Раскроить обтачку горловины. Обработка горловины и пройм изделия обтачкой. Если изделие изготовлено из шерстяной, шелковой или синтетической ткани, внутренние края обтачек иногда прикрепляют к основным деталям потайными стежками по всей длине обтачки

17.10.2019

Здравствуйте, дорогие мои читатели блога! Сейчас мы с Вами научимся обрабатывать обтачкой горловину и проймы платья (это может быть и топ), обтачка будет цельнокроеная. Это один из любимых способов обработки горловин у портных, делается он просто (хоть и не скажешь на первый взгляд), а выглядит изделие очень красиво и дорого, если применить этот способ обработки горловины.

Итак, у Вас уже есть выкроенная верхняя часть платья.

Мы приступаем.


Сшиваем боковые срезы изделия, припуски разутюживаем и обметываем.


Обрабатываем клеевой прокладкой цельнокроеную обтачку. Выкраивайте детали обтачки с припусками по срезам горловины и проймы 7 мм, после дублирования обязательно делайте осноровку.

Осноровка — это такой процесс, когда прикладываем на продублированную деталь еще раз выкройку и снова обводим ее, так как в процессе дублирования деталь могла дать усадку .

Очень важно — из какой ткани вы шьете себе платье, нужно учитывать, что, например, поплин и штапель могут дать усадку до 15-20 см на 1 метре ткани. А это очень много, и грозит оно тем, что в готовое сшитое платье можно просто не влезть, и придется его расшивать.

Поэтому перед раскроем не забудьте постирать и прогладить с паром вашу ткань для платья.

Соединяем детали обтачки по боковым срезам и разутюживаем припуски:


Нижние срезы обтачки обметываем или окантовываем.

Укладываем обтачку лицом к лицу к изделию, совмещаем срезы горловины и пройм, приметываем и сшиваем, не доходя до плечевых срезов 4-6 см (см. рис. ниже)


Подрезаем припуски до ширины 0,7 см и делаем рассечки в шахматном порядке по горловине и проймам. Рассечки нужны для того, чтоб, когда мы вывернем изделие на лицевую сторону, нигде не было натяжения.


Выворачиваем обтачку на лицевую сторону и делаем перекантовочную строчку (эта строчка идет на расстоянии 1 мм от шва стачивания обтачки и изделия, идет по детали обтачки, пришивая таким образом к обтачке рассеченые припуски и фиксируя их). Когда Вы сделаете перекантовочную строчку и прогладите — обтачка будет лежать идеально. Возможно, в узких местах на плечах будет затруднительно так подсунуть ткань под иглу, чтоб сделать перекантовочную строчку, в таком случае делайте до того места, до которого будет получаться строчка, а остальное можно подшить вручную.

Плечевые срезы спинки и переда изделия складываем лицом к лицу, сметываем и сшиваем на машинке, затем разутюживаем припуски.

Совмещаем плечевые срезы обтачки лицом к лицу, также сметываем, стачиваем и разутюживаем их.


Проглаживаем плечевые швы изделия и обтачки. В вывернутом на лицевую сторону виде должно выглядеть вот так:


Обработка горловины – один из важных этапов в пошиве плечевых изделий. Выполнить ее можно разными способами, в был рассмотрен один из них. Здесь речь пойдет о виде обработки, при котором с лицевой стороны изделия у линии горловины не будет заметно ни швов ни дополнительных деталей. Этого можно добиться, обработав горловину подкройной обтачкой. С лица ее присутствие незаметно, она полностью заворачивается на изнанку и повторяет форму горловины, получается ровно обработанный, аккуратный край. О том как это сделать правильно и аккуратно, вы узнаете из этой статьи.

Так выглядит необработанная горловина моего платья: она округлой формы, припуск на обработку горловины 1см (можно кроить с припуском на 0,7см, это значение удобно тем, что расстояние от центра лапки до края также 0,7см и при обработке удобно совмещать срез ткани с краем лапки), плечевые вытачки обработаны, плечевые швы и средний шов спинки стачаны:

Этапы обработки горловины подкройной обтачкой:

  1. Выкраиваем из ткани обтчаку для полочки. Складываем ткань вдвое, прикладываем выкройку полочки таким образом, чтобы ее линия середины совпадала со сгибом ткани. В моей выкройке припуски на обработку горловины и плечевой шов в размере 1см уже учтены (очень важно, чтобы размеры припуска полочки и припуска обтачки совпадали). Обводим по линии горловины и линии плеча, достраиваем нижний край таким образом, чтобы ширина обтачки с припуском была не менее 5см.

  1. Аналогично выкраиваем обтачку спинки:

Вырезаем:

  1. Складываем детали обтачек лицом к лицу и стачиваем по коротким сторонам. Обрабатываем срезы коротких сторон и нижнего края на оверлоке либо швом зиг-заг. На фото срезы обработаны на швейной машине с помощью . Утюжим.

  1. Накладываем обтачку на горловину изделия лицом к лицу, совмещая срезы и плечевые швы, сметываем либо фиксируем портновскими булавками. Притачиваем на расстоянии припуска (1см) от края. Обрезаем припуски до 0,3см. В местах крутых скруглений можно рассечь оставшийся припуск, не доходя 0,1см до шва, но будьте осторожны, не повредите строчку.

  1. Заворачиваем обтачку на изнаночную сторону, выметываем край таким образом, чтобы обтачку не было видно с лицевой стороны, утюжим. Чтобы у обтачки не было возможности вывернуться на лицевую сторону, закрепляем ее вручную к припускам плечевых швов, а также других швов, выходящих из горловины и попадающих под обтачку, если таковые имеются. Если позволяет ткань, и есть необходимость, можно также прикрепить нижний край обтачки к изделию потайными стежками.

Добрый день, всем заглянувшим на мой сайт, на котором я делюсь всем, что «нашито непосильным трудом».
Сегодня мы разговариваем о дублировании деталей при шитье одежды . Постараюсь рассказать обо всех правилах, фишках и тонкостях, которые мне известны.

Мы будем вспоминать правила термофиксации, то есть дублирование одежды клеевыми методами. Бесклеевое дублирование – это большая сложная тема, в которой я точно не специалист. Мои «респект и глубокая уважуха» технологией владеющим.
Нам же, чтобы шить достойно, вполне достаточно знать правила обращения с клеевыми прикладами. Тем более, что выбор термопластичных материалов на рынке (дублерины, флизелины) –на любой вкус и кошелёк.

Термоклеевые прокладочные материалы

Не претендую на полный обзор, но пробегусь по основным позициям, которыми пользуюсь сама.

  1. Дублерин — это обычная ткань, на одну сторону которой нанесён слой клея. Различаются дублерины плотностью, составом основы, растяжимостью, а также характером нанесения клеевого покрытия (высотой и частотой клеевых точек).
    Я пользуюсь в основном дублеринами:
    -воротничковым, не слишком плотным- тонким и растяжимым на трикотажной основе. Это приклад номер один в моей мастерской. Незаметен, пластичен, не портит свойств основы, и в то же время помогает держать форму. Улучшает вид самой неказистой материи. Шифоновый дублерин от Hensel — это главный мой помощник. Дорогой, но стоит своих денег.- с основой типа марлевки. Покупаю тоже Германского производства, он дешевле трикотажного и плотнее. Укрепляю детали пальто, иногда- борта жакетов.

    дублерин на трикотажной шифоновой основе Hensel

    воротничковый дублерин Hensel


  2. Флизелин — это нетканый прокладочный материал с клеевым покрытием. Бывает разной толщины и плотности. Нитепрошивной и простой.
    Я использую флизелины редко, в основном в планках рубашек или плательных воротничках, да и то — предпочитаю дублерин на шифоновой основе. Флизелин выберу, если изделие шью из недорогой ткани. Покупаю только нитепрошивной тонкий.
    Флизелиновые кромки . Бывают нитепрошивные и простые. Применение: дублирование срезов, швов.
  3. Отличный материал, удобный, но дорогой. Я в целях экономии нарезаю полоски нужной ширины сама из тех материалов, что есть под рукой.
  4. Клеевые корсажные ленты . Это материал для изготовления поясов. Выпускается разной ширины, одинарные или двойные, с перфорацией по краю, что облегачает разметку и позволяет пояс сделать идеально ровным.
  5. Клеевые паутинки и сеточки . Это просто слой клея, без основы. Убивают пластику ткани напрочь, делая деталь «деревянной». Не покупайте и не применяйте их никогда. Если они все ещё присутствуют в вашей мастерской, то найдите и выбросьте, чтобы не дай б-г куда-либо не приклеить.


    Самый обычный вопрос, который возникает при дублировании: какие детали дублировать? Тонкостей здесь тьма, и одну и ту же деталь в одном случае мы дублировать будем, а в другом -нет. Чтобы понимать ЧТО укреплять, нужно понимать ЗАЧЕМ. Это как в любой задачке: когда понимаешь суть процесса, то запоминать алгоритм решения не нужно, — ты сам выстроишь его наилучшим образом без подсказок.

    Зачем дублировать детали верхней одежды.

    1. Чтобы придать форму изделию (пальто, жакеты). Как говорит изумительный мастер (и моя подруга) Светлана (Мило): «Проклеенная рубашка –это плащик, а непроклееный пиджак – это рубашка» .
    2. Сохранить форму (фасон) одежды в процессе эксплуатации (пальто, жакеты).
    3. Предохранить срезы от растяжения (карманы, низы, проймы, горловина)
    4. придавать тканям стойкость к сминанию (воротнички, манжеты)
    5. повысить упругость в местах постоянного деформирования (воротнички).Итак, дублируем для красоты, надежности и долговечности.
      Иллюстрации из учебника «Основы технологии швейного производства» , 2001г. автор Труханова А.Т.


      Какие детали одежды нужно дублировать

      • В верхней одежде дублируют полностью : полочки, подборта, верхний воротник, подворотник, клапаны, листочки. Наша цель — придать и сохранить форму.
      • Зональное (частичное) дублирование : борта полочек, боковые части полочек, входы в карман, шлицы. Это дополнительная жесткость для придания формы и предотвращения растяжения.
      • Дублирование срезов от растяжения : низ изделия, низ рукавов, срезы пройм, горловины, вход в карманы. На этом этапе «включите» ваше чутьё. Данный пункт нельзя применять «прямо и в лоб». В пальто и жакетах однозначно -да, укрепляем срезы дополнительно. Но в платьях -не всегда.
        Вам нужно прочувствовать — стоит ли утяжелять низы, стоит ли уменьшать пластичность срезов и увеличивать толщину швов.
      • Дублирование производят до стачивания деталей.
      • Направление долевых основной ткани и термофиксирующих прокладок должны совпадать.
      • как правило, детали из прокладки выкраивают без припусков на швы, точно по размеру лекала.Наглядные схемы дублирования деталей одежды:Давайте остановимся на этих общих правилах и не будем запутываться в исключениях. Ибо дублерины нынче выпускают в таком чудесном ассортименте, что не во всяком сыщешь долевую.

        дублирование полочки жакета

        дублирование женского жакета

        фронтальное дублирование полочки жакета, зональное дублирование входа в карман, дополнительное дублирование низа и шлицы жакета.


        Хитрости и тонкости дублирования. Мой опыт.

        • Детали из термоприклада выкраиваю без припусков на шов, точно по лекалам. Но стачивающую строчку прокладываю так, чтобы дублерин на 1 мм попал в шов. Исключение: и .
        • Дублирую детали после примерки, а не до. Вначале уточняю форму, пропорции и размер изделия, которые устраивают меня и заказчика, затем распарываю, корректирую, и лишь затем укрепляю детали прокладками.
        • делаю несколько тестов на кусочках материи разными видами термодублеринов. Выбираю лучший.
        • Под застежки (петли, пуговицы, молнии) материал дублирую всегда, по умолчанию.
        • Обтачки дублирую всегда (кроме косых беек, разумеется), предпочитаю тонкие трикотажные дублерины.
        • В рубашках и блузках : планки, воротники, манжеты
        • в платьях : обтачки, мелкие детали (манжеты, клапаны), воротники, застёжки.
        • в трикотаже : иногда слишком растяжимые срезы. Плечевые -часто. В зависимости от свойств трикотажа и того, что я хочу получить от изделия.
        • в брюках и юбках : пояс. В юбках -щлицу.
        • вход в (кроме накладных) от растяжения кромкой «по долевой»
        • Жалею утюг: клей с тонких дублеринов может проникать наружу. Использую тонкий сухой проутюжильник, кладу его одной и той же стороной вверх и часто стираю.
        • Утюгом не нужно «возить» по поверхности. Поставить на поверхность, надавить и считать про себя до 10 секунд. Затем переставить утюг на следующий дублируемый участок.
        • Не нужно стирать и мочить клеевые дублерины. Это совершенно бесполезное занятие в реалиях наших дней. Производители научились делать потрясающие по своим качествам прикладные материалы, и тема их усадки ушла в далекое прошлое. Ещё раз: в моей практике я ни разу не встречалась с усадкой клеевых дублеринов.
        • покупаю дулерины только на натуральной основе — хлопковой, вискозной.
        • Не нужно экономить на прикладе. Некачественные, кондовые клеевые способны «убить» весь внешний вид изделия, а вашу работу свести «на нет» после первой же стирки. Я давно взяла за правило покупать немецкие хорошие термоприклады, чаще – на трикотажной тонкой основе. Дорогие они сейчас, это да. Не выкидываю межлекальные выпады, а собираю их в мешочек, — они потом всегда пригождаются для зонального дублирования или для фиксации осыпающихся краев.
        • Хотите шить хорошо? Никогда не применяйте клеевые паутинки и сеточки. Точка.
        • Для меня открытым остается вопрос — пользоваться ли паром в процессе дублирования. Раньше я пользовалась пром и влажным проутюжильником, но после беседы со специалистом Hensel, которая отвергла пар категорически, я практикую дублирование без пара. Разница неочевидна, сравнение и опыты продолжаю.

        Ваше мнение может не совпадать с мнением редакции в моём лице, и это нормально.

        дублирование верхней манжеты

        укрепление выреза горловины на осыпающейся тонкой шерсти


        Не так давно мне крупно повезло побывать на складе, побеседовать, и даже записать шикарные советы ведущего менеджера торгующей фирмы Хензель (Hensel). Киевляне, вам за богатствами термоприкладов сюда: г. Киев, ул. Горького, 16 (не реклама).
        Все специалисты дилерского центра проходят обучение в Германии, поэтому эти советы – непосредственно от производителя, что весьма ценно.

        Правила дублирования от Hensel

        1. Выдержать направления долевых нитей и в ткани, и в дублерине.
        2. Дублируйте на жёсткой поверхности
        3. Продублированная деталь должна застыть. Для этого нужно оставить её на жёсткой поверхности на 15 минут.
        4. Если вы выдержали режимы дублирования вначале, то после этого возможны любые паровые операции, химчистки, — всё что угодно.
        5. На одну и ту же ткань пробуйте разные дублирующие материалы. Подбирать правильный дублерин нужно методом испытания. Попробуйте на кусочке: устраивает ли вас такая плотность и жесткость? Или нужна деталь более пластичная?
        6. Производители предлагают разные термодублерины. Обратите внимание на клеевой слой: крупные точки, мелкозернистые, точка с высокой головкой, конусные точки – все материалы разные и предназначаются для разных тканей.
        7. Рыхлые ткани: выбираем редкую точку, но высокую. Клеевая капелька попадает в волокна материи, проникает и фиксируется. Если взять мелкозернистую точку, то она только зацепит верхние ворсинки и не закрепится надежно.
        8. Вопрос: — что делать, если нужно оторвать дублерин?
          Ответ: — обдать паром, размягчить, отодрать, а затем клей счистить спиртом.
        9. Дублируем в течение 16 секунд или 20 секунд, — для разных видов дублерина. Время нужно выдержать!
        10. Не пользуйтесь паром! Только сухой горячий утюг.
        11. Вопрос: — Как дублировать воротнички и манжеты?
          Ответ: — для воротничков условия дублирования очень жёсткие. На фабриках по производству сорочек установлены специальные прессы –тиски. Что можно сделать в условиях маленькой мастерской без специальной техники:
          Поверхность должна быть абсолютно ровная и жёсткая. Гладильная доска не подходит, лучше обеденный стол. Утюг нужно взять тяжёлый. Надавить на 25 секунд всем своим весом. Проследите, чтобы не «палил» утюг.
          Да, не всякая материя выдержит, и за 25-30 секунд может произойти опаливание ткани. Подложите тонкую бумагу на дублирующий слой. Никакого пара!
        12. Для изготовления поясов удобны специальные ленточные дублерины. Одинарные – для мужских, потому что в них используется корсажная лента. И двойные женские.

        Я благодарю менеджера Ирину за потрясающую экскурсию по складу, очень жалею, что поздно включила диктофон и не взяла с собой фотоаппарат. Ухожу с сумкой, полной свертков и кулёчков. Дублирую воротнички теперь по всем правилам.

        Если честно, то после разговора со «специально обученным человеком» я пребывала в некотором удивлении. Столько нового для себя узнала, будто перезагрузку прошла. Паром не пользуюсь теперь, давлю на утюг на столе, покрытым сукном и считаю до 16 секунд. Результатами довольна, как слон!

        Ваш опыт дополнит тему дублирования, если вы оставите комментарий. Материала по клеевым в интернете крайне мало, а тема архи-важная.
        Правильным дублированием можно изменить внешний вид изделия на «отлично», а неумелым — «убить» . Давайте прояснять ситуацию).
        Желаю всем удачного шитья!

        Ещё статьи по теме

Или проймы. Если вы вносите коррективы в выкройку изделия при примерке и пошиве, то не следует забывать откорректировать те же участки и на обтачках. А проще выкроить обтачки уже после первой примерки изделия с внесёнными коррективами.

Выкройки обтачек даны на листах выкроек в журнале. Их можно выкроить и самостоятельно. Для этого от среза горловины отступите 3−5 см и плавно вычертите вспомогательную линию. Детали обтачек переснимите с выкроек переда и спинки как отдельные детали. При раскрое направление долевой нити на обтачках всегда должно совпадать с направлением долевой нити обрабатываемой детали. выкраиваются с припусками по периметру. Для предупреждения растяжения дублируются клеевыми прокладочными материалами (в соответствии с рекомендациями к данному материалу). Прокладочные материалы можно . Срез горловины укрепляется полоской флизелин формбанд также для предупреждения деформации и растяжения.

Итак, приступаем к обработке .

Стачайте плечевые срезы изделия и плечевые срезы на обтачках. Не принебрегайте рекомендациями по пошиву, данными в журнале. Начинайте/заканчивайте строчку точно по разметке (на фото см. стрелки). Припуски обтачек после стачивания подрежьте до 5−7 мм, чтобы они по ширине с припусками на плечевые швы изделия не совпадали. Тогда при накладывании друг на друга они тоньше получаются. Разутюжьте припуски швов. Многофункциональную подложку для глажки можно . Обметайте внешние срезы обтачки. Приколите обтачку к горловине лицевой стороной к лицевой стороне изделия. Наметайте.

Правило : намётывать со стороны основного изделия, прострачивать со стороны обтачки!

Притачайте. Припуски шва срежьте близко к строчке ступенчато! для уменьшения толщины припуска (на фото см. стрелки). На участках скругления надсеките, на 2 мм не доходя до линии шва.


Если по модели горловину не нужно отстрачивать, отверните обтачку вверх, заутюжьте припуск на обтачку. При этом не должны образовываться складочки. Удобнее всего на специальной подушечке для утюжки или на краю гладильной доски.

Затем притачайте обтачку к припускам рядом со швом притачивания.

Отверните обтачку на изнанку, на своё законное место, выметайте с небольшим перекатом в сторону обтачки, закрепите плечевые швы обтачки на плечевых швах изделия ― они должны идеально совпасть. Можно выполнить эту операцию на машине, можно вручную, главное - аккуратно.

И заключительный этап ― влажно-тепловая обработка. С этим важно не переусердствовать, иначе все труды можно «свести на нет» лассами и заломами. Выполняйте рекомендации в соответствии с видами материала, пользуйтесь проутюжильниками и специальной насадкой на подошву утюга. О нюансах ВТО читайте подробнее в соответствующих мастер-классах нашего сайта.

Надеюсь, после такого простого МК начинающие перестанут бояться этого вида обработки горловины. Удачи!

Обработку открытых срезов обтачкой, как правило, выполняют с изнаночной стороны изделия.

Обтачку выкраивают как отдельную деталь, которая всегда точно повторяет форму среза.

Обычно для обтачки дается отдельная выкройка, но также её можно выкроить и самостоятельно, пересняв с обрабатываемой детали как отдельную деталь, что гораздо лучше и правильнее.

Направление долевой нити обтачки и основной детали совпадают (если в инструкции не дано специальных указаний на этот счёт).

Обтачку обычно выкраивают из той же ткани, что и основное изделие. Для формоустойчивости обтачку всегда дублируют.

Чаще всего обтачкой обрабатывают горловину изделия. Но также и проймы, верх юбки, брюк или шорт, подол изделия, шлицу, карманы, борта жакетов и пальто.

Виды обтачек

Обтачки бывают разные. Отличаются они по форме, способу кроя и функциональному назначению.

Подкройная обтачка

Это отдельно выкроенная деталь точно по форме обрабатываемого среза шириной 4−6 см в готовом виде.

Цельнокроеная обтачка

Если подлежащий обработке срез прямой, обтачку выкраивают вместе с основной деталью и отворачивают её на изнаночную сторону по линии сгиба, например, в накладных карманах.

Косая обтачка

Полоска ткани, выкроенная по косой (под углом 45°), необходимой ширины и длиной равной длине обрабатываемого среза. Например, низа платья:

Фигурная обтачка


Обтачка, также как и подкройная, выкроенная по форме среза основной детали, но с точным повторением всех её контуров. Например, для обработки квадратного выреза горловины.

Подборт, который, собственно, и выступает в роли обтачки бортов у жакетов или пальто.


Подкройная обтачка с увеличенной глубиной, такую обычно используют в верхней одежде - подкройную обтачку горловины спинки увеличивают по линии середины на глубину 12−17 см.

Комбинированная обтачка


Обычно это обтачка, которой обрабатывают сразу несколько открытых срезов, например, горловины и проймы. Такая обтачка может быть цельнокроеной или состоять из нескольких деталей, выкраиваться из основной или подкладочной ткани. Такой вид обтачки чаще всего встречается при обработке платьев без рукавов.

Функциаональная обтачка

Любая из вышеперечисленных видов обтачек, которая выполняет исключительно функцию чистой обработки открытых срезов изделия.

Декоративная обтачка



Выполняется с лицевой стороны, из ткани того же или контрастного цвета, со швом на лицевую сторону изделия, а также с декоративным кантом.

Кроме того, обработку обтачкой применяют и в аксессуарах: сумках, косметичках и других изделиях.

Обработка обтачкой

Припуск шва притачивания обтачки подрезают до ширины 0,5−0,7 мм. Обтачку настрачивают на припуск. Если срез не прямой, то на припуске делают надсечки, не доходя до шва 1−2 мм. Частота надсечек зависит от степени изогнутости среза.

Затем обтачку отворачивают на изнаночную сторону, вымётывают край с образованием переходного канта в 1 мм, чтобы обтачка не выступала с лицевой стороны изделия и аккуратно приутюживают.

Открытый срез обтачки обрабатывают:

На оверлоке или зигзагообразной строчко на швейной машинке;

Узкой подгибкой;

Если ткань не осыпается, можно подрезать срез ножницами зигзаг;

Косой бейкой;

Вручную;

Или подкладкой, если изделие выполняется на подкладке.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты