Воздействие компьютера на здоровье ребёнка. Современные дети и компьютер, влияние, причины игромании

08.08.2019

С детства нас приучали к тому, что нельзя долго смотреть телевизор или сидеть у компьютера – "Глаза испортишь!", "Сколиоз заработаешь!", "Кошмары потом сниться будут!". Каких только ужасов нам не рассказывали, лишь бы прогнать от источника удовольствий. И вот теперь уже наши дети просиживают вечера у монитора, а мы беспокоимся об их глазах и спинах. Но так ли страшен этот зверь? Действительно ли работа за компьютером вредит здоровью? – Попробуем разобраться.

В чём опасность

Когда речь идёт о детях, главную опасность вызывает тот факт, что воздействие оказывается на растущий, развивающийся организм. В период взросления и положительные, и негативные факторы имеют более весомое значение. Каким рискам подвергают своё здоровье дети, подолгу сидящие у монитора? Вот самые распространённые:

  • Гиподинамия . Длительное сидение перед компьютером в одной позе вместо занятий спортом и активных игр на свежем воздухе приводит к тому, что мышцы слабо развиваются, ребёнок становится раздражительным, быстро утомляется. К тому же сидячее положение негативно сказывается на спине и пояснице, портится осанка.
  • Нарушение зрения . Постоянное напряжение зрения ведёт к утомлению глазных мышц, а также негативно влияет на внутриглазные сосуды и сетчатку.
  • Концентрация внимания . Здесь всё не так однозначно. При коротких сеансах использования компьютера, внимание наоборот тренируется, а вот при длительных - концентрация утрачивается.
  • . Во время работы за компьютером, кисти рук постоянно находятся в напряжении: они совершают однотипные движения, долгое время не меняют позицию, в результате возникает стойкое утомление мышц рук, выражающееся потом в боли суставов. Кроме того, из-за нарушения кровообращения и ухудшения нервной проходимости возможно появление судорог, нарушение координации пальцев. . Шейный отдел позвоночника во время работы за компьютером также находится в постоянном напряжении, особенно если ребёнок сидит неровно. В результате ухудшается кровоснабжение мозга, может возникнуть кислородное голодание, проявляющееся в головных болях.
  • Влияние на ЦНС . Продолжительное использование компьютера может не только стать причиной повышенной утомляемости и даже головокружений, но и вызвать другие вегето-сосудистые нарушения – дневную сонливость, пугливость, апатию, рассеянность, вспыльчивость, слабость…
  • Психологический аспект . Его тоже обязательно нужно учитывать. Часто дети, увлечённые интернет-общением, теряют способность к живой коммуникации – им сложнее находить общий язык со сверстниками, неинтересны другие активности. Кроме того, на эмоциональное и умственное развитие ребёнка могут оказать существенное влияние потоки информации, получаемой из Сети – к сожалению, далеко не всегда полезной и безопасной.
  • Проблемы с питанием . Увлечённый компьютером, ребёнок часто забывает о еде или и вовсе теряет аппетит. Другие дети, наоборот, начинают питаться неконтролируемо – перекусывая прямо перед монитором и не особо заботясь о качестве пищи.

Как уменьшить негативное воздействие?

  • Ограничить время работы ребёнка за компьютером до чётко установленного периода, соответствующего возрастным нормам (дети до 6 лет – не более 20 мин в день, 7-8 лет – до 40 мин в день, 9-11 лет – час-полтора).
  • Приучить ребёнка периодически делать перерывы, хотя бы на несколько минут отвлекаясь от компьютера и активно двигаясь, разминая всё тело и отдельное внимание уделяя кистям рук.
  • Обеспечить правильное рабочее место: компьютерное кресло должно соответствовать росту ребёнка, иметь высокую спинку и подлокотники. Устанавливать кресло следует на такую высоту, чтоб взгляд сидящего в нём человека упирался в центральную часть монитора. Обратите внимание на освещение компьютерного стола: лампа должна быть достаточно яркой, но не слепящей.
  • Настроить монитор – выберите оптимальную яркость, контрастность. Проследите, чтобы по умолчанию стоял достаточно крупный шрифт, а на рабочем столе была установлена картинка спокойных цветов. Обратите внимание, какая стоит частота обновления экрана – она должна быть максимально возможной (100 герц и более).
  • Научить ребёнка делать гимнастику для глаз и следить за тем, чтоб во время работы его лицо было за 60-70 см от монитора.

Компьютер – это, несомненно, полезное изобретение человечества, а доступ в Интернет открывает перед ребёнком огромные возможности в саморазвитии. Не стоит лишать своих детей этих преимуществ – просто позаботьтесь, чтобы работа за компьютером не превратилась в зависимость и чтобы у ребёнка было правильно организованное рабочее место. А проконтролировать время пребывания ребёнка в сети помогут специальные программы родительского контроля , которые способны через заданное время просто блокировать компьютер.

Компьютерная техника стала обязательным участником в жизни современных детей.

Все больше времени дошкольники и ученики образовательных учреждений проводят за монитором.

Поэтому родителям важно знать, какое влияние оказывает компьютер на здоровье ребенка, чтобы своевременно принять необходимые меры защиты.

Вред компьютера для детей: миф или реальность?

Компьютер полезен и удобен для обучения и развития детей разных возрастов, но одновременно и опасен для их здоровья. И это отнюдь не миф.

Безопасность компьютера зависит от длительности и целей его использования.

Потенциальные факторы риска следующие:

  • проблемы со зрением;
  • нарушение осанки и другие заболевания позвоночника;
  • заболевания кистей рук, боли в мышцах и суставах;
  • отрицательное воздействие на психику ребенка;
  • хроническая усталость;
  • электромагнитное излучение.

Напряжение органов зрения

Когда глазные мышцы ребенка во время работы за компьютером находятся в длительном напряжении, это приводит к:

  • снижению зрения;
  • болям в голове;
  • чрезмерному утомлению;
  • бессоннице.

Ребенок может жаловаться на:

  • неприятные ощущения в глазах;
  • жжение, покраснения;
  • режущие боли;
  • ощущение песка в глазах.

Эти симптомы говорят о перенапряжении глаз от монитора.

Дело в том, что ребенок должен моргать в норме каждые пять секунд. Но когда он сидит за компьютером, моргание происходит в пять раз реже. Глаза не смачиваются жидкостью, становятся уязвимыми и раздраженными. Со временем это может стать причиной снижения зрения.

Влияние компьютера на ЦНС

С точки зрения влияния на ЦНС вред компьютера может быть еще более пагубным.

В детском возрасте происходит формирование и закрепление главных нервных реакций организма человека на разного рода раздражители.

Разнообразие информации, компьютерных игр, рекламы и прочего контента, которым переполнен интернет, может стать причиной нарушений развития психики ребенка.

После долговременного использования компьютера ребенок становится:

  • апатичным к другим занятиям и играм, не связанным с электроникой;
  • уставшим.

Если единственным любимым занятием малыша становится компьютер и виртуальный мир, то в реальной жизни он теряет способность налаживать общение со сверстниками.

Еще более опасна психологическая зависимость от компьютера. И если симптомы каких-либо других болезней становятся заметны почти сразу, то отрицательное действие компьютера на ЦНС зачастую проявляется в тот момент, когда нужна уже помощь профессионалов.

Негативные последствия для мышц рук

При работе за компьютером у ребенка напрягаются:

  • сухожилия;
  • мышцы рук;
  • мелкие суставы кистей.

Кисти находятся под острым углом к рабочему столу, а клавиши обычно обладают малым подвижным ходом, отчего создается дополнительная нагрузка на руки.

В итоге после долговременной игры, переписки или работы возникает:

  • покалывание;
  • боли в запястьях;
  • онемение;
  • в тяжелых случаях даже судороги;
  • пальцы начинают холодеть из-за нарушения кровообращения.

Все описанные выше симптомы говорят о развитии так называемого «туннельного синдрома кисти или запястья». Данное заболевание представляет собой травму руки, когда нервы ущемляются в запястном канале.

Причинами такого синдрома становятся:

  • неправильное положение рук;
  • некачественная клавиатура;
  • отсутствие ограничений во времени, проведенном за компьютером.

Перенапряжение шейного отдела позвоночника

Долговременное пребывание в одной и той же позе вызывает постоянную нагрузку на одни мышцы, и в то же время отсутствие работы других мышц.

Если постоянная работа рук вызывает боли в кистях и суставах, то отсутствие нагрузки на другие части тела более опасно для растущего организма.

Из-за бездействия мышц спины начинается их деградация, а поскольку обменные процессы в позвоночнике зависят от их работы, следовательно, развиваются и позвоночные заболевания. Разрушаются межпозвоночные диски, следствием чего становится остеохондроз.

Именно в сидячем положении нагрузка на межпозвоночные диски гораздо выше, чем в лежачем или стоячем.

Ряд перечисленных факторов приводит к:

  • грыже межпозвоночных дисков;
  • болям в голове и руках, переходящим к внутренним органам;
  • искривлению позвоночника, особенно если ребенок занимает неправильную позу за рабочим столом.

Другой вред компьютера для детей

Замедление развития интеллекта

Опасность с точки зрения имеет две составляющие.

В первую очередь – не вся информация, присутствующая в интернете, является правдивой.

А с учетом того, что материалы для многих сайтов, даже узкоспециализированных, пишут не профессионалы в этом деле, а обычные фрилансеры, можно поставить под сомнение качество приведенной информации.

Второй аспект – быстрота и доступность получения ответов на запросы в интернете. Этот фактор не дает ребенку развивать собственные способности, более глубоко изучать материал, искать способы решения задач самостоятельно. Знания, которые получает ученик из сети, оказываются поверхностными и в скором времени забываются.

Духовный вред

Компьютер опасен для детей и с точки зрения духовности.

Ведь легкий доступ к сайтам порнографической и пропагандистской тематики способствует деградации и разрушению детской психики и мировосприятия.

Безусловно, некоторые ресурсы имеют защитные коды, но это есть не везде.

Можно лишь догадываться, насколько серьезную опасность для адекватного духовного развития и становления личности несут в себе подобные сайты. Это же касается и ресурсов, несущих шокирующие новости о различных субкультурах, ритуалах, культах.

Электромагнитное излучение

Долговременное электромагнитное излучение, пусть и слабое, способно стать причиной столь серьезных болезней, как:

  • заболевание Паркинсона;
  • опухоли;
  • заболевание Альцгеймера;
  • эректильная дисфункция;
  • нарушение памяти;

Больше всего влиянию излучения подвержены дети. И это дополнительный повод задуматься об ограничении времени, проводимого ребятами за монитором компьютера.

Не только системный блок, но и монитор компьютера способен создавать опасные электромагнитные колебания. Производители современной техники это учитывают, поэтому оснащают переднюю часть мониторов защитными покрытиями. А вот заднюю и боковые части – нет.

Помимо перечисленных факторов, компьютер деионизирует воздух и выделяет в помещение вредные вещества. Эти процессы протекают во время нагревания материнской платы и корпуса.

В комнате, где постоянно работает компьютерная техника, воздух становится сухим, тяжелым для здорового дыхания, деионизированным. У ребенка, пребывающего в такой среде, может развиться аллергия или иные патологии органов дыхания.

Что делать

Чтобы ребенок получал от компьютера только пользу в развитии и обучении без ущерба для его здоровья и самочувствия, важно соблюдать несколько простых рекомендаций.

  1. Использование только современных компьютеров с мониторами высокого разрешения, которые обеспечивают снижение нагрузки на органы зрения, обладают удобной клавиатурой. Не стоит применять устаревшие электролучевые экраны – они опасны не только для глаз, но и для здоровья ребенка в целом.
  2. Правильное обустройство рабочего места ребенка. Большое значение имеет удобство кресла. Желательно, чтобы его высоту можно было регулировать.
  3. Настройка параметров яркости и цветовой палитры экрана, чтобы слишком яркие цвета и блики не утомляли глаза ребенка. Следует уделить внимание настройке красного и синего спектра.
  4. Монитор должен располагаться под прямым углом к источнику света, чтобы избежать возникновения бликов.
  5. Важно следить, чтобы ребенок занимал правильное положение за рабочим столом. Специалисты рекомендуют дистанцию от ребенка от экрана минимум 50 сантиметров. Шея и спина находятся в прямом положении, плечи максимально расслаблены, ноги устойчиво упираются ступнями в пол, не напрягаются. Следует уделить внимание и освещению, но только чтобы свет не создавал блики на экране.
  6. Грамотная организация графика работы (игры) и отдыха. Обязательное условие для детей школьного возраста – делать перерывы каждые полчаса на 15 минут. Во время перерывов – никакого телевизора, телефона и ПК. Лучшие идеи для отдыха – зарядка, упражнения для рук и позвоночника, помогающие снять напряжение в мышцах, помощь родителям по дому.
  7. Безопасное время использования ПК для дошкольников – не более 30 минут в день с перерывами. Рекомендуется установить на компьютере «родительский контроль», чтобы малыш случайно не зашел туда, куда не следует.
  8. Родителям нужно, по возможности, выделить два дня в неделю, когда ребенок вообще не будет пользоваться компьютерной техникой. Но это не должно навредить учебе. К примеру, на каникулах ребенок может и вовсе не подходить к ПК.
  9. Во время работы за компьютером дети тратят энергию. Поэтому важно ее правильно восполнять. В этом поможет сбалансированное питание, обогащенное минеральными веществами и витаминами.
  10. Приучение ребенка к зарядке для глаз. Она состоит из простых упражнений, но обладает высокой эффективностью в профилактике и борьбе с глазными заболеваниями. Можно делать примочки из чайной заварки или отвара ромашки, контрастные компрессы для глаз.
  11. Приобретение компьютерных защитных очков для детей, которым нужно много работать с ПК по учебе. Такие изделия представлены в широком выборе. Есть специальные очки для детей. Но лучше согласовать вопрос их ношения с детским офтальмологом.

Заключение

Не стоит чрезмерно опасаться негативного влияния ПК на ребенка. При грамотном подходе особого вреда электронная техника не принесет. Важно правильно объяснить ребенку, что для игры и работы за компьютером выделено определенное время и условия, и стараться не нарушать установленные ограничения.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки… Ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – кладезь информации, которую маленькие дети впитывают, словно губки.

Влияние компьютера на психику ребенка имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Если говорить о положительном влиянии, нельзя не остановиться на таких аспектах:

  • Компьютер и интернет – доступ к полезной информации. Животные с других континентов, красочные пейзажи, сказочные герои, ответы на сложные и заковыристые детские вопросы – все это можно найти в интернете. Любую книга, фильм, мультфильм можно найти, если хорошенько «порыскать» во Всемирной Сети. Внимание, память, логика – все это можно развивать у ребенка, если подобрать правильные игры и задания.
  • Владение клавиатурой – не самый простой из навыков. Для того чтобы попадать по нужным клавишам, необходимо, чтобы мелкая моторика рук хорошо функционировала. Кстати, это умение мы получаем далеко не при рождении. Печатание на клавиатуре, управление мышкой позволяют развивать некоторые центры в мозге, отвечающие за мелкую моторику рук.
  • Компьютер – способ стирания грани между центром и провинцией. Что ни говорите, а обучение в больших городах стоит на возвышении по сравнению с обучением в глубинке. Опять же возникает неравенство: столичные дети более образованы, чем их сверстники с периферии. Интернет – возможность равных знаний, как для столицы, так и для провинции. Отсюда и комплексов по поводу своей необразованности у детей из небольших населенных пунктов будет меньше.

Одновременно компьютер и интернет могут и отрицательно влиять на несовершенную детскую психику:

  • Для ребенка с его бурной фантазией компьютерные игры могут стать настоящей болезнью. Красочный мир, победы и поражения, интересные соперники – все это захватывает ребенка. Большинство игр несут агрессивные тенденции – убивать, уничтожать. Играя, ребенок отождествляет себя со своим персонажем, становится агрессивным. Если в виртуальном мире можно убивать, разрушать, тогда это же можно делать и в реальном мире – вот такой вывод формируется в детском разуме.
  • Информация эротического характера заполнила интернет. Некоторые фото и видео даже взрослым людям как-то неудобно смотреть. А ведь большинство детей вполне могут иметь доступ к порносайтам. Детский и подростковый возраст – время становления сексуальности. Порносайты же пропагандируют нездоровую сексуальность, эротические (и не только!) взаимоотношения со всеми без разбора. Учитывая несформированную детскую психику, доступность такой информации может просто погубить сексуальность ребенка, сломать всю его дальнейшую жизнь.

Знакомство с интернетом и компьютером – очень ответственный момент, как для родителей, так и для самого ребенка. Начинать осваивать компьютер ребенку лучше лет с 5-6. При этом необходимо делать это под строгим контролем и руководством родителей. Следите, чтобы время компьютерного сеанса не превышало 20-30 минут в день.

Нужно придерживаться некоторых правил, чтобы не допустить пагубного воздействия интернета на психику ребенка:

  1. Объясните ребенку, что сайты могут быть «плохими» и «хорошими», первые лучше не посещать.
  2. Научите ребенка навыкам поиска информации в интернете, сформируйте список наиболее полезных (и безопасных для ребенка) сайтов, добавьте их в закладки, покажите этот список ему.
  3. Ребенок должен знать, что скачивание информации – ответственный процесс, многие сайты «вытягивают» за это деньги.
  4. Установите на вашем компьютере соответствующее программное обеспечение, которое будет выполнять функцию родительского контроля.
  5. Объясните ребенку, что в интернете общаются разные люди, если ваш ребенок встретит где-то негатив, он должен обязательно рассказывать об этом вам.
  6. Не устанавливайте компьютер в комнате ребенка, чтобы у него не было соблазна проводить слишком много времени (особенно в ночное время) возле компьютера.

Если же вы пропустили момент, когда ваш ребенок чересчур увлекся компьютером, тогда необходимо срочно ликвидировать последствия этого. Не кричите на ребенка, не наказывайте его, если заметили, что у вашего отпрыска появились симптомы интернет-зависимости. Постарайтесь с ним спокойно поговорить, объясните ему, что проводить много времени за компьютером – вредно. Постарайтесь «переключить» ребенка, найти для него новое увлечение. Старайтесь вместе больше времени проводить на свежем воздухе. Если все ваши уговоры и старания не помогают, тогда вам необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

В наш век информационных технологий многие дети уже с первых лет жизни знают, что такое компьютер. Хорошо это или плохо – на этот вопрос не может быть однозначного ответа. О влиянии компьютера на ребенка, о мерах безопасности при работе детей с компьютером – читаем ниже.

Влияние компьютера на ребенка: плюсы и минусы

Влияние компьютера на ребенка зависит, конечно же, от той информации, которую ребенок получает посредством компьютера. При использовании правильных, подходящих по возрасту развивающих программ и игр, влияние компьютера на ребенка может быть положительным. Ребенок узнает и запоминает новую информацию, развивается его логика, он учится построению причинно-следственных связей, совершенствует свою реакцию и внимание.

Отрицательное влияние компьютера на ребенка выражается в нескольких аспектах:

1. Влияние компьютера на зрение ребенка . Смена кадров и мерцание монитора, а также снижение частоты моргания при работе за компьютером создает огромную нагрузку на глаза. Перенапрягаются мышцы глаз, из-за пересыхания поверхности глазного яблока снижается острота зрения, появляется ощущение жжения в глазах, покраснение и раздражение. Для детей это особенно опасно – ведь их зрение еще только формируется.

2. Влияние компьютера на позвоночник ребенка . Так как ребенок сидит за компьютером довольно длительное время в одной и той же (и не всегда правильной!) позе, создается чрезмерная нагрузка на позвоночник, что ведет к постепенному разрушению межпозвоночных дисков (остеохондроз). Если же ребенок сидит еще и в неправильной, не физиологичной позе, это может привести еще и к развитию искривления позвоночника (сколиоз).

3. Влияние компьютера на кисти рук ребенка . Длительные однообразные движения рук, а также их неправильное положение при работе за компьютером часто приводит к микротравмам сосудов и мягких тканей кистей рук, что ведет к сдавливанию нервов. Симптомы такого состояния – покалывание, онемение, боль в пальцах рук. Если сдавливание нерва у ребенка происходит постоянно, это может привести к ухудшению подвижности кисти.

4. Влияние компьютера на психику ребенка . Даже если игра или развивающая программа выбрана правильно, длительное времяпрепровождение за компьютером утомляет ребенка: красочные, сменяющиеся кадры, напряжение во время выполнения задания дают о себе знать. Если же ребенок играет в агрессивные игры, его психика страдает гораздо сильнее. Ребенок становится раздражительным, капризным, агрессивным, у него могут появиться проблемы со сном.

5. Влияние компьютера на общее здоровье ребенка . Сидя за компьютером, ребенок практически не двигается, а движение – это жизнь (как бы банально это ни звучало). При длительном нахождении за компьютером у ребенка может нарушаться работа опорно-двигательного аппарата, мочеполовой и эндокринной системы, ухудшается работа сердца, страдают легкие, снижается иммунитет.

Сколько времени ребенку можно проводить за компьютером?

Влияние компьютера на ребенка может быть довольно серьезным, затрагивая его зрение, психику, опорно-двигательную и другие системы организма. Поэтому время, проводимое за компьютером, должно быть строго ограничено, в зависимости от возраста ребенка.

Детям до трех лет лучше не играть в компьютерные игры – это создает избыточную нагрузку на глаза, возбуждает ребенка, может вызвать проблемы со сном и с поведением.

Малыши от 3 до 6 лет можно проводить за компьютером 10-15 минут в день , причем желательно разбить это время на интервалы по 5-7 минут;

Детям 6-8 лет - не более 20-25 минут в день ;

Детям 8-10 лет - около 40 минут в день ;

Школьникам 10-12 лет - не более 1 часа в день ;

Подросткам 12-15 лет – не более 1,5-2 часов в день .

Следите за осанкой ребенка во время его занятий на компьютере. Напоминайте о необходимости перерывов каждые 10-15 минут, во время которых необходимо подвигаться, выполнить упражнения для глаз и для кистей рук.

Компьютеры стали частью нашего мира, и современный ребенок вряд ли сможет прожить без них. Влияние компьютера на ребенка может быть и положительным, но во всем нужно знать меру. Главное, чтобы ребенок не предпочитал компьютер «внешнему миру»: ведь никакие технологии не заменят ни живого общения, ни подвижных игр на свежем воздухе!

Люди и компьютер все чаще встречаются друг с другом по мере проникновения информационных технологий в нашу повседневную жизнь. В чем заключается влияние компьютера на детей? Внедрение компьютеров и интернета имеет огромное значение для жизни наших .

В современном мире компьютеры стали обыденностью, практически каждый ребенок имеет доступ к ним. По причине повсеместного использования дети все активнее контактируют с компьютерами, используют их дома, в школе и во множестве других ситуаций.

Подходы к образованию во многом изменились, и компьютеры играют существенную роль в развитии детей. Многие задаются вопросом хорошо ли это или плохо. По мере того как компьютеры начинают играть все большую роль в жизни наших детей, важно спросить себя, какое же воздействие они оказывают в конечном итоге.

Исследования показывают, что компьютеры имеют существенное воздействие на несколько критических областей в жизни детей: образование, развлечения, ранние социальные взаимоотношения и здоровье. Компьютеры могут нести как пользу, так и вред для всех этих сфер жизни ребенка. Без надлежащего руководства и присмотра продолжительное и неконтролируемое использования компьютера может нанести детям физический, социальный и психологический вред.

Однако при надлежащих усилиях родители могут контролировать взаимодействие ребенка с компьютером и минимизировать его вредное влияние. Поэтому для родителей, учителей и других взрослых, работающих с детьми, важно знать, как правильно организовать взаимодействие детей с компьютером и интернетом.

Компьютерные игры для детей давно обвиняют в том, что они вызывают агрессивное поведение. Однако важно понимать, что не все компьютерные игры производят такой эффект, есть множество полезных и спокойных компьютерных игр.

Родителям, прежде чем дозволять своим детям играть в какую-либо компьютерную игру, следует самим ознакомиться с ее описанием или протестировать немного о себе. Обычно в описании самой игры разработчики предоставляют ее детальные характеристики, включая возрастные ограничения.

В какие компьютерные игры детям играть можно?

Многие игры вполне безопасны, в них ребенок путешествует в каком-то сказочном мире, знакомится с вполне безобидными персонажами и совершает достаточно гуманные и осмысленные действия. К сожалению, по сложившейся практике зачастую дети играют в игры, предназначенные для взрослых, содержащие элементы насилия и жестокости. Многие отцы семейства подают своим детям дурной пример, играя в их присутствии в такие игры на общем компьютере.

Особенно вредны игры с элементами жестокости, в которых детально воссоздается обстановка реального мира. В результате в психике ребенка может формироваться иллюзорное восприятие вседозволенности действий и в реальном мире.

Помимо того, что ребенок может становиться более агрессивным и недисциплинированным под воздействием таких игр, у него могут вырабатываться страхи и фобии, так как в его сознании стирается грань между агрессивной компьютерной игрой и окружающим миром.

Организация контроля

Конечно, невозможно контролировать действия своего ребенка каждую секунду, особенно, если речь идет о подросших детях. Зачастую потеря контроля происходит, когда ребенок играет на компьютерах или планшетах своих друзей.

К счастью, постепенно отходит в прошлое пагубная деятельность так называемых «компьютерных клубов», долгое время игравших в России роль неких притонов для юных игроманов. Дети, вышедшие погулять на улицу, часто оказывались в таких «заведениях» и проводили в них очень много времени без малейшего контроля со стороны родителей. При этом при попустительстве администраций этих «компьютерных клубов» дети играли во взрослые игры, совершенно не подходящие для их возраста, что негативно сказывалось на их здоровье и психике.

В целом психологи отмечают, что компьютерные игры для детей становятся все более агрессивными с течением времени. Неудивительно, что дети предпочитают те варианты игр, которые развивают так далеко не лучшие социальные качества в них. Ведь редкий ребенок выберет игру, в которой нужно будет демонстрировать навыки покладистости, терпения, прилежания, покорности.

Причины компьютерной игромании?

Многие компьютерные игры обладают интенсивным стимулирующим воздействием на неокрепшую психику ребенка, что в ряде случаев может приводить к игровой зависимости. У ребенка формируется подсознательная психологическая зависимость от таких стимуляторов.

Чем сильнее стимулятор, тем сильнее будет психологическая зависимость от него. Как распознать компьютерную зависимость и как избавиться от игровой зависимости - важный вопрос для многих родителей, дети которых увлекаются компьютерными играми.

Следует ограничивать время, которое дети проводят за компьютерной игрой, а также не позволять, чтобы это увлечение негативно сказывалось на других видах деятельности ребенка, включая школьные упражнения, физическую активность и общение с родителями и сверстниками. Важно уметь развить в ребенке чувство самодисциплины, помочь ему в этом. В некоторых сложных случаях может потребоваться помощь детского психолога для преодоления компьютерной зависимости.

Видео о том, как отвлечь ребенка от компьютера

Негативное воздействие на детей

Основные риски

  • избыточным использованием компьютера;
  • неподобающей деятельностью на компьютере.

Некоторые виды риска попросту неизбежны, особенно если компьютер имеет свободный выход в интернет. Порнографические сайты, киберпедофилы и вредоносный для ребенка контент - таковы печальные реалии современного Рунета. Также весьма негативно сказываются на развитии ребенка такие ситуации, когда он проводит избыточное время за компьютером в ущерб другим видам деятельности (подготовка домашних заданий, физические упражнения, общение со сверстниками и родителями).

Компьютер и здоровье

Интенсивное использование компьютера лишает детей достаточной физической активности, увеличивает риск ожирения. Дети, ведущие малоподвижный образ жизни, более склонны к ряду заболеваний, связанных с гиподинамией. У детей, аналогично взрослым, при проведении избыточного времени за компьютером развивается комплекс проблем: синдром запястного канала, проблемы с позвоночником и перенапряжение глаз.

Компьютер и зрение ребенка

Предмет многих научных исследований, убедительно говорящих о необходимости жесткого ограничения времени, проводимого за компьютером — зрение ребенка. Множество информационных материалов создано специально для того, чтобы объяснить, как правильно сидеть за компьютером взрослому и ребенку.

Также следует понимать, что большинство компьютеров разработано с учетом особенностей взрослых потребителей, а не малолетних. Поэтому дети более уязвимы в отношении вредного воздействия компьютера на человеческий организм.

Социальное развитие ребенка

Дополнительной проблемой являются сложности с социальным развитием детей при злоупотреблении компьютером. Ряд психологов предостерегает, что избыточное использование компьютера может привести к ухудшению социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия у детей. Многое в этом вопросе зависит от того, каким образом именно дети используют компьютер, для каких целей.

Психологическое состояние ребенка

Компьютер открывает двери в мир интернета, а в этом мире далеко не все виды информации полезны для детей и взрослых. Интернет дает множество возможностей, но и опасен избытком искушений.

Социальные сети, групповые чаты, видеоконференции, мессенджеры, сетевые игры и прочие новшества цивилизации порой очень воздействуют на неокрепшую психику ребенка. В конечном итоге это может вызывать у детей чувство депрессии и одиночества, размывание границы между реальностью и виртуальностью в психике.

Печальная практика показывает, что некоторые дети даже становятся объектом внимания педофилов, орудующих в интернете. Интернет переполнен порнографией, это вызывает риски попадания детей на такие сайты в случае неконтролируемого доступа в интернет с компьютера. Психологический вред от такого «опыта» очевиден и очень серьезен. Даже если родители устанавливают специальное программное обеспечение для блокирования таких сайтов, остаются планшеты, смартфоны и аналогичные устройства у сверстников.

Позитивное воздействие на детей

Образование

В настоящий момент разработано огромное количество качественных и эффективных компьютерных программ, помогающих детям в получении новых знаний. Это могут быть и образовательные игры, и обучающие программы, нацеленные на усвоение достаточно сложной информации.

Они могут способствовать улучшению навыков ребенка в ряде областей, включая словарный запас, математические способности, логическое мышление, навыки набора текста на клавиатуре и многие другие. Эти компьютерные программы существенно облегчают и ускоряют процесс образования.

Навыки поиска необходимой информации в интернете становится важной частью образовательного процесса у детей старших возрастных групп. Наше общество становится все более компьютеризированным, и необходимость в использовании компьютера в качестве инструмента более чем очевидна.

Использование компьютеров в процессе обучения хорошо тем, что образовательный процесс легче сделать захватывающим и интересным для ребенка, а это сказывается на успеваемости и эффективности занятий. В таком случае мы имеем хорошее сочетание приятного с полезным.

Конечно, это не означает, что такого рода нагрузки можно не ограничивать по времени. Следует понимать, что время за компьютером должно быть четко регламентировано независимо от вида деятельности.

Социальное взаимодействие

Старших возрастов в некоторых случаях использование социальных сетей улучшает навыки коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Замкнутые дети могут легче идти на контакт в социальных сетях и постепенно улучшать свои навыки контактов с окружающими.

К сожалению, у этой медали есть обратная сторона. Социальные сети и групповые чаты могут становиться платформой для конфликта.

Психологи советуют не обнадеживаться касаемо пользы от социальных сетей. Виртуальное общение никогда не должно быть альтернативой или конкурентом живому общению со сверстниками и родителями. Важно помнить, что интернет представляет собой мало контролируемую среду, поэтому, чем младше ребенок, тем выше риски, связанные с его присутствием в виртуальном пространстве.

Полезное видео для родителей от доктора Комаровского

Заключение

Стоит ли вообще подпускать ребенка к компьютеру? Реальность такова, что этот вопрос уже стал риторическим. Даже проживая в сельской местности, люди очень сильно зависят от компьютерных и информационных технологий. Компьютер становится важной частью обучения, развития и быта ребенка. Отрицать это попросту нелогично.

Однако перед родителями стоит задача дозирования нагрузок на организм и психику ребенка, а также предохранения его от вредных видов компьютерного воздействия. Для правильного осуществления этого процесса родителям нужно обладать хотя бы минимальным уровнем компьютерной грамотности. Ведь невозможно контролировать взаимодействие ребенка с компьютером, если сам контролирующий не обладает минимальной компьютерной грамотностью и не может проанализировать действия своего подопечного.

Дорогие читатели, если статья была вам полезна, пожалуйста нажмите кнопочки социальных сетей, поделитесь с друзьями.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты