Сатин переплетение нитей. Саржевое переплетение полотна: виды, свойства ассортимент. Основные текстильные понятия

17.10.2019

Свойства и внешний вид тканей зависят не только от свойств исходного сырья, способа выработки и характера отделки, но в большой степени от их строения, определяемого помимо других факторов видом переплетения нитей.

Переплетением ткани называется определенный порядок чередования перекрытий нитей одной системы нитями другой.

Возможных видов переплетений очень много. Чаще всего их подразделяют на четыре группы: главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые.

Основные характеристики переплетения

К характеристикам переплетения относятся перекрытия (основные и уточные),сдвиг перекрытия, раппорт .

Для удобства рассмотрения переплетение обычно изображают на клетчатой бумаге, принимая вертикальные ряды клеток за основные нити, а горизонтальные – за уточные (рис. 23, б ). Место, где нить одной системы перекрывает нить другой системы, называется перекрытием. Участки, где основная нить перекрывает уточную и выходит на лицевую сторону ткани (основное перекрытие ), закрашивают или обозначают крестиком. Участки, где уточная нить перекрывает основную и выходит на лицевую сторону образуютуточные перекры-

тия . Уточные перекрытия не закрашивают. Счет уточных нитей ведут снизу вверх, а основных – слева направо. Таким образом, на рис. 23,а в первом ряду снизу слева направо выходят на лицевую сторону ткани основные нити1, 3, 5 и т.д., во втором ряду – четные (2, 4, 6 и т. д.). Как видим, основные перекрытия в каждом следующем ряду по сравнению с предыдущим сдвинуты на одну нить, т. е. сдвиг равен единице.

Сдвигом S называется число, показывающее на сколько нитей сдвинуто одиночное перекрытие данной нити относительно одиночного перекрытия предыдущей нити. Различают сдвиг вертикальныйS o , показывающий, на сколько нитей по вертикали сме-

Рис. 23. Рисунок (а) и схема (б) полотняного переплетения

щено каждое последующее перекрытие (расположенное на следующей основной нити) по отношению к предыдущему, и горизонтальный S у , показывающий на сколько нитей по горизонтали смещено каждое последующее перекрытие (расположенное на следующей уточной нити) по отношению к предыдущему. Для полотняного переплетения (рис. 23, б)S о = S y = 1, для сатинового переплетения 5/2 (см. рис. 25)S о = 3, S y = 2.

Минимальное число нитей, образующих законченный элементарный рисунок переплетения и одинаково повторяющихся как по ширине ткани, так и по ее длине, называется раппортом переплетения , Различают раппорты по основеR o и по уткуR у (количество основных и количество уточных нитей, участвующих в образовании элементарного рисунка переплетения). Для всех главных переплетений раппортR o =R y . На рис. 23,б раппорт переплетения выделен в левом нижнем углу.

Главные переплетения. К ним относятся полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. На рис. 23 изображена ткань полотняного переплетения, в которой основные и уточные нити перекрывают одна другую поочередно. Как видим для полотняного переплетенияR o =R y =2,S о = S y = 1.

Полотняное переплетение широко применяется при выработке хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей различного назначения. В нем каждая основная нить переплетается с соседней уточной нитью, вследствие чего ткань имеет некоторую жесткость и одновременно большую прочность к растяжению по сравнению с тканями, выработанными другими переплетениями из той же пряжи в основе и утке, имеющими ту же плотность по основе и утку. Кроме того, лицевая и изнаночная стороны ткани одинаковы.

В саржевом переплетении число нитей в раппорте должно быть не менее трех, а сдвиг S о = S у = 1. Обозначается оно дробью: числитель ее показывает число основных перекрытийп о в пределах раппорта, а знаменатель – число уточных перекрытийп у (п о / п у ). Раппорт равен сумме уточных и основных перекрытийR o = R y = п о +п у

На рис. 24, а изображена ткань саржевого переплетения 1/2. Это переплетение имеетR o = R y =3= 1+2. Для саржи 3/1 (рис. 24,6 )R o = R y = 4= 3+1.

Саржи различают: уточные, у них на лицевой стороне преобладают уточные перекрытия (рис. 24, а ); основные с преобладающими основными перекрытиями (рис. 24,б ); двусторонние, т. е. имеющие одинаковое количество основных и уточных перекрытий. Ткани, выработанные саржевыми переплетениями, имеют на лицевой поверхности характерные диагональные рубчики, направленные снизу вверх слева направо под углом 45.

Эти переплетения используют для выработки тканей: хлопчатобумажных платьевых и одежных; льняных; шерстяных платьевых, костюмных и пальтовых; шелковых платьевых и подкладочных.

Так как основные и уточные нити перекрываются не через одну, как в полотняном переплетении, то при всех прочих равных условиях разрывная нагрузка тканей саржевого переплетения ниже, чем полот-

Рис. 24. Саржевое переплетение 1/2 (а) и 3/1 (б)

няного, но сама ткань мягче, лучше драпируется в одежде. Для увеличения прочности к растяжению ткани саржевого переплетения вырабатывают с повышенной плотностью. Ткани имеют гладкую поверхность, что повышает устойчивость к истиранию по плоскости. Поэтому саржевым переплетением часто вырабатываются подкладочные ткани.

Сатиновое переплетение позволяет получить ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью, образованной длинными уточными перекрытиями. В отличие от тканей полотняного и саржевого переплетений (рис. 25) сдвиг перекрытий при каждой следующей прокидке утка должен быть не менее, чем на две нити (S 2). В результате этого основные и уточные перекрытия разбросаны, незаметны и образуют довольно гладкую поверхность.

Рис. 25. Рисунок и схема переплетения сатина 5/2

Сатиновое переплетение обозначается дробью: R /S y R ), а знаменатель – горизонтальный сдвиг перекрытийS y . Например, сатин 5/2 имеет:R o = R y = 5; п о = 1;п у =4;S o = 3; S y = 2 (рис. 25).

В атласном переплетении в противоположность сатиновому настил лицевой стороны ткани образуется основными нитями. Атласное переплетение также как и сатиновое обозначается дробью R /S о – числитель которой доказывает число нитей в раппорте (R ), а знаменатель – вертикальный сдвиг перекрытийS о . Для образования более гладкой поверхности и усиления блеска ткани сатинового и атласного переплетения нередко подвергают мерсеризации или каландрированию путем пропуска их при высоком давлении через гладкие горячие валы каландра.

Ткани саржевого и сатинового переплетения из-за наличия длинных перекрытий имеют повышенную осыпаемость и раздвижку.

Мелкоузорчатые переплетения разделяются на два подкласса: производные главных переплетений и комбинированные. К производным относятся репс, рогожка, саржа усиленная (киперная), сложная, ломаная и др., полученные видоизменением главных переплетений (полотняного и саржи). К комбинированным относятся диагоналевые, креповые, вафельные и др., полученные сочетанием нескольких простых переплетений, например полотняного и саржевого, саржевого и сатинового и т. д., за счет чего на поверхности ткани образуется мелкий узор.

Усилением перекрытий полотняного переплетения получают основный и уточный репс, рогожку (рис. 26). Усиленную или киперную саржу получают усилением (удлинением) основных или уточных перекрытий. Например, на базе саржи 1/2 усилением основных перекрытий можно получить саржу 2/2, 3/2 и т. д. Сложная саржа образуется сочетанием нескольких саржевых переплетений (простой, усиленной и др.) и позволяет получать на поверхности тканей рубчики различной ширины (рис. 27, а ) . Ломаная саржа имеет диагоналевый рубчик переменного направления (рис. 27,б ).

Рис. 26. Рисунок и схема переплетения рогожка

Рис. 27. Схема переплетения сложной саржи 411/321 (а ) и ломаной саржи 1/5 (б )

Примеры комбинированных переплетений, полученных сочетанием ломаной саржи 2/2 и рогожки, диагоналевого из сложной саржи
с широкими и узкими полосами, представлены на рис. 27 а, 28.

Рис. 28. Схема комбинированного переплетения на базе ломаной саржи 2/2 и рогожки

Сложные переплетения применяются при необходимости увеличить толщину ткани, получить разную лицевую и изнаночную стороны ткани, ворсовую поверхность ткани и др.

Они чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространенными являются полутораслойные, двухслойные, многослойные, ворсовые и ажурные.

П

Рис. 29. Рисунок полутораслойной ткани

олутораслойные переплетения бывают двухуточные, т.е. состоящие из двух систем уточных и одной системы основных нитей, или двухосновные – с двумя системами основных и одной уточных нитей (рис. 29). Например, в двухуточном переплетении одна система уточных нитей, переплетаясь с основными, образует лицевую сторону ткани, а другая – изнаночную. Они позволяют выработать утолщенные ткани с хорошими теплоизолирующими свойствами (типа драпов). Этими переплетениями можно получить двухлицевые ткани с разными лицевой и изнаночной сторонами по переплетению, волокнистому составу, цвету и линейной плотности нитей. Лицевая и изнаночная стороны могут быть одинаковыми.

В двухслойных тканях одна система основных и уточных нитей, образует одно полотно ткани, а другая система основных уточных нитей – другое. Эти два полотна соединяются вместе благодаря связи между нитями двух систем по всей поверхности ткани (рис. 30).

Рис. 30. Разрез двухслойных тканей с разными связями полотен:

а) нижняя основа О н над верхним уткомУ в ,; б) верхняя основаО в под нижним уткомУ н , ;в) с помощью прижимной основыО пр

Ворсовые переплетения позволяют получить на поверхности ткани ворс, образованный торчащими кончиками разрезанных нитей (разрезной ворс) или петельками из нитей – петельный ворс. В зависимости от того, из каких нитей (уточных или основных) состоит ворс, различают осново- или уточно-ворсовые ткани.

На рис. 31, а дана схема у точно-ворсовой ткани. Здесь нити основы1, переплетаясь с нитями утка2 полотняным переплетением, образуют грунт ткани. Между грунтовыми уточными нитями прокладывается несколько нитей3, например сатиновым переплетением. После разрезания последних нитей на поверхности ткани образуется ворс4. Чтобы ворс не высыпался, грунт должен иметь большую плотность, особенно по основе.

К уточно-ворсовым тканям относятся такие, как полубархат, вельвет-корд, вельвет-рубчик и др.

Основоворсовые ткани типа бархата, плюша, искусственного меха и т.п. состоят из грунтовых основных и уточных нитей и ворсовых основных. Эти ткани могут быть получены разными способами. Например, на двухполотных станках – бархат. Такие ткани вырабатывают следующим образом. Каждая из двух самостоятельных коренных основ 1 и 2 (рис. 31,б) переплетается со своими уточными нитями3 и4, в результате образуется два коренных полотна, между которыми зигзагообразно прокладываются нити ворсовой основы5. Специальный нож, двигаясь между двумя полотнами, разрезает нити

Рис. 31. Уточно-ворсовые (а) и основоворсовые (б) переплетения

ворсовой основы (по пунктирной линии). Таким образом, одновременно получают два полотна с ворсистой поверхностью.

Петельные (махровые) переплетения образуются из двух систем основных нитей (грунтовой и петельной) и одной уточной. В процессе формирования ткани грунтовые основные нити натянуты, а петельные ослаблены. Они при прибое уточных нитей на поверхности ткани образуют петли. Махровым переплетением вырабатывают хлопчатобумажные и льняные ткани для купальных простынь, полотенец, халатов и др.

Для выработки простейшей ткани ажурного переплетения необходимы грунтовые и перевивочные основные нити и уточные. В процессе ткачества грунтовые основные нити более натянуты, а перевивочные (ажурные) – менее и располагаются в ткани волнообразно, создавая эффект ажура.

Ажурными переплетениями вырабатывают легкие и прозрачные ткани для платьев, блузок, занавесей и других целей.

Крупноузорчатыми называются переплетения, имеющие большой раппорт (более 24) различным образом переплетающихся нитей основы. Такие переплетения можно выработать только с использованием жаккардовой машины, поэтому ткани крупноузорчатых переплетений иногда называют жаккардовыми.

На жаккардовых машинах каждая нить основы связана со специальным приспособлением – крючком, который осуществляет подъем или опускание нити с определенной закономерностью, определяемой рисунком переплетения. Для получения его имеется программирующее устройство, управление им осуществляется с помощью специального картона, состоящего из oтдельных карт. На каждой из них в определенном порядке высечены отверстия. При взаимодействии игл, связанных с помощью специальных деталей с крючками и картоном, осуществляется подъем или опускание нитей основы.

Число карт в полотне равно числу уточных нитей, участвующих в образовании раппорта переплетения. Чем больше крючков, тем более сложный узор можно получить.

Обычно крупноузорчатым переплетением вырабатывают шелковые платьевые, подкладочные, мебельно-декоративные ткани, льняные скатерти, хлопчатобумажные покрывала, гобелены, ковры и другие полотна и штучные изделия.

Существует множество видов материй: натуральные - шёлк, шерсть, хлопок, искусственные - вискоза, синтетические и различные смеси. Разнообразие тканей обусловлено не только сырьём. Вид переплетения нитей основы и утка определяет прочность, рельефность, рисунок и другие свойства готовой материи. Сатиновое переплетение - одно из базовых. Существуют и производные от сатинового типы плетения, которые обогащают тканевый рынок.

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с . В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.


Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.


У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус - это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Виды материй и их применение

Ткани с сатиновым переплетением так и называются - сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.


Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:

  1. Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как . В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке - креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке - матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина - для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
  2. На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
  3. Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань - драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
  4. Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество - их невысокая стоимость.
  5. Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, . Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.


Как ухаживать за сатином

Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.

Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.

Наверняка многие, даже далекие от области специализации в ткацких профессиях, все же имеют некоторое представление о том, каким образом вообще получают тот или иной материал. Однако, если вникнуть в эту тему более внимательно, то может раскрыться огромное количество нюансов и технических хитростей, о которых ранее вы даже не подозревали.

Тем не менее, конкретно в данной статье мы расскажем о том, какие существуют виды сплетений (в частности, сатиновое , которое иногда еще называют ), осуществляемых при помощи двух нитей – и , и какие тканные разновидности таким образом получают.

Самая глобально разбитая классификация типов переплетения представляет собой четыре базовые группы: к первой и наиболее примитивной относят , представителем второй группы является плетение , третью группу составляет атласный вид, и, наконец, четвертая – это сатиновая модель ниточного связывания. При таком взаимодействии «утка» и «основы» лицевая сторона приобретает блеск за счет того, что на ней доминирует уточный ряд, тем самым, материя становится похожей на , но по цене она дешевле. Сатином ткутся либо химические волокна, либо хлопковые, причем они подвергаются кручению, и чем сильнее будет скручено такое волокно, тем интенсивнее ткань будет блестеть в конечном итоге.

Будучи довольно плотной, сатиновая материя предрасположена к высокому уровню практичности (к примеру, она легко выдержит до трехсот стирок, и уже после этого только начнет слегка блекнуть) . Эта особенность позволяет производителям шить красивое и дорогое на вид белье для самых разных назначений. Самые известные ткани на основе сатиного переплетения: , .

КГУ «Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска»

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л.М.

Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема : Выполнение макета полотняного переплетения ( практика )

Цель:

создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

Задачи:

содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.

Наглядность и оборудование:

- Наглядные пособия : учебные коллекции ««Текстильные волокна», «Хлопок», «Лён», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);

Макет ткацкого станка ; макет создания ткани;

Образцы ткацких переплетений;

Книги по теме: «Материаловедение»: «Как рубашка в поле выросла»;

Инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения »;

Компьютер;

Слайдовая презентация (Презентация Power Point ) «Ткацкие переплетения».

Схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

Содержание темы :

Профессии прядильщика и ткача.

Процесс создания ткани;

Основные термины: «Материаловедение », «ткань», « текстильные волокна», «натуральные волокна растительного происхождения»; «нити основы и утка»; «лицевая, изнаночная стороны ткани»;

Направления нитей основы и утка;

- полотняное переплетение ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

а) приветствие;

б) выявление отсутствующих учащихся;

в) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Обратить внимание на доску, на которой размещена «Выставка тканей».

    Вводная часть занятия.

    Сообщение темы занятия . Постановка учебных целей занятия.

Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

    Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

III . Основная часть занятия

    Вводный инструктаж

Рассказ учителя « Материаловедение. Переплетение нитей» (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point ).

Ткань образуется в результате переплетения нитей: - нитей о с н о в ы (долевых) - и нитей у т к а ( поперечных ). Это положение нитей в ткани Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении увеличивают свою длину.
Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания. Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки. Самое простое переплетение нитей – полотняное , в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

    Подготовка к выполнению практической работы.

а) работа с учебным материалом (инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения»)

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

    Практическая работа учащихся «Выполнение макета полотняного переплетения »:

Деятельность учителя:

Целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

Текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;

- анализ выполнения учебного задания.

    Заключительная часть занятия.

    Подведение итогов занятия.

Закрепление. Упражнение: « Продолжите предложение»

Для пошива одежды и белья в быту мы применяем материал -…

Рефлексия: беседа.

Удалось ли вам выполнить макет?

Что будете переделывать дома? Почему?

Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

Как эти знания пригодятся вам в жизни?

    Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.

    Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).

Инструкционная карта

Практическая работа

«Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения»


Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.
    Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см
    Разметь два квадрата через 1 см
    На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
    Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.
    Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.

Здравствуйте дорогие друзья. В постах про джинсовую ткань и твид мелькали термины "саржевое плетение" и "ломанная саржа". Я решила отдельный пост посвятить видам переплетения нитей в полотне.

Здесь мы рассметрим основные виды плетений, на основе которых ткутся самые разнообразные варианты.
Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в — атласное, г — сатиновое


Итак, термины:

Нить основы и утка. Основа это нить, которая натягивается стройными рядами на станок (1), а нить утка — это нить, которая крепится к челноку и челнок туда-сюда ходит между нитями основы, создавая переплетение (2).

Место пересечения нитей называется перекрытие .
Рисунок ткани через некоторое кремя повторяется, образуя орнамент, так вот самый маленький кусочек этого орнамента называется раппорт .
На картинке показано самое простое, полотняное плетение, нитки пересекаются через одну. А если мы хотим сделать другой вид плетения, например две через две, или одну через две, то вот это количество нитей, на которое смещается пересечеие основы и утка, называется сдвиг .
Вот и все, в принципе по-русски вполне названно)))

В зависимости от схемы пересечения нитей основы и утка выделяют следующие виды плетения:

1. Полотняное плетение.
Самое простое переплетение, одна нить через одну.

Ассортимент тканей:

Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.

Льняные: бортовка, парусина, полотно.

Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)

Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.

Другие: домотканное полотно.

Как вы наверное догадались, ткани с такми переплетением появились на этом свете самые первые, как правило сейчас их используют для домашнего текстиля. Это очень фактуристые ткани (даже шелковые), матовые, домашние и выглядящие не дорогими. Даже из шерсти такие ткани тонкие и легкие. Могут быть поплотнее (фланель) и менее плотные (тафта).

Крепдешин

Блузочный батист

2. Саржевое плетение
Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик, потому что пересечение нитей происходит с ассиметричным сдвигом 1 через 2, или 1 чезез 3. Здесь я покажу самые просты саржевые плетения, а вообще на основе этого плетения есть множество разнообразных вариантов.

Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Саржевое плетение само по себе очень плотное, и поэтому часто используется в технических тканях, в рабочей, верхней и военной. Наши любимые и (произошедшие как раз из верхней и рабочей одежды) как раз ткутся разнообразными видами саржевых плетений.

Карбон (углеткань) - как раз промышленная ткань

Историческая военная

Какая-то неизвестная саржевая ткань

Габардин. Шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

3. Атласное плетение.

Атлас — (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уток выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.

Атлас применяется для пошива одежды (например, смокингов) и обуви (в том числе пуантов), отделки праздничных церковных облачений, изготовления драпировок, обивки мебели, изготовления флагов и другого.Известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией. Визуально, это самая дорогая ткань.

4. Сатиновое плетение.

Ткань сатинового переплетения нитей из хлопчатобумажного или химического волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити, довольно плотен и блестит. Сатин изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Давно было замечено, что чем больше скручена нить, тем ярче блеск. Так появился глянец — сатин, напоминающий шёлк.

Бельё из сатина долговечно и выдерживает большое число стирок — 200—300, и лишь спустя довольно долгое время материал начинает немного тускнеть. Он дешевле, чем шёлк, но дороже, чем другие хлопковые ткани. Из него делают бельё различного дизайна для повседневного применения.

Сатин люкс жаккард

Вот основные виды тканевых плетений. Все остальное — разновидности и компиляции этих видов.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты