У подростка нет друзей. Что делать. Депрессия у подростков - как справиться с мрачным настроением? Подростка нет друзей что делать

19.10.2019

Подростковый возраст — самый сложный жизненный этап, во время которого проявляются проблемы современных подростков, поскольку именно в это время ребенок превращается во взрослого человека и сталкивается с незнакомыми ему чувствами. Подростки сильнее всего подвержены одиночеству. По каким причинам взрослеющий ребенок может испытывать одиночество? Как помочь подростку, у которого нет друзей? Что делать, если ребенок потерял старых приятелей из-за переезда в другой район или город? Как помочь подростку, который поссорился с лучшим другом или пережил несчастливую первую любовь? Полезные советы для родителей.

Подростковый возраст – самый сложный в психологическом плане период жизни ребенка. Он постепенно превращается во взрослого человека, и порой сталкивается с такими трудностями, которые ему очень трудно решить самостоятельно.

Одна из наиболее частных проблем, с которой сталкиваются подростки – одиночество.

Причины одиночества у подростков

Причинами, по которым подросток начинает чувствовать себя одиноким, обычно являются:

  1. трудности в общении со сверстниками;
  2. потеря старых друзей из-за смены места жительства или перехода в другую школу;
  3. ссора с лучшим другом или друзьями;
  4. неудавшаяся первая любовь.

Все названные выше причины являются очень серьезными, и требуют особого внимания со стороны родителей, поскольку отсутствие поддержки и помощи в столько трудный для ребенка момент может привести к психологическим расстройствам и тяжелой депрессии.

Всегда помните о том, что подростки намного острее, чем взрослые воспринимают одиночество в силу своего возраста, а значит родители должны сделать все возможное для того, чтобы помочь ребенку справиться с тем, что его беспокоит.

Признаки подросткового одиночества

Распознать одиночество среди сверстников, которое испытывают школьники постарше и подростки и проблемы современных подростков обычно трудно, поскольку лишь немногие из них привыкли делиться с родителями своими внутренними переживаниями и подробно рассказывать, как прошел их день.

Изменения в поведении, на которые стоит обратить внимание в этом случае – это нежелание ребенка выходить из дома, участвовать в школьных мероприятиях, его замкнутость.

Если к подростку никогда не приходят в гости друзья, никто не звонит ему по телефону, и вместо того, чтобы гулять на каникулах, он предпочитает сидеть дома, уткнувшись в книгу или компьютер – все это может свидетельствовать о проблемах, имеющихся у ребенка.

Если у подростка нет друзей


В подростковом возрасте проблемы современных подростков заключаются в общении со сверстниками и чаще всего возникают из-за несоответствия интересов.

Период взросления характеризуется сменой вкусов и увлечений, и порой ребенку просто не удается найти общий язык со своими ровесниками из-за того, что ему не нравится то, что предпочитает большинство его знакомых.

Речь может идти обо всем, чем угодно: о музыкальных пристрастиях, вкусе в одежде, любимых , способах времяпрепровождения и т.д.

Наблюдайте за своим ребенком

Если у вашего ребенка проблемы в общении именно из-за несоответствия интересов, для начала следует поговорить с ним, чтобы понять, действительно ли он страдает из-за невозможности найти друзей, понимающих его.

Некоторые дети подросткового возраста используют период своего одиночества как возможность для саморазвития: они посвящают много времени своему хобби, охотно осваивают новые умения, активно занимаются спортом или рисованием.

Если ваш ребенок одинок, но не страдает от этого, а его настроение и поведение не вызывают у вас беспокойства, скорее всего со временем у него сам собой поменяется круг общения, и он найдет новых друзей по интересам.

Если же подросток выглядит подавленным из-за невозможности завести друзей, стоит попытаться помочь ему найти в периоде одиночества возможность для саморазвития. Поговорите с ним о том, чем ему нравится заниматься.

Быть может, ваш ребенок уже давно мечтает научиться играть на гитаре, танцевать или выучить иностранный язык, просто никогда не упоминал вам об этом.

Самое время записать его на соответствующие курсы или в кружок, ведь тогда ему не только будет чем заняться в свободное время, но у него появится и возможность познакомиться с новыми людьми, среди которых, вероятно, найдутся ровесники, разделяющие его интересы.

Если подросток не заинтересован в получении новых знаний, попробуйте помочь ему спланировать досуг: съездите с ним в поход, покатайтесь на лошадях, устройте развлекательную поездку в другой город или сходите вместе на интересную выставку или концерт.

Если у вас есть возможность, устройте с подростком шоппинг, купите ему новую одежду, планшетный ПК или фотоаппарат. Отдых и развлечения подарят новые впечатления и хотя бы на время отвлекут ребенка от состояния подавленности.

Смена места жительства и потеря старых друзей


Смена места жительства или школы, из-за которой подросток теряет старых друзей, также может стать настоящей трагедией для него, поскольку в переходном возрасте детям намного труднее заводить новые знакомства, чем в раннем детстве.

  1. Если вам пришлось переехать, поговорите со своим ребенком, объясните ему, что поддерживать дружбу можно и на расстоянии, благодаря тому, что сейчас есть интернет. Почаще кладите денег на мобильный телефон ребенка, чтобы он мог звонить старым друзьям и не ругайтесь на него, если он много времени проводит в социальных сетях, общаясь с ребятами, с которыми его теперь разделяет расстояние. Если вы всего лишь сменили район проживания, разрешите подростку в выходные съездить на встречу со старыми приятелями.
  2. Если ребенок поймет, что старая дружба не исчезнет из-за вашего переезда, и встречи все равно будут возможны, пусть и не так часто, как раньше, переживать период одиночества ему будет намного легче.

Ссора с другом и несчастливая первая любовь


Все вышеперечисленные способы помогут подростку справиться с одиночеством, если он поссорился с лучшим другом или друзьями, пережил несчастливую первую любовь.

Но нужно помнить, что в таких ситуациях ему будет необходима более сильная моральная поддержка. Проблемы современных подростков нельзя игнорировать, так как современные дети очень чувствительны стали, реагируют даже на мелкие проблемы очень остро.

Нужно откровенно поговорить со своим ребенком, выяснить причины его переживаний. Если это ссора с другом или безответная любовь, ни в коем случае нельзя говорить о том, что все пройдет и со всеми это случается.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию вместе с подростком, помогите ему понять причины, по которым лучший друг вдруг перестал быть таковым, а понравившаяся девушка или парень не ответили взаимным чувством.

Приведите ему примеры из своей собственной жизни, расскажите о том, почему у людей иногда перестают совпадать интересы и меняются приоритеты. Помогите ребенку понять и осознать свои ошибки, если таковые были, и подскажите ему, как вести себя дальше, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность... Подростки чувствуют себя одинокими, взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают депрессивное настроение детей, и нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только психолог. «Я Родитель» встретился с психологом ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГБУЗ МО «Долгопрудненская Центральная Городская Больница» Еленой Шалашугиной и узнал, с какими вопросами чаще всего к ней обращаются подростки и их родители.

«Главное – не занимать позицию страуса!»

- Елена, в каком возрасте начинается подростковый период?

Подростковый период начинается с 11-12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16-17 годами (старшие подростки).

- Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период - родители или подростки?

Как правило, детей этого возраста на консультацию приводят родители, и подавляющее большинство подростков согласно с тем, что им нужна помощь. Однако есть и такие, которые обращаются к психологу по собственной инициативе. Родители, конечно, в курсе и не против, но все же от личной встречи со специалистом «открещиваются» тотальной занятостью.

- Можно ли выделить основные группы вопросов, с которыми приходят и дети, и взрослые?

Я бы выделила две большие группы. Первая группа – это все, что связано с проявлениями различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность и т.п.) и «гремучей смесью» из неврологических и психологических особенностей ребенка. Это и головные боли, и сильная утомляемость, и плохая успеваемость. Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись.

- Можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?

Честно говоря, я не сторонница того, чтобы родители самостоятельно проводили какую-либо диагностику психического состояния своего ребенка. Это связано с тем, что границы между нормой и патологией – особенно в подростковом возрасте в силу определенных физиологических нюансов пубертата – чрезвычайно размыты. И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги) может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией, поэтому, если родителей беспокоит психологическое и психическое состояние их отпрыска, лучше для начала показать его психологу, а тот уже, если понадобится, направит его к психоневрологу или психиатру.

Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, например, – стоит поторопиться с визитом к врачу-психотерапевту.

Родители таких клиентов, к сожалению, мало что могут сообщить на консультации о внутреннем мире своего ребенка, поскольку подросток не делится с ними своими переживаниями. Почему? Потому что страшно. Причем, часто сами родители необоснованным обесцениванием чувств и переживаний ребенка («Ну что ты, как маленький!», «Опять со своими барабашками разговариваешь?» и т.п.) внушают ему, что он какой-то не такой. В результате для подростка внутренние необычные проявления могут оказаться слишком пугающими: «Вдруг меня упекут в психбольницу?». И родители, видя, что с их чадом творится что-то неладное, не представляют, чем ему помочь.

- Как вести себя родителям?

Главное – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не деваются. В таких ситуациях самим родителям необходимо получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку. Нужно помнить, что если дебют какого-либо психического заболевания случается в подростковом возрасте, то с этим вполне можно справиться, и дальше развитие личности пойдет без патологий.

«Задача подросткового возраста – отделение от родителей»

- Как можно охарактеризовать следующую группу вопросов подросткового периода?

Вторая группа – это детско-родительские отношения , и здесь тоже все очень непросто. И если в первой группе особенности поведения ребенка могут быть обусловлены фактором наследственности (имеются родственники с психическими расстройствами), то проблемы второй группы связаны с внутрисемейным взаимодействием.

Кроме того, в подростковом возрасте напоминают о себе все нерешенные проблемы дошкольного детства, а ведь у подросткового возраста есть и своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в области собственного здоровья. Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты - от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома.

- Как воспринимать подобные действия родителям? Ведь грубость и отрицание действительно свойственны подросткам в этом возрасте.

Воспринимать как сигнал для смены старой системы детско-родительских отношений на новую, в которой ребенок для родителя становится больше партнером, другом, чем подчиненным. Авторитет родителей стремительно падает, и фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестные отношения. При этом жизненного опыта, опыта эффективной коммуникации, конструктивного выхода из конфликтов у подростка нет (впрочем, как и многой жизненно необходимой информации). Так что родители, вооружившись терпением, знаниями и памятуя о том, что ребенок, несмотря на гормоны и «бунтарский дух» любит их ничуть не меньше, смогут вместе с подростком преодолеть 6-7 лет пубертата без особых потерь.

Примеры обращений к психологу:

Когда ребенок приходит на консультации с подобными жалобами - это знак того, что в семье не было решено много проблем, и очень часто наши клиенты - дети разведенных родителей.

В полных семьях тоже есть проблемы, но там они решаются быстрее, потому что там у ребенка есть база, на которую можно опереться, есть понимание того, что мир – это место безопасное, поскольку родители демонстрируют любовь и уважение и друг к другу, и к ребенку.

А если этой базы нет, значит, ребенок пережил предательство, как минимум, одного из родителей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что разводиться нельзя. Формула «счастья» «живите и терпите ради детей» абсолютно не работает. Но! Развод должен проходить грамотно. Да, мужчина и женщина не могут больше жить вместе как муж и жена, но они не должны забывать о том, что родителями своих детей они останутся на всю жизнь. И разводятся муж с женой, а не папа с ребенком или мама с ребенком. Таким образом, если оставшийся с ребенком родитель начинает нагнетать обстановку и очернять родителя, который ушел, это очень травмирует ребенка, потому что тот все равно любит и маму, и папу. Перетягивание каната одним из родителей приводит к комплексным нарушениям личности ребенка, в том числе к большим трудностям в межличностном взаимодействии.

Родители, однако, видят лишь верхушку этого айсберга и приходят с тем, что «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится».

«Они знают гораздо больше, чем мы думаем!»

Во-первых, научиться расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человека – собственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.

Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.

В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание – это всегда унижение. А унижая, высокую мысль вложить нельзя.

- Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?

Разумеется, это интернет. Родители сейчас в большинстве случаев «спихивают» любые проблемы, возникшие у ребенка, именно на его интернет-общение, хотя я бы не стала занимать в этом вопросе категорическую позицию. Дело в том, что «питательная среда» для развития личности в подростковом возрасте (мы сейчас говорим о средних и старших подростках) – это межличностное общение. И если по каким-то причинам не удается общаться «вживую», то, естественно, подросток «виснет» в интернете. Запрещать общение в соцсетях в подростковый период бессмысленно. Зато создание дома благоприятной обстановки для общения с друзьями, искренний интерес к увлечениям подростка, уважительное отношение к его мнению очень быстро отодвинут интернет на десятое место. А вот контроль подростка, «незаконное» прочтение его переписки, рано или поздно приведет к тому, что пропадет доверие между родителем и ребенком, и все это может обернуться печальными последствиями для обоих.

- Так все-таки подростки - кто они?!И как характеризовать подростковый период?

Они знают гораздо больше, чем мы думаем! Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.

Беседовала Влада Ворона

Как исправить положение и улучшить аппетит? Прежде всего, нужно понять, есть ли действительно повод для серьезных переживаний. Возможно, требуется посоветоваться с врачом. Иногда достаточно просто учесть особенности детской физиологии и психики. Не всегда отклонение от нормы (представление о которой может быть ошибочным) является признаком неблагополучия, с которым надо бороться любыми способами. Зачастую помочь может правильная организация питания ребенка.

Причины плохого аппетита у детей

Первое, что делать, когда ребенок плохо ест, - разобраться с причиной такого поведения. Причинами плохого аппетита могут быть:

  • болезнь (от легкого недомогания до серьезных заболеваний различных органов);
  • плохое настроение, отрицательные эмоции;
  • поедание сладостей в перерывах между завтраком, обедом и ужином;
  • неправильный подход к процессу кормления со стороны родителей (нерегулярное или избыточное кормление).

Некоторые дети отказываются от еды, если нет дополнительных развлечений (мультиков, игрушек, бабушкиных сказок), поощрения (родители обещают ребенку купить желанную игрушку, если он съест всю кашу). Привычка вырабатывается быстро, а вот отучить от нее непросто.

Как улучшить аппетит малыша в возрасте до 1 года

Аппетит грудного ребенка зависит от ряда факторов:

  1. Анатомические особенности и состояние здоровья.
  2. Состав и вкус молока, которые во многом определяет питание матери.
  3. Режим питания и сна ребенка.
  4. Психологическое состояние мамы.

Немаловажное значение имеет соблюдение женщиной правил гигиены, так как неприятный запах, косметические ароматы могут ухудшить аппетит малыша.

Надо вовремя начинать приучать ребенка к твердой пище. Если ребенок после 6 месяцев питается только грудным молоком, то впоследствии его уже гораздо труднее приучить к обычной пище.

Аппетит малыша улучшается после купания. Перед кормлением необходимо переодеть его в просторную одежду, обеспечивающую нормальную терморегуляцию.

Что предпринять, если у детей нет аппетита

Для растущего организма необходимо полноценное питание, включающее в себя белки, углеводы, жиры, витамины. Поэтому в детском рационе должны присутствовать мясо, яйца, молочные продукты, различные каши, фрукты, овощи. Только так можно удовлетворить потребность организма в необходимых макроэлементах:

  • кальции (входит в состав костной ткани, необходим для роста здоровых зубов);
  • фосфоре (при его недостатке происходит неправильный рост костей);
  • магнии (влияет на сердечную деятельность, развитие мышц).

С пищей в организм поступает железо, цинк, йод и другие микроэлементы, входящие в состав крови, обеспечивающие нормальное развитие всех органов. Недостаток этих веществ приводит к задержке развития. Это еще одна причина переживаний, когда ребенок плохо ест. Что делать в подобной ситуации, подскажет педиатр, который, скорее всего, назначит специальные витаминные комплексы, восполняющие недостаток элементов.

Снижение аппетита в результате болезней

Одним из первых симптомов заболевания ребенка является снижение аппетита. Не стоит настаивать на непременном приеме пищи, если ему плохо, появляются такие признаки, как вялость, повышение температуры. В этом состоянии гораздо важнее для ребенка больше пить. При этом он будет потеть, за счет чего температура понизится. Кроме того, с потом выходят токсины, образующиеся в организме при воспалительных процессах.

Пищеварение требует затрат энергии. Ослабленный болезнью организм не может справляться с этой функцией. Пища в этот период должна быть легкой: фрукты, молочный суп, картофельное пюре, вареная рыба, куриное мясо. Причем лучше предложить ребенку съесть те продукты, которые он любит.

Анорексия у детей

Анорексия - это состояние, при котором организм не может принимать пищу. У подростков она может возникнуть как результат стремления к похудению.

Детская младенческая анорексия проявляется срыгиванием во время еды, отвращением к обычной пище. Иногда появляется пристрастие к кислым цитрусам (лимон, грейпфрут). При этом ребенок плохо ест, капризничает, скидывает посуду со стола, выражает недовольство самим процессом кормления. Родители часто находятся в растерянности: что делать, чтобы исправить положение.

Если ребенок ест плохо, то, придерживаясь определенных правил, можно постепенно приучить его к нормальному питанию:

  • при необходимости увеличивается интервал между приемами пищи, чтобы малыш проголодался;
  • давать еду надо небольшими порциями, накладывать ее в маленькую тарелку, добавляя, если ребенок выразит желание;
  • необязательно добиваться, чтобы ребенок съел все, что ему положили в тарелку, или то, что ему неприятно;
  • за столом во время кормления не рекомендуется сидеть больше получаса, потом лучше убрать еду со стола;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если во время приема пищи его вырвало;
  • кормление должно проходить в спокойной и дружелюбной обстановке;
  • при необходимости надо сменить посуду, комбинировать продукты, вызывая интерес к ним;
  • не следует давать булочки, сладкий сок и конфеты между основной едой.

Видео: Почему дети не хотят есть, надо ли с этим бороться

Нужно ли кормить ребенка насильно

Часто родителям кажется, что их сын отстает от соседа-сверстника по росту из-за того, что он меньше ест. Однако дело не в количестве пищи, а в индивидуальности физиологических процессов. У всех людей усвоение пищи и осуществление обмена веществ в организме происходят по-разному. Если у ребенка нет признаков болезни, то не стоит переживать из-за его аппетита. Организму хватает полезных веществ. А на рост может оказать влияние наследственность. Некоторые дети начинают быстро расти в период полового созревания, догоняя и перегоняя сверстников.

Следует обратить внимание: Если при отсутствии наследственных факторов ребенок значительно отличается по росту от своих сверстников, то врач нередко направляет его на обследование к эндокринологу, так как причиной могут быть гормональные нарушения.

Аппетит напрямую связан с работой кишечника. Поэтому родители должны обратить серьезное внимание на частоту опорожнения кишечника ребенка. Если малыш страдает от запоров, то у него может появиться рвота при очередном приеме пищи. Это естественная защитная реакция организма. Если при этом настаивать на приеме пищи, то у детей развивается патологическая реакция, рвота будет появляться при виде любой пищи, разовьется анорексия.

Кормление через силу, грубость, угрозы могут принести непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют психику. Последствиями такого кормления становятся болезни сердца, болезни желудка, в том числе и раковые опухоли.

Видео: Проблемы насильственного кормления детей

Что делать, чтобы улучшился аппетит

Родители нередко не могут найти ответ: что же делать, если дети плохо едят. Для того чтобы процесс кормления проходил нормально, необходимо не только разнообразить блюда и обратить больше внимания на сервировку стола, но и сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, не боялся угроз, знал, что его не будут уговаривать и заставлять есть.

Аппетит ребенка обычно улучшается, если его кормят вместе с другими детьми.

Если аппетит плохой, то важнее съесть второе, более питательное блюдо, не заполняя желудок первым, жидким.

В пищу надо включать блюда, возбуждающие аппетит. Детям можно давать не очень соленую селедку, соленые огурцы и помидоры, капусту и разнообразные салаты. Необходимо кормить ребенка продуктами, содержащими много клетчатки (каши, овощи, фрукты), чтобы наладилась работа кишечника.

Большое значение для повышения аппетита имеет длительность прогулок на свежем воздухе, подвижные игры, занятия спортом, закаливающие процедуры. В отдельных случаях может потребоваться прием специальных препаратов для улучшения выработки желудочного сока, средств, содержащих бифидобактерии.

  • С этой статьей обычно читают
  • Самое читаемое

Copyright ©17 Журнал для женщин «Просто-Мария.ру»

Любое использование материалов сайта возможно только при наличии прямой, активной ссылки на источник

Потеря аппетита у детей как симптом: возможные причины плохого аппетита

Аппетитом называют эмоциональное проявление физиологической потребности организма в питательных веществах и стремление к потреблению определенных продуктов питания. Снижение и потеря аппетита проявляются полным или частичным отказом от еды.

Не следует путать голод и аппетит. С медицинской точки зрения это разные, хотя и взаимосвязанные, понятия. Ощущение голода – это рефлекс, который проявляется при возбуждении особых центров головного мозга на фоне отсутствия или недостаточного поступления в организм питательных веществ.

Основными признаками голода являются тянущие неприятные ощущения в подъязычной области и в проекции желудка («под ложечкой»), а также повышение секреторной активности слюнных желез (обильное слюноотделение). Аппетит – это выборочное проявление голода, зависящее от индивидуальных предпочтений, эмоционального состояния и ряда других факторов.

Причины потери аппетита

Принято различать следующие типы изменения аппетита:

  • полная потеря аппетита (анорексия);
  • частичное снижение;
  • изменение вкусовых предпочтений.

К числу причин потери аппетита у детей относятся:

Потеря аппетита у ребенка часто является одним из симптомов т. н. «сезонных» заболеваний – ОРВИ и гриппа. В остром периоде не следует кормить больного «через силу», поскольку в данной ситуации возможно неполное переваривание пищи. Отказ ребенка от еды может быть первым клиническим проявлением отравления некачественными продуктами или лекарственными препаратами. Не исключены пищевые токсикоинфекции (сальмонеллез, ботулизм и пр.), при которых требуется госпитализация в инфекционное отделение стационара.

Потеря аппетита нередко свидетельствует о наличии серьезных аутоиммунных заболеваний и патологий печени и гепатобилиарной системы. Если потеря аппетита сопровождается диспептическими расстройствами (отрыжка, тошнота, изжога), есть основания заподозрить развитие или обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту-гастроэнтерологу, который назначит необходимые анализы и составит план лечения.

Когда помимо потери аппетита у ребенка отмечается повышенная утомляемость, сонливость и снижение артериального давления, есть основания заподозрить эндокринные заболевания – в частности, гипотиреоз (снижение функциональной активности щитовидной железы). В таких случаях требуется консультация эндокринолога, ультразвуковое сканирование «щитовидки» и проведение анализов на уровень гормонов. Выявить патологические процессы в гипофизе и (или) гипоталамусе помогает компьютерная томография.

Метаболические нарушения нередко развиваются на фоне роста злокачественных образований. Уже на ранних стадиях у больного изменяются вкусовые ощущения, и отмечается потеря аппетита. Особенно должен насторожить отказ от мясной пищи. При наличии определенных признаков опухоли, пациента направляют на обследование к врачу-онкологу.

При нервно-психических расстройствах снижение или полная потеря аппетита (анорексия) является одним из ведущих клинических признаков. Процесс приема пищи не доставляет пациенту удовольствия, продукты кажутся безвкусными, и появляется быстрая насыщаемость. Даже маленькие порции еды вызывают неприятные ощущения тяжести и переполнения желудка, а также тошноту. В таких случаях требуется консультация и лечение у психотерапевта или невропатолога.

Обратите внимание: наиболее часто нервная анорексия диагностируется у молодых девушек с неоправданным стремлением к снижению веса. При данной патологии постепенно формируется отвращение к пище. Нередко на фоне анорексии развивается сильное истощение, в тяжелых случаях сопровождающееся необратимыми изменениями в организме. При полной потере аппетита может потребоваться длительное лечение в условиях стационара.

Потеря аппетита (чаще – более или менее выраженное снижение) вполне может быть вариантом нормы, т. е. далеко не всегда является признаком соматических заболеваний или нервных расстройств. У детей потребность в пище меняется на разных этапах развития. Она определяется интенсивностью роста, энергетическими затратами и гормональным фоном.

Важно: проведенные исследования пищевого поведения у детей показали, что каждый пятый ребенок в 4-5 лет отличается привередливостью в еде. У некоторых из них данная особенность сохраняется до 9-10 лет.

Снижение или потеря аппетита у детей

У детей до 3-х лет потеря аппетита зачастую связана с прорезыванием зубов, что сопровождается выраженным местным дискомфортом и ухудшением общего самочувствия.

Ребенок, как правило, отказывается от еды, если у него развивается инфекционное поражение слизистых оболочек ротовой полости (стоматит). Воспаление и формирование многочисленных язвочек делает процесс приема пищи болезненным.

Зачастую причиной снижения или потери аппетита является принудительное кормление «по часам». Прием пищи «через силу», когда при малых энергозатратах голод еще не успел появиться, может даже привести к формированию негативного отношения к тем или иным продуктам. Нельзя заставлять ребенка есть поощрениями или угрозами – аппетит должен развиваться самостоятельно.

Обратите внимание: вкусовые предпочтения у детей иногда меняется буквально ежедневно. Пища, которую он с удовольствием ест сегодня, уже на завтра может вызывать у малыша отвращение.

Потеря аппетита возможна, если малыш не приучен питаться в соответствии с определенным режимом.

Отказ от еды – частое явление при перекусах между основными приемами пищи. Пожалуй, все родители знают, что сладкое и мучное («быстрые» углеводы) ухудшают аппетит. Не следует удивляться, если малыш, съев незадолго до обеда булочку или шоколадку, отказывается от супа.

Нервное перевозбуждение или чрезмерное утомление также могут сказаться на аппетите.

Что делать при потере аппетита у детей?

Когда ребенок регулярно отказывается от еды или ест с видимой неохотой, в первую очередь важно исключить наличие нервных или соматических патологий. При их отсутствии важное внимание уделяется формированию режима дня и питания, забота о том, чтобы питание было полноценным и разнообразным.

Чем могут помочь родители?

Когда ребенок при отсутствии серьезных заболеваний сам ограничивает свой рацион, не нужно беспокоиться, что он будет голодать.

Средние возрастные потребности растущего организма в килокалориях:

Важно: избыточное количество калорий может стать причиной набора лишних килограммов и ожирения, которое все чаще диагностируется у детей в настоящее время.

Некоторые родители считают, что упитанному ребенку с весом, несколько превышающим средние возрастные показатели, требуется больше калорий, чем его худеньким сверстникам. Это в корне неверно. Именно худоба является свидетельством того, что все полученные с продуктами калории сгорают. У полных детей, склонных к спокойным играм, потребность в пище может быть заметно меньше. Нередко можно наблюдать, как круглощекий малыш к 9-10 годам начинает «вытягиваться» и от полноты не остается и следа.

Аппетит, как правило, существенно повышается в период активного роста и полового созревания. Параллельно с изменением гормонального фона, происходит перестройка всех видов обмена веществ. Адекватность питания определяется не объемом потребляемой пищи, а темпами роста и развития ребенка и степенью упитанности.

Обратите внимание: в разные периоды жизни дети растут не совсем равномерно, и потребность в калориях у них соответственно меняется. От рождения до 3-4 лет продолжается период «первой полноты», а затем у подавляющего большинства начинается «полуростовой скачок роста», и в первый класс дети, как правило, идут стройными и худенькими.

Чтобы улучшить аппетит, ребенку нужно предлагать разнообразные продукты, избегая т. н. «пищевого консерватизма».

Необходимо по мере возможности регулировать энергозатраты детей. Для улучшения аппетита ребенку требуются регулярные прогулки на свежем воздухе, активные игры и занятия физкультурой и спортом. Если он проводит большую часть времени за компьютером или перед телевизором, не следует удивлять, что у него снижается потребность в пище.

Хорошим средством при потере аппетита у ребенка является наглядный пример. Рекомендуется обедать и ужинать всей семьей. Важно, чтобы родители с удовольствием ели те же блюда, которые предлагают детям.

Принимать пищу малыш должен в спокойной обстановке, не отвлекаясь на внешние раздражители. Нельзя допускать, чтобы он ел перед телевизором.

Если ребенок проголодался между приемами пищи, предложите ему орехи или сухофрукты. Эти продукты не перебьют аппетит, но помогут справиться с чувством голода.

Время кормления нужно ограничитьминутами, а при отказе от той или иной еды – 15 минутами.

Плохой аппетит: к какому врачу обратиться?

При стойком снижении или потере аппетита необходимо показать малыша педиатру. Возможно, что потребуется консультация узких специалистов.

Если малыш выглядит болезненным, усталым или просто недостаточно энергичным, может потребоваться обследование у:

Вполне возможно, что для нормализации аппетита требуется лечение основного заболевания. Веским поводом для обращения к врачу является задержка роста и развития ребенка, а также его плохое общее самочувствие.

При диагностированных патологиях органов пищеварительной системы ребенку назначается диета (в соответствии с конкретным выявленным заболеванием), которой придется придерживаться долгое время. При любых болезнях ЖКТ питание должно быть дробным, т. е. сравнительно частым (6 и более раз в день) и малыми порциями.

Народные средства для нормализации аппетита

Для повышения аппетита можно использовать народные рецепты – отвары и настои целебных трав.

Обратите внимание: перед тем, как давать ребенку фитопрепараты, обязательно проконсультируйтесь с педиатром на предмет наличия противопоказаний и вероятности развития аллергических реакций.

2 ч. л. сухих или свежих ягод малины залейте 200 мл вскипяченной воды и настаивайте 30 мин. При потере аппетита ребенку нужно давать по 100 мл настоя 4 раза в день до еды.

Залейте 200 мл воды 2 ч. л. сухого измельченного корня одуванчика и настаивайтечасов. Настой нужно принимать по 50 мл 3-4 раза в день за 30 минут до еды.

Заварите 1 ч. л. высушенной травы горькой полыни 200 мл кипятка и настаивайте 30 мин. Настой нужно принимать по 1 ч. л. замин. до еды трижды в день.

½ ст. л. сухих цветков василька залейте стаканом вскипяченной воды, настаивайте 15 минут, остудите и процедите. При потере аппетита настой рекомендуется пить по 50 мл замин. до приема пищи.

½ ч. л. семян петрушки залейте 200 мл холодной воды, поставьте на огонь и полчаса нагревайте, не доводя до кипения. Остудите и процедите готовый настой. Препарат рекомендуется давать ребенку по 1 ст. л. 4-5 раз в день перед едой.

Залейте ¼ л кипятка 1 ч. л. измельченных плодов аниса и настаивайтеминут. Настой нужно пить по 50 мл за 30 мин. до приема пищи.

При потере аппетита показана акупунктурная терапия. Одна из биологически активных точек находится на наружной боковой поверхности мизинца руки возле ногтя. Перед едой рекомендуется массировать ребенку данную область посек. со средней интенсивностью нажатия.

Чумаченко Ольга, медицинский обозреватель

Информация предоставляется с целью ознакомления. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу. Имеются противопоказания, необходима консультация врача. Сайт может содержать контент, запрещенный для просмотра лицам до 18 лет.

У подростка зверский аппетит?

Вы ведь не хотите, чтобы за год он поправился на 30 и более килограммов?

Подросток с завидным постоянством совершает опустошающие набеги на холодильник?

У него зверский аппетит, что ни месяц – прибавляются новые килограммы, и уже появились первые растяжки на ягодицах, бедрах и груди?

Срочно принимайте меры: подростку требуется особая диета, иначе за год он может поправиться на 30 и более килограммов, приобретя к тому же целый букет взрослых болячек.

Почему это происходит

Нейроэндокринное расстройство, при котором подросток страдает неуемным аппетитом, называется базофилизмом. Вызывают его нарушения в гипоталамусе – в самой сердцевине головного мозга.

В процессе полового созревания подростков есть особый момент, когда гипоталамус начинает единолично управлять гормональной перестройкой. Сломать этот сложнейший процесс может любая инфекция: грипп, больной зуб, ангина. Ту же роль могут сыграть табак, спиртное, страсть жариться на пляже и нервно-эмоциональные перегрузки. Тогда-то и срабатывает опасная «кнопка»!

Вы пришли с работы и видите – в доме никакой еды, на плите пустые кастрюли и сковородки…

Не кричите, ребенку и так стыдно, что он не смог сдержаться. Но он действительно не мог!

Надо немедленно сдать анализ на сахар и пройти консультацию у терапевта, невропатолога и эндокринолога.

Если упустите время, ребенок не только прибавит в весе. У юношей по-девичьи округлятся грудные железы, на шее появится жировой «воротник», цветом несколько темнее обычной кожи. Кроме того, при округлившемся туловище руки и ноги останутся тонкими, как прежде. У девушек при этом начнутся нарушения месячного цикла.

Для начала разберитесь с очагами инфекции: вылечите зубы, удалите аденоиды и т. д. и, конечно, посадите на диету. Наложите запрет на мучное, жирное, сладкое, соленое и кофе. Давайте меньше колбас, острых закусок и пряностей, которые возбуждают аппетит. Пусть в его рационе будет побольше сырых овощей и фруктов. Они дают ощущение сытости. Помогает справляться с чувством голода пищевая целлюлоза, которую можно купить в аптеке. Кладите 5 таблеток в каждые 150 г мясного и рыбного фарша, овощных котлет или картофеля. Или же просто давайте подростку по 3–5 таблеток за

20 минут до еды 3 раза в день (запивать надо 1/3 стакана кипяченой воды или кефира). Благодаря целлюлозе подросток будет прекрасно наедаться меньшим количеством еды. Следите, чтобы в течение дня ребенок выпивал не менее 1,5 л жидкости, считая любые напитки и первые блюда.

Завтрак: яйцо, винегрет без картофеля с растительным маслом, стакан чая с сахарозаменителем.

Второй завтрак: тушеное мясо с капустой, стакан отвара шиповника.

Обед: щи на овощном бульоне, мясо отварное, каша гречневая рассыпчатая, фрукты

Ужин: судак отварной, пудинг капустный, фрукты.

Как повысить аппетит у подростка?

Из-за отсутствия аппетита наблюдается большой недобор веса.

Нужно сначала разобраться, почему у подростка плохой аппетит. Возможные причины - анемия (при этом обычно бывает слабость, утомляемость, головные боли, сонливость; для проверки сдать общий анализ крови и посмотреть гемоглобин),депрессивное состояние, стресс. Проконсультируйтесь с педиатром и, возможно,с эндокринологом. Чтобы повысить апппетит,нужно воздействовать на причину, отчего его нет. Учесть также, не питается ли подростко чипсами, снэками и т.д. и из-за этого не хочет есть потом нормальную еду.

Повысить аппетит можно самыми разнообразными способами, но нужно сначала понять, почему у подростка нет аппетита. Нет ли, во-первых, у него какого-нибудь заболевания, которое сопровождается потерей веса и отсутствием аппетита, а еще выяснить, нет ли какой-нибудь чисто психической причины такого отсутствия аппетита. Дела сердечные, например, в этом возрасте сильно влияют на организм и на поведение подростков. А еще нужно иметь ввиду, что в подростковом возрасте юноши и девушки очень быстро набирают рост, за счет чего худеют. Постарайтесь сделать так, чтобы юноша или девушка чувствовали себя счастливыми, чтобы радовались жизни и не грустили, чтобы было у них хорошее настроение, и если нет каких-либо заболеваний, то аппетит сам появится.

Если выдержит то полынь она очень горькая, но вызывает аппетит и еще можно почитать про травки многие вызывают аппетит. А так как говорит "Комаровский врач - педиатр"«Дети должны быть худыми и с шилом в заднице». Тогда и аппетит появиться и прибавка появиться. Почитайте и послушайте доктора "Комаровского" у него много интересного. А также подумайте о более калорийной еде, как вариант.

Почему возникает потеря аппетита?

Общие сведения

Аппетит – что это такое?

  • количество и качество продуктов питания;
  • условия питания;
  • скорость усвоения пищи;
  • количество воды, содержащейся в тканях тела;
  • уровень жирового запаса.

Во время приема пищи аппетит постепенно притупляется. Это и неудивительно, так как съеденные продукты питания растягивают стенки желудка, после чего происходит их переваривание. Затем продукты расщепления усваиваются организмом, вызывая в свою очередь чувство насыщения.

Виды расстройств

1. общий или «хочу кушать!»: в данном случае человеку все равно, что кушать;

2. специализированные формы: в данном случае человек хочет съесть что-то определенное, что указывает на недостаток в его организме какого-то вещества. Организм может испытывать нехватку как жиров, так и углеводов, минералов, белков или витаминов.

К их числу можно причислить:

Причины расстройств

Вот самые распространенные из них:

  • деменция (слабоумие, возникшее вследствие заболевания либо повреждения головного мозга );
  • сердечная недостаточность;
  • бронхиальная астма;
  • гипотиреоз (состояние, характеризующееся продолжительным и стойким недостатком гормонов щитовидной железы );
  • хронические патологии печени;
  • недостаток цинка в организме;
  • гепатит;
  • аппендицит;
  • язвенный колит;
  • период беременности;
  • тревожные состояния;
  • нервные расстройства;
  • туберкулез;
  • хроническая почечная недостаточность;
  • талассемия (патология крови, возникающая вследствие генетически обусловленного недостаточного либо полностью отсутствующего синтеза организмом гемоглобина );
  • болезнь Крона (рецидивирующий хронический недуг, поражающий различные отделы пищеварительного тракта );
  • острый вирусный гепатит;
  • курс терапии лекарственными средствами, в том числе химиотерапевтическими препаратами, морфином, кодеином или антибиотиками;
  • обструктивная болезнь легких хронического характера;
  • употребление наркотических средств, включая героин, амфетамин и кокаин;
  • ракжелудка, толстой кишки, крови, легких, поджелудочной железы или яичников;
  • гипервитаминоз (чрезмерное количество витамина D в организме );
  • воспаление почек;
  • гриппозное состояние;
  • воспаление легких.

Значительно ухудшить аппетит могут и некоторые вредные привычки. Так, к примеру, между приемами пищи не рекомендуется употреблять ни сладостей, ни безалкогольных напитков. Нередко аппетит ухудшается и на фоне анорексии (потери чувства голода, связанной с неврологическим недугом, гормональной дисфункцией либо злокачественными образованиями ).

Насколько это опасно?

Каковы последствия продолжительного отсутствия аппетита?

Потеря аппетита при беременности

  • как можно чаще гуляйте на свежем воздухе. После таких прогулок Вам непременно захочется покушать;
  • составьте для себя график приема пищи и четко следуйте ему;
  • приобретите новую посуду, которая будет нравиться именно Вам. Лучше всего остановить свой выбор на красной посуде. Ни для кого не секрет, что красный цвет способствует возбуждению аппетита;
  • стол следует сервировать красиво, чтобы за ним было приятно сидеть;
  • постарайтесь не кушать в одиночестве. Лучше всего разыщите себе компанию, среди которой Вам будет приятно сидеть за обеденным столом.

Потеря аппетита у грудничка

Все дело в том, что даже самая обычная смена обстановки может стать для них сильнейшей стрессовой ситуацией. Не стоит предполагать, что крохи совсем ничего не понимают. Они особенно остро переживают смену как климата, так и окружающей их обстановки. В таких случаях постарайтесь уделять малышу как можно больше внимания. Посетить специалиста следует только в том случае, если потеря аппетита сопровождается существенным снижением общей массы тела.

Потеря аппетита у детей

Возможные причины ухудшения аппетита у ребенка

Факторы, оказывающие влияние на аппетит малыша

2. Сезонные закономерности : так как в зимний период организм вырабатывает намного меньше гормонов, ребенок кушает меньше, а вот летом все происходит наоборот;

3. Индивидуальные особенности процессов обмена веществ : наверняка многие из Вас не раз замечали, как два хорошо питающихся ребенка имеют различную массу тела, т.е. один из них поправляется, а вот другой нет. В данном случае особая роль отводится количеству не съеденной, а усвоенной пищи;

4. Уровень энергетических затрат : регулярное употребление пищи позволяет обогатить организм как всеми необходимыми питательными веществами, так и утраченной энергией. Ни для кого не секрет, что дети особенно подвижны, следовательно, изо дня в день их организм утрачивает достаточно большое количество энергии. Чем больше энергии они тратят, тем лучше едят.

Методы диагностики

  • Тест на ВИЧ;
  • Оценку работы почек;
  • Оценку печеночной функции;
  • Бариевую клизму (рентгеновский анализ толстой кишки );
  • Анализ крови;
  • Анализ мочи;
  • Тест на беременность;
  • УЗИ брюшной полости;
  • Тест на скорость оседания эритроцитов;
  • Исследование работы щитовидной железы;
  • Колоноскопию (визуальный осмотр нижних отделов пищеварительного тракта изнутри );
  • Сигмоидоскопию (обследование сигмовидной ободочной кишки ).

Два последних исследования проводятся только в том случае, если у специалиста возникают подозрения на наличие рака. В некоторых случаях не обходится и без помощи психотерапевта.

2. Четко следуйте определенному графику приема пищи, причем делайте это в предназначенных для этого помещениях;

3. Сев за обеденный стол, ни в коем случае не торопитесь. Прием пищи должен длиться от 20 до 30 минут;

4. В перерывах между приемами пищи пейте как можно больше жидкости в виде кофе, несладкого чая либо минеральной воды без газов;

5. Снизьте до минимума употребление как шоколада, так и многих других сладостей;

6. Регулярно употребляйте капустный сок, которому свойственно великолепно стимулировать аппетит;

7. Как можно чаще кушайте мясные отвары или бульоны;

8. Улучшить аппетит помогают и различные соусы, так что добавляйте их в любые блюда;

9. Усвойте понятие нормы и никогда не переедайте;

10. Кушать нужно часто, но при этом небольшими порциями;

11. Внимательно пересмотрите лекарственные препараты, которые Вы принимаете;

12. Регулярно выполняйте физические нагрузки;

13. Ешьте только те блюда, которые приходятся Вам по вкусу.

Лекарственные растения

Травяные сборы

Полная потеря аппетита или анорексия

Отметим сразу же, что данное состояние наблюдается преимущественно у подростков. Так, к примеру, практически 50% девушек, чей возраст варьирует в пределах от 13 до 15 лет, придерживаются мнения, что им необходимо избавиться от лишних килограммов. Всех анорексиков преследует боязнь потолстеть, именно поэтому они могут не есть неделями, несмотря на целый ряд проблем, напрямую связанных с их здоровьем.

  • общее недомогание;
  • головокружение;
  • усталость;
  • обморочные состояния;
  • чрезмерную ломкость и тусклость волос;
  • посинение кожного покрова;
  • болевые ощущения и запор в животе;
  • повышенную чувствительность к холоду;
  • появление большого количества волос в виде пушка на теле и лице;
  • полное прекращение менструаций;
  • сбои в работе как пищеварительной, так и центральной нервной, а также сердечно-сосудистой системы.

Что касается курса лечения данного патологического состояния, то он предусматривает в самую первую очередь проведение психотерапии, так как данное заболевание возникает на фоне психических расстройств. Те или иные лекарственные препараты прописываются пациентам в ограниченных количествах. Чаще всего это медикамент под названием ципрогептадин, которому свойственно увеличивать общую массу тела, а также выступать в роли антидепрессанта. Немаловажное значение имеет и специальное лечебное питание, которое также способствует постепенному повышению общей массы тела.

Почему он ничего не хочет?

Катерина Демина - психолог-консультант, специалист по детской психологии написала отличную статью, в которой отвечает на этот, пожалуй сейчас самый наболевший вопрос родителей.

Букв, конечно, много - однако считаем, что прочитать и проникнуться хорошо бы всем родителям подростков.

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет?

Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.

Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.

Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие.

Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».

Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ - ничего «.

Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел - это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно - не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было - это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами - а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой - не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки - сами, поесть разогреть - сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.

А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка.

Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал все сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» - печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки - в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» - это о чем?» - «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки - хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком - постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку - все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни - общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно - ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это - авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.

А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка - преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас - накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают - учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом - вот список домашних дел, приступай.

Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек.

Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты