Созависимые отношения: советы психолога. Зависимый подросток и созависимый родитель: особенности взаимодействия в паре

19.07.2019

Жизнь ради другого, или СОЗАВИСИМОСТЬ

Методичка посвящена психологии зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания) и созависимости.

Созависимость – это психологическое состояние членов семьи больного. Трезво живущие родственники таких больных эмоционально вовлечены в эту болезнь. Созависимостью страдают жены, матери, братья, сестры, взрослые дети и даже внуки больного алкоголизмом или наркоманией. Сами больные также характеризуются признаками созависи мости до развития болезни либо после наступления трезвости. Созависимые родители не могут успешно выполнять свои родительские функции − страдают дети.

Происходит повторение нежелательных событий в семье. Взрослые дети составляют группу высокого риска множественных проблем: развития зависимости, психосоматических за болеваний, тревожно-депрессивных состояний, часто они вступают в трудный брак. Созависимость излечима. Исце ление приводит к более гармоничным взаимоотношениям в семье, служит профилактикой возникновения зависимости у детей.

Зависимость разрушает взаимоотношения в семье. Эта болезнь препятствует выражению любви между супругами, между родителями и детьми. Родители любят своих детей, но они так сильно заняты проблемами зависимости, что не могут естественно выражать свою любовь к детям. Дети в таких семьях часто болеют как физическими, так и психическими болезнями (Москаленко В.Д., 1991).

Самая хорошая новость состоит в том, что созависимость успешно лечится!

Причины формирования созависимости

Созависимость формируется не в браке с больным зависимостью, а в родительском доме.

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо зависимость от психоактивных веществ, либо жестокое обращение эмоциональное, интеллектуальное, физическое насилие либо сексуальное оскорбление.

Естественное выражение чувств в родительской семье запрещалось («не реви», «что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось», «мальчикам плакать не положено»). Часто все перечисленное встречается в одной семье. Такие семьи называют дисфункциональными.
Семья – это главная система, к которой каждый из нас принадлежит. Система – это группа людей, взаимодействующих как единое целое.

Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение/ухудшение состояния одного из членов неизбежно отражается на самочувствии другого. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, не обязательно ждать, когда больной зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться в том случае, если хотя бы один созависимый член ее начнет выздоравливать от созависимости. Сверхзадача, высшая цель семейной психотерапии – это помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ

(при в одя т с я по книге Джона Бредшоу «Семья». − Bradshaw J., 1988)

    1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
    2. Вакуум интимности.
    3. Замороженные правила и роли.
    4. Конфликтные взаимоотношения.
    5. Недифференцированность «Я» каждого члена («если мама сердится, то сердятся все»).
    6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
    7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
    8. Склонность к полярности чувств и суждений.
    9. Закрытость системы.
    10. Абсолютизирование воли, контроля.

В семье образуются две группы людей – угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).
Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением правил семьи, посягательством на святость власти родителей.

Правила дисфункциональной семьи Клаудиа Блэк в своей книге «Это никогда со мной не случится» (Black С., 1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех «не»:

  1. не говори,
  2. не чувствуй,
  3. не доверяй.

Дети учатся защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической защиты (защита эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать. Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют «почву» созависимости.

ЗДОРОВЫЕ СЕМЬИ

ПРОБЛЕМНЫЕ СЕМЬИ

СЕМЬИ БОЛЬНЫХ ЗАВИСИМОСТЬЮ

1. Открытые для перемен

«Ничего нельзя поделать. Есть ли смысл стараться?»

Твердые, «зацементированные», неизменяемые. Правильно/ неправильно

2. Высокий уровень собственной ценности

Неустойчивое чувство собственной
ценности, покрываемое попытками самоконтроля

Низкий уровень ощущения собственной ценности. Вместо взятия на себя ответственности стремление обвинять

3. Функциональные способы психологической защиты

Используются защиты с целью спрятать боль, отрицать реальные чувства. Выбор потерян. Постоянна либо улыбка, либо слезы, либо жалобы

Нет выбора. Реакции резкие, автоматические, застывшие, продиктованные страхом

4. Четкие правила, которые можно обсуждать. Уважение к собственности друг друга, пользованию телефоном.
Спокойное отношение к домашним делам
и т.п.

Неясные и непостоянные правила. Все зависит от того,
кто (родитель, ребенок) задает вопрос и в какой день

Жесткий приказ или отсутствие вообще всяких правил.
Хаос во всем. Правилам невозможно следовать

5. Люди идут на риск – выражают чувства, мысли,
представления, свои точки зрения

Люди чувствуют себя неуверенно и ненадежно, чтобы свободно выражать чувства или мнения. Правило «не раскачивай лодку»

Отрицание проблем. Игнорируют все непонятное, угрожающее. Правило «не говори» действует даже в отношении серьезных проблем, в особенности пьянства

6. Могут противостоять стрессу, воспринимая боль других членов семьи. Заботливое и бережное отношение друг к другу

Избегают боли, не видят ее в других

Отрицают стресс, уже больше не могут никак с ним иметь дело и справляться

7. Спокойно принимают естественные с ними жизни. Радуются и поздравляют других членов семьи с ростом, взрослением, появлением сексуальных и других естественных чувств

Родители могут состязаться с детьми, взросление которых воспринимается болезненно. В семье не говорят о сексуальной стороне жизни

Проходящие периоды жизни игнорируются. Члены семьи боятся перемен. Ко взрослым относятся как к детям. Дети могут вести себя как взрослые

8. Либо четкая иерархия, либо равенство во взаимоотношениях. Сильные коалиции родителей. Меньше потребности в контроле. Могут вести переговоры

Скрытые коалиции между представителями
разных поколений. Слабые родительские коалиции. Склонность к жесткому доминированию, подавлению

Роли могут быть перевернутыми вверх ногами – дети заботятся
о родителях, родители безответственны и беспомощны как дети. Либо полный хаос без правил, либо один родитель отвечает за все

9. Чувства открыты. Прямое выражение чувств – все чувства хороши и нормальны, включая гнев

Негативизм, преобладание отрицательных чувств, аргументы в пользу контроля настроения. Одни чувства – нормальны, другие – нет

Явная враждебность, садизм.
Все пытаются манипулировать друг другом и причинять боль

Формы проявления созависимости

Созависимые жены позволяют подчинить себя различны ми путями. В супружеской жизни они могут брать на себя следующие роли: избиваемая жена, жена-мамочка, жертва, бедная больная женщина, жена-угодница, жена-девочка, стерва. Все это – лики созависимости.

1. ИЗБИВАЕМАЯ ЖЕНА

У жены есть патологическая потребность страдать, унижаться, позволять другим распоряжаться ее временем, деньгами, ее жизнью. Вот это болезненное преломление того положе ния, которое часто женщины выражают такими словами: «А нас учили, что только для других жить хорошо, а если живешь для себя, то это – эгоизм». Бездонное долготерпение избиваемых жен – это знак беды для обоих – и для неё, и для него.

Когда они выходили замуж, они не думали, что смогут вынести побои.

За это время у жен происходит рост выносливости к эмоциональной боли. Это напоминает симптом зависимости – рост толерантности, т.е. переносимости количества психоактивных веществ. Чем выше переносимая доза, тем дальше зашла болезнь. Избиваемая жена живет в мире иллюзий. Она закрывает глаза на страшную реальность и верит в то, во что ей хочется верить, – в то, что однажды он бросит пить. Для этого, думает она, ей нужно быть еще более терпеливой, еще более преданной женой. И тогда однажды он очнется от наваждения и оценит ее подвиг... Надежда на чудо. Это одна из типичных иллюзий созависимых.

2. ЖЕНА-МАМОЧКА

Зачем мужу становиться равноправным партнером в браке, если жена взвалила на себя всю ответственность и «тянет» две работы, нянчится и с мужем, и с детьми? Нянчиться с человеком, ухаживать за ним как за маленьким можно в трех случаях: в раннем детском возрасте, в глубокой старости или во время острой болезни. Ответственность за выздоровление лежит на самом больном, в противном случае выздоровление не достигается.

Нормальные супружеские взаимоотношения предполагают партнерство, справедливое разделение ответственности за общий дом и умение каждого из супругов самостоятельно отвечать за себя. Отрицательные последствия «маммизма» заключаются в том, что подобные взаимоотношения убивают любовь и дружбу. В глубине души никому не нравится, чтобы его считали неспособным к выполнению простых вещей. Тогда опекаемый чувствует себя некомпетентным, глупым, слабым. Когда кто-то просит помощи, это другое дело. Но «мамочки» не ждут, пока их попросят. Они всегда готовы служить.

Роль жены-матери почти неизбежно сопровождается тем, что она пилит своего мужа: «А ты уже сделал... Сколько раз тебе говорить...» В ответ на это муж скоро научается быть «глухим» к любым обращениям к нему. Он не слышит жену, что ей очень обидно.

«Маммизм» подрывает самооценку мужа (и без того низкую при зависимости) и разрушает всякие взаимоотношения. Постоянно выполняя обязанности мужа, жена лишает его возможности учиться на своих ошибках. «Маммизм» лишает свободы и жену, и мужа.

3. ЖЕРТВА-ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА

Жертва, по В.И. Далю, есть нечто «пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно.
// Приношенье от усердия божеству: животных, плодов... // отречение от выгод или утех своих подолгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь».

Жертву можно узнать по таким высказываниям: «ах, я бедняжка» (точно такие слова могут не произноситься, но подразумевается их смысл), «если бы только он (и)...», «а мне все равно (вздыхает)», «это неважно, как я себя чувствую (вздыхает)», «лишь бы ему было хорошо, а я – дело десятое».

Жертвы считают, что если они покажут, как трудна и неуправляема их жизнь, то окружающие будут сочувствовать, симпатизировать и поддерживать их. Они представляют дело так, будто другие (муж) управляют ими и заставляют их страдать, мучиться. На самом деле это жертвы управляют другими, поскольку распространяют вокруг себя чувство вины. Жертва еще в детстве сама испытала на себе это чувство со стороны матери. В зрелом возрасте жертва набрасывает ту же удавку на шею мужу, детям. Но если в детстве человек в силу возраста действительно является слабым и беспомощным, то в зрелом возрасте совсем не обязательно сбрасывать с себя ответственность за свое благополучие и перекладывать ее на других.

4. БЕДНАЯ БОЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Жены больных зависимостью часто болеют как психически – неврозы, депрессии, бессонница, раздражение, так и физически – боли в позвоночнике (на языке психосоматики это означает отсутствие поддержки), головные боли и др.

Скорее неосознанно, чем осознанно женщина использует свою болезнь – реальную или мнимую – для того, чтобы манипулировать другими, в первую очередь мужем, и добиваться желаемого. Кто же будет бороться и пытаться победить больную женщину, может быть, даже прикованную к постели? Уж теперь-то никто не откажет ей в удовлетворении ее потребностей и желаний, ведь она так больна, что не может о себе позаботиться.

Да, быть больной – это великая сила. Но за это надо за платить свободой. В болезни свобода очень ограничена. Войдешь в роль инвалида, инвалидом и окажешься. Демонстрировать свою слабость через усиление болезни – тоже самопораженческая роль (Thoele S.P.,1991).

5. ЖЕНА-УГОДНИЦА

Вы знаете, уважаемые читатели, этих женщин, которые угождают во всем своим мужьям, детям, всегда и во всем. Они встают рано, чтобы приготовить завтрак. Они несут на вытянутых руках выглаженную рубашечку. Если муж в опьянении разбил вазу, жена подберет осколки. Если случится, что он обмочился или сделал что-то еще худшее, жена по стирает одежду и простыни. Да стоит ему только нахмуриться, как жена напряженно старается догадаться: что не так? Чем я не угодила?

А что в этом плохого? Плохо то, что это тоже самопораженческая роль. Это не добровольное взятие на себя обязательств, а средство, чтобы выжить в трудных обстоятельствах.

Угодническое поведение вытекает из потребности женщин в эмоциональной привязанности. Быть привязанным к ко му-то, принадлежать кому-либо – коллективу, группе, нации это насущная потребность человека, так мы все чувствуем себя безопаснее, надежнее. У женщин эта потребность выражена больше, чем у мужчин. Женщины до смерти боятся эмоциональной разобщенности.

Страх лежит в основе угоднического поведения. Страх отвержения, страх неодобрения, страх одиночества. Отсюда и страх конфронтации.

Страх возникает всякий раз, когда женщина не согласна в чем-то с мужем. Из-за страха эмоциональной изоляции женщины легко поступаются своей независимостью.

6. ЖЕНА-ДЕВОЧКА

Жена-девочка отдает свою зрелость в обмен на любовь мужа. Она боится, она чувствует себя покоренной и завоеванной, но она не созрела для роли жены. Муж в таких парах тоже испытывает нелегкое бремя двух ролей – быть одновременно и мужем, и родителем своей жены.

7. ЖЕНА-СТЕРВА

Многие назовут женщину стервозной, если она умеет говорить в свою защиту и резко отстаивает свое мнение. Но настоящие стервы те, кто изживает на близких, в первую очередь мужьях, свои фрустрации, т.е. разочарования и неудачи.

Стервозность – это почти всегда результат неотреагированной ярости. Может быть, ярость возникла еще до супружества, возможно, позднее.

Подобная тактика не позволяет разрешить трудности в долгосрочном плане, поскольку разъедает самооценку и отделяет «стерву» от других людей. Негативные последствия те же, что и у других типов самопораженческого поведения: одиночество, горькое чувство оставленности.

Стервозные женщины – не плохие женщины, они напуганы, обижены и отчаянно хотят улучшить свою судьбу. Они просто не знают, как наладить честные и взаимно независимые отношения.

Выводы

Что общего во всех ликах созависимости? Как бы ни вела себя созависимая женщина, ее поведение есть самопредательство, отказ от себя, неумение распознавать свои интересы. У всех созависимых, описанных выше, критически низкая самооценка. У всех есть свойство, которое я называю отказ от себя, жизнь для других. Они – женщины – сами у себя не в фокусе сознания.

Девиз созависимых людей: «Я тебе нужна? Возьми меня». И отдают все – от зарплаты до собственного здоровья. Ей в голову не приходит спросить себя: «Мне нужен такой муж? Может ли он удовлетворить мои потребности?» Причем меньше всего здесь надо думать о материальных потребностях. Главное, не упускать из виду то, что требуется нашей душе.

Созависимость несет много страданий и созависимым, и их семьям. Независимость во взаимоотношениях возможна лишь на короткое время. Мы можем быть независимыми в каком-то одном отношении – в финансовом, в принятии некоторых решений. Мы можем считать себя независимыми в своих взглядах на ту или иную проблему. Однако жизнь устроена так, что мы живем среди людей. И находимся в постоянной взаимозависимости от них. Если созависимость – страдание, независимость – частный случай нашей жизни, то здоровая взаимозависимость – это наши нормальные отношения с людьми. Семья – это всегда взаимодействие людей. Значит, будем стремиться к здоровой взаимозависимости в наших семьях. Для этого будем выздоравливать от созависимости (Москаленко В.Д., 1996; 2000).

Программа преодоления созависимости включает в себя компоненты образования по вопросам зависимости от психоактивных веществ, созависимости, дает представления о семье как системе, предусматривает тренинг и освоение навыков здоровых взаимоотношений в семье на основе уважения других, учит способам отреагирования чувств, выражения любви к детям и другим членам семьи. При выздоровлении от созависимости рекомендуется сочетать специальную программу групповой психотерапии с сеансами индивидуальной психотерапии, супружеской и семейной психотерапии, а также посещения групп «Ал-Анон», «Нар-Анон», чтение литературы по затрагиваемым вопросам.

На практике в Московской области медицинские органи зации, оказывающие наркологическую помощь, применяют такие формы работы: лекции, индивидуальное консультирование, семейное консультирование с составлением фрагмента родословной (генограммы), индивидуальная и групповая психотерапия, редко, по показаниям, медикаментозная терапия. Практикуется ведение дневника, вы полнение домашних заданий, чтение рекомендуемой литературы. Психотерапевт рекомендует и поддерживает посещение групп самопомощи.

Период перемен в нашей жизни полон парадоксов. Это трудный период. И страшно, и волнующе, люди начинают чувствовать вкус свободы, освобождения от эмоциональной зависимости.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЗАВИСИМОСТИ

Оценк а созависимости (по Potter-Efron P.T., Potter-Efron P.S., 1989).

Индивид сообщает или у него наблюдается не менее 5 из следующих 8 характеристик.

Страх.

  1. Постоянная концентрация на проблемах других.
  2. Непроходящая тревога, опасения и чувство страха.
  3. Избегание риска в межличностных отношениях, включая не доверие к людям.
  4. Контролирующее поведение – повторяющееся, привычное.
  5. Сверхответственность.
  6. Попытка манипулировать другими, изменять их поведение.

Стыд, вина.

Распознаются по наличию следующих признаков.

  1. Постоянное чувство стыда как по отношению к собственному поведению, так и к поведению других.
  2. Постоянное чувство вины в связи с проблемами других.
  3. Изоляция от окружающих, чтобы скрыть стыд за себя или за семью.
  4. Ненависть к себе.
  5. Проявление надменности и превосходства, что связано с низкой самооценкой.

Затянувшееся отчаяние.

Распознается по наличию следующих признаков.

  1. Отчаяние и безнадежность относительно изменения существующей ситуации.
  2. Пессимистический взгляд на мир.
  3. Низкая самооценка и чувство поражения (я – неудачник), что не соответствует реальным достижениям.

Гнев.

  1. Постоянный гнев, направленный на пьющего, семью или себя.
  2. Страх потерять контроль в гневе.
  3. Гнев, касающийся духовной сферы, в том числе гнев на бога.
  4. Пассивно-агрессивное поведение, особенно в отноше нии пьющего.

Отрицание.

Распознается по следующим признакам.

  1. Постоянное отрицание источника семейной беды.
  2. Постоянное преуменьшение тяжести проблемы.
  3. Использование оправданий для защиты пьющего от не гативных последствий.

Ригидность.

Распознается по следующим признакам.

  1. Когнитивная негибкость.
  2. Поведенческая ригидность, включая ригидность ролей.
  3. Моральная и духовная негибкость, окостенелость.
  4. Аффективная негибкость – преобладание одного и того же чувства – вины, жалости, гнева.

Нарушение идентификации своего «Я».

Распознается по следующим признакам.

  1. Неумение выставлять свои требования или заботиться о своих нуждах.
  2. Трудности определения границ своего «Я», трудно отде лить себя от других, свою боль от боли других.
  3. Зависимость от других личностей – потребность получать от других подтверждение своей самоценности, навязчивое беспокойство о том, как выглядишь в глазах других.

Смущение, замешательство.

Распознается по следующим признакам.

  1. Постоянная неуверенность в том, что же является нормой.
  2. Постоянная неуверенность в том, что же реально.
  3. Постоянная неуверенность в чувствах, включая тенденцию неверно определять все чувства одним знаком.
  4. Легковерность.
  5. Нерешительность.

ТЕСТ НА СОЗАВИСИМОСТЬ

  1. Беспокоит ли вас то, что ваш близкий много пьет?
  2. Испытываете ли вы денежные затруднения из-за того, что ваш близкий пьет?
  3. Приходилось ли вам лгать, чтобы покрыть его пьянство?
  4. Появилось ли у вас чувство, что спиртное для него важнее, чем вы?
  5. Считаете ли вы, что в выпивках виноваты его друзья?
  6. Часто ли нарушаются семейные планы из-за того, что ваш муж (сын, дочь) не приходит вовремя домой («внезапно» встретил друга, «посидел» с партнером по бизнесу и т.д.)?
  7. Угрожаете ли вы мужу таким образом: «Если ты не перестанешь пить, я брошу тебя»?
  8. Целуете ли вы его на пороге с тайной мыслью уловить запах алкоголя?
  9. Боитесь ли вы прямо сказать ему о чем-то неприятном, опасаясь, что у него начнется запой?
  10. Приходилось ли вам страдать или стыдиться его поведения?
  11. Кажется ли вам, что каждый праздник, каждый отпуск испорчен из-за его пьянок?
  12. Разыскиваете ли вы спрятанные им бутылки спиртного?
  13. Есть ли у вас такое чувство: если бы он меня любил, то бросил бы пить?
  14. Отказываетесь ли вы от встреч со своими друзьями, опасаясь, что в нетрезвом состоянии муж поставит вас в неловкое положение?
  15. Предполагали ли вы когда-нибудь вызвать милицию из-за его пьяного поведения?
  16. Чувствуете ли вы себя иногда виноватой в том, что не можете удержать его от пьянства?
  17. Думаете ли вы, что если он бросит пить, то все ваши проблемы будут разрешены?
  18. Угрожали ли вы когда-нибудь покончить с собой, разрушить дом и т.п., чтобы напугать его и услышать от него: «Я прошу прощения»?
  19. Относились ли вы когда-нибудь к окружающим – детям, родителям, сотрудникам – несправедливо только потому, что вы были злы на мужа за его пьянство?
  20. Есть ли у вас чувство, что никто не понимает ваших проблем?

Если вы отвечаете «да» на 3 и более вопросов, то ваше состояние может иметь признаки созависимости.

ШКАЛА СОЗАВИСИМОСТИ

  1. Мне трудно принимать решения.
  2. Мне трудно сказать «нет».
  3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное.
  4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться.
  5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для себя сделать.
  6. Если я делаю для себя что-то приятное, то испытываю чувство вины.
  7. Я не тревожусь слишком много.
  8. Я говорю себе, что все у меня будет лучше, когда окружающие меня близкие изменятся, перестанут делать то, что сейчас делают.
  9. Похоже, что в моих взаимоотношениях я всегда все делаю для других, а они редко что-нибудь делают для меня.
  10. Иногда я фокусируюсь на другом человеке до такой степени, что предаю забвению другие взаимоотношения и то, за что мне следовало бы отвечать.
  11. Похоже, что я часто оказываюсь вовлеченной во взаимоотношения, которые мне причиняют боль.
  12. Свои истинные чувства я скрываю от окружающих.
  13. Когда меня кто-то обидит, я долго ношу это в себе, а потом однажды могу взорваться.
  14. Чтобы избежать конфликтов, я могу заходить как угодно далеко.
  15. У меня часто возникает страх или чувство грозящей беды.
  16. Я часто потребности других ставлю выше своих собственных.

Прочитайте вышеприведенные утверждения и поставьте перед каждым пунктом то число, которое отражает ваше восприятие данного утверждения:

  1. Совершенно не согласна.
  2. Умеренно не согласна.
  3. Слегка не согласна.
  4. Слегка согласна.
  5. Умеренно согласна.
  6. Полностью согласна.

Для получения суммы баллов переверните значения баллов для пунктов 5 и 7 и затем суммируйте.

Суммы балов:
16-32 – норма, 33-6 0 – умеренно выраженная созависимость, 61-96 – резко выраженная созависимость.

Одно из определений созависимости – зависимость от эмоций другого человека. Созависимые желают нам добра и счастья. Они хотят заботиться о нас, как о маленьком ребенке, решая все проблемы, чтобы вся жизнь стала светлой и солнечной, и мы были счастливы.

Действительно ли это желание помогать и спасать происходит из бескорыстной любви («агапэ», как называли ее древние греки), или такие люди просто не могут быть счастливы сами, пока не осчастливят всех вокруг (поскольку зависят от их эмоций)?

Этот «ад бесконечного счастья», в который меня ввергли созависимые родители, привел к тому, что я начала ненавидеть все свои негативные эмоции. Я не знаю, что с ними делать. Если я чем-то недовольна, мне сразу становится за это стыдно. Боль, чувство вины и неудовлетворенности, возникающие от того, что я не знаю, как обходиться с собственными негативными эмоциями, превратились в настоящую эмоциональную пытку. Все из-за того, что родители меня десятилетиями «спасали» и «помогали» мне.

Нейтральное отношение не позволяется

«Ты меняешься, – заявил мне муж, – как только твои родители оказываются рядом, ты меняешься. Становишься вся такая улыбчивая, радостная, гиперактивная. Пока ты ждешь их приезда, уже начинаешь «накручивать» в себе эту искусственную радость». Как важен для меня был этот нейтральный взгляд со стороны. Оглядываясь назад, я понимаю, насколько муж прав.

Находясь рядом с созависимыми, вы ни на секунду не можете расслабиться. Нельзя позволить себе даже нейтральное, расслабленное настроение, безэмоциональный тон. Черта с два! Нужно быть все время веселым, улыбчивым и до невозможности позитивным. Я помню, какой неприятный взгляд на меня бросила мать, когда я, измотанная делами и усталостью, ответила на ее вопрос слишком монотонным голосом.

Почему так происходит? Я нашла ответ, когда как-то раз один из родителей попросил меня сложить несколько полотенец в ящик. «Хорошо», – ответила я нейтральным тоном, не радостным, но и не негативным. Обычным. Мне тут же ясно дали понять, что разговаривать таким тоном неприемлемо, нужно исправиться и прочее и прочее.

Созависимые родители пытаются успокоить свое чувство вины, требуя, чтобы их ребенок всему радовался и был всегда счастлив

И тут я поняла. Этот человек чувствовал себя виноватым, обращаясь ко мне с любой просьбой. Он пытался успокоить свое чувство вины, требуя, чтобы я всему радовалась. Заставляя меня быть неестественно позитивной, он пытался смягчить свое чувство вины за то, что просил кого-то что-то реально сделать. Ответственность за счастье созависимого, требующая от вас быть всегда счастливым самому, – тяжкий груз, возлагать который на другого совершенно несправедливо. Именно поэтому я считаю, что созависимость эгоистична.

Я научилась с этим справляться, начав разыгрывать сцены наедине с собой. Я сжимала зубы, улыбалась широкой, совершенно фальшивой улыбкой и говорила себе: «Я с радостью сложу эти полотенца. Это такая честь для меня. Безмерно благодарю тебя за такую замечательную возможность!» Не слишком вежливо, но помогало снять озлобленность, которая накапливалась из-за того, что постоянно требовалось быть счастливой и радостной.

Негативное отношение не позволяется

Я понимаю, что стремление созависимого человека вас успокоить и утешить часто кажется проявлением доброты, но у этого альтруизма есть и темная сторона: они дают вам понять, что негативные эмоции непозволительны, ненормальны. Я бы назвала это обесцениванием ваших эмоций.

В стремлении созависимых утешить и успокоить еще заметны проблески эмпатии. Все становится гораздо хуже, когда они переходят к фазе «спасения». «Спасая» нас, они обесценивают наши эмоции. Они предлагают различные психологические приемы. Они говорят, как иначе можно посмотреть на ситуацию. А если они религиозны, то непременно ждите проповедей. Но если постараться извлечь из их слов суть, то она всегда одна: «Ты не должен испытывать таких эмоций. Если бы ты сделал А, Б или В, то ты бы их не испытывал. Все, немедленно возьми себя в руки!» Как я и говорила, это обесценивание.

Мы ищем способ вернуть ценность своим эмоциям

Изначальная душевная боль сама по себе мучительна, но необходимость от нее убегать еще тяжелее. Не лучше ли было бы, если бы мы могли позволить себе полностью погрузиться в нее, пережить полностью, испить эту чашу до дна, не испытывая из-за этого стыда и вины?

Но мы не можем в нее погрузиться. Чувство вины почти осязаемо. Оно заставляет нас отчаянно искать любой способ сбежать от боли, которую нам не положено чувствовать. Эта отчаянная необходимость сбегать от боли оказывается гораздо мучительнее, чем сама изначальная, «обесцененная» боль.

У детей, выросших в больших семьях без созависимых родителей, есть прямая, ничем не затрудненная связь со своими эмоциями

Много лет я пыталась вернуть своим эмоциям ценность, общаясь в интернете. Всегда можно найти поддержку, особенно на форумах и в блогах, где собираются люди с похожими проблемами. Но эта поддержка помогает лишь отчасти.

Погрузитесь в свои чувства

Я восхищаюсь людьми, которые принимают свои эмоции без чувства вины! Это наверняка восхитительное ощущение! Они погружаются в свои чувства, не сомневаясь, не колеблясь, не притворяясь. Я часто вижу это в детях, выросших в больших семьях без созависимых родителей. У них есть прямая, непосредственная, ничем не затрудненная связь со своими эмоциями.

Они не ходят вокруг да около, не сомневаются в том, что чувствуют. Они свободно выражают свои эмоции, не пытаясь их фильтровать и не испытывая никакой вины. Я надеюсь когда-нибудь тоже достигнуть подобной эмоциональной честности и принятия себя.

Об авторе

Ленора Томпсон (Lenora Thompson) – блогер. Ее сайт .

Наркомания, также как и любая другая зависимость, всегда развивается в контексте. Так же, как животным и растениям требуется окружение, чтобы выжить, так и зависимость требует постоянной внутренней и внешней поддержки членов семьи. Любая зависимость связана с важными отношениями, такими как семья и друзья, а также культурными традициями и социальными факторами. Семья это не просто группа людей, а определённая система, в которой все части связаны друг с другом. В случае зависимости одного из семьи, семейная система само-организуется вокруг болезни, все ее члены получают новые роли.

Созависимость в семье представляет собой неадекватное, компульсивное поведение членов семьи, направленное на выживание в условиях сильной эмоциональной боли и стресса. Это зависимость от людей — от их поведения, настроения, болезни или благосостояния, и от их любви. Созависимые выглядят сильными, но чувствуют себя беспомощными. Им кажется, что они полностью контролируют ситуацию, но, в действительности, управляют как раз ими.

В большинстве случаев созависимость в семье развивается в случае алкоголизма, наркомании или других зависимостей, которыми страдает один из членов семьи. Поведение созависимых представляет собой приспособляемое поведение, позволяющие выжить. Считается, что мы становимся созависимыми, живя в семье с правилами, которые препятствуют развитию гибкости и спонтанности.

Симптомы и признаки созависимости человека, живущего с зависимым членом семьи:

  • перфекционизм и гипербдительность;
  • трудоголизм;
  • затягивание принятия решений и «уход» от проблем;
  • недоверие к людям;
  • чувство вины;
  • компульсивное переедание;
  • игромания и компульсивные покупки;
  • навязчивая ложь и разговоры;
  • навязчивый секс;
  • зависимые отношения.

Также созависимость в семье может проявляться стремлением приобретения статуса, престижа, материальных благ, власти и контроля над членами семьи, коллегами, друзьями, авторитетными фигурами и т.д. Люди, страдающие созависимости, связанной с употреблением одним из членов семьи наркотиков или алкоголя, часто чувствуют себя как белка в колесе. Их всегда сопровождает тревожное чувство незавершенности и пустота.

Стресс, связанный с созависимостью, существует «не только в вашей голове». Это реальные физические изменения организма:

  • депрессия;
  • бессонница;
  • гиперактивность;
  • мигрень;
  • желудочно-кишечные расстройства, колиты, язвы;
  • высокое кровяное давление,
  • другие физические заболевания, связанные со стрессом.

Большинство созависимых людей не осознают причины своего поведения, им не нужно избавление от ловушки созависимости. Часто созависимые люди еще в детстве испытали психотравму одиночества. Их настоящие отношения пусты. Они пытаются использовать супруга, друзей и детей, пытаясь восстановить чувство благополучия и собственного достоинства, возмещая эмоциональные потери детства.

Упражнение на избавление от созависимости:

  • Что делает меня счастливым?
  • Что заставляет меня сердиться?
  • Отчего я грущу?
  • Кто я?
  • Каковы мои потребности?
  • Чего я хочу?

Можете ли вы ответить на вопросы с 1 по 3, не основываясь на том, что чувствует или делает другой человек? Можете ли вы ответить на вопросы от 4 до 6 без учета потребностей кого-то еще? Кем вы являетесь независимо от отношения к вам других людей? Вероятно, вам было трудно самостоятельно провести самоанализ? Неудивительно, ведь созависимость в семье закрывает ощущение самоосознания. Если вы не смогли честно ответить на эти вопросы, вам необходимо обратиться к психологу.

В исследовании и практической работе с семьями людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостями, постоянно подтверждается тот факт, что зависимым является не один человек, а вся семья . Понятие «созависимая семья» отражает тот контекст ближнего социального окружения, в котором растут и развиваются зависимые члены семьи, и который оказывает поддерживающее (подкрепляющее) влияние на разные формы поведения своих членов. Подкрепление зависимых форм поведения осуществляется не только реакциями окружающих на факт наличия зависимости, но и определенными способами семейного взаимодействия, особенностями личности всех членов семьи, принятыми в семье нормами, правилами и идеалами.

В структуре семьи с созависимостью наблюдаются следующие особенности.

1. Внешние границы отличаются жесткостью, ригидностью, внутренние размыты и диффузны (проницаемы).

2. Семейный миф , определяющий правила функционирования как отдельной семьи, так и существования семьи в социальном окружении: «Мы – большая счастливая (дружная) семья» , не позволяет выносить конфликты на поверхность и искать способы их разрешения; конфликты в таком случае становятся хроническими , тлеющими и переходят в плоскость стойкого неудовольствия.

3. Характер отношений имеет крайние варианты – либо разобщенный , либо чрезмерно переплетенный ; при разобщенном варианте у членов семьи нет общих интересов, нет совместных эмоциональных переживаний и поддержка в трудных жизненных ситуациях ищется вне семейной системы, при переплетенной модели наблюдается спутанность ролей и функций, нарушение индивидуальных границ, невозможность иметь собственные установки и интересы, серьезные затруднения социальной адаптации.

4. Наблюдается особенное распределение семейных ролей, в которых есть следующие:

- «герой», или «спасатель» - гиперответственный, лидирующий или борющейся за власть, напряженный, сдержанный, перфекционистски ориентированный, эмоционально обособленный, целеустремленный, часто ощущающий себя виноватым, склонный к использованию защит по типу избегания, изоляции, рационализации и морализации; возможность проявить все эти черты предоставляется тогда, когда в семье появляется созависимый член;

- «жертва», или «заботливый» - удовлетворяющий потребности других за счет отказа от удовлетворения собственных потребностей; созависимость проявляется в неумении удовлетворять свои потребности, создании таких отношений, в которых теплота и эмоциональный контакт имеют односторонний вектор;

- «одиночка» - человек, не стремящийся к установлению близких и доверительных отношений, в том числе с членами семьи; эмоциональная отгороженность и стремление не включаться во взаимодействие, а также депрессивный фон и отсутствие умения принимать жизненно важные решения и достигать их реализации провоцируют в партнере различные формы зависимого поведения;

- «протестный», или «бунтарь» - человек, привлечение негативного внимания окружающих которым направлено на иллюзорное поддержание уровня самооценки путем обесценивания любых авторитетов.

Семьи с созависимостью отличаются еще одной особенностью. В основе взаимодействия между членами семьи лежит так называемая проекция – когда отдельные части своего «Я», являющиеся отвергаемыми, непринимаемыми, проецируются в другого члена семьи.

Проективная идентификация в супружеских или родительско-детских отношениях связана со стремлением спроецировать, переместить «внутрь партнера» отвергаемые или порицаемые части собственного Эго (Self) и последующими постоянно повторяющимися попытками атаковать их , бороться с ними, но не как с частью себя, а как с недостатками партнера . При этом создается иллюзия целостности собственного «хорошего» Эго . Взаимообусловленность таких отношений создает, в свою очередь, у партнера ответную реакцию с удовлетворением потребности в контроле, опеке и т.д. Семейная система, построенная по принципу «кошки с собакой» , таким образом, является чрезвычайно стойкой, так как удовлетворяет потребности всех членов семьи и является результатом бессознательного семейного «сговора» (Д.Зиннер).

Другой вариант подобной системы отличается тем, что отщепленные части собственного Эго нуждаются не в порицании, а в нарциссической поддержке и подкреплении, благодаря чему спроецированные в партнера части себя идеализируются. Внутриличностный конфликт при этом экстериоризируется, переносится вовне, в сферу межличностных отношений. Исследователи подобной модели семейных отношений указывают также, что подобный, ставший межличностным, конфликт, часто бывает неявным, скрытым, брак при этом крепким, что приводит к внешнему восприятию этой семьи как идеальной, а отношений – как образцовых.

Подобные семьи обращаются к психотерапевту и консультанту не только по поводу проблем, связанных с зависимостями, но и по проблемам внешней адаптации - потеря работы, проблемы в сфере родительско-детских отношений, бесплодие или психосоматические заболевания. Те части личности, которые стали отвергаемыми и отрицаемыми, приобретают огромную силу, так как имеют способность накапливаться, подключать к себе эмоции, которые также отрицаются на сознательном уровне, и, по достижении критической отметки либо ощущается расщепление Эго («Это не я», «Это было не со мной»), либо находится «виновный» в произошедшем член семьи .

Формированию созависимых отношений способствует и определенный социальный контекст – правила, принятые в созависимом обществе.

Созависимое общество отличается следующим

1. Оно создает и поддерживает иерархии , используя такие факторы воздействия, как власть и силу.

2. Оно делится на группы , обладающие властью, правом принимать решения и возможностью для их осуществления, и группы, не имеющие ни прав, ни полномочий.

3. Вышестоящая группа берет на себя риск, ответственность, средства производства, распределение ресурсов и поощрений, нижестоящая группа при этом не имеет в своем распоряжении никаких ресурсов, вместо этого обеспечивая поддержку, осуществляя работу за минимальное вознаграждение.

4. В обществе доминирует тенденция к сравнению и противопоставлению групп, классов, индивидуумов.

5. Целостность общества нерушима, подконтрольна и обеспечивается неравенством в возможностях .

6. Деструктивные формы поведения , возможность отнятия жизни являются общественно признанными.

7. В отношениях между полами доминирует так называемое традиционное гендерное различие и жесткие сексуальные роли.

8. Различия между людьми подчеркиваются, а несоответствие принятым ролям жестко критикуется и преследуется.

9. Для разделения и контроля используются такие аффекты, как вина, стыд и страх.

Общество, не порождающее или не поддерживающее созависимость, отличается созданием и поощрением общих человеческих потребностей, способностью принимать решения, равномерно распределяя ответственность и ресурсы, взаимодействием по принципу «ты и я» (заметьте: не «мы»), поддержанием целостности системы путем взаимозависимых и взаимопереплетающихся отношений, отсутствием осуждения к «непохожим», использованием позитивных аффектов: радости, надежды для поддержания взаимодействия.

В развитии созависимости основную роль играет процесс построения отношений между матерью и ребенком, особенно на ранних стадиях. От того, как в этой диаде выстроится сначала доверие, способность взаимодействовать, а затем процесс сепарации и автономии, будет зависеть наличие или отсутствие в дальнейшем созависимости.

Нарушение процесса развития доверия и сепарации в семье

1. В младенчестве – отсутствие телесного и тактильного контакта младенца как с отцом, так и с матерью.

2. В родительской паре – незавершение процессов собственной сепарации со своими родителями как у отца ребенка, так и у матери.

3. Отсутствие – как физическое, так и эмоциональное, кого-либо из родителей в системе взаимодействия с ребенком.

4. Невозможность сепарироваться от родителей на разных стадиях индивидуального развития, решая каждый раз новую задачу.

По определению Карпмана , созависимость порождает и подкрепляет также участие ребенка в так называемом «драматическом треугольнике» , известном психологам как треугольник «жертва-преследователь-спасатель», который развивается в родительской семье.

По мнению одного из основателей системного подхода в психотерапии Мюррея Боуэна , основным признаком созависимости (в определении Боуэна – слияния) является смешение когнитивных и эмоциональных компонентов взаимодействия . Вся жизнь созависимых людей насыщена эмоциональными реакциями, эмоциональной переплетенностью и невозможностью испытывать собственные, реальные и адекватные чувства. Развитие такой подструктуры личности, как псевдо-Я , основано на требовании семьи и социума приспосабливаться к существующим нормам и идеалам. В созависимой семье, помимо требований разделять все убеждения и идеалы, существует и скрытая договоренность не осознавать их в страхе, что осознание приведет к отказу от этих норм. Подкрепление выполнения подобных норм производится также с помощью чувства вины, стыда и страха.

Созависимые семьи отличаются так называемой «недифференцированной Эго-массой» , где нет психологичсекого разделения между членами семьи, доминирует установка на жизнь вместе и поддержка идеи о том, что «мы» всегда лучше, чем «Я». Члены этой семьи не способны разделить в сознании собственные чувства и чувства другого, факты, относящиеся к реальности и отношение к ним, в том числе отношение эмоциональное, относящееся к внутренним психическим процессам. Семья и ее члены во главу угла ставят отношения , добиваясь того, чтобы отношение к каждому было максимально положительным, подменяя это понятием «любовь». При таком взаимодействии вся энергия как отдельных членов семьи, так и всей семейной системы уходит на поиск одобрения, любви, признания. На достижение целей развития, особенно индивидуальных, энергии практически не остается. При отсутствии возможности получить тепло, поддержку и одобрение используются психологические защиты по типу избегания либо борьба с принятой в семье или в социуме системой отношений. Как правило, это заканчивается принятием на себя роли «изгоя» - человека, который не только не участвует в жизни семьи, но и активно этой семьей отвергается, игнорируется, «забывается». Все неудачные попытки построить «хорошие» отношения с окружающими сопровождаются повышением тревоги и развитием чувства вины.

В созависимых семьях принято все жизненно важные решения сопровождать не рациональным анализом, а эмоциями и чувствами , на основе которых эти решения и принимаются.

Дети в созависимых семьях не научены ставить конкретные жизненные цели. Все цели определяются гиперобобщенно: «Хочу быть счастливым» , «Хочу найти любящего человека», «Хочу многого достичь», «Хочу создать счастливую семью», и, соответственно, практически не достигаются. Помимо аддиктивного поведения, членов таких семей отличают сложности социальной адаптации, множество различных кризисов и симптомов, носящих хронический характер, неспособность и отсутствие ресурсов для выхода из кризиса, финансовые сложности. Алкоголизм и наркомания в таких семьях имеет иллюзорную цель снижения тревоги. У партнеров (родителей, детей, супругов) членов семей, склонных к аддиктивному поведению, как правило, наблюдаются невротические, депрессивные, характерологические, психосоматические расстройства.

Сравнительная характеристика черт личности и особенностей поведения зависимых и созависимых членов семьи

В психологии есть такое понятие, как созависимость – симбиоз отношений. В контексте отношений между родителями и ребенком, охарактеризовать это явление можно как нарушение психологических границ между детьми и взрослыми. В созависимости присутствуют манипуляции, когда родитель использует ребенка в своих целях, навязывает ему свои желания и приемлемые модели поведения.

Самый яркий пример созависимости, когда ребенок и родители становится единым «мы». Мамы часто используют это местоимение для обозначения ребенка и себя в младенческом возрасте: «мы покушали», «мы погуляли», «мы сходили на горшок». Когда малыш подрастает, это обобщение исчезает. Если этого не происходит, в семье появляется созависимость. Дети, воспитанные в таких семьях, считают себя «хорошими», а остальные сверстники представляются родителями как «плохие». В результате ребенок становится отчужденным от других детей.

Еще одним правилом созависимых семей является полное соблюдение установленных правил. Если ребенок соответствует требованием мамы и папы, он будет любимым и окруженным заботой. При несоответствии предъявленным требованиям ребенок лишается родительской любви. Выходит, что отношения строятся на страхе быть не любимым.

Существует ряд механизмов, которые способствуют усилению контроля над детьми:

  • Вина. Чаще всего родители акцентируют ребенка на том, насколько они жертвуют своими интересами ради ребенка. Дети в такой семье выставляются неблагодарными, что способствует понижению их самооценки. Это чувство не дает ребенку возможности вырваться из родительского плена и начать жить собственной жизнью. Каждый шаг к самостоятельности сопровождается родительскими упреками и чувством вины.
  • Страх. С раннего детства у ребенка формируют представление об окружающем мире, как об опасности. Семейная созависимость демонстрируется, как единственный возможный способ справиться с агрессией внешнего мира. Ребенок начинает воспринимать мир таким, каким ему представляют ему родители, и восприятие это искажено. Причиной тому несостоятельность и страхи самих родителей.
  • Стыд. Когда ребенок не соответствует представлению родителей, он начинает испытывать психологический дискомфорт. Его учат строгому соблюдению семейных правил. Он должен делать только то, что хотят мама и папа. Иначе он станет чужим и ущербным.
  • Любовь. Один из самых сильных механизмов созависимости между родителями и детьми – это любовь. Только проявляется она не в чистом виде, а с примесями злобы, манипуляций и насилия. В результате дети готовы на любые жертвы, лишь бы заполучить родительскую любовь. Опасность ситуации заключается в том, что у детей формируется искаженное представление о любви. Им не ведома чистая и безусловная любовь, выросший ребенок сможет любить только при наличии созависимых отношений.

Все эти механизмы способствуют тому, что во взрослом возрасте человеку сложно нормально адаптироваться к обществу. Созависимые дети, даже повзрослев, часто продолжают жить с родителями, не имея возможности создать свою семью.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты