Как называется кольцо вокруг кремля. Бульварное кольцо. Окружная железная дорога

21.09.2019

Если посмотреть на карту города до 2012 года, то можно увидеть, что Москва похожа на слегка вытянутое с севера на юг солнышко. Исторически тут сложилась радиально-кольцевая планировка. Но с каждым новым градостроительным планом границы города менялись.

История строительства Москвы: московские кольца от до МКАД.

Причудливая вязь переулков - характерная черта Москвы. Это особенность старинных городов, таких, например, как Таллинн и Тбилиси. В построенных недавно городах мы не найдем этого лабиринта (вспомним хотя бы Петербург или Одессу). Такая планировка возникала из-за хаотичной застройки и обилия мелких участков, к которым протаптывали и прокладывали узенькие дорожки - «проулки». Со временем они превращались в переулки. Но такая запутанная система и кривизна улиц была необходима и для защиты от врагов и пожаров.

Этот же план лег в основу послепожарного плана Москвы 1817 года, который радикально изменил город. Неглинную спрятали в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, в центре города появился градообразующий ансамбль зданий - и . Тогда же Бове предлагал достроить здания внутри Камер-Коллежского вала до 6 этажей и спрямить улицы. И хотя его предложение приняли, проект остался «лежать на полке».

Одновременно Александр I поручил составить план послепожарной Москвы реконструктору Царского Села В.И. Гесте. Тот Москву не знал, но план подготовил. По его предложению город превращался во французский парк с центральной площадью-клумбой - и отходящими от него улицами-лучиками. План предполагал снос множества зданий и стен Китай-города. Но его не приняли.

Генеральные планы развития Москвы в XX веке.

Следующий генеральный план Москва получила лишь в советское время. В 1920-х специальная комиссия под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева разработала проект «Новая Москва». В его основу положили традиционную для города радиально-кольцевую планировку и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Кремль предполагали использовать как музей, а общественный центр столицы перенести в Петровский парк, силуэту города придать конусообразный вид, а центральную часть Москвы застроить небоскребами.

Проект признали неудовлетворительным, и в 1931 году начался конкурс на разработку нового проекта. Его участники предлагали даже фантастические идеи. Например, французский архитектор Ле Корбюзье высказал идею оставить только Кремль и Китай-город. Эрнст Май, главный архитектор Франкфурта-на-Майне, предлагал расселить весь город. По его плану, старая столица сохраняла только функции административно-делового центра, а ее окружали города-спутники с малоэтажными домами. Приверженец рационализма Николай Ладовский решил, что кольца в дальнейшем не справятся с растущей нагрузкой, и предложил их разомкнуть. После этого столица должна была принять форму параболы и в будущем слиться с Ленинградом. Его план так и назвали «Парабола Ладовского».

В итоге выбрали проект Владимира Семенова и Сергея Чернышева. В утвержденном Генплане 1935 года зафиксировали рост числа жителей до 5 миллионов человек, а территории в 2 раза - до 600 квадратных километров. Проектировщики закрепили основные направления расширения - на юго-запад, восток, запад и северо-запад. В Генплан также включили идею обводнения Москвы - план по созданию судоходных магистралей. Москву предполагали сделать похожей на Венецию.

План реализовали только частично, но многие районы города сильно перестроили. Все это время москвичи посылали проклятия в адрес разрушителей исторической Москвы во главе с Лазарем Кагановичем. Сам он нещадно критиковал старую Москву: мол, улочки прокладывал даже не пьяный строитель, а пьяный сапожник.

В 1950-х Москва уже «поглотила» бывшие деревни и усадьбы и вышла за пределы Окружной железной дороги. Потребовался новый план. Его утвердили в 1971 году. Город делили на 8 зон, а старую радиально-кольцевую планировку улиц дополнили скоростными дорогами. Кроме того, в Москве запретили строить заводы и фабрики и наметили продлить метро.

Концепцию «солнца со множеством лучей» 1935 года заменили «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Также Генплан 1971 года признал нецелесообразным дальнейший территориальный рост города и его населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был стать природной границей Москвы, но рост города оказался более интенсивным, чем планировали. Уже в первой половине 1970-х началось развитие жилых районов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к началу 1980-х московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино - на северо-западе столицы, Солнцево - на юго-западе, Бутово - на юге, Новокосино - на востоке. Поэтому план 1971 года тоже реализовали лишь частично.

Первый постсоветский генплан Москвы разрабатывали с начала 1990-х годов и приняли в 1999, а в 2005 году закрепили законодательно. За последние 15 лет центр Москвы и многие районы сильно изменились из-за реконструкции, а часто и сноса исторических зданий и других объектов. Власти Москвы называли этот план «Генпланом возможностей».

В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил журналистам, что Москва собирается уйти от «возможностей» и прийти к «необходимости». Генплан города до 2025 года разрабатывали более трех лет и приняли 5 мая 2010 года.

Новая Москва.

В 2011 году (после почти 10-летних споров) также приняли проект расширения Москвы -Новая Москва. Этот амбициозный план позволил увеличить размер города в 2,4 раза за счет присоединения южных и юго-западных территорий Подмосковья. Выбор этого направления был неслучайным: на этой огромной площади проживало менее 250 000 человек.

Новые границы установили 1 июля 2011 года, и Москва стала граничить с Калужской областью. А в обществе нововведения раскритиковали: проект называли «выгодным только для бизнеса», а Москву - «Шанхаем развивающейся страны».

Говорят, что... ...когда Хрущев доложил Сталину о протестах против сноса старинных зданий, тот предложил: «А вы взрывайте ночью». ...Лужков украл 20 сантиметров МКАДа: при расширении дороги ее асфальтовые обочины сделали с каждой стороны на 10 см уже, чем планировали. Это позволило сэкономить значительную сумму, якобы присвоенную Лужковым. Такой вывод сделали на основе выборочного замера. Но после проверки на всем протяжении трассы выяснили, что есть места сужения и расширения. А среднее арифметическое по контрольным замерам составило +4 см. ...в начале 1990-х МКАД называли «дорогой смерти» из-за большого количества серьезных аварий. ...в связи с расширением Москвы появилась шутка: «Эй, жители Южного Бутово! Признавайтесь, кто на новый год загадал желание жить в центре Москвы?»

А вам есть что добавить к истории планирования и строительства колец Москвы?

Одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены. Возникнув в конце XVIII — начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя… … Москва (энциклопедия)

Бульварное кольцо - Бульв арное кольц о (в Москве) … Русский орфографический словарь

Бульварное кольцо Москвы на атласе А. Хотева, 1853 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Бульварное кольцо (значения) … Википедия

Бульварное кольцо: Бульварное кольцо последовательность десяти улиц (бульваров) в центре Москвы. Бульварное кольцо градостроительный ансамбль в Риге (Латвия) … Википедия

Москва Третье кольцо в районе Бережковской набережной … Википедия

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Четвёртое транспортное кольцо автомобильная дорога в Москве. Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно… … Википедия

Станция Лукино. Старая платформа … Википедия

- (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями… … Википедия

Книги

  • Бульварное кольцо. Путеводитель (2CDmp3) , Король З. Категория: Другое Серия: Аудиоэкскурсия Издатель: 1С , аудиокнига
  • Бульварное кольцо. Путеводитель (аудиокнига MP3 на 2 CD) , З. Король , Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать… Категория: Москва. Путеводители и справочники Издатель: 1С-Паблишинг , аудиокнига
  • Бульварное кольцо , Лариса Скрыпник , Незабываемая прогулка по живописному московскому Бульварному кольцу ждет читателей этой книги. Она знакомит с особенностями, историей, легендами и традициями десяти знаменитых бульваров.… Категория:

Москву можно назвать настоящим городом колец – сегодня в столице пять кольцевых улиц и одна кольцевая линия в метро. Но архитекторы не собираются останавливаться и на этом – уже начато сооружение второго кольца подземки. А еще раньше были планы по строительству четвертого транспортного автомобильного кольца. МОСЛЕНТА вспомнила, кто и когда впервые окольцевал столицу, были ли сады на Садовом кольце, и зачем архитекторы хотели замкнуть бульвары.

Кольцо вокруг Кремля

Самое первое московское кольцо появилось одновременно со строительством первого крепостного укрепления на месте современного Кремля. Археологи утверждают, что произошло это в XI веке. В то время крепость была деревянной, поэтому часто страдала от набегов противника и пожаров. Кремль защищало укрепление в виде кольца, которое состояло из вала, рва с водой глубиной до девяти метров и частокола.

В то время рядом с Боровицким холмом на берегу Москвы-реки соединялись две торговые дороги – одна шла в Новгород, а вторая из Киева уходила на северо-восток. Рядом находилась и важная водная торговая артерия – Москва-река. Благодаря такому удачному расположению Москва приобрела большое значение для торговли между востоком и западом.

Поселения росли, их часто перестраивали. Вместе с ними перестраивались и оборонительные сооружения. Летописи гласят, что первое единое и достаточно крупное укрепление возникло здесь в 1156 году. Стены крепости имели протяженность около 850 метров, были окружены рвом и семиметровым земляным валом, который был укреплен дубовыми брусьями.

В 1238 году Кремль был разрушен во время нашествия монголов, затем вновь отстроен из дерева. Однако в середине XIV века великий князь Дмитрий Донской посчитал, что деревянное укрепление ненадежно и распорядился заменить деревянные стены постройками из белого камня. Именно с того момента столицу стали называть «белокаменной».

Репродукция гравюры "Общий вид Москвы", выполненной по рисунку Олеария (1636 год), из коллекции Музея истории и реконструкции Москвы.

Изображение: РИА Новости

Каменные стены дважды выстояли против осады войск князя Ольгерда, который несколько раз покушался на московские земли. Однако постепенно укрепления Кремля приходили в негодность. Летописи XV века упоминают о том, что стены начали разрушаться и «поплыли».

Поэтому при Иване III во второй половине XV века началась полная реконструкция крепости. Перестраивали и соборы внутри Кремля, и крепостные стены.

Для выполнения работ в Москву пригласили архитекторов из Италии. На месте белокаменных стен начали выстраивать новые защитные сооружения из красного обожженного кирпича.

В 1508 году вокруг стен обновленного Кремля выкопали глубокий ров, вода в который попадала из реки Неглинной. Тогда крепость приобрела современный вид.

Китай-город и его стена

Москва росла и уже выходила далеко за пределы кремлевских стен. Вокруг крепости образовался так называемый посад – место рядом с крепостными стенами, где селились торговцы и ремесленники. В случае опасности они покидали свои жилища и прятались в Кремле.

Дороги молодого города стали получать названия. Изначально все они были безымянными. Первая улица протянулась вдоль Москвы-реки от Кремля в Зарядье. Она получила название Великой или Большой. Чуть позже появилась улица, которая вела от Кремля в сторону Ростова, Суздаля и Владимира – ее стали называть Никольской.

Ильинку назвали в честь церкви Ильи-пророка, а Варварку – в честь церкви Святой Варвары Великомученицы. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, конторы банкиров и купцов, а также знаменитый Гостиный двор, где останавливались прибывающие в Москву путешественники и послы.

Однако угроза набегов крымских татар привела к тому, что в 1534 году во времена правления Елены Глинской (матери Ивана Грозного) вокруг московского посада стали сооружать еще одну крепостную стену. Она примыкала к Московскому Кремлю, включала в себя 12 башен и имела общую длину более двух с половиной километров.

Стена Китай-города была ниже и толще кремлевской, на ней были сделаны специальные площадки для отражения пушечного огня противника. Китайгородская стена стала вторым настоящим кольцом Москвы.

Впрочем, к Китаю местность и крепостная стена никакого отношения не имели. Есть несколько версий возникновения названия. По одной из них, оно произошло от слова «кита», означающего «вязку жердей», которые использовались при строительстве укреплений. По другой, источником названия стало итальянское слово «citadelle», которое переводится как «укрепление». Также есть версии происхождения Китай-города от тюркского слова «катай» – крепость или английского «city» – город.

Белый город

В столицу продолжали стягиваться купцы и ремесленники, город увеличивался, внутри крепостных стен снова не хватало места, поэтому дома стали появляться и вокруг укреплений. Новую местность стали называть Белым городом, потому что жили здесь в основном дворяне и бояре. Их земля была освобождена от налогов и считалась «белой», в отличие от «черных» земель, на которых жили купцы, крестьяне и ремесленники, исправно уплачивавшие все сборы.

Репродукция картины "Семиверхая башня Белого города" работы художника Аполлинария Михайловича Васнецова из собраний музея истории и реконструкции Москвы.

Изображение: Валентин Черединцев / РИА Новости

В 1593 году Белый город окружила еще одна крепостная стена, ставшая третьим кольцом Москвы. В стене было 27 башен и 11 ворот. После ее появления многие дома Белого города стали перестраивать в камне, а улицы выложили булыжником. Внутри крепости были расположены Охотный ряд, Пушечный и Колымажный дворы, множество монастырей, а также сады, о чем свидетельствует название Старосадского переулка.

С внешней стороны стену окружал ров, вода в него также поступала из реки Неглинной. А под стеной река проходила в трубе – отсюда пошло название Трубной площади и Трубной улицы.

В конце XVIII века стена Белого города потеряла фортификационное значение и ее разобрали. На месте снесенных укреплений стали высаживать деревья, а вскоре здесь создали широкие улицы, которые впоследствии стали Бульварным кольцом.

Земляной вал и Деревянный город

В конце XVI века границы Москвы снова вышли за пределы крепостных стен, и в 1593 году в ее состав вошла территория, находившаяся за Белым городом. Раньше здесь располагались деревни, земли монастырей, дома ремесленников и купцов. Из-за преобладающей деревянной застройки территорию стали называть Деревянным городом. В народе же местность прозвали Скородомом, потому что возводимые здесь дома строились очень быстро.

Для защиты новой городской территории в тот же период были построены деревянные укрепления, общая длина которых достигала 15 километров. Однако постройка была уничтожена пожаром, поэтому в 1630-е годы москвичи возвели на этом месте земляной вал, окруженный рвом.

В границах Земляного вала, который стал четвертым кольцом Москвы, жили крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы. В Замоскворечье же обитали стрельцы, поэтому его стали называть Стрелецкой слободой.

Однако после переезда столицы в Санкт-Петербург, окраинные территории Деревянного города начали ветшать. На Земляном валу появились кабаки и ночлежки. К концу XVIII века вал осел, а ров обмелел, в некоторых местах земляные укрепления срыли, в результате образовались широкие свободные площади.

В 1812 году при пожаре многие строения по обе стороны вала сгорели, поэтому территория нуждалась в реконструкции. Остатки Земляного вала решили снести, а на его месте проложить кольцевую мощенную камнем дорогу.

Владельцев участков, которые стояли вплотную к новой улице, обязали разбить на своих землях палисадники. Так практически на всем кольце появились сады, а само оно стало называться Садовым.

В конце XIX на Садовом кольце появилась линия конного трамвая, а в 1912 году его сменили электрические вагоны. Кольцевой маршрут получил наименование «Б».

В таком виде улицы существовали до 1930-х годов. После этого в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, улицу расширили, а зеленые палисадники закатали в асфальт.

Камер-Коллежский вал

Еще одним кольцевым сооружением столицы стал построенный в 1742 году Камер-Коллежский вал, который обозначил таможенную границу Москвы. Предшественником таможенного вала стала построенная купцами в 1731 году деревянная стена, которая являлась преградой для ввоза в Москву контрабандной водки. Однако заградительное сооружение предприимчивые москвичи быстро разобрали на дрова.

"План Столичному городу Москве" 1830 года из " Полного собрания законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков. Планы городов."

Изображение: Личная канцелярия ЕИВ / wikimedia.org

Новая границы была учреждена Камер-Коллегией, выполнявшей в городе функции налогового органа, для контроля за ввозимыми в Москву товарами. Вал представлял собой высокую земляную насыпь, с внешней стороны окруженную рвом. На нем соорудили 18 застав, где купцы уплачивали пошлины на свой товар. Все заставы были соединены кольцевой дорогой, по которой регулярно проезжал патруль.

В середине XVIII века таможни внутри империи были устранены, на валу остались только посты полиции, а само укрепление вскоре стало уже полицейской границей города.

Во время эпидемии чумы 1771 года кольцо также обозначило и территории, отведенные для погребения. Все городские кладбища вынесли за пределы вала, а проводить захоронения в Москве строго запретили, чтобы болезнь не распространялась.

Камер-Коллежский вал уничтожили в XIX столетии. Сейчас в городе практически не осталось следов этого укрепления – по его периметру, в отличие от Земляного вала и стены Белого города, не были проложены транспортные артерии.

Железнодорожное кольцо

К концу XIX века растущая Москва столкнулась с серьезными транспортными проблемами: работавшие в городе извозчики и конка не справлялись с потоком пассажиров и грузов.

Вскоре московские власти поняли, что спасти город может только строительство кольцевой железной дороги. Сооружение транспортного комплекса поручили инженеру Петру Рашевскому.

Изначально планировали построить четырехпутную железную дорогу: два пути для пассажирских перевозок, а другие два – для грузовых. Однако такие работы оказались слишком дорогими, поэтому в итоге были построены только два пути.

Движение поездов по Окружной железной дороге открылось в 1908 году. Изначально она перевозила не только грузы, но и пассажиров. Грузовые остановки располагались с внешней стороны кольца, а пассажирские – с внутренней. Все станции считаются уникальными образцами московского модерна.

Линия получилась не идеально круглой – на севере она отстоит от Кремля на 12 километров, а на юге, наоборот, приближается к нему на расстояние пяти километров. Для прокладки железной дороги построили четыре больших моста через Москву-реку.

В 1930-х годах МКЖД перестала выполнять функцию транспортной линии для пассажиров. Долгое время здесь перевозили только грузы, но в настоящее время идет подготовка к запуску пассажирского сообщения, которое должно начаться уже в этом году.

Кольцевые линии метро

Следующее московское кольцо оказалось зарытым глубоко под землю. Кольцевая линия столичной подземки появилась на планах развития метрополитена еще до его открытия – в 1931 году. Однако строить ее начали гораздо позже.

1971 Генеральный план города Москвы. Репродукция.

Изображение: Н. Ладыгин / РИА Новости

Первый участок кольца от «Парка Культуры» до «Курской» сдали в 1950 году. Линия проходила точно под Садовым кольцом и соединяла между собой два московских вокзала. Впоследствии строители метро решили отодвинуть подземное кольцо от наземного, поэтому западный и северный участки линии удалены от Садового примерно на полтора километра.

Кольцевая линия замкнулась в 1954 году. Все ее станции признаны образцами сталинского ампира, каждая из них отражают определенную тему. Например, «Проспект мира» рассказывает об успехах советского сельского хозяйства, «Комсомольская» посвящена эпизодам воинской славы из истории России, а «Парк Культуры» символизирует отдых советских граждан.

Вскоре архитекторы и градостроители заговорили о том, что московскую подземку непременно ждет транспортный коллапс, поэтому необходимо решать проблему перегруженного центра города и плохого обеспечения транспортом окраин.

Одним из вариантов разрешения вопроса стал проект строительства второго подземного кольца. Первые планы по строительству полукольцевой линии и юге и юго-востоке Москвы возникли еще в 1947 году. По плану она должна была пройти на расстоянии двух-трех станций от строившегося тогда первого кольца и в перспективе замкнуться в кольцо.

Однако к реализации проекта долго не приступали, более конкретные планы строительства Большого кольца появились только в Генеральном плане 1971 года. В то время даже начали сооружать заделы новой линии, а на станциях подготовили места для строительства переходов. Но дальше этого дело не пошло – второе метрокольцо так и не выкопали.

Но потребность в его сооружении осталась, поэтому строители решили вернуться к кольцевому плану развития столичной подземки уже в новом веке. В 2011 году началась прокладка тоннелей Третьего пересадочного контура, первый участок которого планируют сдать в 2016 году.

Замкнуть бульвары

Генеральный план развития Москвы 1935 года принес в столицу немало изменений. Для расширения и выпрямления улиц передвинули несколько десятков жилых и административных зданий, с Манежной площади убрали торговые ряды и построили здесь гостиницу «Москва», в разных местах города начали сооружать сталинские высотки.

1978 год. Бульварное кольцо опоясывает центральную часть города.

Владимир Вяткин / РИА Новости

Среди прочего градостроители планировали расширить и замкнуть Бульварное кольцо. Для этого планировалось снести несколько домов в Замоскворечье. Следы этих работ хорошо заметны на Садовническом проезде, где сейчас проходит трамвайная линия – ширина дороги в этом месте больше, чем на других улицах Замоскворечья.

Новый участок Бульварного кольца должен был пройти от окончания Яузского бульвара по мосту мимо станции метро «Новокузнецкая» через все Замоскворечье к началу Гоголевского бульвара.

В 1930-е годы был построен Большой Устьинский мост и начался снос домов по трассе будущего проспекта. Однако вскоре после начала строительства грянула война, и работы пришлось отложить.

После ее окончания строители вновь взялись за разрушение старых зданий, но пробивка новой трассы не пошла дальше Пятницкой улицы – Бульварное кольцо так и не соединилось и сегодня имеет форму подковы, проложенной по периметру стоявшей когда-то на этом месте стене Белого города.

МКАД

Первые проекты строительства большой кольцевой дороги для автомобилей вокруг Москвы появились в 1937 году, через два года проект привязали к местности. Но начавшаяся Великая Отечественная война нарушила планы строителей, и в июне 1941 года Государственный комитет обороны принял решение проложить кольцевую дорогу по упрощенной схеме в максимально сжатые сроки – всего за один месяц.

Строительство окружной дороги было необходимо в военных целях – для переброса войск, обороны Москвы и подготовки контрнаступления. Первое время дорога не имела асфальтового покрытия – ее наскоро залили бетоном.

В 1956 году МКАД начали перестраивать, немного изменяя маршрут, который сохранился до сегодняшних дней. Строительство начали около Ярославского шоссе, а первый участок длиной 48 километров, заканчивающийся на пересечении с Симферопольским шоссе, сдали в ноябре 1960 года.

К тому же из-за отсутствия ограждений, многие москвичи часто перебегали дорогу в тех местах, где нет переходов. По статистике в год под колесами машин на МКАД погибали порядка двухсот человек, и еще около тысячи получали увечья, поэтому кольцо получило название «дорога смерти».

Чтобы привести трассу в соответствие с международными стандартами магистралей высшего класса, дорожное полотно было расширено до 50 метров, теперь в каждом направлении проложили по пять полос для движения. Также были проведены работы по замене трубопроводов и коммуникаций, ремонту мостов и сооружению развязок и пешеходных переходов.

В 2011 году началась вторая глобальная реконструкция автомобильного кольца. В ее рамках до конца 2016 года должно быть перестроено большинство развязок, построены дублеры рядом с крупными торговыми и офисными объектами, а также проложены дополнительные полосы для оптимизации движения.

Третье транспортное кольцо

Впервые о строительстве нынешнего Третьего транспортного кольца заговорили в 1935 году, когда его проект появился в Генеральном плане реконструкции Москвы. В то время магистраль задумывалась как «новое бульварное кольцо» и должна была пройти по линии бывшего Камер-Коллежского вала.

Строительство ТТК начали спустя почти тридцать лет в 1960-е годы: тогда была построена трасса от Беговой до Рижской, тоннель под Ленинградским проспектом, Автозаводский мост и Савеловская эстакада. Однако большая часть магистрали была проложена в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Изначально в северной части города планировалось создание двух дуг Третьего транспортного кольца – большой и малой. Они должны были соединяться в двух местах: у платформы Тестовская, где сейчас расположен комплекс «Москва-сити» и недалеко от Волгоградского проспекта. При этом малая дуга кольца должна была стать вспомогательной.

На кольце нет светофоров, что позволяет автотранспорту двигаться непрерывно. В разных частях ТТК расположены развязки для съезда на радиальные улицы. Кольцо четыре раза пересекает Москву реку и столько же раз ныряет под землю, проходя под городом в длинных тоннелях.

Вспомогательный характер, а также частые сужения трассы и сложные схемы развязок приводят к тому, что на Третьем транспортном кольце образуются многокилометровые пробки.

Кольца Москвы, составляющие основу радиально-кольцевой застройки города, складывались на протяжении многих лет. Подобная планировка, которую еще называют ветвисто-веерной, встречается во многих европейских городах, в частности, по такой схеме застроены Париж и Вена.

Радиально-кольцевой принцип строительства применяли в тех русских городах, которые одновременно являлись и крупными торгово-транспортными центрами, и важными военными объектами.

Положительной стороной радиально-кольцевой городской застройки является компактность, возможность роста города во всех направлениях и удобство передвижения по городу. К самым главным минусам, один из которых сейчас в полной мере ощущает Москва на себе, относится вынужденная перегрузка проезжей части в центре.

Кольца появились в Москве не сразу. Как и первый деревянный Кремль, так и каменный, возведенный Иваном Калитой, имел в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой. Небольшой торговый город, каким была в древности Москва, не нуждался, да и не имел особой возможности бороться с помехами на пути к росту. Кроме того, реки служили естественными преградами во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где, опять же, при Иване Калите, выросли в 16 веке стены Китай-города.

Но пришло время, когда Москва перешагнула обе реки, и границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом Москвы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города. Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Спустя полтора века на месте снесенных стен Белого города проложат аллеи, высадят деревья и в Москве появится Бульварное кольцо, сохранившееся до нашего времени.

Самое первое замкнутое кольцо было образовано стенами Земляного города. Это фортификационное сооружение шагнуло за черту Москвы-реки, включив в себя территорию Замоскворечья. Сейчас на месте стен Земляного города проложено Садовое кольцо, вплоть до первой четверти 20 века считавшееся границами городской территории Москвы.

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал. Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине 18 века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово. Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога. На тот момент это сооружение не совсем соответствовало границам Москвы, да и в городском движении никак не участвовало, но в 1917 году было признано официально новой городской чертой Москвы.

После революции 1917 года новые власти Москвы об этом решении забыли, и лишь в 30-е годы, когда был разработан Генеральный План развития и реконструкции Москвы, снова вспомнили о кольцах. В соответствии с планом предполагалось сохранить историческую застройку города, включив в нее современные элементы в виде прямых длинных проспектов. В рамках выполнения Плана вдоль Кремля и Китай-города было сооружено полукольцо. Полукольцо состояло из проспектов, а в местах их соединения располагались площади. Именно тогда было расширено и благоустроено Садовое кольцо, появились первые транспортные развязки. Одновременно начались работы по строительству Третьего и Паркового колец, но Великая Отечественная война 1941 года надолго прервала их.

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога - сокращенно МКАД. Эта скоростная магистраль была построена в середине 50-х годов 20 столетия для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но в течение 25 лет это кольцо служило административной границей Москвы. В туристической сфере существует и такое понятие как Золотое кольцо Москвы. В этот маршрут включены бульвары и площади старого центра Москвы, а также все достопримечательности, расположенные в этих границах.


Иван Теренин
Сергей Фирсанов
все по 2 Последний победитель Александр Поливода (UKR)

Пять колец Москвы - ежегодная многодневная шоссейная велогонка , проходящая в Москве в начале мая. Считается преемницей велогонки по Садовому кольцу , впервые прошедшей в 1920 году. В 1993 году гонка стала международной, в данный момент входит в многодневки второй категории (класс 2.2) UCI Europe Tour .

Как ясно из названия, маршруты всех этапов гонки представляют собой кольца. В разные годы это были: кольцо вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольцо олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садовое кольцо, кольцо на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо»), кольцо по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»).

Первый этап - пролог, индивидуальная гонка с раздельным стартом. Остальные этапы - групповые гонки с массовым стартом. Последний этап - «Садовое кольцо», традиционно проводится 9 мая, в День Победы .

По аналогии с «Тур де Франс » и прочими крупными гонками, на «Пяти кольцах» вручаются цветные майки: жёлтая - майка лидера, фиолетовая - майка самого стабильного гонщика и т. д.

Победители

  • 1993: Юрий Амельхин
  • 1994: Александр Зайцев
  • 1995: Сергей Кузнецов
  • 1996: Роман Фадеев
  • 1997: Олег Гришкин
  • 1998: Дмитрий Галкин
  • 1999: Сергей Куденцов
  • 2000: Дмитрий Горбачев
  • 2001: Иван Теренин
  • 2002: Андрей Пчелкин
  • 2003: Андрей Пчелкин
  • 2004: Иван Теренин
  • 2005: Эдуард Ворганов
  • 2006: Александр Хатунцев
  • 2007: Александр Кучинский
  • 2008: Денис Галимзянов
  • 2009: Тимофей Крицкий
  • 2010: Сергей Фирсанов
  • 2011: Сергей Фирсанов
  • 2012: Игорь Боев
  • 2013: Максим Разумов
  • 2014: Андрей Соломенников
  • 2015: Александр Поливода

Напишите отзыв о статье "Пять колец Москвы"

Примечания

Ссылки

  • на cyclingarchives.com
  • на fvsr.ru (с 2008 г.)
© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты