Картины аутистов. Консультация по рисованию на тему: Совместное рисование с детьми - аутистами. «Високосные годы», Эмили Л. Уильямс

20.10.2019

Аутизм - не болезнь, а особый тип восприятия окружающего мира. Это взгляд из другой реальности, под другим ракурсом. И в то же время важно помнить, что аутисты такие же люди как и остальные. Свойственная художникам-аутистам замкнутость очень часто граничит с гениальностью. Мы можем вспомнить великих живописцев, которые в той или иной мере имели степень аутизма. Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и даже, возможно, Иероним Босх - когда-то творили и не знали о том, что имеют то же, что и тысячи других людей сегодня. Рисунки аутистов позволяют лучше понять мироощущение и их взгляд на свое место в обществе. Предлагает вам оценить потрясающие творческие способности людей, живущих в своем особенном мире. Художник Стивен Вилтшер рисует Нью-Йорк по памяти после 20-минутного полета над городом на вертолете.
«Панорама Токио»
«Панорама Лондона» Он воссоздает панорамы городов исключительно по памяти. Для создания своих шедевров художник использует исключительно шариковые ручки, высококачественную бумагу и айпод, т.к. музыка помогает ему сконцентрироваться и не отвлекаться от процесса рисования. Психолог, педагог и поведенческий аналитик Джилл Маллин (J. Mullin) собрала в книге «Нарисованный аутизм» (Drawing Autism) произведения этих необычных художников. Помимо работ заслуженных авторов, книга содержит картины неизвестных, но талантливых художников, а также рисунки детей с расстройствами аутического спектра.
«Птицы», Дэвид Барт (10 лет) Из письма его матери: «...на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»
«Аутсайдер», Донна Уильямс «Война во Вьетнаме», Милда Бандзайт «Смерть Любви», Чарльз Д. Топпинг
«Воображаемая карта города», Феликс (11 лет) «Танцующие с собакой», Элен Майкл «Дом Марка Твена», Джессика Парк
«Индия», Веда Ранган
«Большие полевые друзья», D.J. Svoboda
«Високосные годы», Эмили Л. Уильямс «Они забрали твою бритву, шнурки и ремень», Эмили Л. Уильямс «Зеркало разума», Эрик Чен «Друзья», Уил Си Кернер (12 лет) «Оборотень», Вут Деволдер (14 лет) «Смена времен года», Джош Педдл (12 лет)
«Каменный дом», Шон Беланджер «Девочка и коза», Джастин Кан
«Посещение художественной выставки», Сэмюэл Босуорт «Авраам Линкольн», аппликация Джона Уильямса По словам автора, окружающий мир кажется хаотичным, поэтому создавать из разрозненных частей целостное изображение доставляет удовольствие. «Кошачий дом» известной аутичной художницы, скульптора и певицы Донны Уильямс «Cлепой полет», Мадалена Телло

Психолог, педагог и поведенческий аналитик Джилл Маллин (J. Mullin) собрала в книге «Нарисованный аутизм»(«Drawing Autism») произведения этих необычных художников. Помимо работ заслуженных авторов, книга содержит картины неизвестных, но талантливых художников, а также рисунки детей с расстройствами аутического спектра.

Закрытый внешний мир открывает необыкновенный внутренний мир, который можно увидеть только сквозь призму творчества. Рисунки аутистов позволяют лучше понять мироощущение этих людей и их взгляд на свое место в обществе.

Упустим панораму Нью-Йорка Стивена Вилтшира, о Стивене мы неоднократно уже писали раньше. Для создания своих шедевров художник использует исключительно шариковые ручки, высококачественную бумагу и айпод, т.к. музыка помогает ему сконцентрироваться и не отвлекаться от процесса рисования.

Дэвид Барт, 10 лет, «Птицы»

Из письма его матери: «…на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»

Донна Уильямс, «Аутсайдер»

Милда Бандзайт, «Война во Вьетнаме»

Чарльз Д. Топпинг, «Смерть Любви»

Феликс, 11 лет, «Воображаемая карта города»

Элен Майкл, «Танцующие с собакой»

Джессика Парк, «Дом Марка Твена»

Веда Ранган, «Индия»

D.J. Svoboda, «Большие полевые друзья»

Эмили Л. Уильямс, «Високосные годы»

Эмили Л. Уильямс, «Они забрали твою бритву, шнурки и ремень»

Эрик Чен «Зеркало разума»

Н.Г. Манелис, И.С. Горина

Москва, Россия

«…меня окружал какой-то густой туман, и из-за этого я была как бы совершенно одна, я не видела, не слышала и не чувствовала ничего, кроме проникавших сквозь него призраков, а иногда туман превращался в чудеснейшие картинки из волшебного фонаря. Это происходило на одном уровне, а на другом я видела, слышала и понимала гораздо больше, чем обычные люди, но, глядя на меня, этого нельзя было сказать, да и осознать это внутри себя я не могла. Внутри этого тумана было так легко, спокойно, безопасно и чудесно, что я очень болезненно реагировал, когда кто-то пытался проникнуть сквозь него…»

Эта цитата из книги Ирис Юханссон (2000 с.31) «Особое детство» удивительно точно описывает настолько необычное восприятие окружающего мира аутистом, но и ту пропасть, которая отделяет его от обычных людей. И всем нам, кто, так или иначе, соприкасается с аутичным ребенком, необходимо сначала понять его мир, научиться «разговаривать» на его языке, чтобы потом ввести его в наш мир, с нашими правилами и нашим языком. Это нужно для того, чтобы ребенок мог жить и взаимодействовать с людьми, чтобы эти два мира не остались параллельными. Психология имеет в своем арсенале достаточно необходимых приемов и методов, позволяющих приблизиться к ответу на вопос «Как человек воспринимает окружающий его мир?». Одним из них является анализ процесса и продуктов творческой деятельности, в частности, процесса рисования и соответственно рисунка. Итак, целью данной работы является попытка, анализируя рисунки аутичных детей, понять, как они воспринимают объекты окружающего их мира.

Рисунки аутичных детей, которые нам довелось увидеть, и соответственно самих детей можно условно разделить на три группы. Первая группа – это наиболее тяжелые дети. Часто у них отсутствует речь, они практически не социализированы, у них серьезно снижен интеллект. В эту группу входят также дети, у которых наблюдается обострение заболевания и признаки регресса. Если этим детям дать краски и бумагу, то многие из них начинают рисовать. При этом рисование заключается просто в нанесении краски на бумагу. В результате образуются пятна или полосы, иногда монохромные, иногда дети используют разные краски (рис. 1).

Когда человек воспринимает объект таким образом? Это происходит, если мы подносим его очень близко к глазам. В этом случае исчезают форма, движение, глубина, перспектива. Зрение в этом случае перестает быть дистантным, а становится почти контактным, т.е. приближается к осязательным ощущениям. Очень интересно писал о таком способе восприятия французский философ Мерло-Понти. Он назвал его диким, т,е. восприятием до встречи с культурой. Вот что он пишет: «Восприятие в качестве дикого восприятия – это незнание самого себя, невосприятие. Оно имеет тенденцию видеть себя в качестве акта и забывать о себе в качестве латентной интенциальности» (цит. ц0 Ямпольский, 2001, с. 19).

Вторая группа детей, о которой сейчас пойдет речь, является, как нам кажется, одаренной в смысле художественных способностей. В данной работе анализируются рисунки четырех детей аутистов – двух мальчиков и двух девочек (рис. 2 – 6). Возраст детей от 4 до 9 лет. Трое из них – правши, одна девочка – левша. Никто из детей специально рисованию не обучался, друг с другом они не знакомы. Анализируются только те рисунки, которые дети рисовали спонтанно.

Сюжет . На всех рисунках полностью доминирует анимализм. Изображения людей практически отсутствуют. На одном рисунке изображены динозавры, другие дети рисовали: табун лошадей, стаю бегущих птиц и караван верблюдов. Все животные изображены в движении, как правило, в направлении справа налево. Среди бегущих животных отчетливо выявляются взрослые и детеныши.


Форма. Абсолютно все животные изображены в профиль. Доминирует стремление к замкнутой форме. В некоторых случаях изображается только часть животного (если вся фигура не умещается на листе). Так, в левой части рисунка нарисован только круп лошади, а в правой нет хвоста у динозавра. С удивительной выразительностью детям удается изобразить позу животных и передать экспрессию движения – величавую неторопливость верблюдов, стремительность лошадей и птиц, своеобразную пластику динозавров.
Передача перспективы. На всех рисунках перспектива передается перекрытием (ближняя к наблюдателю фигура закрывает часть более удаленной). На одном рисунке явно присутствует прямая перспектива.

Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных "пятен" или, напротив - слишком "прозрачны" и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица "У страха глаза велики" точно отражает характер рисунков детей этой категории.

Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа.

Создавая свои "шедевры", они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии - их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности?

Паша, 6 лет: "А как это - семью рисовать? Маму? А папу надо? Вот. Правильно? А Паша в другой комнате. Хорошо?"

Игорь, 7 лет: "Это я. Шел в школу и заблудился. Потому что не в ту сторону пошел. А мама на работе."

Оля, 5 лет: "Семья. Это мы с мамочкой гуляем".

Рисунки аутичных детей.

Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного.

Иногда дети настолько увлекаются процессом рисования, что уже, казалось бы, закончив свой рисунок, умудряются аккуратнейшим образом заштриховать все изображение.

Тематика произведений аутичных детей, как правило, очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяца в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия. (Однако нельзя забывать, что подобное "постоянство художественного вкуса" свойственно и тревожным детям, которые боятся неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой.) "Как научили, так и рисую. Что получается, то и делаю. Что делаю, то мне и нравится", - можно прочесть "между строк" таких рисунков.

Саша, 8 лет: "Дерево".

Сережа, 7 лет: "Это я".

Сережа, 6 лет: "Моя семья".

Тест: рисунок несуществующего животного

Если вы обеспокоены "неправильным" поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик - "Рисунок несуществующего животного". В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с "проблемными" детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

ноябре 2009 года вышла в свет книга американского поведенческого психолога и педагога Джилл Маллин (Jill Mullin), посвященная творчеству людей с расстройствами аутического спектра, к которым относятся аутизм и схожие с ним состояния. Помимо работ заслуженных авторов, она содержит рисунки неизвестных, но талантливых художников. Недавно журнал New Scientist опубликовал ряд произведений. С этими и другими картинами аутистов "МедНовости" знакомят своих читателей.

Исторический центр города Троя в штате Нью-Йорк глазами аутиста:

"Веревочная фея" работы Мэрилин Кошо (Marilyn Cosho), страдающей синдромом Аспергера:

"Дворец Потала в Тибете" аутистки Джессики Парк (Jessica Park):

"Война во Вьетнаме" аутичной литовской студентки-художницы Милды Бандзайте (Milda Bandzaite):

"Авраам Линкольн". Аппликация Джона Уильямса (John Williams). По словам автора, при синдроме Аспергера окружающий мир кажется хаотичным, поэтому создавать из разрозненных частей целостное изображение доставляет удовольствие:

"Девочка и коза" аутиста Джастина Каны (Justin Cana):

"Кошачий дом" известной аутичной художницы, скульптора и певицы Донны Уильямс (Donna Williams):

Говоря о творчестве аутистов, нельзя не упомянуть работы наиболее талантливых из них – так называемых савантов (от французского sava nt – "эксперт", "учёный"). По определению психиатра Дарольда Трефферта (Darold Treffert), савантизм – это редкое состояние, при котором человек с каким-либо нарушением развития обладает выдающимися способностями в одной или нескольких узких областях, чаще всего в вычислениях, музыке, изобразительном искусстве, картографии и трехмерном моделировании (одним из наиболее известных савантов был Ким Пик (Kim Peek), ставший прототипом главного героя голливудского фильма "Человек дождя").

Француз Жиль Трехин (Gilles Tréhin) создал воображаемый город Урвиль (Urville), описав его историю, географию, культуру и экономику, а также нарисовав более 300 городских видов:

Произведения шотландского саванта Ричарда Вавро (Richard Wawro):

Работы американца Джорджа Уайденера (George Widener), исключительные способности которого проявляются в вычислении, календаре и изобразительном искусстве:

Англичанин Стивен Уилтшир (Stephen Wiltshire), прозванный "человеком-фотоаппаратом", с абсолютной точностью воспроизводит однажды увиденные архитектурные постройки, такие как Тауэрский мост в Лондоне:

И Московский Кремль:

Так же точно он изображает перспективы целых городов, например, Чикаго:

Видео ColourField production

Кроме того, Уилтшир изображает вымышленные сюжеты. Картина "Землетрясение":

.

«Смерть Любви», Чарльз Д. Топпинг

«Воображаемая карта города», Феликс (11 лет)

«Танцующие с собакой», Элен Майкл

«Дом Марка Твена», Джессика Парк

«Индия», Веда Ранган

«Большие полевые друзья», D.J. Svoboda

«Високосные годы», Эмили Л. Уильямс

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты