Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального…. Почему ребенок игнорирует любые ваши слова

19.07.2019

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать:).

Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона:).

Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно... А что будет, если я...?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме)).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Представьте себе, что в гостях, или в детском саду вы увидели ребенка со странным поведением. Возможно, он не говорит, хотя уже должен был бы пытаться это делать, или много времени проводит, взмахивая руками, как крыльями, или качаясь из стороны в сторону. Может быть, он говорит, но одни и те же слова — снова и снова. Бывает, что ребенок сторонится окружающих и что-то бормочет себе под нос. Часто он не играет с игрушками, а просто выстраивает их в линию или валит их на пол без какой-то очевидной цели.

Родители малыша не обращают внимания на его странности. Наоборот, иногда они отзываются о нем как о милашке и даже вундеркинде. Мама может сказать что-то наподобие: «Разве не чудно, как Гена выкладывает все свои машинки в одну линию»?

Вы, однако, не можете избавиться от мысли, не страдает ли малыш аутизмом, и догадываются ли об этом его родители. Вы спрашиваете себя: «Что мне сказать?»

Перед тем, как приступать к беседе с родителями ребенка, задайте себе шесть вопросов:

  1. Как хорошо вы знаете нормы развития детей? Маленькие дети могут развиваться с разной скоростью. Один нейротипичный трехлетний малыш может хорошо говорить, ходить на горшок и знать буквы и цифры, а другой все еще оставаться в подгузниках и говорить приложениями из двух-трех слов. Прежде чем предполагать, что с малышом что-то действительно не так, обязательно проверьте себя по таблицам развития ребенка.
  2. Как хорошо вы знаете ребенка? Если вы видите его только один или два раза в год, то, возможно, вы знакомы лишь с малой долей из набора его игр и поведенческого репертуара. Может быть, он стесняется незнакомцев, но использует речь для общения в кругу семьи? Прежде чем что-либо говорить об аутизме, постарайтесь собрать как можно больше информации: «Уверен, что Гоше есть, что сказать маме, когда под ногами не путаются чужие взрослые дядьки».
  3. Как хорошо вы знаете, что такое аутизм? Есть много мифов и предрассудков об аутизме, что на практике означает, что вы можете путать индивидуальные особенности или какие-то другие расстройства с этим недугом. Некоторые нейротипичные дети могут быть очень стеснительными, когда попадают в большие компании людей, многие маленькие дети не любят посторонних и с опаской относятся к новой еде, громким звукам и тем, что установленный порядок вещей кем-то прерывается.
  4. Какие отношения у вас сложились с родителями ребенка? Если вы дедушка, сестра или лучший друг, то вы вправе поставить перед ними трудный и некомфортный психологически вопрос о необходимости обращения к невропатологу или психологу. Но если отношения между вами скорее формальные, чем теплые, ваши слова могут показаться неуместным вмешательством в жизнь других людей и вызвать только лишь негативные эмоции без какого-либо положительного эффекта.
  5. Какую реакцию можно ожидать от родителей ребенка? Если вы хорошо знаете маму и папу малыша, вы можете спрогнозировать то, как они отнесутся к вашему предположению, что с ребенком что-то не так. Будут ли они слушать вас? Или они воздвигнуть между вами и собой невидимую стену и станут относиться к вам, как к недругу? Возможно, на роль парламентера сгодится кто-то другой, а не вы?
  6. Что вы можете предложить родителям, если ваши опасения подтвердятся? Одно дело открыть ящик Пандоры со скрытыми в нем тревогами и страхами. Совсем другое – помочь родителям справиться с внезапно возникшей перед ними проблемой, предоставив им моральную поддержку, знание хороших специалистов, необходимую информацию и другую помощь. Если вы скажете: «С вашим ребенком что-то не так и это очень серьезно», но кроме этого ничего не станете делать, то, наверняка, вам было бы лучше просто промолчать или же подыскать вместо себя на роль советчика более адекватную кандидатуру.

Малыш, подрастая, начинает изучать не только предметный мир: не менее активно он интересуется людьми, которые его окружают. А это прежде всего мама и папа… Если мама всегда рядом, то построить семейные отношения с папой ребенку сложнее. Во избежание детских комплексов и непонимания, отцу следует учитывать психологию детей и возрастные особенности.

С мамой, так сказать, все ясно изначально: мама есть мама, но в определенном возрасте у детей возникают – возможно, не вполне осознанные – вопросы, связанные с личностью отца: как строить общение с папой? как разговаривать с ним? Ответы зависят от того, какое место занимает ребенок в жизни родителя, насколько важную роль в ней играет.

Какие бывают папы

Возможны абсолютно полярные варианты: некоторые мужчины считают чадо «пупом земли», которому нет ни в чем отказа (в том числе и в общении), другие, наоборот, сознательно превращают детей в забитых существ, не имеющих права голоса и вообще никаких прав. Понятно, что крайности не сулят ничего хорошего.

Как правило, отец много времени проводит вне дома, устает, у него есть желание, но нет возможности хорошо узнать своего ребенка и полноценно общаться с ним. Оказавшись дома, отец, к сожалению, иногда видит свое предназначение только в том, чтобы учить, ругать, призывать к порядку – и эта строгость обращена на так долго ждавшего его малыша. А ведь отцовская роль в жизни ребенка значительно больше функции «верховного божества» – пугающего и карающего.

Бывает, что мужчина занят лишь собой, своими интересами. Он обращает внимание на ребенка только тогда, когда без этого уже никак не обойтись или сам малыш пытается установить контакт. В этом случае отец «функционирует», как компьютер: да, нет, можно, нельзя. Робкий ребенок после таких «разговоров» почти прекращает попытки привлечь внимание отца: ему ничего не остается, как со всеми вопросами обращаться к одному понимающему человеку – маме.

У некоторых мужчин складываются странные и даже уродливые формы общения с детьми. Ребенок ежедневно ощущает, что его не любят, постоянно в чем-то обвиняют, он испытывает унижение, беспомощность, оказывается в изоляции. Такой же недопустимой является модель общения, когда отец заискивает перед малышом, фактически покупая его расположение, чтобы показать, какой он хороший папа.

Порой встречаются семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают, и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают его спать, но для чего существует папа – неизвестно».

«Поговорим, как мужчина с мужчиной», – всякий мальчишка испытывает гордость, услышав эти слова… А если отец знаком еще и с – то цены ему нет!

Умеете ли вы говорить с детьми?

Привыкший со всеми своими проблемами идти к маме, а не к папе, которому «нельзя мешать», ребенок постепенно перестает обращаться к отцу, авторитет которого падает, а участие в жизни детей сводится к роли «соседа по квартире».

Мамам часто кажется, что вся беда в том, что муж не умеет общаться с детьми. (Но, возможно, и материнское речевое поведение не укладывается в рамки образцового и продуктивного.) Чтобы разобраться в этом, проконтролируйте себя – последите, как вы (папа или мама) ведете беседу с ребенком. Если из родительских уст часто звучат речевые конструкции, приведенные ниже, то вам предстоит серьезная работа над изменением стиля общения.

Отец, который не жалеет для ребенка времени, видит в нем личность, считается с его интересами, беседует с ним на равных, уважительно выслушивает его мнение, а также знает нюансы в и в воспитании мальчиков – случай идеальный, но почему бы и не попытаться к этому идеалу приблизиться?..

Чего в разговорах родителей с детьми быть не должно

  • Приказы, команды:

«Сейчас же вставай!», «Чтобы больше я этого не видел!», «Замолчи
немедленно!»

В категоричных фразах ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к себе. Такие резкие и суровые слова вызывают ощущение бесправия и даже брошенности «в беде». В ответ дети сопротивляются, упрямятся, грубят.

  • Частые угрозы, предупреждения:

«Прекрати плакать, не выводи меня из себя», «Еще раз это повторится,
и я возьму ремень».

Угрозы бессмысленны, если ребенок в данный момент ощущает острое переживание – они лишь загоняют его в еще больший тупик. А при частом повторении дети привыкают и перестают на них реагировать.

  • Незаслуженные обвинения, критика:

«Опять все сделал не так!», «Все из-за тебя», «Зря я на тебя надеялся!»
Такие обидные и обижающие фразы вызывают у детей либо активный отпор (ответное нападение, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и отношениях со взрослыми. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает считать себя плохим, безвольным – настоящим неудачником. Заниженная самооценка порождает новые проблемы.

  • Насмешки, прозвища:

«Эх ты, плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты мужик!»
Такие слова – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Дети обижаются и защищаются, как могут: «А сам какой?», «Пусть лапша!», «Ну и буду таким, если меня так зовут!»

  • Сочувствие на словах:

«Успокойся, все это такая ерунда», «Не обращай внимания», «Перемелется – мука будет».
Ребенку нужно сочувствовать, но в пустых фразах он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание его переживаний.

  • Нудные нотации:

«Пора знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько тебе говорить: слушай отца», «Без конца отвлекаешься, потому и делаешь ошибки».
Как правило, в этих случаях ребенок отвечает: «Я знаю», «Хватит!». В итоге у него возникает то, что психологи называют «психологической глухотой».

  • «Влезание в душу»:

«Нет, ты скажи, что все-таки случилось? Я все равно узнаю. Ну почему ты молчишь?»
Удержаться от расспросов трудно. Но лучше попробовать внимательно выслушать ребенка и постараться понять, что у него на душе, а вопросительные предложения заменить
на утвердительные.

  • Легкомысленное отшучивание:

Сын: «Знаешь, папа, я ничего в этой математике не понимаю». Отец: «Как много между нами общего!»
Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. У ребенка (даже если он обладает чувством юмора) пропадает желание посвящать отца в свои переживания.

  • Скучная морализация:

«Ты обязан вести себя как полагается», «Каждый человек должен трудиться», «Нужно уважать старших».
Дети из таких тоскливых фраз не узнают ничего нового, их поведение не меняется. Они чувствуют давление авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще – все вместе. Моральные устои и нравственное поведение воспитывают не слова, а атмосфера в доме, поведение взрослых, прежде всего – самих родителей.

  • Прямолинейные советы:

«А ты возьми и скажи ему...», «Нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал (не дал) сдачи».
Дети не склонны прислушиваться к таким советам-отговоркам. Иногда открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Сам знаю!» Что стоит за этими негативными реакциями? Желание быть независимым, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, отец напоминает ему, что тот мал и неопытен, а взрослые старше и умнее. Авторитарная позиция взрослого раздражает детей и не оставляет у них желания рассказать подробнее о своей проблеме.

  • Недоверие:

«Я знаю, что все это из-за тебя», «Что, опять подрался с кем-то?», «Уверен, что ты меня обманываешь», «Я вижу тебя насквозь».
При частом повторении подобные фразы приводят ребенка в ярость. Кто любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция отторжения, желание уйти от контакта.

  • Неискренние похвалы:

«Молодец, ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!», «Ты такой храбрый!»
Дети легко распознают фальшь. Ребенок может догадаться, что его хвалят из каких-то своих соображений. Как правильно реагировать на успехи ребенка? Лучше всего выразить свое отношение к происходящему, используя местоимения «я», «мне» вместо «ты».

Родительская школа: общение с ребенком

Существует несколько простых правил, которым мудрые родители обоих полов должны неукоснительно следовать.

  • Если хотите поговорить с детьми по душам, выбирайте для этого время совместных прогулок и игр, минуты спокойного общения перед отходом ко сну.
  • Если ребенок о чем-то спрашивает, чем-то интересуется, обязательно удовлетворите его любопытство. Не отмахивайтесь и не обрывайте его грубыми выражениями типа «не твое дело», «не видишь, я занят»; «в свое время узнаешь» и т.п.
  • Если ребенок что-то говорит вам, не перебивайте его, а внимательно выслушайте (разумеется, если он в это время не перебивает вас).
  • Прислушивайтесь к личному мнению ребенка, особенно когда решается вопрос, касающийся его напрямую.
  • Если вы почему-либо незаслуженно оскорбили ребенка или сгоряча «сорвались» на него, найдите мужество извиниться, желательно – не формально.
  • Помните, что иногда детям тоже нужно отдохнуть от родителей и побыть наедине с собой. Не навязывайте малышу свое общество, когда оно ему явно не требуется.
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • Все родители чаще или реже сталкиваются с тем, что ребенок делает вид, будто не слышит, как к нему обращаются. На просьбы, окрики или уговоры он никак не реагирует, продолжая заниматься своим делом. Как вести себя в подобной ситуации?

    Прежде всего, необходимо понять, что он и правда может вас не слышать. В отличие от взрослых людей, которые привыкли делать несколько дел одновременно, ребенку требуется некоторое время, чтобы переключиться на другое занятие, услышать и понять, что говорят родители. Подобное умение концентрироваться на интересном деле очень полезно для развития малыша. Когда вы видите, что ребенок увлечен, постарайтесь не раздражаться. Ваши слова остаются без ответа просто потому, что не доходят до его сознания, он не воспринимает их обращенными к себе.

    Часто на детских площадках можно услышать, как родители непрерывно дают инструкции, на которые дети не обращают внимания. Есть несколько простых способов донести до ребенка свою просьбу.

    Бесполезно общаться с ребенком на расстоянии, даже если вы обладаете громким голосом. Подойдите ближе.
    - Дотроньтесь до ребенка, прежде чем что-то говорить. Физический контакт скорее привлечет его внимание, чем слова.
    - Присядьте, чтобы быть с ребенком на одном уровне. Так вы скорее попадете в его поле внимания.
    - Установите зрительный контакт.

    Когда вам нужно донести до него что-то важное, лучше объединить 2-4 пункты. Присядьте перед ним на корточки, приобнимите за плечи, посмотрите в глаза и только после этого произнесите просьбу.

    Не повторяйте по нескольку раз одно и то же. Особенно избегайте фраз вроде «Я кому сказала», «Не делай так», «Слушай меня» и похожих по смыслу выражений. Если вам нужно проинструктировать ребенка, постарайтесь быть немногословны.

    Чтобы привлечь ребенка, произнесите значимое слово. Некоторые дети лучше всего реагируют на свое имя. Кто-то станет внимательнее, если услышит приятные слова «шоколад», «подарок», «праздник». Наверняка ребенок среагирует, если вы заговорите на интересную, увлекающую его тему. Например, вместо «Иди обедать! Сколько можно звать тебя!» скажите: «Я сегодня приготовила настоящее пиратское блюдо». И когда ребенок заинтересуется, начнет задавать вопросы – пригласите его на кухню.

    Постарайтесь говорить спокойным голосом. У многих детей есть фильтр на ругань и негативные эмоции, защищающий их от раздражительных взрослых. Конечно, иногда ребенок реагирует на ваш крик, но проверьте – быть может, на шепот он будет реагировать еще лучше? Но это действует лишь в том случае, если малыш не сконцентрирован на своем занятии.

    Выберите предмет, издающий звук (например, колокольчик), и договоритесь с ребенком, что звон колокольчика означает, что вы хотите сообщить что-то важное.

    Часто бывает ситуация, когда легче привлечь ребенка к какому-нибудь делу за компанию. Например, вы зовете его к столу, а он не реагирует. Но стоит позвать еще кого-нибудь из близких, как ребенок подскакивает с криком «Я с вами!». Кажется, дети лучше и внимательнее слушают то, что говорится другим людям. Иногда этим можно пользоваться.

    Подумайте, имеет ли смысл то, что вы говорите. Может, слова вообще лишние? Взрослые раздают слишком много ненужных советов, вместо того чтобы продемонстрировать нужное действие на практике или предоставить малышу возможность учиться самостоятельности.

    Виктория Антюшина

    © sblogg.ru, 2024
    Сонник. Восточный календарь. Интересные факты