Реальный маугли. Реальные истории Маугли: как сложилась судьба детей, воспитанных животными

29.07.2019

Более 150 лет назад сэр Фрэнсис Гальтон придумал фразу "природа против воспитания". В то время ученый исследовал, что больше влияет на психологическое развитие человека - его ли наследственность или среда, в которой он находится. Речь шла о поведении, привычках, интеллекте, личностности, сексуальности, агрессии и так далее.

Те, кто верят в воспитание, полагают, что люди становятся таковыми именно благодаря всему, что происходит непосредственно вокруг них, тому, как их учат. Противники же утверждают, что все мы - дети природы и действуем согласно заложенной в нас генетической предрасположенности и животному инстинкту (по Фрейду).

А что на этот счет думаете Вы? Продукт ли мы своего окружения, генов или и того, и другого? В этой сложной дискуссии дикие дети являются важным аспектом. Под термином "дикие дети" понимают молодого человека, который был брошен или попал в такую ситуацию, когда оказался лишенным всякого рода взаимодействия с цивилизацией.

В результате такие дети оказываются обычно среди животных. Им часто не хватает социальных навыков, даже такое просто умение, как разговаривать, они не всегда приобретают. Дикие дети обучаются на основе того, что они видят вокруг себя, но условия, как и пути познания заметно отличаются от нормальных условий.

История знает несколько довольно показательных историй "диких детей". И эти случаи гораздо сложнее и интереснее, чем классическая история Маугли. Это вполне реальные люди, которых уже можно называть их именами, а не кличками, данными охочими до сенсаций средствами массовой информации.

Белло из Нигерии. Этого мальчика в прессе прозвали нигерийским мальчиком-шимпанзе. Его нашли в 1996 году в джунглях этой страны. Никто не может с уверенностью точно назвать возраст Белло, предполагают, что на момент находки ему было около 2 лет. Мальчик, найденный в лесу, оказался физически и умственно неполноценным. Это объясняется отказом от него родителей в шестимесячном возрасте. Такая практика очень распространена в племени фулани. В таком юном возрасте мальчик, конечно же, не мог за себя постоять. Но какие-то шимпанзе, жившие в лесу, приняли его в свое племя. В результате мальчик перенял многие черты поведения обезьян, в частности их ходьбу. Когда Белло нашли в лесу Фалгоре, об этом открытии широко не сообщалось. Но в 2002 году одна из популярных газет обнаружила мальчика в интернате для брошенных детей в Кано, что в Южной Африке. Новость о Белло быстро стала сенсационной. Сам он часто дрался с другими детьми, бросался предметами, а по ночам прыгал и бегал. Через шесть лет мальчик уже стал гораздо спокойнее, хотя так и сохранил многие манеры поведения шимпанзе. В итоге Белло так и не смог научиться говорить, несмотря на постоянное общение с другими детьми и людьми у себя в доме. В 2005 году мальчик и вовсе скончался по неизвестным причинам.

Ваня Юдин. Один из недавних случаев дикого ребенка стал Ваня Юдин. Информационные агентства прозвали его "Русский мальчик-птица". Когда социальные работники Волгограда нашли его в 2008 году, ему было 6 лет, и говорить он не мог. Мать ребенка забросила его. Мальчик практически ничего делать не мог, он просто щебетал и складывал руки, как крылья. Этому он научился у своих друзей-попугаев. Хотя физически Ваня никак и не пострадал, на человеческий контакт он оказался не способен. Его манеры поведения стали похожи на птичьи, эмоции он выражал, махая руками. Ваня находился долгое время в двухкомнатной квартире, в которой в клетках содержались десятки птиц его матери. Один из социальных работников, обнаруживших Ваню, Галина Вольская рассказала, что мальчик жил с мамой, но та никогда не говорила с ним, обращаясь, как с очередным пернатым питомцем. Когда люди попытались поговорить с Ваней, тот только щебетал в ответ. Сейчас мальчик переведен в центр психологической помощи, где с помощью специалистов пытаются вернуть его к нормальной жизни. Нехватка человеческих взаимоотношений привела ребенка в иной мир.

Дин Саничар. Одним из самых известных старейших случаев дикого ребенка является Дина по прозвищу "Индийский мальчик-волк". Когда охотники нашли его в 1867 году, мальчику было предположительно 6 лет. Люди заметили стаю волков, которая входила в пещеру, а вместе с ней и человека, бежавшего на четырех ногах. Мужчины выкурили волков из убежища, войдя туда, они обнаружили Дина. Мальчик был найден в джунглях Буландшахре, была осуществлена попытка его лечения. Правда, на то время каких-то эффективных средств и методик попросту не существовало. Тем не менее люди пытались общаться с ним, чтобы избавить Дина от его животной манеры поведения. Ведь он ел сырое мясо, срывал себя одежду и питался с земли. А не из посуды. Спустя некоторое время Дина все же приучили есть приготовленное мясо, а вот говорить он так никогда и не научился.

Рочом Пьенгенг. Когда этой девочке было 8 лет, они вместе с сестрой пасли буйвола в камбоджийских джунглях и потерялись. Родители уж было совсем оставили надежду увидеть своих дочерей. Прошло 18 лет, 23 января 2007 года из джунглей в провинции Ратанакири вышла обнаженная девушка. Она тайком украла еду у одного из крестьян. Тот, обнаружив пропажу, пошел на охоту за вором и в лесу нашел дикого человека. Тут же была вызвана полиция. Одна из семей в деревне признала в девочке свою пропавшую дочку Рочом Пьенгенг. Ведь на ее спине оказался отличительный шрам. А вот сестра девушки так никогда и не нашлась. Сама же она чудом смогла выжить в условиях густых джунглей. После попадания к людям с Рочом много работали, чтобы попытаться вернуть обратно к нормальным условиям жизни. Вскоре она смогла произнести некоторые слова: "мать", "отец", "боль в животе". Психолог поведала, что девочка пыталась говорить и другие слова, правда, понять их было нельзя. Когда Рочом хотела есть, она просто показывала на свой рот. Девочка чаще ползала по земле, отказываясь от одежды. В итоге она так и не смогла адаптироваться к человеческой культуре, убежав обратно в лес в мае 2010 года. С тех пор о местонахождении дикой девушки ничего не известно. Порой появляются противоречивые слухи. Говорят, к примеру, что ее видели в выгребной яме одного из деревенских туалетов.

Траян Калдарар. Этот известный случай дикого ребенка также произошел недавно. Траяна, найденного в 2002 году, называют чаще румынским мальчиком-собакой или же "Маугли" по имени литературного персонажа. Он жил отдельно от своей семьи целых 3 года, начиная с 4-летнего возраста. Когда Траяна нашли в 7 лет, то он выглядел на 3 года. Виной тому - крайне плохое питание. Мать Траяна стала жертвой череды насилия со стороны своего мужа. Считается, что и ребенок не выдержал такой атмосферы и убежал из дома. Траян жил в условиях дикой природы, пока его нашли неподалеку от румынского Брашова. Свой приют мальчик нашел в большой картонной коробке, накрытой сверху листьями. Когда врачи обследовали Траяна, то у него был выявлен тяжелый случай рахита, инфицирование ран и плохие кровообращение. Те, кто нашли мальчика, полагают, что выжить ему помогли бродячие собаки. Нашли его случайно. У пастуха Иоана Манолеску сломался автомобиль, и он вынужден был идти пешком через пастбища. Там-то мужчина и нашел мальчика. Неподалеку от него были найдены останки собаки. Предполагается, что ее и ел Траян, чтобы остаться в живых. Когда дикого мальчика взяли под опеку, то он отказывался спать на кровать, забираясь под нее. Траян также постоянно хотел есть. Когда он был голоден, то становился крайне раздражительным. Поев же, мальчик практически сразу ложился спать. В 2007 году сообщалось, что Троян неплохо адаптировался под присмотром своего деда и даже учился в 3-м классе школы. Когда мальчика спрашивали о своем учебном заведении, то он сказал: "Мне здесь нравится - тут есть раскраски, игры, можно научиться читать и писать. В школе есть игрушки, автомобили, плюшевые мишки и очень хорошо кормят".

Джон Ссебунья. Этот человек получил прозвище "Мальчик-обезьяна из Уганды". Он сбежал из дома в возрасте трех лет, когда стал свидетелем убийством своей матери своим же отцом. Под впечатлением увиденного Джон сбежал в угандийские джунгли, где, как считается, попал под опеку зеленых африканских обезьян. На тот момент мальчику было всего 3 года. В 1991 году скрывающего на дереве Джона увидела женщина по имени Милли, его соплеменница. После этого она позвала на помощь других жителей деревни. Как и в других похожих случаях Джон всячески сопротивлялся своей поимке. В этом ему помогали и обезьяны, которые стали кидать в людей палки, защищая своего "соплеменника". Тем не менее Джон был пойман и доставлен в деревню. Там его вымыли, но все тело оказалось покрыто волосами. Такое заболевание называется гипертрихозом. Оно проявляется в наличии чрезмерной волосатости в тех местах тела, где обычного такого покрова нет. Проживая в условиях дикой природы, Джон заразился еще и кишечными червями. Утверждается, что некоторые из них были чуть ли не полметра в длину, когда выводились из его тела. Найденыш был полон травм, полученных главным образом при попытке ходить, как обезьяна. Джон был передан Молли и Полю Васва, в их детский дом. Пара научила мальчика даже говорить, хотя многие утверждают, что он уже умел делать это до того, как убежать из дому. Джона научили также петь. Сегодня он гастролирует с детским хором "Жемчужины Африки" и практически избавился от своего животного поведения.

Камала и Амала. История этих двух индийских молодых девушек является одним из самых известных случаев диких детей. Когда в 1920 году их нашли в логове волков в индийском Миднапоре, Камале было 8 лет, а Амале - 1,5 года. Большую часть своей жизни девочки провели вне людей. Несмотря на то, что они были найдены вместе, исследователи подвергают сомнение тот факт, что они были сестрами. Ведь у них была довольно большая разница в возрасте. Просто их примерно в одном месте оставили в разное время. Девочек обнаружили после того, как по всей деревне распространились мистические истории о фигурах двух призрачных духов, которых вдели вместе с волками из джунглей Бенгалии. Местные жители настолько испугались духов, что позвали священника выяснить всю правду. Преподобный Джозеф спрятался в дерево над пещерой и стал ждать волков. Когда те ушли, он заглянул в их логово и увидел двух сгорбившихся людей. Он записал все, что увидел. Священник охарактеризовал детей, как "отвратительное с ног до головы существо". Девочки бегали на четвереньках и не имели никаких признаков человеческого бытия. В итоге Джозеф забрал диких детей с собой, хотя и не имел никакого опыта в их адаптации. Девочки спали вместе, свернувшись калачиком, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса, выли. Повадки их напоминали животные. Они разевали рот, высовывая язык, как волки. Физически дети были деформированы - сухожилия и суставы на руках стали короче, не давая возможности ходить вертикального. Камала и Амала не имели никакого интереса общаться с людьми. Говорят, что некоторые их органы чувств работали безупречно. Это относится не только к слуху и зрению, но и к резкому обонянию. Как и большинство детей-маугли, эта пара всячески стремилась вернуться к своей прежней жизни, в окружении людей чувствуя себя несчастными. Вскоре Амала умерла, это событие вызвало глубокий траур у ее подруги, Камала даже в первый раз заплакала. Преподобный Джозеф думал, что она тоже умрет и стал усиленно работать над ней. В результате Камала еле-еле научилась прямо ходить и даже выучила несколько слов. В 1929 году и эта девочка умерла, на этот раз из-за почечной недостаточности.

Виктор из Авейрона. Имя этого мальчика-маугли многим покажется знакомым. Дело в том, что его история легла в основу фильма "Дикий ребенок". Некоторые говорят, что именно Виктор и стал первым задокументированным случаем аутизма, во всяком случае, это широко известная история ребенка, оставшегося один на один с природой. В 1797 году несколько человек видели Виктора, блуждающего в лесах Saint Sernin sur Rance, что на юге Франции. Дикого мальчика поймали, но он вскоре убежал. В 1798 и 1799 году его снова видели, но поймали окончательно 8 января 1800 года. На тот момент Виктору было около 12 лет, все его тело было покрыто шрамами. Мальчик не мог произнести ни слова, даже происхождение его осталось загадкой. Виктор попал в город, где большой интерес к нему проявили философы и ученые. Новость о найденном диком человеке быстро разлетелось по стране, многие желали изучить его, ища ответы на вопросы о происхождении языка и поведении человека. Профессор биологии, Пьер Жозеф Bonnaterre, решил понаблюдать за реакцией Виктора, сняв его одежду и положив прямо на улице в снег. Мальчик стал бегать по снегу, не демонстрируя каких-либо негативных последствий низких температур на его голой коже. Говорят, что они жил обнаженным в условиях дикой природы целых 7 лет. Неудивительно, что его тело было в состоянии переносить такие экстремальные погодные условия. Известный педагог Рош-Амбруаз Огюст Бебиан, работавший с глухими и языком жестов, решил попробовать научить мальчика общаться. Но вскоре учитель разочаровался в своем ученике из-за отсутствия каких-либо признаков прогресса. Ведь Виктор, будучи рожденным со способностями говорить и слышать, никогда правильно не делал этого после того, как его оставили жить в дикой природе. Задержки психического развития не позволили Виктору начать вести полноценную жизнь. Впоследствии дикий мальчик был доставлен в Национальный институт для глухонемых, где и скончался в возрасте 40 лет.

Оксана Малая. Эта история случилась в 1991 году в Украине. Оксана Малая была оставлена своими плохими родителями в конуре, где и росла с 3 до 8 лет в окружении других собак. Девочка стала дикой, ее все это время держали на заднем дворе дома. Она переняла общие черты поведения собак - лай, рычание, передвижение на четвереньках. Оксана нюхала свою еду, прежде чем ее съесть. Когда власти пришли к ней на помощь, то другие собаки лаяли и рычали на людей, пытаясь защитить свою соплеменницу. Аналогично вела себя и девочка. Из-за того, что она была лишена общения с людьми, в словаре Оксаны было всего два слова "да" и "нет". Дикий ребенок прошел курс интенсивной терапии, чтобы помочь ему приобрести необходимые социальные и вербальные навыки. Оксана смогла научиться говорить, хотя психологи говорят, что у нее есть большие проблемы в попытках выражать себя и общаться эмоционально, а не речью. Сегодня девушке уже двадцать лет, она проживает в одной из клиник Одессы. Большую часть времени Оксана проводит с коровами на ферме своего интерната. Но по ее же собственным словам лучше всего она себя чувствует, когда находится рядом с собаками.

Джин. Если профессионально заниматься психологией или же изучать вопрос диких детей, то имя Джин непременно всплывет. В 13-летнем возрасте ее заперли в комнате, привязав к стулу горшок. В другой раз отец связал ее в спальном мешке и положил в таком виде в кроватку. Ее отец крайне злоупотреблял своей властью - если девочка пыталась говорить, то он бил ее палкой, чтобы она вела себя тише, он лаял и рычал на нее. Мужчина также запрещал своей жене и детям разговаривать с ней. Из-за этого у Джин был очень маленький словарный запас, который составлял всего около 20 слов. Так, она знала фразы "Прекратить", "Не более того". Джин обнаружили в 1970 году, на сегодняшний день это один из самых худших случаев известной социальной изоляции. Сперва думали, что она больна аутизмом, пока врачи не обнаружили, что 13-летняя девочка являлась жертвой насилия. Джин попала в детскую больницу Лос-Анджелеса, где и лечилась долгие годы. После нескольких курсов она уже смогла отвечать односложно на вопросы, научилась самостоятельно одеваться. Тем не менее она все еще придерживалась усвоенного ею поведения, в том числе манеру "гуляющего зайчика". Девочка постоянно держала перед собой руки, как будто это были ее лапы. Джин продолжала царапаться, оставляя глубокие следы на вещах. В итоге Джин приютил ее терапевт Дэвид Риглер. Он на протяжении 4 лет работал с ней каждый день. В результате доктор и его семья смогли обучить девочку языку жестов, способности выразить себя не только словами, но и рисунком. Когда Джин покинула терапевта, она уехала жить со своей матерью. Вскоре девочка попала к новым приемным родителем. И с ними ей не повезло, они снова заставили Джин стать немой, она стала бояться говорить. Сейчас девочка живет где-то в Южной Калифорнии.

Мадина. Трагическая история этой девочки во многом схожа с историей Оксаны Малой. Мадина росла с собаками без всякого общения с людьми. Именно в таком состоянии ее и обнаружили специалисты. На тот момент девочке было всего 3 года. Когда ее нашли, она предпочитала лаять по-собачьи, хотя и могла говорить слова "да" и "нет". К счастью, врачи, обследовавшие девочку, объявили ее физически и умственно полноценной. В итоге, несмотря на некоторую задержку в развитии, есть надежда на возвращение к нормальному образу жизни. Ведь Мадина находится в таком возрасте, когда еще можно с помощью врачей и психологов вернуться на обычный путь развития.

Лобо. Этого ребенка еще прозвали "девочка-волк с реки Дьявола". Впервые загадочное существо было обнаружено в 1845 году. Среди волков на четвереньках бегала девочка, нападая вместе с хищниками на стадо коз около мексиканского Сан-Фелипе. Через год информация о диком ребенке подтвердилась - девочку увидели жадно поедающую сырой убитую козу. Жителей деревни встревожило такое соседство с необычным человеком. Они начали поиски девочке, вскоре поймав ее. Дикого ребенка назвали Лобо. Она постоянно выла по ночам по волчьи, словно призывая стаи серых хищников спасти себя. В итоге девочка вырвалась из плена и убежала. В следующий раз дикого ребенка увидели уже спустя 8 лет. Она была у реки с двумя волчатами. Испугавшись людей, Лобо схватила щенят и убежала. С тех пор ее никто не встречал.

Дикий Питер. Неподалеку от немецкого Хамельна в 1724 году люди обнаружили волосатого мальчика. Он передвигался исключительно на четвереньках. Поймать дикого человека смогли только с помощью обмана. Говорить он не умел, а питался исключительно сырой пищей - птицей и овощами. Мальчика после его перевозки в Англии прозвали Дикий Питер. Говорить он так и не научился, зато стал способным выполнять простейшую работу. Говорят, что Питер смог дожить до преклонных лет.

Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных бедолаг не стали находить в лесах. “Дети Маугли”, воспитанные животными, изучались еще во времена Средневековья, но по-настоящему объяснить их поведение и обосновать невозможность возвращения в человеческую среду смогли только психиатры 20 века.

Понятие “феральный человек”

Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.

В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.

В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.

Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.

Феральные животные

Во все времена и у разных народов мира существовали мифы о детях, которых вырастили животные. Как объясняют этот феномен ученые, звери являются прекрасными “воспитателями” человеческих детенышей, и не только в естественной для них среде.

Сегодня часто можно наблюдать, как домашние питомцы принимают участие в жизни малышей: они их убаюкивают, охраняют, защищают, не дают упасть или каким-то образом навредить себе. Те же инстинкты свойственны диким животным, особенно живущим в стае. Связано это с тем, что в зверином сообществе есть своя иерархия, способы общения между его членами и воспитания молодняка.

Истории древности об одичавших детях

Самые известные феральные дети древности - это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой.

Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей.

К сожалению, подобные истории редко заканчиваются так романтично, поскольку феральные люди - дети, воспитанные животными - имеют серьезные отклонения в психике и не способны стать полноценными членами человеческого общества.

Дикие “найденыши” минувших веков

Чаще всего приемными “родителями” детей становились волки. Связано это с естественным для этих животных высоким уровнем родительского инстинкта и тем, что они объединяются в стаи, в которых существуют длительные взаимоотношения между ее членами.

Первым задокументированным свидетельством того, что волчья стая выкормила детей, стала Хроника английского города Саффолка за 1173 год. Неудачные попытки возвращения дикого ребенка к человеческой жизни были зафиксированы в 1341 в Гессе. Охотники нашли мальчика в волчьем логове. Когда его извлекали из норы, он вел себя по-звериному: кусался, царапался, визжал и рычал. Благодаря сохранившимся записям стало известно, что он умер, не выдержав неволи и кормления человеческой едой.

Никто в то время подобные феномены не изучал, специалисты просто пытались вернуть пойманным детям человеческий облик, что чаще всего заканчивалось плачевно.

Дети-“медведи”

Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории - прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.

Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них - это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй - индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.

Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.

Одичавшие люди 20-21 веков

Чаще всего в прошлом веке дети джунглей встречались в Индии. Среди них были дети-волки, пантеры и леопарды. Например, мир узнал о двух девочках - Камале и Амале, которые были пойманы в 1920 году. Одной из них было полтора года, другой - 8 лет, но у обеих уже выработались волчьи инстинкты. Так, они плохо переносили дневной свет, зато ночью прекрасно видели, если исключительно сырое мясо, лакали воду, передвигались на согнутых руках и ногах довольно быстро, охотились на кур и мелких грызунов.

Младшая девочка не выдержала неволи и умерла спустя год от нефрита. Камала прожила еще 9 лет и за этот период смогла освоить примитивные человеческие навыки: ходить ровно, умываться водой, есть с тарелок и даже произносить несколько слов. Но до самой смерти она ела сырое мясо и потроха.

Как отмечают ученые, феральные люди, долго жившие среди животных, полностью перенимают повадки своих “приемных родителей”, которые не исчезают даже после длительного пребывания в человеческом обществе.

Особенно часты случаи обнаружения одичавших людей в период с 1990 годов и вплоть до наших дней. Связано ли это с тем, что малышам достались нерадивые родители, или они сами заблудились в лесу в детстве, а может, просто среда их обитания была нарушена, и потому их смогли поймать, - неизвестно.

Значение социального развития ребенка

Ученые очень любят проводить эксперименты, чтобы доказать свою научную теорию. Не обошли стороной этот способ познания истины и психологи, которые хотели доказать, что ребенок уже рождается с потребностью в социализации.

В ходе эксперимента новорожденных поделили на 2 группы. В одной с детьми нянчились, говорили с ними при кормлении или смене подгузников, целовали. В другой группе с детьми не общались, но делали все необходимое, чтобы они были накормлены и ухожены.

Спустя время ученые заметили у детей, которые были лишены ласки, потерю веса и другие отклонения от нормы, так что эксперимент был прерван. Тем самым ученые доказали, что в человеке изначально заложена потребность в любви и общении с себе подобными.

Таким образом, становится понятным, почему одичавшие люди лишены человеческих чувств и полагаются сугубо на приобретенные ими животные инстинкты.

Природа феральных людей

Все случаи обнаружения индивидуумов, выращенных животными, говорят о том, что в дикой природе им была свойственна сильнейшая тяга к выживанию. Просто так феральные люди не смогли бы остаться в живых, даже при самом лучшем уходе со стороны их звериных “родителей”.

Животные всегда действуют сообразно тому, что подсказывают их инстинкты, хотя известны случаи, когда они испытывали тоску, теряя свое потомство. Длится это недолго, и кратковременная память позволяет им забыть о потере, что совсем не похоже на поведение людей. Человек может испытывать страдания от смерти ребенка всю жизнь.

Все дети-маугли поступали так, как подсказывали им инстинкты: нюхали пищу и воду, прежде чем начать есть, испражнялись, охотились, убегали от опасности и защищались так, как их дикие “родители”. Эту животную природу невозможно искоренить, если ребенок пробыл долгое время среди зверей.

Очеловечивание Авейронского дикаря

Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное.

Потребовалось очень много времени и терпения, чтобы приучить его ходить в туалет там, где это положено, не срывать с себя одежду и есть из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных.

Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения. Так было, например, с пятилетней Наташей из Читы. Ее воспитали собаки, которые оказались лучшими родителями, чем папа и мама. Девочка лаяла, ходила, как псы, и ела то же, что и они. То, что ее нашли в таком раннем возрасте, дает надежду на то, что она сможет вновь “очеловечиться”.

Полностью восстановиться смог мальчик из Уганды, которого воспитали зеленые мартышки. Он попал к ним в возрасте четырех лет, а когда его обнаружили спустя 3 года, он жил и действовал, как его “приемные родители”. Так как прошло слишком мало времени, ребенка смогли вернуть в общество.

Причина появления феральных детей

Слишком часто в наше время упоминаются дети, которых воспитали животные. Связано это в большинстве случаев с равнодушием, безалаберностью или жестокостью их родителей. Примеров тому масса:

  • Девочка из Украины, выросшая в будке у собаки. С 3 до 8 лет она жила с собакой, где оставили ее родители. За такой короткий период малышка стала ходить, как собака, лаять и вести себя, как ее пес.
  • Мальчик 6 лет из Волгограда, воспитанный птицами, умел только чирикать и хлопать руками, как крыльями, когда проявлял эмоции. Он ел птичий корм, будучи закрытым собственной матерью в комнате с попугаями. Сейчас ребенок проходит реабилитацию у психологов.

Подобные случаи имеют место в наше время в крупных городах и небольших поселках по всему миру: в странах Африки, Индии, Камбоджи, в России, Аргентине и других местах. И что самое страшное, сегодня несчастных находят не в лесах, а в домах, будках животных и на помойках - рыскающих в поисках еды.

). На выставке в Лондоне она представила серию постановочных фотографий, рассказывающих реальные истории о детях, выросших при очень необычных обстоятельствах.

Фуллертон-Баттен решила искать данные о детях, выросших вместе с животными, после того, как прочитала книгу «Девушка без имени».

Собранные ею истории — о тех, кто заблудился в лесу или при других обстоятельствах был воспитан животными. Характерно, что такие случаи зафиксированы как минимум на четырех из пяти континентов.

Девочка-волк Лобо, Мексика, 1845-1852 гг.

В 1845 году люди заметили девочку, ползающую на четвереньках вместе со стаей волков, атакующей стадо коз. Год спустя ее заметили в той же компании: все вместе ели сырое мясо козы.

Однажды девочку схватили, но она сумела сбежать. В 1852 году ее еще раз заметили вместе с волчатами, но и на этот раз она сумела улизнуть. С тех пор ее никто больше не видел.

Оксана Малая, Украина, 1991 г.

Оксана была найдена в собачьем питомнике в 1991 году. Ей было на тот момент 8 лет, 6 из них она прожила вместе с собаками. Ее родители были алкоголиками, и однажды ночью случайно оставили девочку на улице. Чтобы согреться, малышка залезла в питомник на ферме, свернулась калачиком, а от холода ее спасли уже собаки.

Так девочка и стала с ними жить. Когда об этой истории узнали люди, Оксана уже была больше похожа на собаку, чем на человека. Она бегала на четвереньках, скалила зубы, дышала, высунув язык, рычала. Из-за отсутствия связи с людьми к 8 годам она выучила только два слова: «Да» и «Нет».

Интенсивная терапия помогал Оксане восстановить социальные и вербальные навыки, но только на уровне пятилетнего ребенка. Теперь девушке 30 лет, она живет в специальной клинике в Одессе и ухаживает за сельскохозяйственными животными.

Шэмдео, Индия, 1972 г.

Шэмдео, 4-летний мальчик, был обнаружен в лесу в 1972 году в тот момент, когда играл с волчатами. Его кожа была очень темной — зубы — заостренными, а ногти — длинными. На ладонях, локтях и коленях ребенка были огромные мозоли. Он любил охотиться на кур, ел землю и испытывал повышенный аппетит к сырой крови.

Ребенка забрали из леса социальные службы. От любви к сырому мясу его так и не отучили. Говорить тоже не научили, но язык жестов он понимать стал. В 1978 году его приняли в дом матери Терезы для нищих. Он умер в феврале 1985 года.

«Права» (Мальчик-Птица), Россия, 2008 г.

Права, 7-летний мальчик, был найден в крошечном двухкомнатном доме, в котором жил вместе со своей 31-летней матерью. Мальчик жил в комнате вместе с десятками декоративных птиц — вместе со всеми клетками, кормом и пометом.

Его мать обращалась с ребенком как с одним из своих питомцев. Физически она его не била, но периодически оставляла без пищи и никогда с ним не разговаривала. Поэтому общаться он мог только с птицами. Говорить мальчик не умел — только щебетать. Руками тоже махал как птица — крыльями.

Праву отобрали у матери и отправили в Центр психологической помощи. Врачи пытаются реабилитировать его до сих пор.

Марина Чапман, Колумбия, 1959 г.

Марина была похищена в 1954 году. Изначально она жила в одной из затерянных среди джунглей деревень Южной Америки, но ее похититель просто оставил ее в джунглях. Выходили ребенка обезьяны-капуцины.

Охотники нашли дитя только спустя пять лет. Ребенок ел только ягоды, корни и бананы, спал в дуплах деревьев и ходил на четвереньках.

Однажды она чем-то отравилась. Одна пожилая обезьяна подвела ее к луже воды и заставила пить из нее. Девочку вырвало — и ее организм стал восстанавливаться.

Она дружила с молодыми обезьянами, умела лазить по деревьям и хорошо разбиралась в плодах местных растений: какие из них можно есть, а какие — нельзя.

К тому времени, когда ее обнаружили охотники, Марина совершенно разучилась говорить. Этим воспользовались те, кто ее нашел: ребенка отдали в бордель. Там она жила как уличная девчонка, а впоследствии ее поработила семья мафиози. И только через много лет ее спас один из соседей и вывез в Боготу. Там они и жили вместе с родным сыном спасителя.

Когда Марина стала уже взрослой, то работала няней. В 1977 году их семья переехала в Великобританию, где живет и сегодня. Марина вышла замуж и родила детей. Ее младшая дочь, Ванесса Джеймс, и написала книгу о диком опыте матери — «Девушка без имени».

Мадина, Россия, 2013 г.

Мадина с самого рождения жила с собаками. Первые три года своей жизни она играла с ними, делила с ними пищу. Они же согревали ее своими телами зимой. Социальные работники нашли девочку в 2013 году. Она была голой, ходила на четвереньках и рычала как собака.

Отец Мадины покинул семью вскоре после ее рождения. Ее мать, 23-летняя девушка, спилась. Она совсем не ухаживала за ребенком, а однажды приняла решение просто. Переселилась в дом к одному из сельских алкоголиков. Она сидела за столом с собутыльниками, пока ее дочь грызла кости на полу с собаками.

Однажды Мадина убежала на детскую площадку, но не смогла поиграть с другими детьми: она не могла говорить. Так собаки стали ее единственными друзьями.

Врачи сообщили, что Мадина умственно и физически — абсолютно здоровый человек, несмотря на все испытания, что она прошла. Есть хороший шанс, что однажды она вернется к нормальной жизни. Несмотря на то, что слишком поздно научилась говорить.

Джени, США, 1970 г.

Отец Джени как-то решил, что его дочь «отсталая», и поэтому стал удерживать ее на сиденье унитаза в маленькой комнате дома. В этой одиночной камере она провела более 10 лет. Даже спала в кресле.

Ей было 13 лет, когда в 1970 году социальный работник случайно заметил ее состояние. Мол, ребенок не умел ходить в туалет и двигался «как-то странно: боком и по-кроличьи». Девочка-подросток не умела разговаривать и вообще выражать какие-то звуки.

От родителей ее забрали, и с тех пор она стала объектом научных исследований. Постепенно она выучила несколько слов, но писать так и не научилась. Зато читает простые тексты и уже кое-как умеет взаимодействовать с другими людьми.

В 1974 году финансирование программы лечения Джени было остановлено, и ее поместили в частное учреждение для умственно недоразвитых взрослых людей.

Мальчик-леопард, Индия, 1912 г.

Этому мальчику было два года, когда самка леопарда украла его во дворе деревенского дома и взяла на попечение на попечение в 1912 году. Три года спустя охотник убил это животное и нашел три его детеныша: двоих маленьких леопардов и пятилетнего ребенка. Дитя вернули его семье в маленькой деревне в Индии.

В первое время мальчик умел сидеть только на четвереньках, зато бегал быстрее любого другого взрослого. Его колени были покрыты огромными жесткими мозолями, а пальцы были согнуты в вертикальном положении под прямым углом к ладони. Они были покрыты жесткой, ороговевшей кожей.

Мальчик кусался, воевал со всеми, и однажды поймал и съел сырую курицу. Говорить он не умел — только стонать и рычать.

Позже его научили речи и прямохождению. К сожалению, вскоре он ослеп от катаракты. Однако связано это не с его опытом жизни в джунглях, а с наследственностью.

Суджит Кумар, «Мальчик-курица», Фиджи, 1978 г.

Суджита власти признали умственно отсталым ребенком. После этого его родители заперли его в курятнике. Вскоре мать покончила с собой, а его отца убили. Ответственность за малыша взял на себя дед, но он посчитал, что тому будет и дальше лучше в курятнике.

Когда Суджиту было восемь лет, он выбежал на дорогу, где его и заметили. Мальчик кудахтал и хлопал себя руками, будто курица. Принесенную ему еду он не ел, а клевал, щелкая языком. На стуле он сидел «с ногами», а его пальцы были обращены внутрь.

Вскоре после обнаружения его отправили в дом престарелых — в качестве работника. Но там он отличался агрессивным поведением, поэтому его приходилось подолгу привязывать простынями к кровати. Теперь ему больше 30 лет, он живет с Элизабет Клейтон — женщиной, спасшей его и подарившей ему дом.

Камала и Амала, Индия, 1920 г.

8-летняя Камала и 12-летняя Амала были найдены в логове волков в 1920 году. Это один из самых известных случаев с обнаружением «детей-маугли».

Нашел их некий Джозеф Сингх, увидев, как из пещеры волков выходят двое детей. На них было отвратительно смотреть: они бегали на четвереньках и вели себя совсем не как люди. Вскоре Сингх предпринял все, чтобы вместе с полицией забрать девочек у волков.

В первые ночи девушки спали, свернувшись вместе калачиком, рычали, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса и завывали. Физически они тоже были не такими как все: сухожилия и суставы на руках и ногах были сокращены и деформированы. Девочки не проявляли никакого интереса к общению с людьми. Зато исключительно развитыми были их слух, зрение и обоняние.

Амала умерла на следующий год после возвращения к людям. Камала таки научилась ходить вертикально и произносить несколько слов, но умерла в 1929 году от почечной недостаточности в возрасте 17 лет.

Иван Мишуков, Россия, 1998 г.

Иван сбежал из семьи алкоголиков, когда ему было 4 года. Сначала он жил на улицах и просил милостыню. А потом «подружился» со стаей собак. Стал кормить их. Они стали доверять ему. Иван стал кем-то вроде вожака стаи.

В течение двух лет он жил с ними в заброшенных постройках. Потом его поймали и поместили в детский дом. Разговаривать мальчик умел: приходилось же просить милостыню. Именно поэтому сейчас он живет нормальной жизнью.

Мари Анжелика Мемми Ле Блан (Девушка-шампанское), Франция, 1731 г.

Эта история получила большую огласку в XVIII веке. На удивление, она хорошо задокументированна.

За 10 лет непонятно как очутившаяся в лесу девочка прошла через леса Франции тысячи километров. Она ела птиц, лягушек, рыб, листья, ветви и корни деревьев. Умела бороться с дикими животными, в том числе волками. Когда ей было 19 лет, ее схватили «цивилизованные» люди. Девушка была черной от грязи, заросшей, с острыми когтями. Она опускалась на колени, чтобы пить воду и постоянно озиралась по сторонам в поисках опасности.

Говорить она не умела, общалась только визгом и сопением. Зато, кажется, находила удивительный контакт с кроликами и птицами. Много-много лет она ела только сырую пищу, а приготовленную — не могла. По деревьям она могла лазить как обезьяна.

В 1737 году королева Польши, мать французской королевы, взяла Мемми к себе во дворец. Вместе с ней она выбиралась на охоту за кроликами: девушка бегала за ними так же ловко, как и собаки.

Зато Мемми смогла восстановиться, за 10 лет научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. В 1747 году она стала монахиней, но не надолго. Ее покровитель умер при загадочных обстоятельствах.

Вскоре, однако, Мемми нашла себе нового «хозяина» — госпожу Эке. Она и опубликовал фотографию женщины. Мемми жила в Париже в зажиточной семье и умерла 1775 году. Ей было 63.

Джон Ссебуня, «Мальчик-обезьяна», Уганда, 1991 г.

Джон убежал из дома в 1988 году, когда ему было три года. Это произошло после того, как его отец на его глазах убил мать. Мальчик сбежал в джунгли и стал жить с обезьянами.

В 1991 году его нашли и схватили. На тот момент ему было около шести лет. Все его тело к тому моменту покрылось волосяым покровом. Ел мальчик только корни, орехи, сладкий картофель и маниоку. В его кишечнике жили огромные черви — длиной по пол-метра.

Но все сложилось хорошо: дитя научили говорить и ходить. А его прекрасный певческий голос сделал его звездой сцены. Вместе с другии африканскими детьми он гастролировал по миру в составе детского хора «Жемчужина Африки».

Виктор (Дикий мальчик Аверон), Франция, 1797 г.

Это тоже случай из истории, который очень хорошо задокументирован. Дикого ребенка видели в конце XVIII века в лесах Святого Сернен-сюр-Ранса на Юге Франции. 8 января 1800 года его поймали.

Ему было 12 лет, тело было покрыто шрамами, и мальчик был не в состоянии произнести ни слова. Позже выяснилось, что в дикой природе он провел 7 лет. Профессора биологии стали исследовать его. Выяснилось, что мальчик может чувствовать себя комфортно абсолютно голым на морозе по колено в снегу. Кажется, низкая температура вообще не доставляла ему никакого дискомфорта!

Люди пытались научить его вести себя «нормально», но никакого прогресса не было. Мальчик не умел говорить до конца жизни. Его отправили в специальный научный институт в Париже, где исследовали вплоть до его смерти. Умер он в возрасте 40 лет.

В начале прошлого века английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг сочинил удивительную сказку про Маугли, которого вырастили животные. В основу «Книги джунглей» легли истории, слышанные автором на службе в Индии. Там человеческие детеныши, воспитанные дикими зверями, не являлись диковинкой. А в Европе подобное существо ужасало каждого, ибо их рождение и жизнь были окутаны мраком тайн и загадок.

Зачастую связь детей и волков расценивали как оборотничество. Считалось, что дикие звери выращивали людей в своих стаях для того, чтобы те впоследствии приходили в города и совершали нужные волкам дела. Но это суеверие отошло на второй план, когда в Эпоху Просвещения лучшие умы Старого Света занялись изучением данной проблемы. Возник вопрос, в состоянии ли люди одичавшие или воспитанные животными адаптироваться в человеческом обществе? В конце концов, взялась же откуда-то древняя легенда об основателях Рима Ромуле и Реме, которых вскормила волчица.
Самым первым одичавшим мальчиком, зафиксированным в старинных рукописях, был ребенок-волк Гессе. Его обнаружили в зарослях неподалеку от небольшого городка местные жители в 1344 году. Это дикое существо сидело на четвереньках, зубы его были переломаны, ногти длинные, обломанные на концах, волосы сплошь в колтунах, Мальчик был абсолютно гол и наготы своей не стеснялся. Его поместили в приют при церкви, где пытались адаптировать к нормальной жизни. Учили ходить прямо, привязывая к ногам и рукам палки, что не дало результата. Говорить он тоже не научился, издавал только привычный для себя рык и вой. Ел лишь сырое мясо, и постоянно стремился сбежать на волю. Гессе возили по всем европейским странам, как диковину на показ. Умер он в раннем возрасте. А четверть века спустя в лесах Баварии охотники натолкнулись еще на одного ребенка-волка. Ему было двенадцать лет, и он повторил судьбу своего предшественника. Люсьен Мальсон, профессор из Франции, который решил воспитать подобного ребенка, после проведенного эксперимента писал в своих мемуарах: «Когда его привезли, дикого, совершенно голого и молчаливого, он умел только рычать и, подобно зверям, имел острые как бритва зубы, которые заострялись от постоянного глодания костей. Невозможно было определить, как долго он пробыл в джунглях, но его физическая сила и крепкое телосложение говорили о том, что он прекрасно приспособился к дикой жизни. В отличие от многих других детей-волков, мальчик прожил среди людей довольно долго - двадцать лет. Но, несмотря на самое терпеливое обучение, его достижения за этот длительный период были такими: он научился одеваться, прямо стоять, хотя для него это никогда не было легким делом, и пользоваться посудой. Начать говорить он так и не смог. Скончался от пиелонефрита». В 1803 году в местечке Овердайк в Голландии нашли дикого мальчик, возраст которого определить не смогли. Он отличался тем, что питался птичьими яйцами, птенцами или взрослыми птицами, которых ему удавалось поймать. Мальчик также умел великолепно подражать птичьим крикам.
Как выяснилось в процессе изучения даной проблемы учеными, на роль человеческой няньки отлично подходит не только волк, но и обезьяна. Так, в стае приматов, в густых джунглях южного Цейлона военные обнаружили маленького мальчика. Ребёнок был умственно отсталым. Поэтому родители бросили его посреди леса (такие вещи довольно часто практикуются в бедных странах). Вопреки всему, несчастный малыш выжил и даже смог втереться в доверие к приматам. Он научился имитировать их поведение, и обезьяны приняли его в стаю. В приюте, куда передали его военные, мальчика окрестили Тиссой. Первоначальное знакомство показало, что ребенок не умеет говорить, ровно стоять, есть из тарелки, сидит как мартышка. Благодаря терпению персонала и трудолюбию психологов, вскоре малыш перестал сбрасывать с себя одежду и даже стал есть ложкой. Со временем ученые разделили всех подобных найденышей на две группы: «ликантропов» - воспитанников волков, и «диких детей», которые по той или иной причине одичали. У детей Homo ferus, воспитанных волками, разные судьбы, но много общего. Они не испытывают эмоций, типичных для человека: любовь, радость. Никто из них, даже после работы с психологами, так и не научился смеяться. В основном они предпочитают молчать, а когда что-то не нравится, рычат или воют. Научить их прямохождению зачастую бывает невозможно. Они очень уверенно передвигаются на четырех конечностях.
Типичными «ликантропами» являются несколько десятков детей, которых удалось поймать по всему миру в разные годы и в разные века. Трудно судить о том, насколько сложно происходила адаптация всех зверо-людей. Бывали случаи, когда память, полученная в раннем детстве, восстанавливалась, и малыши впоследствии осваивались в человеческой среде. Другие так и умирали, как дикие звери в неволе. Еще одни своеобразный случай описан в Кабардино-Балкарии. Когда в край вошли немцы, двое молодых людей стали полицаями в свих деревушках, и верно служили новым хозяевам. Когда же битва за Северный Кавказ была проиграна, немцы с позором бежали, забыв про своих слуг.
Для того, чтобы избежать заслуженной кары, парни, взяв с собой две винтовки и огромный запас патронов, ушли далеко в горы. Там укрылись в самом глухом районе, который только можно было найти, и поселились в пещере. Всю провизию они добывали охотой и собирательством, питаясь кореньями, ягодами, грибами. Вдвоем они прожили восемь лет, даже не зная, что война давно закончилась. Потом один из друзей заболел раком горла, и его соратник прочищал ему горло от нараставшей опухоли, при помощи заостренного наперстка на ниточке. Тем не менее, друг умер в мучениях. А мужчина остался один, и еще более тридцати лет прожил в тотальной изоляции, добывая себе пропитание прежними методами.
Одежду он шил из шкур убитых животных, а однажды украл с кукурузного поля кошку, которая скрашивала его одиночество. Спустился к людям он через 35 лет и задал два вопроса: «Кончилась ли война?» и «Жив ли Сталин?» Узнав, что ничего ему не грозит, он успокоился. После бани шестидесятилетний мужчина выглядел на тридцать с небольшим. У него не было морщин, зубы никогда не болели. Тем не менее, в обществе он адаптироваться не смог и снова ушел в горы. Там он работал пастухом, стараясь не попадаться на глаза людям. За долгую историю было найдено немало подобных отшельников, которые жили в семьях волков, лис, обезьян. Мало кто из них смог адаптироваться к нормальной жизни. Практически все они умерли, не прожив и десяти лет. Остается загадкой, что заставляло животных принять их в свой коллектив. И каким образом им удавалось выживать в суровые зимы.

Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых растет. И если до пяти лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» - такое название получили случаи формирования детей в дикой среде. После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-маугли - далее в обзоре.

Индийская девочка-маугли Камала

Памятник Ромулу, Рему и волчице, их вскормившей

Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица - эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-маугли редко случаются подобные хеппи-энды.

История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в 1341 году в Гессене, Германия. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

Дикарь из Аверона в жизни и в кино

Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 году во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Дина Саничар

Большинство детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 год тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 году. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.

В 1920 году жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки восьми и двух лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития четырехлетнего ребенка.

Индийские маугли Амала и Камала

В 1975 году пятилетнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего - среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом отменный иммунитет и крепкое здоровье.

Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до пяти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты