Какова основная идея педагогики реджио эмилия. Уникальная проектная деятельность в детских садах Реджо-Эмилия. Дети сами определяют программу развития. История возникновения Реджио-подхода

21.09.2019

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями).

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

  • движение
  • рисунок
  • живопись
  • конструирование
  • лепка
  • театральные постановки
  • театр теней
  • создание коллажей
  • музыка

В распоряжении детей . С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты -
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.

Лорис Малагуцци

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

  • комментарии взрослых (цели детского исследования или проекта, ход работы)
  • записи детской речи (комментарии (дети объясняют, чем сейчас заняты), диалоги, обсуждения, интересные фразы, гипотезы)
  • фотографии
  • видео
  • готовые детские работы

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

История возникновения Реджио-подхода

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя. Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история. На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям. В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Отрывок интервью с Лорисом Малагуцци (видео и расшифровка)

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком. Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

О Реджио-подходе с самого начала

Все три - серьёзные альтернативы традиционному обучению и источники вдохновения для передовых образовательных реформ. Рост интереса к этим методикам вызывает у специалистов и общества вопросы, какие между ними сходства и различия. Многие замечали, что взгляды на ребёнка и его развитие похожи во всех трёх подходах.

Эта статья содержит краткое описание и сравнение Вальдорфа, Монтессори и Реджио Эмилия, её цель - познакомить с ними читателей и обозначить ключевые позиции, в которых педагогики схожи и различаются. Естественно, в реальности практическое воплощение образовательной модели в каждом конкретном случае будет индивидуально. Поскольку материал предназначен для широкой публики, в нём говорится об основных задачах и принципах каждого из подходов.

История

Все три методики откровенно идеалистичны и призывают отказаться от насилия ради достижения мира и преобразования повседневной жизни. Они базируются на чётких концепциях улучшения общества через помощь детям в реализации своего потенциала как разумных, творческих и цельных личностей. Образовательные учреждения, работающие по этим методикам, прилагают все усилия, чтобы ведущие принципы оставались живыми и не превратились в заезженные лозунги.

Вальдорфский подход придумал Рудольф Штайнер, австрийским философ и учёный-одиночка.

Его интересовала как духовная, так и научная сфера: он хотел объединить эти два способа познания мира и основал «Антропософию» («знание о настоящей природе человека»). В 1919 году, в разгар послевоенной разрухи, Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики в Штутгарте (Германия), пригласил Штайнера, чтобы он организовал школу для детей работников этой фабрики. Они хотели воспитать людей, способных создать справедливое и миролюбивое общество. Новое учебное заведение отвергало принятые в то время обычаи:

  • в нём мальчики и девочки учились в одном классе;
  • принимались все дети, независимо от происхождения и знаний, не было никаких вступительных экзаменов;
  • школа была общеобразовательной (начиналась с дошкольного и кончалась полным средним образованием);
  • было независимым от внешних организаций (самоуправляющаяся административно-хозяйственная единица).

Сегодня Вальдорфские школы функционируют по общему строгому образцу, и каждая административно независима от других организаций. Насчитывается уже более 1000 школ в 60 странах мира.

Мария Монтессори была выдающейся личностью и первой в Италии женщиной, получившей диплом врача. Создав новую методику для обучения умственно отсталых детей, она в 1907 году построила и возглавила в бедном районе Рима свою Casa dei Bambini (Дом ребёнка) для детей от 4 до 7 лет.

Учение Монтессори распространилось по всему миру, особенно после того, как фашистский режим в Италии осудил этот метод и Мария была вынуждена покинуть страну. В США интерес к её системе возник в 1910-е годы, но к 20-м она уже вышла из моды и о ней надолго забыли.

Однако движение продолжало процветать в Европе и Индии. В 50-е годы деятельность Нэнси Рэмбуш привела к возрождению интереса к методу Монтессори. В США существует 5000, если не больше, школ, называющих себя «Монтессори». Из них около 20% аффилированы с одной из двух главных аккредитующих организаций - Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ) и Американским Монтессори Обществом (AMS). АМИ занимается изучением и распространением оригинальных идей Монтессори о принципах обучения и человеческом развитии. AMS поддерживает обучение по методике Монтессори в контексте современной американской культуры.

Реджо-Эмилия - город на севере Италии, где после окончания Второй мировой войны педагоги, родители и дети объединились и стали работать вместе над восстановлением общества. В итоге создали образцовую систему государственных детских садов и яслей.

Под руководством Лориса Малагуцци, директора-основателя, система переродилась из детского сада, управляющегося родителями, в общегородскую систему, занимающую теперь ведущую роль в Италии и стремительно набирающую популярность в Азии, Австралии, Северной Америке и других частях света.

Программы в Реджио семейно-ориентированы и рассчитаны для детей до 6 лет; большой приоритет в воспитании отдаётся детям с отклонениями и из неполных семей. В отличие от Вальдорфа и Монтессори, Реджио Эмилия не является полноценной методикой с определёнными приёмами, сертификацией учителей и аккредитацией учебных заведений. Взамен преподаватели в Реджио Эмилия говорят о получаемом им опыте, который является стимулом для размышлений об истинной природе ребёнка.

Теории о развитии детей и программа обучения

Все три подхода исходят из того, что дети - активные творцы собственного развития, находящиеся под влиянием внутренних природных движущих сил, вызывающих в них непоколебимую жажду роста и познания.

Рудольф Штайнер верил в единство духа, души и тела и в то, что правильное воспитание восстанавливает баланс между мышлением, чувствами и волей. В его теории развития дети проходят через так называемую «восходящую спираль знания» - три семилетних цикла, отличающихся тем, какие знания требуются маленькому человеку для успешного развития. До 7 лет дети обучаются посредством подражания и примера.

Воображаемые игры считаются наиболее важной «работой» для малышей и той деятельностью, благодаря которой они развиваются физически, умственно и эмоционально. Основное внимание уделяется:

  • исследованию собственного тела;
  • строительно-конструктивным и творческим играм;
  • развитию устной речи;
  • рассказыванию сказок и пению.

К примеру, в течение утра малыш может петь песни, рисовать акварелью или восковыми мелками, готовить пищу, смотреть пьесу в кукольном театре, гулять на природе, работать в саду, строить башню из деревянных брусков или домик из подручных материалов и ткани. Эти занятия увлекают детей и помогают развить умение сосредотачиваться и достигать поставленной цели. Значительная часть утра отводится непрерываемой воображаемой игре.

Признание важности ритма и баланса между активными и спокойными играми ведёт к тому, что учителя придерживаются цикличного расписания с повторяющимися ежегодно, еженедельно и ежедневно занятиями, в том числе различными праздниками и сезонной пищей.

Дети 7–14 лет занимаются всегда в одной и той же классной комнате и с одним и тем же учителем, они становятся тесно сплочённым коллективом и исследуют мир, пользуясь своей фантазией или «чувственным разумом».

Учебная программа последовательна и структурирована, но для преподавания не используются учебники. В методике Штайнера поощряется целостный и мультисенсорный подход к обучению и творчеству с большим упором на слушание и запоминание. К примеру, учитель может познакомить детей с арифметическими операциями, рассказав историю, в которой персонажами будут цифры, или представить Норманнское завоевание как захватывающую историю. Дети слушают учителей, а затем используют усвоенный материал, наполняя и красиво иллюстрируя свои рабочие тетради. В сущности, они создают собственные учебники, в которых полученные ими знания сохраняются в удобном формате. Дети изучают:

  • литературу;
  • народные сказки и мифологию;
  • ритмическое движение под музыку (эвритмию);
  • полезные ремёсла;
  • естественные науки;
  • иностранные языки;
  • искусство и музыку.

На свежем воздухе они строят дома и убежища из досок, брёвен и других материалов. В старшей школе у подростков пробуждается рациональная, абстрактная сторона мышления, для них становится важна этика, социальная ответственность и овладение сложными и точными науками при помощи профильных учителей.

Подход Марии Монтессори отражает теоретическое родство с идеями об образовании европейских философов Руссо, Песталоцци, Сегена и Итара. Она верила в присущий детям с рождения ум, в котором присутствуют рациональная, эмпирическая и духовная части. Она видела развитие как череду шестилетних периодов, повторяющихся как синусоидальные волны, в каждом из которых ребёнок чувствителен к определённым вещам. Как конструктивист, она брала за основу деятельных детей, жаждущих знаний и готовых изучать, стремящихся к совершенству в жизни, игре и работе. В системе дети обычно сгруппированы в разновозрастные классы, чтобы поддерживать связь между младшими и старшими и способствовать более близким отношениям между ними.

От рождения до 3 лет длится период «несознательного впитывающего разума», тогда как от 3 до 6 - «сознательного впитывающего разума». В оба периода малышу необходимы чувственные стимулы, координация движений, порядок, свобода выбора деятельности и возможность заниматься без перерывов в спокойной и красивой подготовленной среде, помогающей делать правильный выбор. В ясельных (от рождения до 3 лет) и дошкольных (от 3 до 6) классах обычно находится несколько учителей. Чтобы ввести новую тему, педагог показывает подходящие предметы и игры, если видит, что ученик готов к их изучению. Мария Монтессори лично разработала наиболее известные материалы, с которыми и сейчас занимаются дети в Монтессори-школах.

Многие материалы создаются непосредственно в школах учителями, исходя из потребностей воспитанников. В методе практикуется индивидуальный подход к обучению, в котором, однако заметно деление на тематические области и последовательность в изучении предмета. Индивидуальный подход и специальные методики Монтессори «от письма к чтению» приводят к тому, что некоторые дети младше 6 лет уже умеют читать и писать. Дошкольники, находящиеся в садах полный день, обычно занимаются по Монтессори в утренние часы, а типичные для детсадов игры и развлечения (в том числе воображаемые игры) проходят во второй половине дня.

С 6 до 12 лет у детей появляется желание более полно изучать окружающий мир, они учатся рационально подходить к решению задач, взаимодействовать с группой, у них совершенствуется воображение и общее знание культуры. С 12 до 18 лет подростки работают над тем, чтобы стать полноценными членами общества, в этот период они считаются гуманистическими исследователями, людьми, решающими проблемы реального мира и мыслящими искателями справедливости.

Взгляды Лориса Малагуцци отражают социальный конструктивизм Дьюи, Пиаже, Выготского, Брунера. Сосредоточившись только на младенческом и дошкольном возрасте, Малагуцци счёл теорию о стадиях развития Пиаже слишком ограничивающей. Он нарисовал выразительный образ ребёнка, социального с рождения, умного и любознательного. Его теория о том, что «образованность зарождается из отношений» приводит к тому, что основное внимание в воспитании уделяется взаимодействию малыша с людьми: с другими детьми, семьёй, учителями, обществом.

Дети развиваются, учась символически выражать свои мысли и чувства с помощью «ста языков» (эмоциональных, коммуникационных и когнитивных):

  • слов;
  • движения;
  • рисования;
  • строительства;
  • скульптуры;
  • игры в тени, коллажей;
  • театральных постановок;
  • музыки и т. п.

Языков, которые они непрерывно изучают и комбинируют. Педагоги учитывают интересы малыша и не учат его специально читать и писать, однако дети научаются этому самостоятельно, просто следуя за своими мыслями и творчески перерабатывая их, а также общаясь с другими детьми. Программа обучения всегда следует какой-то цели, но она непредметна и бессистемна.

Изучение чего-либо происходит по взаимной договорённости между ребёнком и взрослым тогда, когда малыш этого хочет, и может повторяться много раз, затрагивая разные аспекты изученного. Близкие, многолетние отношения между маленьким человеком и учителем, а также с одноклассниками поощряются с помощью цикличной организации. Классные комнаты оформлены красиво, вызывают чувство комфорта и лёгкости, оснащены разнообразными предметами; в классах дети занимаются долговременными проектами на произвольные темы, помогающими научиться совместной работе.

Подход Реджио Эмилия был разработан для муниципальных детских учреждений и не предназначен для обучения детей старше 6 лет. Однако передовые педагоги в США пользуются находками Реджио Эмилия для организации учебного процесса в младших классах (особенно это касается работы над проектами и документирования).

Роль учителя

Преподаватели трёх подходов похожи в том, что они стремятся заботиться о детях и быть для них партнёрами и образцами для подражания. Тщательно подготовленная красивая среда становится одним из педагогических инструментов и сообщает детям важную информацию о сути школьной программы. Во всех трёх подходах высоко ценится сотрудничество с родителями.

Однако разница во взглядах на природу детей и сущность образования приводит к тому, что служебные обязанности учителей понимаются по-разному в каждом из подходов.

В Вальдорфской школе учитель похож на церемониймейстера , так как он проводит и придумывает многие коллективные занятия, в которых объяснение нового материала сочетается с творчеством и воспитанием духовности. Также учитель - строгий нравственный лидер, стремящийся создать в классе дружелюбную гармоничную атмосферу, насыщенную призывами заботиться о коллективе, обществе, окружающем мире. Классная комната должна быть такой, чтобы в ней дети могли легко проявить своё мышление, чувства и волю, независимо от их характеров и склонностей. Простые цвета и натуральные текстуры вкупе с тщательно подобранными материалами (многофункциональные игрушки и куклы ручной работы с минимальным количеством деталей, чтобы стимулировать воображение) - непременные составляющие лаконичных, по-домашнему уютных, живописных Вальдорфских классов.

Учителя стараются и усилить природную детскую любознательность, жажду знаний, веру в доброту и любовь к прекрасному. В дошкольных классах педагоги сдержанны, а в начальной и средней школе дают ученикам больше наставлений и поучений. В Вальдорфских садах учителя не проводят явных уроков, а преподносят знания как бы случайно, но всегда внимательно следят за тем, что происходит в классе.

В школах Монтессори гид - невидимый режиссёр , под наблюдением которого дети самостоятельно (в одиночку или небольшими группами) занимаются тем, что им интересно. Внимательно и систематично наблюдая за учениками, педагог старается создавать и поддерживать спокойную и продуктивную атмосферу, в которой дети могут легко обучаться новому, чередуя длительные периоды глубокой сосредоточенности с краткими периодами покоя.

Задача учителя - помочь ученикам и воодушевить их, дать им возможность обрести уверенность в себе и внутреннюю дисциплину, чтобы необходимость внешнего контроля была всё меньше и меньше по мере того, как ребёнок становится старше. Если он увлечённо занимается чем-то плодотворным, его нельзя отвлекать, это нарушает его поток, интерес и внутреннюю работу мысли.

С первых лет жизни малыша учителя прилагают усилия, чтобы он вступил в контакт с действительностью, для этого стараются задействовать все органы его чувств и привлекают его к практической деятельности; а в дальнейшем используют природную любознательность и восприимчивость, чтобы обучить всему необходимому.

Педагог более активно работает с младшими детьми в группе, показывает им, как пользоваться разными предметами и, тщательно оценив потребности, предлагает подходящие занятия. В подготовленной упорядоченной среде малышам легко следовать своей природной склонности увлечённо работать самостоятельно или в группе. Книги, игрушки и материалы тщательно отбираются, предпочтение отдаётся высококачественным и натуральным материалам.

В красиво оформленных книгах представлена информация о реальном мире, книги с фантазийными элементами не приветствуются для детей младше 5–6 лет. Дети движутся вперёд с удобной для них скоростью и ритмом, в зависимости от индивидуальных способностей. Школьный коллектив, включая родителей, работает над тем, чтобы ученики открыли в себе единство тела, разума, чувств и духа, являющееся базисом целостного мирного воспитания - принятие и гармоничное взаимодействие со всеми людьми и окружающим миром.

Учителя в Реджио можно назвать соавтором ребёнка, он поддерживает искусный баланс между активным участием в игре или работе малыша и наблюдением за ним. Внимательное наблюдение за детьми, документирование происходящего и дальнейшее обсуждение с другими взрослыми помогает педагогам лучше понять потребности воспитанников.

В классе работает два учителя, также поощряется сотрудничество между всем школьным коллективом. Дополнительные педагоги, специализирующиеся на изобразительных искусствах, работают вместе с учителями и детьми, помогая им научится выражать себя с помощью разнообразных средств и символических систем.

Педагоги создают среду, богатую возможностями и вызовами, в которой можно найти много интересного и решать разнообразные задачи, часто небольшими группами с бурными обсуждениями. Также в обязанности учителя входит документирование всего происходящего, что помогает детям увидеть свои прошлые слова и действия и оценить свой прогресс, другими словами, процесс обучения находит выражение в реальном мире.

Учителя подсказывают, как использовать те или иные предметы или материалы, когда это необходимо; помогают найти нужные средства и поддерживают детей, иногда изнутри группы, иногда просто внимательно наблюдая за ними со стороны. Правильное оформление помещений очень важно, обстановка должна поддерживать взаимообмен и отношения детей с окружающим миром и другими людьми; это достигается с помощью прозрачных материалов и зеркал, большого количества открытых пространств, обилия света, мягких и плавных форм и общей гармоничности. В классе царит атмосфера шутливости и веселья. Школа и общество в целом приветствуют участие детей в своей культурной жизни.

Оценка, контроль и исследования

Во всех трёх подходах для оценки знаний не применяются традиционные методы (тестирование, экзамены) и баллы. Взамен родители получают подробные описания того, как прошёл день ребёнка и что он изучил, а также принимают участие в отчётных мероприятиях или выступлениях. Родителям периодически показывают или присылают домой портфолио или другие результаты индивидуальной или групповой работы детей.

И других итальянских городах учителя создают diarios , или памятные книги, чтобы отмечать прогресс детей от рождения до 3 лет. Исследование процесса (формативная оценка) - ключевой фактор в усовершенствовании программы и контроле качества для этих подходов. Наглядным примером является стратегия документирования в Реджио Эмилия - коллективной практики, помогающей учителям увидеть и услышать детей, с которыми они работают, и при необходимости изменить программу обучения, равно как и посредством совместного обучения и размышлений способствовать профессиональному росту педагога. Документирование также жизненно необходимо для систематического наблюдения и изучения того, как в детском коллективе зарождаются идеи, теории и понимание.

Исследование долговременных результатов обучения не присуще ни одному из этих подходов. В Вальдорфе для доказательства эффективности обучения используются отзывы родителей и выпускников, также существуют исследования творческих способностей. Работники в Реджио Эмилия для сбора информации об эффективности своей программы применяли опросы родителей и интервью с ними. Тем не менее педагоги в Реджио считают педагогическую документацию скорее поводом для размышления, а не оценкой качества образовательной методики.

Из всех трёх подходов Монтессори наиболее открыт к проведению эмпирических исследований о том, каких результатов достигают ученики. Множество исследований доказывает её эффективность и позволяет увидеть, что дети быстрее обучаются чтению, математике, в целом более грамотны и мотивированы к учёбе. Американское Монтессори Общество создало Teachers Research Network для сбора наблюдений учителей о педагогической практике. Деятельность TRN также включает в себя обучение учителей совместной работе с руководителями научных исследований, интерпретации результатов, постановке вопросов, использованию качественных и количественных методов оценки и проведение совместных сравнительных исследований между различными школами.

Современные методы исследования: интервью, наблюдения, фокус-группы, анкетирование - в дополнение к новаторским методам и достоверной оценке знаний ребёнка могут применяться для изучения Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школ, учеников и их семей. Это поможет найти новые и уточнить имеющиеся данные об эффективности вышеописанных подходов, проанализировать их характерные и уникальные достоинства и недостатки и объяснить, почему так часто родители одобряют, а дети гармонично развиваются в Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школах.

Дина Дианова — эксперт по адаптации реджио-подхода, 12 лет она развивает студию свободного развития« Зеленое яблоко». Именно этот подход был выбран для , и он показался нам настолько интересным, что захотелось рассказать о нем и другим. Эта тема не связана с продуктами питания, о которых мы обычно пишем, но очень близка к философии« ВкусВилл». Надеемся, нашим читателям будет интересно.

« В центре реджио-подхода стоит ребенок, не привычный нам пустой сосуд, который надо наполнить чем-то необыкновенным с нашей, взрослой, точки зрения, какой-то научной картиной мира и правильными вещами, — рассказывает Дина Дианова, — Мы относимся к ребенку, как к ларцу с сокровищами, которые надо явить миру. И взрослым надо создать такие условия, в которых эти сокровища явятся».

Для этого создается особая богатая среда, наполненная различными материалами, специальными устройствами и возможностями, которые провоцируют интерес ребенка, а взрослые являются своего рода фасилитаторами, которые помогают ребенку в этой среде реализовать этот интерес и строить свой мир.

« Это нам позволяет увидеть реальные интересы ребенка: как он строит отношения с другими детьми, другими объектами, как он себя проявляет в этом взаимодействии. Потому что реджио — это действительно педагогика свободы, но это свобода сообщества, в которой ребенок находит баланс между своими интересами и интересами группы, в которой он находится», — объясняет Дина.

Подход был создан гражданами, это не выдуманная в кабинетах система, а педагогика, выросшая из реальной истории маленького городка Реджио-Эмилия на севере Италии, откуда она и получила свое название. В послевоенные годы жители решили, что их будущее будет зависеть от настоящего их детей и захотели создавать такие школы и сады, в которых личность развивалась бы свободной, творческой, критически мыслящей, то есть, приобрела бы все бесценные навыки для XXI века — софт-скиллз, как мы бы назвали их сейчас.

Потом к энтузиастам присоединился молодой учитель Лорис Малагуцци. Он был настолько вдохновлен гражданским подвигом простых людей, что начал активно изучать, привлекать и перерабатывать все новое в психологии и педагогике того времени, включая систему Марии Монтессори, вальдорфскую педагогику, идеи основателей когнитивной психологии Льва Выготского и Жана Пиаже, а также других мыслителей практиков.

В итоге к 60-м годам в Реджио-Эмилии возникла целая система дошкольных учреждений, которая включала в себя ясли и сады с совершенно уникальным подходом — в центре сада Лорис Малагуцци поставил фигуру« художника», который работает с детьми, и «ателье» — у нас бы это называлось« творческая мастерская», наполненная разными возможностями.

В этой мастерской происходит много интересного — там нет программы, а есть проектирование — постоянно возникающая программа от задач, которые стоят перед ребенком, перед группой детей, перед сообществом. И всегда есть ответ на вызов времени: возникают какие-то интересные явления в городе, и это явление может стать предметом проекта в группе.

Нет никакой, в нашем понимании, программы обучения, жесткости плана, а есть открытая творческая обстановка. Всячески приветствуется исследовательское поведение детей, выдвижение детьми собственных гипотез. Ошибки и время рассматриваются как личный и групповой ресурс.

Нет четких рамок в проекте: он может начаться, притормозиться, снова возобновиться. Он может охватывать всю группу, или быть предметом интереса одного или двух детей. Взрослый не указывает, что делать, а включен в процесс вместе с детьми. Он не навязывает помощь, не диктует, не задает вектор. Но может провоцировать.

Например, ребенок приносит в студию игрушку, маленькую морскую звезду, кладет ее на поверхность оверхед-проектора, который в увеличенном варианте проецирует ее на большой белый лист на стене, затем он обводит эту уже выросшую в размерах звезду. А это волшебное действие провоцирует интерес у других детей и становится началом большому Морскому проект, в котором создается целый мир, населенный разными подводными обитателями, реальными и фантастическими.

Итак, пространство мы создали, теперь оно должно наполняться правильными взрослыми. В чистом виде подход существует только в Реджио-Эмилии. За последние 50 лет по всему миру вдохновившиеся реджио-педагогикой специалисты и родители адаптируют ее и развивают под свои задачи и окружение. Но главное везде — насыщенная различными предложениями среда и сотрудничество детей и взрослых. Причем, взрослый не дает готовой научной картины мира, не критикует« несовершенные» детские гипотезы, он, прежде всего, создает возможности, наполняет ими среду и вместе с детьми ее поддерживает и наполняет.

Реджио-педагогика развивает в растущем человеке творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде.

В реджио-подходе заложен огромный потенциал развития демократии — правила не спускаются сверху, а рождаются из прецедентов и ситуаций. Они свободно обсуждаются, поддерживаются и транслируются самими детьми. В подходе, прежде всего, уважается право ребенка на свой путь развития и строительства собственного знания о мире и о себе. Дети открыты к познанию, они с радостью объединяются в группы вокруг общих интересов. И у каждого ребенка должна быть возможность и самому что-то поделать или укрыться в уютном домике-норке и подглядывать за миром.

«Ребенок состоит из сотни.
У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.

У ребенка
сто(и еще сто, сто, сто) языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.

В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть".
Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода

Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.

«Летидор» разобрался, чем заслужила такую популярность методика и почему она помогает детям мыслить свободно.

Как появился реджио-подход

После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.

В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого - вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.

Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.

В основе реджио-педагогики - предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.

Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого - не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа.

В 1970-х годах подход Малагуцци был оценён мировым педагогическим сообществом на международной выставке образования в Стокгольме.

Педагоги из разных стран с интересом слушали, как итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.

Суть реджио-педагогики

Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.

Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.

Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.

Пространство поделено на разные зоны:

от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.

Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.

Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.

Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.

Педагогика Реджио Эмилия Презентацию подготовила: студентка 4 курса, группы д\о Ефимова Евгения


Реджио Эмилия – это не теория воспитания ребенка, не методика и не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Большое внимание уделяется тому, что видит и чувствует ребенок в раннем детстве. Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Воспитатель «эволюционирует» вместе с ними. Важная черта дизайна учреждений Реджио - центральная площадка «pizza», где общается воспитатель с детьми.


Термином «реджио-педагогика» принято называть концепцию и практические методы работы коммунальных детских садов в северо-итальянском городе Реджио-Эмилия. Всемирно реджио-педагогика считается самым амбициозным направлением элементарной педагогики, а в 1991 году группа экспертов определила этот педагогический подход как наилучший метод работы для детских дошкольных учреждений. В том же году, по мнению американского еженедельника «Newsweek», детские садики Реджио были признаны лучшими в мире. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями, в 1994 году был создан Фонд «Дети Реджио». С тех пор реформаторские начинания Реджио получили всемирное распространение. В том числе и в Германии.



Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководивший в Реджио- Эмилия городскими детскими садами. «Провокатор в вопросах детства», - таковым считал себя Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни.


Малагуцци стремился связать воедино ребенка, его семью и его окружение – то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджио-педагогики – право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы: Воспитание демократии; Воспитание социальной справедливости; Воспитание солидарности



Появление такой педагогики в городе Реджио-Эмилия не случайно. Традиционно управляемый «левыми» регион Эмилья Романья славится в Италии не только своим высоким уровнем жизни, но и своей хорошо налаженной работой органов государственного управления, а жители региона всегда выступали за высокую степень гражданственности и участие населения в решении общественных проблем. Детское воспитание считается там делом не частным, а общественным.


В течение последних десятилетий детские сады и ясли Реджио- Эмилия стали для педагогов своеобразными святынями, местом чуда, восторга и вдохновения, подобно флорентийским Уффициям для любителей искусств. Работа над проектом играет в реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируется на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго – от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт. Важный элемент реджио-педагогики при работе над проектом – документация происходящего процесса посредством больших настенных плакатов («говорящие стены») или посредством ведения журнала. Для развития и воспитания, самовосприятия, общения и экспериментальных возможностей необходимы так же и архитектурные предпосылки. Поэтому «третьим воспитателем» по реджио-педагогике считаются помещения детского сада. Они дают детям чувство защищенности и в то же время призывают к активности. Так же особенно характерны зеркала различных форм, костюмерные, театр теней, почтовые ящики, проекторы и лайтбоксы. Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение, исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру.


Если в большинстве детских садов игрушки «детские», но в основном бессмысленные, то в реджио-детсадиках есть просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего – материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а также винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Реджио-педагогика – это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией – творец самого себя, конструктор своей личности, - так полагает реджио-педагогика.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты