Женская забота: что за ней скрывается? Забота о людях Как назвать человека который заботится незнакомых

20.10.2019

Порой мужчин сложно понять. Парень, которому вы абсолютно безразличны, может отлично имитировать симпатию (по крайне мере, какое-то время), в то время как тому, кому вы и правда дороги, может быть непросто выразить свои чувства. Не существует безошибочного показателя, позволяющего определить, важны вы для парня или нет. Однако если вы обратите внимание на то, как он ведет себя по отношению к вам в разных ситуациях, вам будет проще найти правильный ответ.

  1. Обратите внимание, как часто он хочет видеться с вами. Позвольте ему строить совместные планы. Отмечайте, как много свободного времени он отводит для вас. Чем чаще он стремится проводить время с вами, тем больше вы для него значите.

    • Допускайте некоторые отклонения, если ваши расписания забиты или не совпадают из-за работы, учебы или семейных дел. Однако если он совершенно свободен, но желает встречаться с вами раз в неделю, подумайте, возможно, это признак противоречивого отношения.
  2. Проверьте, как часто он выходит с вами на связь. Обратите внимание, как часто он звонит, пишет электронные письма или сообщения. Если он регулярно связывается с вами, рассматривайте это как знак того, что он хочет быть частью вашей жизни. Дайте ему небольшую отсрочку, если он крайне занят, но при этом отмечайте, как много усилий он прикладывает к тому, чтобы не пропадать с ваших радаров даже несмотря на дела.

    • С другой стороны, берегитесь, если он звонит слишком часто. Если он звонит, зная, что вы заняты на работе, с семьей или учебой, и, несмотря на это, ожидает, что вы бросите все и поговорите с ним, скорее всего, он заботится о собственных нуждах больше, чем о ваших.
  3. Выясните, чем он занимается. Если в ближайшее время вы не увидитесь, спросите, что он будет делать. Оцените его готовность или желание ответить. Если его реакция кажется уклончивой и неопределенной, рассмотрите это как признак того, что вы не достаточно ему дороги, чтобы он делился с вами всеми аспектами своей жизни. Если он открыт и рассказывает о своих планах на определенное время, примите это как признак честности и доверия.

    • Поверьте на слово, когда он говорит о том, чем будет заниматься. Не вынюхивайте ничего и не шпионьте за ним, чтобы убедиться, что он не врет (если только у вас нет для этого веских оснований). Если вы ему небезразличны, и он поймает вас на слежке, он может воспринять это как недоверие, что способно нанести вред вашим отношениям.
  4. Скажите, что вам нужно время для себя. Периодически говорите, что вам нужно немного побыть без него (либо одной, либо со своими друзьями). Посмотрите, насколько хорошо он это воспримет. Если он уважает тот факт, что всем нам необходимо немного отдыхать друг от друга время от времени, засчитайте это как плюс. Однако если он требует проводить с ним каждую свободную секунду, считайте, что он больше заботится о своем счастье, чем о вашем.

    • Помните: это работает в обе стороны. Не расстраивайтесь, если иногда он хочет побыть с другими людьми или наедине с собой, особенно если в последнее время вы часто были вместе.

Обратите внимание, как он обращается с вами на людях

  1. Отметьте, насколько он учитывает ваше присутствие. Если вы находитесь в окружении других людей, обратите внимание, куда обращено его внимание. Помолчите некоторое время и посмотрите, сколько пройдет времени, прежде чем он вернет вас в разговор, и не забудет ли он о вас полностью. Если вы находитесь на большой вечеринке и разделились, чтобы пообщаться с разными людьми, проверьте, как часто он подходит, чтобы поговорить с вами, хотя бы на пару секунд.

    • Главное, делайте это от случая к случаю. Скорее всего, каждый раз ситуации будут хоть немного, но отличаться. Например, если он не виделся с определенным другом долгий период времени, само собой, парень будет больше концентрироваться на нем. Ищите поведение, которое остается неизменным на протяжении времени, вместо того чтобы выделять одну-единственную ситуацию.
  2. Заведите речь о знакомстве с его семьей и друзьями. Посмотрите на его реакцию на данное предложение. Если он реагирует неохотно, спросите о причине этого. Если у него нет убедительной причины или он все время говорит "конечно", но продолжает это откладывать, поинтересуйтесь, почему парень, которому вы, предположительно, не безразличны, не хочет знакомить вас с другими людьми в его жизни.

    • Помните: у его нежелания может быть уважительная причина. Возможно, его больше беспокоит, что вы подумаете о его друзьях, а не наоборот. Или его семья ведет не самый лучший образ жизни. Убедите его свободно поделиться своим беспокойством. Чем больше он доверится, тем больше вы ему дороги.

Внимание, забота, любовь, попечение, переживание о ком-то - все эти слова близки между собой по действиям, которые совершают люди, испытывающие подобные чувства. Что же такое забота? Это проявление любви или внимания, или это отдельное понятие, которое по-особенному проявляется?

Психологическое значение слова "забота"

Это понятие является предметом изучения не только в психологии, но и в педагогике, медицине, филологических и других науках. Каждая отрасль рассматривает это слово по-разному. Существует несколько определений слова "забота". Это и внимание, уход, деятельность или мысль, которая направлена на обеспечение кого-либо или что-либо благополучием. Понятно, что это определенные усилия и старания на благо какого-либо объекта. Некоторые понимают под заботой беспокойство, усердие или вообще что-то обременительное.

Как она проявляется?

Как проявляется забота, мы узнаем еще с маленького возраста. Многим знакома картина плачущего после падения ребенка, которого всеми усилиями пытается успокоить мама. Малыша, который болеет, мама готова на руках носить везде и всегда, давать ему самое вкусненькое и полезное, лишь бы он выздоровел. В благополучных семьях мамы являются первым примером ухода и попечения, объединенного в одно понятие - забота.

Проявляется нежная забота в беспокойстве родителей за детей, жены за мужа и наоборот. не просто на словах или в сердце, оно подкрепляется конкретными действиями, например, приготовление любимых или полезных блюд мамой, укрывание холодной ночью жены, осуществление покупок посторонним небезразличным человеком какой-либо одинокой бабушке и так далее.

Забота о себе

Человеку свойственно проявлять заботу о себе. Это продиктовано отчасти природой. У нас существуют базовые потребности, которые необходимо удовлетворять. Это может быть потребность во сне или еде. Мы не можем забыть о них, так как сам организм нам напоминает, что пора спать или покушать. И в пищу мы не употребляем опилки или гнилые фрукты, а ищем продукты вкусные, сытные и полезные. Это элементарное проявление заботы о себе. Забота о своем здоровье и правильном образе жизни только похвальна.

Но встречаются случаи чрезмерной заботы о себе и своем теле. Такая забота граничит уже с эгоизмом, эгоцентризмом. Таким людям, как правило, трудно уделить внимание другим, так как они полностью поглощены собой. Это поведение пагубно влияет на общение человека и его личностную динамику, поэтому иногда нужно переключаться на нужды других. Забота о других приносит удовлетворение, чувство необходимости кому-то, дает внутренний стимул к осуществлению других добрых дел.

Внимание и забота к своим детям

Все родители уверены, что их дети какие-то особенные. Для каждого любящего родителя действительно свой ребенок самый умный, талантливый и хороший. Забота о детях - это большая ответственность для родителей. Сначала нужно проявлять любовь и внимание к младенцам, потом к малышам, затем к подросткам. При этом нужно их обеспечивать и постоянно решать маленькие или большие проблемы, связанные с ними. Безусловно, родители устают от постоянного груза проблем, но это не снимает с них ответственности.

Проявляя заботу о детях, они не должны забывать о потребностях детей. Существует псевдозабота, когда мама или папа пытаются через проявление чрезмерной заботы или внимания решить какие-то свои проблемы. Иногда в своем стремлении обеспечить ребенка всем они забывают о его потребностях в признании, каждый день, любви и понимании. Нежная забота о детях - это проявление внимания к моральным, физическим, социальным, психологическим и материальным нуждам детей. Родителям стоит уделять всем этим сферам одинаковое внимание.

Забота о родителях

Как понимают это слово мужчины?

Мужчина и женщина отличаются между собой в понимании некоторых действий и слов. Такая же разница наблюдается и в понимании значения заботы. Мужчины в своем большинстве в слове "забота" видят материальное обеспечение своей Являясь реалистами и прагматиками, они редко проявляют свою заботу в словах или нежных действиях. Многим мужчинам сложно понять, что материальное обеспечение детей не заменит им времени, проведенного вместе.

Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза и вспомните самые радостные минуты детства, проведенные с родителями. Вряд ли это будет 10 съеденных порций мороженого, купленные или ремонт в комнате. Наверняка первое, что возникает в памяти - это веселые игры в снежки зимой, прогулки по парку или семейные поездки куда-либо. В любом случае ребенок запоминает качество общения с родителями, а не его материальную составляющую. Папы! Не скупитесь на заботу о моральном состоянии детей и жен, а также об удовлетворении их психологических потребностей.

Забота в понимании женщин

Женщины интуитивно чувствуют, что необходимо их детям и мужчинам. Забота в понимании женщин - это всевозможные действия, которые делают их окружение счастливым. У молодых мамочек просыпается материнский инстинкт, который помогает чувствовать свих детей, их потребности, возникает природная забота о малышах. Женщина может создать рай вокруг себя, если будет проявлять жертвенную заботу к своей семье. Именно из-за разного отношения к проявлению заботы между мужчиной и женщиной могут возникать разногласия. Но важно помнить, что это качество может проявляться с разных сторон. Поэтому нет ничего плохого в том, что мама будет больше заботиться о чувствах своего ребенка и его физическом состоянии, а папа о покупке игрушек.

Границы заботы

Как ни странно, настоящая забота имеет свои границы. Гиперопека никогда не являлась здоровой заботой родителей о своих детях или детей о своих родителях. Окружать заботой нужно в меру, так как чрезмерная забота расслабляет, балует и разрушает объект, на который она направлена. Человек должен взаимно делиться любовью, поддержкой и заботой, а не только получать все это в одностороннем порядке. В своей заботе необходимо ориентироваться на потребности человека, к которому она проявляется, а не на свои амбиции или желания. Тогда радость от ее проявления будет у двух сторон хороших действий. Проявление нежности и заботы - это необходимость не только для членов семьи, но и для окружения, ведь мы, люди, должны помогать друг другу.

Что такое забота? Вроде бы мы с детства знакомы с этим словом, но иногда все же бывает довольно трудно дать ему определение. Не путаем ли мы заботу с оказанием внимания? Под этим термином принято понимать какие-либо действия, целью которых является защита и благополучие каких-либо живых существ, часто беззащитных или слабых. Но круг подопечных может быть истолкован очень широко, размыто. Бывает даже забота о предметах, которые требуют сложного ухода, например, о компьютерах или автомобилях. Но в этой статье мы сосредоточимся в основном на внимании к живым существам.

Историческое определение

О том, что такое забота, знали еще древние римляне. В латыни есть даже целых два слова, обозначающих эти действия. Это tutio и tueor. Первое из них означает охрану, защиту, попечение. Суть второго сводится к понятиям «присматривать, наблюдать». В римском праве большее значение придавалось именно «хозяйскому глазу». Дело в том, что в этой античной империи огромное значение имело имущество. Его трактовали очень широко, часто включая в это понятие детей, рабов и семью в целом. Рачительное отношение к имуществу, в том числе и живому, было чертой не только хорошего хозяина и господина, но и римского гражданина как такового. Еще Цицерон писал о том, что человек, который не заботится о своей маленькой общине, то есть семье, не будет ценить и благо государства. Поэтому расточитель имущества - «блудный сын» из Евангелия - приравнивался к умалишенному.

Философское определение

Что такое забота с точки зрения мыслителя? В немецкой философии этот термин перешел из разряда этики к категории универсальных. Особенно это характерно для экзистенциализма. Забота в этом философском направлении была впервые рассмотрена Хайдеггером, который признал ее основным чувством человеческого существования. Люди постоянно пребывают в тревоге и опасении за себя, своих близких, имущество и планы. Поэтому забота является главным модусом и причиной их деятельности, иногда совершенно бессмысленной. После Хайдеггера об этом этическом понятии стали писать и другие европейские философы данного направления, в частности Сартр и Камю, но придавали ему более практический смысл. Понятие «последней заботы», то есть беспокойства об окончательной цели жизни, характерно и для теологии позднего протестантизма. Много об этом говорит, в частности, Пауль Тиллих. Именно поэтому забота имеет как бы два определения - позитивное (хлопоты, попечение) и негативое (беспокойство, опасение). Оба они отражены в толковых словарях.

Политическое определение

Современное государство - это не только и не столько аппарат насилия. Оно тоже должно проявлять заботу о людях. Прежде всего это особое внимание к потребностям тех групп населения, которые являются беззащитными и не слишком конкурентоспособными по отношению к другим. Это дети, старики, люди с инвалидностью, больные, меньшинства, которые могут сделаться жертвами дискриминации. По тому, как общество, окружающие относятся к таким группам, можно судить об уровне их цивилизованности. Недаром во многих странах есть волонтеры, которые навещают больных, детей в приютах, бескорыстно оказывают им помощь. Особенно это ценно в тех случаях, когда государство не имеет средств или политической воли охватить всех нуждающихся своей опекой.

У этого слова много синонимов, каждый из которых отражает какой-то его аспект. Это и уход, и рвение, и внимание, и желание помочь. Все эти термины говорят о готовности человека творить добро, о его отзывчивости и эмпатии к другим. Внимание к тому, о ком заботятся, свидетельствуют также о любви и уважении к нему. Недаром писатели и философы неоднократно утверждали, что эти качества помогают человечеству оставаться в единстве и дают нам хоть крохотную, но надежду на существование общества, основанного если не на любви, то хотя бы на взаимоуважении. Но есть между этими синонимами и отличие. Например, если забота может проявляться инстинктивно, то внимание, как правило, оказывается целенаправленно. Кроме того, забота содержит в себе и негативные мотивы, например, страх. Он зиждется на боязни утратить что-либо сейчас или в будущем.

Это один из основных инстинктов как у человека, так и у животных. Слабые и беззащитные малыши не выжили бы без опеки родителей и старших. Можно сказать, что наличие этого инстинкта является предпосылкой к сохранению рода или вида. Психологи замечают, что такая забота чаще всего свойственна женщинам. Она идет изнутри, а не извне, и осуществляется в результате сильного желания. Когда речь идет о мужчинах, то они нередко в таких случаях больше говорят о долге и об ответственности. Но, конечно, человеческая забота о потомстве - это не только инстинкт. Любовь, культурная парадигма и социальные образцы для подражания - все это может быть механизмами проявления попечения о детях.

Все мы подвержены старению. Даже очень активные родители, когда приходит старость или одолевают неизбежные болезни, становятся медлительными, им трудно иногда даже самостоятельно передвигаться. Тогда они становятся зависимы от нас. И дело не в деньгах, а в нашем присутствии, добром слове. Люди, которые шаг за шагом приближаются к смерти, очень нуждаются в нашей любви. И нам приходится принимать на себя опеку над ними, входить в инверсивную роль, самому становиться родителем собственных отца или матери. А быть заботливыми и нежными по отношению к ним нам не всегда удается. Ведь современное общество - это часто собрание одиноких эгоистов. И нам постоянно некогда, у нас свои тревоги, мы отмахиваемся от престарелых родителей, перенося все на «потом». А этот момент может никогда не настать. Поэтому по-настоящему заботливая мама не должна забывать о том, чтобы развивать в своих детях сочувствие и желание опекать слабых и помогать им.

Забота о домашних любимцах

Этот вид внимания и любви - чрезвычайно необходимое качество. Ведь ваши домашние любимцы - это все равно что полностью зависимые от вас дети, которые никогда не вырастут. Собак и кошек надо регулярно расчесывать, правильно и сбалансированно кормить, регулярно водить к ветеринару, не бить, разумеется, а воспитывать. И самое главное - уделяйте им внимание, разговаривайте с ними, играйте, гуляйте и помните, что вы за них в ответе! Такая забота чаще всего оказывается бескорыстно. Если в ситуации с уходом за детьми или родителями можно говорить об инстинкте или общественном уважении, то есть о переживаниях о своем будущем или статусе, то, заботясь о собаках и кошках, особенно больных и старых, люди часто не получают ни социальных, ни материальных благ, а наоборот, теряют их. Это значит, что в основе своей забота имеет бескорыстные мотивы.

К чему приводит отсутствие заботы или ее избыток

Нехватка внимания и снижение порога ответственности, особенно по отношению к детям и животным, может обернуться катастрофическими последствиями. Это тезис, который не нуждается ни в каких доказательствах, он очевиден. Мы созерцаем каждый день результаты такого поведения. Безнадзорные дети и брошенные животные - это только верхушка айсберга. Болезни, смерть, в том числе ранняя, агрессивность, скрытая или явная ненависть к себе подобным - вот главные последствия недостатка внимания к живым существам. Но если забота проявляется слишком усиленно и не к месту, то это тоже может привести к негативным последствиям. Часто тот, кому уделяется подобное внимание, относится к этому как к должному и перестает думать о самостоятельной жизни. Такой человек может сделаться настоящим домашним тираном. С другой стороны, слишком заботливая мама, опекающая детей на каждом шагу и не желающая смириться с тем, что они взрослеют, подавляет их волю. Они либо вырастают бесхребетными и неспособными к принятию самостоятельных решений, либо начинают протестовать в подростковом возрасте, и тогда в доме начинаются самые настоящие семейные войны. Поэтому забота не должна перерастать в унижение ни того, кого опекают, ни того, кто проявляет внимание.

Заботливость как качество личности – способность проявлять бескорыстное действенное участие в жизни другого человека.

В курятник к крестьянину, живущему на окраине небольшого села, повадилась лиса кур воровать. Вечером хозяин сел в засаде с ружьем караулить лису. Заботливая жена охотника то и дело окликала его, выходя на крыльцо: «Ну, скоро ты? Иди ужинать!» Но охотник молчал, не желая спугнуть лису. Жена не унималась: «Почему не отвечаешь? Ты идешь ужинать или нет?» Не отвечая жене, крестьянин настроился дождаться лису и молчал. Наконец, жена крикнула ему в темноту: «Вот что, ты как хочешь, а я сажусь ужинать!» — «Иду, иду, без меня не садись!» — не выдержал охотник и зашел в дом. Когда они сидели за столом, закудахтали куры. Крестьянин выбежал с ружьем, выстрелил в темноту, но было поздно – лиса убежала, унося в зубах курицу. Когда охотник зашел в дом, «заботливая» жена спросила его: «Ну, что? Досталось лисе?» — «Досталось! Курица на ужин!» — Развел руками крестьянин.

Забота – это форма проявления безусловной любви. Обладатель такого качества личности как заботливость обязательно обладает бескорыстием. Заботливость и бескорыстие – качества неразлучники. Людям свойственно путать бескорыстную заботливость, исходящую от безусловной любви и уважения к людям, с эгоистичным беспокойством. Беспокойство о себе представляется как проявление заботливости о других. Франсуа де Ларошфуко писал: «Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем сами себе».

Беспокоиться о ком-то – не значит проявлять заботливость. Риэлтерская фирма заключает договор со стариками, суть которого – мы будем заботиться о вас до самой смерти, а вы переписываете сейчас на нас свою недвижимость. Формально заботливость будет первое время проявляться. Кто любит детективы и знает жизнь, догадывается, что происходит дальше. Или изначально, или со временем на первый план выходит жадность и корыстолюбие. А, как известно, в основе всех преступлений стоят четыре мотива – ость, асть, исть и ысть, то есть жадность, страсть, ненависть и корысть. Старики вдруг начинают дружно умирать, либо оказываются в каком-либо бараке в деревенской глуши, либо в сектантском лагере в таёжных лесах Сибири.

Заботливость чурается эгоизма, это антиподы. Когда мотивом поступка однозначно служит эгоизм, значит, мы наблюдаем проявление другого качества личности, но никак не заботливости. К примеру, друг просит о помощи. Здесь важен мотив действий. Если, оказывая помощь, человек думает об ответной помощи либо благодарности и услуге, значит, это корыстный поступок с оглядкой на будущее. Когда он просит друга об ответной услуге и, получая отказ, осуждает его за неблагодарность, это означает только одно – «заботливость» о друге была замаскированной формой беспокойства о себе.

В народе говорят: «От добра добра не ищут». Если человек ждет благодарность либо ответную услугу за проявленное добро, стало быть, его поступок не был добрым, была обыкновенная корыстная сделка в режиме – «ты мне – я тебе». Поэтому следует называть вещи своими именами. Заботливость живёт там, где главенствует бескорыстие и безусловность любви и уважения к другому человеку. Всё остальное от лукавого.

Заботливость и расчёт – несовместимые вещи. Одри Хепберн заметила: «Мы боимся проявлять заботу о людях, потому что боимся, что другие не позаботятся о нас». Когда расчёт делается на то, что другой человек (ребенок, муж, любовник, друг, подруга) оценит заботу и когда-нибудь сторицей воздаст нам, значит, мы имеем дело с проявлениями эгоизма. Ум эгоиста – хороший бухгалтер, сводящий баланс, сколько в дебете и кредите заботливых поступков сделано ему и оказано им. Баланс, естественно, никогда не сводится, либо дебет сходится «со скрежетом». Эгоист хочет, чтоб ему первому оказали заботу, пусть сначала это сделают другие, а я потом. Он теряет покой, когда у него образуется кредиторская задолженность по заботливости. Эгоист начинает предъявлять кредиторам — задолжникам заботы, полученные векселя, выписывать счета. Оказывая ранее «заботу» он твёрдо знал – всё, что делается для другого – делается для себя. Поэтому, когда ему отказываются возмещать долги, он негодует и обращается за «справедливостью» в жизненный арбитраж. На самом деле он ни о ком не заботился, а проявлял беспокойство о себе. Если человек, охваченный заботой, ведёт себя не так, как ему бы хотелось, эгоист злится, гневается, обижается, ревнует, словом, испытывает фонтан негативных эмоций.

Заботливость свято относится к исполнению обязанностей, соответствующих её природе. Добросовестное выполнение своих обязанностей становится служением и заботой о близких людях. Женская заботливость реализуется в одних формах, мужская – в других. Одно из важнейших предназначений семьи – избавление от эгоизма её членов. Несчастливые семьи несчастливы каждая по-своему, но все счастливые семьи счастливы одинаково. Счастливо семейство, где научились бескорыстно заботиться друг о друге.

Красота женщина раскрывается, как роза, в заботливости, пропитанной любовью. К примеру, жена приготовила вкусный ужин только из желания доставить удовольствие мужу, с неё довольно сознанья, что он получит удовольствие. Ей не нужны его благодарность, она не думает, что получит взамен – просто бескорыстно заботится о близком человеке, исполняя обязанности жены. Для многих не вопрос, кто из них получит большее удовольствие – муж от ужина или жена от бескорыстной заботливости? Дарящий больше радуется, чем одариваемый. Марина Цветаева как-то сказала: «Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше - хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы - до всей моей души».

Какая разница подарить или потерять? Когда забота дарится, человек испытывает букет приятных ощущений и, наоборот, когда так называемая забота отталкивается от эгоизма, он ожидает какой-то ответ, а если не получает его, то испытывает обиду, разочарование и опустошение. Лев Николаевич Толстой писал о том, что мы любим других людей не за то добро, которое они сделали для нас, а за то добро, которое мы сделали для них.

Мужская природа больше заряжена на ответственность, но и ей присуща заботливость. Настоящему мужчине стыдно и неуютно жить для себя, истинный вкус счастья он познаёт, когда начинает о ком-то заботиться. Заботливость как абсолютная добродетель — это язык любви. Виктор Гюго писал: «Если человек, измученный жестокой душевной бурей, судорожно сопротивляясь натиску нежданных бедствий, не зная, жив ли он или мертв, все же способен с бережной заботливостью относиться к любимому существу - это верный признак истинно прекрасного сердца».

Заботливость не тождественна альтруизму, проявляющемуся в бескорыстной заботе о благополучии других и готовности жертвовать для других своими личными интересами. Заботливость – это бескорыстное исполнение своих обязанностей относительно своих близких, друзей и знакомых, в ней нет жертвенности. Альтруизм сродни подвигу, его чистота проявляется в бескорыстной заботе о совершенно незнакомых людях, в нем готовность жертвовать собственными интересами ради интересов другого человека или ради общего блага.

Петр Ковалев

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры сегодня в Евангелии мы слышали о сотнике, римском военачальнике, который пришел к Спасителю с просьбой исцелить его слугу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». При этом он показал удивительную силу веры и доверия Богу и потому увидел Силу Божьего промышления.

Каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу

Забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек.

Святые отцы говорят: «Не ищи чудес, чтобы веровать, ибо не от чудес вера; а приобрети веру, чтобы видеть чудеса; ибо чудеса от веры. Если будешь иметь веру, то каждую минуту, в каждом [явлении природы], в каждой [вещи] будешь видеть чудо; и в себе самом будешь видеть чудо; чудно рождение, чудно питание, чудно житие, и в жизни сколько чудес! И в малом и в великом Бог». «Приучай свое сердце, - говорят святые, - во всем видеть Господа, за все Его благодарить». «Нам Благой Бог дал обильные дарования и не попустил, чтобы мы страдали», поэтому и «мы должны сострадать своему ближнему, который страдает ». И тогда Господь обязательно подаст человеку радость.

Во всяком случае и при всякой встрече нужно делать то, что хочет Бог, чтобы мы сделали. А чего Он хочет, это мы знаем из Его заповедей. Приходит к нам ближний - это Бог его привел, с желанием, чтобы мы поступили в отношении к нему по-Божьи, как Ему угодно, и смотрит на нас, как мы в самом деле поступим. А значит, если помощи кто ищет, - помоги.

Забота о другом человеке, милостыня, доброта смягчают сердце, действуют на него, как масло на ржавый замок. Бог не создал человека жестоким и немилосердным, но люди не развивают в себе милосердие, данное им Богом, не сострадают ближнему и от нерадения постепенно становятся жестокосердными.

В акафисте «Слава Богу за все» есть такие слова: «Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным , как железо в огне. Я видел Твой таинственный неуловимый Лик… Слава Тебе, … Слава Тебе, ».

Господь вдохновляет нас служить ближним, сама мысль заботы о другом человеке является доброй мыслью, «благим помышлением от Бога», которая наполняет человека, принимающего ее, светом Богообщения.

Святитель Николай Сербский писал: «Если бы сегодня [кто-нибудь] спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы: возьми на себя бремя заботы о ближнем ! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели . Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать , но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, - наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не [горестнее и безотраднее], а, наоборот, вносим в нее сладость и утешение <…> Создайте малое царство душ, о которых вы будете заботиться, и вы почувствуете в себе широту души великих вождей и царей. Знаете ли ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы . Начните счет с нуля. Если вы живете только заботой о себе, вы еще даже не единица. Если никто на свете не чувствует вашей заботы, значит, вы нисколько не заботитесь о себе. <…> Если никто на свете не ощущает вашей заботы, - значит, вы трудитесь только для себя, значит, - пишет святитель Николай, - вы еще не стали единицей, а все еще дробь нуля и единицы, все еще очень и очень малы, малы даже для заботы о самом себе. <…> Постарайтесь … как можно больше заботиться о других, и вы увидите, как вступите в разговор с Богом. <…> Только забота о других открывает нам глаза и дает нам возможность видеть мир и жизнь в их [истинности] ».

«Мы должны усвоить себе такой взгляд на жизнь: носить всегда в сознании, что мы должны помышлять не о том, что мы можем потребовать себе, но - что должны дать другим».

«Не ищи великих [значимых] дел для своей деятельной любви: самое ничтожное, по-видимому, дело любви, совершенное участливо к людской нужде, есть дело достойное великих людей, - писал святитель Макарий (Невский), - столь великих, как Христос с его величайшим делом спасения человечества (способных видеть горе матери, потерявшей сына, пожалеть больного слугу, прокаженного, понять нужду каждого человека, видеть важность и поданного стакана воды). Не говори в себе: не нужно размениваться на мелочи: нужно искать крупных дел. Великое слагается из малых частей». Сделай хотя малое, потому что и малое иногда имеет великие последствия.

При этом «Делай дело, но не жди успеха тотчас; говорите, не будучи слышимы; любите, не будучи понимаемы; бросайте свой хлеб неблагодарным, но верьте, что все это в свое время принесет свой плод. “Ты теперь этого не понимаешь, - говорил Господь ученику, умывая его ноги и показывая свою заботу, - но после поймешь”».

Поставь себя на место другого, тогда поймешь, что ему нужно

Святые отцы предлагают очень простое правило, позволяющее точно понять, «что нужно другому человеку, чтобы сделать для него это»: «Поставь себя на место другого , тогда поймешь, что ему нужно. Если [же] будешь сидеть в своей скорлупе, - писал старец Паисий, - то не сможешь понять, что нужно другому человеку». «Например, … если кто-то, кто находится в трудном положении, попросит у нас помощи, мы сразу должны подумать так: “Если бы я был на его месте, разве я бы не хотел, чтобы мне помогли?” ». В этом будет наша забота о человеке.

Правило «Поставь себя на место другого, тогда поймёшь, что ему нужно» преподобный Паисий считал основным в отношениях с другими людьми, поскольку оно не только помогает понять, в чем нуждается другой человек, но и дает возможность избежать недоброго и нетерпеливого отношения к нему.

Так, уход за престарелыми родителями для некоторых становится неподъемной ношей, настоящим бременем. Но «если дети ставят себя на место своих состарившихся родителей и думают: “Ведь и я когда-то состарюсь и понравится ли мне, если мои близкие не будут обращать на меня внимания?” » - то они с радостью о них заботятся.

На жалобы одной женщины о том, что ей тяжело уже на протяжении восьми лет ухаживать за своей парализованной матерью, старец Паисий ответил: «О, твоя проблема решается очень просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь лет разбил паралич, а твоя мать выздоровела и за тобой ухаживала ». Как только дочь поставила себя на место своей несчастной матери, то сразу воскликнула: «Нет, нет, отче!». «Как же тебе только не стыдно? - сказал ей на это старец. - Что предпочтительней? Быть здоровым, не испытывать боли и ухаживать за больным человеком, имея при этом мзду [награду] от Бога, или страдать, быть не в состоянии пошевелить ногой, смиряться и просить: “Принеси мне, пожалуйста, утку, поверни меня на другой бок, подвинь меня к стене...»?”».

Устраивая так, чтобы мы встретились с нуждающимся человеком, Господь, как бы обращаясь к каждому из нас, говорит: «Вы дайте ему есть, вы позаботьтесь о нем; Я же найду ему и место и людей, которые приютят его ради имени Моего. Но Я желал бы, чтобы вы, а не другие приютили Меня в лице этого несчастного». Что бы мы ответили Ему?

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде. Действительно, даже в этом случае, «если в нём есть подлинная любовь к ближнему с состраданием, такой человек забывает свою собственную болезнь и (заботится) о других ».

Мысль «как поставить себя на место другого, чтобы увидеть его нужду» должна заменить свойственную порой человеку мысль о том, «как сесть на его место».

Так, например, подходя к Причастию, - писал старец Паисий, - следует не обгонять других, но подумать: «“может, другой человек больше меня спешит?” <…> Ведь даже если тебе не хватит Причастия, то ты должен радоваться, что оно досталось другому, а не тебе . А если у священника только одна частица, одна жемчужина, и найдётся больной человек, находящийся при смерти, которому нужно Причастие, ведь тебе нужно радоваться, что не ты причастишься, а он . Вот чего хочет от нас Христос. Вот так Христос и входит в сердце, наполняя человека радостью».

Поступая таким образом, человек учится постоянной заботе о другом, тем самым в своей жизни он преодолевает столь распространенное настроение: “лишь бы мне не было плохо”, в котором выражается господствующая в некоторых людях забота только о себе.

«Если человек не будет ставить себя на место других людей (чтобы увидеть их нужды), и не только людей, - говорит старец Паисий, - он не сможет стать человеком». Забота о другом человеке - это и разделить горе, и упокоить в трудностях, и принять от других грубое слово.

Святитель Макарий (Невский) писал об этом: «Не изнемогай в печали, что призреваемые не понимают заботы о них и оскорбляют заботящихся. [ Важность Вашего дела] еще более возвысится, когда вы победите зло добром ».

Будем помнить: забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый из нас, когда берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек. «Слава Тебе, Боже, преображающему нашу жизнь делами добра … Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие ». Аминь.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты