Основные типы неправильного воспитания в семье. Виды неправильного воспитания в семье Типы неправильного воспитания в семье рекомендации

16.10.2019

Гульнара Воробьева
Типы воспитания в «проблемной» семье

В последние годы возрос интерес специалистов различных областей научного знания к семье . Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Особенно актуальной темой является воспитание в «проблемной » семье . Ведь в современной России данная категория семей очень распространена и значима. Результатом воспитания в подобных семьях является рост числа детей страдающих неврозами и психопатиями. Это и определило тему нашей статьи, и мы рассмотрим типы воспитания в «проблемных » семьях .

Если оглянуться, можно увидеть, как же все-таки много «жертв неблагополучного воспитания » . Из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов возникают психологические проблемы . И главной является положение ребенка в семье , отношение к нему родителей.

Мы проанализировали исследования семей таких ученых как : Э. Арутюнянц, Д. Баумринд, А. Болдуин, А. Я. Варга, Л. С. Выготский, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. И. Лисина, А. Э. Личко, С. Минухин, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, Д. Б. Эльконин и др. и на основе их работ можем дать понятие семьи . Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, и социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве общества . В рамках психологического подхода, семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных родственными связями.

Сущность же психологического понятия «проблемная семья » заключается в неспособности продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи , нарушении функциональности, не обеспечивающая личностного роста. В. С. Торохтий разделял такие семьи на 3 типа : конфликтные (в которых члены семьи приходят в столкновение в определенных сферах деятельности, порождая сильные конфликты); кризисные (в семье преобладают непримиримые и враждебные позиции, по отношению друг к другу); и проблемные (появляются трудные ситуации, способные привести к распаду брака) .

Воспитание в таких семьях лишено гармоничности, это оказывает неблагоприятное воздействие на психику ребенка, нарушая структуру его реакций и психических процессов. Вследствие чего развивая в ребенке акцентуации характера. Что же является главной причиной такого развития?

Часть авторов полагали, что основной детерминантой в развитии ребенка является – мать. Ведь с момента своего рождения, первым кого видит и чувствует ребенок – это мама. Она ухаживает и общается со своим малышом. Изучением неадекватного материнского отношения занимался А. И. Захаров, и он выделил 4 типа «неправильного» воспитания :

1. Отношение матери к сыну как к «замещающему» мужа : требование активного внимания к себе, желание находиться постоянно в обществе сына, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

2. Гиперопека и симбиоз : преуменьшение реальных способностей и потенций ребёнка, навязчивое желание привязать его к себе. Максимальный контроль и ограничение, желание всё сделать за него, предохранить от опасностей жизни.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. При нежелательном поведении ребёнку демонстрируется : «он такой не нужен, мама такого не любит» . Родители прямо не выражают недовольства; с ним не разговаривают, его подчёркнуто игнорируют, говорят о нем в третьем лице. Послушание достигается ценой обесценивания «я» , сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребёнок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный» и т. д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом оказаться виновным в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.

А. Э. Личко и Э. Г. Эйдемиллер изучали детско-родительские отношения, в которых дети имели акцентуации характера и психопатии. Они выделяли такие типы воспитания : гипопротекцию, доминирующую гиперпротекцию, потворствующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение и повышенную моральную ответственность.

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением, иногда полная безнадзорность; недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле, но реальной невключённости в жизнь ребёнка.

Доминирующая гиперпротекция – обострённое внимание и забота о ребёнке, сочетающаяся с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Это усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи » , потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное обожание, результирующее высокий уровень притязаний.

Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей ребёнка, жестокое обращение с ним, глобальное недовольство.

Повышенная моральная ответственность – несоответствие возрасту и реальным возможностям ребёнка требований бескомпромиссной честности, чувства долга, ответственности за благополучие близких, ожидания больших успехов, но в тоже время игнорирование реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаток внимания к его психофизическим особенностям.

Воспитание по типу А – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. Иногда отказ от ребенка. Но наряду с жестким контролем этот тип может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б – тревожно-мнительные концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди окружающих, ожидании успехов в их детской деятельности. Родители стремятся к многопрофильному развитию, но вовсе не учитывают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

Воспитание по типу В – «единственный» , «смысл жизни» , «кумир» – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке , иногда даже в ущерб другим детям или членам семьи .

Авторы почти всех литературных источников утверждают, что дисгармония во внутрисемейных отношениях, а особенно в отношениях ребенка и взрослого, несет впоследствии патологическое развитие личности, наличие неврозов и психопатий у детей. Психологами и педагогами разрабатываются методы и программы коррекции этих отклонений. А также написаны рекомендации для построения гармоничных отношений между детьми и родителями.

Мы приводим краткую памятку рекомендаций, направленных на смягчение негативного эмоционального отношения матери и других членов семьи к ребенку ; уменьшение доминантности и излишней концентрации на ребенке; повышение эмоционального принятия; изменение восприятия ребенка в сторону более позитивного и оптимистичного; освоение родителями эффективных воспитательных стратегий , а также посильное участие в программах развития ребенка.

Ковалев Г. А. советует родителям строить отношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии; контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; избегать, чрезмерной мягкости, и завышенных требований; стоит избегать слов «нет» и «нельзя» ; полностью выслушивать то, что хочет сказать ребёнок.

Захаров А. И. советует давать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть, употребляйте такие выражения, как «Ты самый любимый» , «Какое счастье, что ты у нас есть» ; вслед за наказанием давать позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия» ; стремиться создавать у вашего ребёнка адекватную самооценку, используя разнообразные речевые формулы в общении с детьми.

Мы считаем, что ребенку нужно уделять достаточно внимания, чаще хвалить, не допуская ссор в присутствии ребёнка; избегать физического наказания; не стоит давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям. Мы не рекомендуем испытывать доверие своего ребенка, ведь родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем получают неуважение со стороны детей; а также говорить то, чего вы на самом деле не желаете своему ребенку, т. к. многие из тех установок, которые они получают, в дальнейшем определяет их поведение. И самое главное любите ребенка таким, какой он есть.

Данные рекомендации являются лишь частью психологического воздействия на категорию «проблемных » семей. Большую роль в коррекции отношений ребенка и родителей, а также коррекции неврозов и психопатий играют методы и программы, разработанные современными учеными. Поскольку количество проблемных семей увеличивается , а следовательно меняется будущее и настоящее общества в целом.

Список используемой литературы :

1. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб.: Изд-во «Речь» , 1995. - 271с.

2. Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности. М.: - Владос-пресс, 1981. – 245с.

3.. Личко А. Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. – М. ; «Академия» 1983. - 160с.

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408с.

5. Н. Н. Посысоева. Основы психологии семьи и семейного консультирования–под ред. М.: Владос-пресс, 2004. - 328с.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под. ред. Е. Г. Силяевой. – М.:Изд. центр «Академия» , 2005.- 192с.

7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М,:Владос-пресс, 2005. – 511с.

8. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – Спб.: Фолиум, 1996. - 228с.

Признаки дисфункциональной семьи (приводятся по книге Джона Бредшоу "Семья". Bradshaw J., 1988)
1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
2. Вакуум интимности.
3. Замороженные правила и роли.
4. Конфликтные взаимоотношения.
5. Недифферениированность "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все").
6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
8. Склонность к полярности чувств и суждений.
9. Закрытость системы.
10. Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них.
1. Взрослые – хозяева ребенка.
2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
4. Родители держат эмоциональную дистанцию.
5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей – угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).

Пристрастие к власти, силе и насилию составляет болезненную (аддиктивную) характеристику дисфункциональной семьи. Насилие само по себе есть пристрастие (аддикция). Дети, перенесшие физическое или сексуальное насилие, выучили урок беспомощности. Рана психической травмы будет давать знать о себе всю жизнь. У таких детей может развиться пристрастие к виктимизаиии. Это болезненное неосознанное стремление попадать в положение жертвы. Они готовы стать рабами (См. вышеописанные типы "Избиваемая жена", "Жена-угодница").

Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не могло бы разубедить ребенка и том, что родители хорошие.

Правила дисфункциональной семьи Клаудиа Блэк в своей книге "Это никогда со мной не случится" (Black С., 1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех "не":
не говори,
не чувствуй,
не доверяй.

Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической зашиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать.

Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.

Хорошо тем, кому повезло родиться в «правильной» семье! И с работой, и с личной жизнью все ладится, полезные привычки давным-давно въелись в кровь и плоть, а мир добр и невраждебен. К сожалению, так повезло не всем.

Очень многие недоумевают, почему же в жизни все не так: не получается построить отношения, соблюдать режим дня, добиться успехов в карьере… никак не выбраться из депрессии… и, казалось бы, за что ни возьмешься, жизнь бьет тебя железной указкой по рукам. Истоки такой кривой жизни стоит искать в семье. Ведь это задача семьи - воспитать здоровую и полноценную личность, а жизнь человека - это проекция его личности на окружающий мир. У кривого дерева не может быть прямой стройной тени: уж что выросло, то выросло.

Что такое дисфункциональные семьи? Это в первую очередь семьи алкоголиков или наркоманов, неполные семьи, семьи, где ее член(ы) нездоровы психически. Но не исключительно эти случаи. Бывают совершенно благоденствующие с виду семейства, тем не менее являющиеся дисфункциональными. Первостепенная миссия семьи - правильное развитие детей. Если по каким-то причинам она не реализуется, семью стоит именовать дисфункциональной.

Кто же виноват? И что делать?

Не стоит упрекать тех, кто вас воспитал, и инкриминировать им ваши провалы. В большинстве случаев сами «воспитатели» росли в подобной семье и также несут груз ошибок своих предков. Вы ведь уже выросли: теперь ваша очередь разбираться со своей жизнью. И в вашей власти эту цепочку ошибок прекратить.

Как это сделать?

1. Основная задача выходца из дисфункциональной семьи - трансформироваться в чуткого родителя для себя же. Вот представьте, что вы - умная, рачительная, чуткая мама. Вы разрешите своему ребенку спать до двенадцати и не ходить на работу? Только разочек, если он болен или сильно устал. А будете ежедневно морить его алкогольной отравой? Конечно, нет! Вместо этого будете заботиться о нем и мягко, без насилия, воспитывать. Практически любые качества психики можно развить в любом возрасте.

2. Важно найти в себе внутреннего ребенка. Совет не новый, об этом говорят многие. Но важно не просто найти его и развлечь мультиком, рисованием или мороженым - важно позволить ему расти. Когда-то очень давно его застращали или забросили, и поэтому он не вырос. Кое-кто успевает состариться, так и не повзрослев. В идеале внутренний ребенок должен расти и развиваться, проходя все этапы от детского любопытства до подросткового бунта, и дорасти лет до восемнадцати.

3. Если есть возможность, стоит найти группу поддержки. Существуют такие проекты для уроженцев дисфункциональных семей, в том числе бесплатные.

4. Поднатореть в различении свои чувств и реализовать их способом, безопасным и комфортным для себя и окружающих. Воспитанники дисфункциональных семей часто не в курсе, что они чувствуют на данный момент - у них либо «все хорошо», либо «все плохо». Нужно начинать постигать свои чувства и называть их по именам: гнев, страх, радость… А потом стараться проживать их и обнаруживать безопасным способом: отведя душу перед человеком, которому доверяешь, составив письмо и спалив его или растерзав бумагу на десятки обрывков. Один мой знакомый записался на бокс - работал с гневом. Помогало хорошо.

5. Перестать говорить: «Я ничего не могу поделать с собой…» Пока человек жив, все можно исправить!

6. Обязательно работать со своим телом, печься о себе, учиться расслабляться и планировать расслабление и релаксацию так же, как мы планируем гигиенические процедуры.

7. Сменить реактивный образ жизни на проактивный. Реактивный образ жизни - это когда человек ничего не планирует, либо не может следовать своим планам. Дождь пошел, приятель Коля позвонил, настроение плохое, в магазине распродажа - и вот уже планы поменялись. Проактивный образ жизни - это тип поведения, при котором человек сам делает свою жизнь, исходя из своих замыслов и потребностей, а не мотается, как флюгер, в зависимости от того, куда ветер подул.


Продолжать говорить можно долго - если читателям интересно, я могу подробнее остановиться на той или иной проблеме и предложить путь ее решения. А в этот момент лучше отвернуться от экрана монитора и действовать!

Нормально функционирующая семья – та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях семьи в целом и каждого ее члена.

Дисфункциональная семья – та семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, что препятствует личностному росту и блокирует потребности в самоактуализации. В дисфункциональных семьях, как правило, отмечаются крайности: избыточная ригидность или размытость (диффузность) границ семейных подсистем; "закрытость" семьи или ее хаотичность. Для дисфункциональных семей характерны также нарушения процессов общения на вербальном и невербальном уровне. С. Минухин (1998) указывает на большую объективность невербальной информации.

Типы дисфункциональных семей

1. Семья "па-де-де". Семья, состоящая всего из двух человек. Это могут быть или родитель – ребенок, или супруги. Структура из двух человек может приводить к симбиотической зависимости друг от друга, что мешает потенциальному функционированию обоих членов семьи.

2. Семьи, состоящие из трех поколений. Расширенная семья, состоящая из трех поколений, живущих вместе: прародители, родители и дети – наиболее распространенный в России тип семьи. Существуют различные формы семей, состоящих из трех поколений, начиная с комбинации из родителя-одиночки, деда или бабушки и ребенка и заканчивая сложной сетью самостоятельных родственных систем, которым не обязательно жить в том же доме, чтобы оказывать на ребенка большое влияние. В данных семьях нарушены границы между подсистемами, функции родителей часто берут на себя прародители.

3. Семья типа "башмак" (семья с делегированием обязанностей). Семьи с многочисленной детской подсистемой. При наличии в доме многочисленных детей обычно на одного или нескольких старших детей возлагаются родительские обязанности. Эти дети берут на себя функции выращивания остальных детей в качестве представителей родителей. Когда на "ребенка-родителя" возлагается непосильная для него ответственность или когда он не наделен властью, достаточной для исполнения своих функций, он может стать носителем симптома. Такой ребенок чувствует себя исключенным из детской подсистемы, но и не вполне принятым в родительский холон.

4. Флюктуирующие семьи (бродячие семьи). Семьи, часто меняющие место жительства (пример: семьи военнослужащих). Это также могут быть семьи, в которых часто меняется их состав (родитель-одиночка вступает в многочисленные, следующие одна за другой любовные связи, в каждом случае новый человек рассматривается как потенциальный родитель).

Особенности флюктуирующих семей: размытость, большая открытость внешних границ, нестабильность (в месте жительства, в работе…), неопределенность, высокий уровень общей семейной тревоги.

5. Семья-"аккордеон". Семьи, в которых кто-либо из значимых членов семьи подолгу отсутствует дома. Когда один из супругов уезжает, остающийся вынужден брать на себя дополнительные воспитательные, управляющие и руководящие функции, иначе дети окажутся лишенными этого вообще. На какое-то время родительские функции оказываются сосредоточенными в руках одного человека, и семья приобретает форму неполной – семьи с одним родителем. Возложение добавочных функций на супруга, остающегося дома, наносит ущерб сотрудничеству между супругами. Дети могут еще больше усиливать разобщение родителей, при такой организации семьи возникает тенденция к отгораживанию родителя, оказавшегося в отъезде.

6. Семьи с "призраком" (семьи с "привидением"). Семья, пережившая смерть или уход одного из своих членов, может столкнуться с проблемами при распределении его обязанностей. Проблемы, возникающие в таких семьях, их члены могут переживать как незавершенность траура ("Вот если бы мать была жива, она бы знала, что нужно делать". Прежние коалиции между членами семьи могут сохраняться такими, как будто мать еще жива).

7. "Семья амазонок". Семья с преобладанием женской подсистемы. Мужчина находится в стороне, часто он оказывается "козлом отпущения": на него перекладывается вся ответственность за все промахи и неудачи в семье.

8. "Семья джентльменов". Семья с преобладанием мужской подсистемы. В таких семьях всегда есть соперничество между мужчинами за внимание и любовь единственной женщины. В семье негласным лидером чаще оказывается женщина.

9. Семья "Чья возьмет?" (семьи с приемным родителем). Воспитание ребенка неродным родителем, мачехой или отчимом, и родным родителем. Когда в семью входит приемный родитель, он должен пройти процесс интеграции. Он может не полностью влиться в новую семью или прежняя семейная единица может удерживать его на периферии. Дети могут ужесточить требования к родному родителю, обостряя стоящую перед ним проблему раздвоенности. В тех случаях, когда до нового брака родителя дети жили отдельно от него, они вынуждены приспосабливаться и к собственному родителю, и к приемному. Кризисы в этой семье сравнимы с проблемами нового семейного организма.

10. Опекунские семьи. Потенциальная проблема такой формы семьи состоит в том, что иногда она организуется как настоящая семья. Ребенок включается в семейную систему. Если после этого у него появляются симптомы, то они могут быть результатом стрессов внутрисемейного организма. Следует оценить связь симптома с организацией семьи. Если симптоматика есть следствие вхождения ребенка в новую систему, то эта система функционирует так, как будто находится в переходном состоянии. Наоборот, если ребенок уже полностью интегрирован в семью, то его симптомы обусловлены организацией этой семьи.

11. Психосоматические семьи. Такие семьи функционируют лучше всего, когда в них кто-то болен. К особенностям данных семей относят: излишнее стремление оберегать друг друга; сверхпереплетенность или чрезмерную сосредоточенность членов семьи друг на друге; неспособность к разрешению конфликтов; огромные усилия, затрачиваемые на поддержание мира или избежание конфликтов, крайняя жесткость структуры. Обострение заболевания объединяет членов семьи, симптом выполняет морфостатическую функцию в данной дисфункциональной семье. При ремиссии заболевания в семье наблюдаются жесткость в отношениях, возникают эмоциональные барьеры, нагрузочность правил.

12. Замещение. Отсутствие в семье кого-либо из родителей. Родительские функции при этом, а отчасти и супружеские (духовного, культурного общения, хозяйственно-бытовые), берет на себя ребенок.

13. Семьи "только ты". В пожилой семье рождается долгожданный ребенок. Все, что происходит в семье, делается для него и во имя него. Характерно патологизирующее семейное воспитание по типу "кумир семьи".

14. Семья с инвалидом. Для данных семей характерно чувство вины, компенсирующееся отказом родителей от других социальных и семейных ролей. Границы этих семей чрезвычайно закрыты, для них характерны высокий уровень агрессии и множество психологических защитных механизмов.

15. Семья с психически больным человеком. Для данных семей характерны жесткие границы, для них выражены семейные секреты, страх (желание скрыть от общества болезнь; страх, не болен ли сам), возможно игнорирование болезни.

16. "Неуправляемые семьи": проблемы управляемости могут быть различными в зависимости от уровня развития членов семьи:

В семьях с маленькими детьми при неустойчивом стиле воспитания ребенок не признает правил и превращается в "маленького тирана";

В семьях с детьми-подростками проблемы управляемости могут быть связаны с неспособностью родителей перейти со стадии заботы о ребенке на стадию уважения к подростку;

В семьях с малолетними правонарушителями возможность управления со стороны родителей зависит от факта их присутствия. Родители стремятся осуществлять как можно больше управляющих действий, что часто оказывается неэффективным. Стереотипы общения в таких семьях часто хаотичны. Общение организовано вокруг мелких, не связанных между собой аффективных взаимодействий;

Семья, где с детьми плохо обращаются, слишком часто становится единственным полем проявления власти и компетентности одного из родителей, выражающихся в форме агрессии. Характерна чрезмерная сосредоточенность друг на друге членов семьи;

В семьях с отстающими в развитии детьми родители часто не способны адекватно реагировать на потребности ребенка. Данные семьи разобщены.

Диагностические проблемы получения информации о семье. Исследователь должен не только понять, какая именно информация ему нужна для определения направления диагностического исследования, – он должен еще ее получить. Например, если при изучении источников определенного нервно-психического расстройства необходимы сведения об уровне удовлетворенности члена семьи, перед исследователем возникает следующий вопрос: каким образом можно выявить этот уровень удовлетворенности? Решение этого вопроса связано как минимум с тремя проблемами:

1) проблема интимности: в соответствии с моральными и эстетическими нормами, с обычаями и традициями нашего общества некоторые области жизни семьи скрыты пеленой интимности и поэтому труднодоступны для посторонних людей;

2) проблема изменчивости: многие события семейной жизни протекают быстро, не задерживая на себе внимания, легко ускользают даже от опытного и тренированного наблюдателя;

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие

При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку на стороне, и часто такие дети попадают в неблагоприятные компании. Другая крайность – это гиперопека. Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются принимать участие во всех его делах. Подчас это граничит с деспотичностью и жестоким обращением. Ребенок растет в постоянной атмосфере злости, что, естественно, влияет на формирование характера. Как вариант этого вида можно выделить тип воспитания, когда ребенка ставят во главу угла, и он начинает привыкать, что все в семье крутится вокруг него. Такие дети вырастают эгоистами и самоуверенными, не способными в будущем трезво оценить свои реальные возможности.

Иногда с детства родители внушают ребенку, что он должен оправдать их надежды и ожидания, тем самым накладывая на него повышенную моральную ответственность. В итоге дети становятся нервными и переживают психологические срывы.

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникла в семейную жизнь в XVII в. Внимание родителей начали привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни приняла на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан.

Всего выделяют 7 типов неправильного воспитания:

1) безнадзорность . Со стороны родителей: полное или частичное отсутствие внимания к ребенку, отсутствие ответственности за его поступки, отсутствие или наличие неправильного воспитания. Со стороны ребенка: отсутствие авторитета родителей, пренебрежение моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте – уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость;

2) гиперопека . Со стороны родителей: постоянный неусыпный контроль и чрезмерная забота о ребенке. Несколько вариантов развития:

а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению с сверстниками;

б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив;

в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;

3) потворствующая опека . Со стороны родителей: потворство желаниям ребенка, безнаказанность любого проступка. Переложение ответственности на других, отрицание любой возможности виновности ребенка. Со стороны ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность;

4) воспитание Золушки . Со стороны родителей: безразличие, отсутствие внимания, постоянные упреки и замечания. Со стороны ребенка: ревность к более любимым детям, озлобленность, обидчивость;

5) жесткое воспитание . Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев;

6) повышенная моральная ответственность . Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи. Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына;

7) противоречащее воспитание . Со стороны родителей: применение несовместимых стилей воспитания. Постоянный конфликт на этой почве. Со стороны ребенка: раздвоенность, избалованность, часто проявляется неспособность развить слабые стороны характера, в связи с чем повышенная незащищенность и восприимчивость.

Говоря о поведении матери, здесь также можно выделить несколько типов неправильного поведения:

1) положение «главы семьи» – перенос всех функций главы семьи на сына, ревность, подозрительность, повышенное внимание, желание постоянно находится в курсе всех событий в жизни сына. Со временем отторжение супруги сына, полное вмешательство в его личную, семейную жизнь;

2) симбиоз – желание удержать ребенка как можно дольше рядом с собой, лишить его любого проявления самостоятельности, преуменьшение его способностей. Такое воспитание развивает в ребенке комплекс неполноценности, не дает полноценно развиваться, приводит к регрессии психического развития, апатии;

3) нарочитое лишение любви – игнорирование ребенка родителями в качестве наказания за провинность приводит к приступам агрессии у ребенка, попытке заявить о себе, насильственно заставить обратить на себя внимание. В случае слабохарактерного и неуверенного в себе ребенка приводит к появлению комплексов неполноценности, ощущения себя ненужным;

4) воспитание чувством вины – постоянное обвинение ребенка в неблагодарном поведении, нарушении порядка, плохой учебе и т. д. Вызывает у ребенка комплекс, он боится любого проявления самостоятельности, опасаясь оказаться причиной неблагополучия семьи.

Основополагающие принципы, которых необходимо придерживаться в семье, сформулировал П. Ф. Лесгафт . Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных гигиенических условий детского развития. Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя. Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком. «Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит…».

Нельзя забывать, что семья для ребенка является на начальном этапе моделью общества. Для ребенка важна прежде всего любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях. Необходимо также вовлекать ребенка в жизнедеятельность семьи и считать его равноправным ее членом. Очень важным принципом является и готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие и волнующие его вопросы. И это касается не только школьных уроков. Дети должны чувствовать себя любимыми и желанными. Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах. В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.

Из-за отклонений в семье зачастую формируется аномальное поведение, которое требует психологической помощи специалиста.

С биологической точки зрения психические расстройства являются болезнью, которую, в свою очередь, обязана исследовать и лечить медицина. Превалирующим фактором при таких заболеваниях является генетический: хромосомные аномалии, аномалии пренатального периода, гены психических болезней.

Отношение к людям, страдающими психическими расстройствами, зависело от конкретной исторической эпохи. В период Средневековья их считали от дьявола. На Руси называли юродивыми, хотя и не отрицали неких способностей к провидению и предсказаниям, и поэтому таких людей боялись. Это продолжалось вплоть до XVII в. В 1792 г. французский врач Ф. Пинель начал исследовать безумных и пытался найти корни болезней. Уже в XIX в. медики всерьез занялись классификацией психических расстройств. Таким образом возник медицинский подход.

В начале XX в. возник и стал развиваться психологический подход. Этой проблемой активно занимались видные психологи того времени, такие как немецкий психолог З. Фрейд с его теорией бессознательного и К. Юнг , изучающий коллективное подсознание. Также возникло много так называемых течений: например бихевиоризм, представители которого считали, что аномальное поведение – это реакция на внешние факторы окружения и воспитания.

Представители когнитивного направления считали, что причиной аномального поведения является неспособность больного объективно оценивать ситуацию.

Но в 1960 г. была принята международная классификация психических расстройств. Выделяли неврозы, которые возникают при внутренних психологических противоречиях; органические психозы – при нарушениях нервной системы; функциональные психозы, которые еще до конца не исследованы.

В настоящее время многие болезни уже исследованы и описаны. Так, например, болезнь Дауна вызвана лишней хромосомой из 21 пары.

От того, является ли ген доминантным или рецессивным, зависит передача болезней генами. Если ген доминантный, то болезнь проявляется, если же ген рецессивный, т. е. подавляемый, то ребенок является носителем болезни, но в течение жизни она может и не проявиться.

Детям с задержкой психического развития трудно даются познавательные процессы. Они начинают ходить, говорить позже, чем дети с нормальным уровнем развития. Среди форм нарушения интеллектуальной деятельности у детей выделяют следующие: связанные с нарушением условий среды и воспитания, с длительными астеническими состояниями, с разными видами инфантилизма или с нарушениями речи, слуха, чтения и письма вызванные соматическими заболеваниями.

В национальной классификации обнаруживаются значимые групповые различия в способах воспитания детей, эмоциональных реакциях, сексуальном поведении, интересах и т. д. и в выполнении множества тестов на оценку способностей. При всех таких исследованиях характер и степень различия групп зависят от исследуемой черты. Так как каждая культура или субкультура создает условия для развития специфической для нее совокупности способностей и личностных черт, сравнение индивидов по таким глобальным показателям, как IQ или общий эмоциональный настрой, может не иметь большого смысла. Расы – это популяции, которые отличаются по относительной частоте определенных генов. Они формируются всякий раз, когда группа по географическим или социальным причинам становится изолированной. Таким образом, вклады культурных и биологических факторов в происхождении различий трудно разделить. При сравнениях рас средние различия между группами намного меньше диапазона индивидуальных различий внутри каждой группы. Следовательно, распределения групп значительно перекрываются. Получается, что принадлежность индивида к какой-либо группе служит плохим основанием для ожидания у него сильного развития какой-либо психологической черты.

Однако разделение по умственному уровню развития существует, и зачастую необходимо выявить те или иные крайности этого сравнения. В случае возникновения у детей задержки развития необходимо ее выявление для своевременного лечения и обучения по специальной программе. Главной проблемой в таком выборе является выявление показателя, некой характеристики, по которой можно провести дифференциацию уровней умственного развития детей.

Попытку выявить детей с отстающим уровнем развития сделал А. Бине , проводивший анализ способностей учеников, после чего пытался аккумулировать данные и привести их к единому показателю, т. е. найти ряд вопросов, ответив на которые ребенок продемонстрирует уровень своего интеллекта и позволит сделать прогноз о дальнейшем развитии способностей. Эти вопросы были объединены в тесты, различающиеся по возрастным категориям и определяющие так называемый коэффициент интеллекта (IQ).

Однако применимость коэффициента интеллекта в качестве параметра, разделяющего детей по уровню развития, не всегда актуальна, так как у человека множество интеллектуальных способностей которые нельзя рассматривать в сочетании со всеми остальными, а тесты IQ как раз коррелируют способности друг с другом.

В психологии интеллект (от лат. intellectus – «разумение, понимание, постижение») – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн , Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер , В. Келер ), разработавшими понятие инсайта .

В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовке интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта независимо от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики интеллекта были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» : от 1–2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Ч. П. Сноу (1986 г.) предложил в качестве структуры интеллекта систему шести составляющих:

Мышление – способность получать информацию о предмете, не поддающемся непосредственному физическому восприятию.

Понимание – способность увязать полученную информацию с личным опытом и ранее полученной информацией.

Модификация стратегии – способность приспосабливаться к изменяющимся событиям, принимать волевые решения, изменять промежуточные цели.

Аналитическое рассуждение – способность рассмотреть изучаемое событие со всех сторон, сделать логическое умозаключение и привести полученные данные к законченной структурированной форме.

Нестандартность – желание, вызванное в следствие возникшего интереса к постановке цели, отличной от общепринятых, для получения интеллектуального удовольствия.

Идиосинкразическое обучение – способность развиваться с помощью обучения и развивать методы обучения.

Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

1. Типы семейного воспитания Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Стили воспитания детей Несмотря на то что нейропсихологические различия (см. главу 3) у людей могут влиять на их склонность к тому, чтобы говорить правду, не приходится сомневаться в том, что родительский и культурный факторы также определяют уровень детской лжи (Смит, 1968).

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Правильный возраст для начала посещения детского сада. Плюсы и минусы домашних и детсадовских детей. Детский сад как современная модель воспитания детей Объявление в детском саду:«Уважаемые родители! Не верьте, пожалуйста, всему тому, что рассказывает ваш ребенок про

Из книги Преимущества интровертов [фрагмент] автора Лэйни Марти Ольсен

7.1. Трудоголизм как следствие воспитания Макловиц (Machlowitz, 1960) считает, что причины трудоголизма имеют корни в детстве. Многих детей подталкивают родители, которые угрожают, что не будут любить ребенка, если он не будет соответствовать их возрастающим ожиданиям. Кроме того,

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Лекция 2 Рав Ашер Кушнир. Основные принципы воспитания детей Надо учиться быть родителем Для начала зададим риторический вопрос. Предположим, что ваш ребенок должен пойти в первый класс. В вашем районе – две школы. Одна находится в великолепном здании прекрасной

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Основные различия между «внутренниками» и «внешниками» Цените собственную уникальность. Капитан Кенгуру Наиболее характерное различие между интровертами и экстравертами – способ подзаряжаться энергией. Однако есть еще два отличия, которые тоже бросаются

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Основные проблемы японского воспитания Главная проблема японского воспитания изначально заложена уже в самих его задачах. А они, напоминаю, таковы:1) Воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе.2) Воспитать конкурентоспособного человека.Но лучше

Из книги автора

Из книги автора

Опросник для родителей «Типы воспитания детей» Уважаемый родитель! В предлагаемом опроснике вы найдете ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о тех типах воспитания детей, которые мы описали выше. Все из этих утверждений... носят разные порядковые номера. Эти

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты