Экспериментальные площадки по триз в доу. Инновационный прект «использование технологии триз – ртв в образовательном процессе доу. Кто-кто в теремочке живет

12.10.2020

« ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО »

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельности направлен на развитие творческих способностей, нестандартного видения мира, нового мышления ребенка. Творчество, фантазия, умение создавать новое - наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Период детства признан уникальным, и в ст. 1.2. ФГОС ДО подчеркивается самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека.

Ребенок не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

Цель ТРИЗ – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.

Так же ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Мы не должны давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться сам находить ее. Педагог поэтапно ведет детей к разрешению противоречий.

П ервый этап - педагогическая ситуация, которая подводит ребенка к проблеме многофункционального использования объекта.

Второй этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Исследование объекта:

Что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

Что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.

Третий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Четвертый этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, продуктивную, музыкальную.

Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала.

Главное, предоставить возможность детям свободного высказывания. При обычных обсуждениях «генераторы» и «критики» часто мешают друг другу. Во избежание этого предлагается – «мозговой штурм»

«Мозговой штурм» - это построенный особым образом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Цель: развитие быстроты мыслительных процессов. Правила:

  1. целесообразно работать с небольшой группой детей (от 2 до7)
  2. детям должна быть дана установка: можно высказывать любую мысль, т.к. исключается критика со стороны, как сверстников, так и воспитателя.
  3. необходимо поощрять свободное ассоциирование; чем более «дикой» кажется идея, тем она интереснее.
  4. идей должно быть как можно больше.
  5. высказанные идеи разрешается, как угодно комбинировать;
  6. в конце следует подвести итог, т.е. выбрать наиболее интересную идею.

Достоинства «мозгового штурма»:

  1. метод весьма прост, доступен детям.
  2. Не требует предварительного обучения участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода.
  3. Можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения детей и для раскрепощения сознания детей.
  4. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и ошибкой.
  5. Учить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу.
  6. Поднимает статус робкого ребенка.

Этот метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки

Возможные темы «мозгового штурма: как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? Как обогреть людей на улицах в лютый мороз? Как не ссориться с мамой? Придумайте дом будущего? И т.д.

Наиболее эффективным методом развития детской фантазии является « метод фокальных объектов » - поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Цель метода – с овершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Летокраб”. Его родители: краб и птичка. Живет в на деревьях около морей. Дом его – гнездо. Очень быстро бегает по земле, летает и плавает в море. Может достать фрукты с высокого дерева. Алгоритм работы: в ыбор объекта и случайных объектов, определение характерных признаков случайных объектов, «перенос» этих признаков на выбранный объект, о ценка новых идей и отбор наиболее эффективных с точки зрения реализации, формулировка задачи на разработку новых модификаций объекта

В группах старшего дошкольного возраста, где дети умеют читать, целесообразно использовать таблицу.

Этот метод не только решает задачу развития творческого мышления и воображения детей, но и активно развивает речь.

Представление о мире, как о бесконечном сочетании различных элементов, которыми можно управлять, помогает сформировать метод морфологического анализа. Данный метод предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком. Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Алгоритм действий при морфологическом анализе: формулировка проблемы, определение важнейших элементов, определение вариантов исполнения элементов, фиксирование в таблицу, оценка всех имеющиеся в таблице варианты, выбор оптимального варианта. С амые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.

Для детей старшего возраста используется морфологическая таблица в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали. Мы так же можем добавить третью ось – тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое. Для примера возьмем использования морфологической таблицы при обучении детей составлять рассказы .

Основные части рассказа

Зачин (начало)

Однажды

много лет тому назад

жили –были

Услышал

Герои

Звери

Люди

Предметы (вещи)

Явления природы

Место действия

Город,

лес,

царство,

морское дно,

Кульминация

Пропал

сбежал,

заболел,

превратился

Развязка

Спасли,

Встрети

лись,

Выстроили дом

Сыграли свадьбу

На начальном этапе обучения воспитатель вместе с детьми составляет рассказ или сказку, используя созданную таблицу, в дальнейшем можно использовать карточки, например: А4,Б1,В3,Г2,Д4 – карточки могут быть как индивидуальные, так и на парту, стол, группу.

Для установления связи прошлого, настоящего и будущего можно использовать метод «многоэкранного мышления».

Воспитателю такой экран дает очень многое: он помогает определить тот объем знаний, который дети уже усвоили; организовать подачу нового материала в системе – от простого к сложному; использовать полученные знания для создания нового. Эту схему можно давать, начиная с младшего возраста, но не давать сразу все девять экранов, а заполнять их постепенно.

Наблюдение за ростом и развитием лука. Результаты так же можно отразить в таблице:

Так постепенно дети подводятся к работе с «девятиэкранником». Эта работа может выглядеть следующим образом:

Прошлое

Настоящее

Будущее

Надсистема

6. Грядки, где всегда росли тюльпаны.

3. Клумбы, газоны с разными по цвету и форме тюльпанами.

Произведения живописи или другие работы с этими цветами.

Система

4. Луковица тюльпана.

1. Тюльпан

7. Букет тюльпанов, луковицы для посадки на следующий год.

Подсистема

5. Корешки и росток у луковицы

2. Из чего состоит цветок, какой он по цвету, форме, запаху.

8. Чем тюльпаны отличаются друг от друга.

Многоэкранник дает возможность реализовать задачи приобщения детей к истока культуры, развитию цивилизации, так как позволяет взглянуть на предмет с двух сторон: исторической (история появления), генетической (технология изготовления)

Общение людей невозможно без вопросов человека человеку, педагога к воспитаннику, воспитанника к педагогу. Психологи считают, что наше мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. Вопрос – это форма мышления, в которой выражается затребование информации. Задавание вопросов – это управление мышлением и осуществление обратной связи между людьми. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса к ответу и есть работа мысли. Именно с целью развить мышление рекомендуется научить детей правильно задавать вопросы. Одним из способов научить детей задавать вопросы является игра «Данетка»:

  1. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
  2. Игра «Данетка» абсолютна проста в проведении. Вы определяете тему и количество вопросов, за которое нужно отгадать.
  3. Легко варьировать уровень трудности игры.

«Данетки» могут быть составлены по литературным произведениям.

  1. Он от всех убегал, но его съели.
  2. Много хотела, с малым осталась
  3. Четверо собрались и злодеев напугали.

Теория решения изобретательских задач решает и еще одну задачу связной речи – обучение детей составлению загадок. Загадки делятся на:

  • загадки по признакам,
  • по ассоциациям

Работа с загадками развивает: логическое мышление детей, словарный запас,

Одной из основных задач развития связной речи воспитанников является

совершенствование монологической речи. Эта задача решается через

следующие виды речевой деятельности: составление описательных рассказов

о предметах, игрушках, объектах и явлениях природы; творческое

рассказывание; пересказ литературных текстов; составление рассказов из

личного опыта; рассказывание по картине или серии сюжетных картинок. Все

виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи

детей. Работа с детьми по составлению рассказов - это наиболее сложный вид

деятельности. Чаще всего содержание рассказов, составленных детьми, почти

одинаковое. Это, в основном, простое перечисление действующих лиц или

объектов картины. Но главным недостатком является то, что ребенок не

строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с незначительными

изменениями. На одном занятии воспитатель успевает опросить нескольких

детей, остальные являются пассивными слушателями. Дети теряют интерес к

этому виду деятельности. Наблюдается низкая речевая активность,

недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным

на картине, но и вообще к речевой деятельности.

Совершенно очевидно, что необходимо менять способы работы педагога на

занятиях по обучению дошкольников составлению рассказов. В этой работе

нам поможет ТРИЗ. Технология ТРИЗ предлагает применять приемы

фантазирования, ведет детей шаг за шагом на каждом этапе рассматривания

картины. Они из пассивных слушателей превращаются в активных

участников.

Работа по обучению детей составлению рассказ по картине делится на

несколько этапов.

  1. Аналитический этап. Появление волшебника «Дели» - определение состава картины. Цель – выявить как можно больше объектов (использование «подзорной трубы », «волшебного окна» - все названные предметы и объекты появляются на доске)
  2. Синтетический этап. Появление волшебника «Объединяй» - нахождение связей. (Игровые упражнения: «Ищу друзей» - нахождение объектов, связанных по взаимному расположению; «Ищу недругов» - поиск объектов не связанных по расположению)
  3. Усиление образности характеристик. Появление волшебника «Любознайка». (Игровое упражнение «Войди в картину» задействование сенсорных анализаторов). Представьте, что вы попали в эту картину. Что вы услышали. Какие запахи вы уловили. Включение осязания – описание предмета на ощупь. Вкусовые качества.
  4. Выразительные средства речи. Появление волшебника «Загадайка». Обучение составлению загадок
  5. Линия развития (прошлое, но относящееся к настоящему: что было 5 минут назад, час назад, день, год). Появление волшебника «Отставай и забегай»
  6. Будущее (что произойдет, будет – относящееся к данному сюжету)
  7. Другая точка зрения.
  • с точки зрения героя,
  • одушевленного или неодушевленного предмета
  • зависимости от эмоционального, физического состояния героя
  1. «Дай название картине». Цель – научить подбирать пословицы и поговорки, подходящие к содержанию картины.
  2. Дети составляют рассказ.

Таким образом, в результате использования ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОО, у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, творчество и фантазия. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность. Технология ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Используемая литература:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Дошкольные воспитания: № 3, 11,12 1997г.
  3. Дошкольное воспитание № 3 1998г.
  4. Мурашковская И.Н. , Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). – СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  5. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. – Рига: Издательство «Эксперимент», 1994.
  6. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1993.
  7. «Развитие творческого мышления ребёнка» Ю.Г. Тамберг Речь. Санкт-Петербург
  8. «Ребёнок в детском саду» №1,2,4 2001г., № 5,6 2002 г.
  9. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.
  10. Хоменко Н.Н. Использование Игры «Да-нет» при обучении ТРИЗ. – Минск, 1995.

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере.

Предположим, что у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду

Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах?

Пример применения методики в детском саду

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.

Умелое использование ТРИЗ в детском саду


Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся : красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление : вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.


"Маша-Растеряша"

Цель : тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"

Вступление : рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию.

  1. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

Что случилось?

Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?

Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Роль игры в развитии ребенка

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

С какого возраста начинать

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, кторые требуют от него поиска рационального решения. Наверное, многие из нас были очевидцами или участниками такого разговора:

Мама, свет!

Оля, стул!

Вот и ТРИЗ. Хотя, разумеется, что мама в данном случае не отдавала себе отчет в том, какой подход она сейчас применяла. Просто она помогла ребенку решить задачу, побудив его поразмышлять и использовать все доступные для него ресурсы.

Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Так стоит ли с этим затягивать?

Влияние методики на тип мировоззрения ребенка

В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные.

Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы.

Выбор за каждым

Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

Cоздание уcловий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.

Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий.

Проблема интеллектуального развития дошкольников уже давно и целенаправленно изучается педагогами и психологами.

В дошкольном возрасте вырабатывается мотивация предметно - операционной, игровой, творчеcкой, учебной деятельности и общения, формируется познавательный потенциал мыcлительных операций. Исследования пcихологов А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина говорят о том, что применяемые в дошкольном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в дальнейшем. Исследования зарубежных и отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.П. Блонcкого, Ж. Пиаже, Л.С. Выготcкого, Г. Хемли, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна и Политкиной В.П. свидетельствуют, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь высоких результатов в обучении детей, систематизации его учебных навыков, знаний и умений..

Под интеллектуальным развитием понимают - уровень развития умcтвенных споcобностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие познавательных процесcов (память, мышление, воображение) и т.д.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) . Автор ТРИЗ - Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творчеcкое мышление, его гибкость, диапазон, сиcтемность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

При использовании технологии занятия с дошкольниками проводились нетрадиционными методами. Детям было интересно, они искали вместе истину. Упражнения и проведение игр с использованием ТРИЗ развивали у детей интеллектуальные способности: воображение и творчество, диалектическое и наглядно - схематическое мышление.

Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения .

Принципы ТРИЗ: «Разрешение противоречий - ключ к интеллектуальному мышлению. Средство работы с детьми - педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины» .

Одной из важных и повседневных проблем в дошкольном образовании, является проявление творчества педагогов в работе с детьми, формирование системного, многослойного педагогического мышления.

Для того чтобы ребёнок овладел не только определенной суммой умений и знаний, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, очень важно приобщить детей к ТРИЗ

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию и воображение у детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников - это система игр, упражнений и занятий, призванная не изменить основную программу, а увеличить ее эффективность.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.

В рамках исследования, проводимых дошкольным отделом ИПК и ПРО, детский сад №14 «Чайка» г. Кокшетау Акмолинской области заключил договор по экспериментальной работе «Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников» . Согласно которому была разработана пошаговая программа мероприятий по внедрению данной экспериментальной технологии в детском саду. Этот эксперимент в детском саду длится более года.

Автор, настоящей статьи входит в исследовательскую группу по внедрению технологии ТРИЗ в ДОУ. Нами с другими членами группы была проведена часть элементов этой технологии по внедрению ТРИЗ в образовательный процесс.

Под развитием интеллектуальных способностей детей в процессе использования технологии ТРИЗ мы понимаем достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также и степень усвоения знаний, умений и навыков, и интеллектуальных умений.

Нами была проведена диагностика на выявление уровня сформированности интеллектуального развития у детей старшегодошкольного возраста, а точнее на изучение наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. В исследовании использовалась диагностика Матвеева и Выбойщика «Четвёртый лишний» . Цель исследования - выявить уровень развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе. Стимульный материал представлял собой пять карточек с рисунками. Ребёнку показывались карточки, на каждой из которых были изображены четыре предмета, подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой по какому-либо признаку. Испытуемый должен был указать, какой из этих четырёх предметов лишний, и обосновать свой ответ. Диагностика проводилась в подготовительных группах № 5 (экспериментальная) и № 7 (контрольная) . В опросе участвовало 48 детей. Дети были увлечены. Им было интересно отгадывать и называть рисунки. Ответы детей были полными, но приходилось концентрировать их внимание на условии задач, помогать наводящими вопросами. Дошкольники правильно выделяли группы предметов, продемонстрировав умение обобщать и анализировать, но не всегда могли обозначить выделенные группы одним словом - термином. Практически всегда эта была либо функциональная характеристика (шкаф и комод - «то, во что вещи складывают» ) , или сужение понятия до одного элемента (ручка, карандаш - «это ручка» ) . Невозможность подбора словесного обобщения объясняется в частности, бедным словарным запасом у этих детей.

На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены контрольная и экспериментальная группа по 24 человека в каждой. Уровень развития наглядно-схематического мышления у дошкольников был примерно одинаков. Исследование по констатирующему этапу проводилось в ноябре 2012г.

В ходе эксперимента в экспериментальной группе проводились занятия по технологии ТРИЗ. Где использовались упражнения и задачи на развитие воображения и фантазии, на обобщение информации, классификации и анализа.

В январе 2013г. была проведена повторная диагностика по выявлению уровня развития наглядно - схематического мышления у старших дошкольников. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в таблице 1.

Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления выше среднего больше, чем в контрольной группе, в которой ТРИЗ не использовался. Низкий уровень развития мышления в контрольной группе выше, чем в экспериментальной группе. Что свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию дошкольников, направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие наглядно - схематического мышления, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.

Итак, сравним результаты исследований, которые свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ, в том числе и по развитию наглядно - схематических и логических приемов мышления дошкольников.

Вся экспериментальная работа детского сада «Чайка» Акмолинской области г. Кокшетау сопровождается диагностическими процедурами и мониторинговыми измерениями. Нами уже составлены методические рекомендации по их осуществлению в ходе дальнейшего процесса апробирования и внедрения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка - детский сад № 51»

городской округ Электросталь

Московская область

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Тема «Использование технологии ТРИЗ - РТВ

в образовательном процессе ДОУ»

Выполнил:

Шершнева Ангелина Валерьевна - воспитатель

г.о. Электросталь

Актуальность проблемы и обоснование необходимости ее решения

Качественные изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть систему общего образования, которая в этих условиях вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворить новый социальный заказ развивающегося общества и государства. В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом является ориентир на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ - РТВ. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.

Доказано, что главным показателем умственного, личностного и творческого развития является не столько сумма знаний, приобретенных ребенком, сколько совокупность и уровень развития, интеллектуальных умений и мыслительных приемов и логических операций. Особое внимание придается развитию творческих способностей детей. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства.

Проблема развития творческого системного мышления, воображения психолого-педагогической литературе представлена широко в трудах Э.А. Голубевай, Т.Н. Дороновой. Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления, творческого воображения в процессе развития творчества дошкольников исследовали: Г.С. Альтшуллер, В.Н. Данченко, А.М.Страунинг. Е.Н. Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности ребенка, творческие возможности в развитии творческой активности детей.

Как показывает опыт, уровень развития творческого мышления у детей недостаточно высок. Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач. Низкая логическая «вооруженность», низкий уровень видения объектов окружающего мира в системе проявляется в неумении самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.

Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей детей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ-РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Технология ТРИЗ-РТВ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время становится очевидной необходимость разработки учебно-методического комплекса «ТРИЗ-РТВ в детском саду», включающего механизм творческого, умственного, личностного развития ребенка, индивидуальные учебные планы с использованием развивающей технологии ТРИЗ - РТВ в непосредственно организованной деятельности и в режимных моментах, динамическую и мониторинговую системы.

Сфера использования, объект проекта - образовательное пространство ДОУ.

Круг пользователей - педагоги дошкольных учреждений, родители.

Ступень обучения, для которой реализуется инновационный проект

3-4 года - младший возраст

4-5 лет - средний возраст

5-7 лет - старший возраст.

Сроки реализации проекта 2012 - 2016 г.г.

Тема проекта

«Использование технологии ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ»

Цель проекта

Внедрение технологии ТРИЗ-РТВ в образовательный процесс МДОУ как фактора повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды

Задачи проекта

  1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ-РТВ.
  1. Создание единого социально - образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
  1. Формирование требований к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию средств ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе. Организация повышения квалификации педагогов.
  2. Развитие взаимодействия и социального партнерства со школой.

Гипотеза:

При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ-РТВ будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).

Обоснование актуальности разработки

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та-кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-РТВ технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под-вижность, системность, диалектичность; с другой — (поисковой) разработка содержания программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения активнос-ти, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Вместе с тем ТРИЗ-РТВ технология в систему работы дошкольных учрежде-ний массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа-ны содержание программы по ТРИЗ-РТВ, а также формы и методы обучения.

Механизм реализации проекта

  • Разработка учебно - методического комплекса «ТРИЗ - в детском саду».
  • Создание системы отслеживание результатов, разработка процедуры оценки, определение критериальных показателей. Мониторинг реализации мероприятий и результативности проекта.
  • Развитие межведомственного взаимодействия, социального партнерства.

Участники проекта муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 54»

Источники финансирования проекта спонсорская и благотворительная помощь, внебюджетные средства

Результаты инновационной деятельности

1.Увеличится число детей имеющих высокий уровень социально - личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально - личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке. Интеллектуальная сфера: острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно - прикладных занятиях и играх.

2.Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию ТРИЗ-РТВ, повысится их квалификация, профессионализм.

Повысятся профессиональные умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.

3.Сформируется активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

4.Совершенствуется преемственность с начальной школой по использованию ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ и школы.

Полученные образовательные продукты

Нормативные документы;

УМК «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;

Механизм развития творческой личности средствами ТРИЗ - РТВ;

Дидактические материалы;

Диагностический инструментарий.

Общественная презентация результатов инновационной деятельности

Семинары;

Научно-практические конференции;

Открытые мероприятия;

Консультации;

Публикации.

Сроки и основные этапы проекта

Этапы проекта

Сроки проекта

Пути реализации проекта

Подготовительный

2012-2013 г.г.

Разработка нормативно правовой базы проекта. Повышение квалификации педагогов, участвующих в проекте. Составление рабочих программ, учитывая специфику ДОУ.

Проектировочно-практический

Реализация проекта. Разработка УМК «ТРИЗ в детском саду». Координация мероприятий соисполнителей проекта. Диагностика, мониторинг, контроль реализации проекта в ДОУ.

Обобщающий

2015-2016 г.г.

Анализ и обобщение опыта работы по реализации инновационного проекта.

Механизм управления проектом

  1. Научно - методическое сопровождение

обеспечение программно-методическими и информационными ресурсами;

разработка диагностического инструментария для реализации проекта;

координация выполнения мероприятий соисполнителями проекта;

демонстрация педагогами опыта инновационной деятельности по теме проекта (открытые мероприятия, мастер-классы, участие в профессиональных конкурсах, публикации).

  1. Апробация и внедрение участниками проекта (администрация, педагоги ДОУ):

описание ожидаемых результатов, учитывая специфику ДОУ;

разработка плана мероприятий сопровождения проекта, учитывая специфику ДОУ;

разработка необходимой нормативной документации;

коррекция учебных планов;

проведение педсоветов, методических мероприятий;

разработка учебно- методического комплекса «ТРИЗ - РТВ в детском саду»;

мониторинг эффективности педагогических условий, направленных на развитие;

диагностика достижений воспитанников, педагогов;

обобщение и трансляция опыта деятельности ДОУ по развитию в СМИ, конференциях и т.п.

Прогноз возможных негативных последствий и пути решения

Технология ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе

Решение проблемы развития способностей, компетентностей, творчества предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровни развития ребенка (личностного, интеллектуального, творческого) зависят от содержания и методов обучения.

Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ - РТВ - это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой комплексной образовательной программы. Технология ТРИЗ - РТВ, ее инструменты способствуют внесению новых идей в разработку содержания и методов развития способностей, компетентностей, творчества у детей дошкольного возраста.ТРИЗ - РТВ -это уникальный инструмент для поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем, развития детей.

Основные функции ТРИЗ - РТВ: решение творческих и изобретательских задач любой сложности, прогнозирование развития систем и получение перспективных решений, развитие качеств творческой личности, выявление проблем, трудностей и задач при решении различных ситуаций, максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем. объективная оценка решений, систематизирование знаний всех образовательных областей дошкольного образования, позволяющее эффективнее использовать эти знания. Значение ТРИЗ - РТВ в развитии и воспитании личности уникально. Средства ТРИЗ - РТВ позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач, ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основания говорить о влияние ТРИЗ - РТВ на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности.

Таким образом, если объединить средства ТРИЗ - РТВ включающие методы, игры, задания, занятия на системное рассмотрение окружающего мира, сочинение чего-то нового, непривычного и практику обучения, воспитания и развития дошкольников, создать условия для развития способности, компетентности и творчества, разработать механизм развития познавательной, социально - личностной, интеллектуальной сфер, то это даст возможность сформировать развитую личность.

Осуществление выбора средств ТРИЗ - РТВ обеспечивающих социально - личностное, интеллектуальное, творческое развитие детей дошкольного возраста, создание механизма использования этих средств в образовательном процессе ДОУ.

  1. Создание механизма использования средств ТРИЗ - РТВ (методов, игр, приемов, инструментов) в образовательном процессе ДОУ.
  1. Создание методических рекомендаций по эффективному применению средств ТРИЗ - РТВ во всех образовательных областях дошкольного образования и во всех видах деятельности.
  1. Обучение педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников.
  1. Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Ожидаемые результаты:

Компетенции

Показатели

Ценностно-смысловые компетенции

понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции

обладать познаниями и опытом деятельности (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере).

Учебно-познавательные компетенции

знать и уметь ставить цели, планировать, анализировать, проводить рефлексию, проводить самооценку учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции

уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции

знать, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь навыки работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовые компетенции

владеть знаниями и опытом в сфере семейных отношений и обязанностей, в области социально - трудовой сферы.

Компетенции личностного самосовершенствования

непрерывное самопознание и развитие личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Способности

Показатели

Познавательные способности и навыки

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно-следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результата.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Богатое воображение.

Развитая интуиция

Особенности эмоциональной сферы

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

I этап: 2012 - 2013 учебный год - подготовительный.

На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ-технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в г. Электросталь. Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ-технологии для воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий с разными группами детей: по возрастам и по уровню подготовленности к изучению ТРИЗ и РТВ; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.

Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет обучение.

Актив родителей также организует творческую группу, которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.

II этап: 2013-2015 учебный год - проектировочно-практический.

На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу должны войти:

Программы;

Разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, раздаточный материал);

В этот же период будет разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:

  1. определение качества усвоения учебного материала в НОД, которая ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Будет открыта страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта. анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов. Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов РТВ (открытые занятия, Фестиваль фантазеров, результативность участия в конкурсах), демонстрация полученных знаний через проектные работы.
  2. Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.
  3. Данный этап предполагает подведение итогов:
  4. III этап: 2015 - 2016 учебный год - обобщающий.
  5. Будет организован семейный клуб для родителей "Играем вместе".
  6. На данном этапе будут созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).

Мероприятия

Этапы, сроки их выполнения .

Результат

Исполнители

Проведение диагностики воспитанников на входе

Справка по итогам диагностики, диаграммы сформированности ключевых компетентностей

Зам.зав по ВР,

педагоги

Создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект

Протоколы заседаний творческой группы

Зам.зав по ВР,

творческая группа

Дистанционное обучение педагогов

Сертификаты о прохождении обучения

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка и внедрение программы подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников

Программа подготовки педагогов ДОУ умению решать различные типы творческих задач средствами ТРИЗ-РТВ технологии и формированию этих умений у дошкольников

Заведующий

Подбор средств ТРИЗ-РТВ создание методической базы, необходимой для реализации проекта

Методическая база проекта

Зам.зав по ВР,

творческая группа

Изучение (корректировка) программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Выбор программы, написание рабочих программ

Зам.зав по ВР,

педагоги

Выявление педагогической осведомленности семьи, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ

Результаты анкетирования родителей

Заведующий,

зам.зав по ВР

Родительские собрания «Внедрение образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Протоколы родительских собраний

Заведующий,

зам.зав по ВР

Организация семейного клуба для родителей "Играем вместе".

Создание творческой группы родителей

Зам.зав по ВР

Организация предметной развивающей среды.

Уголок «Изобретатель» в группах, дидактический, наглядный и раздаточный материал

Заведующий,

зам.зав по ВР

педагоги

Рецензирование рабочих программ по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Программы, готовые к реализации

зам.зав по ВР

Подготовка презентации проекта

Презентация проекта для педагогов ДОУ

зам.зав по ВР

творческая группа

Смотр знаний воспитанников (2 раза в год по полугодиям)

Публикация результатов в печатных изданиях, демонстрация творческих продуктов на сайте.

зам.зав по ВР

педагоги

Открытые занятия по ТРИЗ и РТВ для родителей

Сценарий, протокол

зам.зав по ВР

педагоги

Мастер-класс на разных возрастных группах дошкольников

Публикация материалов

зам.зав по ВР

Диагностические занятия в ТРИЗовских группах, 2 раза в год

Фиксирование результатов, составление сравнительного анализа с предыдущими показателями

зам.зав по ВР

педагоги

Фестивали творческих работ по каждой возрастной группе.

зам.зав по ВР

педагоги

Участие в конкурсах детского прикладного творчества, выставках творческих работ воспитанников ДОУ

Творческие работы воспитанников ДОУ

зам.зав по ВР

педагоги

Круглый стол для родителей

Выявление отношения к данному проекту.

зам.зав по ВР

творческая группа

Семинар для педагогов ДОУ города

«ТРИЗ в дошкольном учреждении» (рабочее название»

Знакомство педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологий, возможность их использования в образовательном пространстве детского

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка учебно- методического комплекса

«ТРИЗ в детском саду»

Издание сборника материалов, включающего систему занятий, комплексно - тематические планы с использованием средств в непосредственно образовательной деятельности, циклограмму использования средств ТРИЗ-РТВ в режимных моментах и т.д.

Заведующий,

зам.зав по ВР

Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта

УМК, сайт «Мир другими глазами» (рабочее название)

Заведующий,

зам.зав по ВР

творческая группа

Итоги работы проекта

анализ результатов, коррекция планов, сбор информации для осуществления следующего этапа.

Заведующий,

зам.зав по ВР

творческая группа

Ожидаемый продукт

Создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу входят:

    • программы;
    • разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, дидактический материал);
    • Разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:
  1. определение качества усвоения курсов ТРИЗ и РТВ;
  2. определение качества усвоения учебного материала по разным предметам, преподавание которых ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.Созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).
  3. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта
  4. Создана страничка на сайте ДОУ для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта
  1. Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание)
  2. Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ-технологий интегрировать темы занятий.
  3. Просвещение родительской общественности.
  4. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
  5. Создание программ, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
  6. Разработка учебно-методического комплекса «ТРИЗ в детском саду». 2.Как стать гением: Жизненная стратегия твор-ческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 19944.Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»6.Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
  7. 7.Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.
  8. 5.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  9. 3.Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992.
  10. 1.И тут появился изобретатель/ Альтов Г. - Москва.- 1989
  11. ЛИТЕРАТУРА
© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты