Декоративное рисование в средней группе дымка. В средней группе “Роспись Дымковской игрушки”. Воспитатель: Белянская Е.А

27.09.2019

Любовь Колыхалова
НОД по рисованию «Дымковские игрушки» (средняя группа)

Задачи : Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски) . Закреплять умения : концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги , дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке . Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Предварительная работа :

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них ;

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки » ;

-рисование элементов дымковского узора ;

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки ;

Разучивание стихотворений о дымке .

Материал, инструменты, оборудование :

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде) ;

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь) ;

Народная мелодия;

Образцы элементов дымковской росписи .

Силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик) -на выбор ребёнка;

Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приёмы :

Показ и объяснение воспитателя;

Игровая мотивация;

Музыкальное сопровождение;

Напоминание о технике рисования ;

Наблюдение за работой детей;

Индивидуальные объяснения;

Анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение : запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек ) .

На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково )

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом .

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали !

В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке . Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки . Возможно, от этого и возникло название Дымково , а игрушки стали называть дымковскими .

Вот эти игрушки ! (показать)

Игрушки не простые , а дымковские , расписные!

Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера !

Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь) .

У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры . Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других : у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги , кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать) .

Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

Барыни важные!

Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек . Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

Для чего нужны дымковские игрушки ? (есть игрушки с которыми играют , а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины , затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми . Когда игрушки остынут , их покрывают белой краской, затем «наряжают» . Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

Предлагаю вам стать дымковскими мастерами ! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек . Согласны быть дымковскими мастерами ?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

Приглашаю в художественную мастерскую!

Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво , ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

Анализ работ.

Вот он дымковский хоровод ! Сколько в нём много разных игрушек ! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию

Конспект НОД: «Дымковские узоры уточки с утятами».

Методическая разработка может быть полезна педагогам, работающим с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Фахретдинова Галия Фаридовна, структурное подразделение МОУ ООШ №2-детский сад «Ромашка»
Цель: распростарнение педагогического опыта
Программное содержание:
- Закрепить умение детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя элементы дымковской росписи;
- продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора;
- развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Задачи:
1 «Художественное творчество»
- формировать умения: разукрашивать игрушки, не выступая за контур;
- рисовать круги, волнистую линию, штрихи, точки.
- своевременно насыщать ворс кисти краской;
-промывать кисть по окончании работы, прежде чем пользоваться краской другого цвета;
-по мере использования размещать её ворсом вверх.
2 «Познание»
-формировать представления о разновидностях дымковской игрушки;
-формировать умение находить сходство в предметах и их отличие по признакам.
-развивать эстетический вкус; глазомер.
3 «Коммуникация»
- формировать умение общаться со сверстниками, поддерживать беседу;
- отвечать на вопросы полным ответом;
- участвовать в игровом диалоге.
-развивать интерес к совместной деятельности с взрослым и воспитанниками,
- эмоционально - положительно реагировать на просьбы и требования воспитателя, на необходимость регулировать своё поведение.
-обогащать словарный запас: дымковская игрушка, Дымково, слобода,
4 «Социализация»
- содействовать развитию игровой деятельности;
- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения в процессе НОД
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
5 «Чтение художественной литературы»
- Обогащать словарный запас;
- учить внимательно рассматривать иллюстрации.
6 «Музыка»
- формировать умения выполнять работу под музыку
7 «Физическая культура»
- формировать умение выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях и перемещениях;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки;
8 «Здоровье»
- воспитывать привычку здорового образа жизни: правильная поза при работе за столом (не горбиться, не наклоняться низко, не напрягаться в процессе рисования) ;
- чередовать двигательную и умственную нагрузку;
9 «Труд»
- воспитывать уважительное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
- формировать представления об общественной значимости труда;
- воспитывать трудолюбие;
10 «Безопасность»
- согласовывать действия не наталкиваясь друг на друга;
- воспитывать положительное отношение к требованию взрослого
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, вот наш сундучок, давайте посмотрим что он сегодня нам приготовил? Какие-то липесточки забавные.
Яркий цветик-многоцветик получился, каждый лепесток с секретиком Давайте рассмотрим лепестки, что же за секретики они хранят.
Что же это? Какие-то кружочки, полосочки, сеточки. Я не понимаю. Может, вы мне поможете?
Дети: Это элементы дымковской росписи.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Я приглашаю вас в музей. А музей этот небольшой, он расположен прямо в нашей группе. А вы когда-нибудь бывали в музее?(ответы детей)
- Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-нибудь назовет, как называются эти игрушки?
Дети: дымковские
Воспитатель: -Правильно, это дымковская игрушка! Давайте, ребята, вспомним историю этой игрушки.
- А почему их так назвали?
Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.
Воспитатель: А почему село это назвали Дымково?
Дети: Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.
(рассматривание картинок с изображением деревни зимой)
Воспитатель:
Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Сами белоснежны, как березки,
А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.

Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали?
Дети: Делали эту игрушку из глины.
Воспитатель: Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими веселыми и нарядными?
Дети: Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами.
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
Воспитатель: молодцы, правильно. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю.
Воспитатель: А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?
Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: Давайте вспомним, как получить розовый цвет?
Дети: размешать белый с красным
Воспитатель: как получить голубой цвет?
Дети: смешать белую и синюю краску
Воспитатель: правильно, ребята.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот в озере плавает уточка- марфуточка. А помните мы лепили с вами маленьких уточек?
Дети: да, на занятии мы слепили уточек из глины и покрыли их белой гуашью.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в нашу мастерскую и расписать наших уточек дымковским узором.
Физкультминутка
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

Воспитатель: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором уточек.
Посмотрите, ребята, в нашей мастерской все есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку.
Ребята, а мы с вами будем расписывать наших уточек дымковскими узорами. Давайте рассмотрим узоры на нашей уточке. (рассматриваем узоры на уточке)
Воспитатель: Утушка – это любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Утка-Марфутка Бережком идет,
Уточек-Марфуточек Купаться ведет.
Воспитатель. Посмотрите, как я украсила свою уточку.
Ребята, вспомните как нужно работать при росписи.
Перед тем как набрать другую краску, надо промыть кисть, и только после этого взять другую краску. Теперь рисуем точки кончиком кисточки. Полоски рисуем, приложив кисточку к бумаге, ведем ее слева направо.
А сейчас я предлагаю занять свои рабочие места. Посмотреть, что приготовлено для работы. Вспоминаем, как мы пользуемся салфеткой, как убираем лишнюю краску, промываем кисточку.
(Выполнение работ детьми)
Воспитатель:
-Ребята, вы настоящие народные мастера, хорошо потрудились, спасибо!
Дети рассматривают расписных утят, высказывают своё мнение.
Воспитатель: Предлагаю вам немножко еще поиграть. (Хороводная игра «Это что же за народ?»).
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Уши, словно паруса!
Вот такие чудеса!
Дети приставляют руки к ушам и бегут вприпрыжку по кругу.
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Мчится весело вприпрыжку,
Только задом наперед!
Дети продолжают движение по кругу,повернувшись спинами.
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Головою он кивает,
По коленям себя бьет!
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Взял рукой себя за носик
И вперед себя ведет!
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Он одной рукою пилит,
А другою гвозди бьет!
ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА!

Любовь Францева

Интеграция:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы. Музыка.

Материалы и оборудование:

иллюстрации дымковских игрушек; дымковские игрушки; разрезные картинки с дымковскими игрушками.

Цель:

Уточнение и закрепление у детей представлений о дымковской росписи, как народном промысле, об истории дымковской игрушки.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному искусству России, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Развивающие:

Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки;

Расширять кругозор детей и родителей о дымке, истории её возникновения;

Создать устойчивый интерес к дымковской игрушке;

Развивать внимание, память, активную мыслительную деятельность.

Обучающие:

Знакомить детей с дымковской игрушкой и вызывать интерес у нихк этому виду народного творчества;

Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи;

Сформировать у детей отношение к цвету, как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса;

Уметь подбирать и называть цветовые оттенки и составлять узор дымковской росписи;

Уметь называть элементы дымковской росписи;

Уметь составлять краткий описательный рассказ по игрушке.

Познание.

Закрепить и уточнить знания детей о дымковской игрушке, её элементах и цветовой гамме.

Развивать представления о народном прикладном искусстве и народных традициях.

Коммуникация.

Обогащать словарь опорными словами по теме: дымковская роспись, дымковская игрушка, село Дымка, круги, волнистые и прямые линии, клетка, точки – горошинки;

Составлять краткий описательный рассказ по игрушке;

Развивать умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Здоровье.

Укреплять мышцы туловища и конечностей.

Формировать правильную осанку.

Музыка.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

Способствовать развитию движения под музыку.

Предварительная работа:

рисование дымковских игрушек, лепка из соленого теста, глины дымковских игрушек, изготовление дидактических игр: «Узнай элементы узора», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди лишнее», «Домино», «Лото», рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.

Ход занятия.

Дети находятся в группе. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Печкин: - Здравствуйте ребята!/дети здороваются/.

Печкин: - Я принес вам письмо издалека, а прислала его Марья-искусница. Хотите знать, что в нем написано?

Дети: – Хотим!

Печкин читает письмо, в котором Марья-искусница приглашает детей в страну мастеров.

Воспитатель: - За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?

Дети: - да, хотим!

Воспитатель: - Вот только как найти туда дорогу?

Печкин: - Для вас Марья-искусница прислала игры с заданиями, и если ребята правильно их выполнят, то найдут дорогу в страну волшебных мастеров.

Дидактическая игра «Собери целое» /разрезные картинки дымковских игрушек/.

Дидактическая игра «Найди пару».

Печкин прощается и уходит. Дети выполняют задание.

Воспитатель: - а теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедим на лошадках.

Дети: - Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет грива,

Пышный, сказочно красивый.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу!

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок.

Там за дальней за рекой

Помашу тебе рукой!

Дети оказываются в стране мастеров, их встречает Марья-искусница.

Марья-искусница: - Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в страну волшебных мастеров /дети рассматривают дымковские игрушки/.

Беседа.

А что это?

Почему они так называются?

А почему село называется Дымково?

Какие игрушки вы знаете?

Из чего они сделаны?

С чего начинали делать эту игрушку?

Как ее расписывали?

Какие цвета использовали для росписи?


Марья-искусница: - Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо - сказки.

И лепили там из глины,

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!


Марья-искусница: - Ребята, а вы наверное и стихи, и рассказы умеете рассказывать про дымку?

1 ребенок: - Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка за работу, чудо – мастера!

Я слеплю лошадку, я ее приглажу,

И сидельце с бахромой на спине приглажу!

Слепим, высушим и в печь!


2 ребенок: - А потом распишем,

Будем мы игрушку печь

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А дымковские игрушки!

3 ребенок: - Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

4 ребенок: - Как хороша эта девица –

Щеки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!


Марья-искусница: - Ой, какие молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Тетёра».

Марья-искусница: - Ребята, а теперь давайте с вами послушаем рассказы про дымковские игрушки: про лошадку, барышню и индюка.

1. Это барышня. Она сделана из глины. Ее одежда расписана прямыми и волнистыми линиями, кружочками, точками, клеточками, полосками. В узоре есть разные цвета: красный, зеленый, желтый, синий. /Влада/

2. Это лошадка. Она сделана из глины. Лошадка расписана кружками и точками. В узоре есть красный, белый и черный цвет. /Марк/

3. Это индюк. Он сделан из глины. Он расписан кружками, полосками, волнистыми линиями. В узоре есть красный, желтый, синий, зеленый, черный цвет. /Настя/

Марья-искусница благодарит ребят. Дети отправляются обратно в детский сад.

Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие?

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи и ВПФ в средней комбинированной группе Ход занятия 1. Оргмомент – Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Я вам загадаю загадку а вы мне сами скажите кто.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности «В гости к клоунам» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по социально-коммуникативному развитию.

Тема периода: «Лето» Тема занятия: «Времена года. Лето.» Цели и задачи: - расширять словарный запас по теме «Лето» - закрепить знания детей.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы общеразвивающей направленности на тему: «Волшебный фантик».

Интеграция: Познание. Коммуникация. Здоровье. Музыка. Художественно – эстетическое развитие. Материалы и оборудование:набор цифр, карточки.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Удивительная шахматная страна» Программное содержание: Закрепить умение детей играть в шахматы, шашки, "уголки", развивать мышление, сообразительность в решении кроссвордов,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Зима" Цели: учить детей чётко отвечать на вопросы, поддерживать.

План-конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весна» Время: 25 минут. Материалы и оборудование: Колючие мячики по количеству детей, схемы для предложения, сюжетные картинки, схемы для звукового.

План-конспект экскурсии «Дом культуры» в старшей группе компенсирующей направленности Цель экскурсии: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к.

Составила и провела занятие воспитатель Пятаева И. Н. План-конспект занятия по рисованию у детей в подготовительной группе на тему: «Преврати.

Библиотека изображений:

Алена Фирсова (Сычевник)

Дымковская игрушка

Конспект комплексного занятия в средней группе

Воспитатель Сычевник А. В.

Программные задачи :

1. Образовательная : формирование у детей навыков наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику рисования – ватные палочки : горошины рисовать кисточкой; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки.

2. Развивающая : развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

3. Воспитательная : воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи .

Дидактический материал :

Иллюстрации : Дымковские игрушки .

Словарная работа :

Активизация словаря : глиняные, деревянные, пластмассовые, конь.

Обогащение словаря : умельцы, дымковская , мастера, роспись, горошина, точка.

Предварительная работа :

Просмотр видеопрезентации о Дымковской игрушке ;

Знакомство с дымковскими игрушками , с техникой их выполнения, с мастерами промысла;

Рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке .

Раздаточный материал : (на каждого ребенка)

Силуэт коня

изобразительные материалы : (краски акварельные, кисточка, ватная палочка, вода, клеенка, салфетка)

Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе :

1–я часть : Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки » .

Привлекаю внимание детей.

Ребята посмотрите, что у меня в руках!

Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого.

Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.

- «Для ребят средней группы «Б» «Одуванчики» от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки?

Ребята, что это? (игрушки ) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках ?

Эти игрушки сделаны из глины . Из чего сделаны игрушки ? (из глины)

В далёкие времена не было таких игрушек , какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше ? (умельцы) . Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками .

Придумывают игрушки люди , а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике . Машины эти называются – станки.

Где изготавливают сейчас игрушки , как называются машины, на которых делают игрушки ? (ответы детей) .

Заводов по изготовлению игрушек раньше не было . Игрушки делали сами люди . Они их делали из дерева и глины (показываю) .

С деревянной игрушкой мы уже знакомились . Как она называется? (Матрешка)

Из чего в далёкие времена делали игрушки ? (дерева, глины) .

Глину, как и дерево, всегда можно найти. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.

Достаю из посылки остальные игрушки , рассматриваем с детьми. Называю и показываю :

Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.

Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки , другие их расписывали.

Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки . Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Расставляю игрушки на столах , дети подходят к игрушкам по желанию , рассматривают.

Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть. После того как дети рассмотрели, спрашиваю :

Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки) .

Какого цвета? (ответы детей) .

Начали делать такие игрушки очень-очень давно , в селе с красивым названием Дымково . (Дети повторяют название) . Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют) . Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки . Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки , только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки .

Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.

Физкультминутка :

Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)

Кони удалые,

Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)

Предлагаю отгадать загадку об одной из дымковских игрушек :

Очень стройный и красивый,

С челкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать,

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и в огонь

Верный человеку… (конь)

2–я часть : Продуктивная деятельность «Роспись дымковского коня »

Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки ?

Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.

Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки .

Рассматриваем игрушки . Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, клеточку, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи .

Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогаю тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ произвожу на своём листе. Слежу за осанкой детей.

Из ваших работ мы будем оформлять выставку «Веселая дымковская ярмарка » .

Рефлексия. Вопросы к детям :

Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?

Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата-близнеца?

Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?

Трудовое поручение.

Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков. Задачи: познакомить детей с народным.

Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».

Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка» (дымковская игрушка) Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка». Тема: «Уточка». (Дымковская игрушка) Цель: познакомить с дымковской.

Конспект занятия по лепке «Уточка» (дымковская игрушка) СЦЕНАРИЙ Творческая мастерская Тема «Уточка (по дымковской игрушке)» Возрастная группа: 2 средняя Воспитатель: Урванцева Светлана Николаевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 116» «Загадка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Роспись Дымковской игрушки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») Составила: Журавлева Н.В. воспитатель Архангельск, 2015 Тема: «Роспись Дымковской игрушки» Возраст: 4-5 лет Форма проведения: занятие Цель: продолжать знакомить детей с Дымковской росписью народной глиняной игрушки, расширять кругозор о художественных народных промыслах. Задачи:  уточнить и закрепить умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точкигорошины);  формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;  развивать чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, используя элементы дымковской игрушки;  развивать воображение, образное восприятие, диалогическую речь;  развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер;  воспитывать интерес к народному искусству России;  воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам педагога, воспитывать самостоятельность в работе; План: 1. Организационный момент- педагог читает письмо. 2. Рассматривание игрушек на слайдах, сопровождаемое чтением потешек. 3. Игра «Изобрази игрушку». 4. Показ птицы, прилетевшей в группу, которая принесла конверт с нераскрашенными птичками (создание проблемной ситуации) 5. Показ образца росписи птицы, демонстрация слайдов с элементами Дымковской росписи. 6. Физкультминутка. 7. Самостоятельная работа детей, перед началом которой педагог напоминает детям о правилах работы с кистью и красками. 8. Выставка готовых работ детей. Ход: 1.Организационный момент. - Ребята, мне сегодня прислали письмо, письмо необычное, с фотографиями, я бы хотела прочитать его вам! Педагог читает потешку «Птичий двор»: Три индюшки, три пеструшки, три гусыни – Все босые. Возле дома хлопотали, Бестолково лопотали: -Брр-брр-брр -Коко-ко! -Гага-га! Педагог демонстрирует игрушки (слайд 1) - Ребята, мне кажется мы где-то встречались уже с этими игрушками! (Да, на выставке в группе). - Какие вы видите игрушки? (барыня, лошадка индюк) А давайте вспомним- где изготавливали их, в каком селе? (изготавливали их в селе Дымково) - Значит их называют…. (Дымковская игрушка) 2.Педагог предлагает рассмотреть игрушки,сопровождая пока слайдов чтением -Посмотри, как хороша Эта девица-краса, Щечки алые горят, Удивительный наряд.(слайд 2) -Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.(слайд 3) -Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя.(слайд 4) -Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца. Голосисты эти птицы и нарядны, словно ситцы! (слайд 5) -Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, если гриву упустил (слайд 6) -Ребята, нравятся вам дымковские игрушки? (Да!) 3.Педагог предлагает детям поиграть. -Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее движения. Игра «Изобрази игрушку» «Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками). «Конь!» (дети скачут, как лошадка). «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Повернитесь, покружитесь, Низко-низко поклонитесь! 4. Педагог вносит в группу глиняную птицу, раскрашенную Дымковской росписью. -Ой, ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел! Какая нарядная-да красивая птица! И конверт в клюве нам принесла! Посмотрим, что в конверте? (Да, посмотрим!) Педагог достает из конверта листы с нарисованными птицами- нераскрашенными. -Ребята, а наша гостья загрустила- ее подружки все белые, совсем не похожи на нее. Как вы думаете, как можно ей помочь? Что нужно сделать? (Нужно раскрасить птичек!) -Правильно, давайте исправим это и распишем ее дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки. 5.Показ образца росписи птицы. (слайд 7) Дети садятся за столы. -Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковскую птицу. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (слайд 8,9) (прямые, волнистые линии, кружочки, колечки) - А какие цвета используют народные умельцы при раскрашивании игрушек? (игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками) Педагог показывает на мольберте приёмы рисования элементов: большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; маленькие кружки, точки и черточки– кончиком кисти; -Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в умельцев превратись! -Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась. 6. Физкультминутка. А теперь, ребята, встать, (дети встают) Руки медленно поднять, (поднимают руки вверх) Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают пальцы) Руки вниз и так стоять. (опускают руки вниз) Наклонитесь вправо, влево (наклоны вправо и влево-руки на поясе) и беритесь вы за дело. (встают прямо- руки внизу) Мастерами все мы стали, (маршируют на месте) Кисти, краски в руки взяли. (берут воображаемые краски и кисти) Засверкали ярко краски, оживает всё как в сказке. (рисуют в воздухе) 7.Самостоятельная работа детей. Педагог напоминает, как правильно держать кисть, как макать кисть в воду и о край баночки снимать лишнюю каплю. Обмакивать кисть о салфетку. И на весь ворс набирать краску другого цвета. Во время работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся. 8.Выставка работ. Теперь, ребята, мы можем устроить выставку Дымковской игрушки и спросим нашу птичку- нравится ли ей, довольна ли она? Птица «рассматривает» работы детей, хвалит всех. Технические средства: проектор для презентации, ноутбук. Дидактические материалы: глиняная игрушка птицы, раскрашенной Дымковской росписью, потешки, слайды с изображением Дымковских игрушек и образцов росписи. Методическая литература: 1. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. 2.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2007 4. Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я «Дымковская игрушка». «Альбом твоих аппликаций. Народные промыслы: дымковская игрушка». 5. Борисова Н. «Хрестоматия для дошкольников 3-4 лет». 6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. , 2010. Интернет-ресурсы: books.google.ru dymkatoy.ru Методический комментарий к конспекту. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративноприкладного искусства. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов: - знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора; - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции; - творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет: - пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству; - создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности; - наполнить повествовательным смыслом общую композицию; - сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: 1. Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). 2. Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей). 3. Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям). 4. Принцип психологической комфортности. Для достижения педагогической цели и задач были использованы такие методы и приёмы:  Наглядный метод (использование дымковских игрушек, презентация с иллюстрацией расписных игрушек и элементов Дымковской росписи).  Словесный метод (беседа с детьми о росписи).  Игровой приём (хороводная игра «Изобрази игрушку»).  Приём эмоциональной заинтересованности (сопровождение -презентация). На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Воспитанники сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. В процессе таких занятий воспитанники получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные и интеллектуальные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать. Каждое занятие по художественно-эстетическому развитию необходимо выстроить так, чтобы процесс не стал скучным, однообразными монотонным.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты