Могут ли ребенка в 17 лет. Воспитание детей в семье. Возникновение школьной дезадаптации
формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств
происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания
возрастает волевая регуляция
возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление
появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах
формируется собственное мировоззрение – как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии
увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений
стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности
пренебрежение к советам старших
критиканство, проявление недоверия
сухой рационализм, практицизм
стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости
стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности
отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам
завершено половое созревание. формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям
возникает первое чувство любви, дружбы
происходит существенная перестройка эмоциональной сферы
недостаточное осознание последствий своих поступков
Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации сердца железными рукавицами". Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство предпочтения одного человека всем другим, даже, может быть, более красивым, умным и т. п. – но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В некоторых языках слово "любить" имеет только этот второй смысл (например, украинское "кохаю"). Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни – важнейшие проявления юношеского самосознания.
§ 5.3. Поздняя юность (от 17 до 23) Кризис 17 лет
В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все более условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни.
В последние годы, как уже отмечалось, все больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремятся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, наступает раньше.
Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно направленность личности в целом), и отчасти для подростков с эгоистической направленностью.
Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники школы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой социальный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: например, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую «достойно жить», «много зарабатывать», «обеспечивать себя и семью». Кто-то надеется на блестящую карьеру («Моя мечта – Белый дом»). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков («Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных»). Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две категории: первые надеются на помощь родителей, скорее всего платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирается пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осваивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них – юноши и девушки с духовно-нравственной направленностью личности, готовые бороться за свое призвание, часть – с эгоистической направленностью, порой сильной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз – лишь бы поступить, не остаться «за бортом».
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
Дети старшего подросткового возраста попадают в ситуацию новой социальной позиции в обществе, что в свою очередь становится новой областью психологических трудностей. Учеба на этой ступени связана с освоением специфики учебных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профессии для перехода из школы в вуз или профессиональную практическую сферу. У подростков изменяются приоритеты, актуальным становятся общение с противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в вуз отдаляет учащихся от активного участия в жизни класса и школы.
Особое значение в этом возрасте приобретают межличностные отношения. Как известно, для нормальной жизнедеятельности необходимо определенное соотношение стимулов, вызывающих положительные эмоции. В современной российской школе подростки часто ощущают дефицит положительных эмоций.
Основным биологическим содержанием старшего подросткового возраста является половое созревание и, как следствие, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности поведения, характерного для данного периода.
В этот период основная задача подростков - справиться с быстрыми и весьма существенными телесными изменениями и приспособиться к новому образу тела. Необходимо также привыкнуть к общим изменениям ощущений, выражаемым в повышении генитальной чувствительности и реагирования. В этот период подростки много времени проводят перед зеркалом, вызывая у родителей непонимание и раздражение, но это нормальное явление, связанное с построением образа нового созревающего тела. В связи с этим подросток стесняется, старается переодеваться только в одиночестве, в компании родителей смущается, если родители шутят на эту тему. Другая крайность - некоторые подростки становятся эксгибиционистами, разгуливают перед родителями полуодетыми, порой полностью обнаженными.
Существуют два универсальных явления, характерных для этого периода: танцы и телефон. Танцы - это канал для сбрасывания энергии, которой подросток старшего возраста наполнен, кроме того, они позволяют выразить все сексуальные порывы, не претворяя при этом свои фантазии в жизнь. Родители расстраиваются, что дети неприлично танцуют, но чем больше подросток реализует свои порывы в танцах, тем менее вероятно, что он претворит их в жизнь. Если младшие подростки танцуют не парами, а в группе (что очень важно, так как позволяет их телам не соприкасаться), то старшие - тесно соприкасаясь телами. Чем взрослее становятся подростки, тем ближе танцуют. То же относится и к телефону. Телефонное общение - идеальное решение для подростка: есть возможность интимного контакта на расстоянии. Телефон дает возможность подростку покинуть дом, фактически не покидая его. Это раздражает родителей, но постепенно они достигают компромисса с детьми (договариваются о разделении телефонного времени, ставят второй телефон и т. п.). Танцы и телефон - это средство компенсации.
Основная форма сексуальной активности у подростков старшего возраста - мастурбация. Мастурбация - нормальное проявление развития в этом возрасте, начальное исследование своего тела. Однако практически всегда она сопровождается чувством вины и стыда. Даже объяснение, что это нормально, не помогает подростку избавиться от идеи нанесения себе вреда. Многие подростки стесняются прыщей на лице, поскольку в их фантазии - это следствие их мастурбационной активности. Интерес к половому акту в младшем и среднем подростковом возрасте чисто физический. Эмоционально и морально-этически подростки к нему не готовы. Даже если под влиянием обстоятельств или под давлением групповых норм подростки вступают в сексуальный контакт, то для них он остается чисто механическим актом. Способность к социальному взаимодействию в половом акте у подростков развивается лишь к 18-20 годам.
Психологическим содержанием подросткового периода является - (по Э. Эриксону) кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского «Я», когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Собственно говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наиболее важное, самодовлеющее значение. Именно в проблемах этого поиска и сконцентрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопросами: «Кто я такой?» и «Что я могу?». Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения, перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание, становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток идентифицирует себя с тем человеком, который является для него носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформированных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, родители противодействуют увлечению кумиром, негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Повышается уровень мышления, в частности, формируется абстрактно-логическое мышление. Подростки старшего возраста чувствуют свои интеллектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом, это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее, для мышления подростков старшего возраста характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий - преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, они стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
И, наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует дихотомическое черно-белое мышление. Максимализм является яркой отличительной характеристикой старшего подросткового возраста.
Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления конкурентов в своем мире. Для подростка это первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без разрешения. Старшему подростку хочется доказать свою самостоятельность, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.
Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает на пьедестал и чтит больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не только сексуальное удовлетворение, но и переживание опыта близких, интимных отношений с другим человеком, представителем противоположного пола. Очень часто в подростковых группах старшего возраста идет опробование себя в разных ситуациях и областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определенный «ролевой мораторий» для общества: долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части криминального характера (хулиганство, шалости, воровство и т. д.).
Основной задачей объектных отношений становится окончательное отделение от родителей. Главными составляющими этого процесса являются отказ от родителей как от основных объектов любви и свержение их с пьедестала. Образы родителей как идеальных сформировались в раннем детстве. В то время мышление ребенка было эгоцентричным, и он рассматривал родителей как замечательных только потому, что они занимали центральное место в его жизни. Подросток же, хотя и цепляется за детский образ любящих всемогущих родителей, все больше склонен рассматривать их как разочаровывающих, неадекватных, непонимающих, неверных. Это приводит подростка к ощущению потери внутренней поддержки и сочетанию чувства опустошенности с голодом по взаимоотношениям.
Для удовлетворения потребности во взаимоотношениях, заполнения пустоты и поддержания самооценки на своем пути к психической независимости подросток обращается к сверстникам. Группы сверстников обеспечивают поддержку его попыткам разрешить внутренние конфликты, связанные с привязанностью к детским объектам любви, - родителям, другим взрослым. Это могут быть отношения с удаленными фантазийными фигурами: кинозвездами, спортсменами, фаворитами шоу-бизнеса и др. Эти фигуры очень важны, так как с ними можно проигрывать сексуальные отношения. Если это отношения с реальными людьми, то чаще всего они носят характер обожания. В реальной жизни подростки начинают дружить с учителями, друзьями семьи. Когда подросток понимает, что новая обожаемая им фигура начинает над ним доминировать, то он может поменять объект привязанности. Взрослые часто этого не понимают и обижаются, но для подростка это необходимая часть взросления.
Еще одна подростковая черта - способность к абстрактному мышлению. Начинаются философские размышления, вопросы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать самостоятельной, отдельной от родителей личностью. Родителям трудно «терять» своего ребенка, но и подросток буквально раздираем противоречием: с одной стороны - желанием остаться ребенком и желанием отделиться и повзрослеть - с другой. Поэтому периоды восстания сменяются периодами угнетенного состояния, связанными с ощущением потери родительской любви.
Особенно трудно родителям дается признание права подростка делать свой собственный выбор. Но ошибкой будет и предоставление полной свободы. Подростки одновременно стремятся к свободе и не отвергают полностью контроль. Ведь по-настоящему у старшего подростка еще нет способности к полному контролю. Нельзя путать понятия: «понимание подростка» и «вседозволенность». Ведь у подростков еще нет достаточных знаний и навыков, чтобы справиться со многими сложностями взрослой жизни. Надо давать пространство и постепенно расширять его, но важно удерживать и правила.
У нормального подростка всегда происходят личностные изменения. Взрослым кажется, что бывает идеальный подросток: трудолюбивый, послушный, скромный, но такой подросток не справляется с задачами обретения себя как личности. В будущем у него наверняка будут неразрешенные личностные проблемы и конфликты.
В большинстве случаев бунтарское конфликтное подростковое поведение постепенно адаптируется к требованиям взрослых. О завершении процесса полного отделения от родителей свидетельствуют обретение молодым человеком более или менее выраженного состояния эмоциональной стабильности, чувства ответственности за свою судьбу, а также переход из позиции «получать, быть вскармливаемым» к позиции «давать самому».
Жалобы взрослых о том, что в детстве родители были неадекватными и несочувствующими по отношению к ним, отражают не доведенную до конца попытку деидеализировать детские объекты любви и, следовательно, незавершенный процесс подросткового отделения. В случае если процесс индивидуации завершен (естественным образом или с помощью психотерапевтического вмешательства), человек обычно начинает принимать своих родителей как нормальных, вполне приемлемых. Это обычно сопровождается также пониманием и сочувствием к их недостаткам и трудностям.
Часто случается, что подавленные чувства и неразрешенные конфликты подросткового возраста составляют причину жизненных трудностей взрослого человека. Возвращение к рассмотрению детско-подростковых конфликтов, повторное их переживание в обстановке эмоциональной безопасности с социальным работником освобождает значительные внутренние ресурсы личности, которые теперь могут быть направлены на создание полноценной социальной и эмоциональной жизни.
Исключительно большое значение приобретает трансформация всей системы коммуникаций подростков с социумом, во многом предопределяя их атакующий конфликтный характер.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся отношения старших школьников с учителями. Это составляет одну из причин школьной дезадаптации подростков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник еще не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение существенно меняется. Подросток уже не видит в учителе воплощение отца и матери, начинает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований. Так в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества: способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоят профессиональная компетентность, уровень знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя обладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда выраженная дифференциация учителей и самих отношений с ними со стороны подростков на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых». Возникают всевозможные конфликты, зачастую приводящие подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимому учителю в форме страстного увлечения и безоглядной преданности, но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь существует с одним, реже двумя учителями.
В качестве одной из распространенных причин школьной дезадаптации подростков следует отметить довольно частое расхождение между учениками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Так, например, одно из проведенных социологических исследований ставило целью выяснить, существует ли между учителями и учащимися контакт. Разница между учительскими и ученическими ответами оказалась огромной: 73% учителей и 18% учеников утверждали, что контакт есть; 6% учителей и 47% учеников отмечали частичный контакт; 3% учителей и 28% учеников- отсутствие контакта.
По-видимому, разрыв в оценках объясняется тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Под словом «контакт» учителя имеют в виду нормальный психологический климат, не мешающий совместной работе, тогда как подростки мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И если сознание учеников иллюзорно в свете максимализма, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом отношении: они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего влияния на них.
И все же главными препятствиями, мешающими взаимопониманию ученика и учителя, являются формализация ролевых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроются низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учениках личности. Следует помнить, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, а последовательное, искреннее отношение к ученику как к ответственному и самостоятельному человеку. Уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в «Воспоминаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Общение со сверстниками представляет очень важный специфический канал информации, по которому старшие подростки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрослыми. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников.
К тому же, общение подростков - специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
И, наконец, это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность.
Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости. Некоторые психологи склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается в непреодолимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
Ученые установили: подросткам в возрасте от 14 до 18 лет необходимо спать 8,5-9,5 часов. Во время сна у детей отдыхает тело, мозг и восстанавливаются силы после физических и умственных нагрузок. Если ребенок недосыпает, то в скором времени он станет вялым, раздражительным и невнимательным. Его работоспособность уменьшится на 30 %.
Сколько же нужно спать подростку в возрасте 14 лет?
Нет единой нормы сна для подростков. Исследования американских и шведских ученых доказали, что у детей определенного возраста проявляется различная потребность в отдыхе.
Режим сна у подростков в возрасте четырнадцати лет в дневное и ночное время
Дети не задумываются о том, что нехватка сна может привести к серьезным проблемам. Режим сна у 14-летних должен быть одинаковым каждый день.
Приучите ребенка ложиться спать в 22-23 часа и просыпаться в 7 утра.
А придя со школы, уставший подросток может восстановить силы, поспав в промежуток с 15 до 16 часов.
Продолжительность сна у четырнадцатилетних детей в дневное и ночное время
Конечно же, у подростков должен быть не только ночной сон, но и дневной. Ночью 14-летним для сна может хватать 8 часов, вместо положенных 9,5. Но вскоре ваш ребенок может стать нервным и усталым.
На дневной отдых дети должны тратить 30-45 минут. Этого времени достаточно, чтобы снять усталость, набраться сил и отправиться на дополнительные занятия или тренировку.
Нарушение сна у ребенка в 14 лет: причины
- Врачи уверены, что современные дети нарушают свой режим сна, так как много времени проводят за компьютером или телевизором, просматривая фильмы или телепередачи.
- Кроме того, многие подростки засыпают с наушниками в ушах, прослушивая музыкальные треки. Ограничьте ребенка от этих занятий перед сном.
- Нарушить сон могут препараты, содержащие кофеин и стимулирующие работоспособность.
- Также причиной плохого сна может быть болезнь, например, проблемы с дыханием. Стоит обратиться к врачу, чтобы узнать, не болен ли ребёнок.
- Кроме того, на сон может повлиять жесткая спальная кровать или духота в помещении.
Ребенок в 14 лет постоянно спит: почему?
Главной причиной в подростковом возрасте является — как умственная, так и физическая. Многие родители жалуются, что их дети много спят днем, приходя со школы. Часты случаи, когда просыпаются 14-летние к ужину и затем ложатся в кровать спать до утра.
Также причиной постоянного желания спать может стать болезнь . Она может проходить незаметно.
Например, некоторые заболевания лор-органов вызывают вялость, недомогание и протекают без высокой температуры. Стоит обратиться к врачу и сдать необходимые анализы.
Сколько необходимо спать подростку в 15 лет?
Дети в 15 лет очень подвижны, они посещают не только школьные занятия, но и кружки. Чтобы не отставать в развитии и вовремя восстанавливать физические и умственные способности, подростки должны спать.
Рассмотрим, как должен протекать процесс отдыха у 15-летних.
График правильного сна у детей в 15 лет
Ребенок в 15 лет отказывается полностью от дневного сна. Но есть подростки, отдыхающие в обед, приходя домой со школы. Дневной сон выпадает примерно на период с 15 до 16 часов.
График правильного ночного сна варьируется с 22-23 часов вечера до 7 утра. Как правило, в это время дети просыпаются в школу.
Сколько должен спать подросток по времени днем и ночью?
Длительность дневного сна зависит от нагрузок. Однако не следует спать детям больше 30-45 минут. Установлено, что этого времени хватает для отдыха.
А длительность ночного сна меньше, чем у 14-летних, хотя и не намного. Спать ночью 15-летние должны по 9 часов.
Причины плохого сна у ребенка в возрасте пятнадцати лет
Нарушение сна у 15-летнего ребенка может начаться по нескольким причинам.
- Неправильное спальное место.
- Привыкание к лежачему положению. Часто подростки проводят много времени, лежа в кровати. Организм начинает привыкать к лежачему положению, и в нужный момент бывает не подготовлен ко сну. Уснуть в таком случае ребенку будет трудно.
- Прослушивание музыки или просматривание фильмов на ночь.
- Игры в компьютер.
- Заболевание.
- Препараты, содержащие кофеин.
- Душное помещение.
Ребенок в 15 лет постоянно спит: почему?
Конечно, многие дети сами устанавливают свой график сна в 15 лет. Кто-то говорит, что им хватает и семи часов, чтобы выспаться.
Родители, знайте, что это не так! Ваше чадо, спустя 1-2 месяца такого режима начнет отсыпаться, причем спать он будет хотеть постоянно. Объясните ему, что его физическое и эмоциональное состояние зависит от правильного графика и длительности отдыха.
Причиной недосыпания также может быть болезнь, протекающая в детском организме. Обратитесь к врачу и сдайте хотя бы общие анализы.
Сколько и как должен спать подросток в 16 лет
Дети в 16 лет часто начинают самостоятельную жизнь, учась в колледже. Подростки выстраивают сами свой распорядок дня, несмотря на нормы сна и бодрствования.
Родителям стоит подсказать подростку, сколько он должен спать, чтобы его самочувствие было хорошим, а деятельность мозга была стопроцентной.
Режим сна у подростков в возрасте шестнадцати лет ночью и днем
Правильный график ночного сна у детей в 16 лет таков: засыпать ребенок должен с 10 до 11 часов вечера, а просыпаться — с 6 до 7 часов утра. Придерживаясь такого режима, подростки будут ощущать себя отлично, им будет хватать сил для посещения дополнительных занятий и различных тренировок.
Как правило, 16-летние отказывают от дневного сна.
Продолжительность сна у ребенка в 16 лет
Подросток в возрасте шестнадцати лет должен спать 8 часов 45 минут, причем период отдыха должен выпадать на ночь.
Долгий сон или, наоборот, слишком короткий может вызвать нервозность, усталость, невнимательность и снижение трудоспособности.
Подросток в 16 лет плохо спит или не спит: почему?
Перечислим причины нарушения сна.
- Неправильное спальное место. Например, может быть жесткий матрац или большая подушка.
- Болезнь, плохое самочувствие, затрудненное дыхание и т. п.
- Лекарства, повышающие работоспособность.
- Влияние предметов техники, скажем, телефона, компьютера, ноутбука, плеера.
- Привычка лежать на кровати. Ученые выявили, что организм быстро привыкает к лежачему положению. Если подросток часто «валяется» на кровати, то вечером ему будет трудно уснуть.
- Стрессовое состояние.
- Духота в комнате.
Почему подросток 16 лет постоянно спит днем?
Родители уверяют друг друга, что беспричинно дети не могут спать днем. В возрасте 16 лет ребенок вообще должен отказаться от дневного сна. Почему же ваш подросток много спит днем?
- Сбился режим сна.
- Заболевание.
Особенности сна подростка в возрасте семнадцати лет
В этом возрасте дети начинают устанавливать свой распорядок дня. А те, кто живет отдельно от родителей, могут придерживаться неправильного графика сна и бодрствования.
Родителям стоит уделить внимание своему чаду и убедить его в том, что для нормальной работы организма подростка требуется определенный режим.
Режим сна у подростков в 17 лет в ночное и дневное время
Дети в 17 лет отказывают от дневного сна. Основной отдых должен прийтись на ночное время.
Правильный режим сна: с 10-11 часов вечера до 6-7 часов утра. Если график сна не такой, родителям следует бить тревогу и найти возможность убедить ребенка в том, что ему необходим ночной отдых.
Продолжительность сна у ребенка в 17 лет
Подросток в этом возрасте должен спать 8 часов 30 минут. Конечно, это время можно сократить до восьми полных часов, но врачи не советуют этого делать.
Восьмичасовой сон можно оставить, если ребенок будет хорошо себя чувствовать. При отдыхе в 8-8,5 часов у подростка в возрасте 17 лет должно накопиться много сил и энергии, которую он сможет потратить на обучение в школе/колледже/университете или на занятия спортом.
Почему ребенок в 17 лет плохо спит днем или ночью?
Сон студента может быть нарушен в ряде случаев.
- Если комната не проветрена перед сном.
- Из-за того, что на подростка навалилось много учебных проблем, вследствие чего появились физическая, эмоциональная нагрузка или стрессовое состояние.
- Если ребенок заболел и плохо себя чувствует.
- Когда ваше чадо привыкло засыпать перед ноутбуком, телевизором или с телефоном.
- Из-за неправильного спального места, например, жесткого матраца, большой подушки.
- Если подросток употребляет препараты, содержащие кофеин или вещества, которые повышают работоспособность.
Почему ребенок много спит в 17 лет?
Много спать подросток может по причине неправильного режима сна. Если подросток не ложится спать в ночное время или спит меньше 8 часов, его эмоциональное и физическое состояние будет находиться на гране срыва.
Родители отмечают, что спустя 1-2 месяца неправильного графика сна ребенок становится нервным, раздражительным, теряет интерес к занятиям, которыми он увлекался раньше, у него появляется утомляемость и сонливость.
Также причиной постоянного желания спать может стать повышенная нагрузка. Студента могут нагрузить в учебном заведении.
Кроме того, подросток может посещать спортивные секции или занятия танцев, и тратить на них свою энергию.
Сколько часов нужно спать подростку в 18 лет?
Молодые люди этого возраста часто начинает жить самостоятельно. Они устанавливают свой режим сна и бодрствования, поэтому им порой бывает сложно жить по определенным правилам.
18-летние юноши и девушки вообще не думают о нормах сна, их головы заняты другими вопросами. Ночами они живут в играх, Интернете и социальных сетях, а потом отсыпаются до обеда или, придя с учебы, до вечера.
Особенности дневного и ночного сна у восемнадцатилетнего студента
Ребенок в возрасте 18 лет должен ложиться спать в 10-12 часов вечера и просыпаться в 6-7 утра. Конечно же, не все соблюдают этот график. Но стоит признать, что именно с 22-23 часов наступает пик сонливости.
Чем раньше проснется студент утром, тем лучше будет себя чувствовать. Для укрепления организма 18-летнего можно добавить в распорядок дня утреннюю зарядку.
Днем или в обед, как правило, дети этого возраста не спят.
Сколько должен составлять дневной и ночной сон студента в 18 лет?
Примерная длительность сна у подростка — 7-8 часов. Сколько же спать? Молодой человек должен сам с этим определиться.
Некоторые делят это время на ночное и дневное. Например, спят ночью 6 часов, а остальные 2 часа отдыхают в обед. Но медики советуют воздержаться от дневного сна.
Почему подросток плохо спит или совсем не спит: причины
Ребенок может плохо спать или вообще не спать по ряду причин.
- Если сбился режим сна и бодрствования.
- Частые нагрузки — как физические, так и умственные.
- Душная комната. Стоит проветривать помещение перед сном.
- Если у него неудобное спальное место. Может быть жесткий матрац или большая подушка.
- Заболевание, протекающее незаметно.
- Употребление алкоголя.
- Лечение препаратами, содержащими кофеин или вещества для повышения трудоспособности.
- Пользование техникой перед сном: ноутбуком, телефоном, телевизором.
- Пережитый стресс.
Почему подросток много спит в 18 лет?
Каковы причины сонливости или частого сна?
- Нагрузки: умственные и физические.
- Недосыпание и неправильный режим сна.
- Болезнь.
Выйдя из стен школы, юноша или девушка стоит на пороге самостоятельной взрослой жизни. Столько дорог впереди, нужно решить, как дальше строить свою судьбу.
Многие испытывают страх перед неизвестностью: раньше все было просто и понятно – , жизнь под крылом родителей, а теперь нужно определяться с тем, что делать дальше, естественно в такой ситуации юноша испытывает стресс.
Поэтому нелишней будет поддержка близких людей, возможно, мудрый совет поможет определиться с дальнейшими планами.
Выбор профессии
Главной задачей является выбор будущей профессии, поиск соответствующего учебного заведения. Если молодой человек не смог поступить в учебное заведение, то проявляется у него наиболее остро. Ему кажется, что произошла катастрофа, его планы рушатся на глазах. Это всё очень тяжело переживается.
Нужно вновь начинать работу по самоопределению. Опять жизнь ставит перед выбором: либо выбирать другое учебное заведение, например, менее престижное, где меньше конкурс, или же отложить поступление в выбранный ВУЗ на следующий год.
Некоторые идут работать.
Здравствуйте!Мне 34 года,сыну- 17.В этом году мой ребенок окончил школу (11классов), поступил в ННГУ им.Н.И.Лобачевского.В школе была вечная проблема - поведение.Все время, что он учился я не выходила из школы,учится ребенок хорошо,он очень активный, спокойно сидеть на занятиях не может и этим мешает не только себе, но и окружающим.На уроках он всегда разговаривает, всех веселит, если ему делают замечание, то этого хватает только на 5 минут.Сейчас в университете происходит тоже самое. Мы всегда с ним много общаемся и разговариваем и он вроде все понимает и соглашается, обещает, что все будет хорошо, что он хочет получить хорошее образование, но опять звонять уже из университета,жалуются на его поведение и говорят,что могут отчислить (докладные на него уже написаны).Сил не хватает, как еще можно объяснить ребенку, что он уже взрослый, что "клоунада" его ни кому не нужна, пора взяться за ум.Он меня слушает, но не слышит.
Здравствуйте, Александра!!!
Вам нужно работать с педагогами учебного заведения, в котором учиться Ваш сын!!! Вы пробовали объяснить ситуацию, куратору (ведущему) группы, поговорить об этом??? Очень много не ясного и посредством письма нельзя определенно сказать, что нужно. выяснить первопричины, такого поведения!!
Вы, Марина, говорите о том, что пора Вашему сыну становиться взрослым, а сама помогаете ему оставаться - ребенком...
Что такое взрослый человек?
Это человек, который за свои поступки и действия отвечает (платит), в основном, САМ.
Из своего "кармана".
Другое дело, что если его отчислят из института, то кормить его будете продолжать - Вы...
Поэтому Вы его и опекаете.
Следовательно, проблема частично не только в нем, а в Вас.
Вы - сама не очень взрослый человек.
И поэтому Вам больно "помогать" Вашему сыну стать взрослым.
Есть ли у Вас своя жизнь? - не только в сыне...?
Почему Вы не даете ему "платить" за свою жизнь самому...?
Объяснять в Вашем случае можно только так, чтобы он понял и принял - это его жизнь.
И кормите Вы его только потому, что он - учится.
Это - его "работа" на сегодняшний день.
Если он не учится - то зарабатывает сам и живет сам - м.б. даже - отдельно, за свой счет.
(и шутить имеет право - за свой счет - хоть круглые сутки)
Другого пути нет...
Будете Вы "взрослой", Ваш сын станет - взрослеть.
Если захотите поработать с таким подходом к Вашим сложностям - пишите.
Г.Идрисов.
Хороший ответ 2 Плохой ответ 2Здравствуйте, Марина! Похоже, у Вашего сына такая характерология и темперамент. А темперамент - это энергетическая составляющая личности человека. Если он активный и не может усидеть на месте, значит процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, здесь у него разбалансировка. Но вне зависимости от темперамента, свое поведение человек должен контролировать. Можно посоветовать Вам сходить к невропатологу, обследоваться. Если все нормально, тогда Вашему мальчику желательно пойти на подвижные виды спорта - плавание, бег, командные виды спорта, теннис, где бы он мог сбрасывать излишнюю энергию. И тогда он станет поспокойней. Если это не поможет, можете также обратиться к врачам- иглорефлексотерапевтам, это хорошо помогает в балансировке энергий в организме. Старайтесь его не ругать, а понять причину его такого поведения, также можно обратиться к психологу , возможно, за его таким поведением стоят психологические проблемы. Удачи Вам!
Хороший ответ 4 Плохой ответ 0