Как узнать что ты левша. Левша или правша?… (тест для определения руки). Полные или частичные

21.09.2019

Долгое время левшество считалось чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.

В чем причина?

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой - какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей - до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.

Полные или частичные

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

Абсолютные правши - 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Абсолютные левши - 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) - 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке - правша и др.).

В чем разница?

Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации.

Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты.

Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Картины художников - левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это - Пикассо, Кент, Леже.

К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам - Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое - как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).

Возрастная динамика

Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом - и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно - ребенок делает так, как ему удобно.

Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое - скачками, первый скачок развития - в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе - правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу - это значит наступить на его здоровье, личность, способности - об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария - получается “леворукость” - скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.

Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов - слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они - страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.

Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам - нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей - это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Как определить левшу?

Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.

Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие - левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие - правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука - левые, а нога - правая.

Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон - определяют “полушарность”.

Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.

Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.

Доминантность рук определяется через 3 разных теста:

  1. Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец - ведущей руки.
  2. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
  3. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.

Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука - возможно, вы скрытый “левша”.

Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку - то у вас ведущая правая нога, на левом - левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего - на правую или на левую.

Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.

Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.

Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).

Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша - посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.

Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела - малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела - левополушарный.

Как помочь левше?

Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв - предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг - получается цифра “6”).

,

Около 15% всего населения планеты Земля являются левшами, 1% земного шара составляют люди, которые хорошо управляются как левой, так и правой рукой, и остальное население - правши. Как узнать, как узнать левша или правша ребенок? От чего же это зависит? Что делать если у ребенка наблюдается склонность к левшеству? Плохо это или хорошо? Стоит ли переучивать? Чего опасаться? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Левша и правша: в чем отличие

Левшество - это не порок, такая специфика не влияет на дальнейшую жизнь ребенка, его здоровье, карьеру, отношения с коллективом, будущую семью. Дети с такой особенностью практически ничем не отличаются от правшей. Но существуют некоторые нюансы.


  • спортсменов (Олег Блохин, Пеле и др.);
  • писателей (Аристотель, Лев Толстой, Марк Твен);
  • политиков (Бил Клинтон, Барак Обама, Уинстон Черчилль);
  • военных (Юлий Цезарь, Фидель Кастро, Наполеон Бонапарт);
  • ученых (Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Леонардо Да Винчи);
  • художников (Пабло Пикассо, Микеланджело, Рафаэль).

Как определить левша или правша ребенок

До года невозможно определить, является ли кроха левшой или правшой. Некоторые признаки такого явления начинают проявляться в возрасте 1,5-2 лет, но точно определить можно в 6-7 лет. На ранних этапах взросления малыша (после 1 года) родителям рекомендуется :

  • чаще обращать внимание на то, какой рукой кроха тянется к игрушке, берет ложку, какую руку подает при ходьбе;
  • наблюдать за ребенком при рисовании . Хоть в этом возрасте дети пользуются двумя руками одинаково, можно посмотреть на качество рисунка, а также на частоту использование левой или правой руки.
  • в играх с мячом, конструктором или кубиками, определите какую руку малыш применяет чаще.

С карапузом постарше можно провести тест «Левша или правша».

  1. Дайте кусочек бумаги и ножницы, попросите его вырезать круг.
  2. Поставьте перед дошкольником 2 емкости, в одной из них должна находиться вода (или любая другая безопасная жидкость). Попросите перелить содержимое.
  3. Предложите сделать браслет для мамы: нанизать бусинки на нитку или леску.
  4. Попросите детёныша выловить «рыбку» в ванне.
  5. Дайте дошкольнику маленькие наручные часы и предложите ему послушать тиканье. Проследите, каким ухом он наклонится к часам.
  6. Попрыгайте вместе. В процессе, обратите внимание на то, какой ногой он больше отталкивается от земли.
  7. Предоставьте чаду лист бумаги с вырезанной дырочкой в центре и попросите его посмотреть через отверстие одним глазом.

Если при выполнении данных заданий ребенок преимущественно использовал левую сторону своего тела, то скорей всего он левша, а если правую, то, соответственно, правша.

Как понять левша или правша ваш ребенок? Рекомендуем посмотреть советы детского нейропсихолога об определении левшества или правшества.

Может ли быть такое, что правша стала левшой и наоборот

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные разновидности левшества.

  • Генетическая. Если кто-то из родителей левша, такая наследственность может передаться и дитю.
  • Приобретенная (еще называют вынужденной) леворукость проявляется тогда, когда у ребенка была длительная травма правой руки, и он приспособился выполнять все действия левой рукой.
  • Патологическая. Бывает при вне утробной патологии плода, в результате чего функции левого полушария, берет на себя правое. Помимо того, что такие крохи рождаются левшами, у них могут быть проблемы с речевым аппаратом.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что ребенок, в силу определенных причин, может приспособиться пользоваться другой рукой или вовсе сменить ведущую руку. Часто бывают ситуации, в которых ребенок до 1,5 лет рос правшой, а после 2 лет начал больше использовать левую сторону в моторной и сенсорной асимметрии. Но это никак не значит, что дитя с правши превратилось в левшу. Это подтверждает лишь то, что координационная функция малышей активно развивается после 1-1,5 лет и определить наклонности ребенка в раннем возрасте или делать какие-либо прогнозы по поводу этого невозможно.

Стоит заметить, что большинство родителей после выявления у дитя признаков левшества, начинают усердно перевоспитывать ребенка. Правильно ли это? Специалисты не рекомендуют этого делать, ведь это особенность вашего чада, которая ничем плохим для него не грозит. В противном случае, результатом родительского вмешательства могут быть нервные срывы, заикание, нарушения пищеварения, нервный тик и другие негативные последствия для ребенка.

Правша и левша одновременно: возможно ли

Существует такое явление как амбидексирия - умение владеть и правой и левой рукой (левое и правое полушарие мозга одинаково развиты). Такое состояние может быть результатом генетических процессов, а также последствием тренировок.

СПРАВКА! В 19 веке бытовало мнение, что человеку, которому удалось подчинить две руки, удастся покорить целый мир. Считалось, что это сверхлюди.

Известными представителями "сверхчеловечества" являются: Пол Маккартни, Леонардо Да Винчи, Курт Кобейн, Мария Шарапова.

Отвечая на вопрос о возможности превращения левши в правшу и наоборот, можно сказать, что, скорей всего, такие изменения возможны только в рамках моторной асимметрии. То есть, леворукий ребенок может приспособиться управлять правой рукой и соответственно, праворукий - левой.

Советы родителям леворуких детей

  • Объясните ребенку, что он особенный. Нередко, леворукие дети являются предметом насмешек в детских садиках и начальных классах. Маме и папе стоит найти подходящие слова и дать понять дитю, что ничего страшного и плохого в этом нет.
  • Не торопите дитя. Такие дети медленные как в принятии решений, так и в повседневной жизни. Родители должны понимать и принимать такую модель поведения.

ВНИМАНИЕ! Нельзя показывать детенышу свой негативный настрой к леворукости. Не забывайте, что такие дети очень ранимы, хвалите и поощряйте их.

  • Больше занимайтесь с чадом: много читайте, считайте, пишите и анализируйте полученные знания.
  • Правильно организуйте учебное пространство. За партой такие детки должны сидеть с левой стороны, а свет падать с правой.
  • При необходимости приобретите специальные приспособления, которые могут облегчить жизнь леворуких детей: зубная щетка, ножницы, ручка.

Левша или правша ребенок: полезное видео

Об особенностях леворуких деток, нюансах их воспитания и обучения рассказано в данном видео.

Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течении первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.
Более взрослому малышу можно предложить следующие , и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:

  • сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;
  • любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;
  • не торопить ребенка.

Для определения преобладающей руки у , предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

  1. Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  2. Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  3. Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  4. Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  5. Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
  6. Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
  7. Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
  8. Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
  9. Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.
Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

ЕЩЕ ТЕСТЫ:

ТЕСТ №1
Проделайте следующее:
(отмечайте для себя буквой Л - левая рука или П – правая.)

1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
ПППП - ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ - неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае - нерешительность.
ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.
ППЛЛ - редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
ПЛПЛ - самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ - непостоянный и независимый тип характера. Основная черта - аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни - брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип "маленькой королевы".
ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению - для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - основные черты - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные "тормозные механизмы".
ЛЛЛЛ - обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.

ТЕСТ №2

Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

1. Какой рукой вы обычно пишите?
2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
12. В какой руке вы держите мухобойку?

Результаты :

33-36 = Абсолютный правша
29-32 = Правша
25-28 = Почти правша
24 = Амбидекстр
20-23 = Почти левша
16-19 = Левша
12-15 = Абсолютный левша

Тест на право-левополушарное мышление

Данный тест показывает состояние человека на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры - это особая группа людей, с выдающимися способностями.

Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии

Введение

Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi - двойной; dextrum - правый).

Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.

Тестирование

Устройтесь поудобнее.

Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

1-й этап. Психологическая настройка.

Психологическая настройка длится примерно 2 мин.

2-й этап. Собственно тестирование.

  • Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке - значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
  • Вращение только против часовой стрелки - преимущественно правополушарная деятельность - эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
  • Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.

У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.

Таким образом, нами предлагается игровой тест на право-левополушарность, удобный при работе с детьми.

Нельзя выбрать, кем будет ваш ребёнок – правшой или левшой. По мере взросления дети сами определяются с тем, какой рукой им удобнее совершать различные действия. Когда это произойдёт, уже можно будет судить о том, праворукий или леворукий у вас ребёнок. Некоторые дети могут делать все дела одинаково хорошо обеими руками – таких называют амбидекстрами. И небольшая группа детей использует попеременно то правую, то левую руку для разной деятельности.

Что такое ведущая рука

Доминирование одной руки означает, что человек предпочитает выполнять этой рукой задания, включающие как крупную, так и мелкую моторику. Сюда относятся письмо, вырезание ножницами, игра с мячом.

Нельзя сказать, что человек выбирает доминирующую руку, потому что на самом деле это происходит неосознанно ещё в детстве. Какая рука окажется ведущей, зависит от наследственных факторов и особенностей работы мозга каждого конкретного человека.

Можно ли переучить левшу

Не рекомендуется пытаться переучить ребёнка писать и рисовать другой рукой – в этом нет никакой необходимости. Также не волнуйтесь, если малыш попеременно пользуется то правой, то левой рукой, и пока не может определиться, какой рукой ему удобнее выполнять все действия. Позвольте делу идти своим чередом, а если это вас сильно беспокоит, то поговорите с компетентным психологом или педиатром.
В давние времена бытовал варварский обычай переучивать левшей на правшей. Те, кто это пережил, с содроганием вспоминают то время. К сожалению, всего 20-30 лет назад наука не обладала такими обширными знаниями о работе мозга, и феномен леворукости виделся как нарушение, отклонение, которое необходимо устранить. Но на самом деле леворукость – это не причина, а следствие определённого порядка нейронных связей в головном мозге. Переучивание нарушает сложившийся порядок и всегда становится стрессом. К тому же, в процессе ребёнок нередко переносит унижения: за ним пристально следят, наказывают, если он в задумчивости взял карандаш «запретной» рукой, его стыдят.

Всё это не проходит бесследно для психики маленького человека. Часто наблюдаются признаки сильного стресса: ребёнок становится раздражительным, замкнутым, теряет аппетит, может даже начать мочиться в постель. Стоит ли сомнительное преимущество праворукости таких жертв?

Многие учителя пытаются переучивать левшей, потому что им удобнее, когда все дети в классе всё делают одинаково. Левшу надо сажать на определённое место, ему надо по-другому класть тетрадь и держать ручку при письме.
С почерком у левшей тоже приходится работать дольше. Эти дети часто режутся ножницами на уроках труда. Учителей отчасти можно понять: никому не хочется делать дополнительную работу. Однако здесь речь идёт не просто о привычке школьника, а об особенностях его головного мозга. Современная наука однозначно утверждает, что переучивать леворуких детей нет никакой необходимости, и это даже вредно. Поэтому учителям стоит посвятить один-два вечера изучению материалов по теме, зато в классе будет на одного счастливого ребёнка меньше. Кто знает, возможно, со временем этот ученик проявит себя на олимпиадах конкурсах, ведь правое полушарие мозга, задействованное при письме левой рукой, отвечает также за креативность и нешаблонное мышление.

Когда у ребёнка начинает доминировать правая или левая рука

Некоторые дети довольно рано начинают отдавать предпочтение одной руке. Вы можете заметить, что ваш сын или дочь пользуется намного чаще правой или левой рукой даже в таком раннем возрасте, как 7-9 месяцев. Однако помните, что всё ещё может поменяться.
В большинстве случаев ведущая рука проявляется у детей в возрасте 1,5-2 лет, хотя некоторые дети не могут «определиться» до 6-летнего возраста. Это могут подтвердить школьные учителя: они хоть раз, да замечали, что кто-то из учеников попеременно пишет то правой, то левой рукой. У малой доли детей это явление сохранится на всю жизнь, и они пополнят ряды амбидекстров.

Любопытный факт: среди близнецов в примерно 20% парах один будет леворуким, а другой – праворуким.

4 варианта доминирования правой или левой руки


Две руки – одно общее дело

Хотя большинство дел мы делаем ведущей рукой, есть задачи, для решения которых требуются две руки. Это называется двусторонняя координация, и она играет значимую роль при выполнении многих дел. Например, мы задействуем обе руки, когда печатаем на клавиатуре, играем на фортепиано или гитаре, ведём автомобиль. Есть мнение, что такие занятия развивают мозг, улучшают память и логику.

Часто родители, замечая, что кроха тянется к погремушке левой рукой, огорчаются: «Левша растёт!» Однако поводов для огорчения нет никаких. Просто такова особенность маленького человека, и задача мамы и папы – отнестись с уважением и безусловной любовью к своему чаду. Тогда ребёнок сможет уверенно познавать мир и жить в гармонии с самим собой.

Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка

Правша или левша: как узнать , в каком возрасте определяется ведущая рука ребенка, показательны ли тесты для определения ведущей руки, как их проводить и как оценивать результаты.

Как узнать, правша или левша?

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка , по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий :

  • завинтить крышку на бутылке,
  • разрезать бумагу ножницами,
  • нанизать бусины,
  • почистить обувь щеткой,
  • стереть ластиком крестики,
  • намотать нитку на катушку,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • разложить карточки,
  • отвинтить гайку рукой и ключом,
  • проколоть дырочки дыроколом,
  • продеть нитку в иголку,
  • почистить одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию на сумке,
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды).

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы,
  • почистить зубы,
  • перемешать песок лопаткой,
  • толкнуть палкой шарик,
  • достать книги с полки,
  • вынуть пробку из ванной,
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским . Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите: «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры , т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.

Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

  • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
  • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.
© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты