Как понять, что ребенок не доедает. Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом? Понять что малышу не

19.10.2019

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

В современном обществе сложилась «идеальная картина» кормящей матери. Главным атрибутом в ней выступает тугая, налитая молоком грудь, из которой в любое время суток можно сцедить необходимое количество питательной жидкости. Ребенок при этом сытый и довольный посапывает в своей кроватке и просыпается лишь изредка, только для того чтобы поесть молока и снова заснуть.

Именно из-за таких ложных стереотипов молодая мама начинает сомневаться в том, способна ли она на естественное вскармливание, если ее грудь особо не наливается, а малыш все равно продолжает капризничать после прикладывания. В этой статье мы развеем все мифы и расскажем, как понять, что ребенку не хватает молока и что с этим делать. Полезные советы специалистов по грудному вскармливанию помогут не допустить ошибочного перехода на искусственные смеси и сохранить то, что дано маме природой.

Сколько раз в сутки ест грудничок?

С появлением малыша на свет каждая мама без исключения начинает задаваться вопросом о том, как часто нужно кормить ребенка, чтобы он полноценно развивался и рос здоровым. Для начала следует отметить, что первые сутки после рождения крохе нужно совсем немного еды, чтобы насытиться. В это время у мамы вырабатывается молозиво. Его немного, но вместе с этим оно намного сытнее зрелого молока. Вопреки распространенному мнению докармливать малыша смесью в это время не нужно.

Примерно на третьи сутки начинает прибывать молоко и его количество с каждым днем увеличивается. Малыш начинает есть больше и чаще. Вот тут большинство мам и начинает задумываться о том, как понять хватает ли ребенку грудного молока. Педиатры советуют прикладывать новорожденного малыша каждые 2-3 часа. Таким образом, в сутки он может есть до 12 раз. Продолжительность одного кормления при этом составляет 15-40 минут. Но все эти рамки являются условными, поскольку каждый ребенок - индивидуальность со своим характером и потребностями.

Как наладить систему кормлений малыша?

Убеждения наших мам и бабушек о том, что ребенка нужно прикладывать к груди каждые 3 часа и ни минутой раньше, давно устарели. Сегодня консультанты по грудному вскармливанию и современные педиатры рекомендуют придерживаться методики кормлений «по требованию». Суть ее заключается в том, что любая мать способна обеспечить своего ребенка молоком. И это не зависит от размера груди или возраста женщины.

Объем вырабатываемого молочными железами молока зависит от двух основных факторов:

  1. Частота прикладываний. По мнению консультантов по грудному вскармливанию, объем молока, требуемый для кормлений, определяется на этапе становления лактации. И утверждает его непосредственно ребенок. Чем чаще малыш будет прикладываться к груди, тем больше молока прибудет в следующее кормление. Если же придерживаться режима и предлагать ребенку грудь исключительно каждые 3 часа, то молока изначально будет меньше, чем нужно крохе. При таком режиме обычно через 2-4 месяца лактация заканчивается.
  2. Длительность кормления. На первый взгляд может показаться, что кроха просто спит и использует грудь как пустышку. На самом же деле длительные сосания стимулируют лактацию. Поэтому прикладывания и по 50 минут, и по 2 часа являются нормой при грудном вскармливании.

Мамы, которые придерживаются методики «по требованию», не страдают тем, как понять, хватает ли ребенку молока. Оно всегда будет присутствовать в груди в том объеме, который необходим ему и который он утвердил самостоятельно.

Как понять, что ребенку хватает грудного молока?

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют мамам не стремиться определить количество питательной жидкости, имеющейся у них в груди, а следить за состоянием и развитием своего малыша. А понять, хватает ли молока новорожденному ребенку можно по следующим признакам:

  • частота прикладываний;
  • длительность кормлений;
  • нормальный набор веса;
  • здоровый вид и сон;
  • глотательный рефлекс.

Новорожденный ребенок может просить грудь до 25 раз в сутки. Такой режим может продлиться до трехмесячного возраста. Но малыш должен не просто лежать у груди и посасывать ее, а делать глотки. В начале кормления они будут более частыми, поскольку первым малыш получает переднее молоко. Затем глотки становятся реже, но и сосать ребенок начинает с усердием, поскольку добывает более густое и питательное заднее молоко.

Далеко не у каждой мамы есть под рукой весы, чтобы определить, какой вес набирает ребенок на грудном вскармливании. Конечно, сделать это можно и в детской поликлинике, но лишний раз посещать больницу с новорожденным малышом на руках нет необходимости. Понять, что ребенку не хватает молока, как в первые дни его жизни, так и в 1 месяц, поможет тест на мокрые пеленки. В чем он заключается?

Суть теста состоит в том, что на 24 часа маме нужно полностью отказаться от одноразовых подгузников, а пользоваться только обычными хлопчатобумажными пеленками. В конце дня необходимо подсчитать, сколько раз ребенок пописал. Сделать это он должен не менее 12 раз в течение 24 часов. Такой результат говорит о том, что малышу хватает материнского молока.

Если же количество мокрых пеленок будет меньше 10, женщине рекомендуется обратиться к консультантам, которые помогут увеличить объем необходимого ребенку грудного молока.

Подсчитываем количество испачканных подгузников

Следующий способ даст возможность понять, что ребенку не хватает молока в 1 месяц. Как метод для определения достаточного объема питания в более старшем возрасте он не подходит.

Способ основан на том, что новорожденный на грудном вскармливании должен испражняться как минимум 2-3 раза в сутки. На 5-6 неделе жизни ребенка его стул становится не таким частым. В это время малыш может испражняться как 1 раз в день, так и 1 раз в 5 дней, что является нормой при грудном вскармливании.

Ошибочные признаки недостаточной лактации

При грудном вскармливании случаются ситуации, когда молодой кормящей маме начинает казаться, что ребенку не хватает молока. Как понять, действительно ли лактация является недостаточной, она еще не знает. К тому же настроить женщину на могут следующие ложные признаки:

  1. Отсутствие ощущений наполнения груди. Примерно к 6 неделе жизни малыша мама перестает чувствовать приливы. Ей может показаться, что грудь пустая. На самом же деле к этому времени как раз и налаживается грудное вскармливание «по требованию», когда молока прибывает ровно столько, сколько необходимо ребенку, чтобы он наелся.
  2. Уменьшение количества испачканных подгузников. Если новорожденный малыш испражняется до 6 раз в сутки, то по мере взросления число дефекаций снижается. Это связано с физиологическими процессами в организме и, если ребенок чувствует себя нормально, поводов для беспокойства быть не должно.
  3. Повышение аппетита малыша. Внезапно ребенок начинает требовать грудь чаще и не отпускает ее дольше. Такое поведение объясняется скачками роста. При соблюдении принципов методики кормления «по требованию» в течение нескольких дней объем вырабатываемого молока увеличится и покроет потребности растущего организма.

Контрольное взвешивание

Многие мамы интересуются тем, как понять, что ребенку в 5 месяцев не хватает молока, когда тесты на мокрые пеленки и количество испачканных подгузников больше не являются информативными. В этом возрасте педиатр может порекомендовать контрольное взвешивание. Проводится оно, как правило, в детской поликлинике, но по желанию делать его можно и дома.

Суть метода заключается в том, что малыша взвешивают до кормления и сразу же после него, чтобы определить объем съеденного молока. Если же ребенок по какой-то причине съест меньше положенного, то педиатр обязательно сделает неутешительный вывод и порекомендует докармливать кроху смесью.

На самом деле контрольное взвешивание при грудном вскармливании ни к чему. При каждом прикладывании малыш может высасывать разное количество молока, но в итоге, за сутки окажется, что он съел больше, чем положено по нормам.

Современные нормы набора веса

Не является на сегодня объективным способом определения того, что ребенку не хватает молока при грудном вскармливании. Понять, как малыша кормить дальше, помогут нормы набора веса и роста.

По данным Всемирной организации здравоохранения ребенок на грудном вскармливании может набирать 125-500 г в неделю или 0,5-2 кг в месяц. При этом его не рекомендуется взвешивать чаще, чем 1 раз в 7 дней. Набор веса у маленьких детей происходит скачками. Сегодня малыш может ничего не набрать, а завтра поправится на треть от установленной нормы. Взвешивать ребенка рекомендуется в одно и то же время, например, утром, и желательно в примерно одинаковой одежде.

Можно ли подсчитать количество молока в груди?

Практически каждая мама выписывается из роддома домой с туго налитой грудью. В этот период лактация настолько сильная, что ей даже не приходится задумываться над тем хватает ли ребенку грудного молока. Как понять, сколько же прибывает питательной жидкости перед каждым кормлением?

Старшее поколение женщин в семье может посоветовать сцедить молоко в бутылочку, чтобы подсчитать его объем и свериться с нормами, которые, кстати, разработаны для детей на искусственном вскармливании. На самом деле заниматься этим совершенно не нужно. Молоко на грудном вскармливании вырабатывается в соответствии с потребностями ребенка. Его объем в разные часы суток может быть разным. Главное, это не количество вырабатываемого молочной железой питания, а его качество и хороший набор веса.

Как понять, что ребенку не хватает грудного молока?

Первое, что должно обеспокоить маму при подозрении на недостаточную лактацию - беспокойство малыша и слабый набор веса. Но существуют и другие явные признаки того, как понять, что ребенку не хватает молока в 3 месяца, а также в более раннем и позднем возрасте. Они заключаются в следующем:

  • сильный недобор веса - меньше 500 г в месяц для новорожденных и 300 г для трехмесячных малышей и старше;
  • нервозность ребенка после прикладывания к груди - малышу не хватает молока и он начинает плакать;
  • тест на мокрые пеленки - информативен только по отношению к детям, которым еще не исполнилось 5 недель;
  • ухудшение самочувствия малыша, вялость, бледный цвет кожи - указывают на обезвоживание организма.

При обнаружении одного из представленных выше симптомов маме следует немедленно обратиться к консультанту по грудному вскармливанию и попытаться увеличить лактацию. Стоит предупредить, что последний признак является особенно опасным, поскольку может указывать на более серьезные проблемы со здоровьем крохи.

Действия при низкой лактации у женщины

Если мама обнаружила, что ребенку не хватает грудного молока (как понять, что это действительно так, было рассказано выше), консультанты по грудному вскармливанию могут порекомендовать ей следующее:

  • кормить чаще - свести промежутки между кормлениями к минимуму, чтобы кроха практически постоянно был у груди;
  • предлагать обе груди в одно кормление;
  • не завершать кормление, пока ребенок не перестанет сосать;
  • следить за тем, чтобы прикладываниями к груди были правильными - ребенок должен обхватывать губами ареолу, а не только сосок;
  • полноценный отдых в каждую свободную минуту;
  • сбалансированное и калорийное питание, богатое белком;
  • достаточное употребление жидкости;
  • полный отказ от пустышек и бутылок - они противопоказаны детям с недостаточным набором веса.

Что полезно знать кормящей маме?

Даже придерживаясь методики кормлений «по требованию» женщина может столкнуться с недостатком молока. При грудном вскармливании такие периоды действительно систематически случаются. Это лактационные кризы. Возникают они в результате резких скачков роста малыша. В лактационный криз понять, что ребенку не хватает молока, как и в описанных выше случаях, можно по беспокойному поведению крохи и недостаточному набору веса. Их продолжительность составляет примерно неделю. За это время мамина грудь успевает перестроиться и все признаки криза исчезают.

Как сохранить грудное вскармливание?

Главная помеха нормальной лактации - постоянные страхи и сомнения будущей мамы по поводу количества и качества грудного молока. Не стоит предлагать крохе бутылочку со смесью каждый раз, когда он капризничает после кормления, если он нормально прибавляет в весе. Нужно понимать, когда существует реальная проблема и как вовремя справиться с ситуацией.

И напоследок следует напомнить, что никакая искусственная смесь не будет для малыша более питательной и ценной, чем грудное материнское молоко.

Постоянное беспокойство кормящей матери, переживающей, не голодает ли ребенок, нередко приводит к тому, что она начинает докармливать его и допаивать. В результате того, что грудничка начинают реже прикладывать у груди, снижается стимуляция нервных окончаний в сосках и выделение гормонов, регулирующих выработку и отделение грудного молока. В итоге, лактация, действительно, начинает снижаться.

В данной статье вы сможете найти квалифицированные ответы на вопрос – «как понять, что малышу не хватает молока?».

Известный педиатр Е.О. Комаровский, говорит, что ложная тревога матерей о том, что их младенец недоедает, часто становится причиной необоснованного введения докормов. На вопрос, как понять, что не хватает грудного молока, Комаровский отвечает, что признаки недостаточной лактации бывают вероятные (то есть их появление может быть связано и с другими причинами) и достоверные.

Союз педиатров России в пособии по естественному вскармливанию детей, поясняя кормящим женщинам, как понять, что в груди мало молока, также говорят о вероятных и достоверных признаках недостаточной лактации.

Вероятные признаки недостаточной лактации:


Появление одного или нескольких из вышеперечисленных признаков может быть следствием недостаточного образования и (или) выделения молока. Однако они могут встречаться и в других ситуациях: необходимость частых прикладываний к груди, длительность сосания могут быть связаны с индивидуальными особенностями младенца. Так, слабому, недоношенному ребенку требуется больше времени и сил, чтобы получить необходимое количество молока при сосании. Причиной беспокойства малышей в перерывах между кормлениями может быть повышенное газообразование в кишечнике и другие нарушения. А изменения характера стула могут свидетельствовать о проблемах с пищеварением и пр. Как понять, что грудничку не хватает грудного молока? Для этого нужно знать о достоверных признаках недостаточной лактации.

Достоверные признаки недостаточной лактации


Итак, как определить, что ребенку не хватает грудного молока? Необходимо оценить ситуацию комплексно. Скорее всего, при реально существующем недостатке лактации будут наблюдаться и вероятные и достоверные признаки. Для того, чтобы определиться с тактикой дальнейшего кормления малыша, важно посоветоваться с педиатром. Также можно обратиться к грамотным специалистам по грудному вскармливанию.

Эффективно ли контрольное вскармливание?

Долгое время, для ответа на вопрос «как понять, что ребенку хватает грудного молока?» использовался такой метод, как контрольное вскармливание. Его суть заключается в том, что младенца взвешивают до и после кормления (если ребенок помочился, взвешивают вместе с пеленками и подгузником, чтобы учесть потери жидкости). Разница в весе малыша до и после кормления считается равной весу съеденного им молока. Однако сегодня достоверность контрольного вскармливания, как метода, позволяющего безошибочно выявить недостаточность лактации, все чаще подвергается сомнению.

Почему же эта методика перестала считаться достоверной? Потому что по результатам одного кормления невозможно судить об объеме вырабатываемого и выделяемого молока, так как количество молока, которое высасывает ребенок, может существенно меняться от кормления к кормлению . Как сообщают эксперты ВОЗ «ребенок потребляет разное количество молока при каждом кормлении. Состав молока изменяется, и по весу молока вы не сможете определить, богато ли молоко жирами или же в его составе много воды. Кроме того, процедура взвешивания может заставить мать волноваться, что приведет к задержке или угнетению лактации, в результате чего ребенок получит меньше молока, чем обычно» .

Также стоит учесть, что контрольное вскармливание, чаще всего проводится в поликлинике, в обстановке непривычной как для матери и ребенка, что увеличивает стресс у обоих и влияет на результаты.

Российские педиатры и диетологи в качестве альтернативы традиционному контрольному вскармливанию предлагают проводить контрольные взвешивания ребенка в течение суток . В Национальной программе оптимизации вскармливания детей РФ сообщается, что «Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка в домашних условиях после каждого кормления в течение суток («контрольное» взвешивание)» . Считается, что подобный подход позволяет избежать стресса, связанного с нахождением в непривычных условиях, а измерение веса младенца в течение суток позволит объективнее судить о состоянии лактации.

Тем не менее, большинство врачей и специалистов по грудному вскармливанию во всем мире сходятся во мнении, что при поиске ответа на вопрос «как понять, хватает ли ребенку молока?» наиболее объективным является анализ прибавки веса младенца (в первые шесть месяцев жизни не менее чем на 500 г. за месяц.) Именно этот признак считается наиболее достоверным для оценки уровня лактации у матери.

Эксперты ВОЗ считают, что для оценки уровня лактации можно проводить еженедельные взвешивания малыша (более частые взвешивания признаны неинформативными).

Список использованной литературы:

  1. Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»/М.: Эксмо, 2016 г.
  2. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста/ Методические рекомендации ВОЗ для Европейского региона с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. 2003 г.
  3. Пособие по естественному вскармливанию детей/ Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». 2011 г.

Вы можете задавать вопросы (ниже) по теме статьи и мы постараемся на них квалифицированно ответить!

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Самое же важное в такой ситуации – не волноваться понапрасну, а сохранять позитивный настрой, который обязательно передастся малышу!

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты