День вороны хантыйский праздник. Вороний день. Библиотечно-информационный центр, г.Лангепас. Обычаи и традиции

18.10.2019

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Вы в курсе, что ханты и манси не торопятся присоединиться к такому привычному для нас празднеству Нового Года с 31-го декабря на 1-е января?

Конечно, они его празднуют, но, скорее всего, как дань новомодным традициям, пришедшим к ним вместе с Советской властью, поэтому не ожидайте, что вы попадёте на настоящее праздник Нового Года в городе Ханты-Мансинске именно в ночь на 31-е декабря.

Город этот вовсе не заколдованный, находится он в центральной части Западной Сибири у самой реки Иртыш. Расстояние до Тюмени – 950км., а до Москвы – 1 900.

И это не просто город!

Это столица Ханты-Мансинского автономного округа – Югра, входящей в состав Тюменской обл., и являющейся полноправным субъектом РФ. ХМАО находится в Уральском федеральном округе.

Вот в этой части Сибири начало Нового Года отмечают весной! Примерно, в конце марта – начале апреля.

И вовсе не потому, что жители ХМАО большие шутники, хотя и любят пошутить над тем, что Манты-Хансинск звучало бы вкуснее, а потому, что у ханты и манси нет понятия «месяц» в привычном для нас понимании – 30 дней.

У них нет привычных нам недель и часов, всё зависит от природного ритма, поэтому и «месяц» может быть как 15 дней, так и 90.

А весной у коренных народов сынских, куноватских, ваковских, сосьвинских, каэмских хантов и мансов происходит смена промысла.

В эти первые весенние дни заканчивается зимняя охота, начавшаяся в ноябре, и начинается сезон «охоты рыбьей», потому, как прилетает очень важная первая весенняя птица – ворона.

В верованиях хантов и мансов ворона, так же, как и гусь, журавль и другие перелётные птицы, играют роль связующего звена между главным богом Торумом и людьми.

Птицы часто упоминаются в родовых легендах и сказаниях коренных жителей Севера, их изображения встречаются на тотемных столбах различных родов, но к вороне отношение всё-таки особенное.

По старым легендам именно ворона своим карканьем разбудила жизнь в тундре, от её громкого голоса проснулись спящие глубоко под могучей рекой Обь первые люди, и раскрылась земля вплоть до Уральских гор, и вышли проснувшиеся люди на поверхность Земли, чтобы жить на ней, трудиться, радоваться и рожать детей.

И день тот был седьмым от начала «месяца твёрдого наста» - ун кер тылыщ 7 мет хатл.

С тех самых пор благодарные люди и празднуют Вороний день – Урин эква хотал – Вурна хатл.

Празднуют этот день, когда прилетают первые вороны и своим громким «Ка-а-ар!!!» вновь будят тундру, возвещая всем живым: «Весна пришла! Празднуйте дни пробуждения от долгого зимнего сна! Идёт тепло и солнце! Ка-а-ар! Ка-а-ар!!!»

В связи с христианизацией народов ханты и манси этот праздник приурочен к Благовещению (7 апреля), но частенько обские угры, а с ними и ханты с мансами отмечают его всё-таки по старинке, и со второй субботы апреля начинают готовиться к своему весеннему Новому Году, ожидая вестницу весны – ворону.

С 2013 года в Югре официально разрешили справлять Вурна хатл так, как делали это их предки и не связывать напрямую Благовещение с языческими обрядами Урин эква хотал.

Шаманы, одетые в костюмы с украшениями из перьев, начинают бить в бубны особым ритмом, зазывая к стойбищу ворон. Считается, что ворона прилетит на эти звуки.

Поскольку ханты верят, что крик вороны несёт пробуждение силам природы, то неудивительно, что именно ворона считается покровительницей женщин-матерей и их детей. А женщина всегда являлась продолжательницей рода, так что отношение и к празднику, и к священной птице у обских народов особенное.

Особенный и праздник.

Услышав мерный звук бубна, дети сплетают из камыша и веток гнёзда, украшая их ленточками, яркими лоскутками, бусинами и монетками – для вороны.

Чем больше будет развешано гнёзд, тем добрее и щедрее к людям будет священная птица, тем удачливее будет год, и тем больше родится в семьях детей.

Так же собирают дети для вороны щепки и мелкие веточки – это тоже дань традиции. Раньше, когда ещё не было подгузников «Памперс», на дно люльки клали цап – стружки из мягкой древесины.

«Использованный по назначению» цап складывали в одно место со всего селения, обычно рядом с каким-либо пнём, для того, чтобы прилетевшая ворона могла на пеньке отдохнуть перед долгими весенними хлопотами, а в этом цапе погреть свои замёрзшие лапки.

Чем больше цапа – тем теплее, а чем теплее вороне, тем щедрее она к добрым людям.

Теперь она не должна забыть отблагодарить их за доброту, пожелав перед тем, как улетать: «Пусть здесь родятся мальчики, пусть здесь родятся девочки. Пусть будет здесь много детей! Пусть будет здесь много цапа, чтобы могла я здесь хорошо греть свои лапки!»

Старики говорят, что ворона радуется вместе с людьми рождению каждого ребёнка, поэтому самый верный оберег для дитя – метёлочка из вороньих перьев.

Пожалуй, так оно и есть! Если кто видел, как вороны защищают свои гнёзда и воронят, тот охотно поверит в то, что дух вороны способен защитить и людского *воронёныша*, особенно, если это дух священной вороны!

А кто из детей первым увидит на Новый Год ворону – тому она будет покровительствовать весь год, и принесёт в дом здоровье, удачу и достаток!

«Ворона прилетела – весну на хвосте принесла!» - радостно говорят ханты.

«Крик вороны – весне верный знак!» - вторят им манси.

Начало праздника – для детей.

Гостей окуривают дымом чаги, угощают клюквой и прочими сладостями.

Дети поют вороне весёлые песни, заводят пляски, загадывают желания и, зашептав своё желание в узелок, вешают его на священное дерево – берёзу.

Вообще, основное место для этого праздника – это место, где растут священные деревья. Им поклоняются веками.

Жители ХМАО правильно считают, что дерево берёт свою жизненную силу из земли и уходит корнями в нижний мир – туда, откуда они сами родом, туда, куда уходят их предки, туда, куда им самим предстоит уйти со временем.

Крона же дерева – связь с верхним миром, где живут невидимые человеческому глазу духи.

Ствол – это средний мир, с которым человек соприкасается с часа своего рождения и до последнего своего вздоха.

Но у мужчин и у женщин священные деревья разные!

У женщин и детей – берёза.

К берёзе идут женщины, принося ей свои нехитрые дары: цветные лоскутки, кусочки меха, монетки, сушки и пр., и, повязывая их на гибкие ветки, разговаривают с белоствольной, испрашивая у неё чаще всего здоровья родным и семейного благополучия.

Детский праздник заканчивается древним священным ритуалом – поклонению духу Огня, во время которого пожилая уважаемая женщина снимает платок с головы маленькой девочки и «дарит» его духу Огня, кидая детский платок в священный костёр.

Девочке же дарится новый платок, который женщина снимает со своей головы.

Этот обряд символизирует связь поколений и считается обязательным действием в Вороний день.

Наступает время мужчин.

На священной земле, куда запрещено вступать женщинам, растёт священное дерево мужчин – кедр.

Здесь редко можно увидеть цветные ленточки, здесь приветствуются иные дары.

Ворона принесёт тёплые дни лишь в обмен на тёплую кровь.

Здесь мужчины приносят в жертву оленя.

Животное покрывают шкурой лисицы и, прокричав трижды: «Туруму!», призывая духов проснуться и принять эту жертву, закалывают оленя одним движением, как делали это их предки веками.

Прямо под корнями священного кедра тушу разделывают, поднося каждому по куску сырой оленины и по чашке живой крови, а череп и шкуру оставляют на дереве.

Пройдёт совсем немного времени и жертвенная плоть перекочует из под ветвей кедра на богато убранные столы.

Здесь не только свежая оленина, здесь и уха из трёх рыб (щука, окунь и муксун), мясной суп из тетерева (эта птица не считается священной), вкуснейший саламат и много печева.

Как только оленина попадает на стол, женщины, подражая крикам птиц, зазывают всех на общую трапезу.

А после сытной еды устраивают танцы и игрища.

К исполнению обязательны «Акань», «Куринька» и «Ойкайкв».

Молодёжь развлекается бегом с палкой (каюрские бега), метание тынзяна на хорей, тройной национальный прыжок и, конечно, национальная борьба нюлтахл и хапсагай (борьба на поясах).

Длиться праздник может не один день, как говориться: пока будет желание.

Этот Новый Год – первый весенний праздник жителей ХМАО чудом сохранился с далёкой древности.

Да, конечно, время меняет всё. Но! Даже время отступает перед столь древней верой в духов и покровителей хантов и мансов.

Эти народы свято верят, что их духи живут в каждом живом существе, будь то большой олень или маленькая травинка.

Поэтому и празднуют они свой Новый Год - Урин эква хотал – Вурна хатл – Вороний день с такой душой и с абсолютным счастьем в сердцах.

Ка-а-ар!!! И вам удачи!!!

На Руси ворону не очень любили - считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас ханты и манси не отмечают. Для них начало года - это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы - вороны.

Ворона - первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины - продолжатели рода, поэтому я считаю, что это - очень важный для нас праздник».

Девушка в национальной одежде Фото: АиФ / Денис Вторушин

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

Легенды о вороне

О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.

Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.

Древние божества ханты Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 - мет хатл».

Обычаи и традиции

По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза - это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Бублики на кедре - мужском дереве Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Сургутянка Пелагея Хлобыстова рассказала, что ленточка на дереве - это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. «Раньше ведь не интересовались нашей культурой: «Ой, это хантыйское не интересно, пошли дальше», а теперь вот более стали чувствовать за последние годы. Лет 10 с уважением относится к нам уже, какая у нас интересная культура», - рассказывает женщина.

Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.

Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. Всего 7 дисциплин. На Вороньем празднике исполнялись традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».

Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Посмотреть на шоу, отведать национальной кухни, прикоснуться к таинству древнего народа найдется много желающих.

В этом году праздничные мероприятия пройдут на территории гостиничного комплекса «Югорская долина». Старт 12 апреля в 13:00.

Фото: АиФ / Гузель Биктимирова

Вороний день-праздник весны, любви и встреч. Воронец (Вороний праздник)-светодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев божественную кару, как бы указывая на нечестивца: - Вор, он! Вор, он!

Мудрым же людям Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.

По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»

Так же в этот день замечают, что вороны купают своих детей. В деревнях о сию пору хозяйки варят кашу, кладут её на сковородку и выносят во двор. Там переворачивают сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекает сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.

Не зря у наших Предков было особое почтительное отношение к этой благородной птице. ВОРОН-птица вещая, верный спутник Бога-Управителя. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия в Великую Сваргу и сообщает душам-навьям о том, каких высоких целей они достигли в своем духовном и душевном развитии и в выполнении жизненного предназначения.

Если Боги решают, что человеку необходимо предоставить возможность завершить начатое деяние, которое он не успел закончить в связи с внезапно наступившей смертью, тогда он направляет к душе умершего человека своего помощника-Ворона.

Ворон-хранитель живой и мертвой воды, дает возможность душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело. В мире Яви про такого человека говорят: "Он пережил клиническую смерть" или "Он вернулся с того света". Как ни странно, но после возвращения Богом-Управителем Варуной человека к его прежней жизни, человек меняет свой образ поведения, ни прожигает свою жизнь понапрасну и завершает дело, которое не успел закончить.

Сей праздник в исконных традициях других народов

Башкиры по воссозданной традиции каждую весну с прилетом грачей отмечают праздник «Воронья каша». Это было так давно, что историю этого гулянья уже почти никто не помнит. Однако сейчас после введения «Закона о языках» с новой силой стали чтить культуру и традиции своего народа. Башкирская легенда гласит, что когда-то давным-давно птицы при неизвестных обстоятельствах (скорее всего, указали на приход тепла после долгой зимы – прим. автора) спасли людей от неминуемой смерти. С тех пор их принято чтить и уважать.

Центровое место в празднике занимает та самая «воронья каша». Стол должен быть накрыт только национальными башкирскими блюдами. Это чак-чак, кумыс, творог, а еще обязательно должны быть мед и масло. После праздника остатки еды нужно оставить на земле для птиц. Это угощение – дар человека в знак благодарности за спасение людей.

Сибиры отмечают в это время Карга туй. Это древний весенний праздник сибиров входивший в комплекс новогодних праздников (Наурус, Цым, Карга туй). Проводился он во время весеннего перелета птиц. Молодежь собиралась у кого-нибудь дома. Заранее договаривались, кто принесет: крупу, масло и молоко.

В хороший солнечный день варили кашу. После этого забирались на крышу дома и там дружно съедали. Специально оставляли кашу и для ворон. Когда оставляли кашу воронам говорили:

Карык карык каргалар,
Разлетаются каркуши,
Оцто утын-йаргалар
Как поленья дров
Кара каргага аш пулсын,
Черной вороне будет еда,
Ала каргага таш пулсын
А пестрой лишь камушки

Таким образом, зазывали в родные края тепло и солнце. Согласно древним поверьям вороны на своих крыльях приносили после долгой зимы тепло и пробуждение природы. Ворон у тюркских народов был священным тотемическим животным. Ворон в сказках и сказаниях представляется мудрым и добрым помощником человека. Вороны наделялись способностью внимать просьбам, предотвращать несчастья, голод, дарить дождь.

В состав сибиров-аялинцев входил род Ворона (Карга тогым). Эта птица являлась главным тотемом этого рода. Например, деревню Илле карга (50 ворон) Большереченского района Омской области основали 50 человек из рода Ворона.

Есть очень интересная легенда о происхождении аула Кускуны (Коскон – на языке сибиров тоже ворон) Тевризского района. Давным-давно, в урмане жил охотник Сянгиль-Гулюк. Он был очень метким стрелком из лука и удачливым охотником. Однажды Сянгиль-Гулюк погнался за лосем и убил его в районе нынешнего Тобольска. Там он встретился с черным вороном и поспорил с ним кто из них сильнее и выносливее. Они договорились, что охотник без передышки будет бежать на лыжах, а черный ворон без передышки лететь. Кто первым сядет передохнуть, тот и проиграл. Две недели без передышки летел ворон, но все же он не выдержал и замертво упал на месте теперешнего аула Коскон. Во времена Кучум хана туда переселились четыре семьи каракалпаков. Сянгиль-Гулюк сказал, чтобы они назвали свой аул Коскон в честь упавшего ворона.

Почитание ворона широко распространено среди народов Севера и Северной Америки, что говорит о древней связи между их предками.

Воронец по своей внешней сути этот праздник очень сильно перекликается с «закличками Весны», являясь своего рода «откликом» на них-встречей первых птиц–гонцов Весны. Точной датировки у праздника нет в связи с большим разбросом климатических условий, которые также меняются год от года. Наиболее выражены даты–это 7 и 14 апреля.

Сибиры аборигенное население Западной Сибири. Самоназвание народа сыбырлар. В научной среде используется термин сибирские татары. Основная масса сибиров проживает на своих родовых землях в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Курганской, Томской областях. В Пермской, Свердловской и Челябинской областях сибиры подверглись большому влиянию со стороны башкирской и татарской нации. Общая численность сибиров–около 200 тысяч человек.

Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны ворону.

С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Ямальском Севере. Ворон-символ жизни, вестник весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое–то затяжная.

В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу–Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. У чума уже выставлены скульптуры добрых духов, их во время праздника угостят кровью жертвенного оленя. Принося в жертву оленя богам, они тем самым просят у них понимания, милости и благополучия. Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства.

Вороний день–это древний праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели–мужчины, к березе–женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывают оленя. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

В вороньей песне, записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся!» По верованиям ханты за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось беды. славяне считают, что ворон, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка, желает продолжения их роду и здоровья детям на многие годы. Существует предание о споре ворона с халеем. «Однажды халей сказал: «Пусть человек умирает!». А ворон ему ответил: «Нет! Человек не умрет! Я буду прилетать весной со связкой калачей и спасать его. Пусть только он бросает мне горсть древесных стружек из люльки своего ребенка. Я в них погрею свои лапки». Поэтому в Вороний день принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать ворону.

Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила людей о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот–пусть родится больше здоровых, умных детей, а важенки подарят хозяевам стад хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.
В ирландских мифах вороны считаются символом плодородия, но также покровителями воинов и символом жестоких битв. У Одина, верховного бога скандинавов, было два ворона-шпиона, Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели. В английских сказаниях говорится о воронах, которые повсюду сопровождали легендарного героя Брана. Голова героя, согласно легенде, похоронена под Уайт-Маунт, одним из храмов друидов на территории нынешнего Лондона. Говорят, что вороны ревностно охраняют могилу своего друга, а когда они улетят, наступит конец света. В 1078 году Вильям Завоеватель построил на месте Уайт-Маунт крепость Белый Тауэр – это самая древняя часть нынешнего Лондонского Тауэра.

Огромные черные вороны живут в крепости и сейчас. Их всего шесть, и по приказу монархов за ними очень хорошо ухаживают, так как англичане твердо верят, что в день, когда вороны улетят из Тауэра, падет монархия. В Тауэре есть сотрудники, специально нанятые для ухода за воронами. Они не только кормят птиц и следят за их здоровьем, но также ведут дневник, в котором отчитываются о мелких происшествиях из жизни птиц, особенностях их характера и повадках. Впрочем, пока что таэурские вороны вроде бы всем довольны и улетать явно не собираются–да и, вполне возможно, просто не могут из-за своих размеров. Легендарные птицы вальяжно разгуливают по мощеным дорожкам и принимают угощения от туристов.

Ворона

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник!

А. Тарасова

Коротко о традициях праздника

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально

сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище - всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.


Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на С. Сосьве есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: "Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки" Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты