Социально-психологические особенности тревожных детей. Характеристика тревожности у детей дошкольного возраста и методы ее диагностики
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.
У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».
Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Саша совсем не любознательный. Любит делать только то, к чему привык. Никак не удается заинтересовать его чем-то новым. «Люба очень нервная. Чуть что – в слезы. И не хочет играть с ребятами – боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке – не оттащишь».
Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д.
Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.
Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют "возрастом тревог". Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии
Программа «Самочувствие»
Данная программа представляет собой набор игр, объединенных в два цикла и направленных на снижение уровня тревожности у детей.
Первый цикл включает в себя игры, основная цель которых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля
Второй цикл включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения.
Каждое занятие может включать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинацию нескольких игр на усмотрение психолога. Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума.
Первый цикл
Занятие 1. «Игра в рисунки»
Занятие 2. «Разрывание бумаги»
Занятие 3. «Игра с секундомером»
Занятие 4. «Представь, что ты это можешь»
Занятие 5. «Игра с глиной (тестом, пластилином)»
Занятие 6. «Волшебный ковер»
Занятие 7. «Спрятанные проблемы»
Второй цикл
Занятие 8. «Чувства»
Занятие 9. «Мир чувств»
Занятие 11. «Сочинение историй с помощью предметов»
Занятие 12. «Стройка»
Занятие 13. «Фотоальбом»
Первый цикл
«Игра в рисунки»
Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности. «Игра в рисунки» позволяет снизить у ребенка уровень тревоги для повышения эффективности дальнейшей работы.
В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы).
«Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.
Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.
«Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом.
«Разрывание бумаги»
Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.
Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.
«Игра с секундомером»
Эта игра проводится для того, чтобы ребенок овладел навыками самоконтроля. В результате у ребенка повысится мотивация контроля за своими реакциями и он получит возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.
Для проведения игры понадобятся секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики. Ребенку предстоит выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение.
Начиная игру с секундомером, психолог говорит: «Сейчас я тебе дам десять фишек. Вот кубики. Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».
Усложнение игры состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться) психолог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом последнему дается инструкция не обращать на терапевта внимание. Последующие возможные усложнения игры связаны с удлинением времени выполнения задания на 5 минут.
«Представь, что ты это можешь»
Упражнение используется с целью выработки у ребенка уверенности в своих силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается.
В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.
«Игра с глиной (тестом, пластилином)»
Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).
Вначале ребенку дается возможность изучить свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом психолог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребенок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы – созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.
Существуют два основных способа работы детей с материалом:
1. Создание единичных символических образов.
2. Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.
Данная игра позволяет ребенку снизить уровень тревожности, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение.
«Волшебный ковер»
Игра направлена на снятие у ребенка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности.
Для проведения игры необходимо иметь маленький легкий коврик, который ребенок мог бы легко перемещать, но в то же время мог уместиться на нем сидя и лежа.
Психолог предлагает коврик ребенку и говорит, что это не простой коврик, а волшебный, и в данный момент он превратился в дом (больницу, садик, кроватку и т. д. в зависимости от проблемы ребенка). Затем психолог предлагает поиграть на этом коврике и сам включается в игру, беря на себя роль мамы (воспитателя или другого человека в зависимости от проблемы ребенка).
«Спрятанные проблемы»
Большинство тревожных детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм второго цикла.
Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».
После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.
Второй цикл
«Чувства»
Основная цель игры – помочь ребенку в выражении чувств и обучение соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.
Для проведения игры психологу необходимо подготовить кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и др.).
На первом этапе психолог знакомит ребенка с изображениями, называя чувства. Затем он просит ребенка показывать ему кубик и называть, какое чувство на нем нарисовано. При этом вовсе не обязательно, чтобы ребенок называл именно то чувство, которое первоначально было закреплено за изображением.
На следующем этапе психолог предлагает ребенку построить башню или дом из кубиков. При этом ребенку необходимо брать любой кубик, называть чувство, которое на нем изображено, а затем использовать его для постройки.
Усложнение игры заключается в том, что ребенку предлагается не только назвать чувство, которое изображено на кубике, но и рассказать, в какой ситуации он испытывал (испытывает, мог бы испытывать) это чувство.
«Мир чувств»
Данная игра позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Вовлечение в игру способствует снятию психологических защит и в условном игровом контексте делает возможным словесное описание ребенком своих переживаний. Кроме того, игра позволяет ребенку отреагировать свои чувства, которые он осознает, но не может выразить словами.
В ходе игры психолог располагается на уровне ребенка: либо за столом, либо на полу. У него имеются 8 листов бумаги размером 10x15 см, а также маркер и стаканчик с фишками. Это могут быть крышки от бутылок, кружочки, вырезанные из цветного картона, или игральные фишки.
В начале игры ребенка просят перечислить все знакомые ему чувства. При этом психолог с помощью рисунков на листе бумаги схематично передает это чувство (например, радость – улыбка, грусть – слеза и т. д.). Психолог старается, прежде всего, выяснить те чувства, которые связаны с имеющимся нарушением у ребенка. При затруднении словесного выражения чувства психолог может подсказать ребенку варианты. После того как все 8 листов заполнены, психолог располагает их перед ребенком. Затем психолог рассказывает какую-либо историю, при этом он кладет фишки на те картинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно несколько усложнить, если с помощью фишек передавать интенсивность и силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на одной картинке.
Следующие истории ребенок рассказывает сам, а психолог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если для передачи чувств не хватает изображений, их можно нарисовать дополнительно. Данная игра особенно эффективна при работе с тревожными детьми: она позволяет разобраться в причинах, вызывающих у ребенка тревожное состояние.
«Направленная визуализация»
В основе этой игры лежит метод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми вначале необходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызывать у ребенка зрительные образы.
При использовании этого метода ребенок получает контроль над собственным телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.
Ребенку предлагается расположиться в специальном, удобном кресле или на кроватке. Затем ребенка просят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно напрягая и расслабляя их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц. Хотя глубокая мышечная релаксация способствует успешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы или при работе с маленькими детьми (которым трудно сохранять неподвижное положение) достаточно просить ребенка просто выполнять задания, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксации с открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать свое воображение в условиях, не способствующих погружению в глубокую релаксацию.
«Сочинение историй с помощью предметов»
Эта игра позволяет ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.
Для проведения игры понадобятся пять или шесть предметов. Эти предметы кладут перед ребенком и объясняют, что ему нужно придумать о них историю, причем история должна быть интересной и должна чему-то учить. После этого ребенок выбирает предмет и придумывает о нем историю. Во время рассказывания психолог может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог пересказывает историю, придуманную ребенком.
Основная цель сочинения ребенка и его пересказа психологом заключается в предоставлении ребенку возможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий.
«Стройка»
Данная игра поможет ребенку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции.
Для проведения игры необходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Психолог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню и т. п.). Но прежде чем положить кубик, ребенку нужно рассказать, что его раздражает больше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем психолог делает то же самое. В следующий раз ребенок может рассказать, что ему больше всего нравится, затем - что его веселит, от чего ему грустно, чего он боится и т. д. «Фотоальбом»
Данная игра позволяет не травмирующим ребенка образом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых для него людей, а также помогает ребенку выразить свои чувства.
Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они подобрали и принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.
Принесенные фотографии раскладываются на полу, чтобы их можно было хорошо видеть. Затем психотерапевт задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. После чего выявляются фотографии, которые ребенку почему-либо не нравятся. Психолог расспрашивает ребенка, что именно на них ему не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось: разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».
Подобную игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот «фотоальбом» можно показать родителям.
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.
1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игра-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.
Выводы по главе 1.
Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.
Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской".
Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.
Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.
А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы
Программа для детей, поступающих в школу.
Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
Программа по развитию уверенности в себя и способности к самопознанию и др.
Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуализации (некоторые представления).
Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.
Когда в семье появляется ребенок, родители сталкиваются с определенными трудностями, например, проблемным может оказаться характер. Есть такое понятие, как «тревожные дети», которые детском и подростковом возрасте доставляют взрослым немало проблем.
Тревожное состояние детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего это возрастная категория 4-8 лет, когда человек подвержен вдвое чаще эмоциональным встряскам и радикальным жизненным переменам. Родители не должны паниковать преждевременно, но и оставлять такое эмоциональное состояние без должного внимания тоже не рекомендуется.
Особенности тревожных детей
Если ребенок стал тревожным, родители тут же заметят перемены в его поведении, общем состоянии. Предшествует этому смена обстановки, изменение коллектива друзей и круга общения. Любая перемена во внешнем мире негативно сказывается на внутреннем состоянии, а малыш в любом возрасте замыкается, остро переживает в себе подобные новшества. Родители могут заметить, что их чадо часто без настроения закрывается в собственной комнате. Для начала можно поговорить, что его беспокоит, но ни в коем случае не навязывать свое общество, субъективное мнение.
Некоторые родители опасаются не заметить проблему, а о тревожных детях даже не слышали ранее. Чтобы своевременно определить такого ребенка в семье, требуется изучить предложенные ниже характеристики поведения, черт характера и привычек. Это:
— Ребенок все чаще и чаще уединяется, причем особенно тянется к художественной литературе. Одну и ту же книгу он может перечитать несколько раз, а после восторженно пересказывать ее взрослым и друзьям чуть ли не каждый день. Он сознательно отказывается от всего нового, морально не готов к новым эмоциям. Поэтому его сложно чем-либо удивить и заинтересовать, еще сложнее — увлечь и привить новое умение.
— После длительной болезни тревожный ребенок не хочет возвращаться в школу, а мысли об этом вызывают на его лице и в душе тоску и уныние. Родителям приходится долго его уговаривать, выслушивать слезы и жалобные просьбы остаться дома. Визит друзей тоже не поднимает настроения, поскольку его вполне устраивает уже привычная домашняя обстановка без лишней суеты и эмоций.
— Такие дети особенно остро воспринимают переживания и проблемы родителей. Даже если они не совсем понимают, что же произошло, морально переживают, чувствуют неблагоприятные эмоции и накаленную атмосферу в доме. Такое состояние может стать главной причиной детской депрессии, выйти из которой можно только при участии дипломированного специалиста. Задача родителей — не допустить такой развязки.
— В школе тоже много душевных переживаний. Тревожный ребенок стесняется и сильно нервничает отвечать у доски, переживает порицание учителей в свой адрес, не любит писать контрольные работы и выступать на публику. Подобные обстоятельства делают его ранимым и чрезмерно возбудимым, а морально успокоиться он может только дома наедине с самим собой.
— Тревожные дети отличаются повышенной критичностью, причем особенно строги сами к себе. Во всех неприятностях винят только себя, долго переживают расставания и обиды, прокручивают одну и ту же жизненную ситуацию в сознании вновь и вновь. Такое самобичевание не приводит ни к чему хорошему, и в один прекрасный день проблема психологического характера становится особенно остро.
— Тревожные дети не способны довести начатое дело до конца, если что-то не получается. Они тут же переключаются на другую забаву, находят себе оправдание и нисколько не жалеют об утраченных возможностях. Они — не борцы, а по жизни, скорее, привыкли плыть по течению. Сложный характер, и уживаться с ним совсем непросто.
Это ярко выраженные признаки тревожных детей, которые выделяют их из толпы. Достаточно только начать диалог, как картина о собеседнике будет очевидна. Остается только добавить, что в общении с такими индивидами необходимо проявлять особенную бдительность, иначе можно ранить это трепетное и меланхолическое создание.
Типы тревожных детей
Это были общие признаки детей, которые относятся к тревожному виду. На самом деле имеются типы таких личностей, которые позволяют лучше понять собственного ребенка, найти к нему самый благоразумный подход и жить во взаимной идиллии. Ниже представлено несколько распространенных типов, по характеристикам которых родитель сможет узнать своего беспокойного ребенка. Итак:
Застенчивые дети. Это особенно пугливые и ранимые натуры с большим комплексом неполноценности, который преследует их с раннего детства. Им сложно находить контакт со сверстниками, еще сложнее общаться со взрослыми и учителями. Тревожные дети этого типа предпочитают всегда оставаться в стороне событий, не способны занять лидерскую позицию и отстаивать собственное мнение в массах.
Замкнутые дети. Если застенчивый ребенок просто смущается новому общению, то замкнутый — старательно его избегает, стремится к полному одиночеству и уединению с собственными мыслями. С таким ребенком сложно находить общий язык, особенно если речь идет о подростковом периоде. У замкнутого человека имеются свои стереотипы и жизненные убеждения, но делиться ими в обществе он не собирается. Такому индивиду лучше жить наедине с самим собой, а в ограниченный мирок уж точно нет доступа всем посторонним. Это реально психологическая проблема, решать которую рекомендуется в детском возрасте, не ожидая серьезных последствий.
Расторможенные дети. Это самый непредсказуемый тип, поскольку внешне это очень сдержанные натуры с богатым внутренним миом. Такое видимое ощущение надолго не сохраняется, поскольку расторможенный ребенок очень быстро меняет свое поведение, становится несдержанным в общении и излишне эмоциональным. Его сложно вернуть в чувство: замечания в свой адрес полностью игнорирует, а критику воспринимает поверхностно, равнодушно. Взрослым очень сложно достучаться до его сознания, поэтому частенько приходится обращаться за дипломированной помощью специалиста. Если игнорировать проблему, расторможенный ребенок со временем превращается в проблемного подростка. По жизни у такого человека масса проблем, причем он самостоятельно их себе создает, усложняет жизнь.
Невротики. Это уже проблемное состояние психики ребенка, которое может дополняться такими неприятными симптомами, как заикание, энурез, неконтролируемый зуд и даже нервный тик. Ребенок выглядит нездоровым, а все его действия, поведение и разговоры лишь усугубляют такое общественное мнение. В данном вопросе без помощи профессионала не обойтись, поэтому не рекомендуется игнорировать опасную симптоматику, ссылаться на переходной возраст. Со временем симптоматика только усугубится, появятся проблемы в школе и коллективе, а последствия — нестабильная психика и сильные нервные расстройства.
Каждый тип тревожных детей требует родительного участия и помощи психолога. Такими совместными усилиями проблему можно решить, но на это требуется время, причем весьма продолжительный период. Не стоит отчаиваться, поскольку практика показывает: тревожные дети вырастают полноценными людьми, без каких-либо комплексов неполноценности.
Полезная информация родителям на заметку
Определить тип тревожности ребенка можно в домашних условиях, а для этого найти в интернете соответствующие тесты. Результаты подобных исследований не должны становиться для взрослых окончательным диагнозом, но и игнорировать тревожные сигналы детского подсознания тоже не рекомендуется.
Если ребенок живет в состоянии повышенной тревожности, родители просто обязаны урегулировать его эмоциональный фон. Сделать это несложно, главное — определить основной возбудитель внутреннего страха. Если ребенок боится оставаться в одиночестве, первое время нужно постоянно составлять ему компанию. Чтобы не было вздрагивания от громких голосов, разговаривать в доме рекомендуется на пониженных тонах.
Когда ребенок не справляется с поставленной задачей и быстро теряет к ней интерес, самое время присоединиться к действу и вернуть его внимание. Совместными стараниями все обязательно получится, главное — дать понять крохе, что на самом деле существенного повода для переживания нет. Совместные мероприятия сближают два поколения, помогают быстро и продуктивно решить ряд психологических проблем без участия дипломированного специалиста.
Таким детям важно давать период адаптации, который позволит постепенно привыкать к новым ситуациям, обстоятельствам, правилам. Резкие встряски и сюрпризы не подходят тревожным детям, поскольку ответная реакция может оказаться самой непредсказуемой. Родителям остается только подстроиться под мировосприятие собственного чада, не давить на него морально и не выводить на эмоции.
Если предстоят перемены, тревожному ребенку требуется сообщить о них заблаговременно, чтобы избежать очередного эмоционального всплеска. Это непросто контролировать такую детскую ситуацию, но ничего не поделаешь: особенные дети остро нуждаются в особенном подходе.
Остается только добавить, что тревожные дети — это не приговор, а индивидуальные особенности характера и поведения, которые можно контролировать и корректировать по мере взросления. При правильном подходе проблем возникнуть не должно.
В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять причину повышенной тревожности и, на основании этих данных, помог ребенку справиться с этой проблемой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка
C началом обучения в школе возникают существенные изменения в эмоциональной жизни детей. При этом младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла относительно недавно, с началом создания психологической службы в школе.
В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять причину повышенной тревожности и, на основании этих данных, помог ребенку справиться с этой проблемой.
Учителя считают проблемными только агрессивных и гиперактивных детей, а на тревожных обращают мало внимания. Учатся они обычно средне, тихие, считаются беспроблемными детьми. Но проблема таких детей состоит в том, что повышенное беспокойство, которое они испытывают в самых различных ситуациях школьной жизни, мешает им обучаться эффективно. А плохие оценки и завышенные требования взрослых ведут к увеличению страхов и тревожности. Получается замкнутый круг, из которого ребенок не может выбраться сам без помощи взрослого. Учитель не должен оставлять ребенка наедине со своей проблемой, а должен целенаправленно устранять их, индивидуально подходя к каждому ребенку и проводя работу с родителями.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В отличие от тревоги как состояния тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Именно для профилактики невротически-тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Однако, для гармоничной полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Такая тревога не парализует человека, а, наоборот, мобилизует его на преодоление препятствий и решение задач. Поэтому ее называют конструктивной. Что касается педагогического процесса, то чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. По закону Иеркса-Додсона
оптимальный уровень тревожности повышает продуктивность деятельности.
Полностью снять состояние тревоги, можно лишь устранив все трудности, что не реально, да и не нужно. Однако в значительной части случаев мы имеем дело с деструктивным проявлением тревоги, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.
Известный психолог А.Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:
Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.
Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.
Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.
На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.
При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.
Тревогу бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Тревожные дети нередко приходят к простому умозаключению, – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. По выражению Эрика Берна, они пытаются передать свою тревогу другим. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности.
Другой, часто встречающийся исход тревожных переживаний – пассивное поведение, вялость, апатия, безынициативность. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешился за счет отказа от любых стремлений. «Маска» апатии еще более обманчива, чем «маска» агрессии. Инертность, отсутствие каких либо эмоциональных реакций мешает распознать тревожную ситуацию.
Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности.
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера.
В.В.Лебединский подчеркивает, что у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения и со временем исчезают. Тревога и страх - не являются однозначно «вредными» для ребенка, сами по себе не болезни, но, наслаиваясь на другой недуг, они утяжеляют его течение.
Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психологическом развитии. Но, необходимо отделять патологический страх и тревожность, требующие коррекции, от нормального, возрастного уровня, с тем, чтобы не нарушить развития ребенка.
Знание причин возникновения повышенной тревожности и страхов, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей.
Вам предлагается образец психологической характеристики ученика. Фамилия и имя заменены на (…)
Психологическая характеристика ученика _ «_» класса __________________
I. Общие сведения о ребенке.
1. ФИО- ____________________ , дата — __________, возраст во время исследования- 9 лет.
2. Местожительство- ______________________________
3. Сведения о родителях-_______________________________,
отец А__________________________________________________
Бабушка и дедушка – пенсионеры, проживают совместно с дочерью и внуком в двухкомнатной квартире.
4. Школа №_, класс- _ «_».
I I. Методы при изучении личности ребенка:
ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА __________
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка младшего школьного возраста в типичных для него жизненных ситуациях.
Дата: 17.10.2006
-В 100% ситуаций, имеющих положительную эмоциональную окраску (Игра с младшими детьми, Игра со старшими детьми, Ребенок с родителями) (…) имеет эмоционально позитивный опыт. В 100 % ситуаций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску (Объект агрессии, Выговор, Агрессивное нападение и Изоляция) (…) имеет эмоционально негативный опыт. Эти данные могут свидетельствовать о том, что ребенок дает позитивную или негативную оценку своему эмоциональному фону адекватно различным жизненным ситуациям.
В 57% ситуаций, имеющих двойной смысл (4 из 7) можно говорить о наличии переживания (…) негативного эмоционального опыта. Это ситуации — Укладывание спать в одиночестве, Умывание, Собирание игрушек и Еда в одиночестве.
— Наибольший уровень тревожности у (…)а проявляется в ситуациях, моделирующих отношения моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве).
— У (…) наблюдается высокий уровень тревожности, о чем свидетельствует индекс тревожности ребенка (процентное отношение числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков): 57%.
Протокол психодиагностического обследования
Ученика _ «_» класса ___________
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» В.Г.Щур
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006
В результате исследования выявлено:
— отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная(поместил себя на 4-ую из 6 ступенек.
— отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (…) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. Ребенок считает, что мама поставит его на самый верх лесенки, а сам себя ставит немного ниже - на третью ступеньку сверху. Это может говорить о том, что (…) ощущает твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых.
— прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (…) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА ______________
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006
В результате исследования выявлено:
На основании данных проведенной диагностики выявлен низкий уровень школьной мотивации у (…), о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (…) может иногда проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА (…)(…)А
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК КЕТТЕЛЛА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006
В результате исследования выявлено:
-Высокий уровень выраженности Экстраверсии(9 баллов), что характеризует ребенка как эмоционального, открытого, общительного, участливого ребенка.
-Высокий уровень по шкале Эмоциональная невозбудимость(8 баллов) — характеризует (…) как нетерпеливого, легко возбудимого, с неустойчивостью внимания, повышенной двигательной активностью.
— Низкий уровень Самоконтроля (3 балла), что является признаком неумения контролировать свое поведение.
Другие методы и формы диагностики, используемые в исследовании:
БЕСЕДА С ПСИХОЛОГОМ, КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ
ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ, ИМЕЮЩЕЙСЯ НА РЕБЕНКА (…) стоит на учете у психолога как ребенок с особенностями в поведении)
III. Общая характеристика системы взаимоотношений ребенка в классе. Социальные контакты:
со сверстниками. Статус в общении: активный. В 3 классе наблюдалась зависимость от одноклассника Владика Богданова(ребенка с ярко выраженным агрессивным поведением). На момент обследования дружбу с Богдановым прекратил. Устанавливает взаимоотношения со всеми одноклассниками, но близкие дружеские отношения имеет с ребятами со двора. Предпочитает друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. Школьный коллектив нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (…) может иногда проявлять агрессию.
со взрослыми. Может проявлять разнообразные признаки коммуникации: от подчинения и стеснительности до нахальства и дерзости; на критику учителя реагирует пассивно-положительно(понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет). Испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем.
IV. Общая характеристика личностной сферы школьника.
Характеристика свойств личности:
Отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (…) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (…) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
Школьник эмоционален, общителен, нетерпелив, легко возбудим. Наблюдается неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, не всегда может контролировать свое поведение.
Повышенная тревожность (…) проявляется в ситуациях, связанных с повседневными действиями, режимными моментами.
Школьная мотивация развита недостаточно, о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, что связано с недостаточным развития произвольности внимания.
(…) увлекается рисованием, занимается в спортивной секции футболом.
ВЫВОДЫ ПСИХОЛОГА:
Для (…) характерны такие особенности поведенческого и личностного характера, как нарушение дисциплины на уроках и во время перемен, плохая успеваемость, низкий уровень школьной мотивации.
В связи с этим классному руководителю ребёнка РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
-составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации;
— Каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи.
-проконтролировать занятость (…) в каникулярное время;
-Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного тактичного повторения прививать (…) правила поведения школьной жизни. Рекомендуется коррекционная работа по развитию навыков самоконтроля, навыкам конструктивного взаимодействия со сверстниками. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать посещаемость и успеваемость (…).
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой — ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.
-Стимулировать учебно-познавательную деятельность ребят через: создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.
Дата исследования 17.10.2006г.