Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами оригами «Чему нас учит сказка» для детей подготовительной группы Обучение рассказыванию в старшей групп

16.10.2019

Программное содержание: Учить понимать и оценивать характер и поступки

Главной героини.

Продолжать учить делать простейшие выводы , излагать свои мысли понятно для окружающих.

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, использовать их в речи: «спустя рукава», «засучив рукава», «в поте лица», «не покладая рук», «бить баклуши».

Понимать переносное значение пословиц и поговорок.

Формировать представление о трудолюбии.

Воспитывать отрицательное отношение к лени, заботливое отношение

К старшим и близким людям.

Развивать интонационную выразительность речи, интерес к художественной культуре других народов.

^ Активизация словаря: Айога, трудолюбивая, отзывчивая.

Материал: иллюстрации к сказке «Айога», иллюстрации к сказкам: «Три

Поросенка», «Колосок», «Золушка», «Морозко», к рассказу «Сыновья».

Атрибуты для драматизации: очаг, медный таз, сковорода, ведра.

^ Предварительная работа: рассказ о жизни нанайцев , обогащение словаря детей

Словами: очаг, наперсток, стойбище, покоробятся, мялка.

Рассматривание иллюстраций к фразеологизмам, заучивание пословиц и поговорок о труде и лени, чтение анг.сказки «Три поросенка», рассказывание укр. сказки «Колосок», сказки Ш.Перро «Золушка», чтение рассказа

В.Осеевой «Сыновья». Организация выставки книг о трудолюбии и лени в книжном уголке.

^ Ход занятия

Воспитатель: Дети, как вы думаете, без чего не может жить человек? (Ответы детей)

И еще человек не может жить без труда.

Труду посвящено много произведений: сказок, рассказов , стихотворений.

Послушайте, как о труде говорится в стихотворении:

Каждый город, каждый дом.

Создан радостным трудом

Без работы, без труда

Не построить города.

В корпусах станки стучат

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживешь!»

Дети, как вы считаете , зачем людям надо трудиться? (Рассуждения детей).

(Обобщить ответы детей).

Сегодня я расскажу вам историю о нанайской девочке, которая не хотела трудиться.

В этой истории вам встретятся новые слова: покоробятся, мялка.

Как вы думаете, что обозначает слово – покоробятся? (Кожаные вещи высыхают становятся неровными, искривленными)

А что обозначает слово – мялка? (Это толстая палка для обработки кожи)

Послушайте историю, а потом расскажите, какой вы представляете себе главную героиню. Звали ее Айога.

^ Рассказывание сказки «Айога»

Какой вам показалась девочка Айога? (Грубая, невнимательная, ленивая)

Как вы считаете , можно ли назвать ее трудолюбивой? Почему?

Как отвечала Айога на просьбу мамы? (Свысока, небрежно).

Какая была соседская девочка? (Добрая, отзывчивая, трудолюбивая)

Физминутка.

Прочь, усталость, лень и скука.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперед и назад)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте)

Дети, вы услышали историю о девочке Айоге, как вы считаете это сказка или рассказ?

Как вы думаете, почему Айога превратилась в гуся?

Если соседская девочка была отзывчивая, трудолюбивая, то какая была Айога? (Ответы детей)

Дети, вы сказали, что Айога- невнимательная, ленивая девочка.

1.- Давайте вспомним, как об этом говорится в сказке? (Ответы детей по содержанию сказки)

Послушайте еще раз, как об этом говорится в сказке.

(Воспитатель зачитывает отрывок из сказки).

А , где Айога любуется собой.

2. - Дети вы говорили, что Айога злая.

Давайте вспомним, как об этом говорится в сказке? (Ответы детей)

(В эпизоде, когда к ней на берегу реки подошла соседская девочка с лепешкой).

Послушайте, как в сказке говорится об этом.
(Воспитатель зачитывает отрывок из сказки.)

А , что произошло с Айогой, когда она разозлилась.

3. - Чем закончилась эта сказка?

Вспомните, как об этом говорится в сказке?

Послушайте еще раз конец сказки.

(Воспитатель зачитывает отрывок из сказки и показывает иллюстрацию).

Сейчас мы еще раз вернемся к сказке и попробуем передать разговор мамы и Айоги.

(Когда мама просит Айогу сходить за водой).

Дети, а как в сказке разговаривала Айога с мамой? (Небрежно, свысока).

(-Кто хочет сыграть роль мамы?)

Давай …. с тобой постараемся передать характер героинь, как в сказке, используя речь, жесты. (Воспитатель за Айогу, ребенок за маму)

Удалось ли нам с ….. передать разговор , так как в сказке? (Ответы детей)

Разыгрывается второй диалог.

А сейчас девочки попробуют передать разговор , когда Айога просит лепешку у мамы.

Как вы думаете, в сказке каким тоном разговаривала Айога с мамой? (Грубо, требовательно).

(-Кто хочет сыграть эти роли?)

(В ходе игры воспитатель подсказывает, то что дети забыли, оценивает выразительность исполнения ролей).

Дети разыгрывают диалог девочек, воспитатель говорит слова за автора.

А девочкам удалось передать разговор , так как в сказке?

Как бы вы поступили на месте Айоги?

Каким тоном надо разговаривать с родителями , старшими?

Воспитатель: Часто говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Как вы думаете, чему учит эта сказка?

(Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться и заботиться о близких людях).

Дети, назовите в каких произведениях говорится о трудолюбии и лени?

Д/И «Скажи по-другому»

Дети, попробуйте сказать о героях этих сказок, используя крылатые выражения.

(Воспитатель предлагает детям посмотреть иллюстрации из уже знакомых произведений и объяснить, используя фразеологизмы свое отношение к героям произведений).

Любой народ отрицательно относится к лени, и положительно относится к трудолюбивым , высмеивает ленивых.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде и лени.

(Воспитатель начинает пословицу, а ребенок продолжает).

^ Кто ленится, …(тот не ценится).

Труд человека кормит, … (а лень портит).

Хочешь есть калачи,…(не сиди на печи).

Лениться да гулять - …(добра не видать).

Дети подумайте и скажите, какая из этих пословиц подходит к сказке «Айога» и почему?

Человек прославляет труд.

Труд прославляет человека.

Стало быть, так выходит:

Что ленивым быть не нужно

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Воспитатель подводит итог занятия.

Дети, мне понравилось как вы сегодня отвечали на занятии.

Наше занятие окончено.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ... - Маам.ру

Какие поступки Айоги вам не понравились? - Какая по характеру мама Айоги ? (добрая, трудолюбивая, заботливая).Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об...

Maam.ru > Конспект занятия по

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая ...)

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Сказка «Айога ».Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитии речи в старшей группена темуВ инсценировке участвуют две девочки старшей логопедической группы (Айога и соседская...

Nsportal.ru > План-конспект занятия по

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе .

Какие поступки Айоги вам не понравились? - Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причинИгра «Назови лишнее». Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и...

Firmanuk-pdds30.edumsko.ru > Конспект НОД по развитию

АЙОГА 1.docx - Конспект непосредственной образовательной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Обучение рассказыванию по сказке «Айога » Цель: учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки в сказке «Айога » Образовательные задачи: ­ Учить детей...

Znanio.ru > АЙОГА 1.docx - Конспект

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа ) по...

Старшая группа 5-6 лет. Конспект непосредственно образовательной деятельности. по развитии речи в старшей группе . на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога ». Образовательная область: Речевое развитие. Раздел: Развитие речи.

Dsdnr.ru > План-конспект занятия по

Конспекты занятий по развитию речи в доу. Конспекты по доу

Dochkolenok.ru > Конспекты занятий по

Валентина Гербова - Занятия по развитию речи в старшей группе ...

В старшей группе организуются выставки книг – сборников сказок, повестей, рассказов, стихов; книг одного автора (художника). Дети самостоятельно рассматривают книги, делятся с педагогом своими наблюдениями. Воспитатель, в свою очередь, дает задания: "В какой книжке самые...

Profilib.org > Валентина Гербова -

Конспект НОД по развитию речи на тему Завершение работы над...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитии речи в старшей группе на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога ». Образовательная область: Речевое развитие. Раздел: Развитие речи. Тема: Обучение рассказыванию.

В роду Самар жил один нанаец — Лa. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все её любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Всё любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка! Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвётся, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю... Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Напёрсток возьми...

— Напёрсток прорвётся.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она, руки обожжёшь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые...

— Я их на солнце высушу...

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го-го! Ах, какая я красивая...

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект занятия по чтению художественной литературы.

Сказка «Айога»

Воспитатель: Исаева Ф.В.

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказках.

Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы посмотрим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь. (Воспитатель предлагает взять каждому ребенку зеркало). По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!

Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают!)

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.

Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.

Рассказывание сказки с выставлением иллюстраций.

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке? - О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.) Вспомнить, как это было помогут нам 3 девочки. Инсценирование сказки.

Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)

Кто помог матери? (Соседская девочка.)

Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

- Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи, давайте их сейчас послушаем.

(Ответы детей)

"Жизнь дана на добрые дел", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.”; "Не с лица воду пить”; "Всякий человек в деле познаётся.”; "Без труда нет добра”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; "Труд кормит, а лень портит” …

По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.


Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Продолжите фразу:
- Я похвалю своего друга за то, что…
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и на стол быстрей кладем.
Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем делать гусочку путем складывания бумаги. Как это можно назвать по-другому? (оригами). (Или сделать волшебство: положить мятые бумаги в коробку и оттуда достать готовых гусей, сделанных оригами и предложить их украсить)

Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали.


на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».

Образовательная область: Речевое развитие.

Раздел: Развитие речи.

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
4. Расширение лексико – грамматических возможностей.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к художественной литературе.

2. Поощрение желания помочь, сопереживать.

3. Формирование способности к коллективному анализу.

4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;

5. Закрепление умения отстаивать свое мнение.
6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных.
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания.
4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.

Оборудование и материалы : игрушка солнышко, зеркало, картинка куклу в нанайском костюме, компьютер и проектор, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись музыки.

Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитии речи в старшей группе

на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».

Образовательная область: Речевое развитие.

Раздел: Развитие речи.

Тема: Обучение рассказыванию.

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
4. Расширение лексико – грамматических возможностей.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к художественной литературе.

2. Поощрение желания помочь, сопереживать.

3. Формирование способности к коллективному анализу.

4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;

5. Закрепление умения отстаивать свое мнение.
6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных.
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания.
4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.

Оборудование и материалы : игрушка солнышко, зеркало, картинка куклу в нанайском костюме, компьютер и проектор, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись музыки.

Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».

Ход НОД

1. Мотивационно-побудительный.

Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.

Доброе утро! – птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Димочка!»

Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.

Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)

Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)

Дети: Доброе утро, всем!

Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

2. Организационный момент.

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)

Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей) .

Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию)

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела : помогать маме, папе, бабушке и т д.)

Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.

3. Основная часть.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением?

Дети: Нанайская сказка «Айога».

Воспитатель: Совершенно верно. (показ картинки куклы в нанайском костюме. А кто помнит какое домашнее задание я вам дала. (ответы детей)

Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки .

(Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки .

4.Физкультминутка .

Воспитатель: Р ебята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками )

И головки опустили , (опускают голову )

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки )

Попадём в рассказы, сказки , (поднимают вверх руки )

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы , узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой . В конце педагог показывает сказку целиком с показом слайдов.

После презентации педагог беседует с детьми.

5. Беседа с детьми «Кто такая Айога».

Вопросы к детям :

Кто такая Айога?

Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)

Какие поступки Айоги вам не понравились?

Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)

Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)

Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)

Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками» .

Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

(Если остается время предложить детям)

Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (дети придумывают концовку)

6. Определение основной мысли сказки.

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)
- Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.

Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.

  1. По добру - добро, а по худу – худо.
  2. Не гляди высоко: запорошишь око.
  3. Лениться да гулять - добра не видать.
  4. Не по виду суди, а по делам гляди.

6. Рекфлексия. Итог НОД.

Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

А как вы помогаете родителям?

Игра «Поляна добрых дел»

Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел» . Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел.


© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты