Сосательный рефлекс или вредная привычка? Значение сосательного рефлекса в развитии новорожденного ребенка

14.08.2019


Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

В первые дни жизни у ребенка формируется сосательный рефлекс. Любое раздражение губ ребенка вызывает ответную реакцию. В реализации сосательного рефлекса участвуют расположенные в стволе головного мозга ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, вестибулярного, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).

Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, и некоторые другие рефлексы. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.

Впервые сосательный рефлекс проявляется в первые часы после рождения. Ребенок активно ищет мамину грудь, и очень важно поддержать этот инстинкт. Как только малыш почувствует тепло тела, услышит знакомый стук сердца и получит первую каплю молозива, он сразу успокоиться.

Сосательный рефлекс является одним из основных и важнейших, он сохраняется обычно весь первый год жизни.

Ребенок с соской. Фото: sovgunga

Сосательный рефлекс является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.
При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает.
Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.

В чем это выражается:

1. Сосание посторонних предметов:

Пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.

2. Обгрызание ногтей.

3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.

4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот.

В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.



Сосательный рефлекс - один из важнейших врождённых рефлексов ребёнка. О чём свидетельствует его снижение или отсутствие? Можно ли развить сосательный рефлекс и как это сделать?

Сосательный рефлекс у новорождённых

Формирование сосательного рефлекса происходит в период, когда ребёнок ещё находится в утробе матери. Эта безусловная реакция возникает в первые часы жизни малыша. Данный врождённый рефлекс является одним из самых главных, так как именно он обеспечивает выживание ребёнка. С помощью сосания младенец утоляет голод. Определить, хочет ли ребёнок есть, можно по выраженности рефлекса. Он ослабевает сразу после еды. Безусловная сосательная реакция даёт о себе знать уже спустя час после приёма пищи. Рефлекс оказывает прямое воздействие на психическое и физическое развитие ребёнка. Его наличие свидетельствует о здоровье младенца, правильном формировании его нервной системы.

До 12 месяцев сосательный рефлекс выполняет защитную функцию. К году он ослабевает, а к 3-4 годам и вовсе пропадает.

Отсутствие сосательного рефлекса у новорождённого

Слабый сосательный рефлекс либо его отсутствие у новорождённого определяется простым методом - кормлением малыша. Если ребёнок здоров, то он сразу берёт грудь, жадно сосёт. Новорождённые, у которых наблюдается снижение этого важного для жизнедеятельности рефлекса, сосут вяло, редко сглатывают, периодически отказываются от груди, при кормлении могут уснуть. Снижение данного безусловного рефлекса происходит по различным причинам:

  • гипоксия при родах либо в период беременности;
  • невралгические синдромы (например, ослабление лицевых нервов);
  • тяжёлые соматические заболевания;
  • ринит, стоматит, ОРВИ;
  • плоская форма сосков у матери.

При сниженной сосательной реакции ребёнок недоедает, а значит - не получает норму полезных веществ, что сказывается на его развитии. Решением проблемы может стать докармливание малыша с ложечки или бутылочки каждые два часа. Это нужно делать только по рекомендации доктора.

Заметив ослабление сосательного рефлекса, важно сразу же обратиться к врачу. Симптом в динамике должен наблюдать невролог. Применять любые меры без консультации со специалистом строго запрещено, так как можно навредить малышу.

Почему нет сосательного рефлекса у новорождённого, с чем это связано? Отсутствие такого важного для выживания рефлекса говорит о серьёзной патологии. Диагноз может поставить только врач, однако если у новорождённого наблюдается отсутствие сосательного рефлекса, то причины этого обычно кроются в невралгической плоскости. Такой симптом может свидетельствовать о повреждении центральной нервной системы, что скажется на дальнейшем развитии малыша. Причиной отсутствия рефлекса может являться слабость мышц рта и языка, жевательной мускулатуры. При полном отсутствии сосательного рефлекса новорождённого кормят через зонд. Неполноценность базовых рефлексов часто наблюдается у недоношенных детей.

Восстановление сосательного рефлекса у новорождённого

У здорового новорождённого вызвать сосательный рефлекс очень легко. Для этого необходимо всего лишь прикоснуться к губам и языку малыша своим пальцем, младенец автоматически среагирует на это и откроет рот в готовности сосать молоко. Если у новорождённого наблюдаются какие-либо отклонения безусловных реакций, то не стоит отчаиваться - разработать рефлексы, в частности и сосательный рефлекс, можно. В этом поможет чёткий график кормления, докармливание, пустышка. Чтобы развить безусловный сосательный рефлекс, часто рекомендуют выполнять специальные процедуры, например, массаж лица перед едой.

Восстановление рефлекса должно осуществляться с учётом причины патологии. Правильное лечение, в случае если у новорождённого наблюдается слабый сосательный рефлекс, может назначить только врач, ведь любое отклонение от нормы требует тщательной диагностики. Если у новорождённого наблюдается полное отсутствие сосательного рефлекса, то лечение проходит стационарно, так как такой младенец должен находиться под присмотром врачей, что позволят оперативно среагировать на ухудшение его состояния.

Вс Окт 04, 2009 23:43

Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные! Не у всех он исчезает именно в этом возрасте. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст два с половиной года).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
1. Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
2. Обгрызание ногтей.
3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.
4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков;
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Марина Озерова, педагог-психлог, Израиль

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.

Почему же так происходит и что делать, если «палец во рту» вошел в привычку?

Вкусные пальчики

Впервые палец во рту оказывается у ребенка еще в те времена, когда он находится в утробе матери. Почему еще не рожденный малыш сосет палец, ученые могут только делать предположения. Одно из них – подготовка к грудному вскармливанию, развитие сосательного рефлекса. Второе – попытка успокоиться, ощущая материнскую тревогу. Какое из этих объяснений верно? Сам ребенок, конечно, не может ответить на этот вопрос, а достаточных научных данных пока нет.

В 3 месяца «палец во рту» становится достижением ребенка. Несмотря на всю внутриутробную тренировку, лишь в этот период координация движений становится достаточной, чтобы произвольно, т.е. по собственному желанию, а не случайно, донести до рта руку. Малыш еще несколько недель будет продолжать осваивать координированные движения «рука – рот», и мешать ему в этом было бы ошибкой.

Но вот ребенку уже около 1 года или больше. И родители замечают, что он снова сосет палец, чаще всего большой.
И чувствуют тревогу, ведь если привычка закрепится, проблем не избежать. Родителей пугают глисты, неправильное формирование прикуса, да и просто – это некрасиво!

И начинается борьба «с пальцем», часто столь жестокая, сколь и бессмысленная. Ведь сосание пальца имеет разные причины, и в каждом случае нужно действовать особо, чтобы помочь ребенку.

Мешает ли сосание пальца самому малышу? Скорее нет, чем да. Пока ему не исполнится 5–6 лет, сверстники вообще не обратят на это внимание, а предметом насмешек он станет не раньше чем в школе. Так значит, эта детская привычка мешает скорее нам, взрослым. Сосание пальца – достаточно яркий симптом, свидетельствующий о возможном психологическом неблагополучии малыша.

Помощь заключается не в том, чтобы избавиться от симптома, а чтобы выявить проблему, которая ведет к такому поведению. Именно поэтому запрещение сосать палец, битье по рукам, убеждения ни к чему не ведут. Они не решают той проблемы, которая привела к возникновению вредной привычки! Давайте попробуем разобраться с основными причинами сосания пальца.

Сосательный рефлекс

  • Моему Костику 5 месяцев. Меня беспокоит то, что он часто сосет свои пальцы. К сожалению, у меня было мало молока, и уже к концу первого месяца жизни Костик получал питание из бутылочки. Проблема началась в 3 месяца, когда малыш «нашел» свои ручки. Он быстро натренировался, и пальчики теперь находятся во рту слишком часто. Костик долгожданный, любимый ребенок, и все в нашей семье относятся к нему с нежностью и вниманием. Но я не могу понять, чего же ему не хватает?

Младенцы до 1 года нередко сосут пальчики, если их сосательный рефлекс не удовлетворен в той мере, в которой необходимо. У некоторых детей рефлекс сильнее, чем у других, и даже в условиях грудного вскармливания они сосут все вокруг, включая собственные руки.

Речь о неудовлетворенном сосательном рефлексе может идти в следующих случаях:

  • Вашему малышу не более 1,5 лет. В норме этот рефлекс начинает постепенно затухать в возрасте полугода и окончательно угасает около 1,5 лет.
  • Ребенок слишком быстро ест, например проводит у груди или бутылочки 5–10 минут. Если вскармливание грудное, то причиной может быть «тугая» грудь при слабых мышцах рта у малыша. Или же наоборот – молока много, и малышу почти не нужно трудиться. При искусственном вскармливании причиной нередко становится слишком большая дырочка в бутылочке.

При отсутствии грудного вскармливания кроха не умеет пить из бутылочки – например, пьет только из ложки. Это может произойти и в той ситуации, когда мама сознательно не приучает малыша к бутылочке, надеясь вернуться к грудному вскармливанию после вынужденного перерыва – например, после приема лекарств, несовместимых с кормлением грудью.

Если вы предполагаете, что инстинкт сосания может быть не удовлетворен, можно предпринять следующее:

  • Продлите время сосания груди. Если малыш находится на грудном вскармливании, не спешите заканчивать кормление. Позвольте крохе находиться у груди и 30, и 40 минут, даже если он лишь чуть-чуть ее подсасывает, уже заснув. Особенно актуальна эта рекомендация для малышей первых месяцев жизни.
  • Если ваш малыш «искусственник», то следите за тем, как долго он сосет бутылочку. Хорошо, если отверстие в бутылочке подобрано так, чтобы ребенок сосал 15–20 и более минут. Соска к бутылочке должна быть подобрана по возрасту, о чем можно прочитать на упаковке.
  • Купите пустышку. В настоящее время ведутся споры о том, нужна ли она ребенку. Конечно, выбор за вами, но если у малыша сильно развитый или недостаточно удовлетворенный рефлекс сосания, то пусть он лучше сосет качественную соску, чем у него сформируется привычка сосать палец или язык. В конце концов, от соски отказаться легче, после 1,5 лет «подарив» ее другому малышу, а вот палец или язык подарить не получится.

Стоит отметить, что у малышей до 1 года неудовлетворенный сосательный рефлекс – не единственная причина, чтобы сосать пальчики. Часто рука ребенка оказывается у него во рту в тот момент, когда он хочет есть. Тогда кроха с жадностью начинает ее сосать, раздражаясь и плача, что из нее не течет молоко. Такое сосание пальцев не перерастет в привычку, если мама будет своевременно реагировать на подаваемые сигналы, а еще лучше – предлагать грудь прежде, чем малыш будет слишком голоден.

Также уже в этом возрасте одной из причин может быть скука. Если мама проводит много времени с малышом, ласкает его, берет на руки, играет, то у ребенка остается не так уж много времени на сосание пальцев или других предметов. Кроха все равно будет «все тянуть в рот», но по-другому. Предмет или пальчики оказываются во рту на несколько секунд, затем ребенок вынимает их и рассматривает. Затем снова «пробует на вкус», уже чуть более длительное время, затем снова рассматривает. Эта последовательность может повторяться несколько раз. Также в нее включаются и другие действия: малыш может стучать предметом (или рукой по какой-то поверхности), трясти его, кидать. Все это – исследовательское поведение. Если же вы видите, что кроха «застыл», его взгляд стал отсутствующим и он сосет палец или что-то еще – пора отвлечь его, пока это не стало вредной привычкой.

Вредная привычка

  • Моей дочке Лизе 2 года 5 месяцев. У нас проблема: малышка не может заснуть, не пососав большой палец на правой руке. Я замечаю, что палец также оказывается во рту, когда Лиза смотрит мультфильмы или когда она устает или расстраивается. Но я не хочу пока мазать пальцы чем-то горьким, мне жалко свою дочку. Как помочь малышке избавиться от этой привычки?

Давайте для начала разберемся, что же такое «привычка». Привычка – это любое повторяющееся поведение, сформировавшееся по принципу «стимул – реакция», с каждым разом возникающее все более автоматически. Иначе говоря, когда-то случилось так, что ребенок был слишком возбужден перед сном, в ротик ему случайно попал пальчик. Ощущения понравились малышу: пальчик теплый, и его посасывание было приятным. Кроха успокоился и заснул. Через несколько дней ситуация повторилась, ребенок повторил и действие: засунул палец в рот, чтобы заснуть. И постепенно это вошло в привычку: даже когда малыша ничего не тревожит, он должен взять палец в рот перед сном. Это стало «кнопкой», включающей засыпание.

Привычки, которые помогают успокоиться, распространяются и на другие ситуации, в которых ребенок испытывает негативные эмоции. Вечерняя усталость, пребывание в одиночестве в своей комнате, недовольство родителей поведением малыша, испуг – эти и другие похожие ситуации требуют успокоения. И на помощь приходит «сладкий пальчик», становясь универсальным средством!

Часто родители недоумевают: ребенок любимый, вниманием не обделен, стрессов не переживал, так откуда же привычка, похожая на невротическую? Родители начинают копаться в себе, выискивая тайные проблемы, влияющие на малыша. Возможно, эта «работа над собой» и небесполезна. Но все же сосание пальца, особенно в возрасте до 3 лет, далеко не всегда связано с чем-то очень серьезным. На втором-третьем году жизни кроха переживает целую эпоху стереотипных форм поведения (повторяя что-то вновь и вновь), которая затем сменяется новым этапом развития. И проблема «пальца» может сама бесследно исчезнуть.

Если разобраться, то мы все состоим из привычек. Наличие привычек оптимизирует нашу жизнь, иначе мы тратили бы массу времени, каждый раз перебирая варианты возможных действий в уже знакомых ситуациях. Вот и сосание пальца для ребенка – это «палочка-выручалочка», помогающая ему успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Нет, автор не утверждает, что сосать палец – это хорошо. Но нужно понимать, что эта привычка несет для ребенка ту же пользу, как для нас, взрослых, другие действия, помогающие успокоиться. Мы покусываем кончик ручки, обдумывая проблему, теребим кулон или прядь волос, потираем руки, дотрагиваемся до губ или висков. Каждому из нас требуются определенные привычки, помогающие в сложных ситуациях.

Все это означает только одно: если вас раздражает привычка ребенка сосать палец, то вы должны научить его другим способам успокаиваться или занимать себя. Нельзя просто искоренить привычку, не предложив ничего взамен. Она либо вернется в первоначальном виде, либо перейдет в другую, не менее раздражающую: обгрызание ногтей, посасывание губ или языка, сосание игрушки и т.д. Именно поэтому в случае устоявшихся привычек так неэффективны бывают запреты, воспитательные беседы, намазывание пальца чем-то невкусным. Все эти меры не предлагают ничего взамен.

Итак, если сосание пальца – это привычка, то вы можете действовать таким образом:

  • «Поймайте» привычку в самом начале. Помните, чем дольше продолжается цикл «стимул – реакция», тем привычнее становятся нежелательные действия. Посмотрите, в какой ситуации малыш сосет палец – при скуке, тревоге, усталости? Предложите замену. Например, если ребенок сосет палец перед сном, вы можете сделать ему массаж пальчиков и всего тела, при этом что-то тихо напевая. До сна можете предложить крохе игры с водой, которые прекрасно стимулируют нервные окончания всего тела, в том числе и пальцев: те же тепло, вода, массирующее воздействие, как и при сосании. Создайте такой ритуал укладывания, который поможет малышу расслабиться без сосания пальца.
  • Есть ли пример? Часто дети, приобретающие дурные привычки, неосознанно копируют важных для них людей. Например, ребенок может подсмотреть привычку сосать палец у брата или сестры (как младших, так и старших) и даже у взрослых, если кто-то из них в задумчивости может посасывать пусть не сам палец, а косточку на руке. Если примером стал кто-то из взрослых, ему нужно самому избавиться от данной привычки, иначе все остальные меры будут неэффективны. Если примером стали брат или сестра, подумайте, как вы организуете время, которое проводите с детьми? Достаточно ли уделяете каждому позитивного внимания? Если оба ребенка сосут пальцы – проблема серьезнее и глубже: лучше проанализировать ее с психологом.
  • Отвлекайте, но с умом. Когда вы видите, что кроха сосет палец, лучшее, что вы можете сделать, – это мягко отвлечь малыша, не упоминая при этом, что он делает что-то не то. Вы можете пригласить его поиграть, потанцевать, заняться поделками, развивающими мелкую моторику, почитать книгу. В общем, заняться любым делом, чтобы кроха не сосал палец просто от скуки. Если ребенок сосет палец в состоянии усталости, нужно его обнять, приласкать, сделать общий массаж и массаж рук. Хорошо, если у вас в запасе будут веселые стихи, под которые можно заняться пальчиковой гимнастикой. Но при этом важно помнить следующее: если вы начинаете заниматься с ребенком только после того, как увидите «палец», то привычка сосать его никуда не исчезнет. Просто «палец» станет кнопкой включения общения с вами. Поэтому важно, чтобы вы предлагали игры и расслабление еще до того, как палец окажется во рту, поняв, что ребенок находится в том состоянии, когда ему нужна помощь.
  • Не ругайте малыша и, если можете, поменьше обращайте на сосание пальца прямое внимание. Дело в том, что пока привычка неосознанна, она может уйти самостоятельно. В этом счастливое отличие детей от взрослых. Если же вы постоянно одергиваете ребенка: «Вынь палец изо рта!», бьете его по руке, заматываете бинтом, то привычка закрепляется уже на сознательном уровне. Более того, малыш получает инструмент для того, чтобы гарантированно привлечь ваше внимание, пусть и негативное.

Психологическая проблема

В 1 год 4 месяца Ваню пришлось отлучить от груди, так как его маме требовалась срочная операция. Малышу пришлось расстаться с мамой на две недели. Затем последовал развод родителей и оформление в детский сад. Ванечка интенсивно сосал палец. Мама старалась оградить ребенка от переживаний, делала все, чтобы он чувствовал ее любовь, понимание и поддержку. Она не применяла «радикальных» мер (пластыри, горькие жидкости), более того, Ване разрешалось «легально» сосать палец перед сном. Но мама объясняла, что это плохо влияет на зубки, да и микробы могут быть опасны, поэтому Ваня будет молодцом, если решит отказаться от этой привычки. В 4 года мальчик сам решил не сосать больше пальчик. Нужно ли говорить, что он получил самую горячую поддержку и восхищение своей мамы!

Не всегда проблемы в жизни ребенка настолько очевидны, как в случае с Ваней. От просто дурной привычки до симптома психологической проблемы – один шаг.

Вы можете предположить, что сосание пальца является показателем психологического неблагополучия в следующих случаях:

  • Ребенок пережил какой-то стресс. Это может быть смерть кого-то из близких или домашнего любимца, перенесенное заболевание (особенно с госпитализацией), сильный испуг. Ребенок может начать сосать палец не сразу, а через некоторое время после травмирующего события. Будьте внимательны!
  • Малыш живет в ситуации хронического семейного стресса. Если ваш быт сопровождают скандалы, выяснение отношений или «гнет молчания», то даже годовалый ребенок может реагировать на это невротическими проявлениями.
  • «Радостные» стрессы. Рождение еще одного ребенка, переезд в новую квартиру, выезд на отдых радостны для взрослых, а вот для малыша могут стать настоящим испытанием.
  • Ребенок не был желанным изначально. Чувство ненужности может сопровождать ребенка с самого рождения и приводить к глубоким проблемам в эмоциональном развитии. Если контакт между мамой и малышом нарушен, он не получает необходимого тепла и внимания, то реагирует множеством симптомов неблагополучия, включая сосание пальца.
  • Все меры по борьбе с «плохой привычкой» оказываются неэффективными. Вы пытаетесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка, уделяя ему много внимания, но палец все равно оказывается во рту. Упорная привычка, на которую не влияют ваши действия, говорит о том, что проблема, возможно, глубже, чем кажется.

Сосание пальца в ситуации, когда оно является психологической проблемой, редко бывает единственным тревожным симптомом. После пережитого стресса малыш может утратить некоторые уже сформированные навыки – перестать есть самостоятельно, «забыть», как пользоваться горшком, «растерять» речь. Это называется регрессом развития. Если ситуация для ребенка благоприятна и ему стараются помочь, то прежние навыки восстанавливаются, а невротические симптомы исчезают. Если малыш живет в «холодной» семье, не чувствует эмоциональной привязанности, а уход за ним формален (одеть, накормить, уложить спать), то к сосанию пальца могут присоединиться различные страхи, например нового пространства, новых людей. Ребенок может демонстрировать «неадекватные» реакции: панику, пронзительный визг, агрессивные действия и др. Сосание пальца – лишь верхушка айсберга, когда малыш испытывает психологический дискомфорт. И совершенно бесполезно бороться с самой привычкой – нужно искать проблему и работать над ней. Обдумайте возможность обратиться к психологу за профессиональной помощью, потому что в каждом конкретном случае рекомендации по преодолению проблемы будут иными.

Таким образом, сосание пальца – яркий симптом, указывающий на то, что ребенку нужна помощь. В возрасте до 1 года это меры, помогающие удовлетворить сосательный рефлекс. С 1 года до 3 лет малышу требуется поддержка в состоянии тревоги, усталости, скуки, чтобы «палец» не стал вредной привычкой. После 3 лет, если ребенок сосет палец часто, то есть повод задуматься, нет ли психологических проблем, ведущих к такому поведению.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты