Воспитание характера ребенка. Как воспитать сильный характер и победить в себе слабохарактерность

19.07.2019

Мы часто называем одну, самую выраженную особенность поведения. Но характер — это не одна черта. Это целый «букет» свойств, которые зависят от природных особенностей организма. Каждое свойство, в зависимости от воспитания и жизненных примеров, может стать как плюсом характера, так и минусом.

Чтобы выстроить воспитание правильно, родителям важно понимать особенности и склонности ребенка. Но как узнать, какой именно характер ему достался?

Основательный, плотный, настойчивый человек. Он делает и чувствует все усиленно, как бы с добавкой. Не просто хочет чего-то, а упрямо добивается, «застревает» на переживаниях. Может долго терпеть и накапливать негативные эмоции, а потом разом выплеснуть их. Основательность делает его внимательным и дотошным, он дисциплинирован, напорист и добивается в жизни многого. Вместе с этим он авторитарен и заботится, прежде всего, о собственных интересах. Это создает благодатную почву для конфликтов, но и помогает пробиться в карьере и бизнесе.

Слабое место напряженного характера проявляется, когда кто-то пытается ущемить интересы такого человека. Или ему просто покажется, что его интересы под угрозой. У ребенка с напряженным характером никто не сможет отобрать конфету, взрослого не заставят отработать лишний час. Он будет бороться за свое, прибегая даже к самым некрасивым способам.

Как воспитывать напряженного ребенка

Такой ребенок склонен к перепадам настроения, бывает плаксивым, агрессивным, упрямым. Маленькие мучители животных и тираны из песочницы, школьные агрессоры, устраивающие травлю однокласснику — это все дети с напряженно-взрывчатым характером. Часто они окружают себя младшими и более слабыми ребятами, которыми безжалостно помыкают.

Важно вовремя смягчить и выровнять проявления характера, иначе они выльются в сложные качества: упрямство, агрессивность, эгоцентризм, игнорирование других. И родители пострадают от этого в первую очередь.

Поощряйте трудолюбие и упорство такого ребенка, выбирайте дело, которое его увлечет, и таким образом направляйте его неистощимую энергию и изобретательность в положительное русло. Помогите ему достичь успех и почувствовать значимость в спорте, в заботе о ком-то. Тогда у него не возникнет потребности самоутверждаться за счет окружающих.

Прививайте такому ребенку сочувствие к другим, учите его быть внимательным, помогать. Это сбалансирует его природную концентрацию на собственной выгоде.


Человек тревожного склада тонко реагируют на людей и события, плохо переносит стрессы и мучаются каждый раз, когда нужно сделать выбор. Он переживает даже по незначительной причине, предъявляет себе завышенные требования, и постоянно боится их не оправдать. Общаться ему трудно, но, в отличие от замкнутых людей, он делится своими переживаниями с близкими, и вообще, наделен эмоциональной теплотой. Тревожные люди быстро устают, поэтому не слишком эффективны в работе. Вместе с этим они интеллигентны, совестливы, отзывчивы, мягки в обращении и ответственны.

Слабое место тревожного — все, что заставляет его напрячься и создает стрессовые ситуации, требует чрезмерной ответственности и бьет по самооценке.

Как воспитывать тревожного ребенка

О тревожных детях говорят «домашние». Они тихие, застенчивые и послушные, многого боятся: темноты, чужой обстановки, незнакомых людей. Очень привязываются к близким, беспокоятся об их здоровье и жизни, иногда доводя себя до паники. Школа для них - постоянный источник стресса. Тут и гиперответственность, и постоянные контакты с массой детей и взрослых.

Чтобы чувствовать себя в безопасности, тревожному ребенку нужны правила и четкие ориентиры. Не предъявляйте завышенных ожиданий. Он не справится с ними в силу недостатка энергии, но изгрызет себя, мучаясь мыслью, что разочаровал вас.

Наказания и упреки только ранят самооценку такого ребенка. Он послушен и без дополнительных методов воздействия. Если возникают капризы, то только потому, что ребенок перегружен, и взрослые не учитывают особенностей его психотипа.

Тревожному ребенку важно создать щадящий режим. Но не перегибайте палку, чтобы, вместо заботы не взлелеять детские тревоги до максимума. Обеспечьте ему тепло и поддержку: выслушивайте жалобы, спокойно относитесь к промахам. Давайте понять, что он дорог вам вне всяких условий и достижений. И хвалите. Тревожного ребенка перехвалить невозможно.

Все, что нужно людям с демонстративным характером — это постоянно быть в центре внимания, получать похвалу и восхищение. Центральное качество демонстративной личности — эгоцентризм. Они артистичны, привлекательны, умеют влюбить себя всех, от нянечек в детском саду, до коллег и поклонников. У них превосходно развита фантазия и воображение, но часто — в ущерб логике. Они — душа любой компании, всюду вносят оживление и юмор. Общаются много и охотно, но, в основном, на тему своих достоинств.

Слабое место демонстративного — критика, утрата авторитета или высоких позиций в коллективе. Они с трудом переносят отказы, отсутствие внимания к себе, и не выносят одиночества. Чтобы этого избежать, умело манипулируют мнением окружающих. Если же такое случается — реагируют бурно и истерично.

Как воспитывать демонстративного ребенка

Демонстративному ребенку нужны зрители. И он их найдет. Если не на детсадовском утреннике, так во время истерики в магазине. Все, что он делает, должно быть замечено, оценено, похвалено. Учебой часто пренебрегает, не из-за низкого интеллекта, а потому что это работа, и она не приносит почестей. Часто жалуется на несправедливые оценки, непонимающих учителей и одноклассников.

Главное — не сделать из яркого одаренного ребенка кумира семьи. Исключите чрезмерные похвалы. Давайте одобрение, только когда оно залужено трудом и упорством, а не просто за природные данные. Похвала — отличный инструмент для демонстративного ребенка. Зарабатывая ее, он будет развивать именно те качества, которые вы хотите в него вложить. Хвалите его альтруистические порывы, заботу о других, работу над собой, и оставляйте без внимания все нежелательные выходки.

Не поддавайтесь на попытки торговаться, игнорируйте демонстративные истерики и угрозы. Границы устанавливайте твердо и настойчиво.

Зачем маленькому человечку характер и воля?

Первым опытом воспитания воли может послужить обыкновенный режим – тот самый уклад жизни, который ведет маленький ребенок. Приучаясь к порядку, дисциплине, вырабатываются первые волевые качества.

Пока ребенок еще очень мал, не стоит вопрос, как воспитать волю и характер. Поначалу все проходит естественным путем. Но, подрастая, малыши обрастают вредными привычками . И очень важно учить их проявлять волевые усилия. К примеру, если ваш малыш грызет ногти, угрозами и запретами вряд ли можно достигнуть желаемого результата. Важно, чтобы малыш сам поборол свои наклонности и смог услышать от вас слова похвалы.

Воспитывая, создавайте ситуации, когда ребенку надо будет преодолевать трудности. Не делайте за него то, что он в состоянии проделать самостоятельно. Пусть малыш сам строит домики из кубиков. И если у него не получается, он сердится и разрушает свое сооружение, мягко направляйте, чтобы следующий домик получился красивым и аккуратным. Позволяйте ребенку одеваться самостоятельно. Пусть это даже займет больше времени, но он сам, преодолев себя, сделает это и заслужит похвалу. В вопросе, как воспитать волю и характер не бывает мелочей, поэтому очень важно, чтобы малыш мог проявлять упорство и настойчивость в достижении маленьких целей.

«Я сам!»

Когда прозвучит эта ключевая фраза, будьте готовы к тому, что у вашего ребенка начал проявляться характер. Не убивайте у него желания действовать. Подсказывайте, направляйте, но пусть ваш малыш вначале неумело, неуклюже, но делает маленькие подвиги. Постепенно он научится все делать лучше. А пока позволяйте ему заправлять свою постель, убирать игрушки, кушать так, как он это умеет сейчас.

Безусловно, воля у детей дошкольного возраста слаба. Часто дети теряют поставленные цели, увлекаются другим и не умеют полностью сосредотачиваться на чем-то одном. Дети импульсивны. Поэтому, как воспитать волю и характер с детства, - не праздная задача. Малыши часто подражают взрослым, и поэтому ваш личный пример может стать той отправной точкой в формировании важных качеств, которая в последствие воспитает и волю, и характер.

Не опекайте малыша чрезмерно, приучайте его подчиняться несложным правилам поведения и режима. Выполняя несложные поручения, приучаясь к трудовым навыкам, ребенок готовится к более ответственному этапу в своей жизни – школьному, где выполнение режима – важная составляющая учебного процесса.

Не забывайте хвалить ребенка и не вкладывайте негативных эмоций, чтобы заставить ребенка действовать правильно, на ваш взгляд. Рассказывая, что у кого-то из детей что-то получается лучше, вы вселяете в своего малыша неуверенность и порождаете только слабость.

1.Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.
На вопрос: « Что в наибольшей степени способствовало началу вашей спортивной карьеры?" ряд спортсменов мирового класса (95%) ответили: " Поддержка родителей".
У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребёнка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
Каким образом в Центре спортивной психологии развивают у двухлетних малышей чувство уверенности в себе?
"А ну-ка, Томми, сможешь ты поднять три игрушки? Одна - прекрасно, Томми. Вторая - отлично! Третья - просто великолепно!" Преподаватель аплодирует и обнимает ребёнка. Слишком просто - скажут некоторые. Но самоуважение воспитывается не сразу, а постепенно, мало-помалу.
Очень важный момент во время обучения или соревнования среди детей: обращать усиливающее внимание на положительные проявления вашего питомца и нейтральное, ни в коем случае не упрекающее, на ошибки. Например, юному шахматисту можно сказать после поражения: "Ты хорошо разыграл дебют, старался победить, но при переходе в эндшпиль допустил ошибку, которую мы с тобой внимательно проанализируем. В целом, ты очень старался, и если будешь продолжать в том же духе, то добьёшься успеха обязательно".
2.Не ругайте, а учите.
Никогда не внушайте ребёнку: "Какой ты тупой!", "У тебя что, мозги не работают?", "Господи, какой ты неловкий!". Всегда давайте понять ребёнку, чего вы от него хотите, а не только - чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминаешь то, что слышишь последним. И именно это последнее напутствие должно быть позитивным.
3.Оцените сильные стороны ребёнка.
При оценке очень важно правильно определить, чем любит заниматься ребёнок, прислушаться к его собственному мнению и самооценке.
Вопросы: « Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?"
Ответы: "Я люблю петь, у меня пятёрки по истории, я сильно бью по мячу" дают весьма широкую гамму для родителя, педагога или тренера при определении основного пути спортивного или иного развития таланта, хотя и не всегда являются определяющими.
Например, мальчик, который гордится тем, что хорошо сохраняет равновесие на одной ноге, возможно никогда не станет знаменитым футболистом, но первоклассным горнолыжником, если ему помочь, он стать может.
4.Развивайте у ребёнка уверенность в себе.
Представьте себе, что ваш сын должен рассказать стихотворение на школьном вечере, посвящённом очередной годовщине со дня рождения М.Ю. Лермонтова, и очень переживает возможный провал. Он боится, но вы можете помочь ему выработать ощущение успеха.
Разбейте выступление на несколько этапов.
Первый этап - правильно, уверенно выйти на сцену и подойти к микрофону. "Это ты сможешь сделать?" - "Да" - "Прекрасно!" Второй этап (для придания уверенности) - поставить микрофон напротив своего рта и закрепить его в нужном положении. - "Я обращался с такими вещами, но я не уверен, что это у меня получится". - Тогда давай с тобой решим так: если у тебя не получается закрепить микрофон в нужном положении сразу, то не стой и не крути его с натугой.
Этим самым ты из декламатора стихов превращаешься в клоуна, и после твоих действий никто серьёзно не будет воспринимать ни тебя, ни стихи, которые ты читаешь. - "А что мне тогда надо делать?" Надо повернуться в сторону конферансье, который стоит за кулисами, и негромко, но уверенно попросить настроить тебе микрофон, как надо. После этого твоя уверенность передастся зрителям в зале, и твоя декламация получит заслуженный успех. При чтении стихов: не закрывай глаза, не смотри в пол, не бегай глазками по сторонам, а выбери в зале знакомое лицо (конечно, пусть это не будет твой друг Серёга, который будет стараться тебя рассмешить) учительницы, мамы или девочки, которой ты стараешься понравиться. При этом, лицо должно находиться в зале недалеко от сцены и прямо напротив тебя, чтобы тебе для этого не пришлось поворачивать голову. Читай стихи проникновенно, с душой, чтобы ни у кого не возникло сомнения в твоей искренности, читай тому человеку, на которого ты смотришь. Веди себя серьёзно, не хихикай и не старайся сразу удрать со сцены, уходи степенно, кланяться не обязательно. Но, имей ввиду, что это выступление для тебя очень важно, потому что твои однокашники могут забыть, как ты учился, как ты шалил на переменах или уроках, но твой провал на школьном вечере, они будут помнить очень долго, а для школьников, присутствующих на вечере, но не твоих одноклассниках, это будет возможно единственным воспоминанием о тебе. Но, ещё остановимся на этапах:
1. Выход на сцену.
2. Микрофон.
3. Его установка конферансье в случае, если ты сам не справляешься.
4. Выбор знакомого лица в зале.
5. Уверенная серьёзная декламация.
6. Неторопливый уверенный уход со сцены.
Видишь, к тому времени, пока ты начнёшь читать у тебя уже будет ряд успехов, и своей уверенностью ты ещё до чтения стихов привлечёшь на свою сторону большую часть зрителей в зале, поэтому последнее препятствие будет не столь преодолимо. Думай об ответственности, но пусть она не сковывает тебя. Ты готов пойти и победить. Иди и возвращайся с победой.
Хорошо выполненное дело позволяет повысить самооценку ребёнка, что ведёт к достижению ещё больших успехов. И если ребёнок говорит, что он сегодня выступил, как хороший артист, это может перерасти в осознание того, что это должно стать его жизнью, и ещё более укрепить его в намерении стать настоящим артистом.
5.Научите ребёнка расслабляться
Когда вы расслаблены, вы думаете более чётко и ваше тело функционирует с большей отдачей. Объясните разницу между дыханием грудью и брюшным дыханием, полным и поверхностным, дыханием носом и ртом, дыханием в спокойном состоянии и при выполнении каких-либо физических упражнений.
Поясните, когда хорошо глубоко дышать через нос и почему; почему иногда необходимо мелкое (поверхностное) дыхание. Например, фраза о том, что необходимо всегда дышать через нос, может быть подкреплена следующим аргументом: "Нос нужен для дыхания, как рот для приёма пищи. Дышать ртом также противоестественно, как и есть носом".
Чёткие фразы-"кувалды" навсегда оставят в памяти ребёнка противоестественность дыхания ртом.
После того, как вы объяснили ребёнку, как правильно дышать, подумайте вместе с ним, что нужно предпринять для того, чтобы снять напряжение. Это может быть аудиозапись пения птиц в лесу, рокота набегающих волн или неритмичных мягких мелодий. В спокойном состоянии легче не отвлекаться и целиком концентрироваться на решении поставленной перед собой задачи.
6.Развивайте у ребёнка способность сосредоточения.
Попробуйте начать с несложных упражнений. Если ребёнок совсем маленький, то спойте ему песенку и попросите внимательно послушать слова, а потом задайте пару вопросов. У детей постарше можно развивать зрительное сосредоточение путём показа странички с цифрами, а потом убрать её и спросить: "Какие цифры и в каком ряду ты запомнил". Также можно развивать тактильные, вкусовые и обонятельные восприятия ребёнка.
7.Репетируйте про себя.
Знаменитая балерина в своих воспоминаниях писала, что мысленно представляет себе своё выступление в мельчайших подробностях и проделывает это за то же время, которое ей потребуется на сцене. Она "чувствует, как поднимает руки и встаёт на носки, "слышит" музыку.
Хорошие спортсмены мысленно проходят соревнования от начала до конца. Также поступают политики, ораторы и руководители разного ранга.
Принцип: «Готовься к худшему" - это основа логического мышления специалистов-правоведов.
В любом случае до совершения какого-либо планируемого действия или подписания контракта, надо всегда представлять всевозможные неблагоприятные последствия и методы борьбы с ними. Принципы: "Авось пронесёт" или "Даст бог, прорвёмся" при воспитании детей (да и вообще в жизни) совершенно неуместны.
Как говорится, экспромт должен быть тщательно спланирован.
8.Никогда не давите на ребёнка своим авторитетом.
Самой распространённой ошибкой в воспитании детей является фраза: « Я в твои годы за плугом ходил". Кроме насмешки эта фраза в детском сознании ничего не пробуждает, современный ребёнок уже не представляет, что такое тяжёлый непосильный труд, и поэтому нелепая отвлечённая фраза только принизит ваш авторитет. Никогда не рассказывайте ребёнку в назидательном плане о своих ошибках молодости.
Правильно сказал Бисмарк: "Пусть дураки учатся на своих ошибках, я предпочитаю учиться на ошибках других". Но ребёнок никогда не вынесет ваш положительный опыт из ваших ошибок!!! Помните об этом.
9. Никогда не шутите с ребёнком на тему, которую он не понимает из-за недостатка опыта или знаний. Не говорите с ним в шутливом тоне на сексуальные темы. Этим вы убиваете в себе его уважение. Ребёнок по сути не может быть циником!
10.Постоянно напоминайте ребёнку о его успехах.
Повесьте на стену его дипломы, похвальные грамоты и всегда при разговорах с ним перед уходом в школу или на тренировку, напоминайте, чего он добился и какой вершины ему необходимо достичь.
11.Помогайте формировать задачи, обязательно объясняйте для чего нужны занятия по иностранному языку или занятия музыкой, почему надо знать историю и географию.
Узнав способности и наклонности ребёнка, правильно поставив дыхание, приучив личным примером к занятиям спортом, постепенно определяйте стратегическую задачу с тем, чтобы обязательно вместе с ребёнком её достичь. Проучиться несколько лет в музыкальной школе и потом бросить её - это уже не его желание и его ошибка, это ваша ошибка, потому что всегда при движении к цели кончается первое дыхание, а второе дыхание открывается только у опытных и закалённых людей. Так вот именно родители, тренеры и педагоги должны настоять на достижении цели. В этом их основная задача.
Поражает своей настойчивостью мама популярных российских хоккеистов, ныне играющих в Национальной Хоккейной Лиге, Татьяна Буре.
Она, в самый трудный период становления характера мальчишек, возила их на занятия ранним утром до тех пор, пока они не достигли первого результата, и игра стала для них жизненным достоянием, без чего они дальше не могли жить. Да, братья Буре добились многого в хоккейной карьере, но, в первую очередь, надо отдать должное их Великой Маме, которая была настойчива в воспитании характера у своих детей. Ее характер, воля, любовь к детям явились тем фундаментом, на котором построены спортивная карьера и благополучие сыновей.
12.Вырабатывайте у ребёнка ассоциативное мышление.
При объяснении какого-либо действия, фразы, причины или жизненного момента обязательно используйте аналогии или ассоциации.
Например, объясняя, что "Волга впадает в Каспийское море" можно напеть слова известной песни "Кто сказал, что Волга впадает в Каспийское море, Волга в сердце впадает моё" и будьте уверены, ребёнок никогда не перепутает море, куда впадает Волга.
13.Постепенство достижения цели.
Помогите любую поставленную ребёнком цель превратить в череду маленьких задач, достижение которых постепенно приведёт его к большой цели. Например, ваш сын хочет добиться четвертной пятёрки по истории.
Это его цель, но вопрос достижения уже связан с вами. Нужен чёткий и обстоятельный разговор с сыном на тему, как он может этого добиться.
Необходимо составить план.
1.Какие требования учителя необходимо обязательно выполнить для получения задуманной оценки?
- обязательное посещение всех занятий по истории;
- обязательное выполнение домашних заданий, поставленных перед собой, а именно: схем движения войск в военных сражениях с указанием количества войск с каждой стороны с указанием полководцев и известных людей, участвующих в сражении, даты сражения и результатов (политических, финансовых, геополитических и личных);
- обязательная подготовка к урокам, включающая в себя как чтение учебника, так и дополнительной литературы;
- развитие навыков устной речи, подготовка к урокам с чтением различного рода словарей, чтобы при ответе на уроке не допускать ошибок в значении слов, правильности произношения и ударения.
Можно ограничиться только чтением учебника, проверкой задания родителями дома, но это не та пятёрка, к которой надо стремиться, ибо это оценка, не дающая знаний, а оценка знаний, при их последующем отсутствии, мертва. Нельзя ставить перед собой мёртворожденную цель, это приводит к циничному восприятию действительности.
Достижение цели должно исходить из внутреннего побуждения ребёнка, ни деньгами, ни страхом этого не добиться, если вы хотите, чтобы ребёнок впоследствии не возненавидел результаты своего труда.
Лёгких путей в воспитании ребёнка не существует. Это длительный, постепенный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и постоянный труд. Зато результатом ваших усилий, помимо успехов вашего ребёнка, станут тёплые и близкие отношения между ним и вами.
Михаил Столбов.

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет-ского фонда Татьяна Шишова :

Избегайте гиперопеки. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», внушает ребенку неуверенность в своих силах. Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, нерадостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («Что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «не дожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и идя по пути преодоления трудностей.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

Больше рассказывайте детям о волевых людях, прео-долевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Чаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время - потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.

Воспитание характера ребенка

Как часто приходится слышать «у нее золотой характер», «какой ужасный характер», «характерами не сошлись»… А что такое характер? В переводе это слово буквально означает «отпечаток, чеканка» (греч.). Это набор индивидуальных личностных особенностей, признаков, качеств, отличающих одного человека от другого. Он показывает, как человек относится к окружающей действительности, людям, событиям, как он реагирует на внешние раздражители, насколько располагает к себе.

Процесс длительный и не простой, так как личностные особенности могут закладываться как в юном возрасте, так и корректироваться под влиянием самовоспитания или воздействия обстоятельств. Как же повлиять на процесс формирования характерологических особенностей ребенка, чтобы он вырос доброжелательным, целеустремленным, справедливым человеком?

Черты характера

Хоть мы и воспринимаем характер как нечто целое и неделимое, все же есть определенные черты, которые свойственны правильно (или неправильно) воспитанным людям:

  • Трудолюбие. Это качество показывает, как человек воспринимает общественные обязанности: с энтузиазмом или с неохотой, демонстрируя пренебрежительное отношение. С этой чертой характера связаны такие черты как лень, неряшливость, расточительность (при отсутствии любви к труду) или работоспособность, аккуратность, бережливость (при ее наличии)
  • . Человеку важно правильно оценивать себя и других. Тогда он будет разборчивым в связях, осознает собственную ценность. Личности, правильно оценивающей себя, свойственны скромность, доброжелательность, терпимость к недостаткам других. Если самооценка завышена или занижена, то проявляются такие черты как неуживчивость, агрессивность, конфликтность или, напротив, робость, застенчивость, отсутствие активной позиции
  • Принципиальность. Под этим качеством понимается готовность следовать своим убеждениям, вне зависимости от внешних обстоятельств и настроения. Это одно из самых уважаемых качеств, которым, к сожалению, может похвастаться не каждый человек. Противоположным качеством является беспринципность – отсутствие ориентиров в принятии решений, готовность действовать с наибольшей выгодой для себя
  • Сила воли. Это качество характера порождает смелость, умение действовать вопреки обстоятельствам, готовность идти до конца в достижении цели. Противоположное ему качество – слабоволие, при котором человек сдает позиции одну за другой, пасует перед препятствиями, часто ища причину неудач не в себе, а во внешних обстоятельствах

Как воспитать ребенка с сильным характером?

Воспитание характера начинается в раннем детстве, когда родители вырабатывают особую линию поведения в отношении своего малыша. Если с пеленок его учат некоторое время заниматься с игрушками самостоятельно, добиваясь какого-то эффекта (звуки погремушки, карусельки, умение дотягиваться до предметов, переворачиваться и т.д.), то это исподволь запечатлевает в сознании крохи потребность в физической активности для достижения результата.

Подросшему ребенку можно поручать несложную работу по дому, хотя бы в пределах детской комнаты. Одобрение со стороны взрослых вознаградит его за труд.

Кстати, ваша похвала должна быть действительно заслужена ребенком: говорите ему не только лестные для самолюбия слова, но и аккуратно указывайте на недочеты, помогайте их исправить. Главное – делайте это только в доброжелательном ключе, независимо от того, старался ли ребенок в полную силу или позволил себе слегка схалтурить.

Чтобы воспитать принципиальность, поощряйте ребенка высказывать свою точку зрения, не подвергая ее критике. Договоритесь с ним о некоторых правилах вашего взаимодействия и помогайте соблюдать их, а также соблюдайте сами, подавая ему положительный пример.

Есть прекрасный тренинг Р. Гандапаса о воспитании силы воли и вообще волевых качеств личности «SelfMadeMan». Это слово в переводе с английского означает «человек, который сам себя сделал».

Автор говорит, что главным препятствием на пути к высокой цели является сам человек. И если в детстве, имея свободный выбор, ребенок предпочтет компьютерную игрушку прочтению книги или станет смотреть кино, забыв про уроки, это может означать, что в будущем он рискует довольствоваться судьбой обывателя, презрительно поглядывающего с дивана на ровесников- миллионеров из светской хроники, якобы наживших деньги «неправедным путем».

Чтобы этого не произошло, чтобы ребенок не был удовлетворен примитивным существованием, нужно закалять его характер самостоятельным выучиванием уроков без ссылок на сложность программы: прежде чем помочь, попросите его продемонстрировать результаты своих усилий по решению трудной задачки. Хорошо закаляет характер спорт: отдав ребенка в секцию, вы укрепите не только его тело, но и дух, волю к победе.

Даже если вам что-то не нравится в характере ребенка, не стремитесь искоренить эти черты быстро и безвозвратно: это бесполезно. Только каждодневными осознанными усилиями со стороны ребенка и вас можно воспитать сильный характер.

Нет похожих статей.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты