Педагогическое просвещение родителей. Университет педагогических знаний материал на тему «важно ли быть родителями?»

29.09.2019

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________

Егорова Л.В.

201__г.

Программа родительского всеобуча

«Университет педагогических знаний для родителей»,

разработанная и реализуемая в МКОУ «Мазурская ООШ»

с. Мазурка

Поворинский район

Воронежская область

Пояснительная записка

Дети рождаются от родителей. Родители живут в семьях. А из множества семей складывается общество, социум. В принципе, каждый человек хочет чего-то своего, стремится к достижению какой-то своей цели. Желаемое и цели у всех людей довольно разные. Что произойдет, когда одни люди войдут во взаимодействие с другими людьми, предсказать очень трудно. В свою очередь, семьи – тоже очень разные, мечтают каждая о своем. Казалось бы, на уровне взаимодействия семей и других человеческих групп о каком-то точном предсказании предстоящих событий не может быть и речи. К счастью, это не так. Великая наука социология доказала, что чем запутанней социальный «клубок», тем легче прогнозируется его поведение. Поэтому становится реальным делом организовать в недрах огромного и сложного социума реальную и полезную помощь каждой нуждающейся в такой помощи семье, каждому взрослому и каждому ребенку. Но для этого нужно приложить определенные усилия.

В статье 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (Семейный Кодекс РФ) говориться, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

В Законе РФ «Об образовании» говориться: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физиологическом и психологическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Все родители после рождения детей становятся педагогами, но далеко не у всех есть педагогическое образование. Усвоенные в своей семье воспитательные традиции не всегда педагогически грамотны. В этом заключается одна из причин многочисленных ошибок в семейном воспитании.

В работе, целью которой является повышение психолого-педагогической культуры родителей по вопросам воспитания, обучения, образования и развития детей, образовательное учреждение может выступать в качестве организатора общешкольных или классных мероприятий и самостоятельной работы родителей в этом направлении.

Взаимодействие семьи и нашего образовательного учреждения в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:


    разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;


    семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;


    систему социально-правовых и медико-педагогических
    занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);


    семейные клубы и мастерские.

Основными направлениями организации работы образовательного учреждения с семьей являются:


    Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).


    Организация диагностической работы по изучению семей.


    Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.


    Организация психолого-педагогического просвещения родителей.


    Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).


Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.


    Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.


    Использование различных форм сотрудничества с родителями. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.


    Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, Попечительский совет, родительский комитет, и др.);


    Активное включение в работу с семьей классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагога-организатора, библиотекаря, воспитателей групп продленного дня;


    Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни;


    Разработка тематического оформления по работе с семьей: уголок для родителей;

В нашей школе разработана и традиционно действует программа «Университет педагогических знаний для родителей».

Целью этой программы является повышение психолого-педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиление воспитательного потенциала семьи.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления.

Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе.

Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных.

На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

Показать специфическую особенность семейного воспитания.

Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями, учителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

Дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;

Помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

Научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;

Выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;

Сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

Содержание программы:

Исходя из вышеизложенного, в нашей школе была смоделирована модель образа выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего, вопросов преемственности воспитания между семьей и школой с целью эффективного развития и образования учащихся.

Модель образа выпускника

МКОУ «Мазурская ООШ»

Выпускник школы – это духовно – нравственная, творческая, деятельная, развивающаяся, способная любить и имеющая гражданскую позицию личность, готовая к самоотверженному служению своему Отечеству.
1. Осмысленность личной жизни, целеустремлённость:

* быть образованным, целеустремлённым, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло;

* обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки.
2. Мировоззрение и мироощущение:

* стремиться к познанию Истины;

* мировоззренческая терпимость;

* патриотизм;

* правовая и политическая культура;

* понимание и принятие философии прав и свобод человека;

* социальный оптимизм.
3. Интеллектуальное развитие:

* стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

* умение обобщать, анализировать, делать выводы;

* потребность применять знания на практике;

* критичность сознания;

* навыки самоорганизации;

* навыки самообразования.
4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

* уметь трудиться и уважать труд других;

* творческий подход к работе,

* конкурентно-способный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе;
5. Черты характера:

* порядочность;

* честность, правдивость;

* стойкость, умение переносить трудности;

* решительность, смелость;

* развитое чувство достоинства;

* внутренняя свобода;

* самокритичность.

6. Отношение к окружающим:

*гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

* альтруистическая жизненная позиция – бескорыстная забота о других;

* доброжелательность, склонность к сотрудничеству.

7. Культура общения:

* сдержанность;

* тактичность;

* владение культурой речи.

8. Здоровье и здоровый образ жизни:

* отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;

* стремление к физическому совершенствованию;

* отсутствие вредных привычек.

9. Отношение к семье:

* почитание родителей, старших в семье, следование их добрым наставлениям;

* забота о благе и духовности своей семьи;

* отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору.

10. Художественно-эстетическая культура:

* эстетический кругозор и эстетический вкус;

* развитое творческое начало.
11. Экологическая культура:

* иметь сформированную экологическую культуру: готовность охранять и защищать флору и фауну; рационально использовать природные ресурсы, заниматься восстановлением природы.

Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации данной модели личности выпускника, вооружает родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе.

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).

Помощником родителя и учителя в гуманистическом воспитании детей на этапе начальной школы выступают такие особенности, как ярко выраженные познавательные потребности и восприятие мира с позиций нравственного сознания. Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.

Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов). Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.

Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к гармоничным семейным отношениям и браку.

Годовой тематический план занятий:

Тематика занятий для родителей учеников 1 класса

Сентябрь


Трудовое воспитание детей в семье.


Октябрь


О любви к живому.


Ноябрь


Как заниматься с ребенком на каникулах.


Декабрь


Выполнение режима дня – залог успешной работы.


Январь


Игра и труд в жизни первоклассника.


Февраль


Эстетическое воспитание школьников.


Март


Воспитание сознательной дисциплины школьника.


Апрель


Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний.


Май

Тематика занятий для родителей учеников 2 класса Тематика занятий для родителей учеников 3 класса Тематика занятий для родителей учеников 4 класса

Тематика занятий для родителей учеников 5 класса


Тематика занятий для родителей учеников 6 класса Тематика занятий для родителей учеников 7 класса Тематика занятий для родителей учеников 8 класса Тематика занятий для родителей учеников 9 класса Мониторинг образования родителей

Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, анкеты, написание рефератов, собеседования.

Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения и учения родителей, определить дальнейшее направление родительского образования. (См. приложение)
Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.., 1985

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. 2-е изд., испр. - М., 1985

3. Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 1985

4. Бешенков А.К. и др. Семья и дети. – М., 1998.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1968.

6. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984.

7. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971.

8. Гранкин А.Ю. Родительская педагогика В.А. Сухомлинского /А.Ю. Гранкин; Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

9. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX – начале ХХ века. – Пятигорск, 1996.

10. Гранкин А.Ю. Теория семейного воспитания А.С. Макаренко / Александр Гранкин; [Пятиг. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

11. Гребенников И.А. Педагогический всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. – М., 1986.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986

14. Казмин Н.В. Современное семейное воспитание в России // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. –

15. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. – СПб., 1913

16. Каптерев П.Ф. Родители и дети // C емейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001.

17. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002.

18. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – 1979.

19. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., Просвещение. 1980.

20. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

21. Корчак Януш. Как любить детей. - М., 2000

22. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

23. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под. Ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 1996.

24. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

25. Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991

26. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск, 1959.

27. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

28. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

29. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., Наука,1986.

30. Плохова М.Г. Семейное воспитание как средство социализации личности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. – М., 1993.

31. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., Владос, 2001.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

33. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., «Педагогический поиск», 2002.

34. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

35. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

36. Сухомлинский В.А. Осторожно: ребенок! // Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви. – М., 1988.

37. Сысенко В.А. Процесс социализации ребенка в семье // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002.

38. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М., Интерпракс, 1995.

39. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

40. Шмаков С.А., Алексеева Л.С. Дети – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Эта анкета предназначена для изучения потребностей родителей в информации по темам родительской культуры и семейного воспитания.

«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»

Заполнить анкету нетрудно, нужно просто отметить тот вариант предложенных ответов на вопрос, который вам подходит. Если подходящего ответа нет, то напишите, пожалуйста, свой ответ. Будьте внимательны и откровенны при ответах, не пропускайте вопросы, от вашей добросовестности будут зависеть результаты исследования. Опрос анонимный, его результаты будут использованы только в обобщенном виде.

1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество вариантов)

1) Нет, никогда.

2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.

3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.

4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).

2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам

семейного воспитания и родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

2) Из книг.

5) Из телевизионных, радиопередач.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями.

3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры?

1) Нет, мне эти знания не нужны.

2) Нет, у меня достаточно знаний.

3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших временных и финансовых затрат

4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это определенные средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение специальных курсов).

4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте только один вариант ответа).

1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься воспитатели.

2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны родители.

3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развивающие школы для маленьких детей.

4) Ваш вариант: ______________________________________________

5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства (беременность, подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и ребенка и т.д.)?

1) Нет.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.

6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам воспитания детей?

1) Нет.

2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.

3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг

7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

1) Не интересуюсь такой информацией.

2) Из книг.

3) Из журналов, газет общей тематики.

4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.

5) Из телевизионных и радиопередач.

6) Из разговоров с родителями, родственниками.

7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.

9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

200__г.

Программа родительского всеобуча

«Университет педагогических знаний для родителей»,

разработанная и реализуемая в МОУ «Березовская средняя

общеобразовательная школа имени »

Березовка

Борисовский район

Пояснительная записка

Дети рождаются от родителей. Родители живут в семьях. А из множества семей складывается общество, социум. В принципе, каждый человек хочет чего-то своего, стремится к достижению какой-то своей цели. Желаемое и цели у всех людей довольно разные. Что произойдет, когда одни люди войдут во взаимодействие с другими людьми, предсказать очень трудно. В свою очередь, семьи – тоже очень разные, мечтают каждая о своем. Казалось бы, на уровне взаимодействия семей и других человеческих групп о каком-то точном предсказании предстоящих событий не может быть и речи. К счастью, это не так. Великая наука социология доказала, что чем запутанней социальный «клубок», тем легче прогнозируется его поведение. Поэтому становится реальным делом организовать в недрах огромного и сложного социума реальную и полезную помощь каждой нуждающейся в такой помощи семье, каждому взрослому и каждому ребенку. Но для этого нужно приложить определенные усилия.

В статье 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (Семейный Кодекс РФ) говориться, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

В Законе РФ «Об образовании» говориться: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинте­ресованного взаимодействия семьи и образовательных учрежде­ний. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка . Отсюда содержанием взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физиологическом и психологическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности . Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка мо­жет быть успешной только в том случае, если они станут союзни­ками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании инди­видуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении не­гативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан­ника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Все родители после рождения детей становятся педагогами, но далеко не у всех есть педагогическое образование. Усвоенные в своей семье воспитательные традиции не всегда педагогически грамотны. В этом заключается одна из причин многочисленных ошибок в семейном воспитании.

В работе, целью которой является повышение психолого-педагогической культуры родителей по вопросам воспитания, обучения, образования и развития детей, образовательное учреждение может выступать в качестве организатора общешкольных или классных мероприятий и самостоятельной работы родителей в этом направлении.

Взаимодействие семьи и нашего образовательного учреждения в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные про­граммы;

Систему социально-правовых и медико-педагогических
занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

Семейные клубы и мастерские.

Основными направлениями организации работы образовательного учреждения с семьей являются:

ü Составление характеристик семей обучающихся (состав ро­дителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

ü Организация диагностической работы по изучению семей.

ü Использование оптимальных форм и методов в дифференци­рованной групповой и индивидуальной работе с семьей.

ü Организация психолого-педагогического просвещения роди­телей.

ü Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой дея­тельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности по­зитивного опыта семейного воспитания.

ü Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и под­ростков.

ü Использование различных форм сотрудничества с родителя­ми. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета .

ü Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учеб­но-воспитательного процесса: помощь в организации деятельнос­ти общественных родительских формирований (Совет школы, Попечительский совет, родительский комитет, и др.);

ü Активное включение в работу с семьей классных руководителей , педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования , старшего вожатого , педагога-организатора, библиотекаря, вос­питателей групп продленного дня;

ü Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старше­классников к семейной жизни;

ü Разработка тематического оформления по работе с семьей: уголок для родителей;

В нашей школе разработана и традиционно действует программа «Университетпедагогических знаний для родителей».

Целью этой программы является повышение психолого-педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиление воспитательного потенциала семьи.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления.

Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе.

Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных.

На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

Показать специфическую особенность семейного воспитания.

Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями, учителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

Дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;

Помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

Научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;

Выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;

Сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

Исходя из вышеизложенного, в нашей школе была смоделирована модель образа выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего, вопросов преемственности воспитания между семьей и школой с целью эффективного развития и образования учащихся.

Модель образа выпускника

МОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа им. »

Выпускник школы – это духовно – нравственная, творческая, деятельная, развивающаяся, способная любить и имеющая гражданскую позицию личность, готовая к самоотверженному служению своему Отечеству.

1. Осмысленность личной жизни, целеустремлённость:

* быть образованным, целеустремлённым, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло;

* обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки.

2. Мировоззрение и мироощущение:

* стремиться к познанию Истины;

* мировоззренческая терпимость;

* патриотизм;

* правовая и политическая культура;

* понимание и принятие философии прав и свобод человека;

* социальный оптимизм.

3 . Интеллектуальное развитие:

* стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

* умение обобщать, анализировать, делать выводы;

* потребность применять знания на практике;

* критичность сознания;

* навыки самоорганизации;

* навыки самообразования.

4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

* уметь трудиться и уважать труд других;

* творческий подход к работе,

* конкурентно-способный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе;

5. Черты характера:

* порядочность;

* честность, правдивость;

* стойкость, умение переносить трудности;

* решительность, смелость;

* развитое чувство достоинства;

* внутренняя свобода;

* самокритичность.

6. Отношение к окружающим:

*гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

* альтруистическая жизненная позиция – бескорыстная забота о других;

* доброжелательность, склонность к сотрудничеству.

7. Культура общения:

* сдержанность;

* тактичность;

8. Здоровье и здоровый образ жизни:

* отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;

* стремление к физическому совершенствованию;

* отсутствие вредных привычек.

9. Отношение к семье:

* почитание родителей, старших в семье, следование их добрым наставлениям;

* забота о благе и духовности своей семьи;

* отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору.

10. Художественно-эстетическая культура:

* эстетический кругозор и эстетический вкус;

* развитое творческое начало.

11. Экологическая культура:

* иметь сформированную экологическую культуру: готовность охранять и защищать флору и фауну; рационально использовать природные ресурсы, заниматься восстановлением природы.

Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации данной модели личности выпускника, вооружает родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе .

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).

Помощником родителя и учителя в гуманистическом воспитании детей на этапе начальной школы выступают такие особенности, как ярко выраженные познавательные потребности и восприятие мира с позиций нравственного сознания. Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.

Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов). Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.

Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-х – 11-х классов).

Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к

гармоничным семейным отношениям и браку.

Годовой тематический план занятий:

1 класса

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться.

Сентябрь

Трудовое воспитание детей в семье.

О любви к живому.

Как заниматься с ребенком на каникулах.

Выполнение режима дня – залог успешной работы.

Игра и труд в жизни первоклассника.

Эстетическое воспитание школьников.

Воспитание сознательной дисциплины школьника.

Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

Тематика занятий для родителей учеников 2 класса

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у подростков.

Воспитание в семье. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Сентябрь

Что нужно знать родителям о психологии младшего школьника.

Семейный досуг и его проблемы.

Как помочь младшим школьникам готовить уроки дома.

Чтение и нравственное воспитание детей.

Формирование у младших школьников трудолюбия в семье.

Эстетическое воспитание в семье.

Семья и здоровье детей.

Тематика занятий для родителей учеников 4 класса

О воспитании у ребенка интереса к учению.

Сентябрь

О культуре поведения младших школьников.

О пользе чтения вслух.

Трудовое воспитание в семье.

Режим дня школьника. Научите ребенка отдыхать.

Чистота – залог здоровья. О закаливании. Не бояться простуды.

Природа и дети. Охрана окружающей среды. Роль семьи в этой работе.

Основы рационального питания. Организация летнего отдыха.

Тематика занятий для родителей учеников 5 класса

Сентябрь

Подросток и природа.

Тематика занятий для родителей учеников 5 класса

Роль и ответственность семьи в воспитании подрастающего поколения.

Сентябрь

Организация учебного труда пятиклассников в связи с введением новых учебных предметов.

Подросток и природа.

Формирование нравственных качеств личности подростка.

Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости.

Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за поступки в школе, семье, общественных местах.

Эстетическое воспитание школьников в семье.

Профилактика детского травматизма.

Возрастные особенности подростков – шестиклассников и их учета в семейном воспитании. Индивидуальный подход в воспитании подростков.

Сентябрь

Познавательная деятельность шестиклассника. Руководство чтением подростка.

Военно-патриотическое воспитание в семье.

Трудовое воспитание. Воспитание у детей добросовестного отношения к своим обязанностям - важный фактор воспитания сознательной дисциплины.

Создание в семье условий для укрепления здоровья и физической закалки подростков. Туризм и экскурсии с детьми.

Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения.

Роль семьи в развитии художественного и технического творчества подростков.

Воспитание у подростков бережного отношения к личной и общественной собственности, разумного отношения к вещам.

Предупреждение вредных привычек у детей и подростков.

Тематика занятий для родителей учеников 6 класса

Тематика занятий для родителей учеников 7 класса

Старший подростковый возраст и его особенности. Укрепление здоровья и физического развития старших подростков.

Сентябрь

Воспитание сознательной дисциплины.

Гражданско-патриотическое воспитание старших подростков. Роль средств массовой информации в формировании политической культуры школьников.

Роль семьи в развитии общественной активности старших подростков.

Роль родителей в трудовом воспитании подростков.

Вопросы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

Этика и эстетика в быту, труде и в поведении учащихся.

Обзор педагогической литературы о воспитании детей в семье.

Тематика занятий для родителей учеников 8 класса

Организация учебного труда восьмиклассника.

Сентябрь

Комплексный подход к формированию личности старшего школьника, его гражданственности, активной жизненной позиции.

Трудовое воспитание в семье.

Физическое воспитание старшеклассников в семье.

Этика и эстетика в быту, труде и поведении старшеклассников.

Вопросы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений мальчиков и девочек.

Предупреждение вредных привычек у детей.

Целенаправленная организация свободного времени . Труд и отдых в период летних каникул. Летние практические работы .

Тематика занятий для родителей учеников 9 класса

Психологические особенности старшего школьника. Культура умственного труда и руководство самообразованием старшеклассников.

Сентябрь

Комплексный подход в воспитании старшеклассников.

Коренное улучшение трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации учащихся, введение всеобщего профессионального образования . Роль семьи в решении этих задач.

Физическая культура и спорт в жизни старшеклассников.

Формирование правосознания и гражданской ответственности - важный фактор воспитания сознательной дисциплины.

Эстетическое воспитание старшеклассников в семье.

Воспитание характера и формирование нравственного идеала старшеклассников.

Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья.

Итоговое собрание.

Тематика занятий для родителей учеников 10 класса

Формирование гражданской позиции старшеклассников.

Сентябрь

Самовоспитание старшеклассников.

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у школьников.

Роль родителей в воспитании у детей правовой культуры.

Нравственное воспитание в семье.

Досуг старшеклассников.

Сохранение физического и психического здоровья детей.

Патриотическое воспитание в семье.

Тематика занятий для родителей учеников 11 класса

Значение родительского воспитания в формировании личности человека.

Сентябрь

Организация учебного труда школьника.

Формирование взглядов детей на роль отца в семье.

Формирование взглядов детей на роль матери в семье.

Значение здорового образа жизни. Пример родителей.

Формирование гражданской позиции и самосознания старшеклассников.

Опасность наркомании в современном мире.

Профессиональная ориентация школьника.

Роль родителей в подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Мониторинг образования родителей

Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, анкеты, написание рефератов, собеседования.

Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения и учения родителей, определить дальнейшее направление родительского образования. (См. приложение)

Литература:

1. Азаров педагогика. - М.., 1985

2. Азаров воспитания. 2-е изд., испр. - М., 1985

3. Беншаминова детей. - М., 1985

4. и др. Семья и дети. – М., 1998.

5. Божович и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1968.

6. Голод семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984.

7. Гордин и наказания в воспитании детей. – М., 1971.

8. Гранкин педагогика /; Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

9. Гранкин педагогика в России во второй половине XIX – начале ХХ века. – Пятигорск, 1996.

10. Гранкин семейного воспитания / Александр Гранкин; [Пятиг. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

11. Гребенников всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. – М., 1986.

12. Гуткина готовность к школе. – М., 1996.

13. Захаров предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986

14. Казмин семейное воспитание в России // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. . – М., 2001. –

15. Каптерев и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. – СПб., 1913

16. Каптерев и дети // C емейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. . – М., 2001.

17. Караковский эффективно, если оно системно // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002.

18. Кон юношеского возраста. – 1979.

19. Кон старшеклассника. – М., Просвещение. 1980.

20. В поисках себя. – М., 1984.

21. Корчак Януш. Как любить детей. - М., 2000

22. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

23. Крупина семейного воспитания // Педагогика / Под. Ред. . – 2-е изд. – М., 1996.

24. Курганов и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

25. Лесгафт воспитание ребенка и его значение. - М., 1991

26. Макаренко для родителей. – Петрозаводск, 1959.

27. О воспитании. – М., 1988.

28. Мухина психология. – М., 1997.

29. Платонов и развитие личности. – М., Наука,1986.

30. Плохова воспитание как средство социализации личности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. – М., 1993.

31. , Байбородова воспитательного процесса в школе. – М., Владос, 2001.

32. Рубинштейн общей психологии. – М., 1940.

33. Сазонов воспитательной работы в классе. – М., «Педагогический поиск», 2002.

34. Столин личности. М., 1983.

35. Столин личности. М., 1983.

36. Сухомлинский: ребенок! // Сухомлинский, родительской любви. – М., 1988.

37. Сысенко социализации ребенка в семье // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002.

38. , Мастеров саморазвития.- М., Интерпракс, 1995.

39. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

40. , Алексеева – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Эта анкета предназначена для изучения потребностей родителей в информации по темам родительской культуры и семейного воспитания.

«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»

Заполнить анкету нетрудно, нужно просто отметить тот вариант предложенных ответов на вопрос, который вам подходит. Если подходящего ответа нет, то напишите, пожалуйста, свой ответ. Будьте внимательны и откровенны при ответах, не пропускайте вопросы, от вашей добросовестности будут зависеть результаты исследования. Опрос анонимный, его результаты будут использованы только в обобщенном виде.

1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество вариантов)

1) Нет, никогда.

2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.

3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.

4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).

2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам

семейного воспитания и родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

2) Из книг.

5) Из телевизионных, радиопередач.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями.

3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры?

1) Нет, мне эти знания не нужны.

2) Нет, у меня достаточно знаний.

3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших временных и финансовых затрат

4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это определенные средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение специальных курсов).

4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте только один вариант ответа).

1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься воспитатели.

2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны родители.

3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развивающие школы для маленьких детей.

4) Ваш вариант: ______________________________________________

5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства (беременность , подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и ребенка и т. д.)?

3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.

6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам воспитания детей?

2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.

3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг

7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

1) Не интересуюсь такой информацией.

2) Из книг.

3) Из журналов, газет общей тематики.

4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.

5) Из телевизионных и радиопередач.

6) Из разговоров с родителями, родственниками.

7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.

9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.

8. Оцените, пожалуйста, Вашу информированность по перечисленным вопросам по 5-и балльной шкале (1- самый низкий балл, практически полное отсутствие информации, 5 - самый высокий балл, информации абсолютно достаточно).

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому про­свещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышле­ния, практических умений и навыков в области воспитания. Необхо­димо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-пе­дагогического просвещения родителей. Он вооружает их необхо­димыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запро­сов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию ро­дителей и учителей в воспитательной работе. Программа универ­ситета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университе­те педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, бе­седы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей

Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, пра­вила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логи­ку, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтере­сованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных осо­бенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и при­рода», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусмат­ривающая расширение, углубление и закрепление знаний о вос­питании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конферен­циями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное уча­стие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание роди­телей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение крат­кой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом ди­ректора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспи­тания выступают родители. Таких сообщений может быть три-че­тыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подво­дит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сло­житься во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой препо­давания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, выз­ванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и кон­церты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интерес­ных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, спо­собствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. При­мерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответ­ственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусмат­ривает определение темы, состава участников, распределение ро­лей между ними, предварительное обсуждение возможных пози­ций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицатель­ных) поведения участников игры и путем совместного обсужде­ния выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них са­мих, так и для учителя. Родители получают реальное представле­ние о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необ­ходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительс­кого содействия. В общении с родителями педагог должен прояв­лять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, на­мекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами сто­ит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые увере­ны, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и от­казом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования-доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной рабо­ты педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирова­ния родителей об успехах их детей. Допускается извещение роди­телей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздрав­ление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость об­щения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на осно­ве данных педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намеча­ются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.

На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мос­тик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организацион­ные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика роди­тельских собраний составляется классным руководителем, обсуж­дается на родительском комитете. Очередная тема собрания выби­рается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

Атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;

Профессиональный задел педагога - знания, компетентность
(знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);

Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сер­дечность, взаимопонимание, взаимопомощь);

Главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, со­веты и рекомендации).

Единые требования к педагогической деятельности родителей

. Родители воспитывают труженика, доброго человека .

. Хорошая , здоровая обстановка жизни ребенка в се-мье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример — главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей .

. Физическое воспитание детей — первейшая обязанность родителей. Они обеспечивают детей пита-нием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физ-культурой, укрепляют здоровье детей в разнообраз-ном труде .

. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через их участие в домашнем и учеб-ном труде, в общественно полезной работе, в произво-дительном труде. Это позволяет приучить детей пре-одолевать трудности .

. Вместе с учителем, классным руководителем родите-ли определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей ус-танавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение родителей кон-тролировать выполнение детьми режима дня .

. Важнейшей задачей родителей является умствен-ное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного круго-зора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители об улучшении успеваемости де-тей, о приобретении ими прочных и глубоких знаний, практических навыков .

. Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят кинокартины, умеют ли переска-зывать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинокартину, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы .

. Родители интересуются общественной работой де-тей, их участием в школьной работе, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей .

. Родители помогают своим детям в подборе друзей, приучая их брать пример с хороших поступков товари-щей и при необходимости оказывать положительное влияние на друзей. Если это не удается, то родители предлагают ребенку не общаться с таким товарищем .

. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать лю-бить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в тру-де. Главное же — бороться за нравственную красоту самого человека .

. Родители создают и поддерживают в семье трудо-вые семейные традиции, соблюдают положительные семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продол-жать их. Хорошие традиции укрепляют семью .

. Нельзя допускать противоречий и споров родите-лей при детях о методах воспитания, средствах наказа-ния и т.п. В вопросах воспитания детей старшие долж-ны действовать согласованно .

. Родители видят в школе своего друга, помогают ад-министрации школы, учителям, родительскому коми-тету. Родители не должны при детях критиковать шко-лу и учителей. Они обязаны поддерживать в глазах де-тей авторитет школы и требовать от них точного выпол-нения требований и просьб учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и
руководителям школы в тактичной форме на собрани-ях и в индивидуальных беседах, тогда дети будут луч-ше учиться и трудиться
.

. Родителям очень важно постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания, заимствовать лучший опыт воспитания детей в других семьях .

. Воспитание детей - это наш общий большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.

Тематика занятий университета педагогических знаний (2018-2019 уч.год)

Тема Для родителей Дата
1 С кем дружит ваш ребёнок? 1,3 классов сентябрь
2 Пороки осанки у детей. 1,3 классов ноябрь
3 Ребёнок и гости 1,3 классов январь
4 Приобщение ребёнка к труду и наши ошибки. 1,3 классов март
5 О культуре поведения младших школьников. 2,4 классов октябрь
6 Режим дня младшего школьника 2,4 классов декабрь
7 Семейный климат 2,4 классов февраль
8 Почему не следует ограничивать детскую активность 2,4 классов апрель
9 Детские страхи. Причины их возникновения. 2,4 классов май
1 5-9 классов сентябрь
2 Трудности адаптации пятиклассников к школе. 5 класса октябрь
3 О значении домашнего задания в учебной деятельности. 6,5 классов март
4 Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. 6,5 классов май
5 Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека. 7 класса январь
6 Результативность школьного урока. Отчего она зависит? 7 класса ноябрь
7 Физическое развитие школьника и пути его совершенствования. 7,8 классов февраль
8 Дети видят, дети подражают 6,7 классов апрель
9 Роль домашнего задания в самообразовании, подготовка к ГИА. 9 класса октябрь
10 Профессия от души, а не по знаниям. 8,9 классов май
11 Как сохранить здоровье ребёнка? Профилактика стресса у детей. 5-9 классов декабрь
1 Об ответственности родителей за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и одурманивающих веществ. 10-11 классов сентябрь
2 Друзья моего ребёнка. Что я о них знаю? 10 класса октябрь
3 Влияние семьи на становление личности ребёнка. 10 класса декабрь
4 Ребёнок и его товарищи. Выбирая друзей… 10 класса январь
5 Склонности и интересы подростков в выборе профессии 10 класса март
6 Особенности организации учебного труда школьников в 11 классе и роль родителей в этом процессе. 11 класса ноябрь
7 Алкоголь и способности человека 11 класса февраль
8 Семейный бюджет и дети 11 класса апрель
9 Это вовсе не так просто - дружба с детьми 11 класса май

Информация для родителей

В соответствии с Законом Оренбургской области № 3280/761-1У-03 от 24.12.2009г. "О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области"

ЗАПРЕЩАЕТСЯ нахождение детей, не достигших 16 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в общественных местах:

с 22.00 ч. до 06.00. ч (местного времени)

с 23.00. ч. до 06.00 ч. (местного времени)

Несоблюдение установленных требований влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере от 500 до 1000 рублей.

За те же действия, совершенные повторно в течение года, штраф на родителей (лиц, их заменяющих) от 1000 до 2000 рублей .

Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей.

Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношении к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.

педагогический классный руководитель школьник

Другая информация:

Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают, как сказать, ролевая игра отвечает на вопрос, почему и зачем сказать. Г.А. Китайгородская Игра – дело серьезное. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение и находит живой...

Методы и формы работы социального педагога в УДО с подростками, склонными к девиантному поведению
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и...

Возрастные особенности студентов
Возрастной период от 18 до 23-25 лет (возраст большинства студентов) условно называют поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который еще принадлежит к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-2 ...

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты