Самая выгодная модель семейных отношений. Плюсы и минусы различных стилей супружеских отношений. Социально-психологическая модель семейных отношений

21.09.2019

1. Социально-психологическая модель семейных отношений

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья -- это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак -- легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация -- жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также обще культурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья -- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества -- родительства -- родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары -- мужа и жены; полигамная -- это брак одного с несколькими (полиандрия -- брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния -- брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи -- интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов.

Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсилъных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С. Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Структура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные -- обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:

способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак -- ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития; действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье -- один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи; установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные) и межличностными (неформальные).

Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Таким образом, семья имеет две структуры -- формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.

Исследователи Ц.П. Короленко и Т.А. Донских отмечают ведущую роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Рассматривают семь типов нарушений поведения.

Аддиктивное поведение -- стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что психологи находят целесообразным выделение специального раздела -- психиатрия аддикции (Ц.П. Короленко).

Антисоциальное поведение -- совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

Суицидное поведение -- повышенный риск совершить самоубийство.

Конформистское поведение -- отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество, некритичное следование указаниям лиц, обладающих властью.

Нарциссическое поведение -- это концепция собственной грандиозности, которая проявляется в фантазиях и соответствующих им действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Фанатическое поведение -- слепая приверженность какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

Аутистическое поведение -- затруднение социальных контактов, оторванность от действительности, погруженность в сферу мечтаний, фантазий.

Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного поведения (отклоняющегося, девиантного поведения), причиняющего вред человеку и обществу. Исследования Ц. П. Короленко показывают типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения.

Гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

Это приводит к появлению у них чувства неуверенности в себе, развитию стойкого состояния, которое в психологии называется комплексом неполноценности и выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Этот комплекс тщательно скрывается и, как правило, вытесняется из сознания в подсознание, что усиливает его воздействие на настроение человека и определяет выбор психологической защиты. Способами такой защиты являются «мышление по желанию», фантазирование, употребление веществ с наркотическим эффектом, включая алкоголь. Это облегчает устранение комплекса неполноценности и его замену противоположным состоянием -- комплексом «реактивной грандиозности» (реактивный -- связанный с психической травмой; собственная грандиозность обусловлена разочарованиями, поражениями в реальной жизни). Состояния фантазирования, «реактивной грандиозности» сменяются сниженным настроением и подавленностью.

Предъявление непомерных требований -- порядок, дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. Отрицательные стороны такого воспитания очевидны: требования, предъявляемые к ребенку, чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей -- умственных или физических; направленность на достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие ребенка, формирование гуманистических ценностей.

Воспитание по типу предъявления непомерных требований может иметь различные оттенки: во-первых, ребенок рассматривается родителями как один из атрибутов социального благосостояния, как символ успеха; во-вторых, они могут освобождать себя от ряда обязанностей, передавая их ребенку (присмотр за младшими детьми, уборка квартиры, покупки и др.). Родители в таких семьях придерживаются поверхностных систем ценностей, часто заимствованных из средств массовой информации. Наиболее существенный недостаток такого воспитания заключается в неспособности родителей выразить чувство любви к своим детям и друг к другу. Возможны постоянная ирония, высмеивание, наказание детей молчанием. Это приводит к задержке развития личности, формирует у детей экстремистские, полярно противоположные подходы: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими, деспотизму, жестокости (по отношению к подчиненным). Возможно возникновение комплекса вины перед родителями, знакомыми, школой, обществом.

Подобное воспитание создает благоприятную почву для возникновения аддиктивного поведения, которое обусловлено, с одной стороны, отсутствием достаточных навыков общения, основанного на взаимопонимании, с другой -- постоянным страхом неудачи, поражения. Отсутствие навыков эмоционального общения толкает человека на замену естественных форм общения «общением» с предметами или явлениями. Постоянное напряжение, страх оказаться несостоятельным вызывают желание избавиться от этих субъективно неприятных состояний с помощью различных аддиктивных веществ, например алкоголя.

Непрогнозируемые эмоциональные реакции. В данном случае речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Изменение отношения обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности. Невозможность прогнозировать такие изменения имеет отрицательное влияние на детей, которые не знают, чего следует ожидать от родителей утром, после прихода из школы, прогулки. За одно и то же можно быть наказанным и обласканным.

Дети чувствуют себя неуверенно, они не ощущают родительской любви. Постепенно неуверенность в себе становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношения с другими людьми, которые воспринимаются на основе привычной родительской модели. В результате -- конфликтные межличностные отношения, неверие в стабильность дружбы, брака и т.д.

Таким образом, деструктивное поведение, развившееся в семьях с выраженными непрогнозируемыми эмоциональными реакциями, эмоциональной нестабильностью, может носить различный характер, однако во многих случаях легко сочетается с аддиктивным поведением.

Гипоопека -- недостаточное внимание к детям. Аддиктивное поведение формируется в неблагополучных, неполных семьях, особенно в таких, где отец, мать или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией. Дети предоставлены самим себе, нередко они не обеспечены даже самым необходимым. Недостаточная опека может сочетаться со скандалами, драками между родителями, избиением детей. Дети боятся находиться дома, предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем или другими легкодоступными веществами, изменяющими психическое состояние (бензин, ацетон).

Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, его интересы оказываются крайне ограниченными. В подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, в частности встречами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, «умеющие жить». Часто ими оказываются лица с аддиктивным поведением. Контакты с ними сводятся к стремлению «хорошо провести время», получить кратковременное удовольствие, уйти от реальности.

Можно утверждать, что любая аддиктивная семья содержит в себе структуру со-зависимости. В упрощенном виде это выглядит следующим образом: если отец аддикт, мать проявляет со-зависимость с отцом. В такой структуре мать не в состоянии заботиться о детях, так как целиком фиксирована на проблемах отца. Дети или становятся аддиктами, или проявляют со-зависимость с отцом наряду с матерью.

Наличие такой зависимости находит неожиданное выражение на следующем этапе, когда дети аддиктов становятся взрослыми и устраивают свою семейную жизнь. Оказывается, что они часто женятся или выходят замуж за лиц с аддиктивным поведением. Об этом свидетельствуют данные статистики в различных европейских странах, США, Канаде. Более того, специалисты в области эпидемиологии алкоголизма хорошо знают, что непьющие женщины из алкогольных семей, вышедшие замуж за лиц, страдающих алкоголизмом, после развода, связанного с алкогольными проблемами в семье, во многих случаях повторно выходят замуж за алкогольных аддиктов. Симпатия к ним была, очевидно, связана с приобретенной ролью со-зависимости по отношению к аддиктивному поведению. Такая жизнь была для них привычной, понятной, они знали, как вести себя, другие же, неизвестные модели поведения их пугали.

Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков

Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка...

Выявление связи факторов семейных отношений с наличием у обследуемого метаболического синдрома

Семейные отношения наиболее сложный тип связей, включающие все многообразие взаимодействий. Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Э...

Изучение удовлетворенности браком в семьях до 10 лет совместной жизни

В период ухаживания и молодоженства происходит переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Первые два года совместной жизни - это стадия формирования индивидуальных стереотипов общения...

Исследование отношений в семье

Качественный и количественный анализ психологических особенностей молодых семей

Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника

Социально-педагогическая деятельность по коррекции детско-родительских отношений начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить социальному педагогу -- гармонизировать детско-родительские отношения. Цель, в свою очередь...

Оказание социально–педагогической поддержки "детям группы риска" в условиях общеобразовательного учреждения

Цель исследования: ь Создать условия для социально - педагогической поддержки по формированию социально - активной личности. Задачи: ь Изучить характер проблем...

Представления подростков о прародителях

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков...

Проект "Эффективные программы семьи и семейной жизни. Способы организации"

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи. Семья - это сложное социальное образование...

Социально-психологические причины разрыва семейно-брачных отношений в молодых семьях

Если члены семьи по-разному понимают свой роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемы; другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого...

Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений

Психологи уверены, что наш характер, поведение и манера строить взаимоотношенияцеликом и полностью зависят от того, в каких условиях и атмосфере росли мы сами. Подсознательно, мы копируем модель семьи и распределение ролей в семье, где нас воспитывали. Даже если во взрослом возрасте мы отчаянно пытаемся избежать родительских ошибок, на деле оказывается, что мы выбираем партнеров и воспитываем детей с учетом опыта из прошлого. Рассмотрим, как это действует.



Как детство влияет на нашу жизнь во взрослом возрасте

Доказано, что наши отношения с матерью и отцом не только формируют наши личностные качества, но и влияют на то, какую модель мы выбираем для построения собственной семьи. Известны случаи, когда девушка подсознательно выбирает в мужья человека, обладающего характером и поведением, схожими с теми, что и у ее отца. Та же ситуация и с сыновьями, которые, сами того не подозревая, ищут в будущих супругах черты, присущие его матери. Психологи называют этот феномен теорией ментальных моделей.

Если у нас перед глазами был пример крепких и благополучных отношений родителей, то это способствует нашей уверенности в себе и стремлению образовать прочный семейный союз в будущем. Дети, росшие в любви и заботе, не боятся предательства и одиночества, поскольку получали максимум внимания и положительных эмоций.

Когда же ребенок растет в тревожной атмосфере, он перенимает ряд негативных программ, которые мешают ему чувствовать себя комфортно в романтических отношениях. Такие люди не уверены в своих силах, поступках, мнении и живут с оглядкой на других. Им свойственно недоверие к людям, боязнь разочарования и боли от эмоциональной привязки.

7 стандартных моделей построения семьи

В зависимости от того, в каком климате человек рос, он будет доволен своими семейными отношениями во взрослом возрасте или же наоборот – не удовлетворен. Мы перенимаем не только модель построения семьи из детства, но и эмоции, поведение, мировоззрение и ощущения, присущие тому или ному формату. Различают несколько рабочих моделей супружеских отношений.

1. Модель: ребенок и взрослый

В таком союзе один из супругов занимает позицию несмышленого подростка, который не привык брать на себя ответственность, следовать правилам, выполнять обязанности, самостоятельно принимать решения. Он может позволить себе капризы и легкомыслие, бунт, обиды, нежелание воспринимать действительность.

Другой же супруг вынужден стать единственным взрослым в этих отношениях, взвалив на себя все трудные решения, обязанность обеспечивать семью финансово, оказывать партнеру эмоциональную поддержку, учить его и делиться опытом.

Подобную модель отношений можно наблюдать в неравных браках, когда жена намного старше мужа или же наоборот.

2. Модель: диктатура

В семьях такого типа существует только одна главная личность (супруг или супруга), которая устанавливает правила для всех домочадцев. Именно диктатор диктует, как кому себя вести, что делать, что есть, на что тратить деньги, как одеваться и с кем общаться. Этому авторитету беспрекословно подчиняются все члены семьи. Семейный бюджет также находится в его распоряжении.

3. Модель: спасатель-утопающий

Подобная модель характерна для семей, в которых один из супругов имеет зависимость (от наркотиков, алкоголя, азартных игр, еды). Все семейные ресурсы (финансовые и эмоциональные) направлены на решение проблем, вызванных проблемой зависимого человека. Деньги тратятся на его долги, лечение, особые потребности. Домочадцы объединены одной общей бедой и стремлением спасти несчастного.

4. Модель: садо-мазо

Очень часто в семьях один из супругов намеренно или неосознанно терпит различные виды насилия. Это касается не только женщин, но и мужчин, поскольку насилие имеет различные формы: психологическое, сексуальное, финансовое и пр. Если в детстве один из партнеров видел, как в семье родителей имело место насилие, они могут копировать модель поведения жертвы, выбирая для себя такую роль сознательно. Таких примеров множество: жена гнобит мужа и отбирает все деньги, муж колотит жену за проступки или из-за ревности, супруга удовлетворяет сексуальные потребности мужа даже против своей воли и т.д. Спасти таких жертв невозможно, пока они сами не решатся на такой шаг.

5. Модель: друзья

Со стороны эти семьи выглядят идеально: муж и жена понимают друг друга с полуслова, имеют общие взгляды на жизнь, схожие интересы и увлечения. В этом браке есть все, кроме истинной сексуальной страсти. Таких супругов можно расценивать скорее как брата и сестру, нежели влюбленную пару. Дружеский брак может распасться, как только кто-то из партнеров испытает влечение к другому объекту.

6. Модель: свободные отношения

Нередко супруги живут по строго установленным правилам, когда каждый из них имеет право на свободу, т.е. даже в выборе сексуального партнера. В целом, их союз выглядит как полноценная семья, ведущая совместный быт и воспитывающая детей, но при этом у каждого есть своя жизнь, на которую не в праве посягать партнер.

7. Модель: партнеры

К этой модели осознанно стремятся почти все супружеские пары. В ней оба супруга равноправны и готовы подставить плечо супругу, разделить его ношу и обязанности. Такой союз основан на полном взаимопонимании и уважении, но добиться этого в реальности крайне сложно и удается далеко не всем.

Особенности стилей воспитания детей

Различают несколько основных стилей воспитания детей, основанных на модели взаимоотношений и поведения родителей: авторитарный, демократический, с преобладанием гиперопеки и безразличия.
  • Родители-диктаторы склонны воспитывать своих детей в авторитарном стиле, предусматривающем полное и беспрекословное подчинение. В такой модели родительское слово – закон и не подлежит обсуждению. Желания и мнение самого ребенка в расчет не принимаются. Дети, получившие авторитарное воспитание, вырастают замкнутыми, иногда жестокими, не умеющими ладить с окружающими. Они всегда испытывают огромную потребность в любви.
  • Демократический стиль воспитания делает из ребенка сильную, организованную и самостоятельную личность, поскольку родители с ранних лет считаются с мнением детей, позволяют им принимать решения и требуют нести ответственность за слова и поступки.

  • Неблагоприятной считается стиль воспитания на основе бесконтрольности детей, т.е. полного равнодушия и безразличия со стороны родителей. Часто процесс развития ребенка и становления его как личности выходит из-под контроля, поскольку отсутствует элемент самого воспитания, учения, назидательства. Дети делают, что хотят, а это редко заканчивается чем-то хорошим.
  • Не приносит положительных плодов и гиперопека над ребенком, поскольку он растет в условиях полного контроля, заботы и отстранения от окружающего мира. Пытаясь оградить свое чадо от ошибок и негатива, родители взращивают в нем пассивность, апатию, несостоятельность и асоциальность. Яркий пример – маминькины сынки, которым трудно во взрослой жизни построить свою семью и полноценные отношения.

Видимо, правду говорят, что корень всех наших взрослых проблем кроется в глубоком детстве. Теперь вы можете взглянуть на свои семейные отношения, с учетом знаний о моделях и стилях воспитания. Возможно, это поможет вам скорректировать свое поведение и мировоззрение, а также манеру воспитания собственных детей.

Нет универсального ответа на вопрос, как достигнуть семейного счастья. Одни супруги постоянно ссорятся из-за мелочей, а потом быстро мирятся. Другие же разводятся, столкнувшись с первыми трудностями в семейной жизни. Как появляется любовь и как она уходит навсегда? Какая модель отношений идеальна для вашей пары? Чего не хватает вашим отношениям? Что изменить, чтобы семейное счастье не скрылось за горизонтом? Послушаем советы профессионального психолога.

Каждый союз между мужчиной и женщиной индивидуален. Здесь сложно что-либо обобщить и выделить какие-либо закономерности. Однако психологи выделяют несколько основных стилей семейных отношений. Может быть, и вы узнаете свою семью в одной из предложенных моделей брачных союзов. В любом случае знакомство с данной классификацией не будет лишним. Вы поймете, как не следует себя вести, и поймете, кто играет главную скрипку в вашей паре.

Первая модель – классическая.

Во многих семьях наших родителей, бабушек и дедушек принято, что мужчина добивается успеха в карьере, а женщина является хранительницей домашнего очага. Как правило, такие союзы очень крепкие, так как партнеры – это не просто муж и жена, но и игроки, которые играют в одной команде.

Такие союзы возникают между людьми с похожими жизненными целями и интересами. Такие люди стараются все делать вместе. Супруги создают традиции и ритуалы, а главной их мечтой является – жить долго и счастливо. Муж и жена обычно исповедают одинаковые жизненные принципы и стараются все свободное время проводить вместе.

Сильные стороны.

В первую очередь, такие союзы отличаются постоянством и стабильностью. Обязанности распределены, семейная жизнь безмятежна и конфликты являются достаточно редким явлением. Супруги умеют находить компромиссы и стараются избегать противоречий.

Минусы.

С течением времени стабильность может приедаться и начинать казаться рутиной. Необходимо уметь освежать отношения и привносить в семейную жизнь толику непредсказуемости.

Совет психолога.

Не бойтесь делать глупые поступки. Помните барона Мюнхгаузена, который говорил, что все самые страшные ошибки совершаются с умным выражением лица. Оставьте мужу записку с признанием любви, пригласите его на свидание, пришлите красивую открытку по e-mail, пополните список семейных традиций новыми ритуалами. Пусть ваша совместная жизнь играет всеми цветами радуги!

Вторая модель – каждый сам за себя.

Бывают союзы, где оба супруга – самодостаточные и уверенные в себе личности. Оба супруга многого добились в жизни. Такие люди склонны воспринимать мужа или жену как равноправных партнеров.

Если вы и ваш муж стремитесь быть самодостаточными личностями и не зависеть друг от друга, возможно, это тип вашего брачного союза. Такая модель брака подходит для людей, которые даже в браке предпочитают сохранять определенную долю самостоятельности и хотят многого достичь в жизни.

Муж и жена в таких союзах не признают распределения обязанностей по половому признаку. Супруги никогда не откажутся от интересной работы ради семьи, оба с удовольствием готовят семейные ужины и не переживают по этому поводу. Супруги часто расстаются на время и нередко отправляются в путешествия поодиночке. И муж, и жена в таком браке уважают личное пространство друг друга.

Сильные стороны.

Вкушая все прелести семейной жизни, супруги не ущемляют и собственные интересы.

Минусы.

Такие люди весьма эгоистичны и превыше всего ценят независимость. Для того чтобы создать гармоничные семейные отношения, необходимо иногда уметь наступать на горло собственной песне и принимать решения, которые будут удовлетворять обе стороны. Нежелание поступиться собственными интересами часто приводит к краху семейных отношений.

Совет психолога.

Для того чтобы семейная жизнь была счастливой и безмятежной нужно учиться жить интересами друг друга. Если жена любит живопись, муж может составить ей компанию. Жена же может сходить со своим супругом на футбольный матч или поиграть с ним в бильярд.

Можно попробовать составить список дел, которые доставляют удовольствие обоим. Раз люди любят друг друга, значит, у них есть много общего. Нужно создавать семейные ритуалы, которые будут радовать и сближать членов семьи.

Третья модель – нет жизни без тебя.

Такой брачный союз соединяет людей, которые не представляют своей жизни друг без друга. Муж и жена живут интересами друг друга и верят, что будут жить счастливо до конца своих дней. Они создают семейный уют, особо не зацикливаясь на деталях, считая, что с любимым и в шалаше – настоящий рай. Смысл жизни для них заключен в заботе о близких, и, в первую очередь, друг о друге. Супруги оберегают свой мирок от внешних вторжений.

Эта модель семейных отношений подходит тем, кто считает самым главным в жизни - достичь спокойствия, укрывшись от жизненных неурядиц в уютной тиши собственного дома.

Партнеры все делают сообща и никогда не спорят о распределении обязанностей. Все бытовые вопросы решаются легко и без ссор. Главными ценностями в таких семьях являются взаимопонимание и любовь. Благосостояние и карьерный рост в данном случае не являются фетишем для мужчины и женщины, вступивших в брак. Гораздо больше удовольствия доставляет совместное времяпрепровождение, чем достижение каких бы то ни было высот вне семьи.

Сильные стороны.

На супруга можно положиться в любом начинании. От близкого человека всегда можно ожидать поддержки, ободрения, понимания. И муж, и жена в подобных союзах готовы пойти на любые жертвы ради счастья партнера.

Минусы.

Не всегда стоит зацикливаться друг на друге. Вокруг масса интересных вещей, знакомство с которыми может доставить удовольствие как всей паре, так и каждому супругу в отдельности. Чтобы не надоесть друг другу, очень важно иметь собственные интересы и увлечения. Растворяясь в партнере, мы нередко теряем себя как личность. С течением времени, когда пылкие чувства отходят на второй план, накопившиеся проблемы в состоянии разрушить даже самые крепкие отношения.

Совет психолога.

Тем, кто относит свои семейные отношения к данному типу, необходимо помнить о необходимости сохранения собственных интересов и устремлений. Проникаясь интересами друг друга, не забывайте о том, что вы – самодостаточная личность. В такой модели отношений как ни в одной другой важна творческая и карьерная реализация супругов. Если карьера не прельщает вас, можно попробовать посещать тренинги личностного роста или найти себе увлечение по душе. Стоит попробовать добиться чего-либо без помощи супруга, и вы увидите, как это приятно - гордиться своими достижениями. Не стоит ревновать друг друга к увлечениям и интересам. Лучшее средство от скуки и однообразия в семейных отношениях – умение находить себе интересные занятия, наслаждаться которыми можно и в одиночестве. Для ощущения счастья в браке просто необходимо одновременно ощущать и собственную личную свободу.

Четвертая модель – равноправные партнеры.

В таком союзе у партнеров есть собственные интересы, которые они ценят превыше всего. Их интересы практически не пересекаются. Со стороны кажется, что они и живут вместе по необходимости. Каждый сам решает свои проблемы, а обсуждаются лишь те вопросы, от решения которых зависит совместная жизнь.

Супруги четко расписывают обязанности по хозяйству, редко устраивают вечеринки, практически никогда не ездят вместе в отпуск.

Сильные стороны.

Сильными сторонами такого брака являются порядок и отсутствие сильных потрясений. Такие союзы отличаются стабильностью и редко распадаются, не смотря на отсутствие сильных чувств. В таком браке сантименты и чувства с успехом заменяются здоровым прагматизмом. Однако стоит отметить, что бывает и так, что партнеры расстаются как только меняется привычный уклад их жизни.

Совет психолога.

Если и мужа и жену устраивают предсказуемость и стабильность в семейных отношениях, возможно и не стоит что-либо менять. “От добра добра не ищут”. Вот если такие отношения приелись и наскучили, наверняка стоит поискать способы для их улучшения.

Такие семьи очень часто живут душа в душу. Нужно лишь уметь взглянуть на своего супруга по-новому, и вызвать у него неподдельный интерес к своей персоне. Попробуйте устроить второй медовый месяц. Продумайте все до мелочей и обольстите собственного мужа. Постарайтесь начать жизнь с чистого листа, забыв прожитые по негласной договоренности годы. Впустите в вашу жизнь романтику и спонтанность.

Пятая модель – муж и жена – одна сатана.

Данная модель является самым гармоничным типом брачных союзов. Партнеры нацелены на долгосрочные отношения, все проблемы решают вместе. Они создают уютное семейное гнездышко, в котором им обоим удобно существовать и развиваться как личностям.

Супруги имеют общие цели в жизни, одинаковые приоритеты и взгляды на жизнь. Сильные стороны такого брака - свобода от стереотипов и отсутствие предсказуемости.

Партнеры в таких браках распределяют обязанности, но часто заменяют друг друга при их исполнении. Правила и традиции существуют, но часто изменяются и усовершенствуются. На первом плане всегда интересы семьи, а уж потом личные цели. Ради общего дела оба супруга готовы поступиться собственными интересами. Супруги, выбирающие подобную модель отношений, как правило, активные и яркие личности. Они часто устраивают вечеринки и торжества по разным поводам.

Сильные стороны.

Эти отношения можно назвать близкими к идеальным. Крепкие семьи строятся именно на стремлении заботиться друг о друге, открытости внешнему миру, способности поддержать партнера в трудную минуту. В таких семьях царят хорошее настроение и положительные эмоции.

Если вы можете отнести свой брак к данной модели супружеского союза, вам можно только позавидовать. Такие семьи очень редко распадаются и не нуждаются практически ни в каких рекомендациях.

Совет психолога.

Посоветовать здесь можно разве что более внимательно присматриваться к друг другу для того, чтобы отношения не стали поверхностными. Не позволяйте активной общественной жизни и светским вечеринкам вытеснить из вашей жизни самое главное – человека, который рядом с вами.

В заключении хочется сказать. Что идеальной модели отношений не существует, как, впрочем, и идеальных людей. Однако это не значит, что не стоит стремиться к идеалу. Пусть он далек и недостижим, но он помогает нам делать отношения с окружающими нас людьми более гармоничными и счастливыми.

Самое главное – стараться найти такую модель отношений, которая устраивала бы обоих супругов. То, что подходит одним, может быть противопоказано другим. Нет универсальных рецептов семейного счастья. Всегда надо искать компромиссные варианты. Избегайте недоговоренностей, обсуждайте все проблемы, достигайте решений конфликтов, которые устраивают обе стороны. Если люди любят друг друга и хотят быть вместе, им нипочем никакие перипетии семейной жизни.

- 25.38 Кб

1.1 Понятие семьи

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса.

Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

В первобытном обществе семья отпочковалась от рода на основе преимущественно заботы о детях, обеспечения их выживания. Период цивилизации порождает патриархальный тип семьи, который можно определить как семью-домохозяйство, в которой доминирует общее ведение хозяйства при сохранении многообразия прочих связей. К средним векам относится возникновение в Европе современного типа супружеской семьи, в которой при всей важности целостного комплекса разнообразных связей в супружеских отношениях ощутимо нарастает роль и значение духовных, нравственно-психологических начал.

Безусловно, изменение это проявляется лишь как тенденция, ибо и для современных молодых людей в основе семейного союза могут лежать разные социально значимые ценности, как и различное понимание сущности и назначения семьи. Она может создаваться на разных ценностных основах: и по расчету, и на романтических побуждениях, и как духовный союз или союз - товарищество, скрепленный единством взглядов, отношениями дружбы и взаимоуважения и т.п.

И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Утрата чувств любви при этом рассматривается как достаточное основание для развода.

Однако стремление создать семью, основанную на любви, еще не гарантирует ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором: удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи. Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований.

Так что же, любовь не может быть надежным основанием для семьи? Надо сказать, что это специфическое, уникальное чувство всегда завораживало своей загадочностью, непостижимостью рациональным рассудком. Есть разные подходы к его объяснению. Теория "крылатого эроса" А.Коллонтай определяет любовь как неустойчивое чувство, легко приходящее и столь же легко уходящее, "как ветер мая". Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" исследует любовь с точки зрения физиологии. Он объясняет ее как аффект, страсть, которые не удерживаются длительное время, по крайней мере не более нескольких месяцев. Такие же или подобные точки зрения можно встретить как в современной литературе, так и в практике отношений нынешней молодежи.

Очевидно, что это понимание любви не может быть положено в основу анализа семейных отношений, поскольку вытекает из объяснения природы этого чувства у отдельного его носителя - автономного человека.

Чувства человека нельзя рассматривать изолированно от влияния социума: его традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек - существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. Весь этот живой, динамичный социальный фон отражается не только на сознании, но и на характере чувств человека, его поведении, ценностных ориентациях. Он же в значительной степени влияет на "микроклимат" семьи, характер отношений между супругами: может задавать высокий нравственный настрой или же распространять на семью метастазы болезни общества, усиливая ее неустойчивость.

Здесь, на наш взгляд, содержится принципиальный момент, касающийся методологии анализа проблемы: искать ли истоки кризиса семьи в индивидуальных характерах супругов, их личностных качествах или же рассматривать семью как неотъемлемую часть в первую очередь того социального образования, из которого она вырастает и черты которого наследует и несет в себе.

Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода - это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говорится, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном.

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как считают некоторые социологи, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом (в том числе и на генетическом уровне) как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. Освещенный светом высших духовных начал, человек в ней поднимается над природно-биологическими инстинктами, преодолевает свой эгоцентризм.

Преимущества этого подхода в том, что он позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблемы семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки:

А) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

Б) совместное проживание в одном помещении;

В) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это историчес ки обусловленная, санкцион ированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

Регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

Морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

Решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

Необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощ и, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Соперничество - взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Тот кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип "Выиграл - проиграл". При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации "Проиграл - выиграл" или хуже того "Проиграл - проиграл".


Женские роли:

Домашняя хозяйка

Мужские и женские роли, ясно определенные выше, это не просто обычаи или традиции, но Богом установленный порядок. Именно Бог поставил мужчину главой семьи, сказав Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Мужчина также был предназначен стать защитником, поскольку ему даны сильные мускулы, большая физическая выносливость и мужская смелость. Кроме того, Бог повелел ему обеспечить семью, сказав: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Такое повеление было дано мужчине, а не женщине (Бытие 3:16,19).

У женщины другое предназначение. Она должна быть помощницей, матерью и хозяйкой в доме. В еврейском языке слово помощница означает женщину, стоящую перед ним. Такое значение аннулирует мысль о том, что женщине уготованы лишь второстепенные, незначительные роли. Такое значение словапомощница объясняет, что женщина была создана равной мужчине. В книге «Очарование женственности» мы используем слово помощница для обозначения роли жены в том смысле, что жена понимает, поддерживает, а иногда и помогает своему мужу. Поскольку биологические особенности женщины дают возможность ей вынашивать детей, ее роль матери неоспорима. Роль домашней хозяйки также не вызывает сомнений: она должна воспитывать детей, вести хозяйство, чтобы освободить мужа для выполнения его функций кормильца семьи (Бытие 2:18).

Мужские и женские роли различны по функциям, но равны по значимости. В книге Генри А. Боумена «Брак в современном обществе» автор сравнивает партнерство в браке с такими образами, как ключ и замок, соединенные вместе в функциональном единстве. Он пишет: «Вместе они могут совершить то, что ни один из них отдельно совершить не в состоянии. Задача не будет выполнена, если за дело возьмутся два замка или два ключа. Каждый из партнеров уникален, но никто, отдельно взятый, не совершенен. Их роли нельзя назвать идентичными или взаимозаменяемыми. Никто из них не превосходит другого, поскольку оба необходимы. Каждого нужно судить в соответствии с его функциями, поскольку они дополняют друг друга».


Описание

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство.

Развитие науки о семье

В 1879 В. Вундт открыл лабораторию, это стало выделением психологии в отдельную науку.

Бахофен 1861 году написал «Материнское право» в котором были описаны семейные отношения и их развитие на протяжении истории.

Мак Леннан «Первобытный брак»

Для ранних ступеней развития был характерен групповой брак. Семьей считалась группа людей, каждый мужчина муж всех женщин в группе.

Первоначально доминировала эндогамия.

Но постепенно складывается панулуальная семья. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неопределено. Формируется полигамный брак, многоженство или многомужество. Следующей стадией была моногамия.

С 19 века семья рассматривается как малая социальная группа. До 19 века рассматривается как микромодель общества.

С 12 века мужчина безраздельно властвует над всеми домочадцами. Дети воспитываются в запретах.

На рубеже 19-20 веков зафиксирован кризис семьи. Выделяется нуклеарная семья.

Вопросы рассматриваемые с.п: супружеские отношения, родительско-детские, взаимоотношения со старшими поколениями в семье, направление развитие семьи, семейное консультирование, диагностика.

Социально-психологическая модель семейных отношений

Типология семьи, структура семьи, стили воспитания.

Референтная группа – значимая группа. Особенность референтной группы – разделять нормы, ценности и правила этой группы. Ценности этой группы лежат в основе контроля поведения.

Семья – сложное социальное образование.

Семья – конкретная система отношений между супругами, родителями, детьми.

Члены группы связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, целями, задачами, планами.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Основу семейных отношений составляет брак, а это официальное признание отношений мужчиной и женщиной, а эти отношения сопровождаются появлением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Важным условием существования семьи – совместная деятельность и пространственная локализация (должны вместе жить)

Семья – основанная на единой общесемейной общности людей, связанных узами супружества, осуществляющая воспроизводство населения и приемственность семейных поколений, социализация детей и поддержка членов семьи.

Чаще всего встречаются полигамные и моногамные семьи.

Моногамная семья состоит из брачной пары. Полигамная – брак одного с несколькими.

Деление на типы по родственным связям:

Нуклеарная семья: родители и дети

Расширенная семья: две или более нуклеарных семей, повторные браки, дети от предыдущих семей

Патриархальная семья – много детей, совместно проживают несколько поколений. В основе тоталитарность.

Малые семьи, не полные: состоят из двух человек.

По направленности семьи :

1) Общественно-прогрессивная семья. Поддерживает общественные ценности, единство взглядов, хорошие, теплые межличностные отношения

2) Противоречивая – отсутствует единство взглядов. Активные действия за отстаивание своих взглядов. Борьба

3) Антиобщественная – ценности семьи противоречат идеалам общества.

По дееспособности :

1) ограниченная

2) временно-ограничеснная – семьи переживающие временные катаклизмы, беженцы, безработица

3) Неограниченная – полный спектр возможностей для того чтоб вписаться в социальное пространство

По активности:

1) собственная активность – хорошие адаптационные возможности, мобильны

2) ограниченная активность – возрастные, соматические ограничения

3) пассивность – ориентация на иждевенчество, низкий уровень адаптационных возможностей, незрелость семьи в целом, инфантильность.

Психологическое здоровье семьи:

1) благополучная семья – умеет разрешать конфликты

2) неблагополучная – проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей членов семьи. Не разрешаются, либо разрешаются непродуктивно. Часто нет эмоционального тепла.

А) конфликтные семьи. Столкновение ценностей

Б) кризисные семьи. Противостояние интересов имеет резкий характер, затрагивает многие сферы семьи. Возможны позиции враждебности по отношению друг к другу.

В) проблемные семьи. Проблемные ситуации воспринимаются настолько сильно, что это может привести к разрыву семьи (временное отсутствие жилья, дохода)

Функции семьи:

Репродуктивная функция

Воспитательная функция

Хозяйственно-бытовая функция

Экономически-материальная.

Организация досуга

Социального контроля

Семья – динамическое образование.

На состояние семьи оказывает влияние :

Способность членов семьи к согласованным действиям

Действия группового давления.

Установление определенных отношений между членами семьи

Задание: группой методики (ТЕСТ) предназначенные для изучения:

Семьи : межличностных отношений (супружеских отношений), родительско-детские отношения,

семейным конфликтам

Личностные методики (для совместимости людей)

Проективные методики для изучения семьи

Типы нарушений под влиянием семьи:

1) Короленко и Донских в результате исследования выявили: аддиктивное поведение – стремление уйти от реальности.

2) Антисоциальное поведение. Человек совершает действия противоречащие этике и морали, нарушает законы и права других людей.

3) Суицидное поведение. Отсутствие эмоционального тепла, близости, духовности, чувства защищенности.

4) Конформистское поведение. Подчинение мнению большинства.

5) Нарциссическое поведение. Проявляется в отношениях с другими людьми.

6) Фанатическое поведение. Слепая приверженность к какой-то идее и нетерпимость к другим взглядам.

7) Аутическое поведение. Затруднение социальных контактов, человек погружен в мечты, фантазии. Живет в семье, но контактировать не может, не хочет или не намерен.

Типы воспитания, которые содержат риск возникновения отклонений :

1) Гиперопека – ребенок воспринимается как незрелый, решают все вопросы за ребенка, ограничивают контакты. Может привести к комплексу неполноценности.

Чувство неполноценности по Адлеру – толчок к развитию. Либо второй вариант: Гиперкомпенсация за счет окружения, манипуляция, управление. Третий вариант: человек поглощен своей неполноценностью и получает из этого какую-то выгоду.

2) предъявление непомерных требований

3) Непрогнозируемые эмоциональные реакции. Порождает неуверенность в себе, подстраиваются под настроение других людей.

4) Гипоопека – недостаточное внимание к детям.

Факторы семейного благополучия:

1) Психобиологическая совместимость

2) Социальная зрелость супругов

косвенные

3) Опыт родительской семьи

4) Образование

5) Трудовая стабильность

6) Возраст

7) Продолжительность знакомства

Психологическая несовместимость – это невозможность понимать друг друга, удовлетворять свои потребности.

Совместимость - взаимное приятие друг друга, понимание друг друга.

Когнитивная совместимость – сходство представлений о себе, о мире

Гармония брачных отношений зависит: эмоциональная сторона, когнитивная сторона, схожая картина семьи, общекультурный уровень

Комплиментанрый брак – союз, в котором каждый из партнеров занимает положение которое имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье

Симметричный брак – равные позиции, равные права по отношению друг к другу, никто не подчинен.

Метакомплиментарный брак – один из партнеров занимает ведущее положение в силу своей неопытности. Манипулирует партнером, демонстрируя свою слабость, неопытность, неумелость.

Этапы развития супружеских отношений:

3) Принятие в семью новой личности (ребенка)

4) Введение детей во внесемейные институты.

5) Принятие подростковости детей.

6) Экспериментирование с независимостью

7) Подготовка к уходу детей из семьи

8) Уход детей из семьи, принятие ухода

9) Принятие факта ухода на пенсию и старости

Стадии развития супружеских отношений:

1) Молодое супружество (до 5 лет)

Привыкание, адаптация. Организация быта. Распределение обязанностей.

2) Супружество среднего возраста (6-14 лет)

3) Супружество зрелого возраста (15-25 лет)

Супруги остаются одни друг с другом, либо занимаются воспитанием внуков

4) Супружество пожилого возраста (более 25 лет)

Два критических периода в развитии отношений:

1) между 3-7 годом, продолжается около года при благоприятном течении событий. Связан с исчезновением романтических отношений. Более частое возникновение отрицательных эмоций.

2) между 17-25 годами. Менее глубокий и яркий чем первый, может продолжаться годами. Переживания по поводу работы, здоровья. Чувство одиночества в связи с уходом детей из семьи.

Стадии переживания горя:

2) депрессия

3) возрождение

Типы личности по Лесгафту:

1) Добродушный. Ребенок испытывал все эмоции без ограничений

2) Демонстративный. Научили выражать эмоции красиво. «Какая ты некрасивая когда плачешь». Театральность. Нет искренности. Стремится произвести впечатление.

3) Лицемерный. Родители позволяют проявлять только некоторые эмоции. Подстраивается под собеседников. Скрывает эмоции, не проявляет определенные эмоции

4) Злобно-забитый. Жесткий запрет на выражение каких либо эмоций. Ругают, наказывают за выражение.

5) Мягко-забитый. Очень нежно, ласково, заботливо запрещают демонстрировать какие либо эмоции. «Не надо прыгать и скакать, тебя же очень любят». Не понимает что он испытывает, не узнает эмоции потому что редко испытывает их.

6) Угнетенный тип. Разными способами мягко и жестко запрещается демонстрировать свои эмоции. Человек не получил опыта и не умеет испытывать эмоции, не всегда может правильно считать эмоцию другого человека.

Так же причинами конфликта может служить:

· Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· психическая или биологическая (сексуальная) несовместимость;

· неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми, сослуживцами);

· несовместимость интересов и потребностей;

· разные позиции по отношению к воспитанию ребенка;

· наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;

· отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми и др.

· общая психологическая усталость отношений (разная потребность супругов в эмоциях);

· бытовые и денежные проблемы

· исчерпание целевых установок брака (в пожилом возрасте супругов, когда дети выросли)

Классификация супружеских конфликтов:

1) Не признается достоинство другого. Пренебрежительное отношение.

2) Неудовлетворение сексуальных потребностей.

3) Эмоциональная сфера. Отсутствие заботы, ласки, внимания.

4) Связанные с пристрастиями (сигареты, азартные игры)

5) Финансовые разногласия.

6) С питанием, одеждой, устройством домашнего очага. (диета мужу не подходит)

7) связаны с различием интересов в проведении досуга, развлечениями.

8) По поводу воспитания детей.

По степени опасности:

1) при возникновении обыкновенных трудностей, усталостей

2) Один из партнеров решает, что другой должен измениться, соответствовать. Грубое вмешательство в пространство другого человека. Навязывание извне.

Основные причины разводов:

Не сошлись характерами

Люди не готовы принимать другого таким как он есть

Супружеские измены или особенности сексуальной жизни в браке

Некоторые правила для

1) Реально смотреть на вещи и противоречия.

2) Не строить иллюзий.

3) Не избегать трудностей.

4) Ценить мелочи.

5) Сообщать напрямую свои желания.

6) Следить за собой.

Опросник родительских отношений разработан Столиным, Барга.

Стандартизированое интервью с ответами да или нет.

Цель: выявить родительское отношение.

Ролевые ожидания и притязания в браке.

Для совместимости супругов в браке.

Методика на определение особенностей распределения ролей в семье. Авторы: Алешина, Гозман, Дубовская. В 1987 году.

Предназначена для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супргурами.

Отвечают одновременно оба партнера не комментируя ответы друг друга.

Цель: выявление особенностей отношений ребенка в семье.

Методика рисунка семьи – проективные методики для оценки внутрисемейных отношений. Основана на интерпретации и анализе рисунка.

Для младших дошкольных. Оцениваются особенности восприятия и

В рисунках дети могут выразить то, что не выразят словами.

3 стандартизированных опросника для разных возрастов. Можно работать и с родителями и с подростками и сравнивать результаты. 120 вопросов в опроснике.

Семейная социограмма. Эндимиллер и черемсин.

Дает возможность выявить контекст взаимоотношений внутри семьи.

В надо нарисовать круг, потом членов семьи. Некоторые члены семьи могут не попасть в круг.

Зикрубин шкала любви и симпатии. Цель – выявить что преобладает: любовь или симпатия.

Типовое семейное состояние. Эйдемиллер

Цель: изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

Анализ семейных взаимоотношений. Юстицких, Эйдемиллер.

Опросник состоит из 130 уверждений. 20 шкал. Первые 11 шкал – основные стили семейного воспитания. 13, 17 и 18 – представление о структурно ролевом взаимоотношении.

Цель: позволяет изучить нарушение процессов воспитания и установить причины нарушений в семейной системе. Существует как для родителей, так и для подростков.

PARI изобрел шефер и белл. Методика изучения родительских установок.

Цель: Для изучения отношения родителей к семейной роли. Состоит из 115 утверждений о семейной жизни.

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях.


© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты