.

Дайте в руки ребен­ку тонкие счетные па­лочки. Их надо удер­жать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может услож­ниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выпол­нить такое упражнение, предложите ему выстро­ить такой же колодец при следующем усло­вии: палочки можно брать только одноимен­ными пальцами обеих

рук: сначала выстроить колодец ми­зинцами, затем только безымянны­ми, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.

Задания эти трудные, но выполни­мые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выпол­нять это задание, внося в игру сорев­новательный элемент, у ребенка будут формироваться только положитель­ные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потре­бует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.

Чтобы ребенок не скучал, а одно­временно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще пред­лагайте краски с кисточками, каран­даши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фи­гурок пальчиками.

Хорошо бы научить ребенка иг­рать на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округ­лой, пальцы немного согнутыми. Уда­рять сильно, уверенно о твердую по­верхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с боль­шого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Боль­шой палец отрывается от поверхнос­ти только тогда, когда следующий па­лец уверенно ударяется о стол, и т. д.

Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрос­лые любят играть не меньше детей.

Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные зна­ния, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происхо­дит первое общение родителей со сво­им ребенком. Не ждите, когда ребе­нок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассив­ный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осо­знанные периоды его развития.

Мелкая моторика играет ведущую роль в развитии ребенка. Но не все знают, как кроме игр развить умение пальчиков двигаться, чтобы ребенок, и речью вовремя овладел, и развитием не отставая от сверстников. Для этого оптимально подойдет массаж ручек и пальчиков.

Поскольку кончики пальцев напрямую связаны с мозгом, это объясняет прямое влияние пальчикового массажа на развитие речи и мыслительных процессов у ребенка.

Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека. Логопедическиймассаж не толькоразвивает речь, но и расслабляеторганизм, а также повышает настроение. Используется в комплексе с лечебным и некоторых других патологиях. При соблюдении основных правил массирования такая процедурабудет иметь следующие результаты:

  • Удаляет омертвевшие клетки кожи;
  • Улучшает состояние кожного покрова;
  • Повышает трудоспособность ребенка;
  • Понизит ;
  • Позитивно воздействует на работу ЖКТ;
  • Приводит в норму дыхательные процессы;
  • Стимулирует работувнутренних органов;
  • Активизирует речевые центры в мозгу.

Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом. Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастикипальцев для конкретного ребенка. Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.

С какого возраста

Если ребенку меньше 3-х месяцев, то необходимо проконсультироваться с невропатологом. Младенец может иметь или пониженный мышечный тонус. Если таких проблем нет, то достаточно простых поглаживающих и растирающих движений. Можно слегка разминать пальчики и ладони.

После трех месяцев родителииспользуютподсобные предметы, которые при массаже катают на ладошках и ручках малыша. Как оптимальныйвариант, в таком случае пригодится грецкий орех или шишка. Это предмет с выступами, но округлой формы.

После года ребенку назначается полноценный массаж, который включает в себякомплекс движений для развития моторики и речи.

Приемы и техники

Основные принципы проведения массажа для ребенка:

  1. Сначаларазмять мышцы запястий и кистей;
  2. Пощипывание осуществляется вместе с кожицей вокруг пальцев;
  3. Поглаживаниев каждой процедуре массажа. Так разглаживается кожа, и исчезают с нее складки;
  4. Вибрирующие колебательные движения с разной скоростью;
  5. Поглаживание по внутренней части ладони;
  6. Массаж пальцев рук в сочетании поглаживанием.

Это далеко не все приемы, которые включены в полноценную пальчиковую гимнастику. Важно, что в финале последними движениями считаетсяспокойное поглаживание пальчиков и ладоней ребенка.

После того, как малышу исполнится год, можно вовлечь его в процедуру массирования. Основные упражнения, которые можно предложить ребенку:

  1. Ребенок держится одинаковыми пальцами на обеих руках друг за друга, а мама пытается их рассоединить .
  2. Одновременный массаж двух пальцев на обеих руках. Малыш будет контролировать силу воздействия, и уравнивать ее.
  3. Между пальцем средним и указательным нужно вставить палец другой руки и вытаскивать его, немного покручивая.

В таких видах упражнения огромная ценностьв том, что ребенок сам их проводит, а взрослые только немного помогают.

Для грудничка

Для грудничка применяется следующая последовательность действий:еголадонь необходимо положить на свою руку и поглаживать все пальчики сначала вместе, а потом каждый по отдельности. Разминающие движения выполняются круговыми воздействиями, очень мягко. Обязательно нажимать на подушечки пальцев, но при этом не переусердствовать. Следующее воздействие на младенца – разжимать и зажимать кулачок. Главное, чтобы время массажа для маленького крохи не превышало 3-х минут.

Для детей от 1 года

Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой. В первую очередь воздействие происходит на всю руку. Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев. Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобыположительно воздействовать на суставы. Затем следует пощипать кисти рук по бокам,и размять бугорки под всеми пальцами. Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку. Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи. Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.

При ДЦП

Массаж для рук ребенку с ДЦПсостоит из аналогичных методов воздействия, но передприменениемпроцедуры обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Если не хватает знаний, можно обратиться к видеоурокам , на которых вся техника массажа изложена подробно и профессионально.

Игровой массаж

Игровая форма логопедического массажапоможет не только активизировать речевые центры в мозгу ребенка, но и развить воображение, мышление, а также просто поднимет настроение. Все родители знают об играх, которые развивают мелкую моторику. В сочетании с пальчиковой гимнастикой они благотворно повлияют и на мышление, и на речь.

Бумага

Для развития детей можно использовать игры с комками бумаги, отлично подходит независимо от возраста. Ребенок будет комкать листы бумаги, и придавать им шарообразную форму. В итоге, из получившихся шаров получится любая игрушка. Достаточно склеить шары или сделать из них аппликацию.

Мелкие предметы

Оптимальным вариантом игры для развития мелкой моторике являются игры с мелкими предметами. Ребенку смешивают детали красного и синего цвета, их простят разделить по разным стаканчикам. Важно, чтобы детали были небольшого размера. Используется для этого смесь изфасоли и гороха. Предложите отпрыскурольне стандартногохудожника. Пусть нарисует картину из крупы. Закреплять их можно при помощи пластилина.

Рыбалка

Кроме этогопомогают развлекающие игры, в которых массирование можно совместить с развлечением, например, рыбалка. Малыш сидит в ванной и при помощи рук изображает плавающих рыбок. В это время мама их ловит, а затем массирует и отпускает. Все это сопровождаетсяшутками, стихами или скороговорками. В таком случае у ребенка еще и память будет развиваться.

Снегопад

Также специалисты советуютупражнение «Снегопад». В мешочек укладываются бумажные шарики разных размеров, а также разной фактуры. Их должно быть столько, чтобы ребенок, просунув руку, ощущал плотное прикосновение. Таким образом, шарики будут играть роль массажеров . В конце игры малышсделает крупный снегопад, разбросав все шарики вокруг, а потом их с мамой ждет уборка.

Родители знают, что развитие мелкой моторики положительно влияет на нормальную работуосновныхцентров мозга. Поэтому массаж ручек давно назначается детям от 0 лет и до школьного возраста. Медики рекомендуют логопедический массаж пальцев и рук при ДЦП, задержках умственного и , а также для расслабления мышечного тонуса. Важно, перед началом внимательно изучить технику проведения процедуры, посмотретьвидеоуроки и проконсультироваться с врачами.

Все педиатры однозначно сходятся на мнении о том, что массаж пальцев рук детей имеет уникальное значение для их умственного развития. Процедура стимулирует ускорение момента, когда малыш начнет разговаривать. Отчего же так происходит?

Почему массаж пальчиков для детей считается очень важной процедурой?

Манипуляции с пальцами очень важны для развития малышей. Учеными доказана прямая связь между мелкой моторикой детей и уровнем их речевых и интеллектуальных навыков. Ведь зона в коре головного мозга, отвечающая за речь, находится рядом с двигательным центром и стимулирует его. Чем раньше родители начинают выполнять массаж пальцев рук, тем больше у их детей шансов начать разговаривать раньше своих сверстников. Именно поэтому врачи рекомендуют выполнять такие упражнения с самого раннего возраста.

Массаж пальцев рук детей выступает обязательным элементом процедуры коррекции, используемой логопедами при нарушениях речи у малыша. Манипуляции также способствуют:

  • Нормализации тонуса мышц.
  • Усилению кровообращения.

Массаж пальчиков у грудничка

Новорожденным детям манипуляции проводятся крайне аккуратно. Малыш должен быть в хорошем настроении. Во время массажа мама может напевать песенки или рассказывать крохе сказочку. Упражнения с детьми необходимо выполнять последовательно, мягко и ласково:

  • Положить на свою руку ладошку карапуза. Выполнить поглаживания всех пальчиков вместе и каждого в отдельности.
  • Круговыми движениями сделать массаж в виде аккуратных разминающих движений. Каждый палец необходимо массировать в одну и другую сторону.
  • Слегка нажать на подушечки.
  • Сжать ручку крохи в кулачок, а потом помочь его разжать.
  • Осторожно похлопать по пальчикам, погладить их.

Такой массаж для детей можно выполнять как в комплексе общей профилактической процедуры, так и самостоятельно. Упражнения рекомендуется проводить несколько раз в день. Время занятия не должно превышать 2—3 минуты.

Массаж пальцев рук у детей после годика

Малышам, вышедшим из грудного возраста, также рекомендуется проводить манипуляции, развивающие мелкую моторику. Для пальцев рук детей постарше можно применять технику немного интенсивнее, чем для грудничков:

Для того чтобы сделать процедуру массажа более интересной и веселой можно посреди занятия вставить игровой элемент:


Можно использовать и другие приемы, которые мама придумает сама из подручных средств. Главное — чтобы они способствовали развитию мелкой моторики малыша.

Необходимо помнить, что массаж пальчиков рук детей нужно делать регулярно. Только в этом случае процедура принесет необходимый эффект.

Всем Доброго дня!

Сегодня я хочу затронуть тему развития моторики детей.

Хочу начать с того, что уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Ребенок будет лучше развиваться, если его двигательная и физическая активность не имеют ограничений.
Поэтому нужно уделять внимание не только развитию мелкой моторики, но и крупной.

К крупной моторике относятся любые скоординированные движения, любая физическая активность, связанная с перемещением тела в пространстве, которая осуществляется

К мелкой моторике - движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Крупная и мелкая моторика развиваются параллельно друг другу . Большинство действий требуют координации обоих видов двигательной активности.

Занятия и игры, которые направлены на развитие пальцев рук, мелкой моторики очень популярны сегодня. Раньше большинство домашних дел нужно было выполнять руками: стирать, отжимать белье, подметать пол, чистить ковры. Сегодня мы почти не делаем таких действий. А дети тем более, большинство детей не знают, как это делать.
Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость, точность движений) и ручных навыков (использование ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте становится уже диагностическим.

Родители много времени уделяют развитие мелкой моторики, и многие также забывают, что с рождения можно использовать массаж рук.
Такой массаж способствует развитию силы рук и дает ребенку различные тактильные ощущения.
Во время массажа можно использовать немного детского или косметического масла.

Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов:

-карандашей с гладкой и ребристой поверхностью,
-пластмассовых, резиновых и деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью
-бигудей-липучек разного диаметра.

Во время массажа не забывайте, что нужно регулировать силу воздействия на ручки ребенка. Массаж не должен доставлять неприятных ощущений. Длительность массажа не должна превышать 10 минут.

Массаж – это самый не сложный, но эффективный метод развития мелкой моторики.
Педиатры рекомендуют проводить упражнения в следующей последовательности:

1. Массаж пальцев .
Массируем каждый пальчик малыша. Первым массируем мизинец, далее безымянный, средний, указательный и большой пальчики. Массажные движения начинаем выполнять от ногтевой фаланги к ладони, уделяем внимание всем суставчикам. Затем массируем подушечки пальцев, легонько нажимая на них.
2. Массаж кисти.
Делаем массаж с помощью мнущих и круговых движений своих пальцев на ладони малыша.
3. Массаж всей руки.
Осторожно массируем руки ребенка с помощью растирающих и поглаживающих движений ладони от кисти к плечу.

Существует еще более дифференцированный массаж рук по методике О.Приходько.

1. Поглаживание внутренней и наружной поверхности ручек малыша . Движения нужно выполнять от кисти к локтю (6-8 поглаживаний на каждой ручке).

2. Сгибание и разгибание всех пальчиков на ручках ребенка одновременно (2-4 сгибания), при этом большой пальчик остается неподвижным (мы его не сгибаем).

3.Взрослый водит своим пальцем по раскрытой ладони ребенка по спирали. Важно совершать движения от середины ладони к основаниям пальцев ребенка. После этого переходить на внутреннюю сторону большого пальчика (2-4 спиральки по каждой ладошке).

4. Нажимаем на каждую фалангу пальцев ребенка своими указательным и большим пальцами. Идем от кончиков к основанию. При этом нажимать на пальчики нужно
с двух сторон: между пальцами и с наружной и внутренней стороны (межпальцевая и тыльно-ладонная плоскости). Так массируем каждый пальчик 1-2 раза.

5.Отводим большой пальчик ребенка в разных направлениях: по кругу, вперед-назад, вбок – в сторону.

6. Делаем поглаживания каждой ручки малыша от периферии к центру (5-6 поглаживаний).

И в заключении этой темы хочу предложить вам игры с разными материалами для массажа ручек малыша.
Такие игры можно проводить уже с одного года.

ИГРА «КАРАНДАШ»
Нам понадобиться: ребристый карандаш или ребристые восковые мелки.
ИГРАЕМ:
Дайте ребенку карандаши, но не забудьте сказать, что сегодня мы будем использовать их не так как всегда. Сегодня мы будем катать их по столу и полу вперед и назад. Покажите малышу, как можно катать карандаши, как выполнять движение «назад-вперед».
Научите сначала катать карандаш одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.

ИГРА «ШАРИКИ»
Нам понадобиться: различные небольшие шарики (резиновые, деревянные) с разной поверхностью или крупные бусины.
ИГРАЕМ:
Покажите ребенку «волшебные шарики». Сегодня мы будем играть с ними. Мы будем катать шарики в ладошках, при этом шарики не должны выкатиться из наших ручек.
Катаем сначала ладошкой по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Затем пытаемся удержать наши шарики в ладошках, катаем между ладошками.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты