Реставрация изделий из бронзы. II. Способы очистки и консервации предметов из бронзы, меди и медных сплавов. Как проводится чистка бронзовых изделий

23.09.2019

Бронза с течением времени, как правило, теряет свой естественный блеск, становится тусклой и тёмной, не редкость и появление зеленоватого налёта . Проблемой в реставрации, особенно антикварных изделий из этого металла, является удаление продуктов коррозии с поверхности, сохраняя при этом нетронутым первоначальный налёт (патину). Бронза является результатом сплава меди, олова и свинца.

Восстановление бронзовых изделий

Со временем на поверхности образуется коррозийный слой, который называют «патина». Слой гладкий, если он здоров и стабилен. Если он порошкообразной губчатой структуры и содержит коррозионные агенты влаги в прямом и постоянном контакте с металлом, то первое восстановление состоит в удалении периферийного слоя патины как из технических, так и эстетических соображений.

Для этой цели необходимо использовать следующие инструменты:

  • микро-сверла;
  • вибро-гравёры;
  • скальпели;
  • скребки и т. д.

Затем металл очищается деминерализованной водой с добавлением нейтрального моющего средства. После этого надо приступить к затирке. Антикоррозийная обработка изделия выполняется чистым спиртом.

Вторая процедура предусматривает использование двухкомпонентных смол. Они усилены за счёт использования синтетических волокон, пригодных для расширения металла. Кроме этого, метод обеспечивает отличные результаты.

Способы самостоятельно почистить бронзу

Конечно, все эти процедуры выполняются специалистом и в основном по отношению к антиквариату. Но если у вас есть предметы из бронзы или латуни, не представляющие большой художественной ценности , то вы и сами можете в домашних условиях произвести их очистку.

Чем отмыть с рук и одежды силиконовый герметик

Почистить бронзу можно без использования химических веществ, которые являются токсичными и загрязняют окружающую среду. Существуют различные традиционные методы, передаваемые из поколения в поколение. Бронзу можно мыть тёплой мыльной водой. Потом её хорошо чистят мягкой щетиной, ополаскивают, высушивают, а затем полируют шерстяной тканью.

Если объект зачернён, то можно для промывки использовать смесь из 1 л воды, мыла и 1 столовой ложки денатурированного спирта. Затем промыть, обсушить и полировать.

Для устранения окисления применяется смесь воды и лимонного сока. Для очистки зеленой патины эффективна смесь воды, аммиака и уксуса в равных долях. Чистку надо проводить мягкой зубной щёткой. Бронзу можно натереть маслом , после чего тщательно промыть в мыльной воде, а затем протереть шерстяной тканью или замшей. Тщательная промывка, сушка и полировка изделий всегда необходимы после очистки вышеперечисленными методами.

Рецепт домашнего средства

Изделия и элементы из бронзы и латуни, такие как люстра, отделка окон, дверей, ручки мебели, когда-то были очень распространены и популярны и теперь возвращаются снова.

Как самостоятельно и эффективно при низких затратах очистить люстру, петли, ручки и дверные ручки? Для приготовления домашнего средства для чистки бронзы и латуни, нам понадобятся:

  • мука;
  • белый уксус;
  • соль;
  • стеклянная или пластиковая чаша;
  • деревянная ложка.

В большой миске смешайте 2/3 чашки белого уксуса с 2/3 стакана ячменной муки. Перемешайте компоненты, а после получения консистенции добавьте полстакана соли и перемешайте до однородного состояния. Затем деревянной ложкой ложку нанесите смесь на изделие. Смесь должна быть вязкой и густой (если она слишком жидкая, добавьте муку и снова перемешайте).

Как почистить силиконовый чехол для телефона

Если изделия небольшого размера, вы можно опустить их в миску со смесью на несколько часов. После истечения этого времени грязь и характерные элементы зеленоватых налётов отойдут от бронзы на смесь. После этого тщательно промойте очищенные компоненты в проточной воде. Можно мыть губкой, которая поможет удалить осадок из самых упорных фрагментов. После сушки просто протрите бронзу или латунь хлопчатобумажной тканью.

Если бронзовая деталь постоянно прикреплена к поверхности предмета мебели, очистка должна проводиться со всеми необходимыми мерами предосторожности в отношении непосредственной близости от поверхности деревянной мебели. Перед очисткой готовят картонные шаблоны, которые закроют поверхность мебели. В результате ни один из препаратов, который будет чистить бронзу, не повредит структуру древесины и полировку мебели.

Старая грязь с бронзовых деталей может быть легко удалена с помощью ватного тампона, смоченного спиртом. Это самый простой и щадящий метод очистки для применения бронзы. Риск повредить элемент с помощью этого метода очистки практически сведён к нулю .

Лимонный сок и аммиак

Для того чтобы вернуть бронзе лоск, его надо почистить с помощью мягких зубных щёток, которые пропитаны соком свежевыжатого лимона. Затем промыть, высушить и отполировать бронзу мягкой тканью.

Подсвечники из бронзы и латуни могут стать украшением любого интерьера. Дизайнеры любят дополнять залы и комнаты подобными изделиями, желая придать торжественность обстановке. Но подобные изделия портятся, металл тускнеет и теряет свой блеск и цвет. Особенно если речь идет об антикварных изделиях, которые пользуются спросом. Так как избежать потускнений и сохранить изделие в неизменном виде?

Подсвечник из бронзы

Веяния старины

Существует несколько разновидностей подсвечников, которые стоят достаточно дорого. Все они изготовлены из бронзы. Этот металл особенно ценился нашими предками, да и подсвечники были только у зажиточных граждан, которые не отличались экономией. Канделябры и подсвечники, а также другие изделия из бронзы украшали не только дома дворян, чиновников и царей, но и были частью интерьера храмов и церквей.

Изделия из бронзы были художественной ценностью и вводились в ранг искусства. Металл украшали драгоценными камнями, инкрустировали жемчугом, сочетали с золотом и позолотой. На сегодняшний день коллекционеры ценят:

  1. Этрусские подсвечники.
  2. Канделябры родом из Древнего Рима.
  3. Старинные изделия XI–XIV веков.
  4. Бронза периода Возрождения.
  5. Антикварные изделия стиля барокко.
  6. Антиквариат периода XVIII–XIX веков.
  7. Подсвечники XIX–XX века.

Первые подсвечники из бронзы появились еще до нашей эры. Спасибо за это стоит сказать культуре этрусков. Они делали крупные канделябры и подсвечники, стержень был высоким. Изделия из бронзы имели большую чашу для одной или нескольких свечей.

Особенностью этрусков было желание украсить бронзу фигурками животных и людей. Такие подсвечники очень красивые, большие и стоят достаточно дорого. Найти их можно только в музеях Западной Европы.

Канделябры из Древнего Рима отличались помпезностью. Они были еще крупнее и массивнее этрусских, а также имели крупный стержень и чашу. Изделия были выполнены в стиле Месопотамии. Имели подставку в форме треноги, предназначались для свечи из сала или воска. В целом римляне взяли все лучшее у культуры этрусков и дополнили. Сегодня эти изделия считаются культурным наследием, полюбоваться ими можно в музеях Вероны и Лондона.

В Средние века самые красивые статуэтки, канделябры и подсвечники мастера изготавливали для церквей. Изделия были крупными и длинными - высотой от 1,5 до 2,7 метра. Имелись также и переносные подсвечники, с которыми по церкви прогуливались монахи и другие священнослужители. Отличительной чертой таких изделий считалась покрытие из золота, которое наносили на бронзу. А также было принято украшать металл драгоценными камнями.

Эпоха Возрождения - это время изящества и красоты. В этот период облик подсвечника из бронзы существенно изменился. На изделиях появились завитки растений, фигурки ангелов, цветы и лепестки, которые сплелись в причудливую форму. Бронза стала изысканной, изящной и дополнилась ажурными завитками.

Не отличались изяществом бронзовые предметы утвари периода правления Людовика XIV. Причина в том, что интерес к литью из бронзы заметно угас. Умельцы увлеклись другими металлами: железом, медью и др. Латунь по химическим свойствам имеет сходство с бронзой, поэтому подсвечников из этих металлов немного, но они есть. Отличительной чертой изделия считается свободный дизайн, который не имеет никаких ограничений.

Подсвечник из латуни

Антиквариат периода XVIII–XIX веков отличается хитросплетением линий. Рококо имеет свои особенности: прямые линии отошли на второй план, умельцы вновь заинтересовались бронзой и латунью и принялись экспериментировать. Они могли выполнить чашу для свечи в форме морской раковины, сочетать цветы с ажурным плетением, экспериментировать с объёмом. Также можно увидеть сходство с подсвечниками времен периода Римской империи.

XIX век ознаменовал себя тем, что осветительные приборы и их производство претерпело массу изменений. Искусство литья было поставлено на поток, в результате чего изделия обесценились, утратили уникальность. Но есть экземпляры, которые в этот период изготавливали под заказ. Подсвечники и канделябры отличались богатством и роскошью, бронзу дополняли слоновой костью, россыпью камней и украшали золотом.

Методы чистки

Реставрация изделий имеет ряд особенностей. Причина в том, что бронза - не самый износостойкий металл, она часто покрывается зелеными пятнами и разводами. Для того чтобы убрать с поверхности подсвечника или статуэтки загрязнения, можно использовать:

  • горох;
  • цикорий;
  • уксус, соль и муку;
  • лимонную кислоту и соду;
  • фланелевую ткань;
  • сукно и мел.

1) Кашица из гороха поможет убрать с поверхности латуни или бронзы грязь, налет и признаки окисления. Для этого стоит сварить горох таким образом, чтобы из него получилась каша. После кашу наносят на поверхность подсвечника и оставляют на 20–30 минут. Затем очищают металл от гороха при помощи воды и зубной щетки. После процедуры стоит просушить изделие, тщательно протереть его тканью.

2) Цикорий, как и горох, превращают в кашу, тщательно размешивают с теплой водой, а после наносят на утварь. Оставляют на поверхности металла на 30 минут, затем промывают изделие теплой водой и чистят при помощи щетки. Бронзу или латунь стоит протереть сухой тряпкой и дать подсвечнику высохнуть.

3) Смешивают в емкости муку и соль, после добавляют в смесь уксус и немного воды. Размешивают все до состояния пасты. Затем пасту наносят на металл, втирая ее в поверхность при помощи круговых легких движений. Чистка длится до 20 минут, после пасту смывают с поверхности изделия. Вытирают тряпкой, дают обсохнуть.

4) Сода и кислота лимона хорошо подходят для латуни, но могут убрать грязь и с поверхности меди и бронзы. Соду и кислоту смешивают, превращая в кашицу, потом полученное средство наносят на статуэтку, канделябр или подсвечник. Втирают средство в поверхность металла круговыми движениями. Оставляют предмет на 30 минут, а после промывают его под потоком теплой воды, вытирают насухо и полируют сукном или фланелью.

5) Иногда достаточно протереть металл фланелевой тканью - такая читка не поможет избавиться от сильных загрязнений. Но если проводить процедуру регулярно и не жалеть на это времени, можно получить неплохой результат.

6) Мелом натирают поверхность изделия, а потом протирают бронзу сукном. Это помогает убрать незначительную грязь с поверхности металла. Но вот от окислов и зеленых пятен такая читка не поможет.

На реставрацию подсвечник можно отдать специалисту. Он выполнит чистку и вернет бронзе блеск и цвет.

Но если такой возможности нет, то можно провести чистку бронзовых или латунных подсвечников с помощью химических реагентов:

  1. Аммиак.
  2. Нашатырный спирт.
  3. Этиловый спирт.
  4. Зубная паста.
  5. Ацетон.

1) Аммиак стоит растворить в воде и этим раствором натереть подсвечник. Такая чистка подойдет для латуни и бронзы. Если грязь не поддается удалению с первого раза, процедуру можно повторить через несколько минут. Но стоит иметь в виду, что реагенты могут негативно воздействовать на металл.

2) Нашатырный спирт нередко используют для чистки ювелирных изделий. Украшения натирают нашатырём, то же можно сделать и с бронзой. Подсвечник погружают в раствор и оставляют его там на несколько минут. После поверхность металла вытирают насухо и полируют.

3) Этиловый спирт или водку, так же как и нашатырь, используют для чистки домашней утвари. Спирт наносят на фланель или сукно, и тщательно протирают тканью подсвечник или канделябр. В результате грязь уходит, снимается налет, а бронза или латунь начинают блестеть и играть на солнце.

Зубная паста

4) Чистить бронзу можно и при помощи зубной пасты и обычной щетки. Можно выбрать отбеливающую пасту, нанести ее на ткань или щетку и начать процедуру. Когда чистка закончится, нужно смыть с поверхности изделия пасту. Если загрязнения сильные, то пасту необходимо оставить на несколько минут или даже полчаса. Потом промыть подсвечник под потоком воды, вытереть насухо и отполировать сукном.

5) Можно использовать и ацетон, но такой метод чистки может привести к нежелательным последствиям. Небольшое количество ацетона наносят на тряпку и протирают им латунь или бронзу. Перед проведением процедуры подсвечник стоит промыть, вытереть и устранить с его поверхности незначительные загрязнения.

Стоит помнить о том, что перед началом чистки изделие всегда стоит промывать теплой водой с мылом - нередко этого вполне достаточно для того, чтобы вернуть бронзе блеск.

Антиквариат трогать не советуют, тем более не рекомендуют использовать для чистки таких изделий реагенты. Нанесение химикатов может привести к тому, что после чистки частицы реагента испортят металл. Реакция может протекать медленно и незаметно, но в конечном счёте на поверхности подсвечника, канделябра или статуэтки появятся пятна, избавиться от которых будет сложно.

Профессиональная реставрация включается в себя не только чистку изделия из латуни или бронзы, но и восстановление покрытия. В результате чего поверхность подсвечника выглядит, как новая. Некоторые реставраторы наносят на поверхность изделий специальный лак - это помогает защитить бронзу или латунь от агрессивного воздействия внешней среды.

Зачастую изделия, выполненные из меди, со временем теряют свой первоначальный вид. Это происходит вследствие химических реакций, в которые вступает упомянутый металл и другие элементы, находящиеся в воздухе. Кроме этого, медь - достаточно мягкий материал, поэтому изделия из него могут повредиться после механических воздействий. Поэтому реставрация изделий из меди - востребованная услуга. Однако несложный ремонт можно произвести и собственными руками, без обращения в профессиональную мастерскую.

Самая простая процедура, которую можно проводить в домашних условиях - чистка поверхности меди. Это можно делать одним из перечисленных ниже способов:

1. Одну столовую ложку соли и стакан уксуса помещают в кастрюлю, куда кладут и изделие. Далее раствор необходимо довести до кипения и кипятить до тех пор, пока поверхность не станет чистой. После этого промыть изделие с мылом в проточной воде и отполировать сухой мягкой тканью.

2. Разрезать обычный лимон на две части. Нанести немного соли на одну его поверхность с соком. И ею же начать чистить медную поверхность. После этого изделие нужно промыть и отполировать мягкой тканью. Вместо непосредственно лимона в данном случае можно использовать лишь лимонный сок с солью.

3. Необходимо смешать одну столовую ложку соли и стакан уксуса. После этого добавить небольшое количество муки до такой степени, пока раствор не превратиться в кашеобразный. После этого нанесите смесь на медную поверхность и оставьте на 15 – 40 минут. Далее изделие моют и полируют.

4. Нанести небольшое количество обычного столового кетчупа на медную поверхность и растереть его с помощью тряпки. Далее следует хорошо почистить стенки, после чего смыть и отполировать изделие.

Теперь поговорим о том, как можно варить медь и избавляться от трещин в медных изделиях. Сразу оговоримся, что медь поддается обычной сварке, однако в связи с ее особыми физическими характеристиками эту процедуру должен выполнять опытный сварщик. Поэтому если вы умеете самостоятельно сваривать металл, то обратитесь за помощью к профессионалам.

Реставрацию изделий из меди можно проводить одним из перечисленных способов:

а) газовой сварки;

б) ручной сварки;

в) дуговой сварки в аргонной среде;

г) дуговой сварки с использованием флюса.

В некоторых случаях, когда использование сварки нецелесообразно, особенно при реставрации изделий из меди, имеющих небольшие размеры, используют паяльники. Однако здесь, как и в случае со сваркой, работу должен выполнять опытный мастер, а паяльник должен быть соответствующей мощности и жалом правильной формы.

1. Общие указания

Очистка бронзовых и медных предметов, найденных при археологических раскопках, а также их сохранение в музейных коллекциях представляют весьма ответственное и сложное дело. Помимо общей необходимости осторожного обращениях ценными объектами, работа консерватора усложняется разнообразием состава сплавов и требованиями со стороны археологов о сохранении в возможно неприкосновенном виде патины, этого характерного «налета веков». Поэтому к способам для очистки и консервации бронзовых предметов следует относиться с большим разбором, так как удачно применяемый для одного случая реактив может оказаться совершенно непригодным при других обстоятельствах, вызывая в результате изменение цвета патины, покрывающей предмет, а следовательно и общего вида последнего.

Можно сказать, что почт и каждый предмет требует к себе индивидуального подхода .

Все способы, предложенные для очистки и консервации, по методу действия их на бронзовые и медные предметы можно разделить на три основные группы: электрохимические, химические и термические. Широко применяемые в практике реставрации железных предметов механические способы очистки большей частью являются лишь одной из промежуточных операций при очистке предметов по какому-нибудь из способов, отнесенных к одной из трех названных групп.

Хорошо сохранившиеся предметы с не изменяющейся на воздухе патиной можно после осторожной тщательной просушки сразу помещать в музейных витринах; бронзы с доброкачественною патиной, в которую вкраплены частицы песка, окружавшей предмет земли и пр., приходится подвергать особой обработке для выявления рисунков, надписей и пр., скрытых слишком толстым слоем патины.

Для удаления бугорков, бородавок, шишек, грубых слоев окислов и пр. пользуются молотками, резцами и другими инструментами,— конечно, с величайшей осторожностью, чтобы не повредить обрабатываемой поверхности, учитывая и то, что процессы разрушения могли проникнуть очень глубоко в толщу предмета и грубое механическое воздействие может быть губительным для объекта работы.

Для вскрытия шишек Rosenberg пользуется особым ножом длиною в 4 см и шириною 6—7 мм, короткий клинок которого имеет форму около четверти окружности с заостренным концом впереди; помощью такого ножа можно очищать самые твердые предметы.

Для того, чтобы выявить присутствие в предмете вредных хлористых соединений, применяют увлажнение их в камере Розенберга (см. ее описание стр. 19 раздела «Изделия из железа»), вследствие чего представляется возможным определить, допустимо или нет продолжительное хранение предмета на открытом воздухе.

Если поместить в увлажнительную камеру бронзу с гладкой блестящей патиной, лежавшую в земле и содержащую хлористые соли, то она, по утверждению Rosenberg"a, уже после 1—2 дней пребывания в камере покрывается многочисленными, прозрачными как вода капельками, имеющими нейтральную или слабо-кислую реакцию, но не содержащими хлора. 1

Rosenberg указывает, что в местах нахождения стеаринообразной массы капли покрываются блестящей зеленой корочкой; образования таких корочек, равно как и самой стеаринообразной массы при опытах, поставленных в лаборатории Гос. Эрмитажа, пока не наблюдалось. Rathgen указывает, что образование подобной массы представляет, весьма редкое явление.

Если во время содержания предмета в увлажнительной камере обнаружено, что патина не имеет угрожающего для состояния предмета характера, то можно обойтись без особой обработки, применяя лишь одно выщелачивание.

1 Rathgen, ук. соч., стр. 74. В разделе о железных изделиях уже было дано описание этой камеры. Здесь оно является повторением только отчасти, так как главным образом здесь даются процессы, происходящие в камере Rosenberg"a в бронзе.

Элитные старинные украшения из бронзы часто являются не просто ценными вещами, а семейными артефактами, они бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Пользуются популярностью и антикварные бронзовые изделия бытового назначения, которые требуют художественного подхода, нуждаются в восстановлении привычного блеска и роскошного внешнего вида. Содержание:

Почему бронза тускнеет и требует реставрации?

Бронзовые изделия – воплощения стиля и изящества, они были широко распространены еще в прошлых веках, пользовались спросом у взыскательных людей. Бронза выглядит красиво и привлекательно, придает жилья неповторимый шарм и очарование. Правда, со временем она теряет роскошный внешний вид, а на поверхности образуются пятна – результат окисления. Причина тому проста – сплав вступает в контакт с окружающей средой. Потускневшие бронзовые изделия, вместе с тем, не потеряли своей ценности – достаточно провести чистку, чтобы вернуть металлу былую привлекательность. Реставрация требуется не только по причине временных изменений. Часто украшения из бронзы ломаются, приходят в негодность из-за конструктивных особенностей. Так, неаккуратное использование шкатулки с витиеватой резьбой может привести к быстрому износу и повреждениям.

Какие изделия из бронзы нуждаются в ремонте?

Во все времена бронза была востребованным материалом в декоративной сфере. Ее использовали для изготовления множества украшений:
  • Крошечные статуэтки и величественные скульптуры. Не секрет, что они пережили не одно тысячелетие благодаря пластичности, превосходным качествам и стойкости к внешним факторам;
  • Предметы интерьера – украшения перил, лестниц, кованых карнизов из бронзы свидетельствуют о превосходном вкусе владельца, о любви к искусству и красивым вещам;
  • Предметы обихода – письменные принадлежности, подсвечники, рамы зеркал и картин, бронзовая мебель – сфера применения этого материала весьма обширна. Используют бронзу и для изготовления фурнитуры, для посуды, ювелирных украшений, сувениров.
Особую ценность имеют антикварные изделия – вещи, хранящие исторические воспоминания многих поколений. Со временем они теряют красоту, очарование, былой шарм, впрочем, утраченные характеристики можно восстановить, требуется реставрация антиквариата из бронзы.

Восстановление антикварной бронзы в мастерской

Кто-то решит, что старую бронзовую статуэтку можно убрать с глаз долой, задвинуть подальше в пыльный шкаф и забыть о ней. Но ценители уверяют: винтажные вещи сегодня являются признаком состоятельности, и затейливое изделие сможет стать украшением интерьера. Как происходит восстановление антиквариата из бронзы?
  • Проводится осмотр патины – коррозийного слоя. Если он гладкий, значит, среда здоровая, если же структура губчатая, требуется ремонт;
  • Удаляется первый слой патины – это нужно для эстетического и технического преображения. Мастер использует ювелирные сверла, вибрационные граверы, скальпели, скребки;
  • Металл очищают деминерализованной водой с применением моющего средства для бронзы;
  • Проводится затирка, которая направлена на придание изделию блеска;
  • Выполняется спиртовая антикоррозийная обработка;
  • Осуществляется натирка двухкомпонентными смолами, усиленными за счет синтетических волокон. Они обеспечивают хорошие результаты, подходят для расширения металла.
Если в процессе использования антиквариат был поврежден, к примеру, у статуэток отсутствуют части, проводится ремонт, чтобы вернуть утраченный вид. Когда изделие изготовлено из нескольких видов материала, процесс восстановления усложняется, однако провести работы опытному мастеру по силам.

Как проводится чистка бронзовых изделий?

Реставрация изделий из бронзы, если они просто загрязнились, но не имеют дефектов, проводится дома, для этого применяются народные методы и рекомендации:
  • Перед чисткой предмет обязательно обезжиривают, прополаскивая в содовом растворе, обработка проводится в резиновых перчатках, чтобы защитить руки;
  • Очистка слабых загрязнений осуществляется в мыльном растворе с теплой водой и щеткой с мягкой щетиной. Затем бронзу полируют шерстяной тканью;
  • При наличии почернений используют раствор с мылом и денатурированным спиртом в расчете 1 ложка на литр воды. Изделие промывают и просушивают;
  • Если появилась окись на поверхности, применяют сок лимона, он хорошо устраняет такие пятна;
  • Зеленую патину чистят смесью воды, аммиака, уксуса, которую разводят в равных пропорциях.
Впрочем, вышеперечисленные методы подходят только для бронзовых изделий, не имеющих особой ценности – ювелирные украшения так никогда не чистят, так как есть риск их повреждения, требуется аккуратный подход. Не помогут эти способы и при наличии серьезных дефектов, пятен, окиси – тогда требуется профессиональный подход. Реставрация бронзы является оптимальным решением проблемы, когда старый антиквариат утрачивает былой вид. Восстановление поможет вернуть привлекательность предметам интерьера.
© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты