Что рассказать детям о народной игрушке. История детской игрушки на руси. Какие же они, традиционные игрушки

23.09.2019

Русские народные игрушки нравятся не только детям, но и взрослым. Каждая игрушка несет в себе определенный смысл и настроение. Они доступные, красочные и легкие для детского восприятия.

Дымковские игрушки

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. Дымковские игрушки представляют собой большое разнообразие, такие как расписные козлы, поросята, уточки-свистульки, медведи, барыни-франтихи. Дети очень любят дымковские игрушки за их жизнерадостный, юмористический вид и интересную историю происхождения.

Филимоновские игрушки

Эти игрушки обладают особой выразительностью, на вид очень причудливы и просты. Существует легенда о том, что жил дед Филимон в деревне Филимоново в Тульской области и делал он эти игрушки. В виде крестьянок, барынь, солдат, таинственных существ, наездников на лошадях изготавливают филимоновские игрушки с давних времен. Желтые, оранжевые, красные, белые, синие цвета больше всего преобладают в окраске игрушек. Игрушки в виде людей раскрашивают самыми разными цветами, но лица всегда остаются белого цвета, рот, нос и глаза наносятся легкими штрихами. Все эти фигурки обладают короткими или длинными ногами, маленькими головами и вытянутыми шеями, тело у игрушек всегда упругое. Филимоновские игрушки переливаются разными цветами и дарят радость каждому.

Каргопольские игрушки

Игрушки назвали в честь древнего русского города Каргополь. В этом городе с давних времен среди жителей популярно гончарное дело, изготовление игрушек из глины. Темные цвета окрасок игрушек могут создать суровое впечатление о них, но на самом деле это не так. С юмором и большой теплотой выполнены игрушки различных сюжетов. Мастерами изготавливаются множество подмеченных сцен мастерами, такие как катание на лодке, танцующие пары, тройки с седоками в санях и многое другое. Тело для игрушек изготавливается не целиком, а частями. Темперными красками разукрашивают каргопольские игрушки.

Богородские игрушки

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева. Богородские игрушки изготавливаются более 300 лет. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки. Для мелких игрушек и подставок под них используют отходы от липы и мелкие щепки. Такие игрушки очень нравятся детям.

Также относятся к декоративным русским народным игрушкам. На них изображались предания, легенды, окружающая природа. Создавали изразцы талантливые художники. Они считались предметом прикладного искусства, ими украшали храмы. А в домах богачей изразцами украшали печи.

Марина Щевелькова
Русская народная игрушка.

Цели: - приобщать детей к русскому народному творчеству;

Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

Закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

Дать понятие о богородской игрушке;

Познакомить с творчеством филимоновских мастеров;

Дать понятие о дымковской игрушке.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.

Я вас приглашаю в маленький музей, прямо у нас в группе, где вы сможете посмотреть на народные игрушки и потрогать их руками.

1. Первая экспозиция- Дымковские игрушки.

Дымковские изделия удивляют необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.

Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают.

Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма;

Голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска,

А детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски.

2. Вторая экспозиция- Филимоновская свистулька.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины.

В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах.

Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия.

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни.

Игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

3. Третья экспозиция- Богородские игрушки.

Народными мастерами в селе Богородское

Московской области создаются деревянные резные игрушки.

Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные.

Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если Собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы.

Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

4. Четвертая экспозиция- Матрешка.

Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера.

Название произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.

Каждая матрёшка представляет собой изображение девочки или женщины в русской национальной одежде: в сарафане, с платочком на голове. Её одежду украшают яркие цветы, в руках она держит корзинку, или птицу, или букет цветов. Все куклы, составляющие одну игрушку, похожи друг на друга, но отличаются какой-нибудь деталью. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров.

Матрёшкой восхищались, ею любовались. Какие краски использует Константин Паустовский, рассказывая о матрёшке?

«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами».

Ребята, вот и закончилось наше путешествие по музею. Надеюсь, вам очень понравилось.

Сегодня товары из Китая заполонили практически весь рынок, и дети уже не знают, существуют ли какие-то иные игрушки, кроме заграничных. Существуют! И об этом обязательно нужно им рассказать.

Об игрушках

Стоит отметить, что игрушки - важный элемент в жизни каждого малыша. Ведь благодаря им ребенок понимает мир, изучает человеческие отношения и способы общения. Поэтому очень важно обеспечить своего карапуза правильными игрушками, которые воспитают в нем достойного гражданина своего государства.

Русские народные игрушки никогда не были особо разнообразными, но они всегда были качественными и сделанными с душой. Первой и, наверное, самой важной игрушкой в жизни каждого ребенка была кукла. Делали ее чаще всего из подручных материалов, а по своей природе она была безликая и без половых признаков. Это нужно было для того, чтобы ребенок мог развиваться, включая фантазию и используя одну и ту же игрушку в разных забавах. Сама кукла делалась из тряпок, наполнялась соломой, поленом (столбушка) или крупой (крупеничка). Куклы могли быть и более простыми (кувадки), созданными из одной только материи, при правильном сплетении которой можно было различить голову, руки и платье куколки. Для самых маленьких, новорожденных детей также существовали русские народные игрушки. Однако они были, скорее, оберегами, нежели материалом для игр. В колыбель к малышу обязательно клали пеленашку - маленькую куколку, которая должна была оберегать грудничка от злых сил и нечистых взглядов. Исконно русской куклой также считается московка - мама с шестью детьми, привязанными к поясу, которая символизирует семейный очаг.

Русские народные игрушки делали умельцы только из натуральных материалов. Поэтому, помимо с разными наполнениями, были широко распространены и деревянные игрушки. Из дерева делалось практически все, что только можно. Это различные погремушки и зверята для самых маленьких; инструмент, оружие и солдатики для мальчиков; и все, что только нужно, для девочек. Деревянные игрушки были крепкими, долго служили и часто передавались от одного ребенка к другому, ведь семьи в русских деревнях всегда были большими и многодетными.

Русские народные игрушки также изготавливали из глины. Чаще всего это были различного рода свистульки, которые не только развлекали детей, но также имели некое магическое свойство. Считалось, что звуки, которые издает такая вот игрушка, отгоняют зло и привлекают добрых духов, призванных охранять детей от несчастий и всего плохого. Обычно такие игрушки хранились у окна, попутно оберегая весь дом от злых сил.

Матрешка

Еще одна всем известная русская народная игрушка - матрешка. Стоит отметить, что о времени и способе ее происхождения до сих пор ходит много мифов и легенд, и, несмотря на то что, скорее всего, прототип матрешки был завезен из Японии, она все же считается русской народной игрушкой, и об этом знает практически весь мир. В чем ее особенность? Она состоит из дерева, а внутри имеет полость, в которую одна в одну ставятся игрушки все меньше и меньше по размеру. Вот и вся хитрость! Стоит отметить, что у ребенка такие игрушки отлично развивают пальцев рук. А также это наша история. Поэтому у каждого малыша должны быть в коллекции русские народные игрушки, картинки с их изображением или хотя бы понятие о том, что это такое.

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Сегодня мне захотелось немного отвлечься от всякого рода тем о здоровье, дома и так далее. Немного отвлечься и пополнить свои знания поможет информационная статья, которую я для вас приготовила, а касается она народной игрушки.

Народная игрушка-скульптура не канула в небытие, дожила до наших дней благодаря высоким художественным качествам. Любой образ в народном творчестве овеян тонким поэтическим чувством, живой фантазией, сказочностью. Игрушка проста, лаконична, выразительна, как пословица. Игрушка – скульптура никогда не копирует свой прототип, тот или иной персонаж. В последние годы в нашей стране уделяется внимание не только целым пластам традиционного искусства, но и индивидуальным особенностям творчества отдельных мастеров.

Да, оставаясь в русле местной традиции, каждый мастер имеет свой почерк, который легко улавливается его односельчанами, а также знатоками игрушки-скульптуры. Традиция не мешает проявлению одарённой личности.

Народная игрушка на протяжении всей её истории пронизана оптимизмом, глубоким гуманизмом. Порой для нас не так уж и важно, что именно изобразил народный ваятель, нас привлекает главным образом то, как автор относится к изображаемому, что хочет передать зрителю. Можно выделить по крайней мере девять основных типов рукотворной игрушки.

Виды народной игрушки

1. Игрушка – малая декоративная скульптура самодеятельных художников. Здесь мы чаще встречаемся с самодеятелями, подражающими профессиональной скульптуре малых форм, а то и создающими уменьшенные повторения и варианты станковой и даже монументальной скульптуры. Всё это не имеет отношения к народному искусству.


Давно возникла и распространилась мода разыскивать в лесу забавные сучки и корни и несколькими порезками ножа доводить причуды природы до занятных скульптурок. А сравнительно давно появилось увлечение - создание настольных сказочных замков и прочих архитектурных построек и даже целых ансамблей из обыкновенных спичек. Подобные занятия чрезвычайно полезны с точки зрения врача или социолога (сохранение здоровья, организация досуга), но малопривлекательны для искусствоведа.



Встречаются самодеятели, выполняющие работы по образцам русской традиционной игрушки. Иногда им удается достичь немалой мастеровитости и даже проникновения в сам дух народной игрушки. Такой тип игрушки очень широко используется в наши дни на уроках рисования и лепки в детских садах, школах, на занятиях изокружков и студий. Явление это можно оценить только как положительное по его значению для эстетического, художественного, наконец - патриотического (пробуждение гордости за наш богатый талантами-самородками народ) воспитания.

2. Попытки профессиональных художников копировать, реставрировать в духе традиции те или иные сюжеты угасшего промысла, создавать оригинальные произведения , следуя традиционным образцам.
Попытки “вернуться к первозданности” могут вплотную приближаться к народной игрушке – скульптуре, но творчество таких художников никогда не совпадает с традиционной пластикой. Тем не менее эти художники способны достигать высокого уровня, творчески переплавляя принципы народного искусства.


В последние десятилетия появились художники – экспериментаторы в тех регионах, где промыслы народной игрушки давным-давно заглохли, зачастую не оставив почти никаких следов ни в запасниках местных музеев, ни в частных коллекциях. Эти художники, опираясь на скудные археологические материалы, на творчество мастеров традиционной игрушки близлежащих районов, пробуют воссоздать, реставрировать местную игрушку.

3. Базарный кич. Явление базарного кича лишь сравнительно недавно привлекло внимание искусствоведов. Что же имеется в виду? Прежде всего, выполненные в гипсе, папье-маше, иногда в глине и периодически появляющиеся на базарах копилки, чаще всего изображающие сидящих кошечек. Сюда же нужно отнести отлитых из подкрашенного сахара петушков, белочек на лучинках. К этой же группе причисляются ныне всё реже встречающиеся восковые (позже в ход пошёл парафин) уточек, способных плавать в “озере”, созданном в обычной тарелке.


А кто не знает “тёщины языки” (бумажные рожки, скрученые в спираль, которые выпрямляются в длинный “язык”, если подуть в отверстие, у их основания). К этому типу можно отнести игрушку “уйди-уйди” (резиновый баллон, напоминающий воздушный шарик, надетый на пищик; вырывающийся из надутого баллона воздух извлекает из пищика звуки, напоминающие слова “уйди-уйди”), раскидан (тугие бумажные мячики, обёрнутые фольгой и обмотанные нитками, в форме полусферы, на длинной тонцой резинке), устрашающих пауков с лапами, которые сочленены с телом пружинками, птичек и обезьянок аналогичной конструкций, змей, составленных из кусочков дерева на хорде, жужжалки - глиняные колечки с бумажкой-мембраной, привязанные ниткой с петлей к жёлобу на конце палочки, покрытом сургучом, цветные воздушные шары, бумажные вертушки, наивные свистульки “соловьи” из олова, а теперь - и из пластмассы, издающие громкие трели, если в них налить немного воды и дунуть в отверстие свистка. К искусству все эти поделки не имеют отношения. Но в них бездна весёлой изобретательности. Они придают особый неповторимый колорит ярмарочному гулянию.

4. Творчество “примитивных”, “наивных” художников-самородков. Значительно ближе, чем перечисленные уже три категории предметов, стоят к народному искусству произведения художника-примитивиста, “наивного” художника. Он никогда и никому не подражает – ни народному мастеру, ни профессиональному скульптору, ни соседу – самодеятелю.



В большинстве случаев какой-то смутный внутренний импульс толкает его на занятие скульптурой, хотя в его деревне никогда не было традиционного промысла малой пластики. Но психология его, настрой души, его мироощущение, представление о красивом и некрасивом, наконец, сам образ жизни настолько близки к мировосприятию народного мастера, что такому примитивисту интуитивно удаётся угадать многие закономерности традиционной пластики и создавать чрезвычайно интересные произведения, напоминающие и работы народного мастера, и творчество детей. Тут никогда нет школы, но часто встречаются озарения талантливого самоучки. Может быть, именно такими были зачинатели некоторых старинных промыслов?

5. Детские самоделки - самостоятельные или инспирированные взрослыми. Сразу оговоримся: в этот ряд не входят случаи, когда пяти-девятилетние дети привлекаются к работе по изготовлению игрушки на традиционных промыслах. Такое включение малышей и подростков в работу вместе со взрослыми особенно типично для центров производства глиняной игрушки.

Под самоделками детей понимаются игрушки, лежащие вне плоскости подлинной традиции, хотя они существуют столько же, сколько живёт на земле человек разумный. Самоделки скорее сродни случайным предметам (камушки, сучки, жёлуди, шишки хвойных деревьев, кости животных - “душки”, “козонки”, “бабки”, ракушки и даже живые майские жуки, жуки-носороги, мотыльки, стрекозы, богомолы), чем подлинно традиционному искусству. Ведь многие самоделки - едва лишь тронутые инструментом (чаще - ножом) природные предметы. Есть самоделки, которые тысячелетиями переходят от поколения к поколению практически в неизменном виде, например, свистки, изготовленные из отрезков сучков различных (обычно - ивы) деревьев, луки со стрелами. Однако и эта устойчивость не свидетельствует о традиционности в строгом смысле этого слова.

К самоделкам нужно отнести и инвентарь народных подвижных игр - биты и “чушки” (так называют городки), “чижики”, мячи из тряпок или сшитые из меха, свалянные из шерсти. Нередко этот инвентарь украшен затейливой резьбой, росписью или орнаментирован иным способом. Это приближает их к произведениям традиционного творчества.




Повсеместно были распространены тряпичные или меховые куклы. Иногда девочке достаточно обернуть обычную чурку лоскутом ткани - и готова кукла. Копии оружия взрослых, вырезанные из дерева, - самый постоянный вид самоделок мальчишек. Столь же распространены самодельные лодочки, кораблики.
Характер самоделок детей значительно изменяется с развитием общечеловеческой культуры. Наряду с древними луками и стрелами, старинными веретёнцами (вертушками-мельницами) со временем появляются самострелы, затем деревянные ружья, пистолеты и, наконец, ракеты.

К поздним самоделкам следует причислить также игрушки из бумаги (возможно, они ведут родословную от японского искусства оригами). Подчас игрушкам-самоделкам свойственно яркое образное решение, что поднимает их до уровня настоящего искусства. В качестве примера можно назвать соломенные куклы, лошадок, собранных из прутиков, коров из палочек. Такие поделки могут быть названы народными игрушками. Но чаще самоделки чрезвычайно примитивны и рассчитаны на восприятие через призму фантазии их маленьких создателей.

6. Продукция предприятий художественной промышленности. Если она не уходит в сторону от традиций старинного промысла, на базе которого создано предприятие, то может быть отнесена к народному творчеству. Однако всегда имеется риск падения художественного качества изделий и даже перерождение подобных предприятий в фабрики производства сувениров и бытовых вещей “по типу” народного искусства, “под народное искусство”.

7. Кустарные игрушки. Кустарная игрушка (название это используется условно) - непосредственный предшественник лучших образцов продукции современной художественной промышленности. Кустарная игрушка прошлого - наиболее подвижная, отзывчивая на различные влияния, в частности - зарубежные, группа анализируемых в данном обзоре предметов.



Вышедшая из традиционной крестьянской игрушки, пластика кустарей всё больше удалялась от своего источника, подвергаясь изменениям в технологии производства, путём обновления материалов (папье-маше, фаянсовые головки кукол), сюжетов, а главное - в образном строе.

8. Пластический ярмарочный фольклор. Весёлый, яркий, праздничный мир представляет круг предметов, который также с известной долей условности обозначают ярмарочным пластическим фольклором. Предметы эти не имеют за собой длительной истории, как строго традиционная пластика.

Помимо игрушек на ярмарках присутствовали и глубокие по образному решению игрушки, которые можно уже считать не просто затейливыми поделками, а подлинными произведениями искусства. Эти игрушки лишь косвенно связаны с архаикой. Отличительная их черта в том, что это действительно игрушки в буквальном смысле слова, причём игровая функция выражена довольно отчётливо.

Пистолеты стреляют пробками, мельница крутит крыльями, если дёрнуть за верёвочку, тройку можно катать по полу (она на четырёх колёсиках), впрочем, как и пароход (у него три колеса), у автобуса открываются дверцы, пильщики и кузнецы усердно работают, попав в руки ребёнка, паяц кувыркается вокруг ниточек, натянутых между двумя планками.

Уже сам набор сюжетов говорит о сравнительно позднем возникновении ярмарочной игрушки: аэропланы, паровозы с вагонами, трамваи, автомобили, пароходы, фильянчики (небольшие катера для перевоза пассажиров с одного берега реки на другой). Особенно богато промыслами ярмарочной игрушки Поволжье. К этому кругу предметов относятся, например, “топорная” или щепная федосеёвская игрушка (Семёновский район), и игрушка из сёл Полховский Майдан и Крутец (Нижегородская область). Нет сомнений, что возникновению этих промыслов способствовала близость знаменитых нижегородских ярмарок.

9. Сугубо традиционная архаичная игрушка . Это - самая консервативная в лучшем смысле слова, самая малоподвижная во времени система. Игрушка эта дожила до нашего времени порой практически неизменной но сравнению с образцами глубокой древности, добытыми археологами. Такие игрушки сохранились в русской глубинке, обычно в далеко отстоящих от крупных городов, от железной дороги сёлах и деревнях. Сюда же можно смело отнести деревянные куклы “панки” и архаичных коней, а также сборные шаркуны (погремушки) архангельских поморов.



Архаичной игрушке свойственна относительная узость круга сюжетов (баба, конь, птица, олень, медведь), мнимая наивность, за которой кроется большая сила выношенности, выверенное абсолютной точности лаконичной лепки, резьбы, скупого декора. Игрушка выполнена без лишних деталей, решена фронтально. Она лишена и намёка на вычурность, торжественна и несколько таинственна.

На протяжении веков малая пластика архаического типа проделала ряд метаморфоз не столько в своём облике, сколько в тех функциях, которые по преимуществу выполняла она на том или ином этапе истории. Если представить схематично изменение роли игрушки-скульптуры, можно говорить о трёх основных этапах её бытования.

В последние десятилетия, когда промышленность стала выпускать огромными тиражами фабричную игрушку, отвечающую в лучших образцах самым высоким педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям, народная игрушка приняла на себя в основном декоративную функцию, стала предметом украшения в убранстве современного жилища. Всё реже можно увидеть традиционную игрушку в руках ребёнка, всё чаще - на письменном столе, в книжном шкафу, в мастерской художника.

В каждой местности сложились своеобразные по форме и декору типы народной игрушки. Каждая из них несёт в себе и черты общечеловеческие, и национальные особенности, и региональное своеобразие, и индивидуальную манеру мастера. Все это накрепко и гармонично спаяно в одно целое и создаёт неповторимый феномен подлинного искусства.

Надеюсь, статья стала для вас полезной и интересной! До новых встреч!

От редакции: современного ребенка ничем не удивишь. Дети пресыщены изящными пластиковыми красотками, трансформерами и человеками-пауками. А что, если отправиться в путь за народной игрушкой? Или попробовать смастерить игрушку самостоятельно по старинным крестьянским образцам?

С наступлением теплого времени года люди начинают подумывать об отпусках. И кто-то, может быть, не лишит себя удовольствия посетить старинные русские города – хранители нашей истории и культуры. Что бы вы купили себе на память о подобной поездке? Наверное, что-нибудь из изделий русского прикладного искусства, какую-нибудь изящную, занимательную или яркую вещицу-самоделку? Ведь до сих пор вдохновенные умельцы не дают целиком кануть в прошлое русским промыслам, в которых жива самая лучшая частица души нашего народа.

Крестьяне не сочиняли опер и изящных романсов, не писали толстых книг, не рисовали огромных полотен, их искусство было иным. Прикладное – к чему-либо приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…

Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим.

И в то же время – вот забавный парадокс – самой знаменитой нашей стала игрушка, которая родилась отнюдь не в русской глубинке. Да-да, это о матрешке. Говорят, что нет иностранца, который бы, уезжая из России, не вез домой матрешку в качестве сувенира. Однажды матрешка побывала даже в космосе – космонавты взяли ее в кабину космического корабля. Все-таки хороша эта кукла, яркая, нарядная, смешная, а самое главное – затейливая. Вроде бы одна, а на самом деле – много.

Автор этих строк помнит великолепную матрешку из своего детства, которая раскладывалась на множество других, самая маленькая из которых была размером с полногтя и даже не имела раскраски из-за своей малости. Невольно даже тянет пофилософствовать, глядя на такую игрушку.

Существует легенда, что с помощью матрешки русский крестьянин ответил на вопрос философа о том, как произошел человек. Кукла в кукле якобы символизировала то, что человек заложен в самом человеке. Но, как мы уже говорили, матрешка – не старинная русская игрушка. И даже нет единого мнения насчет того, как эта кукла появилась у нас в стране, самобытная она или заимствованная, называется лишь примерное время ее «рождения» — самый конец 19-го века. Известно, что в 1900 году матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже.

Первые матрешки выпускались артелью «Детское воспитание», стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Вскоре на матрешку возникла мода, в Сергиевом Посаде образовались артели – матрешек точили из березы и липы, разрисовывали целыми семьями. Куклам придавался национальный колорит – девки и бабы в платочках, сарафанах, с хлебом-солью, с туесками и корзинками в руках, расписанные крупными цветами…

Потом стали выпускать матрешек и с изображениями исторических и литературных персонажей. В 1913 году была выточена матрешка, содержащая 48 кукол. Такая поделка – большая редкость, требующая особого мастерства при изготовлении. За границу матрешек стали вывозить в начале XX века, там они стали очень популярны, особенно в Германии и Франции. В России возникали новые центры матрешечного дела, а в Германии немецкие фирмы производили подделки, выдавая своих матрешек за русские. Матрешка завоевала немало медалей и призов на международных выставках.

А что же наши старинные народные игрушки? Поговорим, конечно же, и о них.

Одно из главных природных богатств России – обширные, густые леса. В давние времена в деревнях и селах, расположенных в лесистых местах, мастера промышляли резьбой по дереву. Удивительные вещи выходили из обыкновенных деревяшек! А деревянные игрушки не только дети любили, но и взрослые ими восхищались.

В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Что же касается игрушек, то рассказывают, что их вырезал из дерева еще сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы доставить радость крестьянским детям. Предание прочно связала имя великого Радонежского игумена с богородской игрушкой.

Впоследствии вокруг Троице-Сергиева монастыря, ныне Лавры, образовался город Сергиев Посад. В этом городе, так же как и в окружающих его деревнях, развивался игрушечный промысел – особенно знамениты были богородские деревянные игрушки, изготовлявшиеся в старинном селе Богородском Владимирской губернии. Они создавались здесь на протяжении нескольких столетий. Искусство создания деревянной игрушки, как и вообще резьбы по дереву, основанное на традициях древнерусского искусства, передавалось от отцов и дедов сыновьям и внукам. По ощущению, что оно рождает в душах тех, кто с ним соприкасается, его не раз сравнивали с погружением в волшебную сказку.

До наших дней дошли деревянные игрушки, начиная с XIX века, самыми ранними из них являются фигурки льва и собачки со щенком. Вообще-то деревянные игрушки были очень разнообразны, их украшала узорная резьба, и кроме фигурок зверей и птиц стали появляться маленькие сюжетные скульптуры-сценки – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и тому подобное. Иногда скульптурки изображали сцены из басен и сказок.

Некоторые из богородских игрушек интересны тем, что в них с помощью простейших механизмов создается движение. Например, «Кузнецы» — если привести в движение планки, деревянные кузнецы начнут стучать по наковальне молоточками. Этой игрушке более 300 лет, и она стала символом Богородского игрушечного промысла.

До сих пор богородские мастера продолжают свою чудесную работу над деревянными игрушками. На многочисленных выставках в различных странах их произведения не раз отмечались золотыми медалями.

Но это искусство, ставшее знаменитым на весь. А ведь были еще в самых простых крестьянских семьях самые простые игрушки – тряпичные. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол – где-то лет с пяти. Игрушка обычно изображала девушку или бабу; когда для игры была нужна кукла-мужик, просто брали щепочку. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка – юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста.

Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия.

В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.

Кроме того, любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки. Особенно популярны были изделия из соломы в Белоруссии, где изготовление не только игрушек, но и других декоративных поделок-плетенок из этого удобного пластичного материала стало настоящим искусством.

Солому заготавливали обычно в конце июля — начале августа. В сухую солнечную погоду ее вязали в снопы. Для искусных поделок бралась ржаная, в основном, соломка, так как она имеет наибольшую длину стебля. Стебли разрезают на части, вырезая ножом узелки (коленца) и снимая покровные листья. Получившиеся трубочки сортируют по длине и толщине, связывают в пучки и хранят в таком виде. Объемные плетенки выполняют из верхней части стебля, а плоские — из средней. Чем тоньше стебли, тем лучше и изящнее получаются изделия.

Еще один весьма популярный на Руси материал для изготовлениях различных изделий, в том числе и игрушек – глина. Игрушки из глины лепили руками, без специальных приспособлений еще в древности, до изобретения гончарного круга.

У нас в России искусство изготовления керамической игрушки, родившееся и развивавшееся в русле гончарного промысла, оформилось в самостоятельный промысел в конце XIX — начале XX века. Большой популярностью пользовались абашевские глиняные игрушки, дымковские, жбанниковские, каргопольские, филимоновские. С дымковской игрушкой связано такое интересное явление в народной жизни Вятки, как «свистопляски» — гуляния, к которому игрушечники Дымковской слободы приготавливали тысячи свистулек из глины.

Отображались в глиняных фигурках в основном животные, сказочные существа, всадники, женские образы («барыня», «кормилица»), очень популярными были свистульки. Раскрашивались такие игрушки по-разному, в зависимости от традиций тех мест, где их создавали – яркими красками с последующим дополнением серебром или золотом; в темные цвета, на которые наносились пятна более светлых тонов, или, напротив, нанесением цветной росписи на белую фигурку.

Дымковские игрушки привлекают внимание яркими красками и наивно-детской простотой. Женские фигурки в цветных нарядах: белые юбки то в полоску, то в клетку, то в красных, зеленых, желтых кругах; кофты – и красные, и желтые, и зеленые: на голове –древнерусский кокошник или же модная когда-то шляпка. На щеках румянец, как два красных яблока. У одной в руках зонтик, у другой – ребенок, у третьей – курица, четвертая несет ведра на коромысле. Мужские фигурки чаще всего изображаются юмористически. Вот молодец в красной желтой рубашке, в зеленом колпаке, с балалайкой скачет на желтой свинье. Другой сидит на козле и играет на гармони. Белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свиньи разрисованы красными, черными, зелеными полосками, кругами… Как во многих других народных промыслах приемы лепки и росписи глиняных игрушек передавались по наследству.

Любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И может быть, именно ваш ребенок оценит такой подарок – русскую народную игрушку, купленную вместо тех штампованных, которыми забиты все детские магазины? А может быть, вы подарите эту детскую радость – себе?

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты