Этика исламского воспитания детей. Воспитание ребенка в мусульманской семье Воспитание ребенка в мусульманской семье

17.10.2019

Ислам и приучение ребенка к самостоятельности

Давая родителям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремиться к подавлению воли ребенка и к тому, чтобы за него думали его родители, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами и работать ради него и его будущего, тогда как ребенок только находился бы у них на иждивении. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями контроля за поведением ребенка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения, а его личность не испытывала никаких потрясений в этом большом мире. Что касается опеки, которую велит осуществлять ислам, то она сводиться к заботе о ребенке, что следует осуществлять незаметно от него.

Возможность ребенка высказывать свое мнение независимо от того, каким бы глупым, наивным или далеким от истины оно не было, или учет его мнения при рассмотрении различных вопросов, разъяснение ошибочности его мнения, высказывание правильного мнения отцом или матерью – все это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребенка и указывает ему правильное направление. С учетом этого можно достичь в воспитании детей нескольких целей:

А) приучить его высказывать свое мнение по различным вопросам и научим его замечать трудности заниматься ими;

Б) с помощью разъяснения ошибочности его мнения по различным вопросам и научим его думать над формой выражения его взглядов при принятии решения;

В) выражение своего мнения взрослыми и разъяснение его правильности также заставляет его думать над тем, как следует принимать решения;

Г) ребенок привыкает к свободному и спокойному обсуждению различных трудных вопросов, в результате чего он не опускает руки, когда приходит время их решать, и ему следует разъяснять, что является правильным, а что ошибочным;

Д) благодаря этому готовим ребенка к его будущему и борьбе с теми трудностями, которые его ждут;

Е) с помощью этого мы не даем ребенку превратиться в бесполезное существо, у которого нет собственного мнения, и приучаем его к тому, чтобы трудности не становились для него неожиданными и ужасными настолько, чтобы он сбился с пути, потерялся и был погублен чем – нибудь страшным.

Так же в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман– это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и все плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Принципы щариата– это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышнем Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в «фитре» - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками». Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листу бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально – нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

В результате нравственного воспитания, ребенок, растущий с верой в Аллаха воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально – нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: « Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Эта сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанностей людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит: « Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?». Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай».

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становиться неуязвимым к ненависти, завести или неприязни и лишается чувства страха перед кем – либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта – приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установление социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом. «… поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя.»

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросах, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания – прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а так же его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворительность и эффективность.

Ислам и обучение ребенка

Ислам побуждает к приобретению знаний и обучению, а поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. То общество, члены которого воспитываются сознательными, знающими, следующими правильным путем и культурными людьми, является такое общество, благодаря которому развиваются его члены и которое развивается благодаря своим членам, и поэтому исламское воспитание направлено на обретение знания, приносящего пользу отдельному человеку, счастье обществу и миру всему миру. Вот почему в качестве выкупа некоторым людям, захваченным в плен в битве при Бадре, было предложено обучить чтению и письму по десять мальчиков из числа детей мусульман.

С точки зрения ислама, обучение не должно ограничиваться ни каким – то отдельным пунктом, ни определенной книгой или сочинением, но охватывать весь круг познаний человечества, а также все то, что способны постигать чувства и разум. Прекрасен наказ, который дал Умар бин аль – Хаттаб, сказавший: «Учите ваших детей плавать и стрелять из лука и велите им, чтобы они вскакивали на лошадь одним прыжком». В те времена арабы всю жизнь упражнялись в стрельбе из лука и верховой езде. И всем этим начинали заниматься с самого раннего детства, воспитывая тем самым мужество и смелость у ребенка.

Таковы мудрые установления ислама, направляющие ко всему тому, что приведет всех к успеху. Сколь мудры эти наставления и как возвышенны их цели, особенно в том, что касается детей, являющихся самым дорогим в жизни. Все это позволяет ощутить полноту и благо жизни, к которым все стремятся. Праведный сын является продолжением жизни своего отца, одним из плодов своего общества и надеждой своего народа. И прав был Умар бин аль – Хаттаб, который сказал: Да не воспитает Аллах того, кого не воспитал шариат».

Ребенок и духовное воспитание

Необходимо ознакомлять ребенка с самим собой с духовной стороны. Человек не состоит только из тела. У человека есть и тело, и разум. Что такое душа, откуда пришла, куда пойдет? Объяснять все это очень важно. Если ребенок спросит: «Что такое душа?» Ему ответят: «Это твоя невидимая глазом сущность». Какова связь между телом и душой, между душой и разумом, между разумом и телом? Какая часть человека выполняет, какую обязанность, какая важнее? Какая часть вечна, какая временна? Ребенок все это должен обязательно знать. Скажем, телу нужна пища, вода, воздух, отдых, гигиена, спорт, работа и ум, а разум можно обогатить при помощи знаний и размышлений. В чем обязанность души? Как ее можно очистить? Объяснение всего этого учит ребенка жить правильно. Если ребенок не усвоит такие понятия, не сможет правильно устроить себе жизнь, в будущем жить ему будет трудно, потому что каждое дело человека должно быть направлено на заботу, воспитание тела, души, ума. Незнание всего этого сегодня, занятие людей бесполезными делами, пустая трата времени и склонность только к наслаждениями тела приводит к животному образу жизни только ради нафса. Распространение преступности, проституции, наркомании, алкоголизма, СПИДа, бессильность даже тех стран, которые имеют в своих руках половину богатства мира, укротить все это – открытый пример этого тупика.

Ключом каждого воспитания должно быть познание Аллаха и умение жить по Его законам. Какого бы только человечество не достигло уровня развития, только подчинение законам Аллаха и молодым, и старым поможет на просторах жизни найти путь и не заблудиться. Отрицание законов Аллаха приводит людей к несчастью. Отказавшийся от своей религии, человек, конечно, забудет Аллаха, и это приведет к очернению сердца и к озлоблению души. Ребенок должен знать Сущность, которая достойна поклонения. Ребенок должен чувствовать, что за свои дела он является ответственным не только перед всем человечеством, но и перед Всевидящим, Всеслышащим Аллахом.

Насколько бы этот мир ни был бы несправедливым, продажным, омерзительным, ребенок должен верить в справедливые весы, которые в руках Аллаха.

Ребенок также обязан понять, что смерть – это не вечная потеря и исчезновение, а отделение души от тела, временное разлучение людей друг от друга, переход от одного состояния к другому состоянию. Это, в свою очередь, помогает ребенку легче переносить множество бед, несчастий, сохраняя психику от стрессов, а также помогает жить, стараясь не потерять иман (веру).

Стремление к вере, стремление познать Аллаха – естественное состояние каждого ребенка. Чтобы вести ребенка по этому пути и воспитать согласно этому правилу, не требуется слишком много сил. Но влияние противоположного воспитания, которо6е длиться 70 лет, сегодня, к сожалению, ставит преграду перед этой истиной дорогой.

Заключение

Проанализировав литературные источники, и проведя беседу с имамом мечети, я смогла глубже рассмотреть воспитание в мусульманской семье с нескольких её сторон. Мы видим, что воспитанию детей начинают уделять внимание задолго до рождения ребенка. Ребенок не сможет быть достойным членом общества если у него не достойные родители. Именно родители своим примером прививают ребенку хорошие манеры и помогают тем самым найти свое место в обществе.

Каждый ребенок в семье имеет свои права и обязанности, разница в этих правах и обязанностях только из – за разного пола. То что может мальчик не может девочка и наоборот. Родители не выделяют не одного из детей, они все равны. В семье их учат соблюдать и оберегать традиции и обычаи, которые передаются то отца к сыну, от матери к дочери. Дети высоко чтят своих родителей, старших, сестер, братьев.

Как мне кажется, дети, воспитанные в мусульманской семье, а именно в семье соблюдающей все традиции, более нравственно устойчивы. Возможно, и нашему современному обществу не повредили бы, а помогли бы некоторые методы мусульманского воспитания.

Приложения

Приложение 1

Пример воспитания в одной мусульманской семье.

Семья Б., отец семьи занимает высокий пост в администрации президента Башкортостана, мать домохозяйка. Они имеют двух детей – мальчика 17 лет и девочку 13 лет.

В семье воспитанием в большей мере занимается мать. Но и отец вносит свой вклад. Мать девочку учит ведению домашнего хозяйства, к сохранению домашнего очага, дает наставления на будущее относительно уважительного отношения к будущему мужу, к его родителям, к его братьям и сестрам. Мальчика отец готовит к тому, что он будет кормильцем и главой семьи.

В обоих детях воспитывается уважение и почтение не только к старшим, но и ко всему обществу в целом. Им прививается любовь к исламу, к Корану. И примером для детей являются их родители, на их делах и поступках дети учатся в сему этому. Дети учатся в татарской школе. Так как в исламе приветствуется раздельное обучение, мальчики и девочки обучаются отдельно.

Так же строго подходят к вопросу о женитьбе и замужестве. Если мальчик может выбрать себе жену сам (но прислушиваясь к мнению родителе), то дочери мужа выбирают родители. И это спокойно принимается детьми, ведь родители желают только добра.

Когда же приходят гости, женщины не садятся за один стол с мужчинами, а нередко даже в одной комнате не находятся. Женщина должна быть одета и вести себя по законам писанных в Коране. Посещение мечети регулярное и приносит удовлетворение. В семье так же строго соблюдаются все посты и праздники.

Приложение 2

Статья Джафара Фейзрахманова

«Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей»

Каково понимание морали и нравственности в мусульманской семье? Мусульманская вера, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитание ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка – семьи, детского сада, школы, двора.

Хочу подчеркнуть, что формирование духовного мира ребенка начинается с создания семьи – его отца и матери. Почему? Потому что условия создания брака перед Всевышнем должно быть дозволено с точки зрения шариата -законов исламской религии. После создания такой семьи дети в нем считаются законнорожденными.

Сама обстановка в семье верующего создает определенные условия для религиозного воспитания ребенка. Чем это мотивируется? Соблюдением обрядов: молений, отношениями между родителями, между старшими и младшими, отношением к окружающим. Все это создает определенный фундамент для формирования детского мировоззрения и его дальнейшего развития как личности.

Особое внимание уделяется веротерпимости, поскольку мы живем в много конфессиональной стране. Ребенок общается с представителями разных последователей других религий. Поэтому уважение к представителям иных конфессий и национальностей является важным фактором в воспитании.

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Это большое доверие для женщины и одновременно большая ответственность перед Всевышнем за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно прозвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это ещё раз доказывает уважительное отношение к женщине – материи.

Ошибочное представление, будто мусульманская женщина все основное время проводит на кухне и в детской. Любящая мама и хорошая жена – всеми уважаемая личности в мусульманском обществе.

А Что же отцы? Они обязаны обеспечить материальную сторону для собственной семьи, оказывая помощь жене в ведении хозяйства.

Все вышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к родителям и старшим, но и к сестрам и братьям.

Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. Очень важно доходчиво объяснить ребенку о существовании Единого Создателя и поклоняться Ему. Судьбоносно при воспитании малыша научить его совершать пятикратные моления. При этом следует сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов. Значимым элементом является научить малыша читать молитву перед сном и поутру, до и после приема пищи. Научить детей быть благородным к родителям, ко Всевышнему Создателю.

В исламе важную роль играет приобщение ребенка к посту. Суть соблюдения поста – не только воздержание от пищи и воды. Это прежде всего моральная и духовная чистота последователя Ислама.

Хочу заметить, что философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль.

Библиография

    Валиулла хазрат Ягъкуб. Ребенок мусульманина. О воспитании. Казань: «Иман» 2005.

    Д-р аль – Хусейни Абд аль – Маджид Хашим, Д-р Са- да Абд аль Максуд Заллям. Уделение внимания детям в исламе. Казань: Изд – во «Дом печати».2004

    Шейх Абд аль – Муизз аль Джаззара. «Наши дети и мы». Казань 2004

    Владимир Абдулла Нирша. «Дети наше будущее». М: 2003

    www . referat . ru «Дети и ислам»

    Б. и Л. Никитины. Мы, наши дети и внуки. Петрозаводск «Карелия»1990

    семьи семья в мусульманских странахРеферат >> Социология

    Перед Всевышним за воспитание своих детей. В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери...

В ответ на мои статьи и посты против эмансипации женщин читатели часто пишут о том, что это мужчины, не желая исполнять свои прямые обязанности, ставят слабый пол в такие условия, когда им приходится эмансипироваться.

Так вот, и в мужчине, и в женщине есть мужская и женская энергия.

Идеальная пропорция – это когда в женщине 75% женской энергии и 25% мужской. В мужчине – наоборот. «Когда случается диспропорция, к примеру, мужской энергии у женщины больше, чем 25%, это значит, что её мужская энергия вытесняет сильного мужчину из её жизни.

Если же он обладает очень сильным желанием быть с ней, его мужская энергия вытесняется, женское начинает в нем преобладать. Постепенно он утрачивает свою мужскую силу и превращается в тряпку ». (Юлия Осадчая)

Понимаете, где «собака зарыта»?

Да, бывает так, что женщина ведёт себя как женщина, не пытаясь вытеснить из мужчины мужчину, но, несмотря на это, он не ведёт себя так, как подобает представителям сильного пола. В таком случае не лишним будет заглянуть в его детство, возможно, мужчину из него вытеснила ещё тогда его мама.

Но это, опять же, подтверждает мою теорию – такое поведение ему навязано ЖЕНЩИНОЙ.

Поэтому нам, воспитательницам рода, нужно беречь в мужчинах мужчину с малого возраста, не превращая их в тряпку!

Как это сделать? Предлагаю поговорить об этом.

Пожалуй, начать наш разговор следует с выбора – выбора отца.

Когда женщина собирается замуж, она должна очень серьёзно подойти к подбору супруга, поскольку выбирает не только спутника жизни для себя, но и отца для своих детей. А потому важно быть вдвойне взыскательной: обращать внимание на то, как человек относится к своим обещаниям, насколько является ответственным и обязательным.

Знаете, почему выбор отца так важен? Потому что в большей степени на воспитание детей влияет не то, как мы их воспитываем, а наш собственный пример. Ведь не зря говорят: «Воспитывайте не детей, а себя, всё равно они будут делать так, как вы ». А отец – это «средство» половой идентификации для мальчика, пример того, как должен себя вести мужчина.

Следующее важное правило, которого необходимо придерживаться для того, чтобы воспитать мальчика мужчиной – это обязательно иметь мужской пример. Хорошо, если это папа. Если же его нет, в качестве такого примера может быть отчим, дедушка, дядя, брат и т.д. Если в жизни нет мужчины, который мог бы служить примером для вашего сына, пусть им станет положительный герой, поступки которого вы могли бы обсуждать и анализировать.

Не подрывайте авторитет отца и других мужчин . Если есть какие-то разногласия с мужем, их нужно устранять без участия детей (это важно и для их психического здоровья). Ни в коем случае нельзя при них негативно высказываться о муже или рассказывать им о том, какой он нехороший человек.

Ваше отношение к мужу – это то, что должно остаться между вами. Не нужно перекладывать негатив на детей. Добра им он точно не принесёт.

Позволяйте сыну принимать решения . Конечно, это касается тех случаев, когда речь не идёт о чьей-либо жизни и здоровье. К примеру, это можно практиковать во время похода в кафе – когда ваш сын сможет самостоятельно выбрать блюда для заказа.

Способствуйте проявлению активности, ведь это будущий мужчина. Ему не подойдут длительные просиживания за мультиками и играми.

Учите его сопереживать и сочувствовать, рассказывая о своих делах и несерьезных проблемах. С малых лет прививайте бережное отношение к женщинам, конечно, начиная с себя, а затем в обществе – призывая сына пропускать женщин вперёд и уступать место в общественном транспорте.

Поощряйте ответственность и правдивость – это очень важные качества для мужчины. Каким образом поощрять? За проявление ответственности можно вознаграждать (не обязательно материально), а за правду – снижать наказание до минимума (если речь идёт о проступке).

Хвалите ребёнка. Но здесь есть одно важное правило – похвала должна быть адекватной, то есть по делу и за качества, которые у ребёнка действительно имеются.

Приучайте его помогать. Мальчик с самого малого возраста должен понимать то, что тяжёлое – не для женщин. Привлекайте к мужским домашним делам, берите с собой за покупками. И, конечно, обязательно благодарите за помощь.

Пожалуй, в данной статье ограничимся этим сводом правил. Конечно, их гораздо больше, но мы с вами рассмотрели самые основные. Следуйте им, показывайте хороший пример, делайте дуа – и ваш сын непременно вырастет самым настоящим мужчиной, ин-шаа-Ллах.

И да поможет Аллах нам всем в воспитании наших детей достойными мусульманами.

«Лучшее, что родитель может дать, безвозмездно даровать своему ребенку, - это хорошее воспитание» (Тирмизи)

Как часто приходится слышать, что мы живём в смутные времена, что исчезло благородство, честность, а вместе с ними и другие добродетели. Повсюду жестокие взгляды, страдания и повсеместное равнодушие. Беспечное отношение к духовности достигла впечатляющего размера, а деньги и власть являются целью большинства живущих в нашу странную эпоху. Картина сегодняшнего мира пугает своей неопределённостью. В былые времена люди жили, не зная о других землях, о чужих обычаях, о событиях, проходящих на другой стороне земного шара, а сейчас человек знает «всё» или думает, что знает. Когда мы хотим о чём-то узнать, мы выходим в интернет и получаем информацию, но правдива ли эта информация? Объективна ли она? Правда ли то, о чём нам говорят? Мы не можем сказать об этом со 100% уверенностью.

Наши дети очень сильно подвержены влиянию информационного поля, мы не можем уследить за информационным потоком, поступающим в их головы. Детям навязываются разные идеи, а если они не обладают критичным мышлением, они во всё начинают верить. Главная задача родителя – научить ребёнка мыслить критически. А для этого необходимо вести себя достойно, чтобы дети начали уважать вас и слушать.

Однажды, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Верующие в своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу подобны одному телу. Если один орган его заболеет, то все остальные будут пребывать из-за него в бессоннице и жару». Это образ семьи, где все члены этого общества взаимосвязаны между собой. Ни в коем случае мусульманин не должен отделяться от джамаата, должен приглядывать за своими детьми, чтобы они не сбились с прямого пути. Следить за детьми не придётся, если родитель ведёт себя правильно, честно и достойно, то его дети уважают его, любят и во всём стараются быть похожими на своего отца или мать. Задача религиозного отца-показывать своему ребёнку культуру ислама, объяснять ему, как устраивать свою жизнь по исламским канонам, прививать любовь к мусульманскому обществу.

У мусульман сейчас непростое время. Мы живём в светской стране, где много соблазнов, которые могут свести нас с истинного пути. Постепенно, подражая немусульманам, мы можем забыть наши истинные традиционные ценности. А кто больше всего подвержен внешнему влиянию? Дети.

Но мы хотим знать законы шариата и хотим, чтобы наши дети их знали. Мы хотим, чтобы наши дети прекрасно знали религию, соблюдали заповеди, были высокообразованными и культурными людьми, были счастливыми.

Наши дети – это маленькая частица нашей души. Сделать так, чтобы они выросли верующими, праведными, добрыми, честными и здоровыми – наша основная задача. Без сомнения, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучше него и не повторил его ошибок. Взрослые видят в своих детях продолжение себя.

Для того, чтобы дети могли оправдать надежды своих родителей, они должны получить достойное исламское воспитание. Как правило, малыши, которым уделяли слишком мало внимания, заботы, любви, и не достаточно занимались их воспитанием, вырастают агрессивными и озлобленными и несут в общество лишь горе и разочарование. (Не стоит забывать и о том, что воспитывать детей нужно не только в период младенчества, а так же тщательно наблюдать за поведением детей в подростковый период, так как в такие моменты у них может резко поменяться мировоззрение и мироощущение).

Одну из самых главных ролей в формировании личности и характера ребёнка играет его мать, потому как именно она находится с ним 24 часа в сутки. Быть матерью – огромная ответственность. Богобоязненная мусульманка прекрасно понимает, что и от неё также зависит судьба её детей и их будущее. Мать обязана привить ребёнку понятия о доброте, чести, благородстве, смиренности и взрастить характер ребёнка, вложив в его сердце только самое лучшее, что поможет стать ему настоящим человеком.

Немаловажное значение имеет и атмосфера в семье. В семье формируется мышление, сознание и склонности ребёнка. Дети впитывают всё, что было услышано и увидено в семье, а значит – окружать их должно только благое.

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «О Вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни…» (Сура 66 «Запрещение», аят 6).

Каждый ребёнок – индивидуален. Задача родителей состоит в том, чтобы найти заветный ключик от его маленького внутреннего мира и развить в ребёнке личность.

Нерушимая связь матери и дитя дает ей возможность изменить характер ребёнка в лучшую сторону, уберечь его от необдуманных решений и ошибок, помочь ему с помощью Всевышнего Аллаха принять верное решение.

Самое лучшее воспитание – это любовь, уважение и доверие. В то время как воспитание, основанное на угрозах и страхе наказания (от родителей), может повлечь за собой плачевные последствия.

Например: при родителях ребёнок не делает какие-то запретные вещи, так как он боится наказания и выжидает тот момент, когда их не будет рядом или что-то отвлечёт их внимание, и именно тогда он и исполнит задуманное. Взрослые не видят, и ребёнок, исполняющий требования родителей, боясь лишь наказания, перестает слушаться, как только исчезает угроза. Получается, что его отношение к Всевышнему будет формироваться по точно такому же принципу.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение всевышнего) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и ответственным за свою паству. Правитель является пастырем, и несет ответственность за свое стадо. Мужчина — пастырь своей семьи, и ответственен за свое стадо. Женщина – пастырь в доме мужа своего, и она ответственна за свое стадо. Слуга – пастырь для имущества своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству…» (Бухари (2409), Муслим 1829).

Ан-Нуман ибн Башир рассказывает, что однажды отец привёл его к Посланнику Аллаха(мир ему и благословение Всевышнего) и сказал: «Я сделал своему сыну ценный подарок». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросил: « И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?» Он ответил: «Нет!». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тогда забери его обратно!»

Одинаковое отношение к детям создает в семье здоровую и дружную атмосферу. Здесь дети редко ссорятся, а немного повздорив, быстро прощают все обиды и не испытывают негативных эмоций к своим братьям и сестрам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был сострадателен и милосерден к своим детям. Анас рассказывает: «Я не видел человека, который был бы более милосердным к членам своей семьи, чем Посланник Аллаха(мир ему и благословение Всевышнего)».

Однажды к Пророку Мухаммеду (мир ему и благословение Всевышнего) явился какой-то бедуин, который сказал ему: «Вы целуете своих сыновей? А мы не целуем их!» на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия» (Бухари;Муслим).

Родители, знающие и следующие Исламу, не могут быть излишне строгими к своим детям.

К большому сожалению, в некоторых народах, рождение сына считается лучше, чем рождение дочери. Однако, это вполне заслуженно относится к великому заблуждению и невежеству людей. Детей людям дарует Аллах, а всё, что дарует Всевышний – во благо.

«Он дарует, кому пожелает, потомство женского пола, и дарует, кому пожелает, потомство мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кто пожелает, он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (Сура 42 «Совет», аяты 49-50).

В семье мусульман девочка всегда любима. О ней заботятся, оберегают, растят с любовью и нежностью. Родительский дом для неё всегда остается её родным домом, куда она может вернуться, ибо она — полноправный член семьи, и не должна чувствовать себя в нём ненужной и обузой.

Заботливым родителям следует формировать мировоззрение ребёнка. Но не с помощью каких-то запретов, родитель должен постоянно общаться со своим ребёнком, передавая ему свой опыт, а это как раз научит ребёнка размышлять. И уже вам не нужно будет запрещать своему чаду смотреть жестокие боевики, вам не нужно будет вытягивать его из виртуального мира, так как ребёнок сам будет понимать в чём ему вред, а в чем польза. Не стоит забывать и о том, какое окружение сформировано вокруг ребёнка: кто его друзья, как они себя ведут и научат ли они его полезному, либо введут в заблуждение и научат дурному. Лучшими друзьями ребёнка на начальной стадии должны быть родители. Многие мамы и папы начинают серьёзно разговаривать со своими детьми, только в подростковом возрасте, а до этого они считают, что можно, ничего не объясняя ребёнку, просто управлять им, но так не выйдет. Влияние на ребёнка оказывают родители лишь до 5-6 лет, потом он начинает общаться со сверстниками и авторитет родителей снижается. А если отец и мать будут всегда общаться с ребёнком, объяснять ему все, не смотря на его низкий возраст, он будет уважительно к ним относиться и выбирать таких друзей, которых не стыдно затем будем представить своим родителям.

Помните, повзрослевшие дети мусульманки, призваны приносить в мир и в общество только тепло, доброту, честь и благонравие. Они становятся Светом для своей семьи и настоящим примером для окружающих.

Родитель всегда будет первым примером для своего чада. Если это девочка - она пытается походить на маму, а мальчик соответственно на отца.

Дети однажды вырастут и перестанут нуждаться в нас. Каждое наше доброе слово, каждое действие будет откладываться в их сердцах, и Ин ша Аллах, даже когда мы умрём, мы останемся в мыслях наших детей.

В нашей общине уже больше 20 лет действует медресе, а также у нас есть мусульманская школа. Ежедневно приходят дети и взрослые, они познают религию, становятся добрее и светлее. Наша цель помочь обществу, чтобы дети получали и светское и нравственное образование, чтобы они любили Родину, уважали старших, знали своё место в жизни. Всё это надо закладывать с ранних лет.

Посланник Аллаха сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание».(Ат-Тирмизи) Человечество вступило в ХХ век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д.

Однако, прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.

Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению.

Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (сура «Запрещение», аят 6).

Также Посланник Аллаха сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад).

Таким образом, Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок.

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь мы подразумеваем приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога)-родители их делают христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность».

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Толпы», аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

О чем мечтает каждая мама-мусульманка? Конечно, о том, что бы ее чадо выросло мусульманином. Но в современном обществе так сложно справится с этой задачей. Ведь ото всюду на молодое поколение льется поток информации, которая противоположна той, что мы стараемся сообщить детям дома. И модель поведения, которую навязывают ребенку в детском саду и школе, так сильно отличается от той, которую старательно прививаем ему мы. Так что же делать, чтобы не потерпеть фиаско в осуществлении этой важнейшей в нашей жизни задачи.

Современных мусульманских мам можно разделить на две группы: первая - те, кто исповедуют ислам с момента рождения ребенка, раньше или одним двумя годами позже. Вторая - мамы, которые принимают ислам, уже имея достаточно сознательную личность в лице своего ребенка.

Начнем со второй группы. Если вы относитесь к ней, то все, что будет написано ниже для группы первой, применять можно, но гораздо менее интенсивно.

Часто приходится наблюдать, как принявшие ислам дамы начинают активно и радостно насаждать его в своей отдельно взятой ячейке общества. И если у мужа еще хватает сил сопротивляться излишне активным жениным наездам, то дети такой свободой не обладают. При этом такие мамы как-то забывают, как долго и постепенно происходило их обращение в веру, для них уже очевидно, где истина и как надо жить. И вот ребенку начинает прививаться новое и, несомненно, правильное. Вводится цензура на телепрограммы, на компьютерные игры, появляется большое количество новых запретов и обязанностей. Девочкам начинает внушаться необходимость ношения платка в школе и прочие обязанности...

Глядя на это все, хочется крикнуть: «Остановитесь!» Поймите: чем старше ваш ребенок, тем тяжелее воспринимает он все новое. Мама для него - островок стабильности в таком изменчивом и неприветливом мире. С него довольно уже того, что вы так сильно изменились за последнее время. Дайте ему привыкнуть. Особенно если ваше сокровище пребывает в подростковом возрасте. Не испытывайте его психику. Постепенно ваш ребенок привыкнет к новому в вас. Хорошо если вы постепенно и понемногу начнете ему рассказывать о том новом, что вы открыли для себя. Помните, что внутри вас эти изменения начались уже давно. Постепенно, если вы не будете перегружать ваше чадо информацией, свойственное возрасту любопытство возьмет верх и оно само начнет задавать вопросы. Вам тоже нужно время, что бы подготовить ответы на них. Ведь вы сами недавно приняли ислам, ваши знания еще далеко неполны...

Полезно будет для вас ходить в гости к мусульманкам, у которых тоже есть дети. Посещать общественные мероприятия. Пусть ваш ребенок подружится с мусульманскими детьми - через них он сам станет ближе к исламу. Это родит у него новые вопросы. Он сам спросит вас, почему Амина носит платок, почему Умар читает намаз вместе со всеми и в какую такую школу ходит Ринат, умеющий читать и говорить по-арабски. А вот когда ислам станет уже привычным явлением для вашего ребенка, тогда и настанет время воспользоваться советами для первой группы, которые будут опубликованы ниже. К сожалению, приходится встречать семьи, где родительские ошибки, сделанные в самом начале, привели к потере контакта с ребенком и как следствие к вырабатыванию у него отрицательного отношения к религии. Это сложно преодолеть впоследствии, поэтому будем мудры и терпеливы. Но не забывайте: стоять на месте тоже непростительно, обязательно надо прививать ребенку нормы и культуру ислама, не стоит оправдывать свое бездействие. Мудрости вам и терпения!

Однако вернемся к первой группе. Ваш ребенок еще не зачат, а вы уже мусульманка. Когда стоит начинать религиозное воспитание в таком случае? Большинство книг и успешных мам советуют начинать уже с утробы. Многие женщины, будучи беременными, ставят кассеты с Кораном и сами читают вслух для своего животика. И это дает свои позитивные плоды. Есть мнение, что если классическая музыка в этот период развивает интеллект и творческие задатки, то прослушивание Корана развивает душу малыша, а она у него есть уже после 40-го дня в утробе. Разумеется, продолжать религиозную практику следует и после рождения, ибо она - начало религиозного воспитания вашего ребенка.

Вот советы некоторых мам, которые активно занимаются проблемой детского воспитания.

Лейла. Начав с утробы воспитывать своего сына, я не прекращала делать это после его рождения. Я ставила ему кассеты с записями Корана. Но чаще читала сама, так как мой голос для него приятен и привычен. Совершая ежедневную пятикратную молитву (намаз), я клала его рядом на специальном коврике для намаза, и он наблюдал за моими действиями. Вскоре он стал пытаться повторять за мной основные движения. Тогда же я начала ему объяснять, что мы делаем намаз ради Аллаха, сейчас ты кувыркнулся лицом в коврик - это называется суджуд. Постепенно я стала совершать намаз вслух, чтобы он мог увидеть, что я не просто шевелю губами, но и говорю определенные фразы. Дуа (обращение к Всевышнему с просьбами) после намаза я тоже читала вслух и не только на арабском, но и на русском языке. Также он наблюдал религиозную практику отца. Постепенно ему был выделен личный коврик для намаза. Сейчас нашему сыну три года. Он активно изображает, привычные движения на коврике для намаза каждый раз, когда слышит азан или видит, что мы встали на молитву. Старается делать это в коллективе. После еды мы вместе читаем дуа, и если вдруг забудем это сделать, наша кроха напомнит нам. Однажды во время рамадана, заметив, что мы прислушиваемся, есть ли азан, и потом читаем дуа, он запомнил, что при азане следует поступать именно так. Теперь каждый раз, услышав азан, он читает дуа и требует этого от других. Когда мы сидим в гостях, мой сын часто вбегает в комнату с криками: «Азан, азан, мама, читай намаз». Все мои друзья знают, что нам надо давать два коврика для намаза: один мне, второй сынишке. Он часто видит, как я читаю Коран, при нем я делаю это вслух. Он тоже берет его, садится рядом и шевелит губами, водя пальчиком по строчкам. Я никогда не прогоняла сына со своего коврика, даже если он мешал, ведь ребенок не нарушает намаза. Я хотела, чтобы его впечатления о маме, совершающей намаз, были положительные. Помимо прочего, я посещаю с ним детские мероприятия для мусульман. Он еще мало, что понимает там, но я делаю это, чтобы он привык к такому обществу и к такому отдыху. Я не знаю, кем станет мой малыш, это ведомо только Аллаху, но я убеждена, что ислам для него - образ жизни, а это хорошее начало религиозного воспитания. И, разумеется, я знаю, что только Аллах может вырастить моего сына мусульманином, я же только создаю причины. Поэтому я не забываю просить Его за религиозное будущее для моего ребенка.

Саида (этническая мусульманка). Наша мама всегда совершала намаз. Но, будучи детьми, мы не знали, что она делает. Она прибегала с работы, брала коврик и выгоняла нас из комнаты, чтобы не мешали. Она исполняла и другие предписания ислама, отмечала мусульманские праздники. Но нам никогда не объясняли смысла этих мероприятий. Я слышала, как мама произносит слова молитвы, но пока не выросла, не знала, что они означают. Так и получилось, что росла я вроде при исламе, в мусульманской семье, но ислам до сих пор связан у меня с воспоминаниями о маме и детстве, ислам все еще далек от меня. Я не знаю его, для меня он чужой.

Еще одна сестра мусульманка, пожелавшая не называть своего имени. У нее трое детей, к воспитанию которых она подходит со всей ответственностью. Она не работает, но при этом принимает активное участие в жизни московской общины. Духовное воспитание детей в этой соблюдающей предписания своей веры семье тоже началось с рождения. Поэтому ислам для детей - образ жизни. Каждый день детям рассказывается про Аллаха, читаются детские книги на религиозные темы. Для каждого ребенка своя программа - ведь все они разновозрастные. Младшие видят, как входит в жизнь старших религиозная практика, и тоже стремятся стать большими и начать совершать намаз. С каждым ребенком мать индивидуально занимается чтением Корана. Что бы освободить время для домашних дел, моя собеседница придумала записывать на кассету небольшие уроки для своих детей, и когда она занята приготовлением пищи или уборкой, дети слушают эти записи. Также они посещают различные мероприятия и общаются с детьми других мусульман. Постепенно, где-то с шести семи лет, намазы становятся обязательными для детей. Дети моей знакомой начинали с совершения одного намаза и потом постепенно добавляли по одному, доходя таким образом до пяти. После намаза все: и мама, и дети читают вслух дуа на русском языке. Это сближает семью. Слышать, о чем просят Аллаха твои дети, и поучительно, и помогает понять, насколько хорошо они понимают религию, веру в Аллаха… При всем этом важно, что мама не забывает, что дети будут жить в обществе немусульман и прикладывает усилия, чтобы они были частью и этого общества. Она водит их в кружки, дружит с родителями в школе, строит позитивные отношения с классными руководителями. Конечно, как и все мусульманские родители, она мечтает о детских садах и школах для мусульман, потому что вопросы халяльного питания, и позитивного примера сверстников важны в воспитании детей. Разумеется, ей тоже больно и неприятно видеть как часто школа и улица прививает детям совсем не те жизненные принципы, которые полезны для них. Но моя собеседница не сдается, ведь она знает, что на все воля Аллаха и надеется на Его помощь.

Фатима. Ее дочери сейчас 18. Мать не старалась очень уж активно растить из дочери религиозно практикующую мусульманку. Она считала, вырастет - сама найдет себя в религии. Не настаивала на платке и длинных юбках, разрешала проводить время на шумных подростковых вечеринках. Она очень боялась потерять контакт с дочерью, боялась, что дочери будет тяжело быть не такой, как все. Она была лояльной мамой. Иногда ей удавалось уговорить дочь пойти вместе в мечеть. Иногда они читали вместе намаз. Но у девушки не было подруг мусульманок. Круг ее общения был ограничен школой. А там царят совсем другие правила, отличные от общества мусульман. Постепенно дочь стала смотреть на маму как на чудачку, далекую от жизни фанатичку. Так учило ее то окружение, в котором она вращалась. Илам и мусульмане далеки от нее сейчас. Хотя конечно есть надежда, что семена веры, которые удалось все-таки посеять материнской руке, когда-нибудь прорастут по воле Аллаха, но сейчас этой маме тяжело видеть, каким путем идет ее единственная дочь.

Вот лишь несколько историй и советов. Разумеется, в одной статье сложно ответить на архи сложный вопрос: как вырастить мусульманина в немусульманском обществе? Здесь не существует универсального рецепта. Я лишь поделилась опытом своих знакомых. Хотелось бы услышать ваши истории, как решаете эту проблему вы сами и ваши подруги. Ибо, обмениваясь советами и пожеланиями, мы постепенно набираемся опыта и мудрости.

Наказания

Традиционно преступников, жен и детей было принято наказывать специальной палкой - фалакой. Ею били по подошвам ног. Сейчас этот обычай пересматривается. Разрешается бить рукой, но не оставлять следов, чтобы не портить облик творения Всевышнего. Однако категорически запрещено давать пощечины и воздействовать на срамные части тела (в том числе и ягодицы).

Наша классика жанра - шлепок по попе - грех! Лучше ущипнуть за руку или спину. Но желательно совсем обходиться без физического наказания, а разъяснять, в чем состоит проступок.

Если все-таки приходится бить, то существует ряд правил. Нельзя наказывать фалакой малышей младше десяти (кое-где - семи) лет. Мальчиков желательно вообще не бить хотя бы дома. А вот в школе можно, хотя хорошо бы обойтись без этого…

За что наказывают? За непослушание и непочтительность к старшим. За порчу имущества и несоблюдение обычаев. За самообслуживание левой рукой (грех!).

Поощрения

Детям дарят много подарков и сладостей, ими любуются, их наряжают. На улице незнакомый человек может похвалить кроху за красоту и даже поцеловать, угостить чем-нибудь. Просто за то, что он ребенок. Хорошая учеба и победы в конкурсах и состязаниях, участие в концертах также поощряются подарками и похвалами, по этим поводам устраивают семейные праздники. Однако ценятся именно отметки и другие официальные знаки достижений.

Интерес к предмету, творческий подход, любовь к книгам, науке или искусству не встречают особого понимания и поддержки. Любая деятельность - и учеба тоже - должна решать понятные задачи: достижение славы, успеха, хорошей денежной работы. Бескорыстное саморазвитие - для чудаков.

Недостатки

Патриархальный способ воспитания, когда авторитет старших не ставится под сомнение, неконкурентноспособен в современном мире. Он не дает отрицать отжившее и не поспевающее за временем, перекрывая тем самым путь к поиску нового, к творчеству и развитию.

Поэтому большинство арабских стран бедные. И они голосуют за европейскую и американскую системы воспитания эмиграцией своих граждан в эти государства. Исключение составляют те cтраны, где есть значительные запасы нефти или других полезных ископаемых, которые можно продать. И там сейчас активно происходит смена традиционной системы воспитания на западную.

Папа воспитывает... жену!

Практически все арабские дети имеют отцов. Бросать семью у мужчин не принято. Роль папы у арабов состоит в том, что он наставляет и воспитывает свою супругу, а уже она - детей в соответствии с полученными «ценными указаниями».

Только женщина осуществляет уход за младенцами и старшими детьми. Ей помогают родственницы - дочери, сестры мужа, изредка свекровь. Часто берут наемных помощниц, кормилиц, которые живут в семье. Муж обязан обеспечить оплату их труда.

Когда мальчику исполняется 7-10 лет, папа уделяет ему больше внимания: учит хорошим манерам, религиозным ритуалам, берет с собой на работу. Может даже поиграть с ним иногда в футбол. За воспитание дочерей отвечает исключительно мать. В целом обучение происходит не путем нотаций, а через демонстрацию хорошего примера.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты