Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "весна идет, весне дорогу". Конспект занятия в подготовительной группе "весну выручаем"

26.07.2019

1. Воспитатель читает детям стихотворение :

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Это стихотворение написал Афанасий Фет.

Воспитатель: Дети, какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы).

Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены (Называют явления природы).

Какие времена года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние).

Сколько месяцев в году? (12)

Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Март - первый месяц весны . В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

3. Физкультминутка

Вот стоит изба –

Может, в ней весна?

Тук-тук-тук!

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

И пришла весна-красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела.

4. Апрель - средний месяц весны . В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)

Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)

5. Пальчиковая игра

Сидят две птички,

маленькие синички,

Сидят, прижавшись тесно в гнезде,

Тепло в гнезде на высоте.

Вот первая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

Вторая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

И вот две птички вместе

Под солнышком летают,

И солнышко лучами

Птичек согревает.

Май - сердце весны.

Месяц май - пой да гуляй!

6. Вот когда в лесу начался весенний месяц - месяц песен и плясок ! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец...

Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)

Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

Цели занятия. Закрепить знания детей о ранней и поздней весне. П ознакомить с произведениями искусства, в которых отражена весна, выяснить, с помощью каких средств выразительности композиторы, художники, поэты передают это время года. Дать представление о разнообразии весенних образов в музыке, изобразительной деятельности, поэзии. Закрепить знания о произведениях «Март» и «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Развивать образную речь, музыкальные способности, эмоциональную сферу. Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, изобразительному искусству, поэзии.

Материал и оборудование. Музыка С. Рахманинова в записи (романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева). Музыка П. Чайковского в записи («Март», «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года»). Мультимедийная установка. Презентация по теме занятия.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в зал под звучание в записи романса «Весенние воды» С. Рахманинова, их приветствует музыкальный руководитель, далее – м. р.

Слайды № 2–4

М. р. Ребята, только что прозвучал романс Сергея Рахманинова «Весенние воды» на стихи Фёдора Тютчева. (Читает фрагмент стихотворения .)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»…

Как точно композитор передал содержание поэтического текста, весеннее состояние природы!

Слайд №5

Ребята, а вы любите весну? (Ответы детей. ) А что вам нравится в этом времени года? (Яркое солнце, тепло, пробуждение природы: на деревьях распускаются листочки, расцветают первые цветы.)

Воспитатель. А вы знаете, что весна бывает ранняя и поздняя? (Ответы детей. )

Слайды № 6, 7

Воспитатель проводит с детьми короткую беседу «Признаки ранней и поздней весны».

М. р. Ребята, романс «Весенние воды» прозвучал не случайно. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, как композиторы, художники и поэты передают весну и связанные с ней чувства в своих произведениях.

Сейчас мы послушаем известную вам музыку. (Звучит в записи пьеса «Март» из цикла «Времена года» П. Чайковского». ) Вспомните, кто написал эту музыку. (Пётр Ильич Чайковский.)

Слайды № 9, 10

Правильно, автором музыки является Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. А как называется произведение? (Ответы детей. ) Верно, музыка называется «Март. Песня жаворонка» – она из известного фортепианного альбома Чайковского «Времена года». В чём особенность этого альбома? (Ответы детей. )

Слайд № 11

Давайте поговорим о произведении «Март». Какая в нём музыка? (Музыка нежная, слышится пение жаворонка, парящего над пашней.) Верно, композитор изображает весёлые птичьи трели, рисует картину весеннего русского пейзажа. Какая здесь весна? (Ранняя.)

Образ жаворонка используется не только в музыке, но и в поэзии.

Слайд № 12

Послушайте стихотворение «Жаворонок» Василия Жуковского.

Ребёнок.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Как вы можете объяснить фразу из стихотворения: «На солнце тёмный лес зардел…»? Почему лес тёмный? (Потому была ночь. Выглянуло солнце, осветило лес, и он преобразился.) Слово «зардел» означает «приобрёл красный оттенок». Вы правильно сказали: солнце осветило лес. А где жаворонок запел свою раннюю песню? (В лазури.) Как вы думаете, что означает это слово? (Есть лазурный цвет, он похож на голубой.) Верно. А что весной может быть в природе голубым? (Небо. Жаворонок поёт с вышины.) Молодцы! А о чём поёт жаворонок? (О том, что пришла весна.)

Слайд № 13

Что же это за птица, такая – жаворонок? (Небольшая по размеру полевая птичка. Она красиво поёт.) Правильно! А ещё жаворонок олицетворяет приход весны, пробуждение природы после зимы. Ранней весной птицы возвращаются с юга, и первыми прилетают жаворонки. У наших предков был праздник, который отмечался в начале марта и был связан с прилётом птиц. В этот день пекли из ржаного теста жаворонков и раздавали их детям. Те выбегали на улицу и кричали: «Жаворонки, прилетите, студёную зиму унесите, тёплую весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!».

М. р. Теперь рассмотрим картины, на которых художники изобразили весну.

Слайды № 14–16

Демонстрируются слайды с картинами «Мартовское солнце» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.

М. р. Какая весна изображена на этих картинах? (Ранняя.) Что же на это указывает? (На земле ещё лежит снег, но он уже рыхлый, кое-где начинает таять. Почти на всех картинах солнце яркое, небо голубое. Прилетели грачи.) Верно! Художники хоть и не показывают солнце, но мы видим, что его ласковые весенние лучи освещают крыши домов, макушки деревьев… Снег как будто отражает голубизну неба, отчётливо видны тени – они присутствуют на всех картинах. Какие цвета художники использовали в своих картинах? (Тёплые цвета, желтые, зелёные, но встречаются и холодные цвета.)

Слайд № 16

А эта картина называется «Грачи прилетели». Когда прилетают с юга грачи? (В начале марта.) Правильно. И первое, что начинают делать грачи весной, это… (Строить на деревьях гнёзда.)

(Можно поговорить с детьми о каждой картине отдельно. )

Слайд № 17

Ребята, а как называют художников, которые изображают на своих картинах природу? (Этих художников называют пейзажистами, а их картины – пейзажами.) Правильно, молодцы!

Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Константин Юон – знаменитые русские художники-пейзажисты, их картины мы сейчас рассматривали.

Давайте послушаем стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева. Слушайте внимательно – мы потом поговорим об этом стихотворении.

Дети (по очереди ).

Зима недаром злится,
Прошла её пора –

Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Какие образы предстают перед нами в этом стихотворении? (Зима и Весна. Здесь тоже говорится о жаворонке.) А какая здесь Зима? (Злая.) А почему она злится? (Потому что её пора прошла. Зиму поэт даже называет ведьмой, которая запустила снегом в Весну.) Зато как нежно поэт называет Весну: «прекрасное дитя»! Но это не тихое и покорное создание: Весна борется с Зимой, гонит её прочь, шумит, смеётся над Зимой. Не зря в народе говорят: весна пришла – на всё пошла.

Воспитатель. А еще в народе говорят: зима весну пугает, да сама тает. Ребята, предлагаю вам вспомнить другие пословицы и поговорки о весне!

Пословицы и поговорки и весне

Ранняя весна – большое половодье.

☼ И в марте мороз на нос садится.

☼ В марте день с ночью меряется, равняется.

☼ Весна да осень – на дню погод восемь.

☼ Весна отмыкает ключи и воды.

☼ Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

☼ Ранние ласточки – к счастливому году.

☼ Грач на горе – весна на дворе.

☼ Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

☼ Солнышко с апрельской горки в лето катится.

☼ Матушка весна всем красна.

М. р. О весне написано немало замечательных песен. Давайте вспомним одну из них!

Солнце в небе кружится,

Солнце в каждой лужице,

И весенний перезвон

Зазвучал со всех сторон.

Что это за песенка? («Капель».)

Дети исполняют песню «Капель», муз. и сл. В. Шестаковой//Музыкальный руководитель. – 2015 – № 2. – С. 52. Пение сопровождается игрой на треугольниках и колокольчиках.

М. р. Каким настроением пронизана песня? (Песня пронизана весёлым радостным настроением, под неё хочется танцевать.) Верно. Все рады приходу весны, её звонкой песенке. Вы тоже очень хорошо исполнили песню, молодцы!

А теперь предлагаю вам послушать ещё одно музыкальное произведение.

Звучит в записи пьеса «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Слайд №18

М. р. Как называется музыка? (Музыка называется «Апрель» – она, как и пьеса «Март», из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.) А какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Чувство волнения и радости.) Верно. Пьеса построена на вальсообразном ритме, темп у неё подвижный, мелодия всё время устремляется вверх. Благодаря этим средствам выразительности композитору удалось передать чувство радостного волнения, которое возникает при созерцании весенней пробуждающейся природы.

Слайд № 19

Второе название пьесы – «Подснежник». Музыка отличается удивительной трепетностью и нежностью, как и этот скромный весенний цветок. Наше воображение рисует нам солнечный день, первые проталины в лесу – здесь из-под снега вырастает первый робкий цветок. Он такой хрупкий! Но ему не страшны холод и снег. Лёгкий ветерок колышет тонкий стебелёк, а звуки капели всё увереннее провозглашают торжество весны.

http://jykfqy.ru/chelovek-i-foto/vesna-foto-vesna-2013-foto/attachment/765765-2

Ребёнок.

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

«Спасибо апрелю, спасибо

За то, что меня разбудил».

(И. Беляков )

Слайд № 20

М. р. А кто покажет на слайде позднюю весну?

Дети выбирают из представленных на слайде картин картины с изображением поздней весны: это «Весна. Большая вода» И. Левитана и «Цветущие вишни» П. Петровичева.

Слайды № 21, 22

Проводится беседа по содержанию картин.

М. р. А вот как описывает позднюю весну поэт.

Слайд № 23

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.

(С. Дрожжин )

В стихотворении Жуковского, которое мы слушали раньше, лес зардел, а здесь он… (Озолотился.) От чего? (От ярких солнечных лучей.) Весна уже вступила в свои права, природа пробудилась от зимнего сна, расцвела…

Как мы узнали об этом? (Появилась травка, расцвели ландыши, незабудки.)

А с чем поэт сравнивает незабудку? (С голубыми глазками.)

Подведём итог нашего занятия. Вспомните, кто из великих композиторов, художников и поэтов изображал при помощи звуков, красок, слов весну. (Ответы детей. ) Какая весна встречается в их произведениях? (Ранняя и поздняя.) Какими словами можно охарактеризовать раннюю весну? (Быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная.) А позднюю? (Яркая, весёлая, торжествующая, цветущая.)

В конце занятия детям предлагается исполнить знакомую песню о весне.

Людмила Михайловна Иванисова,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад № 48», г. Белгород

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 92

Конспект

занятия по развитию речи

Тема: «Весна»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Ноздрина О.А.

Сочи , 2016

Цели:

1. Закрепление представлений о весне.

2. Развитие логического мышления - учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы.

3. Образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы.

4. Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев.

5. Развитие временной ориентации.

Предварительная работа:

    Наблюдение с воспитателями и родителями торжества весны в природе.

    Чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи».

    Повторение стихов о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», А. Н. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», С. Я. Маршака «Весенняя песенка», «Апрель», И. Токмаковой «Весна».

    Заучивание стихов С. А. Есенина «Черемуха», А. К. Толстого «Колокольчики » (по выбору детей).

Оборудование:

    Пейзажные картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна».

    Карточки-схемы звукобуквенного анализа названий весенних месяцев.

    (У каждого ребенка по одной карточке.)

    Простые карандаши.

Ход занятия

I. Отгадывание загадки о весне В. И. Мирясовой.

II. Припоминание примет весны в природе.

III. Повторение весенних месяцев.

1. Упражнение « Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!» - звукобуквенный анализ и синтез слов, вписывание букв в индивидуальные карточки-схемы.

2. Игра «Раз - два-три»:

а) на «раз» поднимают карточку-схему первого месяца весны и называют его;

б) на «два» - второго месяца;

в) на «три» - третьего месяца.

3. Игра «До-между-за» - закрепление последовательности месяцев, развитие временной ориентации.

IV. Беседа о весне.

С чего начинается весна?

Назовите самые первые приметы весны в природе.

(Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились черные проталины, побежали, зазвенели ручьи.)

Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Какие изменения в жизни животных происходят весной?

Как вы понимаете выражение писателя Н. Сладкова « Птицы весну принесли»?

Кто весну принес на самом деле?

Почему говорят: грачи открыли весну!

А какие птицы прилетают последними?

Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»?

Сравните, какая весна в марте, какая в мае? (Ранняя - поздняя.)

Чем отличается поздняя весна от ранней?

Найдите эти отличия на картинах.

Как можно по деревьям, цветам, земле, птицам определить, ранняя или поздняя весна?

Ранняя весна: Поздняя весна:

Земля: Темный снег, черные Снега нет, зеленеет

проталины, травка, пестреет среди

лужи, ручьи, травы много разных

кое-где белые полевых цветов.

подснежники

и синие пролески.

Деревья: Стоят голые, Почки лопнули,

начинают набухать почки. распустились листочки,

зацвела сирень

и черемуха.

Птицы: Громко кричат первыми Звонко щебечут

вернувшиеся грачи, ласточки, кукует

появились трясогузки. кукушка, весело поют

скворцы, по утрам

и вечерам заливаются

соловьи.

Ручьи: Маленькие ручейки В траве бегут, журчат,

пробиваются из-под снега, весело поют ручьи.

Вспомните стихи, описывающие раннюю и позднюю весну.

Ранняя: Поздняя:

Ф. И. Тютчев. Весна. С. А. Есенин. Черемуха.

А. Н. Плещеев. Весна. А. Н. Плещеев. Сельская песня.

И. Токмакова. Весна. А. К. Толстой. Колокольчики.

С. Я. Маршак. Апрель.

С. Я. Маршак. Весенняя песенка.

(Дети читают наизусть стихи по выбору.)

V. Лексико-грамматические игры и упражнения.

1. Подберите признаки и действия.

Весна Солнце

Дружная наступает весеннее греет

ранняя приходит теплое светит

поздняя борется (с зимой) яркое радует

веселая побеждает ласковое блестит

звонкая радует

красивая цветет

теплая благоухает

цветущая звенит

долгожданная поет

2. « Образуй признаки» - словообразование относительных прилага-тельных по образцу и подбор предметов к ним.

Образец: весна - весенний день,

весеннее солнце,

весенняя одежда.

март -

апрель -

май -

3. «Подбери родственные слова»

(При затруднении детям предлагается выделить родственные слова из контекстов).

Весна - Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Дети одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появились веснушки. К празднику дети разучили народный танец «Веснянка».

Солнце - Весной солнышко ярче светит и сильнее греет. Солнечный зайчик, ворвался в окно и забегал по стене. Уже стало жарко на солнцепеке. Люди прикрыли глаза солнцезащитными очками. Желтые подсолнухи повернули головки к солнцу. Их них сделают душистое и полезное подсолнечное масло.

Трава - «Зяблики появились - зеленая травка появилась». Травушка-муравушка зелененькая! Заяц, белка, лось - травоядные животные. Человека, который знает травы, умеет собирать целебные растения и лечить ими людей, в народе зовут травником. Чай, приготовленный из сухих целебных трав, называют травяным.

Цветок - «Пеночки прилетели - цветы на лугах запестрели. Черемуха расцвела - в роще появились соловьи». Вместе с проталинами из-под снега выглянули первоцветы: пролески, крокусы, подснежники. Перед домом в цветнике вот-вот расцветут разноцветные колокольчики. Ветер приносит запах цветущей сирени и шелестит страницами детской сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

VI. Итог. Почему и люди, и природа радуются приходу весны?

Закрепление вне занятия

1. Повторение стихов о весне.

2. Игра «Вспомни родственные слова» (трава, цветок, весна, солнце).

3. Игра «Образуй родственные слова» (ветер).

4. Игра «Подбери признаки, действия» (ручей, трава, цветы).

5. Рисование красками «Весна».

6. Составление схем слов (трава, ручей, ветер).

7. Доучивание загадки о весне В. И. Мирясовой.

Конспект НОД

в подготовительной к школе группе

Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

В подготовительной к школе группе

Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Материалы:

· Картинки к ребусу «Весна», набор букв, картинки с изображением 4-х времен года.

· Картинки с изображением примет весны.

· «Солнышко».

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Прослушивание мелодии «Весенняя капель».

Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Весна.

Воспитатель: Она приходит ласково.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.

Воспитатель: Ответьте на вопросы:

После какого времени года наступает весна?

А перед каким временем года?

Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?

Дети: Нет, солнце - главный помощник весны.

Дети: Что-то загрустило наше солнышко.

Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»

Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянке,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:

Какая погода бывает весной?

Какие облака весной?

Какая весной капель?

Какое небо весной?

В какую одежду одеваются весной люди?

Какая весной вырастает травка?

Дидактическое упражнение.

Скажите со словом «Весенний» - день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.

Воспитатель: Послушайте загадки :

  1. Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

  1. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (МАЙ)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Викторина.

  1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
  2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
  3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
  4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
  5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
  6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
  7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
  8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)

Игра «Исправь ошибку»

Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

Весной идет листопад?

Звери делают запасы весной?

Весной на юг улетают птицы.

Дети весной надевают весеннюю одежду

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)

Что было легко, а что трудно?


Весна пришла" (Конспект занятия в подготовительной группе)

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Весна пришла»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие».

Цель : развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.

Программные задачи:

Образовательные:

    Познакомить с народными названиями весенних месяцев;

    Устанавливать причинно-следственные связи;

    Учить изображать цветок нетрадиционным способом - с помощью ватных палочек и губки;

    Закрепить приметы весны.

Развивающие:

    Развивать словарный запас, мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность;

    Приучать приводить в порядок своё рабочее место.

Демонстрационный материал:

    Картины о весне;

    Карточки-кодировки с проталинкой, с сосульками и травой;

    Заготовка самой иллюстрации;

    Фонограмма «Времена года»;

Материалы и оборудование :

    Ватные палочки и губки на каждого ребенка;

    Гуашь: зелёная, коричневая, голубая;

    Альбомный лист.

Ход занятия.

    I. Вводное слово.

Воспитатель . Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите картины. Какое время года изображено на этих картинах? (весна ) А как вы догадались? Какие весенние месяцы вы знаете?

Издавна люди наблюдали за природой. Примечали, что происходит в каждое время года, в каждый месяц и даже день. И народ дал своё название каждому месяцу. А я вам сегодня расскажу, как называли весенние месяцы в народе.

Первый месяц - март. В народе его стали называть март – «протальник». Как вы думаете почему? (появились проталины )

Что значит проталины? (это места, где растаял снег, образовалось от слова «таять »)

Появилось много пословиц о марте. Вот одна из них «Март неверен: то плачет, то смеётся»

Почему? (то тепло, то холодно)

Месяц март я обозначу такой картинкой – кодировкой. (проталинка )

Второй месяц - апрель. Его народ стал называть «снегогон» или «капельник». Почему?

Вот одна из пословиц про апрель «Апрель всех напоит». Почему? (в апреле много воды ) А апрель я обозначу такой картинкой – кодировкой (сосульки )

Третий месяц – май. Его в народе прозвали «Травень». Почему? (последний месяц весны, листочки распускаются ). А про май такая пословица: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Почему?

А май вот такой картинкой – кодировкой (трава).

II Физкультминутка «Приметы весны»

А теперь немного отдохнём и игру мы проведём. Я буду называть приметы весны, если вы будете согласны, то топайте ногами, а если не согласны, то хлопайте в ладоши. Хорошо?

    Птицы прилетают

  • Рано темнеет

    На реках образуется лед

    На деревьях набухают почки

    Листопад

III. Беседа.

Какие первые цветы появляются? (картинку подснежника)

Хочу вам сегодня предложить нарисовать подснежники необычным способом. А каким вы сейчас узнаете. Хотите?

Проходите за столы.

Посмотрите, что лежит у вас на столах? (ватные палочки, губка, гуашь)

А кисточки есть? (нет)

Чем же мы будем рисовать?

Скажите, что можно изобразить с помощью губки? (цветы)

А с помощью ватных палочек? (стебель, проталинку, листья)

С чего начнём работу?

    Стебель с помощью ватной палочки.

    Губку обмакнуть в краску и на листок.

    Последней нарисуем проталинку. Чем её будем рисовать?

    IV. Пальчиковая гимнастика.

Встанет пораньше солнце

Чтоб землю нашу греть. (пальцы соединили и руки подняли вверх, ладонями к верху)

Бегут ручьи под горку

Растаял весь снежок (волнообразные движения двумя руками, ладошки вниз )

А из – под старые травки

Уже глядит цветок (цветок раскрывается )

Динь – динь звенит тихонько

Динь – динь пришла весна. (качать кистями рук )

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза.

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

(На каждое название насекомого загибают один

Делают кружочки из пальчиков и подносят к

Машут ладошками.

Роняют ладони на стол)

    V. Выполнение работы.

Воспитатель. Ребята, а можно ли рвать цветы? (нет ) Подснежник занесен в Красную книгу, он охраняется Государством.

Что вам сегодня понравилось на занятии? Что показалось трудным?

Спасибо. Молодцы!

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты