Дети 2 лет рекомендации для детского сада. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы психолога. Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду
Решив отдать ребенка в детский сад каждый родитель переживает сильное волнение за состояние своего малыша. Однако, нужно заметить, что волнения и страхи основаны на личном опыте, который родитель пытается передать ребенку, а вместе с тем и переживания, взволнованное личное душевное состояние, но будьте уверены в том, что в посещении ДОУ существует множество положительных моментов. Многие науки, такие как: медицина, психология, педагогика, социология дают объективное обоснование необходимости посещения детского сада.
Первая цель начального этапа дошкольного образования – адаптация и социализация ребенка. Семья, няня, бабушка не смогут в полной мере заменить ребенку детский сад, поскольку мы должны научить наших детей общаться и жить в обществе. От части, данное умение (находить контакт с внешним миром), поможет ребенку в будущем легко и успешно коммуницировать с внешним миром.
Ни для кого не секрет, что человек является стайным животным и ему крайне сложно выжить в природе без соплеменников. В связи с этим, эволюция продиктовала людям правила, которые мы стараемся соблюдать, пытаемся перехитрить и не только выжить, но и удовлетворить свои базовые инстинкты: самосохранения, иерархии и сохранения вида.
Стоит заметить, что инстинкт самосохранения у ребенка спит, поскольку безопасность и сохранение жизни ему обеспечивают взрослые. Когда малыш впервые приходит в детский сад и остается один без возражений с новым для него человеком, скорее всего, его базовый инстинкт в этот период времени дал сбой. Куда проще объяснить плачь и страх ребенка, которого оставили в новой для него обстановке: мама, которая защищает от всех воздействий внешнего мира ушла и он вынужден проверять самостоятельно опасно или нет в новых условиях. И здесь есть один ключик к замку адаптации, который каждая мама может дать своему ребенку. Успешность адаптации ребенка во многом зависит от подготовки малыша и самих родителей к посещению ДОУ.
Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду и сократить ее сроки:
- будьте уверены в своем решении;
- рассказывайте о воспитателе и группе хорошие и добрые истории;
- не пугайте детским садом;
- пообещайте, что вы точно придете после того как ребенок поиграет;
- расскажите воспитателю что любит и чего не любит ваш малыш;
- не опаздывайте к началу дня и старайтесь не оставлять ребенка одного в группе после того как всех детей забрали домой;
- хвалите ребенка за уверенность и стремление идти в детский сад;
- не обсуждайте неудачи ребенка слишком долго;
- постарайтесь придумать какой-либо ритуал, который нравится и проделывайте его утром перед посещением детского сада;
- старайтесь следовать режиму дня и не нарушать его.
Высока вероятность, что вы столкнетесь с нарушениями настроения, сна, аппетита, иммунитета поведения, а также нарушением уже сформированных привычек (туалет, соска, поильник).
Если Вы уже успели узнать что такое кризис трех лет, и как сложно ребенку с самим собой, помогите и совместно с воспитателями приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.
Плачь и волнение детей являются абсолютной нормой, скоро негативные проявления и регресс начнут уменьшаться, а потом и вовсе исчезнут; полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Планируйте свою жизнь с учетом интересов ребенка и подчеркивайте, что он вам, как и прежде, дорог и любим.
Ближе к 3 годам ребенок сталкивается с кризисом и это может усугубить адаптацию
ВАЖНО! Не угрожайте детским садом, как наказанием и в присутствии ребенка избегайте критичных высказываний в адрес детского сада и его сотрудников. В этот трудный период проявляйте больше внимания малышу, спрашивайте о занятиях в садике, с кем и в какие игры он играл, внимательно выслушайте его рассказы, играйте вместе с ребенком дома, и скоро вы заметите новый виток развития своего ребенка и будете гордиться тем, что ваш малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
Литература.
- Кочеткова Н. П. Собираюсь в детский сад. -М2004.
- Курпатов А.В. Первое руководство для родителей: счастье вашего ребенка. Спб, 2007.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. Спб,2010.
- Курпатов А.В., Мышление. Системное исследование. Спб, 2018.
Родители, отдавая ребенка в детский сад , беспокоятся за его судьбу. Вне всякого сомнения, родительские переживания во многом определяются личным опытом. Тем не менее в посещении дошкольного учреждения существуют плюсы, определенные не с точки зрения конкретных пап и мам, а с точки зрения наук - педагогики, медицины, психологии, социологии. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь. Особенно общению со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства - никакая семья , никакая няня, никакие не работающие бабушки не в состоянии заменить детский сад .
И так, вы решились и начинаете готовиться к поступлению в дошкольное учреждение. Адаптация ребенка во многом зависит от подготовки малыша и самих родителей к посещению ДОУ.
Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, а для ребенка детский сад , несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, тревожными и даже агрессивными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в защищенности и безопасности, и эти состояния - защитная реакция организма. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих . Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. При поступлении в детский сад привычные условия жизни ребенка (режим, характер питания, приемы воспитания, характер общения) меняются и порой координально. Ребенка окружают незнакомые люди, приемы воспитания, обстановка. Ко всему малышу надо приспособиться , а это происходит не всегда легко и быстро.
ПРИЗНАКИ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ :
1. Нарушение настроения. Слезливость, капризность, подавленное состояние, у некоторых детей возбудимость , гневность, агрессивные проявления и т. п.
2. Нарушение сна. Плохо спят ночью : вскрикивают, плачут, ищут маму. Утром не разбудить в детский сад . Некоторые дети перевозбуждаются их не уложить на тихий час, они рано засыпают вечером. Недостаток сна приводит к стрессовому состоянию.
3. Нарушение аппетита. Дети плохо едят дома и в детском саду , потому что им предлагают не привычную пищу. Это может привести к кратковременным желудочно - кишечным расстройствам, к пищевой аллергии.
4. Нарушение иммунитета. Вследствие стресса у малыша страдает иммунная система. Они начинают часто болеть ОРВИ, легко заражаются друг от друга.
5. Нарушение поведения. Дети как бы возвращаются на ранние ступени развития. Игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы, бояться чужих людей.
Родители совместно с воспитателями должны приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. Прежде, чем готовить ребенка в детский сад , подготовиться надо самим родителям : познакомиться с жизнью детей в детском саду , режимом, требованиям к самообслуживанию, желательно познакомиться с воспитателями. Рассказать об особенностях ребенка , привычках, интересах и т. д.
1. Необходимо приблизить условия в семье к условиям в детском саду (режим дня, питание, навыки самообслуживания) .
2. Рассказывайте ребенку как здорово ходить в детский сад , об интересных играх, забавах происходящих в саду , об интересных знакомствах с новыми детишками; объясните, что вы обязательно заберете малыша вечером, когда придете с работы .
3. Подробно расскажите о режиме в детском саду , что и в какой последовательности ребенок будет делать; часто и спокойно повторяйте режимные моменты и их выполнение самим малышом дома, тогда ребенка не будет пугать неизвестность, и он будет спокойнее и увереннее в себе.
4. Формируйте позитивный настрой; внушайте ребенку, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
5. Честно рассказывайте о возможных трудностях, и обговорите к кому он может обратиться за помощью, объясните, что в группе много деток и ему возможно придется подождать немного , но ему обязательно помогут.
Теперь когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении малыша являются нормальным проявлением процесса адаптации , вам нужно понять : очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе исчезнут; полна адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Планируйте свою жизнь с учетом интересов ребенка и подчеркивайте, что он вам, как и прежде, дорог и любим. Не угрожайте детским садом , как наказанием и в присутствии ребенка избегайте критичных высказываний в адрес детского сада и его сотрудников. В этот трудный период проявляйте больше внимания малышу, спрашивайте о занятиях в садике, с кем и в какие игры он играл, внимательно выслушайте его рассказы, играйте вместе с ребенком дома, и скоро вы будете гордиться тем , что ваш малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
Литература.
1. КочетковаН. П. Собираюсь в детский сад . -М2004.
2. НищеваН. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. Спб,2010.
Посещение детского сада может стать для любого ребенка прекрасной возможностью пообщаться с другими детьми и узнать много нового, или, наоборот, превратиться в самый ужасный период в его жизни. Именно поэтому взрослым стоит уделить особое внимание подготовке малыша к походу в это учреждение и постараться не допускать самых распространенных ошибок, которые не дадут ребенку спокойно адаптироваться.
Негативное отношение
Не стоит рассказывать крохе, что садик — далеко не самое приятное место на свете, но теперь ребенок просто вынужден туда ходить. Пессимистичные истории из своего детства, разговоры о том, что ребенок должен до сада научиться давать сдачу обидчикам и уметь постоять за себя- всё это не готовит кроху к реалиям жизни в детском саду, а, наоборот, отталкивает и пугает. Ребенок не понимает, почему мама и папа, самые дорогие люди на свете, отдают его туда, где так плохо.
В разговорах о детском саде важно говорить, конечно, не только хорошее, но обрисовывать возможные негативные ситуации стоит спокойно, не приукрашивая и не запугивая, сводя к минимуму негативные выражения и эмоции. Главное, что должен понять малыш: вне зависимости от того, что будет происходить в саду, мама и папа всегда поддержат его и помогут решить любую возникшую проблему.
Лучшее место на свете!
Если одни родители рассказывают о «суровой» жизни в детском саду, то другие тоже впадают в крайность и описывают детский сад как самое прекрасное место. Добрая и всё позволяющая воспитательница, только дружные ребята, вкусная еда и много новых игрушек- что только ни пообещают родители, чтобы кроха согласился идти в сад.Однако малыш может очень сильно разочароваться, когда поймет, что воспитательница довольно строгая, некоторые дети любят драться, а еда вовсе не такая вкусная, как дома.
Именно поэтому в разговорах о дошкольном учреждении взрослым стоит всё же придерживаться золотой середины: не пугать кроху, но и не обрисовывать всё в розовом свете.
Отдали и ушли!
Многие родители и воспитатели старой закалки придерживаются мнения, что оставлять ребенка в саду утром необходимо как можно быстрее. Привести малыша и уйти, не попрощавшись, - одна из самых распространенных родительских ошибок в период привыкания ребенка к детскому саду. Безусловно, уйти незаметно гораздо проще для родителей, ведь не придется успокаивать кроху, тратить время на долгие разговоры, но исчезновение мамы и папы пугает ребенка. На протяжении всего дня малыш может чувствовать себя некомфортно, бояться и переживать, что родители не заберут его, расстраиваться по пустякам и быть плаксивым.
Именно поэтому родителям так важно уделять крохе время при прощании: поддержите малыша добрым словом, проговорите, что обязательно вернетесь вечером, расскажите, как вы планируете провести время после детского сада.
Все эти разговоры позволят малышу настроиться на позитивный лад, и он будет уверен, что родители его заберут.
Выяснение отношений с воспитателем и другими родителями
Безусловно, в период посещения ребенком детского сада не миновать каких-либо нестандартных ситуаций. Между детьми довольно часто вспыхивают мимолетные конфликты, ведь малыши учатся общаться друг с другом, социализируются, привыкают вести себя в обществе. Кроме того, воспитатели тоже привыкают к новому детскому коллективу, узнают детей и не всегда успевают уследить за большим числом шустрых малышей. В результате может случиться, что именно вашего ребенка обидели или ударили.
Всем родителям без исключения стоит запомнить, что любую неприятную ситуацию стоит выяснять цивилизованным способом.
Следует разговаривать с воспитателем и другими родителями не на повышенных тонах, а спокойно и сдержанно, даже если вы ужасно возмущены. Безусловно, не стоит выяснять отношения в присутствии детей, также желательно не обсуждать данный конфликт дома, на чем свет стоит ругая других родителей и воспитателей.
Если родители - любители выяснять отношения на повышенных тонах, не выбирая выражений, то немудрено, что ребенок будет напуган и не захочет вообще идти в детский сад после всего произошедшего.
Игнорирование режима и правил детского сада
Еще одной довольно распространенной ошибкой является несоблюдение правил детского сада. Чем больше ваш малыш будет уметь делать до посещения дошкольного учреждения, тем лучше для него самого. Стоит научить кроху самостоятельно одеваться, держать правильно ложку, мыть руки перед едой и привить другие навыки самообслуживания. Не стоит надеяться на авось и ждать, что воспитатели всё сделают сами, а потом возмущаться, что этого не произошло. Хорошие дошкольные педагоги, несомненно, уделят этому внимание, но многое зависит и от родителей.
Куплю тебе за это…
Некоторые родители не придумывают ничего лучше, чем подкупить собственного малыша, наобещать ему сладостей, игрушек и развлечений, лишь бы ребенок соблаговолил пойти в сад. Подобного рода ошибка приводит к тому, что в дальнейшем малыш согласится посещать сад только за подарки. Лучше всего рассказать крохе, какую увлекательную прогулку вы совершите после сада, в какую игру поиграете дома, какой ужин планируете готовить вечером, какую сказку прочтете перед сном. Все эти действия не несут материального вознаграждения, однако настраивают ребенка на получение положительных эмоций. В этом случае и поход в садик не будет вызывать у ребенка негативной реакции.
Ты - виновен!
Что бы ни происходило в детском саду, ваш ребенок должен всегда быть уверен в вашей поддержке. Если вашего малыша начинает отчитывать другой родитель или воспитатель, то постарайтесь пресечь это мгновенно. Скажите вежливо, но твердо, что поговорите об этом со своим ребенком дома.
Вы можете обсудить конфликт с другими взрослыми, но в отсутствие детей.
Это не означает, что вы всё спустите с рук своему малышу, возможно, ему придется понести заслуженное наказание. Но ребенок с детства должен понимать, что родители всегда являются надежным тылом. Мама и папа могут быть недовольны его поступком, но всегда поддержат и помогут решить любой конфликт. Именно поэтому так важно быть на стороне ребенка, а не ругать его, объединившись с воспитателем или другими родителями.