Исследовательская работа "Оригами.Заяц". Исследовательская работа "волшебный мир оригами" Исследовательская работа модульное оригами

16.10.2019


Оригами –это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал-это бумага. Единственный инструмент- руки. Приобретенные во время складывания навыки можно использовать на уроках по математике и конструированию.


Оригами – искусство доступное всем. Из листа бумаги можно сложить невероятное множество разнообразных фигур. Складывая бумагу в несколько раз и наблюдая за тем, как она обретает объем, мы не просто с удовольствием проводим время, но и познаем искусство гармоничного соединения пространства, формы, объема и пропорций. Простая в освоении техника оригами открывает перед нами Мир полный неожиданностей и чудес.


Меня зовут Петухов Василий, мне 13 лет, и я учусь в 6-м классе. Оригами увлекаюсь с 5 класса. Сначала у меня не все получалось, но любовь к оригами и старание позволили мне не только преодолеть первые трудности, но и добиться первых, и я надеюсь, не последних успехов. Ведь моим любимым делом можно заниматься до глубокой старости.




« Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным способом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялась и сближалась от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушка махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».








































11. Большой шар состоит из 16 рядов (включая первый ряд). Во время сборки не сразу формируется шарообразная форма. Но вся фигура довольно эластичная. Представь, что ты держишь в руках глиняный горшочек. Нужно погружать пальцы внутрь и постепенно изгибать стенки, придавая нужную форму. Последний ряд сделай на 4 модуля меньше. Чтобы уменьшить на два модуля, нужно пару модулей надевать не на 4, а на 6 уголков.











МБОУ «Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан.

К районному конкурсу научно-исследовательских работ и проектов среди учащихся

образовательных учреждений Мамадышского муниципального района

«Мой след в науке VII»

Тема: Оригами

Секция: творческие работы и научно-техническое моделирование

Работу выполнила: ученица 6 класса

Гильфанова Миляуша М.

Руководитель: Мухаметзянова Гульнар Г.

1. Введение ………………………………………………………………..... 3

2. Истории возникновения оригами…….……………….……....................3

3. Теоретическая часть: изготовление модулей…………….. ………..…..4

4. Практическая часть: изготовление поделок …….……………………...5

5. Заключение………………………………………………………………..10

6. Источники информации………………………………………………....11

7. Приложение (мои работы)…………………………………………….....12

Цель работы: изучить возможности техники модульного оригами для изготовления поделок.

Задачи: 1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2.Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами.

Я, Гильфанова Миляуша, очень люблю делать игрушки своими руками. Их у меня много. В этом году я нашла себе новый вид увлечения. Это игрушки… оригами. Модульное оригами.

Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Оригами - традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки.
Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».
Ни для кого не секрет, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. В силу ряда причин, на Западе искусство бумажного складывания стало известно именно в его японском варианте – оригами. Но, тем не менее, есть специфический стиль складывания, за которым закрепилось название «китайское модульное оригами».

Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Особую популярность модульное оригами обрело в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому –

Я пойму!»

И хочу, представит вам свои творческие работы из бумаги на примере «Зайца». Нам понадобятся треугольники, из которых и собирается это модульное оригами. Заяц получается очень живым, красивым и смотрится невероятно эффектно.

Но перед тем, как приступать к изготовлению объемного оригами зайца, нужно научиться делать треугольные модули оригами.

Как сделать треугольные модули оригами для производства поделок

1. Согни прямоугольник пополам.

2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горкой к себе.

3. Согни края к середине.

4. Переверни.

5. Подними края вверх.

6. Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.

7. Разогни.

8. Снова сложи маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх.

9. Согни пополам.

10. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.

Всего для зайчика потребуется 522 треугольных модуля. Можно взять только белые модули (лучше всего подходит офисная бумага) или сделать 402 белых и 120 цветных модуля. Свитер для зайчика можно сделать одного цвета или в полосочку. Всего пять рядов (пять полосок), в каждом ряду по 24 модуля. Для этой модели взяли 48 голубых, 48 жёлтых и 24 синих модулей. Возьмем 48 белых модулей для того, чтобы собрать первые два ряда. Расположим три модуля так, как показано на рисунке, вставим уголки первых двух модулей в кармашки третьего.

Возьмем ещё два модуля и присоедини их к первым таким же способом. Соберем все модули в цепочку. Последним модулем замкнем кольцо. Получилось два ряда по 24 модуля в каждом.

Выполним третий ряд, надевая модули в шахматном порядке.

Аккуратно вывернем круг, превращая его в подобие чаши. Первый ряд при этом становится подставкой и сбоку его, практически, не видно. Возьмем 24 голубых модуля и выполняем четвёртый ряд. Обратим внимание на то, что голубые модули нужно укреплять немного выше, слегка отодвигая нижний конец. Тогда свиторок будет немного отходить от туловища.

Выполним весь четвёртый ряд и выровняем модули.

Точно так же выполним ещё четыре ряда.

Возьмем 24 белых модуля и надеваем их на голубые, развернув короткой стороной наружу, а длинной внутрь.

Этот ряд должен получиться уже предыдущих за счёт того, что белые модули развёрнуты другой стороной и размещаются на концах голубых.

Следующий ряд необходимо увеличить на 6 модулей. Для этого на каждый четвёртый модуль надеваем не один, а два модуля. Модули развёрнуты длинной стороной наружу.

Внимание! Первые два ряда головы имеют достаточно неустойчивое соединение. Следующие ряды закрепят всю конструкцию, но эти два ряда нужно собирать внимательно и аккуратно.

Теперь в каждом ряду будет по 30 модулей. Продолжаем собирать ряд за рядом. Всего голова состоит из восьми рядов (один из 24 модулей, другие из 30).

В последнем ряду сведем все модули вместе, придавая голове округлую форму.

Для ушка возьмем 6 модулей и укрепим их так же, как в первом ряду головы.

Во втором ряду наденем 5 модулей, в третьем - снова 6. Причём, крайние модули будут надеваться на крайние уголки первого и второго рядов. Выполним таким образом 7 рядов. В восьмом ряду необходимо сделать сужение. Два крайних модуля надеваем сразу на три крайних конца предыдущего ряда. В восьмом ряду окажется 5 модулей. В девятом наденем только 4 модуля, причём, два средних поставим выше других.


Пропустим один модуль, т. е. оставь свободными 4 уголка, и выполним точно так же второе ушко.

Нарисуем, вырежем и приклеем детали: глазки, мордочку, ручки, воротник. Ручки вырежим из прямоугольников плотной бумаги размером 2х3 см. Закруглим прямоугольники с одной стороны, а с другой приклеем полоски бумаги такого же цвета, как и одежда. Ручки можно просто вставить между модулями или подклеить. Прямоугольник 4х8 см можно надрезать бахромой, завить её и сделать зайчику чёлочку. Вот и все. Зайчик получился очень забавным и ярким.

Заключение

Вот эти игрушки стали моими друзьями. Сейчас я начала собирать кораблик. Попробуйте и Вы. Очень увлекательно и интересно. Как сказал великий Леонардо да Винчи «Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать». Складывание фигурок из треугольных модулей оригами – занятие настолько увлекательное и приятное, что усвоив одну модель, сразу хочется попробовать что-то ещё, узнать новые возможности. Выполнив несколько объемных поделок (см. Приложение1, 2,3,4.5), я смог без схемы собрать корзинку для цветов (см. Приложение 6) . И не всегда всё сразу получается…. А начав новую поделку, хочется быстрее её завершить и увидеть результат. И я хочу сказать огромное спасибо маме, папе, сестрам за то, что они помогают мне создавать эти поделки. Ведь для них нужно много модулей и бумаги. Например, для двух зайчиков потребовалось более тысячи модульных треугольников, а бумаги ушло около 65 листов формата А4. Несколько вечеров мы всей семьёй делаем модули для поделки, а затем наступает самое интересное, самое загадочное - «бумага оживает»! Попробуйте и Вы. Как сказал великий Леонардо да Винчи: « Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».

Экономическая оценка

Расчет себестоимости вазы.

Используемые материалы и инструменты

Цена (руб.)

Расход материалов на изделия

Затраты на материалы (руб.)

офисная бумага

0 рублей(бывший в употреблении)

Экологическое обоснование

Изготовление изделие оригами – экологически чистое производство. Выполняется из доступного материала - бумаги.

Оно практически безотходное и безвредное (не выделяются вредные для организма вещества, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы). при работе с материалом не выделяются вредные для организма человека вещества, т.к. бумага состоит из натуральной древесины.

Источники информации:

1.http:// http://stranamasterov.ru

2.http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html

3.http://jorigami.narod.ru/NewDoc/History_of_origami.htm

4.yourorigami.info/2008/01/28/statya-posvyashhennaya-origami.html

5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.

Мои работы

1.Сова 2. Снеговик 3.Лунаход

.

4. Лебединое озеро 5. Кошка с котенком


6. Снеговик с подарками 7.Я и мои работы.


Пригодина Александра Леонидовна

Цель работы : узнать историю искусства оригами.

Задачи:

1.Подобрать и изучить литературу по этому виду творчества и проанализировать материалы интернет - источников по этой теме.

2.Провести анкетирование одноклассников по теме «Что вы знаете об искусстве оригами?»

3.Познакомиться с историей распространения техники оригами в России, на Каргополье.

4. Провести интервьюирование каргопольских мастеров, работающих в технике оригами.

5. Выполнить работы в технике оригами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межрайонная детская исследовательская конференция «Я познаю мир…»

Волшебное искусство оригами

Исследовательская работа

Вельск 2015

11. https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета «Что вы знаете об искусстве оригами?»

Дорогие друзья!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. В какой стране и когда появилось оригами?
  2. Где родина модульного оригами?
  3. В чем разница между простым оригами и модульным?
  4. Назовите известных оригамистов мира?
  5. Назовите известных оригамистов России?

Приложение 2

Фото 1 Фото 2

Бумажный журавлик Модульный куб

Фото 3 Фото 4

Акира Йошидзава Птички пахариты

Фото 5

Воротник XVI – XVII вв.

Фото 6 Фото 7

Роберт Лэнг Бумажные птички из музея Василия Поленова

Фото 8 Фото 9

Сергей Тарасов Макет х рама Василия Блаженного

Фото 10

Макет Минусинского православного Свято-Спасского храма

Фото 11 Фото 12

Татьяна Николаевна Проснякова Галина Тихова

Фото 13

Виктория и Владимир Серовы

Приложение 3

Мои работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Исследовательская работа

Тема: Волшебный мир оригами

Выполнила: Миронова Марина,

ученица 5 «а» класса МБОУ СОШ р. п. Мухен

Руководитель: Горностаева Валентина Ивановна,

библиотекарь МБОУ СОШ р. п. Мухен

2016 г.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3-4

2. Основная часть

2.1. Оригами – искусство складывания бумаги………………………….5

2.2. История оригами……………………………………………………...6-7

2.3. Журавлики Хиросимы………………………………………………..8-9

2.4. Азбука оригами……………………………………………………….10

2.5. Техника складывания…………………………………………………11

2.6. Оригами и основные геометрические понятия……………………..12-13

2.7. Исследование бумаги для оригами…………………………………..14

2.8. Оригами в повседневной жизни……………………………………...15

3. Заключение………………………………………………………………16-17

4. Литература………………………………………………………………..18

5. Приложения……………………………………………………………….19-24

Введение

Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Это уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги (приложение 1).

Первый раз это слово я услышала в 1 классе на уроке технологии. Но тогда я особого внимания этому не придала. В конце 4 класса, как то на уроке нам показали бумажные поделки, выполненные с помощью треугольного модуля в технике оригами (приложение 2). Учитель показал нам как соединять эти модули между собой. Это был единственный урок и мне захотелось узнать больше об этом интересном, увлекательном и полезном искусстве.

Моя мама, видя мое увлечение, купила мне книгу "Модульное оригами". Выполняя по схемам книги различные поделки я почувствовала, что я приобретаю опыт складывания бумаги, который мне пригодился на уроках математики. Играя, я познавала азы геометрии. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает, изучение использования оригами актуальным для исследования.

Объект: оригами как вид прикладного искусства. Предмет исследования: использование оригами в повседневной жизни. Цель: рассмотреть возможности использования техники оригами для образования и развития учащегося.

Гипотеза: занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.

Задачи:

Изучить историю оригами;

Ознакомиться с техникой оригами;

Научиться создавать изделия оригами;

Выявить связь оригами и математики;

Найти способы применения оригами в повседневной жизни.

Методы исследования:

1. Метод математической статистики и обработки данных.

2. Анализ научно-популярной литературы.

2. Основная часть 2.1. Оригами – искусство складывания бумаги.

Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.

Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» - складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.

Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты - тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему (приложение 3).

В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции - бумажные модели.

Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.

2.2. История оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай (приложение 4).

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.

К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран

Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя - оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.

Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой (приложение 5). В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы (приложение 6). Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.

К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера - оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура (приложение 7). Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид.

2.3. Журавлики Хиросимы

Международный символ оригами – японский бумажный журавлик. Журавль – символ счастья и удачи в Японии (приложение 8). С бумажным журавликом связана одна печальная история-легенда, придавшая ему дополнительное значение, и превратившая его в священную птицу мира. Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени СадакоСасаки (приложение 9). Она родилась в 1943 году и была совсем малышкой, когда при бомбежке Хиросимы погибли ее отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. Девочка боролась с болезнью как могла, но ей становилось все хуже с каждым годом. Лежа в госпитале, Садако складывала бумажных журавликов. Она верила, что если сложит тысячу журавликов, ее желание сбудется. Работать над журавликами становилось все тяжелее, и, поняв, что ей никогда не выздороветь, Садако стала мечтать о мире для всех людей Земли, чтобы не было больше войн и не гибли невинные. Но она не успела сделать тысячу журавликов. Сделав 644 журавлика, Садако умерла от болезни в госпитале 25 октября 1955 года. Узнав об этом, дети со всех стран стали присылать в Хиросиму сделанныe ими оригами – бумажных журавликов в надежде, что мечта Садако осуществится. В Японии воздвигли памятник Садако, и до сих пор в музей мира в Хиросиму дети присылают бумажных журавликов как символ мира и памяти.

Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками (приложение 10).

Изготовление журавлика:

1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат

2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем

правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры.

Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;

3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху.

Проделываем это, нажимая по бокам.

4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;

5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру;

6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;

7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху

острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем

в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;

8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и вуаля.

2.4. Азбука оригами

Простейшее способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Все эти действия отмечены условными значками, стрелками, разработанными и утвержденными Японской ассоциацией оригами. В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Помимо знаков существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине ХХ века известным японским мастером Акирой Йошизавой .

Приёмы-выворачивание Техническим приёмом, порой применяемым в оригами, является выворачивание фигурки или её части наизнанку. Естественно, это удаётся сделать только тогда, когда эта часть состоит как минимум из двух слоёв бумаги. Приём и результат выворачивания бумаги можно посмотреть на моделях кусудам - «шаров» (приложение 11).

2.5. Техника складывания Исследуя технику складывания, я обратила внимание на выполнение сгибов. Они должны быть “острыми” и слои бумаги должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было смещения и изделие получилось красивое и аккуратное. Нужно соединять уголки ровно и точно.

Правильно сложена бумага или нет, зависит от мастерства и глазомера , которые можно развивать с помощью оригами. Оригами помогает развивать наблюдательность . Ведь для того чтобы сделать, например, собаку, мне необходимо представлять ее форму, движения и повадки: иначе, моя фигурка не будет похожа на настоящую собаку. Если этого не делать, то работа остаётся просто повторением движений.

Так как, в оригами основной инструмент – пальцы рук и их необходимо тренировать, что позволяет улучшать мелкую моторику рук . Для этого я предлагаю сначала выполнять простые базовые формы.

2.6. Оригами и основные геометрические понятия

Сейчас в оригами существует три основных течения. Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат. Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы. Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей. То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела. И я погрузилась в оригаметрию. Оригаметрия - это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам. В оригаметрии считается: а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании; б) роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

Еще в 19 веке немецкий педагог Ф.Фебель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами (приложение 12). Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как: а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; б) найти все квадраты; в) найти все треугольники;

г) дать название изображениям; в) складывание квадрата, смежные стороны, диагональ.

Идеи Фребеля и сегодня очень интересны. Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук.

Складывание многогранников – увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания. В старших классах мы будем изучать раздел математики – СТЕРЕОМЕТРИЯ. Она изучает свойства фигур в пространстве. Среди них есть ПЛАТОНОВЫ ТЕЛА (приложение 13).

Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами. Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд – 4 треугольника, октаэдр – 8 треугольников, икосаэдр – 20 треугольников, куб – 6 квадратов, додекаэдр – 12 пятиугольников).

На свете существует множество других многогранников, но они будут или полуправильные, или неправильные. Наилучший способ познакомиться с платоновыми телами и другими многогранниками позволяет занятие оригами, так как из бумаги такие фигурки складываются легко и быстро.

2.7. Исследование бумаги для оригами

Любители искусства оригами среди всех предпочитают и наиболее активно используют такие виды бумаги как писчая, газетная, оберточная, обойная, типографская, калька, картон, бархатная и другие. Если рассматривать каждый тип в отдельности, то каждый из них будет обладать своими преимуществами и недостатками для изделий оригами.

Поэтому я решила исследовать бумагу и выбрать ту, которая лучше всего подходит для оригами

Вид бумаги

Преимущества

Недостатки

Бумага для оригами


Легко складывается, хорошо держит складки.


-

Салфетки


Подходит для специальных изделий.


Сложно складывать, со временем фигурка сама по себе раскладывается.

Оберточная бумага


Плотная, но тонкая, при складывании не утомляет пальцы. Размер ее не ограничивается.


Не хватает раскраски.


Офисная бумага


Хорошо держит складки, прочная.


-


Бумага для уроков труда


Очень тонкая. Это позволяет складывать фигурки с большим количеством складок.


Подсыхает и на складках появляются белые полоски.

Из данного исследования можно сделать вывод, что для оригами подходит любая бумага . Нужно лишь под ту фигурку, которую я хочу сложить, найти подходящую бумагу.

2.8. Оригами в повседневной жизни

Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни. Салфетки - искусство оригами можно использовать и в сервировке стола (приложение 14). Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций и др.
Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены. Широкую известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги (приложение 15). Искусство оригами - прекрасный способ сделать подарок необычным и интересным.

Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок (приложение 16).

3 . Заключение
Оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Но еще оригами способствуют успешному изучению геометрии. В процессе складывания фигур оригами я легко ориентируюсь в пространстве и на листе бумаги, могу делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. Все это помогает развитию первых чертежных навыков. В процессе работы над проектом я узнала много нового, что относится к геометрии и математике.

Мой первый учитель начальных классов, Ирина Александровна, от нее я узнала, что работать руками полезно еще и для развития полушарий головного мозга, так как правая рука отвечает за левое полушарие, а левая рука - за правое. Выходит, при складывании оригами развиваются оба полушария мозга, так как работают обе руки одновременно. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи - логопеды. Помогает оно людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. Подтвердилась моя гипотеза, что занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.

Вывод : оригами

- учит различным приемам работы с бумагой;

- развивает способность работать руками;

- учит совершать последовательные действия;

- стимулирует развитие памяти;

- учит концентрировать внимание;

- знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;

- развивает пространственное воображение, художественный вкус и

творческие способности.

- развивает уверенность в своих силах и способностях;

1.Тема работы
2.Содержание
3.Актуальность темы
4.Цели и задачи
5.История модульного оригами
6. Материалы и инструменты
7.Технология изготовления «Лебедя»
8.Заключение
9.Приложение

АКТУАЛЬНОСТЬ

Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Недавно я познакомилась с искусством ОРИГАМИ. Это очень увлекательное занятие. Оно доступно всем: и богатым и бедным, и детям и взрослым. Потому что все, что нужно иметь это бумага и желание. И тогда рождаются на свет разнообразные фигурки от простых до сложных: цветы, животные, замки, причудливые формы. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами.
Наш календарь богат праздниками. А на праздники принято дарить подарки. Когда подходил праздник 8 марта, я долго думала, чтобы подарить своей маме. Сначала хотела купить в магазине цветы, но они через некоторое время завянут, и их придется выкинуть. А потом решила лучше сделать подарок своими руками. Ведь подарок сделанный своими руками, будет украшением и сохранится на долгую – долгую память. Исследовав все возможные варианты изделий из модульного оригами, я решила выбрать эскиз «Лебедя». Этот эскиз мне больше всего понравился. Еще с древних времен эта птица олицетворяла чистоту и непорочность. Поэтому ее легко встретить в большинстве мифов античности. Так же, лебедь считается птицей поэтов, в общем, всех творческих людей, которые по-другому смотрят на происходящие события и жизнь в целом.
Лебедь из бумаги – это красиво и удивительно. Такая поделка послужит отличным и уникальным подарком. Главное делать ее с душой.
Цели моей работы:
Обогатить свою коллекцию фигурок, сложенных в технике Оригами;
Развить свои творческие способности.
Задачи:
Изучить историю этого искусства;
Научиться работать с дополнительной литературой;
Изготовить птицу «Лебедь» в технике Оригами.

ИСТОРИЯ МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ

Оригами (яп. «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Оригами, сложение фигур из бумаги – настоящее искусство, которое имеет свою тысячелетнюю историю. И это действительно очень радует и роднит всех нас, ведь 500 лет назад в Японии складывали такие же бумажные самолёты и игрушки. Но история возникновения оригами начинается гораздо раньше. В Древнем Китае, почти 2 тысячи лет назад появился первый станок по производству бумаги. Именно эту дату считает точкой и началом отсчета нового вида искусства. Стоит заметить, что лист бумаги, в то время был на вес золота и развитие оригами протекало очень медленно. Более широкое развитие оригами получило в Японии. В начале 8 века поделки из бумаги стали распространятся по монастырями.

Жрецы и настоятели храмов, делали специальные бумажные оригами коробочки санбо, в которых подавали дань богам. Слово «оригами» происходит из сочетания двух иероглифов, «ори» и «ками». Первый в переводе означает «бумага», а второй «складывать».
Спустя несколько лет, каждый уважающий себя аристократ знал, как сделать оригами из бумаги. А через 600 лет, когда бумага перестала быть ценным ресурсом, оригами стало главным развлечением для японского народа. Именно тогда зародились первые летучие самолётики, оригами животные и оригами цветы.
Сейчас, в современном мире, в 21 веке, оригами является состоявшимся видом искусства и различает в себе множество видов, например модульное оригами из бумаги или художественное оригами.
Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году.

Модульное оригами - техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются, путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой
Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из «бумаги счастья».
Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

Клей,
- ножницы,
- белая офисная бумага,
- цветная бумага,
- стразы,
- линейка,
- простой карандаш,
- нитки.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ЛЕБЕДЯ»

Для того чтобы собрать лебедя мне понадобилось 382 белых модуля и 1 красный модуль.
Лист формата А4 разрезать на 16 прямоугольников.
Как сложить треугольный модуль оригами
1. Согни прямоугольник пополам
2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе
3. Согни края к середине 4. Переворачиваем и складываем внешние уголки.
5. Складываем верхний край с двумя сложенными уголками так, чтобы получился треугольник.
6. Теперь осталось только сложить полученный треугольник пополам слева на право. Модуль готов.

- Собираю три ряда каждый ряд состоит из 30 модулей, и замыкаю их в круг.
- Дальше, аналогично третьему ряду надеваю модули четвертого и пятого рядов.
- Беру двумя руками слева и справа полученную юбочку, большими пальцами аккуратно вдавливаю середину, выворачивая изделие
- Дальше надеваю шестой ряд модулей таким же образом, как и предыдущий
- С седьмого ряда начинаю делать крылья. С помощью нитки делю модули по середине.
С каждой стороны, получается, по 15 модулей. Уменьшая каждое крыло на один модуль.
- Поворачиваю лебедя и делаю хвостик. Для хвостика мне понадобилось три модуля.
-Начинаем складывать шею, модули нужно соединять другим способом. Возьмем красный модуль и вставим в два его кармашка два уголка белого модуля. На шею нам понадобится 30 белых модулей. Укрепить шею на двух уголках между крыльями.
- Приклеиваю стразы – будут глаза.
- Мой лебедь готов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достоинств оригами очень много. Это искусство позволило мне успокоиться, сосредоточиться. Так что если вы устали, попробуйте остановиться и смастерить из любого листочка понравившуюся вам фигурку. За это время вы отвлечетесь, успокоитесь, сосредоточитесь на новом деле и получите удовольствие от практически произведения искусства. Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто потому, что это весело.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А мир оригамский подобен горам,
Оригамист - альпинисту подобен.
Осилив вершину, задашься не раз
Вопросом: "На что я способен?"
И на нелёгком пути к совершенству,
Истратив немало бумаги и сил,
Ты вдруг осознаешь, что лучшей фигуркой
Становится та, что ещё не сложил…
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты