Турецкий девичник, ночь хны. Про турецкую свадьбу (Ночь Хны) Что означает хна на руках у турков

23.06.2020

«Ночь хны» в переводе на турецкий “kina gecesi”.

Посчастливилось мне стать свидетелем или скорее участником «ночи хны», которая устраивается перед свадьбой обычно в среду.

Итак, перед свадьбой моей знакомой было объявлено о проведении девишника, на котором проводится и церемония хны и, где собираются родственницы и подружки невесты. Церемония эта очень занятная и интересная.

Естественно в деревнях и небольших, отдаленных от курпных городов поселках сохранились более глубокие традиции проведения ночи хны. Девишник, на котором же побывала я уже был на современный лад. Проводился в ресторане под открытым небом в парке «Лунный Свет» в Кемере. Ресторан условно был поделен на две зоны. В более отдаленной зоне заседали гости «девишника» мужчины, то есть все те мужчины, которые являются мужьями, братьями, отцами и прочими родственниками присутствующих на девишнике дам. Тем не менее их присутствие нисколько не смущало женщин, они веселились, пели, плясали, громкий смех сменяли жалобные песни и стихи, заставляющие невесту плакать. Оно и не удивительно, «ночь хны» – проводы невесты из ее родного дома.

Сама церемония проходила следующим образом: невеста в красивом красном платье с покрытой головой красной вуалью сидела в центре на стуле. Подружки и молодые девушки обходили невесту вокруг, неся в руках длинные палки, на которых по традиции должно было каким – то образом висеть кое-что из ее приданого. В данном случае ничего не весело. Вообще сложно представить, как там должно это приданое висеть. После такого обхода, одна из старших женщин (кто по родству мною установленно не было – это вообще трудно сделать, а именно установить родство, так как по мне там все были родственники и в принципе не важна степень, все-равно не найти ни конца ни края) начала наносить хну на ладони, пальцы рук и ног невесты, все это сопровождалось жалобными песнями и невеста горько рыдала, а вслед за ней и все многочисленные родственницы и, казалось, что мужчины тоже вот вот зарыдают, несмотря на то, что находились они в некотором отдалении от всего основного действа. Так вот, когда наносится хна на ладони, туда же вкладываются и золотые монеты, символизирующие богатство и достаток. На руки одеваются красные варежки. Далее продолжается веселье, танцы. Женщины издают специфические выкрики. Хна наносится и на руки других молодых незамужних девушек, что в свою очередь символизируют скорую свадьбу. Небольшое количество хны выкладывают на середину ладони, после закрывают либо салфеткой, ну или чем подручным. Через некоторое время хну смывают и на коже остается след. Что касается меня, я была в полном восторге, по большей части от того, что мне тоже измазали руки. Ужасно была довольна, даже испытывая некий дискомфорт, так как отнеслась я к этому делу (то есть то, что мне намазали руку) с полной серьезностью и на протяжении часа старалась даже не шевелится. Да и о том, что данная процедура символизирует скорую свадьбу я на тот момент еще не знала. Узнала позже, но было уже поздно))).

Полагается, что все эта церемония длится до утра, так как это последняя ночь девушки, проведенная ею в родительском доме.

«Ночь хны» и свадьба по-турецки. А порадую-ка я вас сегодня повествованием о том, как пришлось мне побывать на турецкой свадьбе, и какой интересный национальный обычай я увидела! НОЧЬ ХНЫ. До сих пор в Турции распространён обычай до росписи в...

НОЧЬ ХНЫ и турецкая свадьба. Стамбул, июль 2016

Интересные места, Культура, Мифы, легенды, истории в Турция, Стамбул

«Ночь хны» и свадьба по-турецки.

А порадую-ка я вас сегодня повествованием о том, как пришлось мне побывать на турецкой свадьбе, и какой интересный национальный обычай я увидела!
НОЧЬ ХНЫ.
До сих пор в Турции распространён обычай до росписи в ЗАГСе проводить очень необычные для нашего восприятия ритуалы проводов молодых из холостяцкой жизни в жизнь семейную.
Возможно, многие любители Турции брали у турагентов страны так называемое шоу «Турецкая ночь». Помимо народных танцев и танцев дервишей гостям так же показывают инсценировку ритуалов прощания жениха и невесты с друзьями с соблюдением определенных ритуалов. Теперь, с моей помощью, вы побываете на реальной церемонии.
..За неделю до намеченного торжества мы получили приглашение от жениха и невесты на торжественное бракосочетание и последующий званый ужин.

Ну и на правах законной супруги родственника жениха я получила устное приглашение поучаствовать в ритуале «Ночь хны». Эрсан очень удивился, узнав, что я имею представление об этой традиции, хотя, как он сказал чуть позднее, моим познаниям по стране он уже практически не удивляется! Театрализованное постановочное действо я с удовольствием смотрела в Каппадокии на вышеупомянутой «Турецкой ночи». Даже приняла там небольшое участие (об этом в процессе повествования обязательно упомяну).
Наверное, «Ночь хны» с натяжкой можно сопоставить с нашим девичником. Здесь тоже невеста прощается со своей холостятской жизнью, так же присутствуют близкие подружки, только еще добавляются родственницы как и невесты, так и родственницы со стороны жениха. В принципе, это знакомство женской родни мужа с будущей родственницей, где она должна показать себя с самой выгодной стороны.
Где-то в интернете я давно читала еще об одной традиции, когда молодую невесту накануне свадьбы ведут в хамам будущая свекровь, тётушки и сестры жениха. Как было описано в заметке, это делалось для того, чтобы получше рассмотреть физические данные будущей матери детей их сына/брата. Не знаю, как это происходит сейчас, и подвергалась ли этой процедуре героиня моего рассказа, но то, что с физической формой у неё всё в порядке, чуть позже можно будет убедиться по фотографиям, которые я вам с удовольствием покажу.
В намеченный день за мной зашли родственницы, которых я, по доброй турецкой традиции вначале напоила чаем, потом угостила фруктами, некоторое время посвятили обмену любезностями и небольшому обмену новостями. После этого мы отправились в специальный салон, где и была намечена церемония.
«Ночь хны» проводится исключительно для женщин. Мужчины в это время тоже общаются с женихом в совершенно другом помещении, и с женской половиной не пересекаются. Я очень надеялась на фотоотчет мужа с женихового вечера, но мой Медведь наглухо задержался на работе, поэтому празднество прошло мимо него.
На входе гостей встречал жених и организаторы церемонии, которые провожали прибывающих во внутрь ресторана. В вестибюле присутствующим предлагались сладости и напиток ЩЕРБЕТ, о нём я писала в своей Заметке «Что попить в Турции», но, к сожалению, здесь просто забыла его попробовать!

Внутреннее убранство зала очень милое, оформлено в бело-розовых тонах, кое-где фиолетовые вкрапления декора.

Но, самое бросающееся в глаза – это, конечно, специальный «трон невесты» - я так назвала сама для себя.

Чтобы потом не уходить от темы, напишу сразу, что я сначала думала, что невеста будет сидеть там постоянно, и, по зову тамады, будет исполнять то, что положено по ритуалу. В реальности все оказалось совершенно по-другому. Тамады никакого не было, а если и присутствовал какой-то руководитель действа, то он замечен мной не был. Но невеста все ритуалы исполняла точно как по расписанию, да и то, что был сценарий, и, возможно, репетировалось всё действо накануне, было понятно. Так вот, на своём «троне» невеста восседала только для фотосессий с гостями, всё остальное время она находилась в гуще событий, и я не видела, чтобы она хоть раз присела поесть или попить!
О гостях. Родственницы со стороны жениха (то есть, наша половина) очень сильно отличалась от невестиных гостей.

Из «открытых» женщин у нас было только три персоны среднего и старшего взраста – я и ещё родственницы из Анкары и Измира. При этом, в наших нарядах преобладали мрачные черно-синие тона. Когда как со стороны невесты женщины были одеты более по-светски. А, если кто и был в хиджабах, то выглядели очень нарядно в добротных и дорогих атласных костюмах. Подружки невесты вообще щеголяли в коротких платьицах, нисколечко не смущаясь и не комплексуя, из чего было понятно, что такая одежда для них привычна в повседневной носке.

Меня мои протеже настоятельно попросили одеться «достойно», поэтому я пришла на торжество в шелковых широких брюках-юбке и кофточке, которая наглухо закрывала мою грудь до самого подбородка. Естественно, цвет наряда был сдержанно-темный! Я совершенно не сопротивлялась их просьбе, так как не знала, что там будет, и какие родственницы у невесты. Нужно было «держать марку», и я с этим справилась.

Я отсела от своих возрастных тётушек, под предлогом того, что у них неудачное место для съёмки. Если честно, то можно было и с ними сидеть, т.к. когда я делал фотографии, то на месте не сидела. Но меня очень подавляли тёмные одежды и выражения лиц, на которых никаких эмоций практически не отражается. С родственницами невесты мне сиделось гораздо комфортнее. Да и молодые родственницы «с нашей стороны» потом ко мне перебрались!
Наступает кульминационный момент, мы встречаем НЕВЕСТУ!

Хороша! Но я, помня шоу «Турецкая ночь», ждала, что невеста будет одета по-другому…
Не присев за стол, не откушав, ни пригубив напитки, моя героиня тут же пускается в пляс. Звучат национальные мелодии, в ритм им невеста и её подружки названивают бубнами. Один бубен дали и мне.

Ради приличия я тоже встала в круг и немного им потрясла – после невесты я была второй звездой на этом празднике, и за мной тоже наблюдали как сторона жениха, так и сторона невесты. Иностранка!
Вот ритуал танца невесты с барабаном для меня остался тайной. Вначале в барабан била одна из подружек невесты, потом передала сей инструмент ей. Предполагаю, что это связано с оберегом от сглаза. Позже спросила у мужа, но он с этим обычаем оказался не знаком.

Во время танца невесты подружки на коленках сидели по кругу, окружая танцующую. Ровно 4 года назад, на «Турецкой ночи» я точно также сидела в кругу актеров, которые инсценировали этот ритуал!

Гостям разносили угощение. Это был традиционный слоеный пирог с сыром, маленькие котлетки из булгура, и пирожные с заварным кремом. Из напитков предлагались любимые турками газировки фабрики «Кока Кола» и фабричный лимонад.
Гарсонами были исключительно девушки.

Через некоторое время я обратила внимание на то, что подружки невесты одели красивые блестящие накидки, а сама невеста куда-то исчезла. На мой вопрос я получила ответ, что невеста ушла переодеть другое платье!
Девочки в накидках приобрели совершенно другой – загадочный – вид!

Наконец появляется невеста! Теперь она в национальном свадебном платье «биндалли», и с закрытым, по древней традиции, лицом. Как мне показалось, вздох восхищения прямо-таки застыл в воздухе. Смотрите!

Невесту усаживают на стул, зажигают фейерверки.

И затем начинается церемония, которая и дала название этой волшебной «ночи».
На ладони невесты наносятся хной большие точки, которые не сойдут у неё с рук в течении нескольких дней (от недели до двух). После этого в ладошки вкладываются золотые монетки и прячутся за специальные нашлепки в виде розочек.

Где-то я читала, что это должна делать свекровь, но на «нашей» ночи это делала другая женщина, но родственница точно. Правда, судя по одежде, не из нашего «клана».
Зачем наносится хна? Я считаю, что это очень мудрый древний обычай. За то время, пока хна не сойдёт, новоиспечённая невестка в доме свекрови, где ей жить теперь отныне, ничего делать не будет. Эти несколько дней молодая женщина будет присматриваться к укладу жизни в новом для нее жилище, и, когда хна сойдёт, уже будет знать правила и устои именно этого дома. Есть возможность и время для молодой жены узнать о привычках семейства и не лезть (даже с добрыми побуждениями) вперед свекрови со своими правилами. Очень умно.

Открывают лицо невесты.

По древней традиции, невеста теперь должна рыдать, демонстрируя всем присутствующим свою горечь расставания с девичеством. Но наша дева счастлива и рыдать вовсе не собирается.
После этого невеста проходит по кругу, демонстрируя гостям свои ладошки.

Раньше невесте хной еще расписывали причудливыми узорами руки и ноги, сейчас этот обычай остался в прошлом. Но вот гостям, кто желает, в фойе специальная женщина наносит узоры хной на запястье.

После этого был ещё один ритуальный танец, который так же для меня остался загадкой.
Танец в разноцветной «юбке», концы которой подружки невесты держали в руках.

«Ночь хны» подходит к концу. Ещё один ритуал, которого на «Турецкой ночи» я не видела.
Расстилается дорожка, к которой, с кувшином в руках, подходит невеста. В кувшине находится сахар. Пританцовывая, невеста кружится и, как бы невзначай, «роняет» кувшин на расстеленный коврик. На лицах гостей отражается разочарование – кувшин не разбился!

В идеале, должны во все стороны разлететься черепки, а сахар, символизирующий сладкую и полную жизнь, должен высыпаться наружу. Будем надеяться, что это просто ритуал, и к реальной жизни отношения иметь не будет.
Ну а женщин встречают на выходе их мужчины из числа родни, и мы прощаемся на 2 дня до государственной регистрации брака (никяха).
НИКЯХ.
У нас с мужем была простая роспись. Без «Ночи хны» и без торжественной росписи с десятками приглашенных. Званого ужина тоже не было. Мы позже посидели с моими русскими подружками Леной-Лейлой (Стамбул) и Алёнкой (Курск) в одном из ресторанчиков Стамбула.

Наш брак был не первым в нашей жизни, да и случился он очень скоропалительно. На фоне событий со сбитым истребителем мы побоялись, что закроют границы, и мы останемся в разных странах на неопределенное время, а, может, и навсегда. Поэтому я в течении 2-х месяцев увольнялась с работы, оформляла все необходимые документы для выезда и для заключения брака за границей, и 25 декабря вылетела в Стамбул. 31 декабря мы заключили наш союз. Поэтому времени и денег для подготовки шикарного действа у нас не было. Я нисколько не расстроена этим, потому что настоящее счастье не измеряется пышностью свадьбы или количеством подарков: мы СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ, и этого довольно.

Так вот, настоящую праздничную церемонию заключения брака испытать не пришлось, но довелось увидеть «со стороны». Фотографии далее по тексту будут с мобильного телефона, т.к. в ЗАГСе снимать на профессиональную технику запрещено – конкуренция! Поэтому сразу прошу прощения за качество снимков, хотя, с помощью лёгкого фотошопа, мне удалось хоть что-то путёвое вытащить из невероятного количества сделанных снимков. Да, фоторепортёром, которого не желают видеть «профи», быть нелегко…
Никях и званый ужин – эти два действия связаны между собой не для всех. Если на росписи могут присутствовать сотни человек (да-да, у одной пары!), то на званом ужине остаются только специально приглашенные гости. Конечно, я пишу сейчас про городскую свадьбу. В деревнях, наверняка, все это проще, и роспись с угощением, по турецким законам, может совмещаться для удешевления процесса.
На бракосочетании наших молодых, Эсны и Серхата, было сотни две гостей! И, конечно же, «наших» женщин легко можно было вычислить по темным одеяниям!

Мужчины на торжество прибыли практически все при галстуках и в светлых рубашках, а кто и в костюмах.

Почему про мужчин тоже заострила внимание: мужское население Турции очень любит рубашки. Футболки носит молодежь, и то – до определенного возраста: после 30-35 лет это опять же будут рубашки с неизменной «клеткой». До жизни в Турции для меня, конечно же, существовал рисунок на ткани «клетка». Просто «клетка» и все. Никогда не задумывалась, что может быть такое великое разнообразие этого однообразия (простите за каламбур)! Так вот, светлые однотонные рубашки одеваются либо для работы, либо на какие-то торжества, в обычной жизни это редкое явление.
И обо мне. Я показала Эрсану фотографии с «Ночи хны», где женщины со стороны невесты одеты очень по-светски, и муж дал добро на то, чтобы я оделась так, как посчитаю нужным сама. Моим выбором он остался доволен. Наши «вороны» тоже.

Дальше я поставлю только фотографии церемонии, т.к. официальная часть проходит одинаково во всём мире. Единственное что, здесь церемонию бракосочетания проводит мужчина. На время церемонии одевает специальный «халат», и все вопросы и ответы приглашенные слышат очень хорошо, т.к. действующие лица используют микрофон. Кстати, для гостей предусмотрены стулья, это очень правильно! Ещё, никях мой и Эрсана происходил зимой, поэтому нас сочетали в помещении. Наших молодых расписывали на свежем воздухе.
Смотрим..

После росписи выдается специальная книжечка. её можно видеть на последней фотографии в руках у новобрачной. Я покажу вам поближе - наш с Эрсаном экземпляр.

Если дословно – «семейный кошелёк». Забавное название, но с копилкой семейных событий сравнить можно: туда вносятся все происходящие юридические события в семье, начиная со дня бракосочетания и до самой смерти. В Турции разводы чрезвычайно редки.

После бракосочетания молодую пару поздравляют родные и близкие. Очередь для поздравления растягивается на несколько десятков метров.

На этой свадьбе подарки для молодоженов складывают в конвертики и потом кладут в специальную красиво оформленную корзинку, хотя, по правилам, даримое должно прикалываться к поясу невесты. Но на нашей невесте нет традиционного алого пояса – символа невинности, умолчим про подробности, но про себя «отметим».
На турецких свадьбах дарят либо деньги, либо специальные золотые монеты.

Вот Эрсан подписывает конверты наших родственников.

Отличие золотых монет от украшений из этого металла в том, что их продают специально для торжественных случаев. И, если человек захочет продать монеты, то продаст по реально действующему на день продажи курсу золота, а не как ломбардный лом.
Если в Турции случиться вам увидеть то, что у нас называется поминальными венками, не пугайтесь, скорее всего вы находитесь рядом с местом, где проводится бракосочетание турецких граждан.

После церемонии мы с Эрсаном отправляемся домой, немного передохнуть и переодеться перед вечерним угощением. Ужин назначен на 19:00, но реально начнется не ранее восьми вечера.
Фото с молоденькими родственницами на память.

ЗВАНЫЙ УЖИН.

Район Кемербургаз, парк «Ботаник», Стамбул.

Гостей встречает красная дорожка, распорядители торжества и несколько нанятых фотографов, которые вовсю щелкают затворами аппаратов, зарабатывая себе на «хлебушек с маслицем».
Одну фотографию мы позже купили за 25 лир. По текущему курсу это примерно 550 рублей, очень дорого, конечно. Глядя на фотографию мне почему-то подумалось, что, имея в руках полупрофессиональный аппарат, даже не владея азами фотонауки, а снимая по наитию, мои снимки получаются иногда гораздо аппетитнее. Но, все равно, фотографией мы остались довольны: на бумажных носителях не так часто в наше время можно себя порадовать остановившимся мгновением.

Дорожка привела нас к великолепной лужайке, где расставлены столики, ходят женщины в вечерних платьях (естественно, родня со стороны невесты), галантные официанты разносят прохладительные напитки.

Наши «вороны», и я вместе с ними, притулились где-то сбоку лужайки, скромненько.

Хорошо, что у меня появилась маленькая подружка-родственница, которая от меня редко когда отходила и в «ночь хны» и сейчас. С ней мы познакомились в деревне в Малатье, когда ездили туда на Рамазан. Очень любознательная девчушка, с подачи которой почти вся деревня ко времени нашего отъезда, умела говорить ПРИВЕТ и ПОКА, и пользоваться этими словами к месту.

Посередине лужайки растёт старое огромное дерево, под которым стоит стол со сладким угощением, а на нижних ветвях развешаны фотографии молодоженов с младенческого возраста до настоящего времени. В принципе, идея не нова, у нас она тоже распространена, но в виде минифильма, как правило.

По фотографиям делаю вывод, что молодые знакомы не с детства, а учились вместе в университете, где и подружились и влюбились. Славно, что социальный статус у ребят примерно одинаков – иначе свадьбы могло бы и не быть. Серьезное отношение к социальному равенству при создании семьи тут до сих пор сильно распространено, хотя браки по любви случаются всё чаще. Каких-то 20-25 лет назад очень часто заключались союзы и между ближайшими родственниками, чтобы семейные деньги не уходили на сторону. Я запуталась в нашей родне. кто кому кем приходится, но у нас очень распространены браки, заключённые как раз в те далёкие времена, между родственниками. К примеру, родная сестра моего мужа замужем за своим двоюродным братом.

Им повезло, у них очень дружная семья, двое детей, уже взрослых. Но вот дочь, которой нет ещё и 25 лет, мне очень не нравится на внешний вид.

Я боюсь делать какие-то предположения, но мне кажется, что у неё не вполне здоровое сердечко. Если учитывать наличие межродственного брака, то это вполне вероятно.
Но я опять ушла от темы.
Мне было очень интересно, как будет проходить турецкая свадьба. Но вот с рассадкой по столикам нам очень не повезло. Наш стол «№1» оказался в самом углу павильона, далеко от места действия. Ну да и действия, в принципе, никакого не происходило. Привычных для нас «тамады и баяниста» не было. Был ансамбль с живой музыкой и певицей.

«Ночь хны» (Kına Gecesi) - самый интересный, удивительный и немного таинственный ритуал в турецкой свадебной церемонии.

Этот традиционный предсвадебный мусульманский обряд, который в Турции высоко почитается, берет начало из древних веков. Его всегда проводят за пару дней до свадьбы.

«Ночь хны» – это символ прощания девушки с юностью, прощания с родным домом. Это последняя ночь её девичества, это слёзы и танцы, это радость и грусть.

Вечером на «Ночь хны» в доме невесты собираются только женщины – её мама, сёстры, родня будущего мужа по женской линии, соседки, подруги.

В специальной комнате, куда допускают только женский пол, расставляют подносы с фруктами, орехами и восточными сладостями. Все начинается с ритуала, который называется «Зажжение хны».

Будущая свекровь приносит большой красивый серебряный поднос с тарелкой заранее разведенной хны, покрытой алым платком, и двумя зажженными свечами, что символизирует зарождение огня вечной любви в сердцах молодожёнов. С этим подносом невеста обходит всех гостей по кругу по расстеленному свекровью рулону шёлковой ткани, а гости при этом осыпают ее монетами, чтобы в будущей семейной жизни молодожёнам сопутствовали счастье и богатство. Обойдя всех гостей, невеста вновь возвращается к свекрови и целует ей руки в знак уважения.

Невеста должна быть в красивом бархатном платье (желательно красного цвета), украшенном вышивкой ручной работы из золотых ниток, на голову ей накидывают алый платок из тонкой полупрозрачной ткани, украшенный блёстками или бисером. Платье, в котором девушка присутствует на своем девичнике, называется биндалли (Bindalli - платье для «Ночи хны») и является истинной семейной реликвией, которая потом переходит из поколения в поколение.

Девушки и женщины начинают водить хоровод вокруг невесты и петь печальную свадебную песню. В ней говорится о том, что юная девушка навсегда покидает свою родину, отчий дом, отца и мать. Невеста, конечно же, плачет, ведь в Турции считается, что чем больше она плачет, тем счастливей будет её семейная жизнь!

Затем все рассаживаются вокруг свечей на шелковые подушки и рисуют невесте, а потом друг другу на ладонях и стопах необыкновенно красивые узоры хной… При этом невеста в самом начале очень крепко сжимает кулачки и лишь после долгих уговоров показывает ладони. Будущая свекровь должна положить в каждую ладонь золотую монетку. Эти золотые монеты в ладонях невесты символизируют удачу, богатство и изобилие – пожелания девушке от ее будущей родни. Затем женщина, у которой только один брак и он сложился удачно, начинает рисовать на ладонях невесты хной. Считается, что тем самым юной девушке передаётся положительный семейный опыт.

После того как рисунок нанесен на обе ладони, невеста надевает на руки красные перчатки, чтобы сохранить роспись до свадебного торжества. Обычно в рисунках хной используются растительные орнаменты, что наиболее характерно для восточной культуры, реже - геометрические узоры. В рисунок на руках невесты обязательно должны быть искусно «вплетены» инициалы жениха так, чтобы их не сразу можно было заметить. По традиции жених в первую брачную ночь должен отыскать свои инициалы, и если он не сможет этого сделать, то должен сделать невесте подарок.

После невесты ладони расписываются тем, кто уже состоит в браке, а затем всем, кто хочет выйти замуж. Замужние женщины могут украшать не только свои ладони, но и кисти рук чуть дальше запястий, а также ступни.

Рисование хной на ладонях у женщин приветствуется Исламом, особенно если это нравится мужу. Незамужние девушки наносят более скромный рисунок на кисти рук, иногда хной окрашивают только кончики пальцев. Скромный рисунок или его отсутствие у гостьи на свадьбе говорит о том, что эта девушка не замужем. Таким образом, неженатые мужчины присматривают себе невест, глядя на их ручки. Ведь по традиции у мусульманки кисти рук могут быть открыты. Посмотрел на ручки девушки – и определил сразу, можно ли к ней свататься!

Сейчас традиционная «Ночь хны» в Турции, особенно в крупных городах, конечно же, отличается от тех обрядов, что проводились несколько столетий назад. Когда-то слез перед мусульманской свадьбой и впрямь было немало, ведь невеста могла впервые увидеть жениха, которого ей подобрали родители, лишь в день самой свадьбы. В современной жизни обычай проведения «Ночи хны» сохранился, но вот грусть и печаль этого традиционного восточного девичника канула в прошлое. Сейчас это действо сопровождается шутками, смехом и радостью, как самой невесты, так и её подруг. Турецкие невесты если и плачут, то это скорее это как дань традиции. Смеха и веселья из под красной фаты в эту ночь значительно больше, чем слез. Все чаще для «Ночи хны» арендуется ресторан, где невеста и ее гостьи всю ночь танцуют и веселятся под зажигательные восточные песни!

«Ночь хны», в отличие от свадьбы, может быть только один раз в жизни!

Ночь хны - настоящий девичник, но с одним кардинальным отличием от привычных нам традиций. Алкоголя на этом празднике юности и веселья никогда не бывает! Зато те, кто хоть раз побывал на таких «мероприятиях», отлично знают, как по-настоящему искренне, беззаботно и от всей души умеют веселиться турки – и молодые, и в «солидном» возрасте!

Ночь хны - это глубоко укоренившийся свадебный ритуал не только в турецкой культуре, но и во многих традициях других мусульманских и индуистских народов. Он обычно проводится за день до свадьбы, когда невеста проводит последние часы в кругу своей семьи и подруг перед тем, как пойти под венец и переехать в дом своего будущего мужа.

В центре комнаты, освещенной горящими свечами, на шелковых подушках удобно располагаются девушки и женщины. Все они поют старинные грустные песни, многие при этом плачут. Вся комната заставлена подносами с апельсинами, фруктами, восточными сладостями и орехами. Так проходит этот старинный мусульманский обряд прощания с невестой…

Почему ритуал получил название «Ночь хны»

Этот традиционный прощальный вечер можно назвать девичником. Во время этой вечеринки проводится ритуал, который получил название «Ночь хны». В комнату входит будущая свекровь с большим серебряным подносом. На нем находится тарелка разведенной хны, а также две зажженные свечи. Тарелка покрыта красным платком. Зажженные свечи - символ вечной любви, горящей в сердцах молодоженов.

Невеста с подносом обходит по кругу всех гостей, которые осыпают ее монетами, чтобы привлечь в ее будущую супружескую жизнь счастье и богатство. После этого все рассаживаются на шелковые подушки и начинают наносить хной друг другу на руки и стопы изумительной красоты узоры, обычно изображающие растения, реже - геометрический орнамент.

На руках невесты в рисунок обязательно вплетены инициалы жениха, которые он должен отыскать в первую брачную ночь.

Как ритуал проводился раньше

Все присутствующие женщины наряжаются в красивые платья. Цвет одежды невесты обычно красный. Это, как правило, платье из бархата, украшенное вышивкой ручной работы. Все узоры исполнены золотой нитью. Это платье называется «биндали», что переводится, как платье для «Ночи хны».

Оно является семейной реликвией, переходящей из поколения в поколение. Голову невесты украшает красный платок из тонкой ткани, покрытой блестками. Лицо девушки закрывает вуаль того же цвета.

Все присутствующие женщины и подруги невесты начинают кружить в хороводе вокруг нее, напевая печальную свадебную песню, в которой рассказывается о юной девушке, навсегда покидающей дом своих родителей. При этом невеста должна обязательно плакать, так как по обычаю считается, что ее горький плач обеспечит ей счастливую семейную жизнь!

Потом начинается ритуал нанесения рисунков хной на ладони и стопы. Невеста, по обычаю, вначале крепко сжимает кулачки.

Только после долгих уговоров она их разжимает и показывает ладони, куда будущая свекровь должна положить по одной золотой монете как символ удачи, изобилия и счастья. Затем начинается нанесение хной на ладони рисунков. Чтобы сохранить роспись до самой свадьбы, невеста надевает на руки перчатки красного цвета.

Новшества в выборе места

По истечении длительного времени традиция проведения «Ночи хны» претерпела значительные изменения. Прежде всего, это коснулось мест, где обычно на протяжение веков проходил этот ритуал. Еще совсем недавно считалось естественным проводить прощальный девичник дома. Сегодня этот вариант не рассматривается даже как альтернатива.

Вместо этого вечеринки стали проводить в кафе, салонах, арендованных отелях и, наконец, в ночных клубах. В Стамбуле для этого арендуются чаще всего отели высокого класса, такие как Polat Renaissance или Four Seasons, откуда открывается прекрасный вид на Босфор.

Музыкальные предпочтения

Большие изменения также коснулись и музыкального сопровождения этих вечеринок. Все понимают, что при подобных торжествах без музыки не обойтись. Однако вместо традиционной любимой всеми женщинами старшего поколения народной музыки и песни Yuksek Yuksek Tepelere, которая обычно исполнялась в «Ночь хны», молодежь отдала предпочтение поп-мелодиям с небольшой примесью восточных танцевальных хитов. Теперь вместо старых народных песен на вечеринке слышатся шлягеры в исполнении Леди Гага, Давида Гетта или Рианны.

Изменения в одежде

Сегодня невесты, которых еще называют «королевы хны», на своих девичниках категорически отказываются весь вечер проводить в одном и том же платье.

Кроме традиционного bindalli, в котором они проводят ритуальную часть «Ночи хны», девушки предпочитают иметь еще один или два костюма разных цветов и стилей. Для создания подобных нарядов довольно часто привлекаются, кроме национальных дизайнеров одежды, и международные звезды, такие как Александр Маккуин, Элли Сааб, Джемиль Ипекчи и др.

Свадебные обряды Турции: ночь хны (праздник хны).

Свадебные обряды Турции: ночь хны (праздник хны).

Источник: http://evim.ucoz.com/forum/10-1929-1


Со стародавних времен свадебные торжества в Турции продолжаются несколько дней. Начинаются они обычно в понедельник, и началом свадебных церемоний традиционно считается перемещение приданого невесты в дом жениха. Свадебная процессия торжественно несла приданое невесты, развесив на специальных деревянных или металлических «деревьях» одежду, фрукты и цветы.
Свадебные обряды Турции: ночь хны (праздник хны)
Вторник считается вторым днем свадебных обрядов. Во вторник проводится традиционное «омовение» невесты – согласно старинным турецким обычаям невеста в этот день посещала перед свадьбой баню. А в среду вечером по традиции проводился специальный праздник для невесты – «Ночь хны» (kina gecesi).

«Ночь хны» - это важная составная часть национальных обрядов и свадебных традиций в Турции. Проводится этот праздник в женской части (гареме) того дома, где молодая жена будет жить после свадьбы – чаще всего это дом жениха. А в это же самое время, пока женщины с невестой совершают традиционные обряды «ночи хны», мужчины собираются в мужской половине этого дома (или другого дома жениха) и отмечают это событие отдельно. У любой турецкой женщины «Ночь хны» может быть только один раз в жизни, что придает этому празднику особый смысл.

Старинные турецкие обряды «ночи хны» очень красивы и многозначительны. Невеста (обычно это молодая девушка) наряжается в специальное платье – биндалли. Это роскошное, дорогое платье, полностью покрытое красивой традиционной вышивкой тончайшей ручной работы. Обычно биндалли (платье для «ночи хны») является семейной реликвией, оно бережно хранится в семье, используется только для этого обряда и передается из поколения в поколение.


Лицо невесты закрывают красной вуалью, покрытой золотыми блестками и пайетками – через такую вуаль никто не сможет увидеть лицо девушки, в то время как сама невеста будет видеть всех. Хну для этого обряда приносят в дом родственники жениха на специальном серебряном подносе с двумя зажженными свечами.

После того, как все участники обряда «ночь хны» собрались вместе, будущая свекровь раскатывает как ковер под ногами будущей невестки рулон шелковой ткани, который она принесла ей в качестве подарка. Невеста и ее подружки с зажженными свечами в руках обходят всех гостей, и во время этой процессии голову невесты осыпают монетами, символизирующими богатство и плодовитость.


Обойдя гостей, невеста по раскатанному рулону шелка направляется к своей будущей свекрови (очень часто бывает так, что именно в этот момент они встречаются первый раз). Подойдя к ней, невеста склоняет голову и в знак своего глубокого уважения целует руку будущей свекрови.

Обряд продолжается. Появляются подносы с фруктами, орехами, восточными сладостями. Гостям предлагают традиционную восточную выпечку и марципаны. После этого звучат традиционные для «ночи хны» песни и причитания. Мелодии и слова этих песнопений настолько печальны, что они трогают невесту до глубины души, и она заливается слезами. И не напрасно: слезы невесты в «ночь хны», по турецким поверьям, принесут девушке удачу и счастье в браке.
После горьких девичьих рыданий под эти обрядовые песнопения невесту усаживают на диван, и ее будущая свекровь высыпает в каждую ладонь девушки по полной ложке хны и кладет в нее по золотой монете. Эти золотые монеты в ладонях невесты символизируют удачу, богатство и изобилие – пожелания девушке от ее будущей родни.
После всех этих прелюдий наступает кульминация вечера. Приносят хну, и за дело принимается та женщина из всех присутствующих на церемонии, которая наиболее счастлива в браке. Именно этой женщине предоставляется почетное право провести обряд хны. Женщина окрашивает ладони, кончики пальцев рук и большие пальцы на ногах невесты хной. Незамужним подружкам невесты тоже окрашивают руки хной – по турецким поверьям, это поможет им в недалеком будущем тоже выйти замуж.
Рисунок, нанесенный хной во время этого традиционного обряда в «ночь хны», ярче всего проявится у невесты непосредственно в день свадьбы. Традиционно в процессе нанесения рисунков хной на этой предсвадебной церемонии в рисунки, наносимые хной на руки невесты, могут быть искусно вплетены инициалы жениха. В брачную ночь жених будет должен найти на руке невесты эти инициалы, а если он не сумеет этого сделать, то должен будет сделать ей подарок.
Конечно, традиции поиска женихом своих инициалов в рисунках хной на руке невесты уходят корнями в далекое прошлое и сегодня не несут уже никакой особой смысловой нагрузки. Но в прежние времена этот обряд был особенно важен в тех случаях, когда брак заключался исключительно по договоренности между родителями молодых, и жених с невестой впервые в жизни встречались уже на собственной свадьбе. Тогда обряд поиска женихом собственных инициалов на руках своей невесты предназначался, прежде всего, для того, чтобы «растопить лед» между молодоженами и создать атмосферу некоторой интимности.Сегодня эти старинные свадебные обряды уже не несут такой особенной смысловой нагрузки, но «Ночь хны» до сих пор остается важной составляющей свадебных торжеств. Этот исключительно красивый и надолго запоминающийся ритуал для невесты является, пожалуй, самым важным из всех брачных обрядов - не считая, разумеется, самой свадьбы.







Берется небольшая емкость, ложка, ватный тампон, носовой платок, шпатель, шприц, бутылка с отверстием, ножницы.
Порошок, сделанный из хны нужно положить в чашку, разбавить его теплой водой и добавить лимонного сока, таким образом, чтобы, смешав все, вы получили густую кашицу. Для лучшей цветовой гаммы временной татуировки из хны, необходимо обработать кожу эвкалиптовым маслом.

- Обрабатываем кожный покрой маслом эвкалипта, затем делаем пилинг.
- Шприц наполняем хной
- Рисуем картинку фломастером на какой-либо пленке, затем прикладываем ее к коже и отпечаток обводим хной.
Эту процедуру лучше повторить дважды. После этого с целью получения нужной интенсивности цвета татуировки хной ждем около часа.На кожу наносится эвкалиптовое масло. Это очень важный нюанс. Эвкалиптовое масло увеличивает время высыхания краски, а значит ее воздействие. Масло также открывает поры и способствует лучшему проникновению хны. Кроме того, благодаря маслу цвет рисунка становится более насыщенным.
Однако втирать следует не больше трех капель эвкалиптового масла, чтобы не вызвать раздражения кожи. Если у вас чувствительная кожа, предварительно рекомендуется провести специальный тест. На сгиб локтя нужно капнуть немного краски, эвкалиптового и растительного масла. Не стирайте их в течение Очи после этого оцените эффект. Главное выяснить, нет ли раздражения.
Постпроцедурный период
После непосредственного создания рисунка необходимо просушить работу. В идеале процесс сушки должен занимать не менее 1 ч. Если на просушку потратить всего несколько минут, то цвет татуировки получится менее интенсивным или через какое-то время исчезнет вовсе.
Готовую татуировку обычно сушат в тепле. Во время сушки для придания цвету татуировки особой яркости можно периодически слегка увлажнять изображение соком лимона с сахаром (в соотношении 1:2). Главное, не перестараться: изображение может смазаться от избытка влаги. Будет еще лучше, если татуировку во время сушки подержать под инфракрасной лампой или просто побыть какое-то время на солнышке.


Как долго держатся хна для тела?
Краска, полученная из хны, может держаться на коже от нескольких недель до нескольких месяцев. Цвет начинает постепенно тускнеть через 3-4 недели. Хлорированная вода или мыло могут замедлить процесс потемнения краски; щёлочь, напротив, может ускорить его. Как только краска достигнет пика своей интенсивности и яркости, она начнёт тускнеть. Правильно будет сказать, что сама краска не исчезает, потому, как кожные клетки отмирают, и на их месте появляются новые.



Хна для тела - побочные эффекты

Аллергические реакции от контакта с хной очень и очень редки. В самых исключительных случаях может начаться зуд.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты